Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИКА И ПРОФИЛАКТИКА ИНТЕРНЕТ-АДДИКЦИИ У ПОДРОСТКОВ'

ДИАГНОСТИКА И ПРОФИЛАКТИКА ИНТЕРНЕТ-АДДИКЦИИ У ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
658
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интернет-аддикция / девиантное поведение / профилактика / подростки / Internet addiction / deviant behavior / teenagers

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — E.A. Махрина, Ю.И. Тутова

Цель данного исследования – рассмотреть интернет-аддикцию как фактор формирования девиантного поведения. В статье раскрывается определение аддикции и девиантного поведения, факторы формирования аддиктивного и девиантного поведения подростков и конкретно – интернет-аддикции. Согласно с целью исследования были поставлены следующие задачи: рассмотреть стратегии и подходы к формированию и предупреждению интернет-аддикции у подростков; проанализировать причины формирования интернет-аддикции у подростков; провести эмпирическое исследование по выявлению влияния социальной фрустрации на формирование интернет-аддикции у подростков. В исследовании применялись следующие методы: теоретический – анализ научных источников по данной проблеме, эмпирический – тестирование, анализирование и обобщение результатов исследования. В статье приводятся результаты исследования, где выявляются факторы, формирующие интернет-аддикцию. Базу исследования составили подростки 13 – 16 лет, учащиеся средней образовательной школы. По окончании исследования сформированы выводы и даны рекомендации по профилактике интернет-аддикции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSIS AND PREVENTION OF INTERNET ADDITIVES IN ADOLESCENTS

The purpose of the study is to consider Internet addiction as a factor in the formation of deviant behavior. The article reveals the definition of addiction and deviant behavior, the factors influencing adolescents’ addictive and deviant behavior and Internet addiction specific features. According to the study, the following tasks are set: to consider strategies and approaches for the formation and prevention of Internet advocacy in adolescents; to analyze reasons for the formation of Internet additives in adolescents; to conduct an empirical study to identify the impact of social frustration on the formation of Internet advocacy in adolescents. The study uses theoretical (analysis of scientific sources on the problem) and empirical (testing, analysis and generalization of the results of the study) methods. In the article the results of the study identifying the factors which form Internet addiction are also presented. The study is based on adolescents aged 13 – 16 years, students of secondary schools. On completing the study, conclusions and recommendations for Internet addiction prevention are made.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИКА И ПРОФИЛАКТИКА ИНТЕРНЕТ-АДДИКЦИИ У ПОДРОСТКОВ»

УДК 371

Mahrina E.A., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Sevastopol State University (Sevastopol, Russia), E-mail: machrina_lena@mail.ru

Tutova Yu.I., MA student, Taganrog Institute n.a. A.P. Chekhov, Branch of Rostov State University of Economics (Taganrog, Russia),

E-mail: tutova_84@mail.ru

DIAGNOSIS AND PREVENTION OF INTERNET ADDITIVES IN ADOLESCENTS. The purpose of the study is to consider Internet addiction as a factor in the formation of deviant behavior. The article reveals the definition of addiction and deviant behavior, the factors influencing adolescents' addictive and deviant behavior and Internet addiction specific features. According to the study, the following tasks are set: to consider strategies and approaches for the formation and prevention of Internet advocacy in adolescents; to analyze reasons for the formation of Internet additives in adolescents; to conduct an empirical study to identify the impact of social frustration on the formation of Internet advocacy in adolescents. The study uses theoretical (analysis of scientific sources on the problem) and empirical (testing, analysis and generalization of the results of the study) methods. In the article the results of the study identifying the factors which form Internet addiction are also presented. The study is based on adolescents aged 13 - 16 years, students of secondary schools. On completing the study, conclusions and recommendations for Internet addiction prevention are made.

Key words: Internet addiction, deviant behavior, teenagers.

