I.ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
НАУКИ
УДК 378: [371.134:174]
Т. Г. Неретина (Магнитогорск, Россия) И. Ю. Исаева (Магнитогорск, Россия)
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме формирования педагогической этики у обучающихся по направлению «Педагогическое образование». Авторы раскрывают содержание понятия педагогической этики, определяют ее роль и место в профессиональной деятельности учителя. Компоненты педагогической этики проанализированы с позиций таких профессиональных характеристик, как направленность, готовность, культура, компетенции, грамотность, самореализация, становление и ответственность; а выявленные условия - с позиции значимости педагогической этики для профессионального становления студентов педагогических специальностей. Особое внимание авторы уделяют отбору и анализу интерактивных форм обучения, которые возможны и органичны в преподавании дисциплин профессионального и психо лого-педагогических блоков. Названные формы позволяют успешно решать задачи формирования у студентов педагогической этики не только благодаря систематизации знаний студентов в вопросах социально принятых в обществе норм поведения, морали и нравственности, но и благодаря формированию у обучающихся внутренней мотивации к следованию этим нормам, начиная с простого соблюдения требований делового стиля в одежде и норм речевого этикета. В статье рассмотрен также потенциал внеучебных форм студенческого взаимодействия: участия студентов в традиционных научных и воспитательных мероприятиях вуза и института. Содержание данной деятельности направлено на формирование умений работать в команде, исследовать, прогнозировать, выступать перед аудиторией, анализировать свою деятельность и деятельность других, т. е. на развитие личностных качеств будущих педагогов: толерантности, коммуникабельности, ответственности, уважения к личности, эмпа-тии, благородства и самоконтроля. Авторами проанализированы результаты обследования отношения студентов педагогических специальностей к их собственному уровню развития педагогической этики.
Ключевые слова: этика, педагогическая этика, профессиональная компетентность, готовность, самореализация.
Проблема профессиональной характеристики личности учителя - это одна из непреходящих проблем педагогической науки и практики. Этот факт подтверждает большое количество вариантов профессиограмм педагога, составленных теоретиками и практиками (Н. И. Болдырев [3], Е. Н. Ильин [7], К. К. Платонов [12] и др.) и содержащих перечни требований к учителю и его педагогической деятельности.
Анализ общепринятых в науке и индивидуальных авторских подходов к характеристике профессиональных качеств личности учителя, показывает, что профессиональная характеристика включает в себя такие компоненты, как профессиональная направленность, профессиональная готовность, профессиональная культура, профессиональная этика и др. Считаем целесообразным дать краткую характеристику указанных компонентов в контексте проблемы формирования профессиональной этики.
Л. В. Корнеева рассматривает этический компонент в профессиональной направленности (пригодности) личности, которую понимает как совокупность психофизиологических показателей, мотивации, интереса индивида к определенному виду трудовой деятельности. Она выделяет компоненты профессиональной направленности, которые в той или иной степени соотносятся с деятельностью педагога и характеризуют специфику таких этических категорий, как отношение к выбранной профессии, требовательность к себе, желание и стремление осуществлять свои педагогические функции и пополнять профессиональные знания [9, с. 4].
Сложно встраивается, по мнению Т. Н. Банщиковой, С. В. Путеевой, В. А. Сластенина
и других исследователей, этический компонент в профессиональную готовность, которая является одним из факторов эффективной профессиональной педагогической деятельности и включает в себя: 1) мотивационный компонент, отражающий положительное отношение к деятельности и желание осуществлять выбранный вид деятельности, 2) исполнительный компонент, содержащий профессионально значимые качества и совокупность профессиональных знаний, умений и навыков, способностей; 3) волевой компонент, характеризующий умение управлять своим поведением, действиями в различных профессионально-педагогических ситуациях, осуществлять самоконтроль; 4) ориентационный, включающий знания о выбранной профессии, функциональных особенностях и условиях деятельности, требования к личности, характеру установления взаимоотношений в коллективах, культуру педагогического общения[2; 13; 14].
Названные структурные компоненты профессиональной готовности обнаруживают непосредственную связь с профессиональной культурой педагога, показателями которой, по Э. Ф. Зееру, И. Ф. Исаеву, В. А. Сластенину, являются: педагогическая грамотность и ответственность, совокупность теоретических и практических знаний, опыт их реализации в профессиональной деятельности на основе системы ценностей и морально-нравственных ориентиров. Содержание профессиональной культуры рассматривается в контексте культурологического, аксиологического и деятельностного подходов, что позволяет выделить в ней пять базовых компонентов - когнитивный, эмоционально-ценностный, профессионально-личностный, деятельностный, рефлексивно-оценочный [5; 8; 14].
