Научная статья на тему 'СУБЪЕКТНОСТЬ ПЕДАГОГА В ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ: УТОЧНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЙ'

СУБЪЕКТНОСТЬ ПЕДАГОГА В ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ: УТОЧНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / СУБЪЕКТНОСТЬ ПЕДАГОГА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Москвина Елена Владимировна

Актуальность исследования заключается в неуменьшающемся количестве преступлений и правонарушений несовершеннолетних и, как следствие, отсутствии отрицательной динамики количества подростков, включенных в процессы криминализации и демонстрирующих девиантные формы поведения, что свидетельствует в том числе о несформированности системы подготовки кадров к организации профилактической работы с ними. Цель статьи - в определении ключевых субъектных характеристик современного педагога, в профессиональной деятельности которого возникает необходимость организации профилактики девиантного поведения подростков. При организации исследования применялись методы теоретического анализа и эмпирического сравнения для реализации методологической основы изыскания, связанной с обработкой трудов отечественных и зарубежных исследователей в вопросах профилактики девиантного поведения несовершеннолетних, подготовки специалистов к организации этой деятельности, а также формирования у педагогов субъектных характеристик для целей профилактической работы с девиантными подростками. К основным результатам представленной статьи можно отнести уточнение характеристик и компонентов исследуемых понятий. На основе анализа и сравнения понятий, встречающихся в различных источниках, уточнено содержание дефиниций: девиантное поведение подростков, процесс девиантного поведения подростков, направленность подготовки специалистов по профилактике девиантного поведения подростков, субъектные характеристики и компоненты личностно-профессиональных качеств педагогов, организующих профилактическую работу с несовершеннолетними девиантного поведения. Теоретическая значимость заключена в уточнении и конкретизации исследуемых понятий в контексте профилактики девиантного поведения подростков и на их основе - в определении профессионально-личностных характеристик педагогов, занимающихся профилактической работой с названной категорией несовершеннолетних. Практическая значимость предпринятого исследования состоит в возможности применения представленных субъектных профессионально-личностных характеристик педагога в целях организации профилактики девиантного поведения подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Москвина Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBJECTIVITY OF A TEACHER IN THE PREVENTION OF DEVIANT BEHAVIOR OF ADOLESCENTS: CLARIFYING THE CONTENT OF CONCEPTS

The relevance of the study lies in the non-decreasing number of crimes and juvenile delinquency and, as a result, the absence of negative dynamics in the number of adolescents included in the criminalization processes and demonstrating deviant behaviors, which indicates, among other things, the lack of a system of personnel training for the organization of preventive work with them. The purpose of the article is to determine the key subjective characteristics of a modern teacher, who has to organize the prevention of deviant behavior of adolescents within the framework of professional activity. When organizing the study, methods of theoretical analysis and empirical comparison were used to implement the methodological basis of research related to the analysis of the works of domestic and foreign researchers in the field of prevention of deviant behavior of minors, training specialists to organize this work, as well as the formation of teachers' subjective characteristics for the purposes of preventive work with deviant adolescents. The main results of the presented article include the clarification of the characteristics and components of the concepts under study. Based on the analysis and comparison of concepts found in various sources, the content of the following definitions is clarified: deviant behavior of adolescents, the process of deviant behavior of adolescents, the focus of training specialists in the prevention of deviant behavior of adolescents, subjective characteristics and components of personal and professional qualities of teachers organizing preventive work with minors of deviant behavior. The theoretical significance lies in the clarification and concretization of the concepts under study in the context of the prevention of deviant behavior of adolescents and, based on them, the determination of professional and personal characteristics of teachers engaged in preventive work with this category of minors. The practical significance of this research lies in the possibility of using the presented subjective professional and personal characteristics of a teacher in order to organize the prevention of deviant behavior of adolescents.

