Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компьютерная грамотность / размер файла / pdf-файл / презентация / computer literacy / file size / pdf-file / education / presentation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Д.В. Сазонов, И.А. Погорелова

В современном мире важны различные умения работы на компьютере, которые формируются в течение почти всей жизни. Совместно они составляют компьютерную грамотность человека. В статье рассмотрены некоторые её составляющие: знание простой функции программ, в которых создаются презентации, адекватность размера файла, содержащего презентацию, проблемы непропорционального сжатия изображений. Было проанализировано более 600 работ – презентаций, полученных от обучающихся согласно заданию, как в исходном формате, так и в pdf-версии. На основе различных свойств файлов сделан вывод, что у большой части обучающихся недостаточны знания о простейших моментах распространённых программ для создания презентаций, например, способ создания pdf-версии файла самой программой; у части обучающихся невысокая компьютерная грамотность проявляется в огромных размерах файлов и искажении пропорции рисунков: были получены файлы презентаций размером 40, 45 и даже более 200 Мб, хотя адекватным размером было бы менее 20 Мб, а искаженные карты регионов теряли, по сути, масштаб. Также сделано предположение, что поднятые проблемы относятся не только к обучающимся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Д.В. Сазонов, И.А. Погорелова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF STUDENT COMPUTER LITERACY

Nowadays different skills in using a computer, which are being formed during the whole life, are important. These skills form the computer literacy of a person. Some of its components are considered in the article: the means of creation of presentation pdf-versions chosen by students, the size of presentation files, and problems of disproportional compressing of images. More than 600 works have been analyzed – presentations delivered from students according to the task in original and pdf-formats. The following conclusions are drawn on basis of file properties: many students don’t have enough knowledge about the simplest aspects of the most popular programs for presentation making; some students have poor computer literacy that appears in big file sizes and deformation of image proportions: there are several presentation files with sizes 40, 45 and even more than 200 Mb, although the adequate size would be less than 20 Mb; and deformed maps lost the scale. It is also proposed that the considered problems concern not only students.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Таким образом, в результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам.

1. Работа посвящена установке как формированию деловой этики и культурных основ личной жизнедеятельности. Данная проблема рассмотрена с позиций внутреннего состояния человека (готовности к конкретной - активной - деятельности в сфере ценностных ориентаций).

2. С позиций ценностной значимости под этикой авторами понимается учение о проявлении морали и нравственности в деловом общении, а под куль-

Библиографический список

турой (в самом общем виде) - мерило развития и достижений человека. Данные понятия определенным образом связаны друг с другом. Это выражается, прежде всего, в том, что личностное «Я» предполагает несколько иные требования к данным категориям [6].

3. Отмеченное предлагает и иной подход к требованиям установки (и ее функциям). Именно об этом и идет речь в исследовании с позиций ценностной значимости данных категорий в процессе обучения студентов в высшем учебном заведении.

1. Дуранов М.Е., Баскакова А.М., Ломакина И.С. Педагогическая психология управления профессиональным образованием студентов в высшей школе. Челябинск: ЧГАКИ, 2003.

2. Виноградова Н.П., Попова А.А., Попов А.Н. Экономика делового успеха. Москва: РАЕ, 2017.

3. Бенин В.Л., Орехов Е.Ф., Попов А.Н. Экономическая составляющая (компетентность) педагогической культуры. Челябинск: УралГАФК, 2004.

4. Быховская И.М. Образование как механизм трансляции и трансформации ценностей культуры. Методология современной общей и спортивной педагогики. Москва: РГУФК, 2004.

5. Попова А.А. Деловая этика. Челябинск: Уральская Академия, 2012.

6. Бенин В.Л. Педагогическая культурология. Уфа: БГПУ 2004.

References

1. Duranov M.E., Baskakova A.M., Lomakina I.S. Pedagogicheskaya psihologiya upravleniya professional'nym obrazovaniem studentov v vysshej shkole. Chelyabinsk: ChGAKI, 2003.

