Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ – БАКАЛАВРОВ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ПРАКТИЧЕСКИМИ ПСИХОЛОГАМИ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С ДЕВИАНТНЫМИ ПОДРОСТКАМИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ – БАКАЛАВРОВ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ПРАКТИЧЕСКИМИ ПСИХОЛОГАМИ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С ДЕВИАНТНЫМИ ПОДРОСТКАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
24
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
практический психолог / организация работы с девиантными подростками / профессиональная подготовка юристов на ступени бакалавриата / студент / преподаватель / practical psychologist / organization of work with deviant adolescents / professional training of lawyers at undergraduate level / student / teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н.Ф. Петрова, Е.В. Романюк

На страницах настоящей статьи изучаются наиболее существенные черты процесса формирования готовности будущих бакалавров юриспруденции к продуктивному взаимодействию с практическими психологами в ходе работы с девиантными подростками. Непосредственно перед разговором об основном предмете раскрывается сущность понятия «девиантное поведение». Далее демонстрируется, какую роль играют современные юристы, успешно завершившие обучение по программе бакалавриата, во взаимодействии с девиантными подростками. Изучаются основные возможности, существующие для подготовки будущих бакалавров юриспруденции к продуктивному взаимодействию с практикующими психологами на современном этапе развития системы ВО в России. По результатам изучения этих возможностей предлагаются некоторые пути совершенствования процесса развития соответствующих компетенций у будущих юристов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE FUTURE LAW BACHELORS READINESS TO INTERACT WITH PRACTICAL PSYCHOLOGISTS IN THE WORKING WITH DEVIANT ADOLESCENTS PROCESS

In the work, the most significant features of the future law bachelors’ readiness for productive interaction with practical psychologists while working with deviant adolescents forming process are studied. The essence of the concept “deviant behavior” is revealed. It is demonstrated what role modern lawyers who have successfully completed their bachelor’s degree program play in interaction with deviant teenagers. The main opportunities that exist for preparing future law bachelors for productive interaction with practicing psychologists at the current Russian higher education development stage are studied. Based on the results of studying these opportunities, some ways are proposed to improve the process of developing the future lawyers’ relevant competencies. The development of a system of relevant knowledge, skills and abilities is also possible in the course of classroom sessions. In this case, the necessary condition is the use of studentcentered pedagogical technologies.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ – БАКАЛАВРОВ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ПРАКТИЧЕСКИМИ ПСИХОЛОГАМИ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С ДЕВИАНТНЫМИ ПОДРОСТКАМИ»

ворная практика. Чем чаще и больше вы коммуницируете, тем быстрее и легче учитесь правильной английской интонации.

Каждый фрагмент разговорного дискурса - это вопрос выбора интонации. Всегда полезно при прослушивании речи наблюдать, где говорящий использовал тот или иной тон, проанализировать, как бы изменилось значение сказанного, если бы интонация была иной.

Произношение - это та важная область изучения языка, которую необходимо преподавать и оценивать, как и другие языковые навыки, такие как чтение, письмо, говорение и аудирование. Произношение - один из важнейших факторов успеха в общении и неотъемлемая часть коммуникативной компетенции для всех изучающих английский язык.

Библиографический список

В заключение необходимо отметить, что любой язык - это сложная и разнообразная система, в изучении которой до сих пор существует множество неизученных проблем. Одной из них, несомненно, является обучение правильному интонированнию. Значимость данной статьи заключается в том, что она подчеркивает необходимость изучения языковых средств, в первую очередь интонации, основанного на применении системного подхода к анализу «речевой мелодии» на материале английского языка.

Однако не всегда специалисты в полной мере владеют эффективными методами обучения интонационному оформлению английской речи. Именно поэтому изучение проблемы легло в основу данной работы.

1. Гусева Н.В. Специфика организации педагогической диагностики студентов на занятиях по иностранному языку в условиях цифровизации высшего образования. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 3 (94): 203-206.

2. Николаева М.В. К вопросу обучения фонетике английского языка в негуманитарном вузе. Профессиональное лингвообразование. 2018: 213-218.

3. Соссюр Ф., Холодович А.А. Труды по языкознанию. Москва: Прогресс, 1977.

4. Аванесов РИ. Фонетика современного русского литературного языка. Москва: МГУ 1956.

5. Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. Москва: Просвещение, 1975.

6. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Ленинград, 1974.

