Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ШКОЛЫ: УЧЕТ ОСОБЕННОСТЕЙ Я-КОНЦЕПЦИИ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ШКОЛЫ: УЧЕТ ОСОБЕННОСТЕЙ Я-КОНЦЕПЦИИ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
136
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Я-КОНЦЕПЦИЯ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ПОВЕДЕНИЯ / ДЕВИАЦИИ / ГРУППА РИСКА / ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шаманин Николай Владимирович

В статье представлены подходы к изучению Я-концепции подростков, склонных к девиантному поведению в аспекте создания педагогических условий в школе. Актуальность данной работы обусловлена требованиями общества, в том числе в части системы образования, предъявляемыми к современному подростку, поскольку именно Я-концепция, сформированная в подростковом возрасте, во многом обуславливает успешную социализацию личности в дальнейшем. Именно Я-концепция личности является значимым регулятором поведения и в том числе в аспекте развития познавательной способности, поэтому её изучение в контексте детерминации девиантного поведения представляется интересным. В проведенном исследовании делается предположение о том, что Я-концепция личности подростков, склонных к девиантному поведению имеет ряд специфических особенностей, поиск и выявление которых составляют практическую значимость исследования, что должно быть учтено при совершенствовании педагогического процесса. В статье показана важность Я-концепции для формирования и развития личности, обоснована необходимость работы с подростками с девиантным поведением с точки зрения успешности их дальнейшей социализации. В работе была предпринята попытка выявить и описать особенности Я-концепции личности подростков с девиантным поведением в сравнении с подростками, не склонными к девиантному поведению. В ходе теоретического анализа были проанализированы основные подходы к изучению Я-концепции личности. Результаты исследования подтверждаются применением методов математической статистики (U-критерий Манна Уитни).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шаманин Николай Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE SCHOOL: TAKING INTO ACCOUNT THE PECULIARITIES OF THE SELF-CONCEPT OF ADOLESCENTS PRONE TO DEVIANT BEHAVIOR

The article presents approaches to the study of the self-concept of adolescents prone to deviant behavior in terms of creating pedagogical conditions at school. The relevance of this work is due to the requirements of society, including in terms of the education system, imposed on the modern adolescent, since it is the self-concept formed in adolescence that largely determines the successful socialization of the individual in the future. It is the self-concept of personality that is a significant regulator of behavior, including in the aspect of the development of cognitive ability, therefore, its study in the context of the determination of deviant behavior is interesting. The study makes the assumption that the self-concept of the personality of adolescents prone to deviant behavior has a number of specific features, the search and identification of which constitute the practical significance of the study, which should be taken into account when improving the pedagogical process. The article shows the importance of the self-concept for the formation and development of personality, substantiates the need to work with adolescents with deviant behavior in terms of the success of their further socialization. An attempt was made in the work to identify and describe the features of the self-concept of the personality of adolescents with deviant behavior in comparison with adolescents who are not prone to deviant behavior. In the course of the theoretical analysis, the main approaches to the study of the self-concept of personality were analyzed. The results of the study are confirmed by the use of methods of mathematical statistics (Mann-Whitney U-test).

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ШКОЛЫ: УЧЕТ ОСОБЕННОСТЕЙ Я-КОНЦЕПЦИИ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ»

Совершенствование педагогических условий школы: учет особенностей Я-концепции подростков, склонных к девиантному поведению

Шаманин Николай Владимирович,

старший преподаватель кафедры психологии личности и специальной педагогики ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» E-mail: shamanin_1983@mail.ru