2. Vinogradova N.P., Popova A.A., Popov A.N. 'Ekonomika delovogo uspeha. Moskva: RAE, 2017.

3. Benin V.L., Orehov E.F., Popov A.N. 'Ekonomicheskaya sostavlyayuschaya (kompetentnost') pedagogicheskoj kul'tury. Chelyabinsk: UralGAFK, 2004.

4. Byhovskaya I.M. Obrazovanie kak mehanizm translyacii i transformacii cennostej kul'tury. Metodologiya sovremennoj obscheji sportivnojpedagogiki. Moskva: RGUFK, 2004.

5. Popova A.A. Delovaya 'etika. Chelyabinsk: Ural'skaya Akademiya, 2012.

6. Benin V.L. Pedagogicheskaya kul'turologiya. Ufa: BGPU, 2004.

Статья поступила в редакцию 29.09.22

УДК 378

Sazonov D.V., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Bauman Moscow State Technical University (Moscow, Russia), E-mail: sazonov-d@bmstu.ru Pogorelova I.A., student, Bauman Moscow State Technical University (Moscow, Russia), E -mail: ilonapogorelova01.09.2002@gmail.com

SOME ASPECTS OF STUDENT COMPUTER LITERACY. Nowadays different skills in using a computer, which are being formed during the whole life, are important. These skills form the computer literacy of a person. Some of its components are considered in the article: the means of creation of presentation pdf-versions chosen by students, the size of presentation files, and problems of disproportional compressing of images. More than 600 works have been analyzed - presentations delivered from students according to the task in original and pdf-formats. The following conclusions are drawn on basis of file properties: many students don't have enough knowledge about the simplest aspects of the most popular programs for presentation making; some students have poor computer literacy that appears in big file sizes and deformation of image proportions: there are several presentation files with sizes 40, 45 and even more than 200 Mb, although the adequate size would be less than 20 Mb; and deformed maps lost the scale. It is also proposed that the considered problems concern not only students. Key words: computer literacy, file size, pdf-file, education, presentation.

Д.В. Сазонов, канд. техн. наук, доц., Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана

(национальный исследовательский университет)» (МГТУ имени Н.Э. Баумана), г. Москва, E-mail: sazonov-d@bmstu.ru

И.А. Погорелова, студентка, Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский

университет)» (МГТУ имени Н.Э. Баумана), г. Москва, E -mail: ilonapogorelova01.09.2002@gmail.com

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В современном мире важны различные умения работы на компьютере, которые формируются в течение почти всей жизни. Совместно они составляют компьютерную грамотность человека. В статье рассмотрены некоторые её составляющие: знание простой функции программ, в которых создаются презентации, адекватность размера файла, содержащего презентацию, проблемы непропорционального сжатия изображений. Было проанализировано более 600 работ - презентаций, полученных от обучающихся согласно заданию, как в исходном формате, так и в pdf-версии. На основе различных свойств файлов сделан вывод, что у большой части обучающихся недостаточны знания о простейших моментах распространённых программ для создания презентаций, например, способ создания pdf-версии файла самой программой; у части обучающихся невысокая компьютерная грамотность проявляется в огромных размерах файлов и искажении пропорции рисунков: были получены файлы презентаций размером 40, 45 и даже более 200 Мб, хотя адекватным размером было бы менее 20 Мб, а искаженные карты регионов теряли, по сути, масштаб. Также сделано предположение, что поднятые проблемы относятся не только к обучающимся.

Ключевые слова: компьютерная грамотность, размер файла, pdf-файл, презентация.