7. Taylor P. The rise/fall/connection model of intonation. Speech Communication. 1994; Т. 15, № 1-2: 169-186.

8. Crystal D. Prosodic Systems and Intonation in English. Cambridge University Press, 1969.

9. Ladefoged P. A course in phonetics. New York, 1982.

10. Cruttenden A. et al. Intonation. Cambridge University Press, 1997.

11. Григорьева В.С. Дискурс как элемент коммуникативного процесса: прагмалингеистический и когнитивный аспекты: монография. Тамбов, 2007

12. Roach P. English phonetics and phonology. Cambridge University Press, 2011.

13. Wells J.C. English Intonation. An Introduction. Cambridge University Press, 2018.

14. Bradford B. Intonation in Context Teacher's Book: Intonation Practice for Upper-intermediate and Advanced Learners of English. Cambridge University Press, 1988.

15. Baker A. Ship or Sheep? Cambridge University Press, 2004.

16. Ashton H., Shepherd S. Work on your accent: clearer pronunciation for better communication. Collins, 2020. References

1. Guseva N.V. Specifika organizacii pedagogicheskoj diagnostiki studentov na zanyatiyah po inostrannomu yazyku v usloviyah cifrovizacii vysshego obrazovaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 3 (94): 203-206.

2. Nikolaeva M.V. K voprosu obucheniya fonetike anglijskogo yazyka v negumanitarnom vuze. Professional'noe lingvoobrazovanie. 2018: 213-218.

3. Sossyur F., Holodovich A.A. Trudy po yazykoznaniyu. Moskva: Progress, 1977.

4. Avanesov R.I. Fonetika sovremennogo russkogo literaturnogo yazyka. Moskva: MGU, 1956.

5. Stepanov Yu.S. Osnovy obschego yazykoznaniya. Moskva: Prosveschenie, 1975.

6. Scherba L.V. Yazykovaya sistema irechevaya deyatel'nost'. Leningrad, 1974.

7. Taylor P. The rise/fall/connection model of intonation. Speech Communication. 1994; T. 15, № 1-2: 169-186.

8. Crystal D. Prosodic Systems and Intonation in English. Cambridge University Press, 1969.

9. Ladefoged P. A course in phonetics. New York, 1982.

10. Cruttenden A. et al. Intonation. Cambridge University Press, 1997.

11. Grigor'eva V.S. Diskurs kak 'element kommunikativnogo processa: pragmalingvisticheskij i kognitivnyj aspekty: monografiya. Tambov, 2007

12. Roach P. English phonetics and phonology. Cambridge University Press, 2011.

13. Wells J.C. English Intonation. An Introduction. Cambridge University Press, 2018.

14. Bradford B. Intonation in Context Teacher's Book: Intonation Practice for Upper-intermediate and Advanced Learners of English. Cambridge University Press, 1988.

15. Baker A. Ship or Sheep? Cambridge University Press, 2004.

16. Ashton H., Shepherd S. Work on your accent: clearer pronunciation for better communication. Collins, 2020.

Статья поступила в редакцию 20.09.22

УДК 378

Petrova N.F., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of General Psychology and Personality Psychology, North Caucasus Federal University

(Stavropol, Russia), E-mail: klinpsych@mail.ru

Romanyuk E.V., teacher-psychologist, Ramenskoye Secondary School No. 8 (Ramenskoe, Russia), E-mail: rev140100@yandex.ru

FORMATION OF THE FUTURE LAW BACHELORS READINESS TO INTERACT WITH PRACTICAL PSYCHOLOGISTS IN THE WORKING WITH DEVIANT ADOLESCENTS PROCESS. In the work, the most significant features of the future law bachelors' readiness for productive interaction with practical psychologists while working with deviant adolescents forming process are studied. The essence of the concept "deviant behavior" is revealed. It is demonstrated what role modern lawyers who have successfully completed their bachelor's degree program play in interaction with deviant teenagers. The main opportunities that exist for preparing future law bachelors for productive interaction with practicing psychologists at the current Russian higher education development stage are studied. Based on the results of studying these opportunities, some ways are proposed to improve the process of developing the future lawyers' relevant competencies. The development of a system of relevant knowledge, skills and abilities is also possible in the course of classroom sessions. In this case, the necessary condition is the use of student-centered pedagogical technologies.

Key words: practical psychologist, organization of work with deviant adolescents, professional training of lawyers at undergraduate level, student, teacher.

