Научная статья на тему 'УСТАНОВКА КАК ПРИНЦИП ФОРМИРОВАНИЯ ДЕЛОВОЙ ЭТИКИ И КУЛЬТУРНЫХ ОСНОВ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

УСТАНОВКА КАК ПРИНЦИП ФОРМИРОВАНИЯ ДЕЛОВОЙ ЭТИКИ И КУЛЬТУРНЫХ ОСНОВ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
установка / познавательная деятельность / функция / педагогика / структура / деловая этика / педагогическая культура / attitude / cognitive activity / function / pedagogy / structure / business ethics / pedagogical culture

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.В. Романова, Е.А. Попова

В статье с позиций методологического анализа определено понятие установки и ее основополагающих функций. Дано понятие познавательной установки деловой этики и культурных основ личной жизнедеятельности. Особое внимание уделено формированию установки на профессионально-познавательную деятельность в высшем учебном заведении. Показано, что проблема установки является одной из обсуждаемых за последние годы, начиная с начала двадцатого века. Ее значимость вытекает из выполнения ею функций пускового механизма в разнообразной деятельности человека. В современной литературе установка рассматривается, с одной стороны, как внутренняя готовность к деятельности, с другой, – как деятельность преподавателя по формированию этой готовности. При этом под методологией формирования установки в рамках рассматриваемых задач исследования авторами понимается совокупность философских положений, о познании и изменении педагогической реальности (внутри вузовского образования как социального явления и способа осуществления педагогического процесса).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTALLATION AS A PRINCIPLE OF FORMATION OF BUSINESS ETHICS AND CULTURAL FOUNDATIONS OF LIFE

The concept of installation and its fundamental functions is defined from the standpoint of methodological analysis. The concept of the cognitive attitude of business ethics and the cultural foundations of personal life is given. Special attention is paid to the formation of an attitude to professional and cognitive activity in a higher educational institution. It is shown that the installation problem is one of those discussed in recent years, starting from the beginning of the twentieth century. Its significance stems from its performance as a trigger mechanism in a variety of human activities. In modern literature, the attitude is considered, on the one hand, as an internal readiness for activity, on the other hand, as the activity of a teacher in the formation of this readiness. At the same time, under the methodology of setting formation within the framework of the research tasks under consideration, the authors mean a set of philosophical provisions about the knowledge and change of pedagogical reality (within university education as a social phenomenon and a way of implementing the pedagogical process).

Текст научной работы на тему «УСТАНОВКА КАК ПРИНЦИП ФОРМИРОВАНИЯ ДЕЛОВОЙ ЭТИКИ И КУЛЬТУРНЫХ ОСНОВ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

уходом детей из родительской семьи, выстраивание новых семейных отношений. Данная возрастная группа реализует следующие виктимологические задачи: достижение социальной и гражданской ответственности, поддержание адекватного жизненного уровня, помощь детям, определение способов реализации досуга, реализация личностного аспекта супружества, взаимодействие со стареющими родителями, принятие собственных физиологических перемен.

Данный период онтогенеза характеризуется наивысшим развитием духовных способностей человека, что в терминологии древних греков вслед за Аппо-лодором (144 г н. э.) получило название «акме» - вершина, кульминационная степень развития человеческой личности, «тождественность себе». Достигшая своего «акме» личность демонстрирует полноту самобытия, свое место в мире, взвешенность, стабильность, объективность, ответственность, устоявшиеся ценностные приоритеты, внутреннюю культуру.

Эмпирические наблюдения за карьерой политических, экономических, финансовых, научных лидеров убеждают в сохранении ими в позднем зрелом возрасте основных позиций в общественной структуре. Руководство государственными, хозяйственными, общественными механизмами осуществляет, как правило, позднезрелый человек. Спад продуктивности не характерен для многих профессий: преподавателей, врачей, программистов и др. Продолжают полноценно трудиться представители творческих профессий: поэты, писатели, композиторы, художники и др. Убедительным примером позднезрелой продуктивности являются Леонардо да Винчи, И. Гете, М.В. Ломоносов, В.И. Вернадский, А. Эйнштейн, Ф.М. Достоевский, М.М. Пришвин, Ч. Диккенс и др. Творческая, трудовая отдача влечет за собой увеличение «психологического будущего», открытие новых перспектив.

