Научная статья на тему 'Анализ факторов, влияющих на формирование Интернет-аддикции'

Анализ факторов, влияющих на формирование Интернет-аддикции Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5786
807
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДДИКЦИЯ / АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ / ADDICTION / ADDICTIVE BEHAVIOR / INTERNET ADDICTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шаталина Мария Александровна

В статье рассматриваются проблемы, связанные с изучением Интернет-зависимости, факторы и особенности формирования аддиктивного поведения. Описываются социально-психологические особенности Интернет-аддиктов как интраперсональные факторы развития аддикции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ факторов, влияющих на формирование Интернет-аддикции»

6. Шихирев П. Современная социальная психология.-М., 1999.

7. Ришар Ж.-Фр. Ментальная активность: понимание, рассуждение, нахождение решений. -М., 1998.

8. Ghiglione R., Bromberg М. Interactions, attitudes, representations, communication / Cours de Psychologie. Oririgines et bases // R.Ghiglione,

J.-Fr. Richard. V.l. p. 189-228.1992.

9. Le Ny J-Fr. Wie kann man mentale

Reprasentationen reprasentieren? II

Sprache&Kognition. 1988. s. 113-121.

10. Schacter D. L. Implicit memory: History and current status // Journal of Experimental Psychology: Learning, memory and cognition, 1987.13,501-518.

УДК 159.9:316.6 Ш 28

М. А. ШАТАЛИНА

АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-АДДИКЦИИ

В статье рассматриваются проблемы, связанные с изучением Интернет-зависимости, факторы и особенности формирования аддиктивного поведения. Описываются социально-психологические особенности Интернет-аддиктов как интраперсональные факторы развития аддикции. Ключевые слова: аддикция, аддиктивное поведение, Интернет-зависимость.

Стремительное распространение компьютерных технологий, повышение скорости обмена информацией, расширение возможностей за счет использование электронных систем не может не сказываться на развитии и формировании личности современного человека. Данные процессы привносят в нашу жизнь не только положительные эффекты, но и определенные негативные последствия, к которым можно отнести появление таких зависимых форм поведения, как гаджет-аддикция, компьютерная и Интернет-зависимость. Феномен Интернет-зависимости постоянно видоизменяется вместе со стремительным развитием сети и нуждается в подробном изучении.

По определению Ц.П. Короленко, ад диктивное поведение характеризуется стремлением ухода от реальности посредством изменения своего психического состояния [1, с. 8]. Происходит процесс, во время которого человек не только отказывается решать важные для себя проблемы, но и останавливается в своем личностном развитии.

Результаты многочисленных исследований данного явления обусловили расширение первоначального подхода к определению аддиктивно-

го поведения как поведения, сопровождающего химическую зависимость. Это позволило отнести к аддиктивным различные формы поведения, основывающиеся на зависимости от вещества, занятия или взаимодействия: аддикция к пище, азартным играм, покупкам, работе, игре, сексу и значительно расширило «популяцию» аддиктов.

Интернет-зависимость—это широкий термин, обозначающий целый ряд проблем поведения и контроля над влечениями, которые проявляются в процессе использования электронной сети. Данная проблема впервые была обозначена за рубежом еще в конце 80-х. Такие известные исследователи Интернет-зависимости, как К. Янг и Д. Г-ринфилд, считали, что это явление основано на проявлениях эскапизма (т.е. бегства в «виртуальную реальность» людей с низкой самооценкой, тревожных, склонных к депрессии, ощущающих свою незащищенность, одиноких или не понятых близкими, тяготящихся своей работой, учебой или социальным окружением) [1, с. 102]. Наряду с этим для Интернет-аддиктов характерен поиск новизны, стремление к постоянной стимуляции чувств, особой ценностью для них является возможность выговориться, быть эмпатийно поня-

тым и принятым, освободиться тем самым от острого переживания неприятностей в реальной жизни, получить поддержку и одобрение.

Основную сложность при анализе факторов, определяющих формирование зависимого поведения, является то, что первичные причины, спровоцировавшие обращение к тому или иному предмету, ставшему объектом зависимости, зачастую остаются не выявленными.

Российский психиатр В.А. Бурова в своей статье «Социально-психологические аспекты Интернет-зависимости» [2] предлагает в качестве факторов формирования привлекательности Интернета как объекта аддиктивного поведения рассматривать:

• возможность анонимных социальных интеракций;

возможность реализации представлений фантазий;

возможность поиска нового собеседника, удовлетворяющего практически любым критериям (нет необходимости удерживать внимание одного собеседника - т.к. в любой момент можно найти нового);

неограниченный доступ к информации.

