Научная статья на тему 'ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РАСПРОСТРАНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ'

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РАСПРОСТРАНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
315
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТАЙНА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Галиахметов К.М., Хисамов Д.Х., Девяткин Д.Е.

Статья посвящена ответственности за распространение государственной тайне. В ней будут рассматриваться различные сферы деятельности, подлежащие засекречиванию. Описывается уголовная и административная ответственность за разглашение государственной тайны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESPONSIBILITY FOR THE DISSEMINATION OF STATE SECRETS

The article is devoted to the responsibility for the dissemination of state secrets. It will address the various areas of activity to be classified. The article describes criminal and administrative liability for disclosure of state secrets.

Текст научной работы на тему «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РАСПРОСТРАНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ»

УДК 342

Галиахметов К.М.

студент Хисамов Д.Х. студент Девяткин Д.Е., к.техн.н.

ВУНЦ ВВС ВВА Россия, г. Челябинск ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РАСПРОСТРАНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ

Аннотация:

Статья посвящена ответственности за распространение государственной тайне. В ней будут рассматриваться различные сферы деятельности, подлежащие засекречиванию. Описывается уголовная и административная ответственность за разглашение государственной тайны.

Ключевые слова: государственная тайна, ущерб безопасности, секретная деятельность.

Galiakhmetov K. M.

Student

VUNTS VVS VVA Chelyabinsk Russia, Chelyabinsk Khisamov D. H.

Student

VUNTS VVS VVA Chelyabinsk Russia, Chelyabinsk Devyatkin D. E.

Candidate of technical Sciences

VUNTS VVS VVA Chelyabinsk Russia, Chelyabinsk RESPONSIBILITY FOR THE DISSEMINATION OF STATE

SECRETS

Abstract:

The article is devoted to the responsibility for the dissemination of state secrets. It will address the various areas of activity to be classified. The article describes criminal and administrative liability for disclosure of state secrets.

Key words: state secret, the security of secret work.

Государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ. Такое определение содержится в Законе РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О

государственной тайне».

Государственная тайна представляет собой неотъемлемую составляющую суверенитета и системы управления, это защищаемые государством сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

В Российской Федерации правовое регулирование в этой области осуществляется на самом высоком уровне. В 1997 году 6 октября Государственная дума приняла Федеральный закон «О государственной тайне». Впоследствии были отредактированы некоторые положения этого нормативного акта и внесены изменения в них. Впервые был принят документ такого высокого стандарта, регулирующий сохранение государственной тайны в нашей стране.

Этот закон определяет состав секретной информации в соответствующих разделах. В частности, в военной сфере государственная тайна:

- стратегические, оперативные и мобилизационные планы, а также документы для управления, строительства и развертывания армии и флота;

- технология производства, хранения и использования боевых частей ядерного оружия и их компонентов и методов их использования;

- тактические и технические данные об оружии и снаряжении;

- развертывание воинских частей, объектов обороны, их целей и условий.

В области внешней политики и внешнеэкономической деятельности категория секретной информации относится к информации, неконтролируемое распространение которой может нанести ущерб безопасности или интересам страны. Информация о финансовой политике в отношении иностранных государств также не раскрывается.

В области внешней разведки и национальной безопасности государственные секреты включают данные о составе и задачах соответствующих органов и их финансировании, информация об оперативно-розыскных мероприятиях, которые они проводят. Государственная тайна это также данные о защите информационных систем и правительственных сообщений.

Такие сведения стоит засекречивать, решают органы государственной власти и учреждения, получившие эти сведения. Перечень этих органов содержится в Указе Президента РФ от 11.02.2006 № 90 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне». Традиционно, это МВД, ФСБ, ФСО, МЧС, Минюст, Минобороны, Аппарат Президента РФ, а также Минэкономразвития, Росатом, Роскосмос, Минпромэнерго, Минобрнауки, Минздравсоцразвития, ГУСП, ФСТЭК РФ. В этом же документе содержится перечень сведений, которые отнесены к государственной тайне. Они сгруппированы по следующим категориям:

- военная;

- экономика, наука и техника;

- внешняя политика и экономика;

- разведывательная, контрразведывательная и оперативно-розыскная деятельность.

