Результаты методики «Шкала градусник» Н.П. Фетискина
Степень выраженности эмоционального состояния Слабо выраженное Средне выраженное Высоко выраженное Очень высоко выраженное
26,7 23,3 30 20
Согласно данным таблицы 3, у большинства, 30% респондентов, отмечается высокое эмоциональное состояние, у 26,7% - слабое выраженное эмоциональное состояние и у 23,3% - среднее выраженное эмоциональное состояние, только у 20 % оказалось очень высокое выраженное состояние, что в первую очередь указывает на напряжения или стресс, у них в большей степени преобладает высокое выраженное эмоциональное состояние студентов на фоне стрессов в период обучения, что свидетельствует о психическом истощении и резистентности при стрессе.
Выводы. Таким образом, в разных ситуациях стресс проявляется по-разному, один студент может иметь стрессовое состояние, но при этом быть в активной психической форме, готовым работать, другой, напротив, меньшее влияние факторов воздействия стресса может вызвать плохое самочувствие и слабую замотивированность на учебу. Исследования психического состояния студента показали, что оно в большей степени зависит от индивидуальных особенностей студентов, затяжное нервно-психическое перенапряжение приводит к разного рода физиологическим и психическим проблем, таким как ухудшение сна, нарушение внимание, плохое самочувствие и низкая мотивация к учебной деятельности. Практика жизнедеятельности показывает, что студенты в этом возрасте характеризуются достижением оптимума развития интеллектуальных и физических сил, однако могут возникнуть многочисленные противоречия, приводящие к рассогласованию физических и умственных возможностей; несоответствию требований ВУЗа и уровня школьной подготовки; высокого уровня мотивации и отсутствия необходимого интеллектуального потенциала. Все это приводит к тому, что студенты испытывают постоянный стресс, тревогу или в целом находятся в психическом напряженном состоянии. Однако навыки правильного реагирования студентов на стресс, в том числе экзаменационный, влияют непосредственно на успешность и положительное отношение к учебной деятельности, формируют общественно значимые качества личности.
Литература:
1. Александрова, Л.А Психологические ресурсы личности и социально-психологическая адаптация студентов с ОВЗ в условиях профессионального образования / Л.А. Александрова, А.А. Лебедева, В.В. Бобожей // Психологичексая наука и образование. - 2014. - № 1. - С. 50-67.
2. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В.А. Бодров. - М.: ПЕРСЭ, 2006. - 528 с.
3. Бонкало, Т.И. Экзаменационный стресс как фактор нарушения психического здоровья студентов-инвалидов / Т.И. Бонкало // Труды научно-исследовательского института организации здравоохранения и медицинского менеджмента. Сборник научных трудов. - Москва: Издательство: НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы, 2019. - С. 26-28.
4. Киселеева, Е.В. Стресс у студентов в процессе учебно-профессиональной подготовки: причины и последствия / Е.В. Киселева, С.П. Акутина // Молодой ученый. - 2017. - № 6. - С. 419-421.
5. Панчук Е.Ю. Проявления стресса у студентов с инвалидностью // Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции психологов образования Сибири с международным участием «Психология образования: образовательный потенциал развития личности» (г. Иркутск, 3-4 сентября 2020). - Иркутск: Иркутский государственный университет, 2020. - С. 269-272.
6. Щербатых, Ю.В. Психология стресса и методы коррекции / Ю.В. Щербатых. - СПб.: Питер, 2007. - 256 с.
