Научная статья на тему 'Индивидуальные особенности подростков, предрасположенных к интернет-зависимости'

Индивидуальные особенности подростков, предрасположенных к интернет-зависимости Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3368
439
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-АДДИКЦИЯ / ПОДРОСТКИ / НАРУШЕНИЕ ОБЩЕНИЯ / ИЗБЕГАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / НЕЗАВИСИМОСТЬ И АНОНИМНОСТЬ КАК ЦЕННОСТЬ / INTERNET ADDICTION / ADOLESCENTS / IMPAIRED COMMUNICATION / AVOIDANCE OF RESPONSIBILITY / INDEPENDENCE AND ANONYMITY AS VALUE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Киселёва Татьяна Геннадьевна

Интернет прочно вошел в жизнь современных подростков и принес массу проблем, одной из которых является интернет-аддикция. В данной статье автор в теоретическом плане анализирует существующие подходы к изучению феномена интернет-зависимости, типы, факторы и стадии формирования интернет-зависимости, а также мотивацию интернет-зависимого поведения. В ходе эмпирического исследования автором было выделено 9 факторов, которые легли в основу изучения поведения подростков. Оказалось, что больше половины испытуемых имеют среднюю или высокую предрасположенность к интернет-аддикции, а доминирующими проявлениями у этих подростков являются нарушение коммуникаций; избегание проблем и ответственности; независимость и анонимность как особая ценность. По результатам исследования был сформулированы рекомендации по организации социально-психологической и социально-педагогической работы по профилактике интернет-аддикции у подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The individual characteristics of adolescents who are at risk for Internet addiction

The Internet is important part of teenagers' life and the source of the problem. One of them is an Internet addiction. In the article, the author analyses the existing approaches to the study of the Internet addiction phenomenon, types, factors and stages of Internet addiction formation, as well as the motivation of Internet-addicted behaviour. In the course of empirical research, the author has defined 9 factors, has formed the basis of the study of adolescent behaviour. More than half of the survivors have moderate or high susceptibility to Internet addiction, and the dominant symptoms in these adolescents are a violation of the communications; the avoidance of problems and responsibilities; self-dependence and anonymity as a special value. According to the study the author has made recommendations on the organisation of socio-psychological and socio-pedagogic work in prevention of Internet addiction in adolescents.

Текст научной работы на тему «Индивидуальные особенности подростков, предрасположенных к интернет-зависимости»

УДК 373

Киселева Татьяна Геннадьевна

кандидат психологических наук, доцент Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского

[email protected]

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, ПРЕДРАСПОЛОЖЕННЫХ К ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ*

Интернет прочно вошел в жизнь современных подростков и принес массу проблем, одной из которых является интернет-аддикция. В данной статье автор в теоретическом плане анализирует существующие подходы к изучению феномена интернет-зависимости, типы, факторы и стадии формирования интернет-зависимости, а также мотивацию интернет-зависимого поведения. В ходе эмпирического исследования автором было выделено 9 факторов, которые легли в основу изучения поведения подростков. Оказалось, что больше половины испытуемых имеют среднюю или высокую предрасположенность к интернет-аддикции, а доминирующими проявлениями у этих подростков являются нарушение коммуникаций; избегание проблем и ответственности; независимость и анонимность как особая ценность. По результатам исследования был сформулированы рекомендации по организации социально-психологической и социально-педагогической работы по профилактике интернет-аддикции у подростков.

Ключевые слова: интернет-аддикция, подростки, нарушение общения; избегание ответственности; независимость и анонимность как ценность.

