УДК 378.147:17
Л.В. Кондрашова
ЭТИКО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
L.V. Kondrashova
THE ETHIC-PROFESSIONAL ASPECT OF PREPARATION OF FUTURE SPECIALISTS TO THE RESEARCH ACTIVITY
Аннотация
В статье обосновывается тезис о том, что в условиях коммерциализации сферы науки и образования остро чувствуются потребность в разработке этического Кодекса ученого и необходимость этико-профессионального компонента в содержании подготовки будущих специалистов к исследовательской деятельности. В статье рассматриваются возможности курса «Методика научной работы», принципы, формы и методы работы бакалавриата, магистратуры, аспирантуры и докторантуры в развитии этико-профессионального потенциала личности будущего исследователя; конкретизируются основные направления работы кафедр и педагогические условия, необходимые для обеспечения позитивных результатов этико-профессиональной подготовки студентов к исследовательской деятельности.
Ключевые слова
ЭТИКО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ, НАУЧНАЯ ЭТИКА, ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС УЧЕНОГО, АСПИРАНТУРА, ДОКТОРАНТУРА.
Abstract
The article explains the idea that in the commercialization of science and education keenly felt the need for a code of ethics and the need for ethical and scientific-professional component in the content of training of future professionals to research. The possibilities of the course "Methodology of Scientific Work", principles, forms and methods of undergraduate, graduate, postgraduate and doctoral studies in the development of ethical and professional potential of a future researcher are investigated specified guidelines of the departments and pedagogical conditions necessary to ensure a positive outcome ethic and professional training students to research are specified.
Keywords
ETHICAL AND PROFESSIONAL COMPONENTS, SCIENTIFIC ETHICS, RESEARCH, CODE OF ETHICS SCHOLAR, GRADUATE AND DOCTORATE.
Процесс интеграции украинского общества в мировое экономическое, научное и образовательное пространство актуализирует проблему подготовки будущих специалистов, соответствующих современным требованиям. Сегодня рынок труда и потребности общества диктуют требования к личности специалиста. В характеристиках облика современного специалиста все большую роль играют ориентация на свободу действий и творческий поиск, инициативу, самостоятельность, мобильность, создание ново-
го знания. В связи с возрастанием доли творческого труда в профессиональной деятельности актуализируются вопросы формирования творческой личности специалиста, развития его способности и готовности к исследовательской деятельности, совершенствования основ его профессиональной этики. В условиях коммерциализации сферы науки и образования повышается необходимость создания этического кодекса ученого и разработки этико-професси-онального компонента содержания подготовки
будущих специалистов к исследовательской деятельности. В вузовской практике имеет место противоречие между объективной необходимостью роста объема научно-исследовательского компонента профессионального труда и реальной готовностью будущих специалистов к исследовательской деятельности. Студенты за годы обучения в высшей школе овладевают методикой научно-исследовательской работы, но их научная подготовка и этико-профессиональ-ный потенциал их личности не всегда соответствуют современным требованиям к исследовательскому труду.
Новые задачи высшего образования, реализация его личностной ориентации предусматривают упорядочение учебной деятельности как процесса самореализации творческого потенциала личности студентов, выбор последовательности операций и действий по саморазвитию их на пути к достижению профессионального успеха. Организация такого процесса возможна в том случае, если будущий специалист овладевает не только теоретическими основами научно-исследовательских знаний, формирует исследовательскую культуру, но и совершенствует этико-профессиональный облик собственной личности, повышает уровень готовности к научно-исследовательской деятельности.
Готовность специалиста к научно-исследовательской деятельности — это сложное личностное образование, объединяющее в себе научно-исследовательские компетенции, позитивную мотивацию и установку на активную исследовательскую деятельность, включенность в научное обоснование, прогнозирование, разработку авторских программ, творческих проектов, экспериментальную апробацию научно-методических решений в ситуации психологического комфорта, творческого успеха и инновационного поиска.
Формирование этого сложного личностного образования обеспечивает продуктивность научной работы студентов, творчество и нестандартность решения ими профессиональных задач в самостоятельной профессиональной деятельности.
Изучение и анализ вузовской практики позволяют говорить о том, что далеко не все студенты осознают целесообразность и необходимость научной работы как важного звена их профессиональной подготовки. Курс «Методи-
ка научной работы» большинство из них не считают обязательным и его содержание не соотносят с содержанием изучаемых научных знаний и учебных предметов. Научно-исследовательская работа будущих специалистов не всегда связана с их жизненными и профессиональными планами. Результаты опроса, проведенного нами среди студентов 5-го курса (было опрошено 1200 человек), показали, что более 20 % студентов не владеют умениями самостоятельной организации и проведения исследовательской деятельности, 63 % обращаются за помощью к преподавателям; только 17 % выполняют исследовательскую работу самостоятельно. На основе собранных данных установлено, что лишь 3,6 % студентов отличаются высоким уровнем готовности к исследовательской деятельности; 9,9 % показали средний уровень и 86,5 % — низкий.
