Научная статья на тему 'ЗАСЕКРЕЧИВАНИЕ И РАССЕКРЕЧИВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ'

ЗАСЕКРЕЧИВАНИЕ И РАССЕКРЕЧИВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
485
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТЕПЕНЬ СЕКРЕТНОСТИ / СВЕДЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТАЙНА / ИНФОРМАЦИЯ / СТАТЬЯ / DEGREE OF SECRECY / INFORMATION / STATE SECRETS / ARTICLE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Павлов П.Л., Колесников П.А.

В данной статье рассмотрены основные правила засекречивания и рассекречивания информации составляющих государственную тайну в Российской Федерации. Основными принципами которых являются законность, обоснованность и своевременность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRESPONDENCE AND REDECESSING OF INFORMATION

In this article, the main rules for secrecy and declassification of information constituting state secrets in the Russian Federation are considered. The main principles of which are legality, validity and timeliness

Текст научной работы на тему «ЗАСЕКРЕЧИВАНИЕ И РАССЕКРЕЧИВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ»

УДК 004.056.5

Павлов П.Л. курсант военного ВУЗа, 3 курс Колесников П.А. курсант военного ВУЗа, 3 курс факультет боевого управления авиацией и управления воздушным движением научный руководитель: Девяткин Д.Е.

подполковник

военно-учебный научный центр военно-воздушных сил

«военно-воздушная академия» филиал в г. Челябинск Россия, г. Челябинск ЗАСЕКРЕЧИВАНИЕ И РАССЕКРЕЧИВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ Аннотация. В данной статье рассмотрены основные правила засекречивания и рассекречивания информации составляющих государственную тайну в Российской Федерации. Основными принципами которых являются законность, обоснованность и своевременность

ключевые слова: степень секретности, сведения, государственная тайна, информация, статья

Pavlov P.L.

Kolesnikov P.A. Military cadets

3 course, faculty of combat control of aviation and air traffic control

supervisor: podpolkovnick Devyatkin D.E.

Military-educational scientific center of the air force "military-air

academy " branch in Chelyabinsk Russia, Chelyabinsk CORRESPONDENCE AND REDECESSING OF INFORMATION Annotation. In this article, the main rules for secrecy and declassification of information constituting state secrets in the Russian Federation are considered. The main principles of which are legality, validity and timeliness

Keywords: the degree of secrecy, information, state secrets, information, article

Органами государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению к государственной тайне, в соответствии с Перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне, разрабатываются развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию. В эти перечни включаются, согласно ведомственной или отраслевой специфики, конкретные сведения, полномочиями по распоряжению которыми наделены соответствующие органы государственной власти, и устанавливается степень их секретности.

Установлено три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно».

Количественные и качественные показатели ущерба безопасности РФ определяются в соответствии с нормативно-методическими документами, утверждаемыми руководителями органов государственной власти, которые наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, и согласованными с Межведомственной комиссией по защите государственной тайны. Эти данные официально не публикуются.

К сведениям особой важности следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам РФ в одной или нескольких из перечисленных областей.

К совершенно секретным сведениям следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам министерства (ведомства) или отрасли экономики РФ в одной или нескольких из перечисленных областей.

К секретным сведениям следует относить все иные сведения из числа сведений, составляющих государственную тайну. Ущербом безопасности РФ в этом случае считается ущерб, нанесенный интересам предприятия, учреждения или организации в военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной,

контрразведывательной или оперативно-розыскной области деятельности.

При невозможности идентификации полученных (разработанных) сведений со сведениями, содержащимися в действующем перечне, должностные лица органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций обязаны обеспечить предварительное засекречивание полученных сведений в соответствии с предполагаемой степенью секретности и в месячный срок направить в адрес должностного лица, утвердившего указанный перечень, предложения по его дополнению.