Психология
УДК 159.9.072
кандидат психологических наук, доцент Беленкова Лариса Юрьевна
ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет» (г. Москва); кандидат психологических наук, доцент Ананикова Виктория Викторовна ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент Сазонова Светлана Анатольевна
ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет» (г. Москва)
ОСОБЕННОСТИ САМОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Аннотация. В статье представлен теоретический анализ особенностей самосознания подростков с девиантным поведением. Отмечено, что современный этап развития российского общества характеризуется социальными преобразованиями, сменой нравственных идеалов, ломкой социальных стереотипов жизнедеятельности, все вышеназванные факторы становятся причиной дезориентации и дезадаптации. Особенно наглядно это явление проявляется у подростков, не обладающих устойчивостью взглядов, убеждений и нравственных позиций. В работе указано, что подростки как особая социальная и возрастная группа, оказались в наибольшей мере восприимчивы к деструктивным внешним влияниям. В работе представлены результаты эмпирического исследования особенностей самосознания подростков с девиантным поведением в сравнении с подростками массовой школы. В эксперименте использованы теоретические, эмпирические и методы обработки и интерпретации результатов. Респондентами в исследовании явились 42 подростка: 21 подросток спецшколы для детей с девиантным поведением и 21 подросток из массовой школы. Опытно-экспериментальной базой исследования стало ГБОУ города Москвы «Специальное учебно-воспитательное учреждение № 1», ГБОУ «Школа № 508», МАОУ Гимназия №31 города Перми. В статье представлены результаты эксперимента, которые свидетельствуют о том, что у подростков с девиантным поведением выявлен позитивный Я-образ, адекватная самооценка, относительно развитый самоконтроль и рефлексия. В статье раскрыты условия для успешного формирования и развития личностных ресурсов, которые способствуют преодолению различных трудных жизненных ситуаций, влияющих на повышение устойчивости к неблагоприятным факторам.
Ключевые слова: самосознание, я-концепция, представление о себе, отношение к себе, самооценка, образ Я, подростки, девиантное поведение.
Annotation. The article presents a theoretical analysis of the peculiarities of self-consciousness of adolescents with deviant behavior. It is noted that the current stage of development of Russian society is characterized by social transformations, change of moral ideals, breaking of social stereotypes of life, all the above-mentioned factors cause disorientation and maladaptation. This phenomenon is especially evident in adolescents who do not have stable views, beliefs and moral positions. The paper indicates that adolescents, as a special social and age group, were most susceptible to destructive external influences. The paper presents the results of an empirical study of the peculiarities of self-consciousness of adolescents with deviant behavior in comparison with teenagers of mass school. Theoretical, empirical and methods of processing and interpretation of the results were used in the experiment. The respondents in the study were 42 teenagers: 21 teenagers of a special school for children with deviant behavior and 21 teenagers from a mass school. The experimental base of the study was the State Educational Institution of the city of Moscow "Special educational Institution No. 1", the State Educational Institution "School No. 508", the MAOU Gymnasium No. 31 of the city of Perm. The article presents the results of the experiment, which indicate that adolescents with deviant behavior revealed a positive Self-image, adequate self-esteem, relatively developed self-control and reflection. The article reveals the conditions for the successful formation and development of personal resources that contribute to overcoming various difficult life situations that affect the increase of resistance to adverse factors.
Key words: self-awareness, self-concept, self-image, self-attitude, self-esteem, self-image, adolescents, deviant behavior.
Введение. В условиях нестабильности семьи как социального института, размывании моральных ценностей именно молодежь и подростки оказываются самыми уязвимыми группами населения, подверженными повышенному риску и стрессу. У них появляется ощущение нереальности происходящего вокруг, ими не приобретен нужный жизненный опыт, с помощью которого было бы возможно сохранить рационально организованный образ жизни. Это подталкивает молодых людей к отклоняющимся формам взаимодействия и социально-стрессовым стратегиям поведения в сложных жизненных ситуациях. В этих условиях особенно важно возвышение «Я» в подростковом возрасте, формирование позитивного самоотношения и уверенности в свои силы, развитие навыков самопрезентации личности. Анализ научных источников по данной проблематике показал, что конкретно может являться причиной снижения адаптационных возможностей личности и ее ресоциализации.
Подростковый возраст является самым трудным и ответственным периодом становления личности, поскольку закладываются основы нравственности, формируются социальные установки, ценности, убеждения. В этом возрасте в процессе физического, психического и социального развития вместе с позитивными достижениями закономерно возникают негативные образования и специфические психологические трудности. Подростки оказываются крайне восприимчивы к факторам, которые оказывают влияние на глубинные основы их личности, затрагивая структурные механизмы самосознания. Наиболее важным признаком этого периода являются фундаментальные изменения, которые происходят в самосознании подростка, включая взросление, процесс активного формирования взглядов и убеждений, который имеет кардинальное значение для дальнейшего становления личности. Исследование самосознания у подростков с девиантными формами поведения предоставляет обширный материал для понимания особенностей их личности и поведения, необходимый для их успешного включения в общество. Данная тема имеет высокую актуальность, поскольку от результатов воспитания во многом зависит функционирование всего общества [8].