Все вышеназванные компоненты личности сохраняют свою значимость для становления личности современного учителя, поэтому мы хотим обратить внимание на то особое значение, которое приобретает педагогическая этика в постоянно меняющихся условиях педагогического взаимодействия, современных реалиях функционирования отечественной системы образования, а главное, в связи с закономерным изменением требований общества и государства к учителю и результатам его педагогической деятельности.
Педагогическая этика была и остается предметом научного интереса многих ученых (В. И. Андреев [1], Д. А. Белухин [4], Т. В. Мишаткина [10], А. Б. Сариева [15] и др.). Непосредственно проблема формирования профессиональной этики у студентов педагогических вузов рассматривается такими исследователями, как Ю. Н. Елисеева [6], О. С. Парц [11]. Как элемент профессионально-педагогической культуры она получила освещение в работах И. Ф. Исаева [8], В. А. Сластенина, Н. И. Филиппенко [14] и др.
Традиционно под педагогической этикой понимается система норм и правил поведения педагога, которые в совокупности обеспечивают нравственную направленность его педагогической деятельности и нравственный характер межличностных отношений с обучающимися [16]. При таком понимании педагогическая этика тесно связана с профессиональной культурой педагога и формируется в процессе его профессионального становления, которое, по меткому замечанию Э. Ф. Зеера, охватывает весь процесс становления человека от начала его профессиональной деятельности и до ее завершения [5, с. 68]. Т. Н. Банщикова и С. В. Путеева рассматривают профессиональное становление личности как процесс развития - от стремления реализовать свои творческие, потенциальные возможности понимания своего призвания, к формированию профессионализма. Авторы утверждают, что профессиональное становление осуществляется через развитие самосознания личности и профессиональную самореализацию. Составляющими профессиональной самореализации, по мнению исследователей, являются: а) профессиональное самоопределение, б) становление личности в избранной профессии, в) профессионально-личностный рост, г) развитие профессиональной компетентности и д) знание основ педагогической этики [2].
Мы считаем, что поскольку педагогическая этика является важным и неотъемлемым компонентом профессиональной характеристики учителя, то ее формирование у студентов-будущих учителей становится важней педагогической задачей, решение которой возможно как в учебном процессе, так и в рамках организации внеучебной деятельности студентов.
Особое значение_для решения данной задачи имеет, во-первых, изучение студентами дисциплин профессионального и психолого-педагогического блока, в содержании которых
значительное место отводится вопросам психологии личности учителя и этическим нормам взаимоотношений участников образовательного процесса; во-вторых, усвоение знаний о принятых в современном российском обществе нормах морали, нравственности о соответствующем им поведении, о деловом стиле в одежде и нормах речевого этикета; в-третьих, развитие у студентов таких личностных качеств, как коммуникабельность, ответственность, уважение к личности и культуре других народов, эмпатия, благородство и самоконтроль; в-четвертых, включение студентов в научно-исследовательскую деятельность и стимулирование к участию в разнообразных воспитательных мероприятиях кафедрального, институтского и университетского уровня.
Начиная с первого курса, студенты педагогических профилей подготовки на занятиях по психологии учатся проецировать получаемые теоретические знания на жизненные психологически сложные обстоятельства; анализировать появляющиеся проблемы с психологической позиции; учатся тактично управлять не только своим поведением, но и деятельностью других; доброжелательно относиться к проблемам и вопросам, которые возникают в ходе взаимодействия друг с другом; компетентно находить выход из трудных проблемных ситуаций.
На практических занятиях по педагогике студенты включаются в деловые игры, «уроки гармонии», выполняют тренинговые упражнения, помогающие решать значимые с точки зрения этики проблемные вопросы, анализировать разнообразные педагогические ситуации, решать педагогические задачи. Это способствует закреплению у студентов навыков самоанализа, самоконтроля, развитию способности к адекватному самовыражению, выстраиванию доверительного общения с коллегами, а также формированию таких важнейших для межличностного общения качеств, как тактичность, наблюдательность, душевность, энергичность, открытость, умение слушать, убеждать и др. Указанные умения и навыки являются основой для выстраивания отношений с однокурсниками, незнакомыми людьми и, что самое главное, с учащимися в школе.