Современное общество невозможно представить без интернета. Влияние сети на повседневную жизнь человека увеличивается, но наряду с позитивными изменениями интернет привнес в нашу жизнь значительное число проблем, одна из острейших - компьютерная зависимость и, как частный случай, интернет-аддикция, которую можно определить как проявление психологической зависимости от Интернета, потребность постоянного нахождения в сетях, проверка почты, смс-сообщений, новостной ленты. Интер-нет-аддикт оказывается не в состоянии контролировать время нахождения в сети; виртуальный мир для него оказывается важнее, ценнее и интереснее реального. Иногда аддикт настолько втягивается в виртуальную жизнь, что не может нормально жить и взаимодействовать в реальном мире [4]. Отмечая актуальность проведенного нами исследования, нельзя обойти вниманием тенденцию, связанную с манипуляциями сознанием подростков через интернет, одним из проявлений которого стало создание сетевых сообществ, целью которых выступает доведение до самоубийства, например, «Синий кит». Запретительные меры в работе с подростками мало эффективны, напротив, в силу возрастных особенностей «запретный плод» для подростков всегда сладок.

Интернет-среда многофункциональна и включает в себя многообразные виды деятельности, отличающиеся по своему характеру, целям, мотивам. Надо отметить, что не у всех подростков отмечается интернет-зависимость, хотя пользователями интернета в возрастной группе от 12 до 16 являются 100% детей. Именно поэтому была сформулирована цель изучить индивидуальные особенности подростков, предрасположенных к интернет-зависимости, для того чтобы выстраивать социально-педагогическую и психологическую работу с ними более осознанно и целенаправленно.

В отечественных исследованиях изучение зависимости от интернета обсуждается очень широко и представлено в работах А.Ю. Акопова, А.Е. Вой-скунского, A.B. Котлярова, C.B. Красновой, И.В. Леоновой, В.Д. Менделевича, В.Ю. Рыбникова и других. На десятилетие раньше этими вопросами заинтересовались зарубежные исследователи, такие как М. Гриффитс, Дж. Грохол, Дж. Морэй-хан-Мартин, Дж. Сулер, М. Фенишел, К. Янг [5; 9].

В литературе существуют пять основных подходов к изучению феномена интернет-зависимости: психотерапевтический, медицинский, педагогический, психологический, социологический. В первом подходе специалисты рассматривают данную аддикцию как проявление врожденной психической предрасположенности, проводят классификацию состояний интернет-зависмости и оказывают психотерапевтическую помощь в случае обращения самого клиента к психотерапевту. При медицинском подходе интернет-зависимость расценивается как болезнь наравне с наркотической и алкогольной зависимостью, поэтому считается допустимым принудительное лечение или кодирование. Педагоги связывают возникновение интернет-аддикции с недостаточным уровнем социализации личности, проблемами воспитания в семье, следовательно, педагогическая помощь сосредоточена на выявление иерархии жизненных ценностей, важности связей среди друзей и коллег, т.е. с опорой на социум. Психологический подход предполагает анализ личностных особенностей ин-тернет-аддикта, его детских проблем, сексуальной неудовлетворенности, самооценки, взаимоотношений с окружающим миром. Наконец, социологический подход включает исследование позиции интернет-зависимого пользователя в обществе, факторов и условий формирования зависимости.

Одним из авторитетов в области изучения интернет-зависимости К. Янг - были изучены и описаны

* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект №15-06-10823а).

46

Вестник КГУ _J 2017

© Киселева Т.Г., 2017

стадии формирования зависимости от интернета. На первой стадии наблюдается рост заинтересованности интернетом и теми новыми возможностями, которые он предоставляет. На второй стадии интернет начинает замещать значимые сферы жизни, такие как семья, друзья, работа. На третьей стадии констатируют уход от реальности, погружение, «засасывание» в виртуальное болото, что в целом характеризует бегство человека от настоящих проблем [6]. Этим же исследователем дана характеристика пяти основных типов интернет-зависимости:

1) компьютерная зависимость (computer addiction): обсессивное пристрастие к работе с компьютером (играм, программированию или другим видам деятельности);

2) компульсивная навигация в сети (net compulsions): компульсивный поиск информации в удаленных базах данных;

3) перегруженность информацией (information overload): патологическая привязанность к опосредованным интернетом азартным играм, онлайновым аукционам или электронным покупкам;

4) киберкоммуникативная зависимость (cyberrelational addiction): зависимость от общения в чатах, групповых играх и телеконференциях, что может в итоге привести к замене имеющихся в реальной жизни членов семьи и друзей виртуальными;

5) киберсексуальная зависимость (cybersexual addiction): зависимость от посещения порнографических сайтов в интернете, обсуждения сексуальной тематики в чатах [6].

