Научная статья на тему 'ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЮДЕЙ ПОЗДНЕГО ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА'

ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЮДЕЙ ПОЗДНЕГО ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
125
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
онтологические особенности / люди 55–70 лет / поздний зрелый возраст / физиологические / психологические / акмеологические особенности / ontological features / people 55–70 years old / late adulthood / hysiological / psychological / acmeological features

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Д.А. Эльмурзаев

В предлагаемой педагогической общественности статье охарактеризованы онтологические особенности людей 55–70 лет, составляющих богатый ресурс общества. Он выражается в значительном физиологическом, психологическом, акмеологическом функционале людей позднего зрелого возраста и возможности его использования современным производством, наукой, культурой, искусством, образованием. Исследование этого функционала произведено по комплексным параметрам с использованием комплексного и системного подходов, методов обобщения и анализа научных источников. Получено знание о сенсорной сфере, мышлении и интеллекте, психомоторных показателях, эмоциональной сфере, мотивационных линиях, личностных свойствах, духовных способностях, ролевой специфике, гендерных проявлениях людей этой возрастной категории. Это знание может быть внедрено в непрерывное образование, андрагогическую практику, послужить материалом для дальнейших исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ONTOGENETIC FEATURES OF PEOPLE OF LATE ADULTHOOD

In the proposed pedagogical community, the article characterizes the ontological features of people 55–70 years old, who constitute a rich resource of society. It is expressed in a significant physiological, psychological, acmeological functionality of people of late adulthood and the possibility of its use by modern production, science, culture, art, education. The study of this functionality is carried out according to complex parameters using integrated and systematic approaches, methods of generalization and analysis of scientific sources. Knowledge about the sensory sphere, thinking and intelligence, psychomotor indicators, emotional sphere, motivational lines, personal properties, spiritual abilities, role specificity, gender manifestations of people of this age category is obtained. This knowledge can be embedded in continuing education, andragogic practice, and serve as material for further research.

Текст научной работы на тему «ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЮДЕЙ ПОЗДНЕГО ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА»

вать обращение к ряду вопросов в курсе «Криминология». В число таких проблем входят следующие: преступность как общественно опасное явление; понятие и виды профилактики преступности; криминологическая характеристика алкоголизма, наркомании, преступности подростков.

Во время изучения дисциплины «Гражданское право» представляется возможным формирование когнитивного и мотивационно-ценностного компонентов готовности будущих юристов к работе с девиантными подростками. В данном случае ведущая роль принадлежит следующим темам: «Правоспособность и дееспособность граждан»; «Гражданско-правовая ответственность»; «Опека и попечительство».

Библиографический список

Немаловажным слагаемым процесса формирования готовности к работе с девиантными подростками у будущих юристов является изучение курса «Современные методы и технологии профилактики правонарушений среди несовершеннолетних».

Формированию соответствующих компетенций у учащихся будет способствовать изучение следующих тем: «Диагностика отклоняющегося поведения несовершеннолетних в аспекте профилактики правонарушений»; «Профилактика правонарушений несовершеннолетних»; «Девиантное, делинквентное, преступное поведение несовершеннолетних как научно-педагогическая и правовая проблема и его последствия».

1. Миронов Д.Д. Формирование готовности студентов юридических колледжей к работе с подростками девиантного поведения. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Екатеринбург 2017.

2. Карданова Д.М. Программа реализации модели формирования готовности будущих юристов к профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. Педагогический журнал. 2019; Т. 9; № 2-2: 665-668.

3. Карданова Д.М. Проблемы формирования готовности к профилактике правонарушений среди несовершеннолетних у будущих юристов. Высокие технологии и инновации в науке: сборник избранных статей Международной научной конференции. Санкт-Петербург: ГНИИ «Нацразвитие», 2020: 44-47.

4. Соболева М.О. Психологические характеристики современных девиантных подростков. Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2018; № 4 (14): 40-49.

5. Слепухина ГВ., Безенкова Т.А. Личностные особенности подростков с девиантным поведением. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020; Т. 9; № 4 (33): 396-401.