Сохранение государственной тайны в таких случаях гарантируется установлением ответственности этих лиц перед федеральным законодательством.

Защита государственной тайны является одним из важнейших направлений деятельности государственных органов. Вопросы, связанные с государственной тайной, ее защитой, а также проблемы раскрытия государственной тайны были актуальны во все времена. Россия тратит огромные бюджетные средства для обеспечения и защиты своей безопасности. Целью привлечения иностранных разведывательных служб является современная критическая информация (государственная тайна), защищенная государством от состояния обороноспособности страны, ее внешней политики, экономики, разведки, контрразведки и научно-технических возможностей. Российская Федерация находится под давлением, в том числе политическими институтами иностранных государств с целью ослабления контроля за сохранением капиталоемких компонентов государственной тайны. Возникающая ситуация указывает на необходимость усиления работы по защите государственной тайны.

Сегодня ответственность в области защиты государственной тайны охраняется на различных уровнях: уголовном, административном, гражданско-правовом и дисциплинарном [6].

Гражданско-правовая ответственность в плане защиты государственной тайны предполагает возмещение материального и морального вреда. На практике трудно себе представить, что государство морально страдает от разглашения государственной тайны. Доказать материальный вред от нарушения законодательство о государственной тайне также проблематично. Поэтому такая ответственность за государственную тайну существует лишь формально.

Дисциплинарная и административная ответственность за нарушение режима государственной тайны теоретически предусматривает выговор, лишение денежной премии или увольнение. На практике в случае разглашения государственной тайны сотрудник компании либо привлекается к уголовной ответственности с назначением реального наказания, либо компания или должностное лицо привлекается к незначительной административной ответственности. В любом из этих случаев фирма избавляется от сомнительного сотрудника, проходит дополнительную проверку службой безопасности и, возможно, лишается лицензии на государственную тайну. Поэтому в современных правовых реалиях внимания заслуживают два первых вида: уголовная ответственность за государственную тайну и административная ответственность в плане

защиты государственной тайны [7].

Так же предусмотрена и уголовная ответственность по следующим статьям:

- ст. 275 УК РФ - государственная измена. Сюда входят шпионаж, сообщение иностранным гражданам или организациям сведений, составляющих государственную тайну, которые стали ему известны в связи с исполнением служебных, должностных или иных обязанностей. По этой статье к ответственности в плане защиты государственной тайны могут быть привлечен гражданин, если следствие докажет, что лицу доверены секретные сведения, и у подозреваемого был умысел на их разглашение. Как правило, по таким статьям проходят граждане, которых «вербуют» иностранные разведки либо которые по своей инициативе планируют продать сведения, относимые к государственной тайне.

- ст. 276 УК РФ - шпионаж. Сбор, хранение, хищение и передача секретной информации в целях последующей передачи иностранному государству или зарубежным организациям. Умысел - прямой: данные действия выполняются либо по собственной инициативе, либо по заданию иностранных разведок. По данной статье к ответственности по государственной тайне привлекают только иностранцы и лица без гражданства.

- ст. 283 УК РФ - разглашение государственной тайны. Применяется, если не установили признаков, предусмотренных вышеуказанными статьями. Первая часть статьи предусматривает, что лицо, которому государственная тайна стала известна в связи со служебными, рабочими или учебными обязанностями, распространило сведения в общий доступ. Вторая часть статьи предусматривает ответственность за те же деяния, если это повлекло тяжкие последствия, правда, законодатель не предусмотрел, какие именно. Вероятно, данный вопрос должна решить судебная практика.

- ст. 283.1 УК РФ - незаконное получение информации, составляющей государственную тайну (похищение, обман, вымогательство секретных сведений под угрозой насилия, или иным противоправным методом). По данной статье идет ответственность, если нет признаков преступлений по предыдущим статьям.

- ст. 284 УК РФ - нарушение правил обращения с документами и иными материалами, содержащими государственную тайну, если такое нарушение повлекло утрату или наступление тяжких последствий. Обычно любой субъект, которому доверена работа с государственной тайной, получает лицензию ФСБ на данный вид деятельности - а это предполагает, что был проведен соответствующий инструктаж по работе с государственной тайной и служащие получили доступ к государственной тайне, а значит, знают, как следует обращаться с документацией и иными материальными носителями государственной тайны.