E.A. Махрина, канд. психол. наук, доц., Севастопольский государственный университет, г. Севастополь,

E-mail: machrina_lena@mail.ru

Ю.И. Тутова, магистрант, Таганрогский институт имени А.П. Чехова, г. Таганрог, E-mail: tutova_84@mail.ru

ДИАГНОСТИКА И ПРОФИЛАКТИКА ИНТЕРНЕТ-АДДИКЦИИ У ПОДРОСТКОВ

Цель данного исследования - рассмотреть интернет-аддикцию как фактор формирования девиантного поведения. В статье раскрывается определение аддикции и девиантного поведения, факторы формирования аддиктивного и девиантного поведения подростков и конкретно - интернет-ад-дикции. Согласно с целью исследования были поставлены следующие задачи: рассмотреть стратегии и подходы к формированию и предупреждению интернет-аддикции у подростков; проанализировать причины формирования интернет-аддикции у подростков; провести эмпирическое исследование по выявлению влияния социальной фрустрации на формирование интернет-аддикции у подростков. В исследовании применялись следующие методы: теоретический - анализ научных источников по данной проблеме, эмпирический - тестирование, анализирование и обобщение результатов исследования. В статье приводятся результаты исследования, где выявляются факторы, формирующие интернет-аддикцию. Базу исследования составили подростки 13 - 16 лет, учащиеся средней образовательной школы. По окончании исследования сформированы выводы и даны рекомендации по профилактике интернет-аддикции.

Ключевые слова: интернет-аддикция, девиантное поведение, профилактика, подростки.

Наша жизнь в настоящий момент проходит в эпоху информации с господством информационных технологий, именно это является причиной изучения влияния сети Интернет на наше общество, это важная задача, поскольку интернет-коммуникации имеют большое влияние на социальную реальность. Как говорится, «кто владеет информацией - тот владеет миром». Интернет сейчас является самым объемным хранилищем информации. В настоящее время можно жить и работать, не покидая своего жилья, только имея компьютер, подключенный к сети Интернет. Но просторы сети таят в себе опасность. Одну из них представляет интернет-зависимость, которая появляется у некоторых пользователей. Признаками интернет-зависимости являются: нежелание отвлекаться от работы (на второй план уходят домашние дела, общение, личные встречи, обучение); значительное увеличение денежных затрат на Интернет; пренебрегается общение с друзьями; голод удовлетворяется случайной пищей перед монитором компьютера, не соблюдается личная гигиена и аддикт начинает пренебрежительно относиться к своему здоровью; не принимает критику относительно выбранного образа жизни [1 - 7]

Интернет-зависимость еще мало изучена в нашей стране; она является актуальной проблемой на сегодняшний день, требующей детального изучения и разработки профилактических и реабилитационных программ.

Аддиктивное поведение (от англ. addiction - склонность, пагубная привычка) является одним из видов девиантного (отклоняющегося) поведения, в котором у индивида формируется стремление уйти от реальности при помощи искусственного изменения своего психического состояния, посредством применения некоторых веществ или постоянном фиксировании внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций (В.Д. Менделевич, 2007) [7, с. 34].

Такая тенденция становится главной в сознании человека, и он предпринимает действия по поиску метода, позволяющего ему уйти от реальности. Как итог - такой человек начинает существовать в придуманном мире. Данные действия не решают проблемы, наоборот, усугубляют их, и, как следствие, человек останавливается в своем развитии, вплоть до деградации.

В 90-х годах ХХ века феномен аддикции приобретает новое направление. Британский ученый Марк Гриффитс в 1995 г. выявил, что лица, которые активно играют в игровые автоматы, имеют те же симптомы, что и лица, которые употребляют ПАВ [4, с. 15 - 16]. М. Гриффитс обнаруживает эти же признаки у людей, пользующихсяразными технологическимиустройствами (настольныеэлектрон-ные игры, телеприставки, компьютеры и т.д.) [4, с. 15 - 16]. Эти факты привели М. Гриффитса к введению нового научного термина «нехимическая (поведенческая) аддикция» [4, с. 14 - 15]. На сегодняшний день выделяется два вида аддикций - химическая (при применении ПАВ) и нехимическая (поведенческая).