6. Эхаева РМ., Ибрагимова Э.С. Девиантное поведение. Профилактика девиантного поведения у подростков. Современные проблемы социально-гуманитарных наук. 2016; № 6 (8): 33-36.

7. Федоровский А.Е. Проблемы девиантного поведения в подростковой среде: теоретический обзор. Организация работы с молодежью. 2015; № 3: 1-8.

8. Агаджанова Э.Р Девиантное поведение подростков: причины, формы, профилактика. Симбирский научный вестник. 2019; № 4 (38): 7-11.

9. Акопян РЭ., Петрова С.И. Особенности девиантного поведения. Вестник современных исследований. 2019; № 3: 13-15.

10. Хусаинова С.В., Хакимзянов РН. Исследование психологических особенностей личности склонной к девиантному поведению. Казанский педагогический журнал. 2019; № 6 (137): 195-201.

11. Кушка М.Г. Деструктивные детско-родительские отношения как фактор девиантного поведения подростков. Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. 2019; № 5: 59-63.

12. Астанин В.В. К вопросу возвращения академической криминологии. Мониторинг правоприменения. 2018; № 1 (26): 12-14.

13. Brouwer R. The study of law as an academic discipline. Utrecht law review. 2017; Vol. 13, № 3: 41-48.

References

1. Mironov D.D. Formirovanie gotovnosti studentov yuridicheskih kolledzhej k rabote s podrostkami deviantnogo povedeniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Ekaterinburg, 2017.

2. Kardanova D.M. Programma realizacii modeli formirovaniya gotovnosti buduschih yuristov k profilaktike pravonarushenij sredi nesovershennoletnih. Pedagogicheskij zhurnal. 2019; T. 9; № 2-2: 665-668.

3. Kardanova D.M. Problemy formirovaniya gotovnosti k profilaktike pravonarushenij sredi nesovershennoletnih u buduschih yuristov. Vysokie tehnologiii innovacii v nauke: sbornik izbrannyh statej Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Sankt-Peterburg: GNII «Nacrazvitie», 2020: 44-47.

4. Soboleva M.O. Psihologicheskie harakteristiki sovremennyh deviantnyh podrostkov. VestnikRGGU. Seriya: Psihologiya. Pedagogika. Obrazovanie. 2018; № 4 (14): 40-49.

5. Slepuhina G.V., Bezenkova T.A. Lichnostnye osobennosti podrostkov s deviantnym povedeniem. Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologiya. 2020; T. 9; № 4 (33): 396-401.

6. 'Ehaeva R.M., Ibragimova 'E.S. Deviantnoe povedenie. Profilaktika deviantnogo povedeniya u podrostkov. Sovremennyeproblemy social'no-gumanitarnyh nauk. 2016; № 6 (8): 33-36.

7. Fedorovskij A.E. Problemy deviantnogo povedeniya v podrostkovoj srede: teoreticheskij obzor. Organizaciya raboty s molodezh'yu. 2015; № 3: 1-8.

8. Agadzhanova 'E.R. Deviantnoe povedenie podrostkov: prichiny, formy, profilaktika. Simbirskij nauchnyj vestnik. 2019; № 4 (38): 7-11.

9. Akopyan R.'E., Petrova S.I. Osobennosti deviantnogo povedeniya. Vestnik sovremennyh issledovanij. 2019; № 3: 13-15.

10. Husainova S.V., Hakimzyanov R.N. Issledovanie psihologicheskih osobennostej lichnosti sklonnoj k deviantnomu povedeniyu. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2019; № 6 (137): 195-201.

11. Kushka M.G. Destruktivnye detsko-roditel'skie otnosheniya kak faktor deviantnogo povedeniya podrostkov. Social'naya pedagogika v Rossii. Nauchno-metodicheskij zhurnal. 2019; № 5: 59-63.

12. Astanin V.V. K voprosu vozvrascheniya akademicheskoj kriminologii. Monitoring pravoprimeneniya. 2018; № 1 (26): 12-14.