Предварительное засекречивание таких сведений необходимо проводить для преждевременного, несанкционированного их разглашения. Ведь на момент получения либо разработки сведений, которых невозможно идентифицировать со сведениями, содержащимися в действующем перечне сведений, относящихся к государственной тайне можно только предполагать о возможности отнесения этих сведений к государственной тайне. При решении вопроса о предварительном засекречивании полученных (разработанных) сведений необходимо, кроме принципа соблюдения безопасности государства, также руководствоваться положениями ст. 5 Закона «О Государственной тайне» регламентирующими, в какой области,

какие сведения в общей форме следует отнести к государственной тайне. При предварительном засекречивании сведений также необходимо определиться к какой степени секретности они могут быть отнесены.

Согласно ч. 3 ст. 11 Закона «О Государственной тайне», должностные лица, утвердившие действующий перечень, обязаны в течение трех месяцев организовать экспертную оценку поступивших предложений и принять решение по дополнению (изменению) действующего перечня или снятию предварительно присвоенного сведениям грифа секретности.

Экспертная оценка поступивших предложений проводится путем поручения специалистам в области (областях) либо направлениях науки, техники, экономики, политики, обороны исследования этих предложений, оценки возможности причинения ущерба безопасности государства, в случае разглашения полученных (разработанных) сведений. Данные специальные исследования могут поручаться как специалистам одного ведомства, так и разных, в зависимости от того, к компетенции одного или различных ведомств могут относиться вопросы засекречивания полученных сведений и насколько широко они могут затрагивать сферы деятельности той или иной отрасли.

Затем, должностные лица, утвердившие действующий перечень производят анализ представленных материалов (предложений и заключений специалистов) и на их основании делают вывод о целесообразности засекречивания полученных (разработанных) сведений и присваивания им той или иной степени секретности. И в случае положительного вывода принимается решение по дополнению действующего перечня или снятию предварительно присвоенного сведениям грифа секретности. О принятом решении незамедлительно извещаются должностные лица, направившие предложения по дополнению перечня сведений, отнесенных к государственной тайне.

Сведения, составляющие государственную тайну, должны содержать следующие реквизиты:

1) о степени секретности содержащихся в носителе сведений со ссылкой на соответствующий пункт действующего в данном органе государственной власти, на данном предприятии, в данных учреждении и организации перечня сведений, подлежащих засекречиванию;

2) об органе государственной власти, о предприятии, об учреждении, организации, осуществивших засекречивание носителя;

3) о регистрационном номере;

4) о дате или условии рассекречивания сведений либо о событии, после наступления которого, сведения будут рассекречены.

Срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не должен превышать 30 лет. В исключительных случаях этот срок может быть продлен по заключению Межведомственной комиссии по защите государственной тайны.

Рассекречивание сведений и их носителей - снятие ранее введенных в

предусмотренном, Законом «О государственной тайне», порядке ограничений на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на доступ к их носителям.

Основаниями для рассекречивания сведений являются:

1) взятие на себя РФ международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими в РФ государственную тайну, что может происходить путем заключения международных договоров, соглашений, конвенций, присоединения к ранее уже подписанным международно-правовым актам;

2) изменение объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной.

В целях актуализации перечней сведений, составляющих государственную тайну, эффективности мер по защите государственной тайны закон обязывает органы государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, периодически, но не реже чем через каждые 5 лет, пересматривать содержание действующих в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях перечней сведений, подлежащих засекречиванию, в части обоснованности засекречивания сведений и их соответствия установленной ранее степени секретности. Решения об изменении перечней сведений, подлежащих засекречиванию, принимаются руководителями органов государственной власти только в отношении тех перечней, которые были утверждены и действовали в этих органах.

Рассекречивание сведений, составляющих государственную тайну и их носителей, неразрывно связаны между собой. При этом может возникнуть ситуация, что на самом носителе информации содержатся сведения различной степени секретности.

По общему правилу носители сведений, составляющих государственную тайну, рассекречиваются не позднее сроков, установленных при их засекречивании. Если перечень сведений, составляющих государственную тайну, действующий в данном органе, на основании которых эти сведения были засекречены, изменился, то носители сведений могут быть рассекречены ранее срока.

В исключительных случаях право продления первоначально установленных сроков засекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну, предоставляется руководителям государственных органов, наделенным полномочиями по отнесению соответствующих сведений к государственной тайне, на основании заключения назначенной ими в установленном порядке экспертной комиссии.