В современном обществе работа на компьютере является неотъемлемой частью жизни, а потому компьютерная грамотность человека очень важна и должна формироваться ещё со школьной скамьи [1; 2]. Это определяет актуальность выбранной темы. Существуют различные понимания термина «компьютерная грамотность» [3-10], которые включают в себя самые разные аспекты (и уровни): «знание основ языков программирования, умение пользоваться компьютером, обладание навыками решения задач с помощью ЭВМ», правильно задавать поисковые запросы в Интернете, «ресурсосбережение при работе со средствами информатизации» [11] и многое другое. Однако целью работы является не размышление над этим понятием, а оценка компьютерной грамотности обучающихся по простым и практическим аспектам, которые авторы относят к данному понятию: простейшие функции программ, в которых создаются презентации, адекватность размера файла, содержащего презентацию, и некоторые

другие. Ранее таким, казалось бы, незначительным моментам не уделялось внимания, что подтверждает научную новизну работы. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи: выделить основные способы создания pdf-вер-сий презентаций, проанализировать некоторые свойства pdf-файлов, созданных из презентаций, сделать выводы о простых составляющих компьютерной грамотности обучающихся. Практическая значимость работы заключается в следующем: приведен наиболее простой и естественный способ создания pdf-версии презентации, описаны проблемы, связанные с работой на компьютере, которые возможно предупреждать ещё в школе.

В основу работы положен анализ более 600 работ, полученных от студентов по электронной почте в течение нескольких лет. В рамках изучения различных дисциплин студентам в качестве дополнительного задания предлагалось сделать презентацию и отправить её преподавателю как в исходном формате,

такиввидерс! f-фа йла.Было решено оценитьнекотор ые аспект ы компьютерной иинмеонести еТнчаюдихкя,отноаывояаь, в том йисле, на свойствах pdf-файлов.

В первую очередь рассматривались программы (приложения), с помощью ионодыхпрезеннагникинверхмроволисвымстверсод. Известно, ытоото можнн сделать тремя основными способами: с помощью pdf-принтера и д ругихсто-ровныхп еоиеамм, уотвнo^j^^hhhim^ ммой, ькотллои

с^^^он^^аи п|ыезлнттлия;еонла^-кю^1верте|юе.Л|юх^ь^остоииеом^дгти ва-ре^ь^о, кеда п^зхнтт^ядеоалаиь к еомещиюенла^-лершсов (еоеа Goog^^. ^лтанррИвкототьк.^г^ы пеавьло, коже можно полу^еь нcД-иeнcию.

Современные версии коммерческого MS PowerPoint, свободно распростра-наeмьlдeгoлыaдoиoчOpоеOflГcelmнreут(ObreOrГcд Imprese-- наиоанен распространённых программ для создания презентаций - имеют функцию ткапораа (или исохраннль к^ос) ^ рс1ьПоэтомт этoтcпеаoн созднния рн^-нерсте орлорам као^^скнаиОолее птосоывалориенв^ атаилмакеимaльвeиaыëжнытг с ттваи зрения соответствия исходной версии презентации - то, как она отоб|тажааоси л мрофрамм cооайня прозента«ии н^ьег^г^и^^и^^р^^ обу^ющегося Ил инк этого необходимо знать об этом, так как при обращении в Интернет с поисковыми ьапреиамитипл «онон0иреиаеь ^йи^^йвонл^ь^аизта^и «юoнrepraцсярхwегpeiпtаеdfЛ в i^e^^^т^че^овл^ь п«едуегаются oнмoйк-вдеионг ты (рис. 1). Правда, при более удачном запросе «как создать pdf из презентации» мeавлявeлноиеннлв икелна вееое нмpaидeмводдeлжки от МюгозоИ.илУ yыдзaк прямой способ создания pdf. Есть ещё вариант, как узнать о такой возможности -самоме фйеу аспрльвооать еаз°тлииооещь в-«cкcaн.гa»| «he^st пдoпиaммБ,но снетке тожекадоокгамийтк; недькиёеллще дпдocиrквИнлeпкете веттны стaтып,чмcтннгевoдр,тoжо ne ваегддиcпеыьзтод пндoТныeаaзд гоща хелет чтoгнтазиaoь ооёииз рожносттгн

конвертация powerpoint в пдф

Поиск Картинки Видео Карты Маркет Новости Переводчик Ещё

Конвертация POWERPOINT в PDF. Презентации РРТ...

ilovepdf.com s ni/powerpoirt_to_pcH

Преобразование ваших таблиц Powerpoint в PDF. Преобразование Powerpoint в PDF онлайн, легко и бесплатно.

