3. Информационно-просветительский ресурс, созданный Центральным банком Российской Федерации [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://fincult.info/ Fincult.info
4. Кузина О.Е. Финансовая грамотность и финансовая компетентность: определение, методики измерения и результаты анализа в России // Вопросы экономики. 2015. № 8 - С. 129 - 148.
5. Лазебникова А.Ю. Практическая реализация задачи повышения финансовой грамотности школьников: состояние и проблемы // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т.1. № 2 (37). С. 22 -30.
6. Паатова М.Э. Финансовая грамотность детей и молодежи как актуальная задача современного образования // Вектор науки ТГУ. 2014. № 2 (28). - С. 173 - 175.
7. Половникова А.В. Учебно-методические комплексы по финансовой грамотности: первый опыт глазами учителя // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. №2 (37). С.95-104
8. Проект «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://fincult.info/prepodavanie/base/povyshenie-kvalifikacii/6310/
9. Проект «Национальная стратегия повышения финансовой грамотности 2017-2023 гг» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/document/118377
10. Проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www. minfin.ru/ru/om/fingram/
11. Сергеева Т.Ф, Кальней В.А. Особенности подготовки учителя к формированию финансовой грамотности обучающихся // Вестник РМАТ. 2015. №4. С. 77
12. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://Минобрнауки.рф/документы/2365.
13. Финансовая грамотность - содействие в создании кадрового потенциала учителей методистов, администраторов образовательных организаций в области финансовой грамотности // Мониторинг результатов обучения педагогов [Электронный ресурс] // Режим доступа: финграмотностьвшколе.рф/page/41
14. Центральный банк Российской Федерации » [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.cbr.ru/finmarket/protection/finprosvet/
15. Центр «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://fmc.hse.ru/
Педагогика
УДК: 378. 14
доктор педагогических наук, профессор Санина Елена Ивановна
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Академия социального управления» (г. Москва); заместитель директора Ахмадов Муса Максудович
Государственное бюджетное образовательное учреждение «Центр образования» (г. Грозный)
ПОНЯТИЕ ГОТОВНОСТИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОТКРЫТОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Аннотация. Поиск конструктивных путей подготовки студентов к реализации инклюзивного обучения актуализирует необходимость обращения к понятию готовность бакалавров педагогического профиля к обучению детей с ОВЗ в открытой образовательной среде. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс, качественно меняет методы организации учебно-познавательной деятельности студентов и на процесс подготовки бакалавров к инклюзивному обучению детей с ОВЗ.
Ключевые слова: инклюзивное обучение, открытая образовательная среда, готовность к профессиональной деятельности.
Annotation. The search for constructive ways to prepare students for the implementation of inclusive education actualizes the need to address the concept of readiness of bachelors of pedagogical profile to teach children with disabilities in an open educational environment. The introduction of information and communication technologies in the educational process, qualitatively change the methods of organization of educational and cognitive activity of students and the process of preparing bachelors for inclusive education of children with disabilities.
Keywords: inclusive education, open educational environment, readiness for professional activity.
Введение. Одной из социально значимых проблем педагогической науки является вопрос обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и их жизнедеятельности в условиях массовых общеобразовательных учреждений. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей и обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Необходимым условием реализации инклюзивного обучения детей с ОВЗ является разработка научных и методических основ такого обучения, подготовка соответствующего кадрового потенциала, техническое и информационное обеспечение[1, 8].
Изложение основного материала статьи. Поиск конструктивных путей подготовки студентов к реализации инклюзивного обучения актуализирует необходимость обращения к понятию готовность бакалавров педагогического профиля к обучению детей с ОВЗ. Проблема подготовки бакалавров по направлению педагогическое образование к обучению детей с ОВЗ требует выяснения причин или факторов в профессиональной подготовке педагога, влияющих на формирование готовности бакалавров педагогического образования к инклюзивному обучению детей с ОВЗ. В нашем исследовании факторы постоянно-действующие обстоятельства (условия), вызывающие устойчивые изменения того или иного признака. Выделим факторы, влияющие на успешность формирования готовности бакалавров педагогического образования к реализации инклюзивного обучения детей с ОВЗ: педагогические (профессиональное самоопределение), психологические (конфликтологическая компетентность) и социальные (открытая образовательная среда).