В статье представлены подходы к изучению Я-концепции подростков, склонных к девиантному поведению в аспекте создания педагогических условий в школе. Актуальность данной работы обусловлена требованиями общества, в том числе в части системы образования, предъявляемыми к современному подростку, поскольку именно Я-концепция, сформированная в подростковом возрасте, во многом обуславливает успешную социализацию личности в дальнейшем. Именно Я-концепция личности является значимым регулятором поведения и в том числе в аспекте развития познавательной способности, поэтому её изучение в контексте детерминации девиантного поведения представляется интересным. В проведенном исследовании делается предположение о том, что Я-концепция личности подростков, склонных к девиантному поведению имеет ряд специфических особенностей, поиск и выявление которых составляют практическую значимость исследования, что должно быть учтено при совершенствовании педагогического процесса. В статье показана важность Я-концепции для формирования и развития личности, обоснована необходимость работы с подростками с девиантным поведением с точки зрения успешности их дальнейшей социализации. В работе была предпринята попытка выявить и описать особенности Я-концепции личности подростков с девиантным поведением в сравнении с подростками, не склонными к девиантному поведению. В ходе теоретического анализа были проанализированы основные подходы к изучению Я-концепции личности. Результаты исследования подтверждаются применением методов математической статистики (U-критерий Манна Уитни).

Ключевые слова: Я-концепция, подростковый возраст, поведения, девиации, группа риска, личность.

Проблема, которой посвящена данная работа, требует особого внимания и входит в число важных вопросов современной психологии, педагогики и юриспруденции. Проблема девиантного поведения подростков изучалась давно, однако в современном обществе в связи с ростом криминализации подрастающего поколения, трансформации самой сути девиантного поведения, распространение девиантного поведения на интернет-пространство, изучение я-концепции подростков, склонных к девиантному поведению представляется особенно актуальным. Именно подростковый возраст является достаточно сложным и кризисным периодом в жизни каждого человека: определяющим фактором данного возраста являются значительные качественные преобразования самосознания. В этом возрасте происходит формирование собственной субъективной системы норм и ценностей, допустимых моделей поведения, разрабатываются критерии самооценивания и самоотношения. Вместе со сменой референтных групп у подростка возникает потребность в самоуважении, развивается личностная рефлексия, происходит осознание себя и своей уникальности. Следствием этого является формирование собственной «Я-концепции», которая является регулятором поведения и деятельности личности. Все эти факторы, безусловно, являются значимыми детерминантами поведения, благодаря которым происходит формирование субъективного отношения к окружающим людям, отношения к самому себе (самоотношение), а также задается вектор индивидуально-личностного развития.

Таким образом, роль и значение Я-концепции личности сложно переоценить, поскольку именно целостная, сформированная и дифференцированная я-концепция является значимым фактором самоактуализации человека в различных сферах жизнедеятельности, в том числе в части формирования познавательной способности, являясь краеугольным камнем адекватного и конструктивного взаимодействия с другими людьми.

Не вызывает сомнений тот факт, что изменения, происходящие в структуре самосознания подростка, изменения его статусной позиции, отношения к себе, отношения других и т.д. оказывают существенное влияние на его поведение. Именно поэтому изучение Я-концепции как интегрального многомерного образования позволяет учесть в педагогическом процессе возможные отклонения в поведении подростков на ранних стадиях. Таким образом, изучение я-концепции позволяет сконцентрироваться на профилактики девиаций, а не на их коррекции.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

и

см со

Теоретический анализ позиций разных авторов по проблеме я-концепции личности подростков выявил неоднозначность в ее трактовке. Роберт Берне описывал Я-концепцию как «совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженной с их оценкой, ... она определяет не только то, что человек из себя представляет, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельност-ное начало и возможности развития в будущем» [2]. В его работах Я-концепция рассматривается как сложная многоуровневая структура, включающая когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Интересным представляются научные труды В.В. Столина и С.Р. Пантилеева, в которых Я-концепция определяется как «целостная устойчивая система, состоящая из представлений о себе, включающих Я-образы и оценку степени выраженности тех или иных свойств личности, а также из эмоциональных отношений к самому себе (в том числе самоотношения, базирующегося на самопринятии)» [4].

Именно эти компоненты легли в основу эмпирической части исследования.

В исследовании принимали участие ученики 7 и 8 классов в возрасте от 13 до 15 лет, из которых 25 девушек и 25 юношей. Общее количество испытуемых - 50 человек.