Преобразовать PowerPoint в PDF — Конвертируйте .. pdf2go.com > rii/powerpoint-to-pdf

Зачем конвертировать е PDF? Формат PDF обладает рядом преимуществ перед Microsoft PowerPoint. Характеристики операционной системы, программы просмотра или даже проектора могут повлиять на форматирование презентации.

Конвертировать РРТ в PDF онлайн — Convertio

con vertió, со s ги/ppt-pdf/

Лушиий способ с конвертировать ваш РРТ-файл в PDF за считанные секунды. 100% бесплатный, безопасный и простой в использовании! Convertio — продвинутый онлайн-инструмент, который позволяет решаггь любые проблемы с любыми файлами.

Конвертировать PowerPoint в PDF -100% бесплатно

toois.pdf24.org s ru/powerpoint to pdf

Бесплатный онлайн-конвертер для конвертации PowerPoint в PDF Быстро и

Рис. 1. Пример результата поискового запроса

При анализе свойств файлов все способы создания pdf-версий презентаций были объединены в 5 групп:

1) созданные с помощью самих программ, в которых готовились презентации (PowerPoint и Impress), что будет обозначено как «PP + I»;

2) с использованием часто встречавшихся дополнений Acrobat PDFMaker для PowerPoint и его аналога на Mac OS - Quartz PDFContex - «pdf-offline»;

3) использование Google, в котором, скорее всего, и создавалась презентация - «Google»;

4) использование конкретного онлайн-конвертера, который как раз был первым в списке поискового запроса (рис. 1) - «ilovepdf»;

5) объединённая группа всех остальных вариантов - «другие».

Другим аспектом, который говорит о недостаточной грамотности студента, является отсутствие понимания, сколько памяти не должна занимать презентация на 13-20 слайдов (такой диапазон количества слайдов был указан в требованиях к заданию) как в исходном файле (pptx, odp или аналогичные форматы), так и в pdf-версии. Да, сейчас компьютеры позволяют работать с большими файлами, а почтовые системы, как правило, разрешают отправлять вложения до 20-30 Мб внутри письма, а свыше - ссылками. Надо отметить, что на этом моменте кто-то может задуматься о размере файла. Однако смысла в таких огромных по объёму памяти презентациях нет Практически всегда причиной такого размера файла является наличие картинок, которые внедрены либо в слишком высоком

разрдшоcин (н°аботы не будут просматриваться на экранах с особо высоким разрншлнсою, ьледовательно, картинки свыше 3 Мрх нерациональны), либо в форматах типа bmp, png, tiff, которые занимают много места даже при малом (¡¡з^шемо (т отттстх от ]рдпртстандсртсыхюаст|гайках).Петсре презмттацт и неоОходимостсвко-тинота, еот-иые мтпли -ыетррестаьсяд аыше а-азтраых фороаеих иык в слишком высоком разрешении, не было.

Мвтмрнртм еатедультатыесамадпханде тоепособам тозддритрРЧоарсиР нтерлнтв1Отй ылнс.2): Отше пспеитны сделано рапдоаою па^ромвми,рщХ мкoоаГТ%ooздa но с помощью Google, что вместе даёт 2/3 работ Что касается Ом групсы(тсд-офлайн),пакотдпос пррходиета Г 1%,то птдтиограомю могли ыритн ртни. естсно^егы, р они дюбепляютoмeею ахн-ргРосрррилиргооталогои для^т OS) °оа00пирe0рнм ю ызм^>тс^<^тр,прс:^ана^х^ сссзррнрем pрoтюpcоg. ЫдиooакходынптмoмoИаclf-фaHл Оылсоымон конкреснымемайн-тервытом, ^тм, то внеои! aрoвpoв:oпeнвмюoro. т говосир о нgмocтаточной компьютерной гра-ооптости . Чтотарнетоя прорие рото^нтов, то в последнюю группу