В противовес имеющимся в психологии суждениям о стагнации развития человека в позднем зрелом возрасте современная наука настаивает на безграничности экзистенциального развития личности. В период поздней зрелости человек обладает стабильными социальными ролями, умеет расставлять приоритеты, готов брать на себя ответственность, признает свои ошибки, обладает уверенностью, организованностью, целеустремленностью, властными полномочиями, демонстрирует индивидуальный жизненный стиль, жизненные

Библиографический список

ценности и собственные принципы, поддерживает других интеллектуально и эмоционально, склонен к реальным оценкам и философским обобщениям. Персональные характеристики (экстровертивность/интровертивность, самостоятельность/зависимость, активность/пассивность, альтруизм/эгоизм, гармо-ничноть/противоречивость и др.) определяются взаимоотношениями человека с обществом. Социально зрелая личность характеризуется интеллектуально взвешенным, деятельностно-продуктивным, профессиональным, социально активным, нравственно и эстетически осознанным, ответственным отношением к жизни.

Зрелые люди также дифференцируются по гендерному принципу: женщины легче адаптируются к выходу на пенсию и потере работы, чем мужчины. Причины этого кроются в анатомических различиях мозга женщин и мужчин. Первые обладают большим весом мозолистого тела (пучка волокон между правым и левым полушарием), нежели мужчины. Одновременная работа обоих полушарий головного мозга приводит к более интенсивному обмену информацией между полушариями, высоким показателям в речевой деятельности и коммуникации. Вместе с тем мозговая активность подвержена гормональному влиянию. С возрастным изменением гормонального фона гендерная детерминация мышления сглаживается, дополняется чертами противоположного пола.

В качестве вывода отметим: рубеж старения, сопряженный с ухудшением здоровья, потерей работоспособности, в наши дни отодвинут. В условиях продления активного долголетия хронологический возраст 55-70 лет следует считать значимым экономически, социально, культурно. В наступивший период человек физиологически, психологически, когнитивно стабилен, но подвержен физиологическому и профессиональному старению. На этом фоне достигают апогея личностные качества позднезрелой личности, ее духовно-нравственные характеристики. Выраженный экзистенциальный план инициирует развитие у людей 55-70 лет мотивации к непрерывному образованию, активному образу жизни, сохранению здоровья. Полученное нами комплексное знание о людях позднего зрелого возраста интегрируется в педагогическую науку для личностной самореализации этой прослойки общества, использования их опыта для воспитания детей, повышения благосостояния государства.

1. Ананьев Б.Г Человек как предмет познания. Санкт-Петербург: Питер, 2002.

2. Балакшина Ж.А., Фор М.В. Возрастная изменчивость интеллекта от подросткового периода до взрослости. Вестник Санкт-Петербургского университета. 2008; Выпуск 4.

3. Вебер М. Избранные произведения. Москва: Прогресс, 1990.

4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Москва: Азбука, 2010.

5. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: учебное пособие для высших учебных заведений. Москва: Владос, 2003.

6. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. Москва: Смысл, 1993.

7. Мальсагов А.А., Лезина В.В. Нейродидактическая технология обучения взрослых. ВестникПГУ. 2017; № 1: 147-154.

8. Миронова Л.Р Взрослость и/или зрелость. Санкт-Петербург 2004.

9. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. Москва: Азбуковник, 1997.

10. Реан А.А. Психология личностной зрелости. Профессионально-личностное развитие будущего специалиста. Санкт-Петербург, 2013: 110-121. References

1. Anan'ev B.G. Chelovekkakpredmetpoznaniya. Sankt-Peterburg: Piter, 2002.

2. Balakshina Zh.A., For M.V. Vozrastnaya izmenchivost' intellekta ot podrostkovogo perioda do vzroslosti. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. 2008; Vypusk 4.

3. Veber M. Izbrannye proizvedeniya. Moskva: Progress, 1990.

4. Dal' V.I. Tolkovyj slovar'zhivogo velikorusskogo yazyka. Moskva: Azbuka, 2010.

5. Darvish O.B. Vozrastnaya psihologiya: uchebnoe posobie dlya vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva: Vlados, 2003.