Н.Ф. Петрова, д-р пед. наук, проф., Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, E-mail: klinpsych@mail.ru

Е.В. Романюк, педагог-психолог, Раменская средняя общеобразовательная школа № 8, г. Раменское, E-mail: rev140100@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ - БАКАЛАВРОВ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ПРАКТИЧЕСКИМИ ПСИХОЛОГАМИ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С ДЕВИАНТНЫМИ ПОДРОСТКАМИ

На страницах настоящей статьи изучаются наиболее существенные черты процесса формирования готовности будущих бакалавров юриспруденции к продуктивному взаимодействию с практическими психологами в ходе работы с девиантными подростками. Непосредственно перед разговором об основном предмете раскрывается сущность понятия «девиантное поведение». Далее демонстрируется, какую роль играют современные юристы, успешно

завершившие обучение по программе бакалавриата, во взаимодействии с девиантными подростками. Изучаются основные возможности, существующие для подготовки будущих бакалавров юриспруденции к продуктивному взаимодействию с практикующими психологами на современном этапе развития системы ВО в России. По результатам изучения этих возможностей предлагаются некоторые пути совершенствования процесса развития соответствующих компетенций у будущих юристов.

Ключевые слова: практический психолог, организация работы с девиантными подростками, профессиональная подготовка юристов на ступени бакалавриата, студент, преподаватель.

Актуальность темы, выбранной для рассмотрения в рамках нашей статьи, состоит в том, что социальное, экономическое и культурное развитие Российской Федерации на современном этапе характеризуется интенсификацией большинства процессов, фиксирующихся в данных сферах. Соответственно, меняются и модели поведения большинства людей, в т. ч. подростков, в различных ситуациях. При этом избранные несовершеннолетними модели поведения нередко выходят за пределы этических и социальных норм [1-14].

В подобных условиях особую значимость приобретает своевременное выявление отклонений в поведении школьников. Также возрастает важность правильной организации работы с подростками, характеризующимися девиантным поведением.

Если мы говорим о юристах, то принятие такого рода мер не будет по-настоящему эффективным без широкого привлечения специалистов различного профиля с целью использования потенциала всех возможных субъектов профилактики в целях скорейшего принятия мер, связанных с оздоровлением микросоциальной среды подростков [2; 5-9]. Безусловно, важное место в ряду таких специалистов занимают психологи.

При этом, к сожалению, приходится констатировать существование определённого дефицита работ, посвящённых проблемам формирования готовности будущих бакалавров юриспруденции к взаимодействию с ними по ходу работы с девиантными подростками.

Частичной ликвидации такого дефицита посвящено наше исследование.

Его цель - освещение наиболее существенных аспектов процесса формирования готовности будущих юристов - бакалавров к взаимодействию с практическими психологами в процессе работы с девиантными подростками.

С этой целью коррелируются следующие задачи:

- раскрыть сущность понятия «девиантное поведение»;

- продемонстрировать роль современного юриста во взаимодействии с девиантными подростками;

- изучить основные возможности, существующие для подготовки будущих бакалавров юриспруденции к продуктивному взаимодействию с практикующими психологами при работе с девиантными подростками на современном этапе развития отечественной системы высшего образования;

- предложить возможные пути совершенствования процесса развития соответствующих компетенций у будущих юристов.

Методы исследования включают анализ специальной литературы, а также педагогического опыта авторов.

Научная новизна исследования заключается в том, что сформулировано теоретическое обоснование процесса развития у будущих бакалавров юриспруденции готовности к взаимодействию с практическими психологами в ходе работы с девиантными подростками.

Его теоретическая значимость состоит в определении основных возможностей для развития у студентов бакалавриата необходимых компетенций на настоящем этапе развития соответствующего сегмента системы ВО.

Практическая значимость обосновывается фактом определения траектории дальнейшего развития отечественной системы высшего юридического образования в целях повышения эффективности данного процесса.

Большинство современных авторов склонны трактовать термин «девиант-ное поведение» как нарушение индивидом традиционно принятых в социуме норм и стандартов поведения [2; 7; 9; 10]. В свою очередь, понятие «норма поведения» исследователи склонны толковать как наиболее социально ожидаемые реакции и действия личности, характеризуемой определенным полом, возрастом и положением, в той или иной ситуации, сформированные в рамках конкретной культурной среды [4; 6; 11; 12].