В зарубежной литературе существует представление о том, что самосознание включено в процесс становления личности, и поэтому оно не надстраивается над нею, а является одним из компонентов личности. Несколько иначе, чем в зарубежной психологии, понятие самосознания определяется в отечественной литературе: как осознание самого себя, как сознательного субъекта [7].
Самосознание - не изначально данная линия развития, присущая человеку, оно - продукт развития. По мере приобретения человеком жизненного опыта перед ним открываются новые возможности и происходит глубокое переосмысление жизни и взаимоотношений с миром.
Структура самосознания личности включает Я как центральное звено, которое выполняет интегрирующую и регулирующую функцию психики в основном на подсознательном уровне; следующий слой - психические качества, свойства и черты личности, составляющие характер, темперамент и способности [5]. Таким образом, функция самосознания по структуре представляет единство когнитивного и эмоционально-ценностного компонентов, которые составляют образ Я и выражают отношение человека к самому себе [2].
Весомый вклад в изучение психологических аспектов девиантологии внесли А.И. Захаров, Л.М. Зюбин, И.С. Кон, Б.А. Крутецкий, А.Г. Ковалев, К. Леонгард, А.Е. Личко, В.Н. Мясищев, B.C. Степанов, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий и др.
В научной литературе для описания самосознания, как синонимы используются следующие термины: «Я-концепция», «представление о себе», «отношение к себе», «самооценка», «образ Я» и т.д. «Я-концепция - это совокупность всех представлений о себе, сопряженная с их оценкой» (Р. Бернс) [5]. Самосознание непосредственно воздействует на всю жизнь индивида, занимая центральное место во внутреннем мире человека. Его можно рассматривать и как обязательный элемент сознания, и как отдельный компонент личности (С.Л. Рубинштейн) [7].
Внутренняя позиция личности определяется ее ценностными установками к окружающим людям, к себе и собственному жизненному пути. Типичные асоциальные формы поведения подростков характеризуются употреблением спиртных напитков и психоактивных веществ, бродяжничеством, воровством, нападениями, устойчивой агрессией по отношению к сверстникам, родителям и посторонним лицам [3; 4].
У психически здоровых подростков с адаптированным поведением функция самосознания развивается особо интенсивно в этом возрасте, что проявляется в значимости для них самооценки, адекватности оценки личностных особенностей у окружающих и в формировании на этой основе оптимального социально-адаптивного поведения [6].
Изложение основного материала статьи. С целью выявления особенностей самосознания у подростков с девиантным поведением было проведено эмпирическое исследование [1]. В исследовании приняли участие 21 подросток с девиантным поведением и 21 подросток без девиаций от 12 до 18 лет. Опытно-экспериментальной базой исследования стало ГБОУ города Москвы «Специальное учебно-воспитательное учреждение № 1», ГБОУ «Школа № 508», МАОУ Гимназия № 31 города Перми.
Результаты проведения теста-опросника В.В. Столина и С.Р. Пантелеева представлены и таблице 1.
Показатели самоотношения подростков с девиантным поведением и подростков без девиаций по методике
В.В. Столина и С.Р. Пантелеева, в %
Шкалы Испытуемые Высокий показатель Средний показатель Низкий показатель
Шкала S интегральное чувство "за" или "против" собственно "Я" Подростки с девиантным поведением. 52,4 33,3 14,3
Подростки без девиаций. 52,4 14,3 33,3
Шкала I самоуважение Подростки с девиантным поведением. 42,8 23,9 33,3
Подростки без девиаций. 28,5 9,6 61,9
Шкала II аутосимпатия Подростки с девиантным поведением. 52,3 34,4 14,3
Подростки без девиаций. 28,5 38,2 33,3
Шкала III ожидаемое отношение от других Подростки с девиантным поведением. 4,7 28,7 66,6
Подростки без девиаций. 19 19 61,9
Шкала IV самоинтерес Подростки с девиантным поведением. 28,6 23,8 47,6
Подростки без девиаций. 52,3 4,9 42,8
Шкала 1 самоуверенность Подростки с девиантным поведением. 38,1 23,8 38,1
Подростки без девиаций. 28,5 9,6 61,9
Шкала 2 отношение других Подростки с девиантным поведением. 19 19,1 61,9
Подростки без девиаций. 33,3 4,8 61,9
Шкала 3 самопринятие Подростки с девиантным поведением. 47,6 42,9 9,5
Подростки без девиаций. 33,3 28,7 38
Шкала 4 саморуководство Подростки с девиантным поведением. 33,3 28,7 38
Подростки без девиаций. 19 28,7 52,3
Шкала 5 самообвинение Подростки с девиантным поведением. 14,2 14,4 71,4
Подростки без девиаций. 4,8 23,8 71,4
Шкала 6 самоинтерес Подростки с девиантным поведением. 42,8 28,7 28,5
Подростки без девиаций. 47,6 14,4 38
Шкала 7 самопонимание Подростки с девиантным поведением. 33,3 28,6 38,1
Подростки без девиаций. 33,3 19 47,6
Согласно данным методики В.В. Столина и С.Р. Пантелеева, представленным в таблице 1 следующие показатели по шкалам:
По шкале S , которая направлена на измерение интегрального чувства за и против собственного Я, у подростков с девиантным поведением и подростков без девиаций выявлены следующие показатели: 52,4% имеют высокий уровень соответственно, 33,3% и 14,3% - средний уровень, 14,3% и 33,3% - низкий уровень, что свидетельствует о том, что подростки с девиантным поведением более позитивно настроены по отношению к себе, чем подростки без девиаций.