13. Brouwer R. The study of law as an academic discipline. Utrecht law review. 2017; Vol. 13, № 3: 41-48.

Статья поступила в редакцию 25.09.22

УДК 37.04:0018:39

Elmurzaev D.A., postgraduate, Department of Coordination of Research and Innovation-Project Activities in The Specialty, Master's and Postgraduate Studies

of Pyatigorsk State University (Pyatigorsk, Russia), E-mail: Dukhvaha@mail.ru

ONTOGENETIC FEATURES OF PEOPLE OF LATE ADULTHOOD. In the proposed pedagogical community, the article characterizes the ontological features of people 55-70 years old, who constitute a rich resource of society. It is expressed in a significant physiological, psychological, acmeological functionality of people of late adulthood and the possibility of its use by modern production, science, culture, art, education. The study of this functionality is carried out according to complex parameters using integrated and systematic approaches, methods of generalization and analysis of scientific sources. Knowledge about the sensory sphere, thinking and intelligence, psychomotor indicators, emotional sphere, motivational lines, personal properties, spiritual abilities, role specificity, gender manifestations of people of this age category is obtained. This knowledge can be embedded in continuing education, andragogic practice, and serve as material for further research.

Key words: ontological features, people 66-70 years old, late adulthood, hysiological, psychological, acmeological features.

Д.А. Эльмурзаев, аспирант, Департамент координации научно-исследовательской и инновационно-проектной деятельности в специалитете,

магистратуре и аспирантуре ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет», г. Пятигорск, E-mail: E-mail: Dukhvaha@mail.ru

ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЮДЕЙ ПОЗДНЕГО ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА

В предлагаемой педагогической общественности статье охарактеризованы онтологические особенности людей 55-70 лет, составляющих богатый ресурс общества. Он выражается в значительном физиологическом, психологическом, акмеологическом функционале людей позднего зрелого возраста и возможности его использования современным производством, наукой, культурой, искусством, образованием. Исследование этого функционала произве-

дено по комплексным параметрам с использованием комплексного и системного подходов, методов обобщения и анализа научных источников. Получено знание о сенсорной сфере, мышлении и интеллекте, психомоторных показателях, эмоциональной сфере, мотивационных линиях, личностных свойствах, духовных способностях, ролевой специфике, гендерных проявлениях людей этой возрастной категории. Это знание может быть внедрено в непрерывное образование, андрагогическую практику, послужить материалом для дальнейших исследований.

Ключевые слова: онтологические особенности, люди 66-70 лет, поздний зрелый возраст, физиологические, психологические, акмеологические особенности.

Актуальность изучения онтогенетических особенностей людей позднего зрелого возраста обусловливается недостаточным исследованием этой проблемы и ее значимостью для современного общества. Важность обращения к ней объясняется трудоспособностью, достаточной активностью, высокой профессиональной компетентностью, духовной и нравственной зрелостью этой прослойки населения. Люди 55-70 лет представляют собой богатый гражданский пласт, призванный повышать благосостояние государства, развивать мировоззренческий, культурный уровень и творческий потенциал молодых людей. Благодаря людям позднего зрелого возраста реализовывается выравнивание социальных различий разных членов общества, повышается толерантность, уровень воспитания детей. Более того, осуществляется личностная самореализация зрелых людей, гармонизируются их интересы [1-9].

Таким образом, актуальность исследования обусловливается необходимостью осмысления проблемы онтогенетических особенностей людей позднего зрелого возраста с позиции использования их богатого ресурса и потенциала для общественного развития.

Цель статьи: получить комплексное знание о людях позднего зрелого возраста для его интеграции в педагогическую науку.

Задачи статьи: 1) конкретизировать ключевые категории исследования;

2) раскрыть феноменологию поздней зрелости;

3) описать физиологические, психологические, акмеологические особенности человека 55-70 лет в ракурсе педагогики.