М. Гриффитс при помощи наблюдения, сравнения и анализа симптомов нехимической и химической зависимостей выделил общие признаки: получение удовольствия от деятельности; повышение толерантности, требующее увеличения интенсивности и продолжительности деятельности; наличие абстинентного синдрома; появление конфликта между постоянной аддиктивной деятельностью и прежней идентичностью аддикта в его ближнем и более широком социальном окружении. Как следствие - стремление к социальной самоизоляции; рецидивы (подобные алкогольным запоям); множественные и различные по характеру конфликты с социальным окружением в связи с деятельностью [3, с. 21 - 23].

С развитием электронных технологий М. Гриффин определил появление новой формы аддикции, связанной с сетью Интернет Он предрек увеличение количества и видов аддиктивного поведения из-за открывающихся многочисленных возможностей глобальной информатизации [4].

Отечественный ученый Ц.П. Короленко отмечает, что элементы аддикции характерны для любой личности, уходящей от реальности при помощи изменения своего психического состояния. Проблемой аддикция становится тогда, когда в сознание превалирует желание уйти от реальности, являясь главной целью, которая вторгается в жизнь и приводит к разрыву с реальностью [5, с. 87].

И.А. Лаврович при помощи своих исследований создал развернутую систему критериев интернет-аддикции. Он считает, что о наличии интернет-аддикции может говорить наличие трех пунктов:

1) время, проведенное в сети Интернет, для достижения удовлетворения (в некоторых случаях при общении в сети чувство удовлетворения граничит с эйфорией) значительно увеличивается.

При равномерном по времени пребывании человека в сети Интернет эффект значительно снижается;

2) человек старается отказаться от интернета или уделять ему меньше времени;

3) при прекращении или сокращении времени пребывания в сети у пользователя ухудшается самочувствие в период от нескольких дней до месяца и наблюдается два или более перечисленных фактора: эмоциональное и двигательное возбуждение; тревога; навязчивые размышления о том, что сейчас происходит в интернете; фантазии и мечты об интернете; произвольные или непроизвольные движения пальцами, напоминающие печатание на клавиатуре [6, с. 13].

Рассмотрим влияние интернет-аддикции на подростков. Подростки включаются в компьютерную игру настолько сильно, что их перестает интересовать реальность. Ведь в игре существуют правила и задачи, которые нужно выполнять, и если что-то пойдет не так, то не будет никаких реальных потерь, и эту ошибку можно будет исправить многократно. Перечислим некоторые факторы, привлекающие подростка в компьютерных играх:

- малая доля ответственности либо полное ее отсутствие;

- создание собственного мира, где он главный герой;

- отвлечение от реальной жизни и проблем в ней;

- самостоятельность;

- возможность исправления ошибок, в том числе многоразовая.

Исходя из этих факторов, мы можем сделать вывод, что компьютерная зависимость начинает формироваться на эмоциональном уровне, и она возникает не мгновенно, а постепенно.

Выделим основные причины, способствующие возникновению компьютерной зависимости подростков:

- недостаток или отсутствие доверия и благоприятных эмоциональных отношений в семье;

- неимение у подростка хобби, увлечений, привязанностей, которые не связаны с компьютером;

- низкая коммуникабельность, социальность, отсутствие друзей;

- наличие тяжелой инвалидности либо серьезного заболевания [7, с. 16].

Для проведения эмпирического исследования были выбраны подростки,

учащиеся в средней образовательной школе № 32 г Таганрога. В исследовании приняли участие школьники 7 - 9 классов в количестве 50 человек, возраст их составил 13 - 16 лет. Данная группа подходит под данные параметры исследования. Благодаря тому, что испытуемые подростки хорошо знакомы друг с другом, исследование проходило в свободной, спокойной обстановке.

В качестве методики исследования был выбран тест Кимберли-Янг на интернет-зависимость (в оригинале «IntemetAddictюnTest» - тест на интернет-ад-дикцию) - тестовая методика, разработанная и апробированная в 1994 году доктором Кимберли Янг (КтЬег1еу S.Young), профессором психологии Питсбургского университета в Брэдфорде.