По шкале I, которая направлена на определение уровня самоуважения у подростков с девиантным поведением и у подростков без девиаций, выявлены следующие показатели: 42,8% и 28,5% соответственно имеют высокий уровень, 23,9% и 9,6% - средний уровень, 33,3% и 61,9% - низкий уровень, что свидетельствует о том, что у подростков с девиантным поведением отношение к своим способностям, возможностям и вера в себя имеют преимущественно высокий и средний уровень выраженности, в то же время большинство подростков без девиаций имеют низкий уровень самоуважения.
По шкале II, которая направлена на выявление аутосимпатии у подростков с девиантным поведением и у подростков без девиаций, дружественного отношения к себе, выявлены следующие показатели: 52,3% и 28,5% соответственно имеют высокий уровень, 34,4% и 38,2% - средний уровень, 14,3% и 33,3% - низкий уровень, что свидетельствует о том, что у большинства подростков с девиантным поведением уровень выраженности аутосимпатии выше, чем у подростков без девиаций, т.е. подростки с девиантным поведением склонны видеть себя позитивно, доверять себе в отличие от сверстников из массовой школы.
По шкале III, которая направлена на выявление ожидаемого отношение от других, выявлены следующие показатели у подростков с девиантным поведением и без девиаций соответственно: у 4,7% и 19% - высокий уровень ожидания положительного отношения от окружающих соответственно, у 28,7% и 19% - средний уровень, 66,6% и 61,9% - низкий уровень.
По шкале IV, которая направлена на выявление самоинтереса, уверенности в собственном интересе для других, выявлены следующие показатели: у 28,6% и 52,3% - высокий уровень меры близости к себе соответственно, т.е. подавляющее большинство подростков без девиаций имеют высокие показатели выраженности интереса к себе и уверенности в собственном интересе для других, у 23,8% и 4,9% - средний уровень, т.е. подростки с девиантным поведением и без девиаций соответственно проявляют интерес к своим мыслям и чувствам, уверены в том, что интересны для окружающих, 47,6% и 42,8% - низкий уровень у подростков с девиантным поведением и без девиаций соответственно, т.е. явных различий в процентных показателях по данной шкале не обнаружено.
По показателю «самоуверенность» у подростков с девиантным поведением доминирует высокий и низкий уровень (по 38,1 %), у подростков без девиаций доминирует низкий уровень (61,9%) что свидетельствует о том, что испытуемые не удовлетворены своими возможностями, они сомневаются в умении вызвать уважение к себе.
По показателю «ожидаемое отношение других» у подростков с девиантным поведением и у подростков без девиаций (по 61,9%) доминирует низкий уровень, что свидетельствует о том, что испытуемые не вызывают симпатию у большинства своих знакомых.
По показателю «самопринятие» у подростков с девиантным поведением и у подростков без девиаций (47,6%) преобладает высокий уровень, что свидетельствует о том, что испытуемым свойственны все поведенческие проявления, они воспринимают себя исключительно положительно, при этом свои недостатки считают продолжением своих достоинств, в то время как у подростков массовых школ преобладает низкий уровень самопринятия.