Исключительными следует считать из ряда вон выходящие, неординарные случаи, требующие немедленного вмешательства, под угрозой причинения значительного ущерба безопасности государства. При

этом к каждому такому случаю необходимо подходить индивидуально и давать ему экспертную оценку.

Также, ч. 3 ст. 14 Закона «О государственной тайне», руководители органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций наделяются полномочиями по рассекречиванию носителей сведений, необоснованно засекреченных подчиненными им должностными лицами. Данное положение закона облегчает решение споров, связанных с необоснованным засекречиванием информации, призвано способствовать своевременному восстановлению нарушенных при всём этом прав и свобод граждан, избегания неоправданных экономических потерь, связанных с таким засекречиванием.

По общим правилам вопросы рассекречивания сведений и их носителей находятся в компетенции руководителей органов государственной власти, которые их засекретили, или руководителей, утвердивших перечни сведений, составляющих государственную тайну, на основании которых эти конкретные сведения были засекречены.

Часть 4 статьи 14 Закона «О государственной тайне» предусматривает, то, что руководители государственных архивов РФ могут рассекречивать носители сведений, составляющих государственную тайну, находящихся на хранении в закрытых фондах этих архивов, в случае делегирования им таких полномочий организацией-фондообразователем или ее правопреемником.

Данное положение закона объясняет возможность простого выхода из ситуации, когда секретные документы давно переданы в архив, отвечающий за их сохранность, за ознакомление с ними только лиц, имеющих соответствующий допуск, а организация передавшая эти носители информации должна терять какие-либо материальные, физические затраты, на выполнение работы по рассекречиванию документов, уже выбывших из их владения.

Согласно ст. 2 Положения о Межведомственной комиссии по защите государственной тайны Утвержденное Указом Президента РФ от 6 октября 2004 г. № 1286, данный орган защиты государственной тайны в области рассекречивания сведений и их носителей обладает следующими полномочиями:

1) определяет порядок рассекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну, в случае ликвидации организации-фондообразователя и отсутствия ее правопреемника;

2) решает вопрос о продлении 30-летнего срока засекречивания сведений, составляющих государственную тайну.

Использованные источники:

1. Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О Государственной тайне» // «Российская газета» от 21 сентября 1993 г. № 182.

2. Городов О.А. Информационное право: учебник. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.

3. Козлов С.С., Тимошенко В.А.Комментарий к Закону от 21 июля 1993 г.

№ 5485-1 «О государственной тайне». - М.: ООО «Новая правовая культура», 2006 г.

УДК 629.735

Павлов П.Л.

Колесников П.А.

3 курс

факультет «боевое управление авиацией и управление воздушным движением» военно-учебный научный центр военно-воздушных сил

"военно-воздушная академия" филиал в г. Челябинск научный руководитель: Кокшаров О.Б.

майор

Россия, г. Челябинск

ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ И СОСТАВ САМОЛЕТОВ ДАЛЬНЕГО РАДИОЛОКАЦИОННОГО ОБНАРУЖЕНИЯ

Аннотация: в данной статье рассматривается предназначение и важность использования самолетов дальнего радиолокационного обнаружения в вооружённых силах разных стран и перспектива ее развития.

Ключевые слова: самолет, радиолокация, обнаружения, комплекс, командный пункт, боевое управление.

Pavlov P.L.

Kolesnikov P.A.

3 year, faculty "combat control of aviation and air traffic control" military-educational scientific center of the air force "military-air

academy" branch in Chelyabinsk Russia, Chelyabinsk Supervisor: Major Koksharov O.B.

PURPOSE AND COMPOSITION OF LONG-RANGE RADAR DETECTION AIRCRAFT

Abstract: in this article, the purpose and importance of the use of longrange radar detection aircraft in the armed forces of different countries and the prospect of its development are considered.

Keywords: aircraft, radar, detection, complex, command post, combat control.

Авиационный комплекс радиообнаружения и наведения — электронный комплекс, установленный на самолёте или другом летательном средстве, осуществляющий обнаружение объектов для возможности наведения на них, например, ракет, а также осуществляющий координацию действий сил союзников и смежные задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.