Этот подход согласуется с моделью, разработанной в 1999 году К. Янг и получившей название АСЕ (Accessibility, Control, and Excitement). Данная модель позволяет объяснить, как доступность информации, персональный контроль, анонимность передаваемой информации и возбуждение обуславливают развитие Интернет-зависи-мости.

Представляет интерес подход Л. Хэтгерер к изучению средовых и интерперсональных факторов аддиктивного поведения. Л. Хэттерер в процессе исследовании данного феномена ввел понятие «аддиктивного комплимента». Аддиктив-ный комплемент - это любое лицо, группа или среда, которые поддерживают аддиктивное поведение. Он выявил, что в некоторых случаях другой человек может стать для аддикта аддиктив-ным комплементом, т.е. провокатором [3]. Он не обязательно может иметь пристрастие к объекту зависимости, но, тем не менее, играет важную роль в аддиктивном процессе.

Аддикты могут находить других зависимых людей, чья аддикция становится оправданием их собственного зависимого поведения. Это позволяет им снижать собственное эмоциональное напряжение. Аддиктивное вещество или поведе-

ние становятся катализаторами внутригрупповой привязанности и сплоченности. Когда аддикты находят подходящую субкультуру, они находят не только партнеров, поддерживающих их аддиктив-ный цикл, но и постоянный источник комплементов.

Средства массовой информации могут способствовать приобщению к аддиктивному поведению, рекламируя аддиктивную практику как способ достижения успеха или совладания с болью, конфликтами, напряжением, стрессом.

В качестве интраперсональных факторов, определяющих предрасположенность к формированию аддикиции, выступают личностные особенности аддиктов. Исследования показали, что такие качества, как лживость, манипулятивность, склонность винить во всем других, безответственность, преувеличение своих достоинств и т.д. могут провоцировать процесс зависимого поведения [4].

Подрастающее поколение быстрее и креативнее осваивает новые технологии, воспринимая их как естественную часть культурного и информационного поля [5]. В настоящее время 37-38% аудитории российского Интернета составляют именно лица молодого возраста (от 18 до 24 лет), при этом отмечается, что количество молодежи в Интернете растет быстрее, чем количество представителей других возрастных групп [6]. Среди них значительную часть составляют студенты.

Психологические и социальные факторы, оказывающие влияние на формирование зависимого поведения, социально-психологические особенности личности, типичные для Интернет-за-висимых студентов, стали предметом исследования, которое проводилось на базе Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования самарского филиала Московского городского педагогического университета (ГОУ ВПО СФ МГПУ) в период с 2006 по 2008 годы.

Мы предположили, что существует взаимосвязь между социально-психологическими особенностями студентов, к которым относятся склонность к риску, потребность в афилиации, неприятие жестких ограничений, и уровнем развития Интернет-зависимости.

Для получения эмпирических данных применялись следующие методы исследования: методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда, индивиду-

ально-типологический опросник Л.Н. Собчик, опросник аффилиации, тест на выявление Интернет-зависимости К.Янг, тест на выявление склонности к риску Шуберта, интервью, анкетный опрос. При обработке эмпирических данных использовались методы математической статистики (при расчете ранговой корелляции использовался критерий Спирмена). Объем выборки составили 252 человека (студенты 1 -5 курс ГО ВПО СФ МГПУ).

Проведенный корреляционный анализ полученных в ходе диагностики данных позволяет говорить о наличии статистически достоверных взаимосвязей параметров социально-психологической адаптации и индивидуально-типологических особенностей с уровнем Интернет-зависимости. Были выявлены статистически значимые связи Интернет-зависимости со следующими показателями социально-психологической адаптации.

Общий показатель социально-психологической адаптации (г= -0,214, р=0,01). Взаимосвязь носит обратный характер, т.е. чем хуже человек умеет приспосабливаться к окружающей его действительности, чем ниже уровень социально-пси-хологической адаптации, тем выше будет уровень Интернет-аддикции.

Самопринятие(г=-0,193, р=0,01). Взаимосвязь с Интернет-зависимостью также носит обратный характер, чем меньше человек принимает себя, чем ниже уровень его эмоционального комфорта, тем выше будет уровень Интернет-зависимости. Неудовлетворенность собой в этом случае выступает не источником развития, а причиной ухода от активного взаимодействия с окружающими из-за опасения получить неодобрение с их стороны. Такой отказ провоцирует все более частое взаимодействие с таким объектом, который безоценочно воспринимает человека и не является угрозой для его самолюбия и самооценки. Таким объектом является компьютер, а активность взаимодействия и полноценное информационное насыщение обеспечивает включение в электронную сеть.