У интернет-аддикции достаточно широкий спектр проявлений, поэтому И. Голдберг утверждал, что можно констатировать интернет-зависимость при наличии хотя бы трех проявлений из следующих:

1) увеличение времени нахождения в интернете;

2) «абстинентный синдром» или синдром отказа, свойственный алкоголикам и наркоманам;

3) потеря контроля над временем;

4) ослабление волевого контроля, когда человек не в состоянии остановится или контролировать использование интернет;

5) рост материальных затрат;

6) ослабление или полное прекращение профессиональной деятельности в связи с нахождением в интернете;

7) продолжение пользованием интернетом, несмотря на возникшие проблемы (недосыпание, семейные (супружеские) проблемы, опоздания на встречи, пренебрежение обязанностями) [8].

Мотивация к зависимости, явление свойственное каждому человеку, - в основе ее лежит стремление избежать боли (т.е. уйти от проблем и их решения) и получить удовольствие. Интернет-среда предоставляет такую возможность и может выступать в качестве аддиктивного агента в силу следующих своих характеристик:

- возможность анонимных социальных контактов;

- расширение границ общения личности;

- легкость поиска нового собеседника, удовлетворяющего практически любым критериям;

- удовлетворение потребности в принадлежности к социальной группе;

- простота удовлетворения потребности в самовыражении и творчестве;

- легкость конструирования нового, виртуального мира, более приближенного к идеалу;

- возможность уйти от реальных проблем и углубиться в мир, насыщенный положительными эмоциями;

- возможность реализации представлений, фантазий, в том числе возможность создавать новые образы;

- общедоступность, возможность выбора аудитории и тем для дискуссии;

- коммуникация в различных виртуальных группах, дающих возможность приобрести определенный социальный статус.

Интересное исследование, в котором предоставлены факторы формирования интернет-зависимости, провели С. Варламова, Е. Гончарова, И. Соколова [1]. Они выделили факторы макро - и микроуровня формирования интернет-зависимости.

На основании теоретических описаний был составлен психологический портрет подростка, зависимого от интернета, который имеет ряд признаков:

- агрессивные всплески, вызванные необходимостью отвлечься от компьютера;

- пренебрежительное отношение к членам семьи, здоровью, учебной деятельности, домашней работе;

- отсутствие интереса к другим сферам жизни, помимо нахождения у компьютера;

- рассеянность и задумчивость в диалогах с окружающими;

- расстройства сна;

- неряшливость во внешнем виде;

- нарушения аппетита, бесконтрольное употребление жидкостей, содержащих кофеин, таурин;

- ярко выраженное эмоциональное настроение, подъем, возникающие во время нахождения в интернете.

Обобщив исследования, посвященные интернет-аддикции, мы выделили следующий ряд факторов-признаков:

1) бесконтрольность времени;

2) избегание проблем и ответственности;

3) склонность ко лжи;

4) раздражительность;

5) стремление к анонимности и независимости;

6) нарушение межличностной коммуникации;

7) фрустрированные потребности;

8) низкая самооценка;

9) физические недомогания.

Именно эти факторы как предпосылки формирования интернет-аддикции были изучены нами в ходе эмпирического исследования. В связи с угрозами, которые за собой несет патологическое и бесконтрольное использование интернет, важно иметь возможность выявить пользователей с повышенным риском развития интернет-аддикции. Именно это было целью нашей исследовательской работы.

В исследовании приняли участие 291 человек, из них - 149 девочек и 142 мальчиков в возрасте от 12 до 16 лет, обучающиеся в городских и сельских школ. В работе использовалась авторская методика оценки предрасположенности к интернет-зависимости, которая позволяет оценить, степень зависимости и факторы, которые подталкивают человека к интернет-аддикции. Методика содержит 9 шкал, названных выше. В исследуемой группе подростков выявлены все три уровня компьютерной зависимости, причем, только у 44% испытуемых интернет-зависимость отсутствует; а 47% выборки имеют склонность к возникновению интернет-зависимости; 9% испытуемых присуще выраженное интернет-зависимое поведение. Этот предварительный срез говорит о том, что у половины современных подростков есть предрасположенность к формированию интернет-аддикции, что требует

серьезной психолого-педагогической и социальной помощи.