Соответственно, наиболее часто в специальной литературе в качестве причин девиантного поведения называются:

- структура личности человека;

- уровень сознания;

- особенности психологических реакций на возможность или невозможность удовлетворять собственные потребности;

- различные типы восприятия и характера [1; 7; 9; 12].

При этом связь, существующая между личностными особенностями подростка, с одной стороны, и демонстрируемыми им показателями девиантного поведения, с другой, помогает специалистам в определении основных факторов влияния на несовершеннолетних и путей коррекции в случае соответствующих проявлений. В такой ситуации деятельность современного бакалавра юриспруденции должна быть направлена на познание и использование форм и методов, предотвращающих правонарушения среди подростков [5, с. 465]. При этом, как уже говорилось, действительно успешной такая деятельность может быть только при условии продуктивного сотрудничества с психологами [4; 7; 8; 9]. Соответ-

ственно, встаёт вопрос о подготовке юристов к такому взаимодействию на ступени освоения программ бакалавриата.

С точки зрения развития у студентов соответствующих компетенций традиционный знаниевый подход является малоэффективным. Применение инновационных образовательных методик и технологий в рамках указанного подхода принципиальных изменений в соответствующий процесс также не вносит [13, с. 275]. Соответственно, эффективное формирование готовности будущих юристов к взаимодействию с практическими психологами в процессе работы с девиантными подростками на рассматриваемом этапе обучения представляется возможным при условии расширения использования методов практического взаимодействия и практико-ориентированных форм профессиональной подготовки [14, с. 89].

В свою очередь, широкое использование практико-ориентированного подхода к обучению юристов связано с ростом значения учебной и производственной практик. Их использование в ходе подготовки студентов-юристов к взаимодействию с психологами при работе с девиантными подростками позволяет обучающимся получать личный профессиональный опыт такого взаимодействия [7; 13; 15]. В ходе прохождения практик у студентов формируются «живые» навыки социального взаимодействия с различными специалистами, в т. ч. с психологами. Учебный план большинства современных вузов, осуществляющих подготовку бакалавров юриспруденции, предусматривает, как уже говорилось, два вида практик: учебную и производственную [16, с. 62-63].

Сроки и содержание прохождения этих практик определяются внутренними локальными документами. Чаще всего учебная практика проводится на 1 -2 курсах бакалавриата, производственная - на 3-4 курсах. Приобретение студентами бакалавриата опыта непосредственного участия в производственном процессе на базе различных организаций, детальное изучение их структуры, а равно и формирование практического опыта юридической деятельности может способствовать формированию у них ряда профессиональных и личностных компетенций, которые впоследствии позволят более эффективно взаимодействовать с практическими психологами.

Во время прохождения будущими бакалаврами юриспруденции учебной и производственной практик представляется возможной реализация следующих задач процесса их подготовки к взаимодействию с практическими психологами:

- повышение мотивации студентов к взаимодействию с другими специалистами в ходе осуществления будущей профессиональной деятельности;

- интеграция теоретической подготовки и практических навыков продуктивного взаимодействия в ходе осуществления различных видов деятельности;

- формирование умений и навыков, связанных с активным социальным взаимодействием [13; 16].

Прохождение учебной и производственной практик способствует росту умений и навыков, обеспечивающих эффективность сотрудничества с практическими психологами. Это происходит за счёт взаимодействия с различными участниками правоотношений. Практиканты учатся устанавливать взаимоотношения с различными специалистами, коллегами, использовать в ходе повседневной деятельности различные психологические и коммуникативные приемы [6; 9].

Как видим, практики представляют собой эффективное средство развития навыков взаимодействия юристов с психологами, являющихся, как уже упоминалось, важным условием эффективности их будущей работы с девиантными подростками [1; 3; 8; 12]. Формирование системы соответствующих знаний, умений и навыков представляется возможным также в ходе аудиторных занятий. В данном случае необходимым условием является использование личностно ориентированных педагогических технологий.

Их внедрение в образовательный процесс должно преследовать цель создания таких профессионально ориентированных ситуаций, решение которых потребует от обучающихся владения как системой теоретических знаний, так и практических умений и навыков [7; 16]. Создание таких ситуаций в ходе образовательного процесса позволит осуществлять профессиональную подготовку студентов-юристов в условиях, максимально приближенных к тем, в которых позднее будет осуществляться их профессиональная деятельность. Будущие бакалавры, таким образом, упрочат свои навыки социального взаимодействия, что с большой вероятностью поспособствует развитию их компетенций, связанных с эффективным сотрудничеством между юристами и практическими психологами в ходе работы с девиантными подростками [6; 10; 15].

