Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ К ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕВИАНТНЫМИ ПОДРОСТКАМИ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ К ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕВИАНТНЫМИ ПОДРОСТКАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
девиантные подростки / организация работы с девиантными подростками / профессиональная подготовка юристов / студент / преподаватель / deviant teenagers / organization of work with deviant teenagers / professional training of lawyers / student / teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Г.Г. Чанышева

В статье рассматриваются наиболее значимые теоретические аспекты подготовки будущих юристов к организации работы с девиантными подростками. Прежде всего, обосновывается необходимость изучения проблем девиантного поведения подростков на современном этапе развития российского общества. Затем говорится о необходимости формирования у студентов-юристов компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с такими подростками. Далее приводятся возможности их развития в ходе изучения ряда дисциплин, осваиваемых будущими юристами в ходе вузовской подготовки. Демонстрируются вопросы, обращение к которым с высокой вероятностью будет способствовать формированию у учащихся системы соответствующих знаний, умений и навыков. Показаны возможности курса «Современные методы и технологии профилактики правонарушений среди несовершеннолетних» с точки зрения подготовки будущих профессионалов соответствующего профиля к работе с девиантными подростками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF TRAINING FUTURE LAWYERS TO ORGANIZE WORK WITH DEVIANT ADOLESCENTS

The most significant theoretical aspects of future lawyers’ preparation for the work with deviant adolescents’ organization are considered. First of all, the necessity of studying problems of adolescents’ deviant behavior at the Russian society present development stage is substantiated. The research shows the need for law students to develop competencies that allow them to interact effectively with such teenagers. The following are the ways of their development in the course of number disciplines studying a mastered by future lawyers during university training. Questions are demonstrated, the appeal to which is highly likely to contribute to the formation of a relevant knowledge, skills and abilities system among students. The possibilities of the course “Modern methods and technologies of juvenile delinquency prevention” are shown in terms of training future professionals of the appropriate profile to work with deviant adolescents.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ К ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕВИАНТНЫМИ ПОДРОСТКАМИ»

По-настоящему успешной такая деятельность может быть только при условии продуктивного сотрудничества с психологами.

Указанная выше тенденция способствует актуализации проблем, связанных с подготовкой студентов бакалавриата к такому взаимодействию.

В этом смысле традиционный знаниевый подход является малоэффективным. Следовательно, результативное формирование готовности будущих юристов к взаимодействию с практическими психологами представляется возможным при условии расширения использования методов практического взаимодействия и практико-ориентированных форм обучения.

Широкое использование практико-ориентированного подхода к обучению юристов связано с ростом значения учебной и производственной практик.

Библиографический список

В период прохождения будущими бакалаврами юриспруденции учебной и производственной практик представляется возможной реализация следующих задач процесса их подготовки к взаимодействию с практическими психологами: повышение мотивации студентов к взаимодействию с другими специалистами в ходе осуществления будущей профессиональной деятельности; интеграция теоретической подготовки и практических навыков продуктивного взаимодействия в процессе осуществления различных видов деятельности; формирование умений и навыков, связанных с активным социальным взаимодействием.

Развитие системы соответствующих знаний, умений и навыков представляется возможным также в ходе аудиторных занятий. В данном случае необходимым условием является использование личностно ориентированных педагогических технологий.

1. Самсонова Н.В., Дейнега Е.В. Девиантное конфликтное поведение подростков. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 6 (73): 188-189.

2. Бакланова Н.К., Потапов Д.А., Бакланов К.В. Девиантное поведение подростков: основы профилактики. Наука и школа. 2018; № 4: 82-86.

3. Кудрявцев В.Н. Социальные деформации (причины, механизмы и пути преодоления). Москва: Норма ИНФРА-М, 2017.

4. Гапонова С.А., Девятьярова И.Н. Коррекция девиантного поведения подростков во внешкольной деятельности. Человек: преступление и наказание. 2020; Т. 28 (1-4), № 3: 462-473.

5. Карданова Д.М. Проблемы формирования готовности к профилактике правонарушений среди несовершеннолетних у будущих юристов. Высокие технологии и инновации в науке: сборник избранных статей Международной научной конференции. Санкт-Петербург: ГНИИ «Нацразвитие», 2020: 44-47.

6. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. Москва: Юрайт, 2020.