Для формирования экспериментальной группы нами была проведена методика «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел). При обработке результатов были выделены шкалы, относящиеся к девиантному поведению, которые представлены в практической части исследования.

В результате проведенного исследования установлено, что большинство подростков (74% испытуемых) обладают низкой склонностью к преодолению норм и правил. Данные подростки следуют общепринятым нормам и правилам, они склонны следовать стереотипам, имеют конформные установки. 20% испытуемых имеют умеренную тенденцию к нарушению общепринятых норм.

Большинство испытуемых обладают низкой склонностью к аддиктивному поведению (82% испытуемых), то есть они способны контролировать свои поведенческие реакции в сторону различного рода зависимостей.

70% испытуемых обладают низким уровнем склонности к самоповреждающему поведению, это говорит о том, что у них отсутствует готовность к реализации самоповреждающего поведения. В результате изучения склонности к агрессии и насилию, установлено, что 54% испытуемых имеют низкий уровень склонности к агрессии и насилию, что свидетельствует об отсутствии у них агрессивных тенденций. У 30% испытуемых наблюдаются, возможно, скрытые тенденции к агрессивному поведению. 16% испытуемых обладают высокой склонностью к агрессии и насилию, им свойственно проявление агрессивных реакций, что может проявляться во взаимоотношениях с другими людьми;

При изучении склонности к делинквентному поведению установлено, что большинство испытуемых (66%) имеют низкий показатель по данной шкале. Это свидетельствует об отсутствии тенденций к совершению противоправных поступков. 32% испытуемых имеют тенденции к делинквент-ному поведению.

В результате диагностики склонности к деви-антному поведению нами были сформированы экспериментальная и контрольная группы.

В экспериментальную группу вошли 25 подростков, из них 12 юношей и 13 девушек, имеющие тенденции к реализации различных форм деви-антного поведения. Контрольную группу составили подростки, не склонные к различным формам девиантного поведения. Данную группу составили 25 человек, включая 13 юношей и 12 девушек. Они могут быть охарактеризованы как подростки, устойчивые к влиянию сверстников, умеющие адаптироваться в новой среде, следующие социальным нормам и правилам, соблюдающие законы и контролирующие негативные эмоциональные реакции.

Для измерения эмоционального компонента Я-концепции у подростков с девиантным поведением нами был использован «Опросник самоотношения» В.В. Столина и С.Р. Пантелеева (рис. 1).

I

Глобальное самоотношение

Ожидание положительного отношения других

Рис. 1. Изучение структурных компонентов самоотношения респондентов экспериментальной группы

Большинство подростков, склонных к девиант-ному поведению заинтересованы в себе, то есть они готовы общаться с собой и уверены в том, что представляют интерес для других (среднее значение по шкале «Самоинтерес» - 81,08). При этом совершая различные поступки, такие подростки не ждут какого-либо социального одобрения со стороны окружающих (среднее значение по шкале «Ожидаемое отношение других» -33,67).

Также можно сделать вывод о том, что подростки, склонные к девиантному поведению, имеют в целом позитивное отношение к себе (среднее значение по шкале «Глобальное самоотношение» - 71,53), но при этом можно предположить, что они не всегда уверены в своих силах и возможностях контролировать свою жизнь (среднее значение по шкале «Самоуважение» - 55,59, по шкале «Аутосимпатия» - 66,56) (рис. 2).

Аутосимпатия

1111111

y s

s

Рис. 2. Изучение выраженности установки на те или иные внутренние действия в адрес «Я» респондентов экспериментальной группы

По результатам исследования можно сделать вывод, что большинство подростков экспериментальной группы обладают высоким уровнем показателя по шкале «Самопринятие» (среднее значение - 70,35), что говорит о характерном для них принятия своих специфических особенностей, но при этом низкий результат по шкале «Самопонимание» (среднее значение - 20) может говорить о том, что подростки, склонные к девиантному поведению не способны до конца понять свои мысли, мотивы поведения, причины совершения тех или иных действий.