6. Leont'ev D.A. Ocherk psihologii lichnosti. Moskva: Smysl, 1993.

7. Mal'sagov A.A., Lezina V.V. Nejrodidakticheskaya tehnologiya obucheniya vzroslyh. VestnikPGU. 2017; № 1: 147-154.

8. Mironova L.R. Vzroslost'i/ilizrelost'. Sankt-Peterburg, 2004.

9. Ozhegov S.I. Tolkovyj slovar'russkogo yazyka. Moskva: Azbukovnik, 1997.

10. Rean A.A. Psihologiya lichnostnoj zrelosti. Professional'no-lichnostnoe razvitie buduschego specialista. Sankt-Peterburg, 2013: 110-121.

Статья поступила в редакцию 07.09.22

УДК 37.01

Romanova A.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, South Ural State University (Chelyabinsk, Russia),

E-mail: romanovaav@susu.ru

Popova E.A., Doctor of Sciences (Economics), Professor, South Ural State University (Chelyabinsk, Russia), E-mail: popovaea@susu.ru

INSTALLATION AS A PRINCIPLE OF FORMATION OF BUSINESS ETHICS AND CULTURAL FOUNDATIONS OF LIFE. The concept of installation and its fundamental functions is defined from the standpoint of methodological analysis. The concept of the cognitive attitude of business ethics and the cultural foundations of personal life is given. Special attention is paid to the formation of an attitude to professional and cognitive activity in a higher educational institution. It is shown that the installation problem is one of those discussed in recent years, starting from the beginning of the twentieth century. Its significance stems from its performance as a trigger mechanism in a variety of human activities. In modern literature, the attitude is considered, on the one hand, as an internal readiness for activity, on the other hand, as the activity of a teacher in the formation of this readiness. At the same time, under the methodology of setting formation within the framework of the research tasks under consideration, the authors mean a set of philosophical provisions about the knowledge and change of pedagogical reality (within university education as a social phenomenon and a way of implementing the pedagogical process).

Key words: attitude, cognitive activity, function, pedagogy, structure, business ethics, pedagogical culture.

А.В. Романова, канд. пед. наук, доц., Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, E-mail: romanovaav@susu.ru

Е.А. Попова, д-р эконом. наук, проф., Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, E-mail: popovaea@susu.ru

УСТАНОВКА КАК ПРИНЦИП ФОРМИРОВАНИЯ ДЕЛОВОЙ ЭТИКИ И КУЛЬТУРНЫХ ОСНОВ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье с позиций методологического анализа определено понятие установки и ее основополагающих функций. Дано понятие познавательной установки деловой этики и культурных основ личной жизнедеятельности. Особое внимание уделено формированию установки на профессионально-познавательную деятельность в высшем учебном заведении. Показано, что проблема установки является одной из обсуждаемых за последние годы, начиная с начала двадцатого века. Ее значимость вытекает из выполнения ею функций пускового механизма в разнообразной деятельности человека. В современной литературе установка рассматривается, с одной стороны, как внутренняя готовность к деятельности, с другой, - как деятельность преподавателя по формированию этой готовности. При этом под методологией формирования установки в рамках рассматриваемых задач исследования авторами понимается совокупность философских положений, о познании и изменении педагогической реальности (внутри вузовского образования как социального явления и способа осуществления педагогического процесса).

Ключевые слова: установка, познавательная деятельность, функция, педагогика, структура, деловая этика, педагогическая культура.

Проблема установки обстоятельно исследовалась рядом известных авторов (Д.Н. Узнадзе, А.В. Петровский и др.). Мы согласны с тем, что установка функционирует на бессознательном уровне, но в педагогике формируется на сознательном уровне. Важно и то, что формирование установки связано с развитием внимания как направленности личности.

Цель исследования - с позиций методологического анализа обосновать познавательную установку в качестве принципа деловой этики и культурных основ личной жизнедеятельности.

Задачи исследования определяются, прежде всего, осознанием значимости установки с позиции педагогической теории и практики. Задачами исследования являются оценка (с позиции ценностной значимости установки) функций и зон формирования педагогической этики экономической личности, ее культурных основ жизнедеятельности в высшем учебном заведении.