На следующем этапе мы изучали исключительно испытуемых со средней и высокой степенью интернет-зависимости с целью изучения индивидуальных особенностей молодых людей, а также доминирующих факторов, способствующих возникновению зависимости от интернета. Мы проанализировали данные испытуемых со средним уровнем интернет-зависимого поведения.

Оказалось, что у подростков со средним уровнем интернет-аддикции ведущими являются следующие признаки: нарушение коммуникаций; избегание проблем и ответственности; независимость и анонимность как особая ценность (табл. 1).

Далее были проанализированы результаты испытуемых с высоким уровнем интернет-зависимости. Мы предполагали, что у данной группы также будут выявлены доминирующие факторы, подталкивающие к развитию интернет-зависимости, но наша гипотеза не подтвердилась. У этих респондентов оказались все показатели выше среднего уровня (табл. 2).

Группы подростков со средним и высоким уровнем зависимости имеют сходные доминирующие признаки интернет-зависимости, а именно: избе-

низким уровень-зависимость отсутствует

средний уровень -склонность к возникновению интернет-зависимостп ■ высокий уровень-выраженное интернет зависимое поведение

Рис. 1. Степень сформированности интернет-зависимости у подростков

Таблица 1

Признаки зависимого поведения подростков со средним уровнем интернет-аддикции

Признак предрасположенности к интернет-зависимости Среднее значение

Признак: нарушение коммуникаций 6,63

Признак: избегание проблем и ответственности 6,56

Признак: независимость и анонимность как особая ценность 6,21

Признак: низкая самооценка 4,07

Признак: фрустрированные потребности 3,98

Признак: ложь 3,70

Признак: бесконтрольность времени 3,58

Признак: физические недомогания 2,33

Признак: раздражение 1,67

48

Вестник КГУ ^ 2017

Таблица 2

Признаки зависимого поведения подростков с высоким уровнем интернет-аддикции

Признак предрасположенности к интернет-зависимости Среднее значение

Признак: избегание проблем и ответственности 7,63

Признак: независимость и анонимность как особая ценность 7,25

Признак: низкая самооценка 6,75

Признак: нарушение коммуникаций 6,13

Признак: бесконтрольность времени 6,00

Признак: ложь 5,38

Признак: физические недомогания 5,38

Признак: фрустрированные потребности 5,13

Признак: раздражение 5,00

гание проблем и ответственности; независимость и анонимность; нарушение коммуникаций; низкая самооценка. Это свидетельствует о том, что у современных подростков можно констатировать серьезные проблемы в межличностном общении, трудности в социальной коммуникации и адаптации в социуме. Отсутствие или недостаточно сформированные навыки межличностного взаимодействия приводят к тому, что подросток «бежит» от реального общения, от сверстников, т.к. не может достичь желаемого положения в обществе сверстников в реальной жизни. Возможно, именно поэтому люди используют интернет как альтернативу своему реальному окружению, т.к. различия, которые существуют между людьми, в сети размываются, стираются грани, исчезает страх и неуверенность.

Стремление к избеганию проблем можно рассматривать как желание человека уйти от трудностей, избавиться от дискомфортного психологического состояния, укрыться от взросления, ответственности, скуки, подавленности. Интернет предоставляет множество развлечений, которые вызывают приятные эмоции радости и ослабления чувств вины, страха, стыда.

Ценность независимости и анонимности, как правило, является значимой для подростков, желающих абстрагироваться от реального мира. Интернет предоставляет такую возможность. В сети существует возможность выступать под любой маской, представляться любым человеком, показывать себя самым необычным и экстравагантным способом, воплощать фантазии, невозможные в повседневной жизни. Интернет дает таким подросткам иллюзию возможности контролировать свое эмоциональное состояние, иллюзию психологического комфорта, избавление от неприятных эмоций и мыслей. Пока не приняли постановление, исключающее анонимность в социальных сетях, именно анонимность и невозможность проверки информации о себе выступали как очень привлекательный факт, который отчасти способствовал развитию интернет-зависимости у подростков.