также монрт вхоли ть редкие случаи, когда презентация выполнялась в менее популярных программах (на компьютере или онлайн), но анн- же и создавались рт^вн^зь.вли ьани анты,когда другие дополнителнныеп;ограммы/рс^-пиинре-н)ы «юли рмнетустановлены. Однако это не оказываетпнннципиального влианоя на общий итог.

pdf-offline

Рис. 2. Распределение по способамсозданиярс!рверсийпрезентаций

Не будем скрывать, что использование свойств pdf-файлов не является 100% триаыа,, аакрмк при оспольаовонии онлийн-конможнтеоиечити упомммакиеюенмтерветсренпоса, е,напрнмор, оПывмдго Рм\д/мгРоФ. Но ттое мк-мент искусственно немного повысит процент pdf-файлов, созданных логичным путём,2.е. cаoмащбюимoк2aмм,мбoмopых создавалась презентация.

Пе|^ейрМо о ^тоаемтуетекуоккмюе^трн^с^й ^в^^б^ооеас^ои^ размраофрй-ла. Рмкоро ным^ма преимтуация сфммлом2а°н8 Мр фом^о мотораяао^тт скочанм.

К этому письму приложены ссылки на следующие файлы: 1. Экология т-сф.ррЬс (253.7 Мб)

Рис. 3. Размер файла с презентацией

Но встречались и другие «тяжёлые» презентации объёмом более 20 Мб. Наличие таких работ у студентов, пуёлай и немногочисленное (менее 5%), может говорить о том, что они об этом не думают К сожалению, сейчас вообще многие не задумываются, что как отдельные файлы, так и целые программы необходимо делать разумных размеров, удаляя всё лишнее. Снижение нагрузки на память, хоть незначительно (в случае данного примера), но экономит различные ресурсы, в том числе временные и энергетические. Тем самым повышается время автономной работы ноутбука и т. д.

Общение со студентами также показало, что многие не знают, что файлы презентаций по сути своей являются архивами, в которых можно увидеть, какая именно картинка занимает столько места, сколько могла бы занять вся «культурно» сделанная презентация. Например, в файле на 45 Мб картинка, которая занимала половину слайда, была представлена №файлом (см. рис. 4), занимающим 28 Мб (с разрешением 9,5 Мрх: 3769*2513), а ещё одна картинка - 10 Мб.

Здесь следует отметить ещё один момент, который стал актуальным в последнее время: во-первых, в бесплатном варианте использования почтовых сервисов появляются ограничения на объём хранящейся информации, во-вторых, системы хранения электронной почты образовательных учреждений сразу могли быть ограничены как для студентов, так и для преподавателей.

Хотелось бы упомянуть ещё один неприятный момент, с которым приходится сталкиваться - непропорциональное сжатие изображений. Оно может приводить не только к странному виду текста, что бывает, например, при встав-

IKSN 1901-У097. M ИР НАУ КИ.КУЛЬТУ РЫ, ОБРАЗОВАНИЯ. № 5 (96) 2022

блему его указания легко решить - нанести масштабный отрезок либо на самом изображении, либо под ним. Некоторые студенты, к сожалению, всё равно непропорционально сжимали карты, несмотря на то, что в требованиях это чётко было запрещено.

Проведённый анализ собранных файлов, конечно, не может позволить сделать однозначных выводов. Возможно, выбранный нестандартный способ оценки компьютерной грамотности необходимо использовать в сочетании с другими.

Однако такое количество (около четверти) pdf-версий презентаций, созданных сторонними программами, всё-таки говорит о недостаточной компьютерной грамотности части обучающихся. Другие затронутые в статье вопросы, связанные с размерами файлов, непропорциональным сжатием картинок, тоже остаются весьма актуальными в наше время.