Текст научной работы на тему «СУБЪЕКТНОСТЬ ПЕДАГОГА В ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ: УТОЧНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЙ»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

2022, № 08 (август) Раздел 5.8. Педагогика (13.00.00 Педагогические науки) ART 221059 DOI: 10.24412/2304-120X-2022-11059 УДК 37.01

Субъектность педагога в профилактике девиантного поведения подростков: уточнение содержания понятий

Subjectivity of a teacher in the prevention of deviant behavior of adolescents: clarifying the content of concepts

Автор статьи

L

Author of the article

L

Москвина Елена Владимировна,

кандидат педагогических наук, заместитель директора МБОУ «Бутовская СОШ № 1», г. Москва, Россия [email protected] ORCID: 0000-0002-5965-6261

Elena V. Moskvina,

Candidate of Pedagogical Sciences, Deputy Director of Butovskaya Secondary School No. 1, Moscow, Russia [email protected] ORCID: 0000-0002-5965-6261

Конфликт интересов

L

Conflict of interest statement

Конфликт интересов не указан Для цитирования

Conflict of interest is not declared

For citation

Москвина Е. В. Субъектность педагога в профилактике девиантного поведения подростков: уточнение содержания понятий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2022. - № 08. - С. 63-74. -URL: http://e-koncept.ru/2022/221059.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2022-11059

E. V. Moskvina, Subjectivity of a teacher in the prevention of deviant behavior of adolescents: clarifying the content of concepts // Scientific-methodological electronic journal "Concept". - 2022. - No. 08. - P. 63-74. - URL: http://e-koncept.ru/2022/211059.htm. DOI:

10.24412/2304-120X-2022-11059

Поступила в редакцию Received 20.06.22 Получена положительная рецензия Received a positive review 01,08.22

Принята к публикации Accepted for publication 01,08.22 Опубликована Published 31.08.22

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2022 © Москвина Е. В., 2022

Аннотация

Актуальность исследования заключается в неуменьшающемся количестве преступлений и правонарушений несовершеннолетних и, как следствие, отсутствии отрицательной динамики количества подростков, включенных в процессы криминализации и демонстрирующих девиантные формы поведения, что свидетельствует в том числе о несформированности системы подготовки кадров к организации профилактической работы с ними. Цель статьи - в определении ключевых субъектных характеристик современного педагога, в профессиональной деятельности которого возникает необходимость организации профилактики девиантного поведения подростков. При организации исследования применялись методы теоретического анализа и эмпирического сравнения для реализации методологической основы изыскания, связанной с обработкой трудов отечественных и зарубежных исследователей в вопросах профилактики девиантного поведения несовершеннолетних, подготовки специалистов к организации этой деятельности, а также формирования у педагогов субъектных характеристик для целей профилактической работы с девиантными подростками. К основным результатам представленной статьи можно отнести уточнение характеристик и компонентов исследуемых понятий. На основе анализа и сравнения понятий, встречающихся в различных источниках, уточнено содержание дефиниций: девиантное поведение подростков, процесс девиантного поведения подростков, направленность подготовки специалистов по профилактике девиантного поведения подростков, субъектные характеристики и компоненты личностно-профессиональных качеств педагогов, организующих профилактическую работу с несовершеннолетними девиантного поведения. Теоретическая значимость заключена в уточнении и конкретизации исследуемых понятий в контексте профилактики девиантного поведения подростков и на их основе - в определении профессионально-личностных характеристик педагогов, занимающихся профилактической работой с названной категорией несовершеннолетних. Практическая значимость предпринятого исследования состоит в возможности применения представленных субъектных профессионально-личностных характеристик педагога в целях организации профилактики девиантного поведения подростков.