По показателю «саморуководство» у подростков с девиантным поведением (38%) и у подростков без девиаций (52,3%) преобладает низкий уровень, что свидетельствует об их неспособности противостоять трудным жизненным обстоятельствам, слабой саморегуляции поведения, нежелании искать причины поступков и результатов в себе самом.
По показателю «самообвинение» у подростков с девиантным поведением и у подростков без девиаций (по 71,4%) преобладает низкий уровень, что свидетельствует о том, что испытуемые отрицают собственную вину в начале конфликтных ситуациях, защищают собственное «Я» путем обвинения других.
По показателю «самоинтерес» у подростков с девиантным поведением (42,8%) и у подростков без девиаций (47,6%) преобладает высокий уровень, что свидетельствует о том, что испытуемые испытывают уверенность в своей интересности для других и готовность общаться с собой «на равных», не принижая себя.
По показателю «самопонимание» у подростков с девиантным поведением (38,1%) и у подростков без девиаций (47,6%) преобладает низкий уровень, что свидетельствует о том, что испытуемые не понимают собственную личность и как следствие - не могут достичь удовлетворенности собой.
Результаты теста-опросника А.В. Карпова на уровень рефлексии отражены в таблице 2.
Таблица 2
Уровень рефлексии у подростков с девиантным поведением и подростков без девиаций по методике
теста-опросника А.В. Карпова, в баллах
Испытуемые Показатель в баллах Уровень рефлексивности
Подростки с девиантным поведением 110 Низкий
Подростки без девиаций 115 Средний
Согласно данным таблицы 2, у подростков без девиаций школ уровень рефлексивности выше (115 баллов - 4 стен), чем у подростков с девиантным поведением (110 баллов - 3 стен), т.е. они способны планировать свои действия, осознавать свое отношение к происходящей ситуации, анализировать свои действия и поступки других людей, однако рефлексивный анализ осуществляется ими поверхностно и нерегулярно. У подростков с девиантным поведением уровень рефлексивности снижен, у них отсутствует полное понимание и осознание мотивов своего поведения. Подростки без девиаций, хотя и не значительно, но более рефлексивны, чем подростки с девиантным поведением.
Результаты проведения теста-опросника С.В. Ковалева на уровень самосознания отражены в таблице 3.
Таблица 3
Уровень самооценки у подростков с девиантным поведением и подростков без девиаций по методике
С.В. Ковалева, в баллах
Испытуемые Показатель в баллах Уровень рефлексивности
Подростки с девиантным поведением 45 Средний
Подростки без девиаций 65 Низкий
Согласно данным таблицы 3, уровень самооценки подростков с девиантным поведением равен 45 баллам, что свидетельствует о среднем уровне самооценки, время от времени они ощущают неловкость во взаимоотношениях с другими людьми, недооценивает себя и свои способности без достаточных на то оснований. Однако, успех оказывает стимулирующее действие, а неудача не вызывает существенных негативных эмоциональных реакций, наоборот, способствует проявлению настойчивости в достижении цели и определении действительных причин неудач. Эти подростки обладают обоснованной уверенностью в себе. У подростков без девиаций уровень самооценки равен 65 баллам, что указывает на ее низкий уровень, при котором они болезненно переживают критические замечания в свой адрес, стараются подстроиться под мнение окружающих, они излишне избыточной застенчивы и не уверены в себе. Итак, у подростков без девиаций в сравнении с подростками с девиантным поведением занижен уровень самооценки.
Выводы. Таким образом, психологические особенности подростков с девиантными формами поведения характеризуются хорошей переносимостью кризисных ситуаций, в то время как трудности в повседневной жизни тяжело воспринимаются, имеется комплекс неполноценности, который сочетается с внешним проявлением превосходства. Кроме того, их характеризует внешняя социабельность, которая сочетается со страхом перед эмоциональным контактом; они
стремятся говорить неправду и обвинять других, зная, что они совсем не виновны. Они стремятся уходить от ответственности в принятии решений; их поведение отличается стереотипностью, зависимостью и тревожностью.
Предупреждение отклонений в развитии и поведении будет успешным, если создать психологические условия, способствующие полноценному развитию самосознания подростков с девиантным поведением, такие как: безоценочное принятие их личности педагогами и родителями; осуществление дифференцированного подхода к их воспитанию с учетом индивидуально-психологических особенностей личности; создание социально-одобряемых жизненных ориентаций, адекватных их установкам; создание ситуаций успеха в их социально-одобряемой деятельности; демонстрация динамики позитивных изменений их личности [8].