7. Менщикова А.Н. Специфика социальной работы с трудными подростками. Молодой ученый. 2021; № 24 (366): 338-340.

8. Миронов Д.Д. Формирование готовности студентов юридических колледжей к работе с подростками девиантного поведения. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Екатеринбург, 2017.

9. Слепухина ГВ., Безенкова Т.А. Личностные особенности подростков с девиантным поведением. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020; Т. 9, № 4 (33): 396-401.

10. Скуратова П.Н., Потапова К.С., Панфилова Т. А., Яковлева В.Ю. Социально-культурные условия профилактики девиантного поведения детей в школе. Молодой ученый. 2021; № 7 (349): 70-72.

11. Щебляков Е.С. Педагогические условия формирования профессиональных компетенций у бакалавров юристов в вузе. Актуальные психолого-педагогические, философские, экономические и юридические проблемы современного российского общества. Ульяновск: Зебра, 2017: 270-287.

12. Жилгильдинова М.Ж. Практико-ориентированная деятельность студентов в профессионально-личностном саморазвитии. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 1 (74): 89-90.

13. Герасимов Е.В. Игровой судебный процесс и его роль в преподавании конституционного права: проблемы и перспективы. Актуальные вопросы преподавания конституционного права: сборник Всероссийской конференции преподавателей конституционного права, посвященной 20-летию Конституции Российской Федерации. Москва: Проспект, 2013: 220-221.

14. Андреева О.А., Яценко О.В. Профессиональная подготовка юристов в контексте национального проекта «образование»: цели и задачи. Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2020; № 1: 62-65.

References

1. Samsonova N.V., Dejnega E.V. Deviantnoe konfliktnoe povedenie podrostkov. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 6 (73): 188-189.

2. Baklanova N.K., Potapov D.A., Baklanov K.V. Deviantnoe povedenie podrostkov: osnovy profilaktiki. Nauka ishkola. 2018; № 4: 82-86.

3. Kudryavcev V.N. Social'nye deformacii(prichiny, mehanizmy iputipreodoleniya). Moskva: Norma INFRA-M, 2017.

4. Gaponova S.A., Devyat'yarova I.N. Korrekciya deviantnogo povedeniya podrostkov vo vneshkol'noj deyatel'nosti. Chelovek: prestuplenie i nakazanie. 2020; T. 28 (1-4), № 3: 462-473.

5. Kardanova D.M. Problemy formirovaniya gotovnosti k profilaktike pravonarushenij sredi nesovershennoletnih u buduschih yuristov. Vysokie tehnologiiiinnovacii v nauke: sbornik izbrannyh statej Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Sankt-Peterburg: GNII «Nacrazvitie», 2020: 44-47.

6. Vygotskij L.S. Voprosy detskoj psihologii. Moskva: Yurajt, 2020.

7. Menschikova A.N. Specifika social'noj raboty s trudnymi podrostkami. Molodoj uchenyj. 2021; № 24 (366): 338-340.

8. Mironov D.D. Formirovanie gotovnosti studentov yuridicheskih kolledzhej krabote s podrostkami deviantnogo povedeniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Ekaterinburg, 2017.

9. Slepuhina G.V., Bezenkova T.A. Lichnostnye osobennosti podrostkov s deviantnym povedeniem. Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika ipsihologiya. 2020; T. 9, № 4 (33): 396-401.

10. Skuratova P.N., Potapova K.S., Panfilova T.A., Yakovleva V.Yu. Social'no-kul'turnye usloviya profilaktiki deviantnogo povedeniya detej v shkole. Molodoj uchenyj. 2021; № 7 (349): 70-72.

11. Scheblyakov E.S. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya professional'nyh kompetencij u bakalavrov yuristov v vuze. Aktual'nye psihologo-pedagogicheskie, filosofskie, 'ekonomicheskie iyuridicheskie problemy sovremennogo rossijskogo obschestva. Ul'yanovsk: Zebra, 2017: 270-287.

12. Zhilgil'dinova M.Zh. Praktiko-orientirovannaya deyatel'nost' studentov v professional'no-lichnostnom samorazvitii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 1 (74): 89-90.

13. Gerasimov E.V. Igrovoj sudebnyj process i ego rol' v prepodavanii konstitucionnogo prava: problemy i perspektivy. Aktual'nye voprosy prepodavaniya konstitucionnogo prava: sbornik Vserossijskoj konferencii prepodavatelej konstitucionnogo prava, posvyaschennoj 20-letiyu Konstitucii Rossijskoj Federacii. Moskva: Prospekt, 2013: 220-221.