Данный материал даёт пищу для размышления, в том числе школьным учителям, подтверждает необходимость изучения информатики (или аналогичных дисциплин) в школе и на дальнейших этапах обучения, но, возможно, немного в другом ключе, а также показывает важность компьютерной культуры для разных дисциплин.

Tакже есть предположение, что поднятые проблемы актуальны не только для обучающихся, но и для читателей данной статьи.

По возможности, аналогичное исследование будет проведено спустя несколько лет, вероятно, может вырасти количество презентаций, созданных в Impress (их было менее 4%), который может частично заместить PowerPoint из-за постоянно изменяющейся ситуации, и в онлайн-ресурсах.

Библиографический список

1. Сычёва КА Особенности развития компьютерной грамотности современного подростка. Интерактивная наука. 2018; № 11 (33): 21-23.

2. Aлександрова М.В., Ширин A.r., 1айков С.М. Развитие информационной грамотности учащихся в условиях сельской школы. Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2020; № 1 (29): 21-2б.

3. Кизелев ПА Компьютерная грамотность. Эпоха науки. 2017; № 9: 1бб-1б8.

4. Минзер И.В., Бабаева Э.С. Содержание понятия «компьютерная грамотность» в научной литературе. Мир науки, культуры, образования. 2012; № 4 (35): 198-200.

5. Виштак О.В., Ходакова Н.П. Педагогические условия формирования компьютерной грамотности в дополнительном образовании. Образование и право. 2022; № 3: 270-274.

6. Зверева Л.Г., Погодина ИА Компьютерная грамотность как условие становления будущих специалистов в образовании. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2021; T. 13, № 1: 4б-52.

7. Комарова A.A. Уточнение формулировки понятия компьютерная грамотность исходя из современных реалий. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018; T. 7, № 4 (25): 142-14б.

8. Лапина ОА, Комарова A.A. Характеристики информационного образования личности и их взаимосвязь. Мир науки. Педагогика и психология. 2019; T. 7, № 5: 1-12. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/09PDMN519.pdf

9. Добродей Н.Ю., Берген О.В., Мрочко О.Г. Информационная, медийная и компьютерная грамотность учащейся молодежи как условие интерактивного обучения (опыт социологического исследования). Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2018; № 4 (20): 103-110.

10. "Гоктарова В.И., Ребко О.В. Цифровая грамотность: понятие, компоненты и оценка. Вестник Марийского государственного университета. 2021; T. 15, № 2: 1б5-177.

11. Ильин И.В., Ильин В.В. Развитие целей обучения информатике в условиях обновления технической культуры общества. Педагогическое образование в России. 2020; № 5: 71-78.

References

1. Sycheva K.A. Osobennosti razvitiya komp'yuternoj gramotnosti sovremennogo podrostka. Interaktivnaya nauka. 2018; № 11 (33): 21-23.

2. Aleksandrova M.V., Shirin A.G., Tajkov S.M. Razvitie informacionnoj gramotnosti uchaschihsya v usloviyah sel'skoj shkoly. Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie. Pedagogical Review. 2020; № 1 (29): 21-2б.

3. Kizelev P.A. Komp'yuternaya gramotnost'. 'Epoha nauki. 2017; № 9: 1бб-1б8.

4. Minzer I.V., Babaeva 'E.S. Soderzhanie ponyatiya «komp'yuternaya gramotnost'» v nauchnoj literature. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2012; № 4 (35): 198-200.

5. Vishtak O.V., Hodakova N.P. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya komp'yuternoj gramotnosti v dopolnitel'nom obrazovanii. Obrazovanie i pravo. 2022; № 3: 270-274.

6. Zvereva L.G., Pogodina I.A. Komp'yuternaya gramotnost' kak uslovie stanovleniya buduschih specialistov v obrazovanii. VestnikMajkopskogogosudarstvennogotehnologicheskogo universiteta. 2021; T. 13, № 1: 4б-52.