Литература:
1. Басюк, В.С. Методы исследования самосознания в психологии личности и возрастной психологии [Электронный ресурс] / В.С. Басюк // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. - 2012. - №5. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/metody-issledovaniya-samosoznaniya-v-psihologii-lichnosti-i-vozrastnoy-psihologii (дата обращения: 08.06.2022).
2. Богданович, Н.В. Профилактика девиантного поведения детей и подростков как направление деятельности психолога в образовательных учреждениях / Н.В. Богданович, В.В. Делибалт // Психология и право. - 2020. - Т. 10. - №. 2. -С. 1-14.
3. Кржечковский, А.Ю. Формирование самосознания у детей и подростков как метод профилактики пограничных психических расстройств [Электронный ресурс] / А.Ю. Кржечковский // Медицинская психология в России. - 2011. - № 5. -URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: 29.06.2022).
4. Мишанов, А.Н. Исследование особенностей самосознания делинквентных подростков в условиях воспитательной колонии / А.Н. Мишанов // Развитие личности. - 2015. - № 2. - С. 151-163.
5. Налчаджян, А.А. Психика, сознание, самосознание: монография. Уровни существования психики / А.А. Налчаджян. - М.: Автор. изд-во, 2011. - Ч.1. - 517 с.
6. Прялухина, А.В. Проблемы развития девиантной личности подростков / А.В. Прялухина, Л.Г. Лаптев // Человеческий капитал. - 2017. - № 3 (99). - С. 88-90.
7. Суриков, Ю.Н. Развитие самосознания у подростков / Ю.Н. Суриков, М.С. Заочинский // Colljgium-journal. - 2019. - № 17-6 (41). - С. 54-55.
8. Швецова, Наиля Ильдусовна. Развитие самосознания у подростков с девиантным поведением: автореф. дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Швецова Наиля Ильдусовна: Астрахань, 2000. - 19 с.
Психология
УДК 159.9
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, педагогики и социальной работы Вадурина Елена Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вологодский государственный университет» (г. Вологда); заведующий кафедрой психологии, педагогики и социальной работы, кандидат психологических наук, доцент Носова Наталья Валентиновна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вологодский государственный университет» (г. Вологда);
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии, педагогики и социальной работы Цатурян Марина Оганесовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вологодский государственный университет» (г. Вологда)
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГИБКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ
ОРГАНАХ
Аннотация. В статье приводятся результаты апробации модели поэтапного формирования гибких компетенций будущих юристов, ориентированных на профессиональную деятельность в правоохранительных органах. Анализируется методика определения референтных личностных категорий, входящих в структуру гибких компетенций будущих юристов, а также рассматриваются условия, повышающие эффективность исследуемого процесса в контексте перспектив освоения профессиональной деятельности. Дается прогнозная оценка возможностей разработанной модели в формировании гибких компетенций будущих юристов, ориентированных на профессиональную деятельность в правоохранительных органах, в условиях содержательного наполнения и изменения образовательных программ.
Ключевые слова: гибкие компетенции будущего юриста, профессионально важные качества, структурная модель, метод опроса, общеуниверситетский курс.
Аннотация. The article presents the results of testing the model of step-by-step formation of flexible competencies of future lawyers focused on professional activity in law enforcement agencies. The methodology of determining the reference personal categories included in the structure of the flexible competencies of future lawyers is analyzed, and the conditions that increase the effectiveness of the process under study in the context of the prospects for mastering professional activity are also considered. A predictive assessment of the capabilities of the developed model in the formation of flexible competencies of future lawyers focused on professional activity in law enforcement agencies in the context of content content and changes in educational programs is given.
Key words: flexible competencies of a future lawyer, professionally important qualities, structural model, survey method, university-wide course.
Введение. Процесс определения, структуризации и последующего формирования гибких компетенций будущих специалистов принадлежит к числу наиболее актуальных задач современного образовательного сообщества, ввиду первостепенной значимости обозначенного компетентностного блока в общей профессиональной и личностной успешности будущего специалиста. Очевидно, процесс создания условий для формирования гибких компетенций, представленных преимущественно личностными образованиями, а также частными проявлениями эмоционального и социального интеллекта, должен учитывать отсроченный эффект актуализации рассматриваемых параметров и, таким образом, осуществляться на раннем этапе подготовки будущего специалиста к профессиональной деятельности [3].