Методы исследования включили систематизацию и обобщение научных данных об изучаемом феномене, их анализ.

Научная новизна статьи состоит в расширении границ педагогического знания о человеке 55-70 лет, его физиологическом, психологическом, акмеологи-ческом функционале. Впервые проведено исследование данного феномена по комплексным параметрам.

Теоретическая значимость статьи заключается в применимости комплексного и системного подходов к проблеме исследования, методов обобщения и анализа научных источников.

Практическая ценность определяется возможностью внедрения полученного знания в непрерывное образование, дополнительное образование взрослых. Представленные в статье материалы могут служить основанием для практической деятельности специалистов в системе повышения квалификации, андраго-гической практики.

Биологический возраст человека 55-70 лет соответствует периоду физиологического и психологического равновесия, наступающего после критического десятилетия (45-55 лет). Антропологи (А.Б. Котова, И.А. Петрулевич, В.Е. Столя-ренко, Л.Д. Столяренко и др.) рассматривают выделенный нами хронологический возраст как поздний зрелый. Согласно классификации Европейского регионального бюро ВОЗ, поздний зрелый возраст у женщин наступает в 55 лет и длится до 74 лет, а у мужчин соответствует временному периоду 61-74 года [7]. Эти возрастные границы соответствуют выходу человека на пенсию.

«Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля интерпретирует зрелость как «...возмужалость, степень рассудительности» [4]. Аналогично трактует зрелость «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова: «.высокая степень развития, совершенство; зрелость мысли» [9]. Зрелость гетерохронна: физическая, интеллектуальная, гражданская зрелости не совпадают (Б.П Ананьев [1, с. 33]). В связи с этим мы придерживаемся суждения Л.Р Мироновой относительно того, что зрелость является качественной характеристикой взрослости или последующего возрастного периода личности (Л.Р. Миронова [9]).

В современной науке зрелость в наилучшей мере изучена психологией и акмеологией. В психологии исследуется зрелость психического развития человека, в акмеологии - его личностный рост. О зрелости социальной пишет О.Б. Дарвиш, интерпретируя ее как ситуацию самореализации и полного раскрытия собственного потенциала в семейных отношениях и профессиональной деятельности (Дарвиш О.Б. Возрастная психология: учебное пособие для высших учебных заведений. Москва: Владос, 2003, с. 8).

Развитие человека в поздней зрелости являет собой продолжение онтогенеза с заложенной в нем филогенетической программой. В названном возрасте изменяется сенсорная сфера человека. Из научных данных С.В. Кравцова, Е.Ф. Рыбалко, М. Кляйна, П. Шебера следует, что острота зрения позднезрелого человека относительно долго сохраняется, в том числе в интервале цветовых порогов, но в возрасте около 62 лет начинает падать до половины прежней величины. Уменьшается от 260 до 250 градусов поле зрения.

Подобные деструктивные процессы развиваются в области слуха. К 55 годам слуховая чувствительность человека снижается до 30 дБ. Однако в межличностной беседе это явно не ощущается. Подобные деструктивные процессы развиваются в области вкуса, обоняния, болевой чувствительности, а также зрительной, слуховой, кратковременной, долговременной памяти.

Мышление и интеллект демонстрируют неоднозначную картину. Согласно исследованиям Ж.А. Балакшиной и М.В. Фор, вербальные и математические субтесты успешнее выполняются людьми старшего среднего возраста, нежели молодыми людьми. В среднем опережение составляет 20 баллов. Тесты на пространственное мышление составили разницу в 3-5 баллов в пользу людей 50 лет и старше [2]. Снижение интеллекта у людей «мыслительного» типа происходит позже и выражено слабее. Текучий интеллект, связанный с научением (индуктивное мышление, запоминание, восприятие новых отношений и связей), остается либо стабильным, либо даже увеличивается. Кристаллизованный интеллект (объем знаний, общая компетентность) неуклонно повышается. Креативность медленно снижается по мере ее замещения опытом. Подобная картина наблюдается в области критичности мышления. Названные выше исследователи сенсорной сферы и психических функций едины во мнении относительно работы механизма их длительного сохранения в соответствующей деятельности и высокой работоспособности.