Подростки с заниженной самооценкой бегут в интернет-пространство, чтобы найти уважение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и любовь, получить подтверждение собственной значимости. Интернет помогает избавиться от плохого настроения, чувства боли и унижения, проблем, тревоги, комплексов. Победы в виртуальном мире компенсируют реальные неудачи. В интернете человек может выразить и высказать те мысли, чувства и эмоции, которые в реальной жизни он никогда бы не проявил, чаще всего проявляются самые низменные чувства, агрессивные высказывания и эмоции. Взаимодействие с интернет-средой дает возможность получения психотерапевтической помощи, поддержки, сочувствия и понимания. В отличие от реальной жизни, общение в интернете имеет большую конфиденциальность, разнообразие проблем, открытых для обсуждения и, тем самым, сеть дает возможность освободиться от психологического напряжения.

Мы предположили, что эти три доминирующие фактора, которые совпали у двух групп испытуемых со средней и высокой степенью интернет-зависимости, являются предпосылками появления зависимости от интернета. Следовательно, своевременное выявление этих признаков позволит проводить профилактическую работу более эффективно, если она будет направлена на решение тех проблем, которые являются ведущими при формировании интернет-зависимости.

Полученные в исследовании данные свидетельствуют о необходимости проведения с подростками специальной психокоррекционной работы по следующим направлениям:

1) формирование коммуникативных навыков, развитие компетентности в общении, социальной адаптации, преодоление коммуникативных барьеров, застенчивости, увеличение стабильности межличностных отношений, умение слушать и понимать собеседников, а также воспринимать критику в свой адрес, развитие способности устанавливать доверительные контакты, строить долговременные дружеские отношения со сверстниками;

2) развитие навыков самоконтроля и саморегуляции, усиление контроля над импульсами, осознанное целеполагание, ответственность, умение решать свои проблемы самостоятельно, не перекладывая их

решение на других; предоставлять подростку право выбора, проявлять себя в самостоятельной деятельности, создавать ситуацию успеха;

3) повышение самооценки и самосознания личности подростка, формирование уверенности в себе, развития умений адекватного самооценивания и способности к критическому восприятию действительности.

Проведенное исследование открывает перспективы дальнейшей разработки и изучения проблемы выявления предрасположенности к интернет-зависимости у подростков.

Библиографический список

1. Варламова С.Н., Гончарова Е.Р., Соколова И.В. Интернет-зависимость молодёжи мегаполисов: критерии и типология // Мониторинг. -2015. - № 2 - С. 165-182.

2. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы зависимости от интернета // Психологический журнал. - 2005. - № 5. - С. 90-100.

3. Руководство по аддиктологии / под ред. В.Д. Менделевича. - СПб.: Речь, 2007. - 686 с.

4. Саглам Ф.А. Интернет-аддикция подростков как форма проявления отклоняющегося поведения // Педагогическое образование и наука. -2009. - № 5. - С. 88-91.

5. Тестовые методики исследования компьютерной зависимости / сост. Р.С. Мусалимова, Р.Р. Ах-мадеев. - Уфа: Изд-во БГПУ 2013. - С. 60-87.

6. Янг KC. Диагноз - Интернет-зависимость // Мир Интернет. - 2000. - № 2. - С. 24-29.

7. Griffits M.D. Internet addiction: Internet fuels other addictions // Student British Medical Journal. -1999. - V. 7. - P. 428-429.

8. Mathew S.J., Coplan J.D., Gorman J.M. Neurobiological Mechanisms of Social Anxiety Disorder // Am J. Psychiatry. - 2001. - V. 158. -№ 10. - P. 1558-1567.

9. Young K. Internet Addiction: The emergence of a new clinical disorder. // Cyber Psychol. Behavior. -1996. - № 1 (3). - P. 237-244.

Вестник КГУ _J 2017

50

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.