Из результатов анализа работы аспирантуры в Украине видно, что количественные показатели в период с 1990 по 2008 год значительно выросли [1]. Выпуск аспирантов с защитой диссертаций до окончания срока аспирантуры увеличился с 17 до 22 %. Но качество оставляет желать лучшего. На вопрос «С чем ассоциировалось ваше желание обучения в аспирантуре?» — 97 % опрошенных ответили: «С защитой диссертации и получением диплома». Кроме того, 68 % отметили, что учеба в аспирантуре положительно повлияла на их умение заниматься научной работой, 24 % считают, что благодаря ей они приобрели навыки публичного выступления, 8 % отметили совершенствование интеллектуальных и моральных качеств личности. На вопрос «Какие качества вы приобрели в аспирантуре?» — 33 % участников опроса ответили, что овладели исследовательскими умениями, 29 % — интеллектуальными и коммуникативными качествами. На вопрос «Как вы относитесь к научной этике?» — 24 % опрошенных отметили, что не обязательно знать эти вопросы, так как все определяет научный руководитель, его авторитет, 49 % показали свою некомпетентность в данном вопросе, 46 % связывают его с предупреждением плагиата и знанием норм и правил взаимоотношений с научным руководителем. Только 67 % опрошенных аспирантов отметили частичную информированность о Кодексе ученого, а 18 % информированы о морально-духовных качествах личности современного ученого.
Среди качеств личности современного ученого 20 % опрошенных отдали предпочтение эрудиции и предметной компетентности, 17 % — научной грамотности, 25 % — научной подготовке, 35 % — исследовательской культуре, 3 % — этической подготовке будущих ученых; 34 % не дали ответа на поставленный вопрос; 66 % не видят необходимости в специальной научно-этической подготовке будущих исследователей.
В условиях коммерциализации сферы науки и образования система деонтологических знаний, руководство ими в практической научной деятельности, формирование навыков морально-этического поведения приобретают особое практическое значение. Подготовка молодежи к научной деятельности во многом сопряжена не только с овладением методикой научного исследования, развитием интеллектуального потенциала личности, но и с формированием морально-этического основания личности ученого.
На первое место выдвигается проблема формирования профессионально-этического облика современного ученого, повышение его ответственности за результаты собственной научной работы; стремление к инновациям, а порой и к рутинной работе, которая характерна для научных исследований, бережного отношения к достижениям отечественных и зарубежных авторов.
Поэтому наряду с тем опытом подготовки к научной работе, который сложился в высших учебных заведениях, необходимо повышать личностную направленность подготовки студентов, аспирантов и докторантов к исследовательской деятельности, совершенствовать профессионально-этическую основу этой подготовки.
Университет, как образовательное звено, всегда был центром научной работы студентов. Он был призван готовить студенческую молодежь не только к профессиональной, но и к научной деятельности. Конечной целью обучения в университете было «получение ученой степени, которая фиксировала научную квалификацию выпускника, при этом многие молодые люди проводили время на университетских скамьях, не стремясь к ученой степени, а просто потому, что это считалось важным этапом социализации, т. е. взросления, становления
мировоззрения и обретения ими будущего жизненного пути» [2, с. 113]. На различных этапах становления университетского образования вся практика преподавательской деятельности была направлена в основном на передачу профессиональных знаний и подготовку студентов к самостоятельной деятельности в избранной профессиональной сфере. Разрыв между образовательным процессом и научной деятельностью характерен и для классических университетов.
Возрастание роли науки в современном обществе и экономике актуализирует проблему развития и повышения эффективности научно-исследовательской деятельности в структуре университетского образования. Способность и готовность выпускника высшей школы к исследовательской деятельности являются сегодня важными показателями его профессионализма.
Культивирование духа науки в университетской среде, целенаправленная, систематическая работа кафедр и факультетов по приобщению талантливой студенческой молодежи к научно-исследовательской деятельности, развитие у нее независимого, креативного мышления, навыков самостоятельной научной работы, наращивание инфраструктуры университетской науки — все это позволяет оптимизировать учебный процесс и выполнять научные изыскания на современном мировом уровне.