14. Andreeva O.A., Yacenko O.V. Professional'naya podgotovka yuristov v kontekste nacional'nogo proekta «obrazovanie»: celi i zadachi. Vestnik Taganrogskogo instituta upravleniya i 'ekonomiki. 2020; № 1: 62-65.

Статья поступила в редакцию 25.09.22

УДК 378

Chanysheva G.G., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Criminology and Penal Enforcement Law, Kazan Law Institute of the Ministry

of Internal Affairs of Russia (Kazan, Russia), E-mail: goolchan@mail.ru

THEORETICAL ASPECTS OF TRAINING FUTURE LAWYERS TO ORGANIZE WORK WITH DEVIANT ADOLESCENTS. The most significant theoretical aspects of future lawyers' preparation for the work with deviant adolescents' organization are considered. First of all, the necessity of studying problems of adolescents' deviant behavior at the Russian society present development stage is substantiated. The research shows the need for law students to develop competencies that allow them to interact effectively with such teenagers. The following are the ways of their development in the course of number disciplines studying a mastered by future lawyers during university training. Questions are demonstrated, the appeal to which is highly likely to contribute to the formation of a relevant knowledge, skills and abilities system among students. The possibilities of the course "Modern methods and technologies of juvenile delinquency prevention" are shown in terms of training future professionals of the appropriate profile to work with deviant adolescents.

Key words: deviant teenagers, organization of work with deviant teenagers, professional training of lawyers, student, teacher.

Г.Г. Чанышева, д-р пед. наук, проф., Казанский юридический институт МВД России, г. Казань,

E-mail: goolchan@mail.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ К ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕВИАНТНЫМИ ПОДРОСТКАМИ

В статье рассматриваются наиболее значимые теоретические аспекты подготовки будущих юристов к организации работы с девиантными подростками. Прежде всего, обосновывается необходимость изучения проблем девиантного поведения подростков на современном этапе развития российского общества. Затем говорится о необходимости формирования у студентов-юристов компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с такими подростками. Далее приводятся возможности их развития в ходе изучения ряда дисциплин, осваиваемых будущими юристами в ходе вузовской подготовки. Демонстрируются вопросы, обращение к которым с высокой вероятностью будет способствовать формированию у учащихся системы соответствующих знаний, умений и навыков. Показаны возможности курса «Современные методы и технологии профилактики правонарушений среди несовершеннолетних» с точки зрения подготовки будущих профессионалов соответствующего профиля к работе с девиантными подростками.

Ключевые слова: девиантные подростки, организация работы с девиантными подростками, профессиональная подготовка юристов, студент, преподаватель.

Актуальность темы настоящей статьи может быть обоснована тем фактом, что несовершеннолетним правонарушителям присущ ряд специфических черт, отличающих их от взрослых. В их ряду ведущие места занимают:

- динамичность;

- высокая активность [1-5].

Встав на путь совершения преступлений в юном возрасте, в дальнейшем такие люди трудно поддаются перевоспитанию. Соответственно, вопросы, связанные с девиантным поведением подростков, на настоящий момент являются очень важными, они имеют прямое отношение к будущему нашей страны.

В частности, актуальны проблемы подготовки профессионалов различного профиля к организации работы с такими подростками. Такая подготовка необходима, например, будущим юристам. Их деятельность в ряде случаев связана с взаимодействием с несовершеннолетними [1; 3; 6; 7].

На страницах специальной литературы различные психологические, социологические и педагогические аспекты работы с соответствующим контингентом нашли широкое отражение [4; 5; 8-11]. В то же время ощущается явный недостаток работ, посвященных тем или иным сторонам процесса подготовки будущих юристов к организации такой деятельности.

Его частичному восполнению будет посвящена настоящая статья.

В связи с вышеизложенным, её цель - освещение наиболее значимых теоретических аспектов подготовки будущих юристов к организации работы с деви-антными подростками.