Интернальность (г= 0,272, р=0,01), чем выше показатели интернальности, тем выше вероятность формирования Интернет-аддикции. При высоком уровне интернальности источник контроля собственного поведения является внутренним, а не внешним: с одной стороны, человек принимает на себя ответственность за то, что с ним происходит, с другой - внешняя среда не является для него стимулом к изменению поведе-

ния, то есть в меньшей степени детерминирует его жизнедеятельность, чем его внутренние установки и убеждения. Такой человек будет делать то, что он считает нужным. На первый взгляд прямая зависимость между уровнем интернальности и Интернет-адцикцией выглядит парадоксальной, однако, именно для интерналов характерна ориентация на собственные интересы и желания, на предпочитаемые виды деятельности, среди которых может быть и пребывание в сети.

Эскапизм (г= 0,190, р=0,01), чем выше показатели эскапизма, тем выше уровень Интернет-аддикции. То есть формирование такой стратегии преодоления затруднений как избегание напрямую связано с риском развития аддиктивного поведения. Уход от решения актуальных проблем в виртуальное пространство, где к индивиду не предъявляются требования к уровню развития социальных навыков, к так называемой социальной умелости, становится комфортным и желательным. Появляется удобная альтернатива необходимости определенного психологического напряжения, активных социальных действий. Данная стратегия поведения при возникновении конфликтов, безусловно, бывает эффективна в определенных ситуациях, когда собственные возможности, социальный статус, уровень компетентность и т.п. значительно ниже, чем у противоположной стороны, и не позволяют в значительной мере удовлетворить потребности в процессе разрешения конфликта. Однако, когда подобная стратегия становится привычной формой реагирования, человек не только отказывается от реализации собственных интересов, но и затрудняет реализацию интересов других взаимодействующих с ним людей. Социальные связи распадаются, осложняя социально-психологическую адаптацию, и при негативной динамике возникает риск личностной деформации.

Принятие других (г = -0,148, р=0,05), взаимосвязь с Интернет-зависимостью носит обратный характер, чем меньше человек принимает других, тем выше будет уровень Интернет-зависимости. Неприятие окружающих, в первую очередь, связано с проекцией собственных качеств, воспринимаемых как нежелательные, вытесняемых из поля сознания, на другого человека. Нетерпимость сказывается на коммуникативной гибкости, уровне конфликтности в общении с другими. Человека, который не нравится невозможно выключить как компьютер, или закрыть как сайт с

неинтересной информацией.

Эмоциональная комфортность (г = -0,153, р=0,05), взаимосвязь носит обратный характер, чем комфортнее в эмоциональном плане ощущает себя человек, тем ниже уровень Интернет-зависимости.

Проведенный корреляционный анализ позволил выявить наличие взаимосвязи между Интернет-зависимостью и следующими индивидуаль-но-типологическими особенностями личности, которые были определены с помощью Индивидуально-типологического опросника (Л.Н. Соб-чик).

Лабильность (г = -0,534, р=0,01), чем выше показатели лабильности, тем ниже уровень Интернет-зависимости. При высоких значениях по этой шкале человек характеризуется выраженной изменчивостью настроений, мотивационной неустойчивостью, склонен проявлять черты демонстративности, то есть ориентирует свое поведение на привлечение внимания окружающих. Общение с компьютером не позволяет в полной мере реализовывать эту потребность. В определенной форме удовлетворить дефицитарность позволяет участие на сайтах знакомств. Однако в этих условиях эмоциональная реакция собеседников не гарантирована и отсрочена во времени.

Ригидность (г=0,245, р=0,01), чем выше ригидность, тем выше уровень Интернет-зависимости. Ригидность - противопоставляемое лабильности свойство, человек с высокими показателями по этой шкале характеризуется сочетанием субъективизма интроверта с инертностью установок и настойчивостью личности, склонной к педантизму и настороженной подозрительности. При непосредственном общении эти качества могут раздражать окружающих, они скорее являются психологической основой стремления к уединению, взаимодействию с таким объектом, который предсказуем, требует стандартных процедур обращения и предполагает наличие определенной настойчивости и любви к точности. Всем этим требованиям удовлетворяет компьютер.

Сензитивность (г= -0,200, р=0,01), чем ниже показатели сензитивности, тем выше уровень Интернет-зависимости. Люди с высоким уровнем сензитивности обладают повышенной чувствительностью, конформностью, и демонстрируют черты зависимости от социального окружения. Вероятно, люди с высоким уровнем Интернет-зависмости в меньшей степени ориентируются

на мнения и интересы окружающих их людей, групповая принадлежность не является для них значимой ценностью, они соблюдают только те групповые нормы, которые соответствуют их собственным интересам. В этом смысле виртуальная реальность является оптимальным пространством: как только пребывание в какой-либо группе (Интернет-сообществе) начинает тяготить адцикта, он переходит в другую.