Профессиональное самоопределение как характеристику личности, обеспечивающей успешность профессиональной деятельности, рассматривали с разных позиций Б. Г. Ананьев, В.Н. Абрамова, Е. А. Климов, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, О. Е. Никуленкова, Н.С. Пряжников, В. Д. Шадриков и др.
Большой вклад в раскрытие сущности профессионального самоопределения внес Н. С. Пряжников. Постоянно подчеркивая неразрывную связь профессионального самоопределения с самореализацией человека в других важных сферах жизни, он утверждал, что сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в культурно-исторической (социально-экономической) ситуации [10].
Профессиональное самоопределение должно осуществляться обязательно в контексте жизненной перспективы. Алгоритм построения личного профессионального плана (профессиональной перспективы человека) на этапе подготовки педагога к реализации инклюзивного обучения детей с ОВЗ состоит из следующих компонентов:
— осознание ценности иклюзивного обучения детей с ОВЗ (нравственная основа профессионального самоопределения);
— определение целей личностного развития, выбор конкретных направлений профессиональной подготовки в области инклюзивного обучения (когнитивная основа самоопределения);
— начало практической реализации профессиональной перспективы, самооценка и планы на профессиональное развитие, постоянная коррекция первоначально составленных планов (рефлексивная основа педагогического опыта);
— общая ориентировка на инновационную педагогическую деятельность, осознание необходимости непрерывной профессиональной подготовки (творческая основа профессионального самоопределения) [4].
Фактором успешности подготовки бакалавров к обучению детей с ОВЗ является разрешение противоречий в формировании социально-психологической компетенции. Одной из ее составляющих выступает конфликтологическая компетентность. Конфликтологическая компетентность включает: понимание природы противоречий и конфликтов между людьми; обладание навыками неконфликтного общения в трудных ситуациях; умение оценивать и объяснять возникающие проблемные ситуации; наличие навыков управления конфликтными явлениями; умение предвидеть возможные последствия конфликтов; умение конструктивно регулировать противоречия и конфликты; наличие навыков устранения негативных последствий конфликтов [3].
Внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс, качественно меняют методы организации учебно-познавательной деятельности студентов и на процесс подготовки бакалавров к инклюзивному обучению детей с ОВЗ. Основными задачами использования современных информационных технологий в обучении являются разработка интерактивных сред управления процессом познавательной деятельности и обеспечение доступа к современным информационно-образовательным ресурсам (электронным пособиям, интерактивным апплетам, качественным презентациям и другим источникам) [2]. Открытая образования среда способствует выполнению и еще одной общественной потребности -обеспечение равноправия для всех его членов. В обществе каждому человеку должны быть предоставлены равные возможности, равные условия в процессах формирования его как личности, когда результаты его деятельности определяются его собственными целями и полностью зависят от него самого.
Готовность педагога к внедрению нововведений в учебный процесс во многом определяется той базой, которая закладывается в период его обучения в вузе. Поэтому, чтобы быть эффективной, система подготовки педагогических кадров также должна изменяться, сообразуясь с тенденциями, которые определяют развитие профессионального общего образования [1].
Таким образом, считаем необходимым, ответить на вопрос: что понимается под готовностью будущих бакалавров педагогического направления подготовки к реализации инклюзивного обучения детей с ОВЗ в открытой образовательной среде? В словаре Ожегова [9] понятие «готовность» определяется как «состояние, при котором все сделано, все готово для чего-нибудь». То есть готовность понимается как первичное фундаментальное условие успешного выполнения любой деятельности. В Большом психологическом словаре определено, что «конкретное состояние готовности к действию определяется сочетанием факторов, характеризующих разные уровни, стороны готовности: физическую подготовленность, необходимую нейродинамическую обеспеченность действия, психологические условия готовности. В зависимости от условия выполнения действия, от самого действия ведущей может стать одна из этих сторон [5].