Поставленной цели соответствуют следующие задачи:

- рассмотреть основные возможности, существующие для подготовки будущих юристов к организации работы с девиантными подростками в ходе преподавания различных учебных дисциплин;

- изучить потенции специального курса «Современные методы и технологии профилактики правонарушений среди несовершеннолетних», благоприятствующие формированию системы соответствующих знаний, умений и навыков;

- выявить роль отдельных тем, изучаемых в курсе «Современные методы и технологии профилактики правонарушений среди несовершеннолетних», в процессе формирования таких компетенций у обучающихся.

Методы исследования, применявшиеся при подготовке настоящего исследования, включали анализ специальной литературы; анализ педагогического опыта автора.

Его научная новизна состоит в определении основных теоретических аспектов подготовки будущих юристов к организации работы с девиантными подростками.

Теоретическая значимость статьи заключается в исследовании возможностей, существующих для развития у студентов-юристов системы знаний, умений и навыков, способствующих эффективной организации работы с трудными подростками, на современном этапе развития отечественного ВО.

Практическая значимость состоит в определении путей дальнейшего совершенствования системы подготовки будущих юристов с целью более эффективного их обучения основам организации работы с девиантными подростками.

В процессе выработки у студентов-юристов компетенций, способствующих эффективной организации работы с девиантными подростками, немалая роль принадлежит изучению академической дисциплины «Криминология» [6; 12]. Для достижения соответствующих целей в ходе её освоения следует обратить внимание на следующие учебные проблемы:

- преступность как общественно опасное явление;

- понятие и виды профилактики преступности;

- криминологическая характеристика алкоголизма, наркомании, преступности подростков [1; 12].

Такие меры позволяют сформировать адекватные современной действительности представления относительно криминогенных факторов семьи, системы образования и иных институтов социализации. Кроме того, при уделении соответствующим темам должного внимания в ходе изучения криминалистики будущие юристы получают сведения относительно характеристик личности де-виантных подростков [4, с. 47].

В ходе изучения дисциплины «Гражданское право» представляется возможным формирование когнитивного и мотивационно-ценностного компонентов готовности будущих юристов к организации работы с девиантными подростками

[13, с. 46]. Выработке этих компонентов будет способствовать сосредоточение внимание участников образовательного процесса на ряде вопросов (табл. 1).

Таблица 1

Вопросы, которые необходимо поднимать при изучении дисциплины «Гражданское право» в целях подготовки студентов к работе с девиантными подростками

Темы курса Вопросы

«Правоспособность и дееспособность граждан» Полная и неполная дееспособность несовершеннолетних от 14 до 18 лет

«Гражданско-правовая ответственность» Основания и особенности привлечения несовершеннолетних к гражданско-правовой ответственности

«Опека и попечительство» Понятия «опека» и «попечительство»

Порядок установления опеки и попечительства [3; 13]

Как уже говорилось при характеристике цели и задач настоящей статьи, важным шагом на пути к формированию готовности к организации взаимодействия с девиантными подростками у будущих юристов является изучение курса «Современные методы и технологии профилактики правонарушений среди несовершеннолетних», который читается на третьем курсе. Его изучение занимает 36 академических часов. Задачи освоения рассматриваемого курса формулируются следующим образом:

- повышение правовой культуры будущих юристов и развитие у них профессионального мышления;

- формирование у обучающихся системы полных и объективных представлений об объективных и субъективных факторах, влияющих на формирование девиантного поведения несовершеннолетних [1; 4; 8];

- усвоение студентами-юристами нормативно-правовой базы взаимодействия с несовершеннолетними;

- формирование у студентов готовности к организации и осуществлению профилактических мероприятий с различными группами несовершеннолетних [9; 10].

Эти цели достигаются, например, путём изучения в рамках данного курса такой темы, как «Девиантное, делинквентное, преступное поведение несовершеннолетних как научно-педагогическая и правовая проблема и его последствия». Обращаясь к ней, студенты получают возможность для усвоения следующих понятий:

- виды девиантного поведения;

- делинквентное и деструктивное поведение.

Освоение темы «Диагностика отклоняющегося поведения несовершеннолетних в аспекте профилактики правонарушений» направлено на углубление знаний будущих юристов, касающихся технологии и основных методик диагностики девиантного поведения несовершеннолетних. Также будущие юристы могут получить представления относительно алгоритма оценки жизненных обстоятельств, особенностей применения психодиагностических методик для изучения состояния и личностных характеристик несовершеннолетних [5; 6; 11].