Ключевую роль в становлении педагогической этики будущих учителей играет дисциплина «Профессиональная этика», предусматривающая не только изучение теоретических основ профессионально-педагогической этики (в части ее задач, принципов, видов и т. д.), но также анализ соответствующих нормативных документов: кодекса профессиональной этики учителя, этического кодекса педагога, кодекса чести и служения учителя, профессионального кодекса этики и служебного поведения учителя и пр. Нормативные документы, созданные профессиональной средой, должны продемонстрировать студентам обязательность соблюдения этических норм и правил поведения для вхождения в профессиональное сообщество и в целом для профессионального становления.
Студенты получают системные знания об основных нормах поведения, морали и нравственности не только в процессе изучения специальных дисциплин, но и во внеучебное время. Особенно эффективными оказываются формы включения студентов в неаудиторные виды коллективной научно-исследовательскую и учебно-исследовательскую деятельности (выступление на конференциях, участие в олимпиадах, круглых столах, диспутах, интеллектуальных играх, прохождение мастер-классов и др.). К примеру, студенты ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова» активно привлекаются к участию в студенческих научных конференциях «Студент и наука», познавательных играх «Что? Где? Когда?», полипредметных олимпиадах, всевозможных всероссийских и региональных конкурсах, например, «Взгляд молодых», «Челябинская область - это мы!», и др. Включаясь в научные мероприятия, студенты овладевают соответствующими исследовательскими умениями, приобретают навыки лидерской деятельности, учатся выступать перед аудиторией, анализировать свою деятельность и деятельность других. Специальной зоной если не ответственности, то пристального внимания преподавателей университета является мотивация студентов к активному (добровольному и осознанному) участию в разнообразных воспитательных мероприятиях кафедрального, институтского, университетского, городского и регионального уровней («Парад первоклассников», «День победы», «Экологическая тропа» и проч.). Традиционным (более 20 лет) мероприятием кафедры педагогики является ежегодный конкурс «Дерзайте - вы ум-
ны и талантливы!», тематика которого меняется год от года. Так, конкурс 2017 года был посвящен проблеме культуры межнационального общения. Следует подчеркнуть, что основной целью таких мероприятий является приобщение студентов к традициям и ценностям своей культуры и культуры других народов, воспитание чувства гордости за свой город, страну, развитие таких значимых для педагога личностных качества, как ответственность, активность, педагогическая культура. Участие в традиционных мероприятиях кафедры - это важный тренировочный момент, в ходе которого студентам приходится демонстрировать (или приобретать) этические личностные качества, например, коммуникабельность, ответственность, уважение к коллективному делу и людям, с которыми приходится взаимодействовать. Важно по окончании таких мероприятий обращать внимание на роль профессиональной этики в достижении результатов, которые могут оказаться не только положительными, но и отрицательными.
В рамках исследования уровня развития педагогической культуры нами был проведен констатирующий эксперимент среди студентов Института гуманитарного образования ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова». Выборка составила 144 человека, участие принимали студенты - бакалавры 2, 3 и 4 курсов, а также студенты магистратуры 1, 2 и 3 курсов. Респондентам были предложены вопросы, объединенные общей темой - профессионально-педагогическая этика и культура учителя. Уровень развития своей профессиональной культуры 73 % студентов оценили как средний, 20 % - выше среднего и 7 % студентов - ниже среднего. Ни один респондент не отметил у себя высокого и низкого уровеней профессиональной культуры. Мы считаем, что данные показатели адекватны и свидетельствуют об осознанном выборе будущей профессии, о принятии той социальной роли, в которой проявляют себя студенты в вузе. На наш взгляд, показательно, что при оценке уровня общей культуры 5 % студентов поставили себе высокий уровень, 65 % - выше среднего и 40 % средний уровень. Низкий уровень общей культуры по самооценке студентов отсутствует. На вопрос о том, кто оказал наибольшее влияние на развитие их профессионально-педагогической культуры, ответы распределились следующем образом: 22 % опрошенных указали мать (родителей); 32 % - учителей школы (учитель начальных классов, учитель предметник, директор); 46 % студентов - преподавателей вуза (при этом 93 % респондентов отметили у преподавателей вуза высокий уровень культуры, а 7 % - выше среднего). Приведенные выше данные статистического подсчета подтверждают нашу позицию: значительное влияние на развитие педагогической этики будущих учителей оказывают условия (психологические, кадровые, информационные), целенаправленно созданные для студентов в вузе, что в целом обеспечивает освоение ими профессиональных этических норм.
Среди показателей для оценки уровня развития педагогической этики, студенты выделяют: изучение профессиональных дисциплин (в том числе «Профессиональная этика»); умение применять знания на практике; развитие в себе навыков самообладания и самоконтроля; владение речевой культурой и умение одеваться согласно ситуации; нравственно-эмоциональную воспитанность и развитие педагогических способностей.