На основе вышеизложенного мы можем заключить, что в ходе взаимодействия с девиантными подростками деятельность современного юриста, успешно завершившего обучение по программе бакалавриата, должна быть направлена на познание и использование форм и методов, предотвращающих правонарушения в соответствующей среде.

По-настоящему успешной такая деятельность может быть только при условии продуктивного сотрудничества с психологами.

Указанная выше тенденция способствует актуализации проблем, связанных с подготовкой студентов бакалавриата к такому взаимодействию.

В этом смысле традиционный знаниевый подход является малоэффективным. Следовательно, результативное формирование готовности будущих юристов к взаимодействию с практическими психологами представляется возможным при условии расширения использования методов практического взаимодействия и практико-ориентированных форм обучения.

Широкое использование практико-ориентированного подхода к обучению юристов связано с ростом значения учебной и производственной практик.

Библиографический список

В период прохождения будущими бакалаврами юриспруденции учебной и производственной практик представляется возможной реализация следующих задач процесса их подготовки к взаимодействию с практическими психологами: повышение мотивации студентов к взаимодействию с другими специалистами в ходе осуществления будущей профессиональной деятельности; интеграция теоретической подготовки и практических навыков продуктивного взаимодействия в процессе осуществления различных видов деятельности; формирование умений и навыков, связанных с активным социальным взаимодействием.

Развитие системы соответствующих знаний, умений и навыков представляется возможным также в ходе аудиторных занятий. В данном случае необходимым условием является использование личностно ориентированных педагогических технологий.

1. Самсонова Н.В., Дейнега Е.В. Девиантное конфликтное поведение подростков. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 6 (73): 188-189.

2. Бакланова Н.К., Потапов Д.А., Бакланов К.В. Девиантное поведение подростков: основы профилактики. Наука и школа. 2018; № 4: 82-86.

3. Кудрявцев В.Н. Социальные деформации (причины, механизмы и пути преодоления). Москва: Норма ИНФРА-М, 2017.

4. Гапонова С.А., Девятьярова И.Н. Коррекция девиантного поведения подростков во внешкольной деятельности. Человек: преступление и наказание. 2020; Т. 28 (1-4), № 3: 462-473.

5. Карданова Д.М. Проблемы формирования готовности к профилактике правонарушений среди несовершеннолетних у будущих юристов. Высокие технологии и инновации в науке: сборник избранных статей Международной научной конференции. Санкт-Петербург: ГНИИ «Нацразвитие», 2020: 44-47.

6. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. Москва: Юрайт, 2020.

7. Менщикова А.Н. Специфика социальной работы с трудными подростками. Молодой ученый. 2021; № 24 (366): 338-340.

8. Миронов Д.Д. Формирование готовности студентов юридических колледжей к работе с подростками девиантного поведения. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Екатеринбург, 2017.

9. Слепухина ГВ., Безенкова Т.А. Личностные особенности подростков с девиантным поведением. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020; Т. 9, № 4 (33): 396-401.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Скуратова П.Н., Потапова К.С., Панфилова Т. А., Яковлева В.Ю. Социально-культурные условия профилактики девиантного поведения детей в школе. Молодой ученый. 2021; № 7 (349): 70-72.

11. Щебляков Е.С. Педагогические условия формирования профессиональных компетенций у бакалавров юристов в вузе. Актуальные психолого-педагогические, философские, экономические и юридические проблемы современного российского общества. Ульяновск: Зебра, 2017: 270-287.

12. Жилгильдинова М.Ж. Практико-ориентированная деятельность студентов в профессионально-личностном саморазвитии. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 1 (74): 89-90.

13. Герасимов Е.В. Игровой судебный процесс и его роль в преподавании конституционного права: проблемы и перспективы. Актуальные вопросы преподавания конституционного права: сборник Всероссийской конференции преподавателей конституционного права, посвященной 20-летию Конституции Российской Федерации. Москва: Проспект, 2013: 220-221.

14. Андреева О.А., Яценко О.В. Профессиональная подготовка юристов в контексте национального проекта «образование»: цели и задачи. Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2020; № 1: 62-65.

References

1. Samsonova N.V., Dejnega E.V. Deviantnoe konfliktnoe povedenie podrostkov. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 6 (73): 188-189.