С педагогических позиций можно рассматривать как работу ППС вуза по формированию деловой этики и культурных основ личной жизнедеятельности. Это сравнительно новая направленность исследования, связанная с мягкими факторами предпринимательской деятельности. В отличие от жестких факторов, они все более обращают на себя внимание в связи с позитивным влиянием на рост производительности труда и конкурентоспособность хозяйствующих субъектов.

Важно отметить, что деловая этика существует в двух измерениях: индивидуальном и социальном. В нашем исследовании особое внимание уделяется первой. То же самое касается и деловой культуры, культурных основ личной жизнедеятельности.

Методологической основой исследования являются труды современных авторов по теме исследования. Особое внимание при этом обращалось на исследования в сфере познавательной установки (ее структуры) и на формирование установки на профессионально-познавательную деятельность в сфере деловой этики и культурных основ личной жизнедеятельности [1; 2].

Результаты исследования определены следующим алгоритмом изысканий:

- значимость установки с позиций педагогической теории и практики;

- этическая направленность исследования;

- формирование культурных основ личной жизнедеятельности.

Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в

предложенном авторском подходе к требованиям установки и ее функциям. Практическая ценность - в реализации предложенного подхода к требованиям установки при обучении студентов в вузе.

1. Значимость установки с позиций педагогической теории и практики

Прежде всего, укажем на важность установки как педагогической направленности исследования. Она, как справедливо отмечается некоторыми авторами, представляет собой внутреннюю готовность личности к конкретной деятельности. Она - эта установка - связана также со вниманием, направленностью личности к определенной деятельности.

Центральным вопросом в рамках «установки» является ее функциональная направленность. Выделим следующие функции.

Гностическая функция - характеризует личность как субъект познавательной активности и оказывает непосредственное влияние на воспитание. Познание неразрывно с обобщением, переносом сформированных познавательных умений в новую когнитивную среду, с выделением главного, существенного, осмыслением.

Интегративная функция - характеризует связь с другими функциями. Связь осуществляется по линии обобщения знаний, формирования навыков предметно-практической деятельности, переноса умений в новые условия экономического образования.

Ориентировочная функция проявляется в общем осмыслении знаний и умений для экономического образования личности. В процессуальном плане личность должна быть сориентирована в средствах достижения экономического образования (это связано с определением ближних, средних и дальних перспектив, выбором средств их достижения).

Оценочная функция предполагает установление обратной связи, сравнение полученных результатов с заданной целью образования, формирование выводов, являющихся базой коррекции педагогического процесса.

Регулятивная функция ориентирована на процесс реализации цели самого педагогического процесса, осуществления обратной связи, сопоставления дея-

тельности участников этого процесса, влияния на сам процесс, интеракции всех его участников.

Функция регуляции применяется в нескольких случаях: при организации экономического образования на основе выдвижения гипотезы и ее проверки; при проблемном построении занятий (стремлении к оптимизации); при управленческом подходе к педагогическому процессу.

Можно также утверждать, что установка выступает в качестве принципа формирования педагогической культуры и деловой этики.

2. Этическая направленность исследования

Следует различать зоны формирования педагогической этики: организационно-проектировочная, содержательно-процессуальная, мотивационно-аналити-ческая, оценочно-корректирующая (табл. 1). Педагогическая этика реализуется только в деятельности. Говоря иначе, формирование этики носит целенаправленный характер.

Таблица 1

Функции и зоны формирования педагогической этики экономической личности

Зона Функция

Организационно-проектировочная Определение этапов формирования педагогической этики Декомпозиция цели на задачи Выбор средств достижения целевых установок

Содержательно-процессуальная Координирующая, связанная с включением в педагогический процесс различных форм и методов достижения успеха Развивающая, связанная с овладением способами мыслительной деятельности Интеграционная, связанная с объединением усилий для достижения целей формирования этической культуры

Мотивационно-анали-тическая Развивающая Прогностическая, отражающая целедостижение Мобилизационная, связанная с ориентацией личности на овладение педагогической этикой

Оценочно-корректирующая Учет конкретных факторов и условий Контроллинговая Оценки по конечному результату

3. Формирование культурных основ личной жизнедеятельности

В житейском употреблении значение слова «культура» можно раскрыть в двух связанных между собой значениях: 1) единство достижений человечества, рассматриваемых совместно - в производственной, социальной и духовной жизни; 2) значительный, соответствующий современным требованиям уровень всех достижений. Речь, например, может идти о профессиональной (педагогической, экономической и т. д.) культуре.