Успешное освоение учащимися темы «Профилактика правонарушений несовершеннолетних» с большой вероятностью будет способствовать формированию у них адекватных представлений о следующих важных с точки зрения работы с девиантными подростками моментах:

- понятие профилактики;

- содержание и виды девиантного поведения подростков [7, с. 5-6].

Изучение темы «Девиантное, делинквентное, преступное поведение несовершеннолетних как научно-педагогическая и правовая проблема и его последствия» с высокой вероятностью позволит сформировать у будущих юристов деятельностный компонент готовности к организации работы с девиантными подростками.

Завершая настоящую статью, в первую очередь отметим, что развитию у студентов-юристов компетенций, способствующих эффективной организации работы с девиантными подростками, с высокой вероятностью будет способство-

вать обращение к ряду вопросов в курсе «Криминология». В число таких проблем входят следующие: преступность как общественно опасное явление; понятие и виды профилактики преступности; криминологическая характеристика алкоголизма, наркомании, преступности подростков.

Во время изучения дисциплины «Гражданское право» представляется возможным формирование когнитивного и мотивационно-ценностного компонентов готовности будущих юристов к работе с девиантными подростками. В данном случае ведущая роль принадлежит следующим темам: «Правоспособность и дееспособность граждан»; «Гражданско-правовая ответственность»; «Опека и попечительство».

Библиографический список

Немаловажным слагаемым процесса формирования готовности к работе с девиантными подростками у будущих юристов является изучение курса «Современные методы и технологии профилактики правонарушений среди несовершеннолетних».

Формированию соответствующих компетенций у учащихся будет способствовать изучение следующих тем: «Диагностика отклоняющегося поведения несовершеннолетних в аспекте профилактики правонарушений»; «Профилактика правонарушений несовершеннолетних»; «Девиантное, делинквентное, преступное поведение несовершеннолетних как научно-педагогическая и правовая проблема и его последствия».

1. Миронов Д.Д. Формирование готовности студентов юридических колледжей к работе с подростками девиантного поведения. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Екатеринбург, 2017.

2. Карданова Д.М. Программа реализации модели формирования готовности будущих юристов к профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. Педагогический журнал. 2019; Т. 9; № 2-2: 665-668.

3. Карданова Д.М. Проблемы формирования готовности к профилактике правонарушений среди несовершеннолетних у будущих юристов. Высокие технологии и инновации в науке: сборник избранных статей Международной научной конференции. Санкт-Петербург: ГНИИ «Нацразвитие», 2020: 44-47.

4. Соболева М.О. Психологические характеристики современных девиантных подростков. Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2018; № 4 (14): 40-49.

5. Слепухина ГВ., Безенкова Т.А. Личностные особенности подростков с девиантным поведением. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020; Т. 9; № 4 (33): 396-401.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Эхаева РМ., Ибрагимова Э.С. Девиантное поведение. Профилактика девиантного поведения у подростков. Современные проблемы социально-гуманитарных наук. 2016; № 6 (8): 33-36.

7. Федоровский А.Е. Проблемы девиантного поведения в подростковой среде: теоретический обзор. Организация работы с молодежью. 2015; № 3: 1-8.

8. Агаджанова Э.Р Девиантное поведение подростков: причины, формы, профилактика. Симбирский научный вестник. 2019; № 4 (38): 7-11.

9. Акопян РЭ., Петрова С.И. Особенности девиантного поведения. Вестник современных исследований. 2019; № 3: 13-15.

10. Хусаинова С.В., Хакимзянов РН. Исследование психологических особенностей личности склонной к девиантному поведению. Казанский педагогический журнал. 2019; № 6 (137): 195-201.

11. Кушка М.Г. Деструктивные детско-родительские отношения как фактор девиантного поведения подростков. Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. 2019; № 5: 59-63.

12. Астанин В.В. К вопросу возвращения академической криминологии. Мониторинг правоприменения. 2018; № 1 (26): 12-14.

13. Brouwer R. The study of law as an academic discipline. Utrecht law review. 2017; Vol. 13, № 3: 41-48.

References

1. Mironov D.D. Formirovanie gotovnosti studentov yuridicheskih kolledzhej k rabote s podrostkami deviantnogo povedeniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Ekaterinburg, 2017.

2. Kardanova D.M. Programma realizacii modeli formirovaniya gotovnosti buduschih yuristov k profilaktike pravonarushenij sredi nesovershennoletnih. Pedagogicheskij zhurnal. 2019; T. 9; № 2-2: 665-668.