Многие подростки, склонные к девиантному поведению, имеют низкую выраженность признака по следующим шкалам: «Ожидаемое отношение других» (среднее значение - 34,97), «Самообвинение» (среднее - 36,42). Это может говорить о том, что для них не важно социальное одобрение себя как личности, они не склонны к обвинению себя за какие-либо недостатки, а также за свое поведение.

При изучении эмоционального компонента Я-концепции у респондентов контрольной группы нами были получены следующие результаты (рис. 3).

I

Глобальное самоотношение

Ожидание положительного отношения других

Рис. 3. Изучение структурных компонентов самоотношения респондентов контрольной группы

Подростки, не склонные к девиантному поведению, позитивно относятся к себе, ценят все свои личные качества, высоко оценивают свои силы и способности, верят в них (среднее значение по шкалам: «Глобальное самоотношение» - 71,05; «Аутосимпатия» - 67; «Самоуважение» - 61,03;). При этом, как и подростки экспериментальной группы, большинство подростков не ожидает одобрения своих действий со стороны окружающих

их людей (среднее значение по шкале «Ожидаемое отношение других» - 33,4) (рис. 4).

Iill.ll

✓ /

/// & сf

J

■ Среднее значение

Рис. 4. Изучение выраженности установки на те или иные внутренние действия в адрес «Я» респондентов контрольной группы

Большинство испытуемых контрольной группы имеют высокий уровень по шкале «Самопринятие» (среднее значение - 62,54), что говорит о том, что для них характерно принятие себя как личности. При этом низкий уровень по шкале «Самообвинение» (среднее значение - 27,44) говорит о том, что для данных подростков не характерно обвинение себя за какие-либо свои качества и действия. Подростки, не склонные к девиантному поведению, имеют средние показатели по шкалам «Самоуверенность» (59,48), «Саморуководство» (54,49), «Самоинтерес» (54) и «Самопонимание» (54,45). По шкале «Ожидаемое отношение других» подростки контрольной группы имеют низкий уровень показателя (среднее значение - 34,03). У подростков из экспериментальной группы наблюдались схожие результаты.

На графике ниже представлен сравнительный анализ по шкалам методики «Опросник самоотношения» экспериментальной и контрольной групп (рис. 5).

/• / с?

у

¿F

^^—Экспериментальная группа ^^—Контрольная группа

Рис. 5. График сравнения структурных компонентов самоотношения контрольной и экспериментальной групп

В результате сравнительного анализа Я-кон-цепции по методике «Опросник самоотношения» В.В. Столина и С.Р. Пантелеева испытуемых экспериментальной и контрольной групп установлено, что подростки, склонные к девиантному поведению, испытывают больший интерес к себе, в большей степени принимают себя как личность, испытывают интерес к собственному «Я», но при этому них наблюдается более низкий уровень са-

сз о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

Аутосимпатия

о с

и

см со

моуважения, это может говорит о низкой субъективной эмоциональной оценке собственной значимости. Также подростки экспериментальной группы более склонны к самообвиняющим тенденциям, чем подростки, не склонные к девиантному поведению.

Для оценки достоверности полученных различий нами был использован критерий и Манна-Уитни. В результате установлены достоверные различия по шкалам «Самоинтерес», «Самообвинение».

Для диагностики поведенческого компонента Я-концепции была проведена методика «Исследование волевой саморегуляции» А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана (рис. 6).