У поздневозрастных людей уменьшаются психомоторные показатели: у мужчин к 55 годам мышечная сила падает на 10 кг, ослабевает сила кисти. Опорные показатели рук и ног остаются стабильными, точность движения рук снижается.

Люди в этом возрасте постепенно утрачивают скорость приема и переработки информации. Падает интенсивность внимания. Вместе с тем представители позднего зрелого возраста сохраняют работоспособность, интеллект, креативность до 65-70 лет. (Окончание периода поздней зрелости может колебаться в зависимости от личностной индивидуальности.) Из заключения Б.П Ананьева следует, что интенсивность интеллектуальных функций в поздней зрелости детерминируется внутренним фактором - одаренностью и внешним - образованием [1, с. 45]. Образование затормаживает деструктивный процесс старения. Принимая решение о продолжении образования, позднезрелый человек получает мотивацию и мощный источник положительного отношения к жизни. Программа и планы деятельности сообщают психике человека импульс дальнейшего развития. Оно проявляется в совершенствовании знаний, профессиональных умений, сферы общения.

В обозначенном нами возрасте наблюдаются существенные изменения эмоциональной сферы. В частности, уровень эмпатии падает. При этом показатели сентиментальности в возрастных границах 55-60 лет повышаются, а в последующем резко снижаются. Обращает на себя внимание тот факт, что женщины неизменно сохраняют более высокие показатели, чем мужчины. Уровень возбудимости и интенсивности эмоций у лиц обоего пола снижается. При этом мужчины менее эмоциональны, чем женщины. Наряду с этим проявляется противоположная тенденция возрастания длительности эмоциональных переживаний. В этом аспекте также лидируют женщины. Из этого следует, что позднезрелые люди демонстрируют в большей мере удовлетворенность жизнью, они счастливее молодых и раннезрелых людей. Выраженный рост позитивной эмоциональности наблюдается у мужчин-интровертов и замужних женщин.

По утверждению Д.А. Леонтьева, позднезрелая личность обладает устойчивой конфигурацией основных мотивационных линий [6]. Они меняются от потребности в любви, друзьях к семье, здоровью к благополучию, безопасности, духовности. Эти ценностные приоритеты характерны и для мужчин, и для женщин. Увеличение возрастных границ способствует уменьшению широты интересов. Половое влечение как одна из потребностей взрослого человека у мужчин снижается, у женщин является стабильным. Снижается и мотивация достижений.

В позднем зрелом возрасте меняются личностные свойства: уменьшается гибкость поведения, агрессивность; вплоть до 61 года растет бескомпромиссность (позже снижается). Люди этого возраста менее вспыльчивы, испытывают кризис идентичности между зрелостью и старостью, инициирующий «ревизию пережитого». Мужчины подозрительнее женщин. У представителей обоих полов снижается конфликтность. Потовность к переменам и трудностям падает. Поздневзрослые люди менее конформны, чем молодые и раннезрелые. Первые в решении сложных ситуаций опираются на собственное мнение. Люди 55-70 лет демонстрируют доминантность, духовно-нравственные приоритеты, стремление избегать неудачи. К позднезрелому человеку применимы характеристики личностной зрелости: широкие границы «Я», самопринятие, комфортные социальные отношения, опыт, реалистичность, чувство юмора, наличие жизненной философии, мудрость, самосознание, мягкость, снисходительность. К этим чертам А.А. Реан добавляет ответственность, терпимость, саморазвитие, позитивное мышление и отношение к миру, генеративность (заинтересованность в жизненном устройстве и наставление молодого поколения, выражаемые в обучении и заботе, функциональный финализм (разрушение жизненных иллюзий) [10]. Периоду поздней зрелости соответствует изменение образа жизни в связи с

уходом детей из родительской семьи, выстраивание новых семейных отношений. Данная возрастная группа реализует следующие виктимологические задачи: достижение социальной и гражданской ответственности, поддержание адекватного жизненного уровня, помощь детям, определение способов реализации досуга, реализация личностного аспекта супружества, взаимодействие со стареющими родителями, принятие собственных физиологических перемен.