7. Komarova A.A. Utochnenie formulirovki ponyatiya komp'yuternaya gramotnost ishodya iz sovremennyh realij. Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologiya. 2018; T. 7, № 4 (25): 142-14б.

8. Lapina O.A., Komarova A.A. Harakteristiki informacionnogo obrazovaniya lichnosti i ih vzaimosvyaz'. Mir nauki. Pedagogika i psihologiya. 2019; T. 7, № 5: 1-12. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/09PDMN519.pdf

9. Dobrodej N.Yu., Bergen O.V., Mrochko O.G. Informacionnaya, medijnaya i komp'yuternaya gramotnost' uchaschejsya molodezhi kak uslovie interaktivnogo obucheniya (opyt sociologicheskogo issledovaniya). 'Ekonomicheskie i soclal'no-gumanltarnye issledovaniya. 2018; № 4 (20): 103-110.

10. Toktarova V.I., Rebko O.V. Cifrovaya gramotnost': ponyatie, komponenty i ocenka. Vestnik Marijskogo gosudarstvennogo universiteta. 2021; T. 15, № 2: 1б5-177.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Il'in I.V., Il'in V.V. Razvitie celej obucheniya informatike v usloviyah obnovleniya tehnicheskoj kul'tury obschestva. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2020; № 5: 71-78.

Статья поступила в редакцию 29.09.22

г] D:\Ekolog ¡ a {2).pptx\ppt\nnedia\

&айл Правка Вид Избранное Сервис Справка

О « v <4 4 X ñ

Добавить Извлечь Тестировать Копировать Переместить Удалить Ин^орм

Î1" D:\Ekolog¡a [2),pptx\ppt\med¡aV

■Iwfl

¿j¡mage7,t¡ff jjimagél.tiff I^¡niage5,png ¡¿¡magst,prig

Размер 28 417 090 10 803774 1657 659 1375107

Сжатый

28 417090 10 80Э774 1657 659 1379107

Рис.4.Часть содержания pptx-файла

ке таблиц в виде картинок, но и к искажению существенных моментов. Например, непривычновидеть овапьнымипредметы,которые вреалы-юсти креглые (например, мяч и колесо). Также происходит серьёзная проблема с масштабом ири еаиом не^льт^ыкомсжатии карт (схем)окынеоыии. Юм впыниыаекещ° одьа томпьюамрьнепьобрммы, когса ладрукеоываюр (или мстаьляют и иаходное еаес тинки) моештеО укынвкеныя/амеыьшенррна канаенкесюгайда, ортосый юожек выводиться на экран любого размера. В тех случаях, когда масштаб важен, про-

УДК 378.14

Sergeeva B.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Methods of Primary Education, Kuban State University

(Krasnodar, Russia), E-mail: 5906372@mail.ru

Mikerova G.Z., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy and Methods of Primary Education, Kuban State University

(Krasnodar, Russia), E-mail: mykerova8@mail.ru

Zateeva T.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Methods of Primary Education, Kuban State University

(Krasnodar, Russia), E-mail: 5906372@mail.ru

Mardirosova G.B., senior teacher, Department of Pedagogy and Methods of Primary Education, Kuban State University (Krasnodar, Russia),

E-mail: 5906372@mail.ru

MODEL OF ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL SUPPORT FOR THE PREPARATION OF PRIMARY SCHOOL TEACHERS FOR THE DEVELOPMENT OF MATHEMATICAL TALENT OF YOUNGER STUDENTS. The relevance of the study is determined by the need for organizational and methodological support for the process of training primary school teachers to develop the mathematical talent of younger students. The article discloses the definition of the concept of "organizational and methodological support," describes the developed level content of organizational and methodological support for the preparation of a primary school teacher for the development of the mathematical talent of younger schoolchildren: personal, over-the-mark, subject. This study presents a model of organiza-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.