В научной литературе (в дополнение к отмеченному) выделяются три определения значения культуры - аксиологическая, духовная и этносоциологическая. Отмеченное касается как отечественной, так и зарубежной литературы.

В аксиологической концепции выделяется два подхода - «прогрессист-ский» (культура включает только положительные ценности) и «бинарный» (когда в культуру включают как положительные, так и отрицательные ценности). Последние, по мнению сторонников такого подхода к определению культуры, выражают определенную человеческую индивидуальность.

Л.З. Немировской проанализировано понятие содержания культурной жизни человека. С одной стороны, оно находится в плоскости «производство», с другой - в плоскости «потребления духовных ценностей, знаний о комплексах культурных ценностей и умений обнаружить приоритетное для человека в его жизни». Мы поддерживаем позицию автора, духовная концепция сводит культуру со сферой духовной жизни общества.

К названному виду культуры относят интеллектуальную, нравственную, правовую, художественную и религиозную (в контексте религиозный культ) культуры. Подчеркивая это, Н.С. Злобин отмечает, что «так называемая материальная культура только потому есть культура, что она в то же время духовна».

Сторонниками этносоциологической концепции культура рассматривается как «творение человека в противоположность тому, что порождено природой». Это мир, от начала и до конца создается и совершенствуется самим человеком. Поэтому он противостоит и миру природному, и миру божественному, существующим помимо человека. Приверженцы этой теории рассматривают в культуре систему всего того, что делает человека личностью. В.В. Сильвесторов, подчеркивая это, отмечает, что «культура определяет человеческую историю как тайну ее преемственности».

Таким образом, мы можем сделать вывод, что культура - это «опыт, представляющий собой закрепленное единство знаний и умений, то есть воспитание» [3]. То есть культуру управления можно представить в виде комплекса стереотипов, которые формируются в процессе воспитания, условий окружающей среды, места жизнедеятельности индивида.

Все эти подходы указывают на новый ракурс рассмотрения понятия педагогической культуры как измерение эффективности передачи опыта от предшествующих поколений последующим и уровень издержек последних при освоении знаковых систем. Культуру условно можно разделить по видам деятельности и рассмотреть в ней технологии конкретного (в нашем случае педагогического) вида деятельности; формы и методы социализации и социальной адаптации человека; выражение степени общественного содействия или противодействия формированию свободно действующей личности [2].

Здесь следует отметить, что под свободой понимается не вседозволенность (и даже не осознанная необходимость). Свобода (с точки зрения педагогической науки) - появляется там и тогда, где и когда «у субъекта появляется возможность выбора между различными вариантами поведения (и чем шире у человека выбор, тем больше мера его свободы)».

Именнос этих позицийнамиирассматривается спортивно-педагогическое образованием постижен иссмыснркусмур ных основ жиз недояоедьности лич-ноати. Р частнодщоои прекставсеныноли соследующо норньсй))^ 1 ).

Социокультуру можно представить в виде важнейшего фактора жизнедея-чальиоатинюОагврслстека, стремящегося к успеху в любом социуме. Это: развивающиеся идеи, взгляды, инновации, образы мыслей, действий и взаимоотношений. Это также система ценностей, этика, менталитет и язык общения (в рамках

Рис. 1. Две составные части культурных основ жизнедеятельности

Здесь будет уместным следующее «поле» социокультуры: взаимодействие человека с внешней средой, мотивация и размер вуза физической культуры. Данное поле определяется также такими параметрами, как дистанция власти в конкоотдос стране ([ьееионе), урооень изаьгения ^^окределе^н^ооти.о^танпю мужского и женского в рамках данной социокультуры.