Тест является инструментом для диагностики патологического пристрастия к интернету (не зависит от формы пристрастия). Тест состоит из 40 вопросов, испытуемый дает ответ в соответствии с 5-бальной шкалой Лайккерта. Затем баллы суммируются, и определяется итоговое значение. В. Лоскутова адаптировала опросник для русского языка. Тест заполняется испытуемыми самостоятельно, также существуют онлайн-версии. Тест может служить скрининговым инструментом для выбора лиц, нуждающихся в консультации специалиста, также тестирование в динамике можно проводить для оценки улучшения состояния больного в процессе лечения.

Методика «Уровень социальной фрустрированности» представляет собой оригинальный исследовательский инструмент, разработанный для оценки социального благополучия, в том числе социальной составляющей качества жизни. Разработана в 2004 г в НИПНИ имени Бехтерева Л.И. Вассерманом, Б.В. Иовле-вым и М.А. Беребиным.

Социальная фрустрированность является следствием нереализации личностью (здоровой либо больной) своих социальных потребностей. Значения этих потребностей являются индивидуальными для каждой личности и зависят от самооценки (самосознания), жизненных ценностей и целей, индивидуальных способностей и опыта решения проблемных и кризисных ситуаций. Социальная фрустрированность является личностной характеристикой, она определяет стрессогенность социальных фрустраторов (неудовлетворенность в семейных и рабочих отношениях, положением в обществе, социально-экономическим статусом, образованием, работоспособностью, психическим и физическим здоровьем и пр.). Оценка определенных параметров дает возможность заполнить конкретным внутренним содержанием и понятием качества жизни с позиций социального функционирования личности и ее адаптивных возможностей. Иными словами, социальную фрустрированность можно рассматривать как специфический комплекс переживаний и отношений личности, возникающий в ответ на действие фрустрирующих факторов.

На заключительном этапе на основании метода математической статистики произведена обработка данных при помощи и-критерия Манна-Уитни.

Библиографический список

В результате тестирования по методике Кимберли Янг мы выявили данные, согласно которым 48% испытуемых (24 человека) имеют интернет-зависимость, 52% (26 человек) не имеют четко выраженной проблемы с использованием Интернета. Из всех испытуемых:

- 48% не могут отстраниться от компьютера, даже если у них есть более важные дела;

- 30% стараются скрыть от родных время, которое они проводят в сети;

- 40% выбирают интернет вместо реального общения;

- 54% считают жизнь без интернета скучной и однообразной;

- 60% игнорируют время сна для того, чтобы проводить больше времени в интернет-сети;

- 84% проводят в онлайн-сети более 3-х часов в день;

- 54% легче общаться онлайн с друзьями, чем в реальности;

- 40% не могут самостоятельно ограничить время, проводимое онлайн.

Из 48% с интернет-зависимостью 58,3% (14 подростков) имеют проблемы,

которые связаны с избыточным временем, проведенным в сети Интернет, 41,7% (10 подростков) имеют ярко выраженную интернет-зависимость.

Результаты исследования по данной методике являются пугающими, так как почти половина испытуемых оказались интернет-зависимыми подростками.

По результатам методики «Уровень социальной фрустрированности» мы разделили испытуемых на две группы. В первую группу входят интернет-зависимые подростки, во вторую - подростки с невыраженной интернет-зависимостью.

По результатам исследования подростки группы 1 (подростки с интер-нет-аддикцией) более не удовлетворены своей жизнью, имеют повышений уровень фрустрации и тревожности, чем подростки группы 2 (с невыраженной интернет-аддикцией). Мы предполагаем, что подростки с интернет-аддикцией переключаются на интернет-сети, чтобы в них чувствовать себя спокойнее и увереннее, чем в реальной жизни. Рассмотрим данные по сферам неудовлетворенности подростков с интернет-зависимостью:

- неудовлетворенность образованием выявлено у 50% респондентов;

- неудовлетворенность отношениями со сверстниками у 41,6%;

- неудовлетворенность отношениями с родителями у 54,2%;

- неудовлетворенность проведения досуга у 33,3%.