Данный период онтогенеза характеризуется наивысшим развитием духовных способностей человека, что в терминологии древних греков вслед за Аппо-лодором (144 г н. э.) получило название «акме» - вершина, кульминационная степень развития человеческой личности, «тождественность себе». Достигшая своего «акме» личность демонстрирует полноту самобытия, свое место в мире, взвешенность, стабильность, объективность, ответственность, устоявшиеся ценностные приоритеты, внутреннюю культуру.

Эмпирические наблюдения за карьерой политических, экономических, финансовых, научных лидеров убеждают в сохранении ими в позднем зрелом возрасте основных позиций в общественной структуре. Руководство государственными, хозяйственными, общественными механизмами осуществляет, как правило, позднезрелый человек. Спад продуктивности не характерен для многих профессий: преподавателей, врачей, программистов и др. Продолжают полноценно трудиться представители творческих профессий: поэты, писатели, композиторы, художники и др. Убедительным примером позднезрелой продуктивности являются Леонардо да Винчи, И. Пете, М.В. Ломоносов, В.И. Вернадский, А. Эйнштейн, Ф.М. Достоевский, М.М. Пришвин, Ч. Диккенс и др. Творческая, трудовая отдача влечет за собой увеличение «психологического будущего», открытие новых перспектив.

В противовес имеющимся в психологии суждениям о стагнации развития человека в позднем зрелом возрасте современная наука настаивает на безграничности экзистенциального развития личности. В период поздней зрелости человек обладает стабильными социальными ролями, умеет расставлять приоритеты, готов брать на себя ответственность, признает свои ошибки, обладает уверенностью, организованностью, целеустремленностью, властными полномочиями, демонстрирует индивидуальный жизненный стиль, жизненные

Библиографический список

ценности и собственные принципы, поддерживает других интеллектуально и эмоционально, склонен к реальным оценкам и философским обобщениям. Персональные характеристики (экстровертивность/интровертивность, самостоятельность/зависимость, активность/пассивность, альтруизм/эгоизм, гармо-ничноть/противоречивость и др.) определяются взаимоотношениями человека с обществом. Социально зрелая личность характеризуется интеллектуально взвешенным, деятельностно-продуктивным, профессиональным, социально активным, нравственно и эстетически осознанным, ответственным отношением к жизни.

Зрелые люди также дифференцируются по гендерному принципу: женщины легче адаптируются к выходу на пенсию и потере работы, чем мужчины. Причины этого кроются в анатомических различиях мозга женщин и мужчин. Первые обладают большим весом мозолистого тела (пучка волокон между правым и левым полушарием), нежели мужчины. Одновременная работа обоих полушарий головного мозга приводит к более интенсивному обмену информацией между полушариями, высоким показателям в речевой деятельности и коммуникации. Вместе с тем мозговая активность подвержена гормональному влиянию. С возрастным изменением гормонального фона гендерная детерминация мышления сглаживается, дополняется чертами противоположного пола.

В качестве вывода отметим: рубеж старения, сопряженный с ухудшением здоровья, потерей работоспособности, в наши дни отодвинут. В условиях продления активного долголетия хронологический возраст 55-70 лет следует считать значимым экономически, социально, культурно. В наступивший период человек физиологически, психологически, когнитивно стабилен, но подвержен физиологическому и профессиональному старению. На этом фоне достигают апогея личностные качества позднезрелой личности, ее духовно-нравственные характеристики. Выраженный экзистенциальный план инициирует развитие у людей 55-70 лет мотивации к непрерывному образованию, активному образу жизни, сохранению здоровья. Полученное нами комплексное знание о людях позднего зрелого возраста интегрируется в педагогическую науку для личностной самореализации этой прослойки общества, использования их опыта для воспитания детей, повышения благосостояния государства.