Таким образом, мы считаем, что существенное влияние на развитие педагогической этики будущих учителей оказывает образовательное пространство и микроклимат в вузе, личный пример педагогов, изучение профессионально-педагогических дисциплин, соблюдение делового стиля в одежде, норм речевого этикета, умение студентов применять полученные знания в научно-исследовательской, культурно-досуговой деятельности, на практике в школе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреев В. И. Педагогическая этика: инновационный курс для нравственного саморазвития. Казань : ЦИТ, 2003. 272 с.
2. Банщикова Т. Н., Путеева С. В. Профессиональная готовность педагога к управлению педагогическим процессом / Вестник Северо-Кавказского федерального университета, гл ред. В. Н. Парахина. 2005. № 2 (14). С. 36-42.
3. Болдырев Н. И. методика работы классного руководителя : уч. пособие. М. : Просвещение,
2008. 172 с.
4. Белухин Д. А. Педагогическая этика: желаемое и действительное. М. : МПСИ, 2007. 123 с.
5. Зеер Э. Ф. Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: теория и практика : учеб. пособие для высшей школы. М. : Академический проект; Екатеринбург : Деловая книга, 2006. 192 с.
6. Елисеева Ю. Н. Принципы и ценности этики в педагогической деятельности // Молодой ученый. 2016. № 3. С. 14-18.
7. Ильин Е. Н. Путь к ученику : книга для учителя. М. : Просвещение, 1988. 224 с.
8. Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М. : Академия, 2002.
208 с.
9. Корнеева Л. Н. Самооценка как механизм саморегуляции профессиональной деятельности // Вестник Ленинградского университета. 1999. № 27. С. 4-7.
10. Мишаткина Т.В. Педагогическая этика: учеб. пособие. Ростов н/Дону : Феникс. 2004. 304 с.
11. Парц О. С. Изучение профессиональной этики в педагогическом вузе: поиски нравственной основы // Мир науки : Интернет журн. 2016. Т. 4. № 5. http://www.mir-nauki.com/pdf (дата обращения: 02.10.2017).
12. Платонов К К. Проблемы способностей. М. : Изд-во : Наука. 2001. 312 с.
13. Путеева С. В. Формирование порфессиональной готовности студентов заочной формы обучения к педагогической деятельности : автореф. дисс. ... канд. пед. наук; Ставропольский гос. ун-т. Ставрополь, 2006. - 21 с.
14. Профессиональная культура учителя / сост. В. А. Сластенин, Н. И. Филиппенко. М. : Просвещение. 2003. 22 с.
15. Сариева А. Б. Понятие о педагогической этике и её задачи // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). Уфа : Лето, 2012. С. 21-24
16.Энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. М. : Сов. энциклопедия, 1983. — 1600 с.
T. G. Neretina (Magnitogorsk, Russia) I. Yu. Isaeva (Magnitogorsk, Russia)
PEDAGOGICAL ETHICS OF FUTURE TEACHERS AS A CONSTITUENT ELEMENT OF PROFESSIONAL CHARACTERISTICS
Abstract. The article is concerned with theproblem of pedagogical ethics formation of students in the "Pedagogical education" field of study, which is relevant for the professional training of future teachers.
The article explains the importance of pedagogical ethics and its constituent components vital for the professional activity of a teacher; the essential components of professional characteristics of a teacher are analyzed, such as professional orientation, professional readiness,culture,competence, literacy, self-realization, formation and responsibility; defined conditions from the perspective of the importance of pedagogical ethics for students of pedagogical specialties in their professional development are described. Interactive modes of study used in vocational subjects study and psycho-pedagogical units are specified by the authors. Such forms are useful in solving problems of pedagogical ethics forming among students successfully through the systematization of students' knowledge of socially accepted norms of behavior, ethics and morality, the formation of their orientation to follow these standards and requirements actively as well as compliance with business-style clothing and ethic speech norms in communication requirements.
The article presents the forms of students' participation in the traditional scientific and educational activities of the University and the Institute, its content is aimed at developing skills in team work, research skills, readiness to anticipate, to appear before an audience, analyze his own activity and the activity of others, it is also aimed at the development of personal qualities of future teachers, tolerance, communicability, responsibility, respect for an individual, empathy, generosity and self-control. The research results in identifying the personal self-conception of pedagogical specialties students to the level of development of pedagogical ethics are analyzed.
Keywords: ethics, pedagogical ethics, professional competence, readiness, self-realization.