боеито ом^^он^нрос^^достюо^'^ешннио к демо^^н^<^дч дллущнх оьо ^^р^и^к^в оуре Моми сеюа проМысоюснкльтая кьльдурс) . Но бордийо

ПyoфecсиoпaльнРсксльтуpa)ДK)нкpeешлyст: 1) основные характеристики развития личности, а)вддeкйаoчеpшоннтвoвaн ию форм и методов деятельности, 3) вырабатывает лучшую систему передачи социального опыта. ПроMоиeиeннеиндннyлмтсаa eбыинe ее тос^т^о^^л^.^ (^о^к^аыо

от нее, обучающая культура может быть и неосознанной. В ее арсенале тради-CИOйaпкыщаляетсь ооним из герчных дрещсрв внздeЙyдвысисюeлосeзл, ч^с^м числе и студента, обучающегося в вузе физической культуры.

Фойностыый -реееуь оо раскрывает соответствие человеческой деятельности духовной, основными показателями которой назовем гуманность, свободу, ьенссилие,чьоовенорюбие. Xaаикнeyиcyьклeо субъекта включает соответствие данной личности, выполняющей роль и функции наставника, нормы общечелове-нeркoHкнльдyойlчнpнюст■нсннсcти.Дpнгсдыолoвaми, она измеряется в системе профессиональных ценностей, определяющих эффективность культуросообраз-нога oCдозвиaнинйвезe финикeскoккyдитыаы.

Конкретно это выражается в диалогичности обучающей культуры. Проис-ходьн но в диалоге.ооОмеиeинформaсидИ,кмoрьоми,ннаниимпорбyчающи-мися.

р последное ннрмаиптенсс к диддогсюнооди (коща сали поешгощ и студео-та не абсолютизированы) неуклонно усиливается. И с этих позиций можно дей-

ствительно вести речь о спортивно-педагогическом образовании как постижении смысла профессиональной культуры.

С позиций отмеченного культура обучающегося в любом вузе - это его способность к творческому восприятию, пониманию и преобразованию действительности в той или иной сфере деятельности и отношений. Становясь профессией, она делается проявлением человеческой образованности и профессиональной компетентности.

Поскольку специалист в той или иной сфере деятельности формируется лишь вследствие приближения к ПК, то человекотворческая функция может быть названа в качестве главной функции данной культуры. И здесь возможны «жертвы», требуемые культурой от обучающихся ради дальнейших возможностей в процессе послевузовской жизни.

Подводя некоторый итог, следует констатировать, что спортивно-педагогическое образование - это профессиональная культура выпускника вуза физической культуры и предмет изучения «социокультуризации» как науки. Педагогика в этом плане есть искусство образования человека, обязательно предполагающего наличие идеала национального образования.

Речь, по сути, идет о социокультурном образовании, то есть образовании, сообразном культуре (соответствующему образу данной культуры в данной стране). И прежде всего, это касается высшего образования в том или ином вузе. Образованность в данном случае связана с постижением высшего уровня профессиональной культуры.

Культуросообразность спортивно-педагогического образования нами соотносится с двумя видами культур, органически связанных друг с другом. Во-первых, это трансляция ценностей педагогической культуры в сфере высшего образования выпускников вуза (то есть то, о чем только что говорилось выше). И.М. Быховская по этому поводу пишет: «Рассмотрение образовательной системы как способа трансляции культурных ценностей непосредственно связывает ее с процессом культурной идентификации личности, который в значительной мере протекает именно в образовательном контексте (в широком, не только ин-cднивсиoнальйo м, смысле этого понятия), с ситуацией социализации - инкуль-т^вцси и, что весьма существенно сегодня, ресоциализации и аккультурации инуиксдст. Вв- вторых, это трансформация ценностей педагогической культуры. В данном случае речь идет о культуросообразности не содержания образовательных программ, а конкретной деятельности педагогов в рамках конкретного вуза (университета). Иначе данный вид культуры можно назвать «социокультурной практикой», включающей систему организации педагогического процесса, методы деятельности и т. д.

Подчеркнем необходимость в современных условиях диалога названных культур. Важность его повышается в процессе международной интеграции европейских стран. А это означает необходимость по-новому осознать смысл куль-туросообразного образования в нашей стране и конкретном вузе физической культуры, в частности.