1. Ананьев Б.Г Человек как предмет познания. Санкт-Петербург: Питер, 2002.

2. Балакшина Ж.А., Фор М.В. Возрастная изменчивость интеллекта от подросткового периода до взрослости. Вестник Санкт-Петербургского университета. 2008; Выпуск 4.

3. Вебер М. Избранные произведения. Москва: Прогресс, 1990.

4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Москва: Азбука, 2010.

5. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: учебное пособие для высших учебных заведений. Москва: Владос, 2003.

6. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. Москва: Смысл, 1993.

7. Мальсагов А.А., Лезина В.В. Нейродидактическая технология обучения взрослых. ВестникПГУ. 2017; № 1: 147-154.

8. Миронова Л.Р Взрослость и/или зрелость. Санкт-Петербург, 2004.

9. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. Москва: Азбуковник, 1997.

10. Реан А.А. Психология личностной зрелости. Профессионально-личностное развитие будущего специалиста. Санкт-Петербург, 2013: 110-121. References

1. Anan'ev B.G. Chelovekkakpredmetpoznaniya. Sankt-Peterburg: Piter, 2002.

2. Balakshina Zh.A., For M.V. Vozrastnaya izmenchivost' intellekta ot podrostkovogo perioda do vzroslosti. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. 2008; Vypusk 4.

3. Veber M. Izbrannye proizvedeniya. Moskva: Progress, 1990.

4. Dal' V.I. Tolkovyj slovar'zhivogo velikorusskogo yazyka. Moskva: Azbuka, 2010.

5. Darvish O.B. Vozrastnaya psihologiya: uchebnoe posobie dlya vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva: Vlados, 2003.

6. Leont'ev D.A. Ocherk psihologii lichnosti. Moskva: Smysl, 1993.

7. Mal'sagov A.A., Lezina V.V. Nejrodidakticheskaya tehnologiya obucheniya vzroslyh. VestnikPGU. 2017; № 1: 147-154.

8. Mironova L.R. Vzroslost'i/ilizrelost'. Sankt-Peterburg, 2004.

9. Ozhegov S.I. Tolkovyj slovar'russkogo yazyka. Moskva: Azbukovnik, 1997.

10. Rean A.A. Psihologiya lichnostnoj zrelosti. Professional'no-lichnostnoe razvitie buduschego specialista. Sankt-Peterburg, 2013: 110-121.

Статья поступила в редакцию 07.09.22

УДК 37.01

Romanova A.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, South Ural State University (Chelyabinsk, Russia),

E-mail: romanovaav@susu.ru

Popova E.A., Doctor of Sciences (Economics), Professor, South Ural State University (Chelyabinsk, Russia), E-mail: popovaea@susu.ru

INSTALLATION AS A PRINCIPLE OF FORMATION OF BUSINESS ETHICS AND CULTURAL FOUNDATIONS OF LIFE. The concept of installation and its fundamental functions is defined from the standpoint of methodological analysis. The concept of the cognitive attitude of business ethics and the cultural foundations of personal life is given. Special attention is paid to the formation of an attitude to professional and cognitive activity in a higher educational institution. It is shown that the installation problem is one of those discussed in recent years, starting from the beginning of the twentieth century. Its significance stems from its performance as a trigger mechanism in a variety of human activities. In modern literature, the attitude is considered, on the one hand, as an internal readiness for activity, on the other hand, as the activity of a teacher in the formation of this readiness. At the same time, under the methodology of setting formation within the framework of the research tasks under consideration, the authors mean a set of philosophical provisions about the knowledge and change of pedagogical reality (within university education as a social phenomenon and a way of implementing the pedagogical process).

Key words: attitude, cognitive activity, function, pedagogy, structure, business ethics, pedagogical culture.

А.В. Романова, канд. пед. наук, доц., Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, E-mail: romanovaav@susu.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Е.А. Попова, д-р эконом. наук, проф., Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, E-mail: popovaea@susu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.