REFERENCES
1. Andreev V. I. Pedagogicheskaya etika: innovatsionnyi kurs dlya nravstvennogo samo-razvitiya. Kazan' : TsIT, 2003, 272 p.
2. Banshchikova T. N., Puteeva S. V. Professional'naya gotovnost' pedagoga k upravleniyu pedagog-icheskim protsessom / Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta, gl. red. V. N. Parakhina. 2005, no 2 (14), pp. 36-42.
3. Boldyrev N. I. metodika raboty klassnogo rukovoditelya : uch. posobie. Moscow : Prosveshchenie, 2008. 172 p.
4. Belukhin D. A. Pedagogicheskaya etika: zhelaemoe i deistvitel'noe. Moscow : MPSI, 2007. 123 p.
5. Zeer E. F. Pavlova A.M., Sadovnikova N.O. Proforientologiya: teoriya i praktika : ucheb. posobie dlya vysshei shkoly. M. : Akademicheskii proekt; Ekaterinburg : Delovaya kniga, 2006. 192 p.
6. Eliseeva Yu. N. Printsipy i tsennosti etiki v pedagogicheskoi deyatel'nosti, Molodoi uchenyi, 2016, no 3. pp. 14-18.
7. Il'in E. N. Put' k ucheniku : kniga dlya uchitelya. Moscow : Prosveshchenie, 1988. 224 p.
8. Isaev I. F. Professional'no-pedagogicheskaya kul'tura prepodavatelya. Moscow : Akademiya, 2002.
208 p.
9. Korneeva L. N. Samootsenka kak mekhanizm samoregulyatsii professional'noi deyatel'nosti // Vestnik Leningradskogo universiteta. 1999. no 27. pp. 4-7.
10. Mishatkina T. V. Pedagogicheskaya etika: ucheb. posobie. Rostov n/Donu : Feniks. 2004. 304 p.
11. Parts O. S. Izuchenie professional'noi etiki v pedagogicheskom vuze: poiski nrav-stvennoi osnovy, Mir nauki : Internet zhurn. 2016. T. 4. N 5. http://www.mir-nauki.com/pdf (data obrashcheniya: 02.10.2017).
12. Platonov K. K. Problemy sposobnostei. Moscow : Izd-vo Nauka. 2001. 312 p.
13. Puteeva S. V. Formirovanie porfessional'noi gotovnosti studentov zaochnoi formy obucheniya k pedagogicheskoi deyatel'nosti : avtoref. diss. ... kand. ped. nauk; Stavropol'skii gos. un-t. Stavropol', 2006. 21 p.
14. Professional'naya kul'tura uchitelya / sost. V. A. Slastenin, N. I. Filippenko. Moscow : Prosveshchenie. 2003.22 p.
15. Sarieva A. B. Ponyatie o pedagogicheskoi etike i ee zadachi // Aktual'nye voprosy sovremennoi pedagogiki: materialy II Mezhdunar. nauch. konf. (g. Ufa, iyul' 2012 g.). Ufa : Leto, 2012. pp. 21-24
16. Entsiklopedicheskii slovar' / gl. red. A. M. Prokhorov. Moscow: Sov. entsiklopediya, 1983. 1600 p.
Неретина Т. Г., Исаева И. Ю. Педагогическая этика будущих учителей как компонент профессиональной характеристики // Гуманитарно-педагогические исследования. 2018. Т. 2. № 1. С. 6-11.
Neretina T. G., Isaeva I. Yu. Pedagogical ethics of future teachers as a constituent element of professional characteristics, Gumanitarno-pedagogicheskie issledovaniya [Humanitarian and pedagogical Research], 2018, vol. 2, no 1, pp. 6-11.
Сведения об авторах
Неретина Татьяна Геннадьевна - доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Института гуманитарного образования Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова, г. Магнитогорск, Россия; neretinat@mail.ru
Исаева Ирина Юрьевна - доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Института гуманитарного образования Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова, г. Магнитогорск, Россия; iisaeva.isaeva@yandex.ru
Äuthors:
Irina Yu. Isaeva, Ph.D. in Pedagogy, Associate Professor of the Department of pedagogy, Institute for the Humanities, Nosov Magnitogorsk State Technical University, Magnitogorsk, Russia; iisaeva.isaeva@yandex.ru
Tatiana G. Neretina, Ph.D. in Pedagogy, Associate Professor, Department of pedagogy, Institute of Humanitarian Education, Nosov Magnitogorsk State Technical University Magnitogorsk, Russia nereti-nat@mail.ru.