2. Baklanova N.K., Potapov D.A., Baklanov K.V. Deviantnoe povedenie podrostkov: osnovy profilaktiki. Nauka ishkola. 2018; № 4: 82-86.

3. Kudryavcev V.N. Social'nye deformacii(prichiny, mehanizmy iputipreodoleniya). Moskva: Norma INFRA-M, 2017.

4. Gaponova S.A., Devyat'yarova I.N. Korrekciya deviantnogo povedeniya podrostkov vo vneshkol'noj deyatel'nosti. Chelovek: prestuplenie i nakazanie. 2020; T. 28 (1-4), № 3: 462-473.

5. Kardanova D.M. Problemy formirovaniya gotovnosti k profilaktike pravonarushenij sredi nesovershennoletnih u buduschih yuristov. Vysokie tehnologiiiinnovacii v nauke: sbornik izbrannyh statej Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Sankt-Peterburg: GNII «Nacrazvitie», 2020: 44-47.

6. Vygotskij L.S. Voprosy detskoj psihologii. Moskva: Yurajt, 2020.

7. Menschikova A.N. Specifika social'noj raboty s trudnymi podrostkami. Molodoj uchenyj. 2021; № 24 (366): 338-340.

8. Mironov D.D. Formirovanie gotovnosti studentov yuridicheskih kolledzhej krabote s podrostkami deviantnogo povedeniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Ekaterinburg, 2017.

9. Slepuhina G.V., Bezenkova T.A. Lichnostnye osobennosti podrostkov s deviantnym povedeniem. Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika ipsihologiya. 2020; T. 9, № 4 (33): 396-401.

10. Skuratova P.N., Potapova K.S., Panfilova T.A., Yakovleva V.Yu. Social'no-kul'turnye usloviya profilaktiki deviantnogo povedeniya detej v shkole. Molodoj uchenyj. 2021; № 7 (349): 70-72.

11. Scheblyakov E.S. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya professional'nyh kompetencij u bakalavrov yuristov v vuze. Aktual'nye psihologo-pedagogicheskie, filosofskie, 'ekonomicheskie iyuridicheskie problemy sovremennogo rossijskogo obschestva. Ul'yanovsk: Zebra, 2017: 270-287.

12. Zhilgil'dinova M.Zh. Praktiko-orientirovannaya deyatel'nost' studentov v professional'no-lichnostnom samorazvitii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 1 (74): 89-90.

13. Gerasimov E.V. Igrovoj sudebnyj process i ego rol' v prepodavanii konstitucionnogo prava: problemy i perspektivy. Aktual'nye voprosy prepodavaniya konstitucionnogo prava: sbornik Vserossijskoj konferencii prepodavatelej konstitucionnogo prava, posvyaschennoj 20-letiyu Konstitucii Rossijskoj Federacii. Moskva: Prospekt, 2013: 220-221.

14. Andreeva O.A., Yacenko O.V. Professional'naya podgotovka yuristov v kontekste nacional'nogo proekta «obrazovanie»: celi i zadachi. Vestnik Taganrogskogo instituta upravleniya i 'ekonomiki. 2020; № 1: 62-65.

Статья поступила в редакцию 25.09.22

УДК 378

Chanysheva G.G., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Criminology and Penal Enforcement Law, Kazan Law Institute of the Ministry

of Internal Affairs of Russia (Kazan, Russia), E-mail: goolchan@mail.ru

THEORETICAL ASPECTS OF TRAINING FUTURE LAWYERS TO ORGANIZE WORK WITH DEVIANT ADOLESCENTS. The most significant theoretical aspects of future lawyers' preparation for the work with deviant adolescents' organization are considered. First of all, the necessity of studying problems of adolescents' deviant behavior at the Russian society present development stage is substantiated. The research shows the need for law students to develop competencies that allow them to interact effectively with such teenagers. The following are the ways of their development in the course of number disciplines studying a mastered by future lawyers during university training. Questions are demonstrated, the appeal to which is highly likely to contribute to the formation of a relevant knowledge, skills and abilities system among students. The possibilities of the course "Modern methods and technologies of juvenile delinquency prevention" are shown in terms of training future professionals of the appropriate profile to work with deviant adolescents.

Key words: deviant teenagers, organization of work with deviant teenagers, professional training of lawyers, student, teacher.

Г.Г. Чанышева, д-р пед. наук, проф., Казанский юридический институт МВД России, г. Казань,

E-mail: goolchan@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.