Общий индекс ВСК

Настойчивость

II

Самообладание

■ Экспериментальная группа Контрольная группа

Рис. 6. Сравнительные результаты экспериментальной и контрольной групп по методике «ВСК»

Подростки, склонные к девиантному поведению, в целом могут быть охарактеризованы как личности, способные контролировать собственное поведение в различных ситуациях, сознательно управлять своими состояниями и действиями, а также уверенные в себе (среднее значение по шкале «Общий индекс ВСК» - 12,32). По субшкале «Настойчивость» (среднее значение по субшкале - 8,32), характеризующей, стремление человека к завершению начатого дела, результаты подростков экспериментальной группы соответствуют возрастной норме. Им свойственно доведение запланированного дела до конца, их мобилизируют преграды на пути к цели, но отвлекают альтернативы и соблазны. Такие подростки могут принять определенное решение, но впоследствии изменить его в пользу более привлекательного времяпрепровождения, если дело для них не имеет высокой ценности. Субшкала «Самообладание» (среднее значение - 6,52) отражает уровень произвольного контроля эмоциональных реакций и состояний. Средний уровень показателя говорит о том, что, в целом, подростки эмоционально устойчивые, внутреннее спокойствие и уверенность в себе повышают готовность к восприятию нового, и, как правило, сочетаются со свободой взглядов, тенденцией к новаторству и радикализму.

Подростки, не склонные к девиантному поведению, могут быть охарактеризованы как эмоционально зрелые, активные и самостоятельные (среднее значение по шкале «Общий индекс ВСК» -

11,16). Их отличает спокойствие, уверенность в себе, устойчивость намерений, реалистичность взглядов, развитое чувство собственного долга (среднее значение по субшкале «Настойчивость» - 7,04). Они обладают достаточным уровнем контроля проявления своих эмоциональных реакций, а также им свойственно завершение начатого дела, несмотря на внешние обстоятельства (среднее значение по субшкале «Самообладание» - 6,32).

По результатам сравнительного анализа установлено, что подростки, склонные к девиантно-му поведению, имеют более высокий индекс волевого самоконтроля, а также они более настойчивы, что, предположительно, может проявляться в упрямстве, нонконформистском поведении подростков.

По результатам исследования не обнаружено значимых различий по шкалам данной методике. Достоверных различий, рассчитанных при помощи критерия Манна-Уитни, обнаружено не было.

Для изучения когнитивного компонента Я-кон-цепции нами была подобрана и проведена методика М. Куна и Т. Мак-Партланда «Кто я?» в адаптации Т.Я. Румянцевой (рис. 7).

Социальное Я Коммуникативное Я Физическое Я

-Экспериментальная группа

Деятельное Я Рефлексивное Я

Контрольная группа

Рис. 7. Сравнительный анализ результатов экспериментальной и контрольной групп по методике М. Куна «Кто я?» в адаптации Т.Я. Румянцевой

В результате сравнительного анализа можно сделать вывод о том, что подростки, не склонные к девиантному поведению в своих ответах на вопрос «Кто Я?» опирались на свое социальное Я в большей степени, чем подростки, не склонные к девиантному поведению. Это может говорить о том, что они более склонны к идентификации себя с какой-либо социальной группой, осознают себя ее членом, больше ориентированы на общение с другими людьми. При этом при указании множества социальных ролей, при отсутствии рефлексивных самоописаний может говорить о недостаточной уверенности в себе, о наличии у человека опасений в связи с самораскрытием, выраженной тенденции к самозащите.

Подростки экспериментальной группы имеют более высокий показатель по шкале «Рефлексивное Я», что может говорить о том, что они более склонны к рефлексии и описании себя с точки зрения личностных качеств, особенностей характера, индивидуального стиля поведения.

По результатам расчета и-критерия Манна-Уитни были получены достоверные различия по шкалам «Социальное Я» и «Рефлексивное Я».

По результатам, полученным в ходе проведения исследования, нами были разработаны методические рекомендации по профилактике девиантного поведения у подростков. Профилактическая работа носит комплексный характер, а, следовательно, осуществляется по следующим направлениям: непосредственная (индивидуальная) работа с ребенком, работа с педагогическим коллективом, а также работа с семьей.