Обеспечение эффективности научных исследований и высокого уровня готовности студенческой молодежи к разработке научных проблем предполагает свободу выбора учебных предметов, дидактических технологий их изучения студентами, активизацию позиции будущих специалистов в организации учебной и научно-исследовательской работы, выполнение научных проектов с учетом интересов, возможностей и способностей их разработчиков.
Подготовка к исследовательской деятельности — это своего рода социальный проект системы научной работы высшей школы. Успешность его разработки сопряжена с объединением усилий отечественных университетов с опытом зарубежных вузов по подготовке научных кадров и привлечению будущих специалистов к решению актуальных научных проблем и выполнению социальных проектов. Необходимо, чтобы каждый участник такой деятельности осознавал актуальность международного сотрудничества преподавателей и студентов в решении актуаль-
ных научных проблем, формировании готовности к достижению позитивных результатов, ответственности за них и их последствия.
Процесс подготовки студенческой молодежи к исследовательской деятельности довольно сложный, динамичный и противоречивый. Он предполагает целенаправленность, систематичность и управляемость процесса формирования готовности к исследовательской деятельности будущих специалистов.
Прежде всего, этот процесс должен стать персонифицированным, задействовать личностную сферу студентов, их ценностное сознание. Долгое время в образовательной практике преобладал деперсонифицированный идеал познания, когда познавательный процесс дистанцировался от личностных компонентов, духовной основы и профессиональной этики. Отсутствие духовной основы, недооценка профессионально-этической стороны, устранение личностной перспективы из общей картины мира в процессе овладения научным знанием приводят к закреплению лишь функционального поведения будущего специалиста, неспособности его к использованию приобретенных знаний для профессиональной самореализации и творческого выполнения профессиональных функций.
Персонифицированный идеал познания в контексте подготовки студентов к исследовательской деятельности позволяет будущему специалисту заглянуть в лабораторию ученого с точки зрения духовных потребностей, индивидуальной системы ценностей и соотнести внешние стороны научной работы со своей субъектностью, личностной структурой, морально-этическими принципами научного труда. Результативность подготовки студентов к исследовательской деятельности сопряжена с использованием в учебном процессе принципа персонификации научных знаний. В переводе с английского personification означает воплощение идеи в реальном образе объективной действительности. Этот принцип нацеливает преподавателей на отбор примеров из жизни и деятельности великих ученых, научных коллективов, лабораторий, кафедр, явлений вузовской действительности, иллюстрирующих научные ценности, закономерности научной деятельности, ее роль в развитии и модернизации общества и экономики, становлении профессионального облика будущего специалиста.
Персонифицированная подготовка студентов к исследовательской деятельности позволяет устранить диссонанс между научной работой и личностной готовностью к осуществлению студентом этой деятельности, т. е. соединить воедино личностный, когнитивный и профессиональный ее компоненты. Разработка этического Кодекса ученого и приведение в соответствие с его содержанием подготовки будущих специалистов к исследовательской деятельности — одно из оптимальных средств реализации этико-профессионального компонента образовательного процесса университета, формирования основ профессиональной этики студентов.
Через использование методов анализа научных текстов, изучение биографических сведений из жизни великих ученых, анализ пер-согенных ситуаций развития на жизненном пути ученого, мозгового штурма, проблемных ситуаций у будущих специалистов формируется позитивная мотивация к исследовательской деятельности, накапливаются представления о специфике труда ученого, основах его профессиональной этики, богатстве потенциала его личности. Знакомство с жизнью выдающихся ученых, текстами их научных трудов, генерализация научных и профессионально-личностных ценностей помогают воссоздать ситуацию развития личности, повторить положительный опыт ученого, избежать совершенных им ошибок. Трансформация биографий в инструмент личностного познания формирует у студентов умение выделять в них те события, которые изменили структуру выдающейся личности, ее ценностные ориентации и смысл жизни, т. е. оптимизировали его научно-профессиональное становление.
Подготовка студентов к исследовательской деятельности должна быть направлена на усвоение базовых знаний, раскрывающих специфику научного труда и познания, анализ персоген-ных ситуаций развития на реальном жизненном пути ученого, что помогает задействовать механизмы личностного роста в учебном процессе, предвидеть благоприятные ситуации, которые стимулируют потребность студентов в дальнейшем научном и профессиональном самосовершенствовании. Анализ персогенных ситуаций развития позволяет будущим специалистам оценить роль личности ученого, этико-профес-сионального облика, потребностно-мотиваци-
онной его сферы в достижении собственного акме. Методы персонификации в подготовке студентов к исследовательской деятельности позволяют придать ей личностную направленность, обеспечивают перевод научных знаний в профессиональные ценности и личностные смыслы, что служит основой их готовности к научному труду. Эти методы учат оперированию противоречиями, синтезу разрозненных фактов объективной реальности и позволяют студенту увидеть себя в роли носителя профессиональной этики, осознать свою миссию в исследовательской деятельности.