Обязательный признак данного преступления - утрата или

наступление иных тяжких последствий. При их отсутствии лицо привлекается административной ответственности за разглашение государственной тайны.

Статья, которая подходит под охрану государственной тайны - ст. 13.14 КоАП РФ. Она предусматривает разглашение сведений, доступ к которым ограничен, если это деяние не наказывается в уголовно-правовом порядке. Субъект ответственности - гражданин, которому секретная информация стала известна в связи со служебными обязанностями или в ходе обучения. В данную категорию не входят сведения ограниченного доступа, связанные с коммерческой или иной служебной тайной (например, инсайдерская информация, ноу-хау и т.д.) Предполагается, что эти сведения охраняются иными правовыми средствами.

Практики отмечают, что разграничение нарушения правил обращения с носителями государственной тайны и разглашения государственной тайны слишком размыто. В условиях стремительного развития технологий носителями государственной тайны могут быть любые материалы. Отсутствие точности в терминологии и определении данных диспозиций могут привести к тому, что ответственность будет распространяться на широкий круг лиц, которые никак не могут нести ответственность за разглашение государственной тайны просто потому, что не знали и не предполагали такой возможности.

Также невозможно конкретизировать проступок должностных лиц, уполномоченных относить те или иные сведения к категории государственной тайны. В этой области сотрудники могут посчитать секретной информацию, которая таковой не является, т.е. налицо злоупотребление служебным положением и теоретически - чрезмерное ограничение оборота информации. Сейчас контроль данной сферы неэффективен в связи с размытыми формулировками и двояким толкованием информации.

Впрочем, в законодательство о государственной тайне планируют внести изменения: уточнить категории секретных сведений в законе «О государственной тайне», установить критерии информации для разграничения по степени. Это повлечет пересмотр документации и информации для отнесения к той или иной степени секретности или вывода из-под усиленной защиты данных.

Использованные источники:

1. О государственной тайне: Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 // Собр. законодательства РФ. - 1997. - №41. - Ст. 4673.

2. О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне: Указ Президента РФ от 24 января 1998 г. №61 // Собр. законодательства РФ. -1998. - №5. - Ст. 561.

3. О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне: Указ Президента РФ от 11 февраля 2006 г. №90 // Собр. законодательства РФ. -2006. - №8. - Ст. 892.

4. Спектор Е.И. Комментарий к Закону Российской Федерации «О государственной тайне» (постатейный) / Е.И. Спектор. - М.: Юстицинформ, 2013. - 109 с.

5. Сумин А.А. Комментарий к Закону РФ «О государственной тайне» / А.А. Сумин. - М.: НОРМА, 2016. - 150 с.

6. Трунов И.В. Правовое регулирование государственной тайны / И.В. Трунов, Л.К. Трунова // Юрист. - 2012. - №8. - С.11-15.

7. Шумилов А.Ю. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства: комментарий к главе 29 УК РФ с постатейным приложением нормативных актов и документов / А.Ю. Шумилов. - М.: Издатель, 2011. - 187 с.

УДК 33

Гальцова А.А. студент

экономический факультет научный руководитель: Васильева А.В.,

доцент

экономический факультет ФГБОУ ВО Амурский государственный университет

Россия, г. Благовещенск СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВАЛОВОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОДУКТА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 2011-2015 ГОДЫ Аннотация.

В статье проводится статистическое изучение валового регионального продукта (ВРП) Амурской области за 2011-2015 годы. Проведен анализ динамики ВРП Амурской области за исследуемый период, проанализированы значения цепных и базисных показателей абсолютного прироста, темпа роста, темпа прироста, также рассмотрена структура ВРП области по источникам доходов и видам экономической деятельности.

Ключевые слова: валовой региональный продукт, динамика, структура.

Galtsova A.A. Student

Economics department, The Amur State University

Blagoveshchensk, Russia Vasilyeva A.V. (research supervisor) Candidate of Economic Sciences, associate professor Economics department of The Amur State University

Blagoveshchensk, Russia THE STATISTICAL ANALYSIS OF THE GROSS REGIONAL PRODUCT OF THE AMUR REGION FOR 2011-2015 Summary.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.