Представленные данные жизненных аспектов подростков в таком высоком

значении говорят о том, что неудовлетворенность этими аспектами приводит к формированию интернет-аддикции. На причины социальной фрустрации и неудовлетворенности могут влиять следующие факторы: низкая самооценка, социальная дезадаптация, девиантное поведение либо уже сформировавшаяся зависимость. Отметим, что в период подросткового возраста у несовершеннолетнего меняется сознание и приоритеты, в этот период происходит взросление, и неудовлетворенность социальными достижениями является временным явлением.

По показателям статистической обработки данных и-критерия Манна-Уит-ни по уровню фрустрированности в группах подростков происходит статистическое различие с высоким значением, где р < 0,05. Из этого мы делаем вывод, что подростки с интернет-зависимостью имеют более высокую социальную фрустри-рованность, чем группа подростков без интернет-зависимости.

На сновании проведенного исследования мы делаем вывод, что к интер-нет-аддикции подростков приводит социальная фрустрация, основанная на неудовлетворенности такими сферами жизни, как образование, отношения с семьей и сверстниками, нереализованность, вследствие чего подросток переключается на компьютер, чтобы чем-то себя занять, он реализовывается на просторах Интернета.

Исходя из этого, становится очевидным, что интернет-аддикция является фактором формирования девиантного поведения. Профилактические мероприятия аддиктивного поведения рекомендуется осуществлять до начала формирования девиации, объясняя подросткам причины и следствия подобного действия.

1. Анохина И.П. Основные биологические механизмы алкогольной и наркотической зависимости. Руководство по наркологии: в 2 т. Москва, 2002; Т. 1: 33 - 41.

2. Буров В.А., Есаулов В.И. Механизмы формирования интернет-аддикции. Материалы XIII съезда психиатров России. Москва, 2014: 290 - 291.

3. Гриффитс М.Д. Поведенческая зависимость: проблемы для всех? Обучение на рабочем месте. 1996; Т. 8, № 3: 19 - 25.

4. Гриффитс М.Д. Технологическая зависимость. Форум клинической психологии. 1995; Выпуск 76, № 2: 14 - 19.

5. Короленко Ц.П. Социодинамическая психиатрия. Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 1993; № 1: 17 - 29.

6. Лаврович А.И., Попкова Т. А. Интернет-аддикция в подростковом возрасте. Вестник образования. 2013: 3 - 19.

7. Менделевич В.Д. Зависимость как психологический и психопатологический феномен (проблемы диагностики и дифференциации). Available at: http://www.narcom.ru/ cabinet/online

References

1. Anohina I.P. Osnovnye biologicheskie mehanizmy alkogol'noj i narkoticheskoj zavisimosti. Rukovodstvopo narkologit v 2 t. Moskva, 2002; T. 1: 33 - 41.

2. Burov V.A., Esaulov V.I. Mehanizmy formirovaniya internet-addikcii. Materialy XIII s'ezda psihiatrovRossii. Moskva, 2014: 290 - 291.

3. Griffits M.D. Povedencheskaya zavisimost': problemy dlya vseh? Obuchenie na rabochem meste. 1996; T. 8, № 3: 19 - 25.

4. Griffits M.D. Tehnologicheskaya zavisimost'. Forum klinicheskojpsihologii. 1995; Vypusk 76, № 2: 14 - 19.

5. Korolenko C.P. Sociodinamicheskaya psihiatriya. Obozrenie psihiatrii i medicinskojpsihologii. 1993; № 1: 17 - 29.

6. Lavrovich A.I., Popkova T.A. Internet-addikciya v podrostkovom vozraste. Vestnikobrazovaniya. 2013: 3 - 19.

7. Mendelevich V.D. Zavisimost' kakpsihologicheskijipsihopatologicheskij fenomen (problemy diagnostikii differenciacii). Available at: http://www.narcom.ru/cabinet/online

Статья поступила в редакцию 14.04.21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.