Формирование готовности будущих специалистов к исследовательской деятельности предполагает совершенствование не только учебного процесса, его персонификации, но и методики приобщения и подготовки студентов к самостоятельной исследовательской деятельности, когда последние становятся не самоцелью, а инструментом профессиональной деятельности, средством профессионального саморазвития, самовыражения и самоутверждения их в научной сфере.
Совместные усилия кафедр университета должны быть направлены на формирование исследовательской компетентности будущих специалистов и реализацию основных направлений в совместной деятельности, таких как:
• стимулирование и поддержка интереса преподавателей и студентов к научной работе как важному звену их этико-профессионально-го становления и научного роста;
• гармонизация отношений участников сотрудничества в подготовке студенческой молодежи к научной работе, создании разнообразных форм научных объединений, поддержке научных инициатив и творческих поисков в решении проблемных вопросов, активизации деятельности по разработке инновационных проектов;
• содействие организации и проведению совместных научных исследований с другими отечественными и зарубежными партнерами;
• разнообразие форм международного сотрудничества, проведение совместных научных семинаров, тренингов, симпозиумов, конференций, выполнение совместных научных проектов, обмен опытом научных школ;
• привлечение зарубежных ученых к преподавательской деятельности и руководству научной работой студентов;
• систематическое проведение научных консультаций, стажировок с целью изучения зарубежного опыта по подготовке будущих специалистов к исследовательской деятельности;
• создание совместного банка научных достижений с зарубежными партнерами [3, с. 19].
Исследовательская компетентность — это способность будущего специалиста, связанная с анализом, постановкой и решением научных проблем в конкретной научно-профессиональной сфере, готовность активно и продуктивно использовать знания, умения и навыки, креативные способности в создании нового знания и усовершенствовании собственной исследовательской практики.
Целенаправленность деятельности по формированию исследовательской компетентности личности объединяет в себе разнообразные компоненты педагогического процесса. Для обеспечения его результативности необходимо:
• проектировать образовательную среду как пространства положительного примера, основанного на кодексе чести и долга современного ученого, накопления, обогащения и расширения опыта исследовательской деятельности;
• разрабатывать и обосновывать модели формирования исследовательской компетентности студентов с учетом международных стандартов и этических принципов научной деятельности;
• внедрять в образовательный процесс курсы и модули, связанные с подготовкой студентов как активных участников научно-исследовательской работы, научного сотрудничества с зарубежными партнерами;
• акцентировать внимание студентов на интернациональном характере научных изысканий и обогащении содержания учебных дисциплин научной проблематикой;
• создавать информационное обеспечение, ориентированное на изучение и использование отечественных и зарубежных научных достижений, методик решения научных проблем и вклада видных ученых в развитие науки и обновление общества;
• определять оптимальное сочетание традиционных и инновационных методик и технологий, обеспечивающих подготовку будущих специалистов к исследовательской деятельности с опорой на международный опыт;
• изучать международный опыт, использовать его в отечественной практике, разнообра-
зить формы обмена опытом в решении научных проблем и подготовке будущих специалистов к исследовательской деятельности;
• совместно с вузами-партнерами разрабатывать критерии и показатели эффективности подготовки студенческой молодежи к научной работе, диагностический инструментарий для отслеживания динамики становления ключевых исследовательских компетенций будущих специалистов и формирования этико-профес-сионального потенциала их личности.
Одними из первых шагов к созданию образовательного пространства и системы учебно-научной работы вуза являются внедрение модели формирования исследовательской компетентности и этико-профессиональных основ личности будущего исследователя, гуманизация отношений преподавателей и студентов, ориентация их на международные стандарты и сотрудничество в решении научных проблем, сотворчество всех участников, заинтересованных в результативности совместной работы.