3. Kardanova D.M. Problemy formirovaniya gotovnosti k profilaktike pravonarushenij sredi nesovershennoletnih u buduschih yuristov. Vysokie tehnologiii innovacii v nauke: sbornik izbrannyh statej Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Sankt-Peterburg: GNII «Nacrazvitie», 2020: 44-47.

4. Soboleva M.O. Psihologicheskie harakteristiki sovremennyh deviantnyh podrostkov. VestnikRGGU. Seriya: Psihologiya. Pedagogika. Obrazovanie. 2018; № 4 (14): 40-49.

5. Slepuhina G.V., Bezenkova T.A. Lichnostnye osobennosti podrostkov s deviantnym povedeniem. Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologiya. 2020; T. 9; № 4 (33): 396-401.

6. 'Ehaeva R.M., Ibragimova 'E.S. Deviantnoe povedenie. Profilaktika deviantnogo povedeniya u podrostkov. Sovremennyeproblemy social'no-gumanitarnyh nauk. 2016; № 6 (8): 33-36.

7. Fedorovskij A.E. Problemy deviantnogo povedeniya v podrostkovoj srede: teoreticheskij obzor. Organizaciya raboty s molodezh'yu. 2015; № 3: 1-8.

8. Agadzhanova 'E.R. Deviantnoe povedenie podrostkov: prichiny, formy, profilaktika. Simbirskij nauchnyj vestnik. 2019; № 4 (38): 7-11.

9. Akopyan R.'E., Petrova S.I. Osobennosti deviantnogo povedeniya. Vestnik sovremennyh issledovanij. 2019; № 3: 13-15.

10. Husainova S.V., Hakimzyanov R.N. Issledovanie psihologicheskih osobennostej lichnosti sklonnoj k deviantnomu povedeniyu. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2019; № 6 (137): 195-201.

11. Kushka M.G. Destruktivnye detsko-roditel'skie otnosheniya kak faktor deviantnogo povedeniya podrostkov. Social'naya pedagogika v Rossii. Nauchno-metodicheskij zhurnal. 2019; № 5: 59-63.

12. Astanin V.V. K voprosu vozvrascheniya akademicheskoj kriminologii. Monitoring pravoprimeneniya. 2018; № 1 (26): 12-14.

13. Brouwer R. The study of law as an academic discipline. Utrecht law review. 2017; Vol. 13, № 3: 41-48.

Статья поступила в редакцию 25.09.22

УДК 37.04:0018:39

Elmurzaev D.A., postgraduate, Department of Coordination of Research and Innovation-Project Activities in The Specialty, Master's and Postgraduate Studies

of Pyatigorsk State University (Pyatigorsk, Russia), E-mail: Dukhvaha@mail.ru

ONTOGENETIC FEATURES OF PEOPLE OF LATE ADULTHOOD. In the proposed pedagogical community, the article characterizes the ontological features of people 55-70 years old, who constitute a rich resource of society. It is expressed in a significant physiological, psychological, acmeological functionality of people of late adulthood and the possibility of its use by modern production, science, culture, art, education. The study of this functionality is carried out according to complex parameters using integrated and systematic approaches, methods of generalization and analysis of scientific sources. Knowledge about the sensory sphere, thinking and intelligence, psychomotor indicators, emotional sphere, motivational lines, personal properties, spiritual abilities, role specificity, gender manifestations of people of this age category is obtained. This knowledge can be embedded in continuing education, andragogic practice, and serve as material for further research.

Key words: ontological features, people 66-70 years old, late adulthood, hysiological, psychological, acmeological features.

Д.А. Эльмурзаев, аспирант, Департамент координации научно-исследовательской и инновационно-проектной деятельности в специалитете,

магистратуре и аспирантуре ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет», г. Пятигорск, E-mail: E-mail: Dukhvaha@mail.ru

ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЮДЕЙ ПОЗДНЕГО ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА

В предлагаемой педагогической общественности статье охарактеризованы онтологические особенности людей 55-70 лет, составляющих богатый ресурс общества. Он выражается в значительном физиологическом, психологическом, акмеологическом функционале людей позднего зрелого возраста и возможности его использования современным производством, наукой, культурой, искусством, образованием. Исследование этого функционала произве-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.