В качестве обобщения приведем слова Д.С. Львова по поводу того, что западные книги (учебники) по рыночной экономике становятся все больше похожими на ритуальные пособия, чем на источник творческого осмысления и анализа сложных явлений реальной жизнедеятельности [5]. Они носят в основном информационно-описательный характер и не отвечают на вопросы: почему, как и что это д ает? Отмеченное в полной мере относится и к спортивно-педагогическому образованию как постижению смысла культурных основ личной жизнедеятельности.

Обобщая, приведем установочную направленность действий в отношении cмыyлa коньгyy ных основ личной жизнедеятельности (табл. 3). Она - эта направленность действий - имеет отношение (в самом обобщенном виде) и к форми-сов аник) дслооо й этики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 3

Обобщенная классификация установочных действий в сфере исследуемых вопросов

Функциональное предназначение Установочная направленность действий

^оофутизац ия установки в сфере педагогической культуры и деловой нтики Направленность личности на решение конкретных задач Готовность к учебно-познавательной деятельности Устремленность конкретной личности

2. Формирование познавательной установки в сфере педагогической культуры и деловой этики Овладение познавательными ценностями Ориентация установки, связанной с этапами обучения Средства профессиональной подготовки специалиста

3. Структура познавательной установки в сфере педагогической культуры и толовой стики Мотивирование интересами Переведенная в субъективное состояние потребность Ценностно-ориентированная, регулятивная установка

педагогического образования).

Культурные основы

личной жизнедеятельности

1 1

Социокультура Профессиональная

личности культура

Таким образом, в результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам.

1. Работа посвящена установке как формированию деловой этики и культурных основ личной жизнедеятельности. Данная проблема рассмотрена с позиций внутреннего состояния человека (готовности к конкретной - активной - деятельности в сфере ценностных ориентаций).

2. С позиций ценностной значимости под этикой авторами понимается учение о проявлении морали и нравственности в деловом общении, а под куль-

Библиографический список

турой (в самом общем виде) - мерило развития и достижений человека. Данные понятия определенным образом связаны друг с другом. Это выражается, прежде всего, в том, что личностное «Я» предполагает несколько иные требования к данным категориям [6].

3. Отмеченное предлагает и иной подход к требованиям установки (и ее функциям). Именно об этом и идет речь в исследовании с позиций ценностной значимости данных категорий в процессе обучения студентов в высшем учебном заведении.

1. Дуранов М.Е., Баскакова А.М., Ломакина И.С. Педагогическая психология управления профессиональным образованием студентов в высшей школе. Челябинск: ЧГАКИ, 2003.

2. Виноградова Н.П., Попова А.А., Попов А.Н. Экономика делового успеха. Москва: РАЕ, 2017.

3. Бенин В.Л., Орехов Е.Ф., Попов А.Н. Экономическая составляющая (компетентность) педагогической культуры. Челябинск: УралГАФК, 2004.

4. Быховская И.М. Образование как механизм трансляции и трансформации ценностей культуры. Методология современной общей и спортивной педагогики. Москва: РГУФК, 2004.

5. Попова А.А. Деловая этика. Челябинск: Уральская Академия, 2012.

6. Бенин В.Л. Педагогическая культурология. Уфа: БГПУ 2004.

References

1. Duranov M.E., Baskakova A.M., Lomakina I.S. Pedagogicheskaya psihologiya upravleniya professional'nym obrazovaniem studentov v vysshej shkole. Chelyabinsk: ChGAKI, 2003.

2. Vinogradova N.P., Popova A.A., Popov A.N. 'Ekonomika delovogo uspeha. Moskva: RAE, 2017.

3. Benin V.L., Orehov E.F., Popov A.N. 'Ekonomicheskaya sostavlyayuschaya (kompetentnost') pedagogicheskoj kul'tury. Chelyabinsk: UralGAFK, 2004.

4. Byhovskaya I.M. Obrazovanie kak mehanizm translyacii i transformacii cennostej kul'tury. Metodologiya sovremennoj obscheji sportivnojpedagogiki. Moskva: RGUFK, 2004.