Агрессивность (г=0,182, р=0,01), чем выше показатели агрессивности, тем выше уровень Интернет-зависимости. При высоких значения по этой шкале у человека отмечается эгоцентризм, склонность к агрессивной манере самоутверждения вопреки интересам окружающих, вплоть до явных агрессивных действий и высказываний. Существование в сети позволяет проявлять эти качества с одной стороны без риска социального порицания или санкций, с другой стороны делает эти качества желательными в контексте определенных сетевых игр.

Тревога (г= 0,156, р=0,05), чем выше показатели тревожности, тем выше уровень Интернет-зависимости. При умеренных показателях шкала выявляет лишь осторожность в принятии решений, социальную созвучность среде, при высоких показателях — выявляет избыточную тревожность, мнительность, боязливость, склонность к навязчивым страхам.

Математико-статистическая обработка результатов диагностики потребности в аффилиа-ции позволила также выявить наличие обратной зависимости между уровнем Интернет-аддикции и мотивом стремления к людям (г= -0,470, р=0,01) и прямой зависимости между уровнем Интернет-аддикции и страхом быть отвергнутым (г=0,561, р=0,01). Высокий уровень развития мотива «стремление к людям», сочетаемый с низким уровнем развития мотива «боязнь быть отвергнутым» стимулирует активный поиск контактов и общение с людьми, при этом человек испытывая от этого в основном только положительные эмоции. В этом случае непосредственной взаимодействие с окружающими людьми является источником эмоционального комфорта, удовлетворения, самореализации. И наоборот, высокий уровень развития мотива «боязнь быть отвергнутым» в совокупности с низким уровнем развития мотива «стремление к людям» заставляет активно избегать контактов с людьми и обращаться к виртуальному миру, где он чувствует

себя более безопасно и свободно.

Таким образом, анализ результатов исследования позволяет выявить наиболее значимые со-циально-психологические особенности Интер-нет-зависимых студентов. Для них характерны сниженный уровень социально-психологической адаптации и эмоциональной комфортности, высокая тревожность, неприятие себя и других людей, повышенная интернальность, обуславливающая автономность и ориентацию на собственные интересы и желания, на предпочитаемые виды деятельности. Доминирующей стратегией совладания с жизненными трудностями будет являться эскапизм, уход от решения актуальных проблем. С высоким уровнем инернет-зависимо-сти будет сочетаться низкая лабильность и повышенная ригидность, инертность установок, настойчивость, склонность к педантизму. Такие люди в меньшей степени ориентируются на мнения и интересы окружающих, эгоцентричны, склонны к агрессивной манере самоутверждения вопреки интересам других людей. Их мотивацию отличает сочетание высокого уровня развития мотива «страх быть отвергнутым» с низким уровнем развития мотива «стремление к людям» что

заставляет активно избегать межличностных контактов. Все эти особенности обуславливают причины обращения к виртуальной реальности как к компенсирующему коммуникативному пространству и способствуют развитию Интернет-зависимости.

Библиографический список

1. Егоров А.Ю. Нехимические зависимости. -СПб.: Речь, 2007.

2. Бурова В.А. «Социально-психологические аспекты Интернет-зависимости» Электронный ресурс http://user.lvs.ru/vita/doclad.htm

3. Электронный ресурс http:// sexualdysfunction.ru/sh.htm

4. Young Kimberly. Cyber-Disorders: The Mental Health Concern for the New Millennium. 107 th APA convention, 1999, University of Pittsburgh.

5. Шайдулина А.Ф. Интернет-зависимость -новая форма аддиктивного поведения у подростков // Материалы конгресса по детской психиатрии. - Москва, 2001.

6. Электронный ресурс, www.Monitoring.ru.

УДК 159.9:316.6 Ф 762

Н. А. ФОМИНА, И. В. БАКОВА

ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ КАК СИСТЕМНОЕ СВОЙСТВО ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА И ОСОБЕННОСТИ ИХ СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

В статье рассмотрены структурная организация общительности как системного свойства личности и особенности социально-психологической адаптации «общительных» и «необщительных» студентов-первокурсников.

Общение является специфическим видом деятельности, взаимодействием людей, при котором они познают друг друга, вступают в определенные взаимоотношения, формируются как личности [2, с. 3].

В юношеском возрасте общение занимает особое место: потребность в интенсивном обще-

нии является одной из наиболее важных социально-психологических особенностей молодежи студенческого возраста, так как помогает наладить дружеские взаимоотношения, дает стимул к саморазвитию, личностному росту, самосовершенствованию, т.е. развитию новообразований личности [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.