Важно скоординировать усилия отечественных и зарубежных научных школ в разработке модели подготовки будущих специалистов к научно-исследовательской деятельности. Низкая результативность университетов в такой подготовке объясняется отсутствием четкого разграничения функций между различными образовательными ступенями и нарушением преемственности с аспирантурой и докторантурой. Отсутствие функциональной модели бакалавра, магистра и специалиста и образовательных стандартов, в которых научная работа и подготовка студентов к исследовательской деятельности заняла бы достойное место, негативно сказывается и на работе аспирантуры и докторантуры. Наблюдается тенденция разделения высшей школы на исследовательские и профессиональные университеты, сведение бакалавриата к подготовке профессионалов, а магистратуры — научных кадров. Практика не подтверждает эффективность и необходимость разделения профессиональной и научной подготовки в содержании университетского образования. Научно-исследовательская работа должна иметь место на всех ступенях подготовки современных специалистов, но ее объем должен быть различным, постепенно усложняться и увеличиваться от бакалавриата и магистратуры к аспирантуре и докторантуре. Вряд ли целесообразно соглашаться с теми, кто
считает, что аспирантура исчерпала себя и ее можно заменить магистратурой.
Одним из условий создания оптимальной системы подготовки студентов к исследовательской деятельности является комплексное планирование. Комплексный план НИРС объединяет два раздела. Первый раздел включает в себя мероприятия по организации общеуниверситетских форм научной работы (олимпиады, конкурсы, выставки научных работ, смотры, студенческие конференции), мероприятия по совершенствованию планирования, организации и контроля НИРС, повышению квалификации научных руководителей. Второй раздел — перечень мероприятий по курсам с примерной разбивкой по кафедрам, ответственным за проведение различных форм исследовательской и творческой работы студентов. Рекомендованные планом содержание и формы научной работы студентов тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга, позволяют разрабатывать исследовательскую тему в течение длительного времени. В комплексном плане предусмотрено постепенное от курса к курсу возрастание объема и сложности научной работы. На 1-м курсе преобладают формы творческих заданий: подготовка рефератов, реферирование научной литературы, выполнение заданий с элементами исследования. На 2-м курсе добавляется лабораторный практикум исследовательского характера с комплексным заданием, курсовая работа и подключение студентов к госбюджетной, хоздоговорной тематике в проблемных группах, конструкторских бюро. На 3-м курсе выполняется курсовое исследование по самостоятельной научной проблеме. На 4-м курсе выполняется творческий проект и ведется индивидуальная научная работа по избранной научной проблеме. В конце 5-го курса выполняется и защищается квалификационная работа. При этом большое внимание уделяется конкретным и практическим результатам, полученным студентами, их оформлению.
Целесообразно уделять внимание согласованию деятельности кафедр на различных курсах с тем, чтобы у студентов формировалась исследовательская компетентность, закреплялись навыки экспериментальной работы, этико-профессиональные принципы научного труда.
Необходимо внести этико-профессиональ-ный компонент в содержание подготовки будущих
специалистов к исследовательской деятельности, положив в основу этический Кодекс ученого. Это содержание реализуется на принципах:
• единства и согласованности действий всех участников исследовательской деятельности;
• объективной оценки уровня готовности студентов и аспирантов к исследовательской работе;
• комплексного использования форм, методов и средств развития позитивной мотивации, интереса и потребности в научно-исследовательской работе;
• опоры на субъектность в достижении цели исследовательской деятельности.
Таким образом, все меры по активизации научно-исследовательской деятельности студентов, созданию системы и комплексного планирования научной работы, оптимального использования ее воспитательного и развивающего потенциала должны быть сопряжены с реализацией этико-профессионального компонента подготовки будущих специалистов к исследовательской деятельности в соответствии с содержанием этического Кодекса ученого и способствовать развитию профессионально-этического и интеллектуально-творческого потенциала личности современного исследователя.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Освгга Украши 2005: 1нформацшно-аналтч-т матерiали дяльнскл! МЫстерства освгги i науки у 2005 рощ та головш завдання на 2006 рiк [Текст] / укла-дач К.М. Левювський та iн. — К.: Знання, 2006. — 150 с.
2. Андреев, А. Существовал ли «русский путь» развития университетов [Текст] / А. Андреев // Высш. образование в России. - 2008. - № 7. - С. 113-119.
3. Кондрашова, Л.В. Формы межгосударственного сотрудничества в повышении качества подготовки научных кадров [Текст] / Л.В. Кондрашова // Новости науки и технологий. - 2008. -№ 3/3 (9/10). - С. 18-23.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ / AUTHOR
КОНДРАШОВА Лидия Валентиновна — доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики высшей школы и образовательного менеджмента Черкасского национального университета им. Богдана Хмельницкого, заслуженный деятель науки и техники Украины. 18031, Украина, Черкассы, бульвар Шевченка, 81 [email protected]
KoNDRAsHoVA Lidiya V. — Cherkassy National University after Bohdan Khmelnytskyi.
18031, B/wrd Shevchenko, 81, Cherkassy
© Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, 2013