5. Popova A.A. Delovaya 'etika. Chelyabinsk: Ural'skaya Akademiya, 2012.

6. Benin V.L. Pedagogicheskaya kul'turologiya. Ufa: BGPU, 2004.

Статья поступила в редакцию 29.09.22

УДК 378

Sazonov D.V., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Bauman Moscow State Technical University (Moscow, Russia), E-mail: sazonov-d@bmstu.ru Pogorelova I.A., student, Bauman Moscow State Technical University (Moscow, Russia), E -mail: ilonapogorelova01.09.2002@gmail.com

SOME ASPECTS OF STUDENT COMPUTER LITERACY. Nowadays different skills in using a computer, which are being formed during the whole life, are important. These skills form the computer literacy of a person. Some of its components are considered in the article: the means of creation of presentation pdf-versions chosen by students, the size of presentation files, and problems of disproportional compressing of images. More than 600 works have been analyzed - presentations delivered from students according to the task in original and pdf-formats. The following conclusions are drawn on basis of file properties: many students don't have enough knowledge about the simplest aspects of the most popular programs for presentation making; some students have poor computer literacy that appears in big file sizes and deformation of image proportions: there are several presentation files with sizes 40, 45 and even more than 200 Mb, although the adequate size would be less than 20 Mb; and deformed maps lost the scale. It is also proposed that the considered problems concern not only students. Key words: computer literacy, file size, pdf-file, education, presentation.

Д.В. Сазонов, канд. техн. наук, доц., Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана

(национальный исследовательский университет)» (МГТУ имени Н.Э. Баумана), г. Москва, E-mail: sazonov-d@bmstu.ru

И.А. Погорелова, студентка, Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский

университет)» (МГТУ имени Н.Э. Баумана), г. Москва, E -mail: ilonapogorelova01.09.2002@gmail.com

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В современном мире важны различные умения работы на компьютере, которые формируются в течение почти всей жизни. Совместно они составляют компьютерную грамотность человека. В статье рассмотрены некоторые её составляющие: знание простой функции программ, в которых создаются презентации, адекватность размера файла, содержащего презентацию, проблемы непропорционального сжатия изображений. Было проанализировано более 600 работ - презентаций, полученных от обучающихся согласно заданию, как в исходном формате, так и в pdf-версии. На основе различных свойств файлов сделан вывод, что у большой части обучающихся недостаточны знания о простейших моментах распространённых программ для создания презентаций, например, способ создания pdf-версии файла самой программой; у части обучающихся невысокая компьютерная грамотность проявляется в огромных размерах файлов и искажении пропорции рисунков: были получены файлы презентаций размером 40, 45 и даже более 200 Мб, хотя адекватным размером было бы менее 20 Мб, а искаженные карты регионов теряли, по сути, масштаб. Также сделано предположение, что поднятые проблемы относятся не только к обучающимся.

Ключевые слова: компьютерная грамотность, размер файла, pdf-файл, презентация.

В современном обществе работа на компьютере является неотъемлемой частью жизни, а потому компьютерная грамотность человека очень важна и должна формироваться ещё со школьной скамьи [1; 2]. Это определяет актуальность выбранной темы. Существуют различные понимания термина «компьютерная грамотность» [3-10], которые включают в себя самые разные аспекты (и уровни): «знание основ языков программирования, умение пользоваться компьютером, обладание навыками решения задач с помощью ЭВМ», правильно задавать поисковые запросы в Интернете, «ресурсосбережение при работе со средствами информатизации» [11] и многое другое. Однако целью работы является не размышление над этим понятием, а оценка компьютерной грамотности обучающихся по простым и практическим аспектам, которые авторы относят к данному понятию: простейшие функции программ, в которых создаются презентации, адекватность размера файла, содержащего презентацию, и некоторые

другие. Ранее таким, казалось бы, незначительным моментам не уделялось внимания, что подтверждает научную новизну работы. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи: выделить основные способы создания pdf-вер-сий презентаций, проанализировать некоторые свойства pdf-файлов, созданных из презентаций, сделать выводы о простых составляющих компьютерной грамотности обучающихся. Практическая значимость работы заключается в следующем: приведен наиболее простой и естественный способ создания pdf-версии презентации, описаны проблемы, связанные с работой на компьютере, которые возможно предупреждать ещё в школе.

В основу работы положен анализ более 600 работ, полученных от студентов по электронной почте в течение нескольких лет. В рамках изучения различных дисциплин студентам в качестве дополнительного задания предлагалось сделать презентацию и отправить её преподавателю как в исходном формате,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.