В. А. Сластенин связывает понятие готовности с понятием компетентность. «Понятие профессиональная компетентность педагога выражает единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности» [12, С. 40]. Теоретическую готовность он характеризует через аналитические, прогностические, проективные, рефлексивные умения, а практическую готовность через следующие умения: организаторские, мобилизационные, информационные, развивающие, ориентационные, перцептивные и коммуникативные. Каждая группа умений рассматривается как специфическая компетенция педагога. Компетентность педагога, в первую очередь, проявляется в быстроте и осмысленности его реакции на все происходящее в образовательном процессе.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что нет однозначного подхода к определению этого понятия. В работах Л. С. Выготского,М. И. Дьяченко, Л. А. Кындыбович, Е.Т. Козлова, В. И. Селиванова, Д.Б. Эльконина и др. выявлены существенные признаки этого понятия. Сравнительный анализ позволил обобщить их и сгруппировать по профессиональному признаку в контексте деятельностной образовательной парадигмы:
- мотивоционно-ценностное отношение к профессиональной деятельности педагога, интерес к нововведениям и инновационной деятельности;
- целенаправленная познавательная деятельность, овладение теоретическими знаниями и практическими умениями, устойчивый интерес к непрерывному профессиональному образованию;
- способность решения профессиональных задач, проявление регулятивных и рефлексивных умений, преодоление трудностей и быстрое принятие правильных решений;
- стремление к инновациям в профессиональной деятельности, способность к самообразовательной деятельности и построения профессиональной перспективы личностного роста [6, 7, 11, 13].
Сложность понятия «готовность педагога к инклюзивному образованию» выражается и в неоднозначном подходе к определению компонентов структуры данного понятия. Большинство исследователей выделяют три компонента: мотивационный, познавательный, эмоционально-волевой [8].
На основе анализа диссертационных исследований и публикаций понятие готовность будущих бакалавров педагогического направления подготовки к реализации инклюзивного обучения детей с ОВЗ понимается нами как интегральное образование и включает:
- совокупность личностных качеств педагога;
- профессиональные компетенции, способствующих эффективному решению задач образования в области инклюзивного обучения детей с ОВЗ;
- способность к инновационной профессиональной деятельности [6, 7, 13].
В своем исследовании мы выделяем следующие компоненты готовности педагога к реализации инклюзивного обучения детей с ОВЗ:
Мотивационный компонент - потребность и стремление к профессиональному саморазвитию в области педагогической деятельности, личностному росту через повышение образовательного уровня в вопросах инноватики. Этот компонент характеризуется отношением педагогов к проблеме необходимости внедрения инклюзивных технологий в образовательный процесс, устойчивым интересом к теоретическим проблемам, научным исследованиям и практической деятельности в области обучения детей с ОВЗ.
Когнитивный компонент - характеризуется уровнем теоретических, практических и методических знаний педагога, степенью владения и умением оперировать основными понятиями, категориями, степенью информированности по вопросам закономерностей инклюзивного обучения детей с ОВЗ в массовой общеобразовательной школе.
Личностный компонент включает способность к адекватной оценке себя как личности, профессионала, субъекта образовательного процесса и понимается нами как совокупность личностно-профессиональных компетенций, способствующих эффективному решению задач образования в области инклюзивного обучения детей с ОВЗ. Построением системы ближайших и дальних целей. Преодоление внутренних препятствий (собственных недостатков) на пути к ближайшим целям и знание способов работы над собой. Представление о внешних препятствиях на пути к дальним целям и знание способов их преодоления.
Деятельностный компонент включает степень владения умениями и навыками в сфере инновационной деятельности. Данный компонент характеризуется умениями перевести знания в область практического применения, творческим саморазвитием, стимулированием к рефлексии педагогического опыта, а также способности к проектированию собственной перспективы профессионального роста [6, 7, 8].
Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья их временные (или постоянные) отклонения в физическом и (или) психологическом развитии препятствуют освоению образовательных программ, поэтому эта категория обучающихся нуждается в создании специальных условий обучения и воспитания. Успешное решение этой задачи возможно в условиях организации такого учебного процесса, в результате которого можно рассчитывать на педагога, способного работать по-новому, творчески, стать субъектом педагогического процесса. Функции педагога инклюзивного образования - обеспечить развитие целостного процесса, состоящего из отдельных компонентов, определять противоречия, возникающие между субъектами этого процесса, находить способы их решения. Такой учебный процесс обеспечивает формирование педагогической установки, направленной на творческое саморазвитие, стимулирование рефлексии педагогического опыта, а также способности к проектированию собственной инновационной деятельности [11].
Современная образовательная среда характеризуется как открытая образовательная среда и представлена совокупностью принципов, способов и условий реализации образовательного процесса для саморазвития обучающихся в современном информационном обществе. Образовательная среда находится во взаимодействии с социокультурной, профессиональной, информационной средами, что создает интеграционные связи всех компонентов процесса обучения и обеспечивает его целостность. Открытость образовательной среды обусловлена личностной открытостью (реализация механизмов индивидуальной траектории обучения), внедрением в учебный процесс электронного обучения, распределенного обучения и технологий виртуальной академической мобильности, открытость социальным и производственным (профессиональным) партнерствам, их взаимодействие. Интеграция образовательной и информационной сред позволяет обеспечить динамическое развитие информационно-образовательной среды вуза в условиях глобальной информатизации. Информационная среда создается в виде образовательных сайтов и порталов с размещенными на них интерактивными и мультимедийными пособиями, оффлайновыми и онлайновыми курсами учебных дисциплин, доступными из любого места и в любое время из корпоративной сети или из глобальной сети Интернет [2].
Для полноценной реализации инклюзивного образования необходимо подготовить компетентные педагогические кадры, способные выявлять и развивать индивидуальные способности обучающегося, а так же учитывать в учебном процессе особенности открытой образовательной среды.
В связи, с чем понятие готовности требует конкретизации и уточнения компонентов данного понятия. Мотивационный компонент дополнен формированием ценностно-позитивного отношения к инклюзивному обучению детей с ОВЗ через профессиональное саморазвитие с использованием ресурсов открытой образовательной среды. Когнитивный компонент расширяется за счет неформального образования в условиях информационно-образовательной среды в профессиональной деятельности педагога. Содержание образования включает знание основ электронного обучения, сетевого взаимодействия педагога и обучающихся, владением информационно-коммуникационными технологиями обучения детей с ОВЗ как основного, так и дополнительного образования. Совокупность личностно-профессиональных компетенций, определяющих содержание личностного компонента готовности педагога к инклюзивному обучению детей, включает способность к адекватной профессиональной самооценке, корректировки личных и профессиональных компетенций и непрерывное профессиональное развитие. Деятельностный компонент обогащает личностно-ориентированный подход при обучении детей-инвалидов и детей с ОВЗ с использованием возможностей сетевых коммуникаций.
Выводы. Таким образом, анализ диссертационных исследований и публикаций показывает, что нет единого подхода к подготовке педагогов к обучению детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования. Различные точки зрения на сущность и содержание понятия готовность педагога к реализации инклюзивного
обучения в открытой образовательной среде обогащают педагогическую теорию, позволяют рассматривать данное понятие в непрерывном развитии в условиях изменения образовательной парадигмы.
Литература:
1. Ажижбеков, К.Ж. Теоретико-методологические основы подготовки учителей к инновационной деятельности [Текст]. / Дис. ... докт. пед. наук 13.00.08: Ажижбеков, Канат Жубандыкович // Шымкент. -2010. - 388 с.
2. Артюхина, М.С. Методология, теория и практика интерактивного обучения математике бакалавров гуманитарного направления в информационно-образовательной среде вуза [Текст]. / Е.И. Санина, М.С. Артюхина. // Монография - М: АСОУ, 2016. - 188 с.
3. Емельяненко, Л.М. Конфликтология [Текст]. / Л. М. Емельяненко, В.М. Петюх, Л.В. Торгова // Учебное пособие - К: КНЕУ, 2003. - 215 с.
4. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития. [Текст] / Э.Ф. Зеер - М.: Академия, 2007. - 240 с.
5. Зинченко, В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь [Текст]. / В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков // АСТ-Москва; Прайм-Еврознак; 2008.
6. Кузнецова, Н.Б. Содержание профессиональной компетентности педагога, работающего с детьми с ОВЗ [Текст]. / Н.Б. Кузнецова // Вестник ТГПУ №5 (170). 2016 - с. 55-59.
7. Кузьмина, О.С. Подготовка педагога к работе в условиях инклюзивного образования [Текст]. / Автореферат дис. ... канд. пед. наук 13.00.08: Кузьмина, Ольга Сергеевна. // Омск. - 2015. - 23 с.
8. Москвина, А.В. Развитие профессиональной компетентности педагога в условиях инклюзивного образования [Текст]. / А.В. Москвина // Педагогические науки №1 (22) март, 2017. - с. 29-33.
9. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов / Под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. - 24-е изд., испр. - М.: Оникс, Мир и Образование, 2007. - 1200 с.
10. Пряжников, Н.С. Психологический смысл труда. [Текст] / Н.С. Пряжников - М.: МОДЭК, 1997. - 352 с.
11. Санина, Е.И. Педагогические условия профессиональной подготовки менеджеров инновационного образования / [Текст]. Е. И. Санина, И.В. Рытова // Вестник РМАТ. - 2016, №3. - с. 89-104.
12. Сластенин, В.А. и др. [Текст]. / В.А. Сластенин и др. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений // Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2013 С — 402.
13. Яковлева И.М. Подготовка педагога к работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья [Текст]. / И.М. Яковлева. Учебное пособие // Из-во: «Спутник+». - 2012. - 133 с.
Педагогика
УДК: 378.14
старший преподаватель, аспирант Сизова Ольга Алексеевна
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университете имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
СРЕДСТВА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА
Аннотация. В статье обсуждаются и анализируются проблемы современного образования, в условиях информационного общества. Приводятся мнения ведущих отечественных ученых, в области образования о специфике использования средств информационных технологий с целью обеспечения образовательного процесса, в том числе в сфере музыкального образования. Также раскрывается необходимость включения средств информационных технологий, в условиях профессиональной подготовки будущих педагогов-музыкантов. В заключении даны выводы о специфике использования современных источников получения информации, способных обеспечить педагога-музыканта нужной ему информацией, с целью реализации себя в профессиональной деятельности.
Ключевые слова: информатизация, профессиональная деятельность, педагог-музыкант, информационное общество, информационные технологии.
Annotation. The article discusses the problems of modern education in the information society, as well as the Informatization of education. The opinions of leading Russian scientists in the field of education about the specifics of the use of information technology to ensure the educational process are given and analyzed. Also the necessity of inclusion of means of information technologies, in the conditions of professional training of future teachers-musicians is revealed. In conclusion, conclusions are given about the specifics of the use of modern sources of information that can provide the teacher-musician with the information he needs in order to realize himself in professional activities.
Keywords: informatization, professional activity, teacher-musician, information society, information technologies.
Введение. Переход всех сфер деятельности к новому этапу становления и развития общества является объективной реальностью, характеризующей современное состояние образования.
В этой связи деятельность субъекта в различных предметных областях взаимосвязана с организацией процесса по поиску, подбору получению, использованию, освоению, анализу полученной информации. Новейшие социокультурные потребности информационного общества требуют изменений в системе профессиональной подготовки специалиста. Контекст развития современного социально-экономического общества обусловил возникновение ряда предпосылок изменения стратегии профессионального развития личности [26].
Целью статьи является выявление актуальности применения средств информационных технологий в процессе реализации профессиональной деятельности педагога-музыканта.
Изложение основного материала статьи. Информатизация общества затрагивает и модернизирует все сферы его деятельности, в том числе образование. Одной из целей которого является подготовка граждан к жизни в условиях современного информационного мирового сообщества и повышение качества профессиональной подготовки конкурентно-способных специалистов на основе широкого использования