Таким образом, в ходе проведенного исследования достигнута цель: выявлены и описаны особенности я-концепции личности подростков с де-виантным поведением.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По результатам, полученным в ходе проведения исследования, нами были разработаны методические рекомендации по профилактике девиантного поведения у подростков. Профилактическая работа должна носить комплексный характер в рамках формирования соответствующих педагогических условий, а, следовательно, осуществляется по следующим направлениям: непосредственная (индивидуальная) работа с ребенком, работа с педагогическим коллективом, а также работа с семьей.

Литература

1. Ахмедов, А.Б. Особенности Я-концепции у подростков, находившихся в зоне военных действий, и у их сверстников, проживающих в стабильной социальной ситуации. Психологические исследования, № 2. [Электронный ресурс]. URL: http://www.psystudy.ru/index.php/ num/2009n2-4/31 -akhmedov4. html#e3 (дата обращения 23.08.2021)

2. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс; общ. ред. В.Я. Пилиповского. -М.: Прогресс,1986. - 422 с.

3. Королева, М.П. Особенности самоотношения девочек и мальчиков подросткового возраста с риском девиантного поведения / М.П. Королева // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. - 2018. - № 1(790). -С. 121-131.

4. Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система: (Спецкурс) / С.Р. Пантилеев; - М.: Изд-во МГУ, 1991. - 108 с.

5. Хуторянская Т.В. Особенности социализации подростков в различных образовательных средах // Сибирский педагогический журнал. 2017. № 5. С. 20-24.

IMPROVING THE PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE SCHOOL: TAKING INTO ACCOUNT THE PECULIARITIES OF THE SELF-CONCEPT OF ADOLESCENTS PRONE TO DEVIANT BEHAVIOR

Shamanin N.V.

Vladimir State University named after Alexander and Nikolay Stoletovs

The article presents approaches to the study of the self-concept of adolescents prone to deviant behavior in terms of creating pedagogical conditions at school. The relevance of this work is due to the requirements of society, including in terms of the education system, imposed on the modern adolescent, since it is the self-concept formed in adolescence that largely determines the successful socialization of the individual in the future. It is the self-concept of personality that is a significant regulator of behavior, including in the aspect of the development of cognitive ability, therefore, its study in the context of the determination of deviant behavior is interesting. The study makes the assumption that the self-concept of the personality of adolescents prone to deviant behavior has a number of specific features, the search and identification of which constitute the practical significance of the study, which should be taken into account when improving the pedagogical process. The article shows the importance of the self-concept for the formation and development of personality, substantiates the need to work with adolescents with deviant behavior in terms of the success of their further socialization. An attempt was made in the work to identify and describe the features of the self-concept of the personality of adolescents with deviant behavior in comparison with adolescents who are not prone to deviant behavior. In the course of the theoretical analysis, the main approaches to the study of the self-concept of personality were analyzed. The results of the study are confirmed by the use of methods of mathematical statistics (Mann-Whitney U-test).

Keywords: Self-concept, adolescence, behavior, deviation, risk group, personality.

References

1. Akhmedov, A. B. Features of the self-concept in adolescents who were in the war zone and their peers living in a stable social situation. Psychological research, No. 2. [Electronic resource]. URL: http://www.psystudy.ru/index.php/num/2009n2-4/31 -akhme-dov4. html # e3 (date of treatment 08/23/2021)

2. Burns, R. Development of self-concept and education / R. Burns; total ed. V. Ya. Pilipovsky. - M.: Progress, 1986. - 422 p.

3. Koroleva, MP Features of self-attitude of adolescent girls and boys with the risk of deviant behavior / MP Koroleva // Bulletin of the Moscow State Linguistic University. Education and pedagogical sciences. - 2018. - No. 1 (790). - S. 121-131.

4. Pantileev S.R. Self-attitude as an emotional-evaluative system: (Special course) / S.R. Pantileev; - M.: Publishing house of Moscow State University, 1991. - 108 p.

5. Khutoryanskaya T.V. Features of socialization of adolescents in various educational environments // Siberian Pedagogical Journal. 2017. No. 5.P. 20-24.

C3

о

CO

-a

I=i А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.