Ключевые слова

Abstract

The relevance of the study lies in the non-decreasing number of crimes and juvenile delinquency and, as a result, the absence of negative dynamics in the number of adolescents included in the criminalization processes and demonstrating deviant behaviors, which indicates, among other things, the lack of a system of personnel training for the organization of preventive work with them. The purpose of the article is to determine the key subjective characteristics of a modern teacher, who has to organize the prevention of deviant behavior of adolescents within the framework of professional activity. When organizing the study, methods of theoretical analysis and empirical comparison were used to implement the methodological basis of research related to the analysis of the works of domestic and foreign researchers in the field of prevention of deviant behavior of minors, training specialists to organize this work, as well as the formation of teachers' subjective characteristics for the purposes of preventive work with deviant adolescents. The main results of the presented article include the clarification of the characteristics and components of the concepts under study. Based on the analysis and comparison of concepts found in various sources, the content of the following definitions is clarified: deviant behavior of adolescents, the process of deviant behavior of adolescents, the focus of training specialists in the prevention of deviant behavior of adolescents, subjective characteristics and components of personal and professional qualities of teachers organizing preventive work with minors of deviant behavior. The theoretical significance lies in the clarification and concretization of the concepts under study in the context of the prevention of deviant behavior of adolescents and, based on them, the determination of professional and personal characteristics of teachers engaged in preventive work with this category of minors. The practical significance of this research lies in the possibility of using the presented subjective professional and personal characteristics of a teacher in order to organize the prevention of deviant behavior of adolescents.

Key words

девиантное поведение, профилактика, подготовка специалистов, субъектность педагога

Благодарности

deviant behavior, prevention, training of specialists, subjectivity of the teacher

Acknowledgements

Автор выражает благодарность Галагузовой Мин-ненур Ахметхановне, доктору педагогических наук, профессору, за многолетнюю поддержку и партнерство в организации подготовки исследований в вопросах профилактики девиантного поведения подростков.

The author expresses her gratitude to Professor Min-nenur A. Galaguzova, Doctor of Pedagogical Sciences, for many years of support and partnership in organizing the preparation of research on the prevention of deviant behavior in adolescents.

Введение / Introduction

В современных динамично меняющихся условиях функционирования подрастающего поколения, на фоне повсеместной информатизации всех сфер социума, новаций в организации важных социальных процессов в плане становления несовершеннолетних, связанных с последствиями пандемии, негативными процессами глобализации на фоне экономических санкций, видоизменяется структура подростковых девиаций. Анализ

статистического учета состава преступлений, совершенных подростками, находящимися в воспитательных колониях для несовершеннолетних, позволяет диагностировать, что среди этих правонарушений преобладают убийства, причинение тяжкого вреда здоровью, изнасилование, разбой, кража [1]. По данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации, число расследованных тяжких преступлений с участием несовершеннолетних на апрель 2022 года увеличилось на 0,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, увеличивается и количество предварительно расследованных преступлений с участием несовершеннолетних средней тяжести, как и количество несовершеннолетних лиц, совершивших преступления [2]. Вместе с тем стоит отметить, что в структуре преступности на современном этапе развития общества появились преступления, совершенные с использованием информационно-телекоммуникационных технологий или в сфере компьютерной информации, что напрямую связано с процессами повсеместной информатизации всех сфер жизнедеятельности современного общества. Их удельный вес в составе общей преступности остается стабильным в последние годы, составляя четверть от всех зарегистрированных преступлений. Вслед за сказанным стоит отметить: немецкие исследователи также отмечают, что девиантное (преступное) поведение несовершеннолетних будет еще долго «возглавлять список серьезных болезней современного общества» [3]. В обществе Германии остро ощущается, по мнению Х.-Дж. Альбрехта, Г. Биндель-Когель, М. Гесслера, необходимость участия профессионалов в вопросах воспитания детей [4, 5], так как при несвоевременной социально-педагогической работе подростковые поведенческие отклонения могут перерасти в устойчивые личностные нарушения и отрицательно сказаться на процессах социализации подрастающего поколения.

В связи с тем что часть преступлений в России совершается обучающимися и студентами (в 2020 году ими совершено 786 преступлений, в 2021 году - 787), актуальность приобретает определение ключевых профессионально-личностных субъектных характеристик современного педагога, в профессиональной деятельности которого возникает необходимость организации профилактики девиантного поведения подростков. Единые же подходы к организации подготовки и формированию у педагогов умений работы с девиантными подростками не сформулированы.

Обзор литературы / Literature review

В рамках предпринятого исследования подверглись анализу исследования отечественных и зарубежных авторов, связанные с рассмотрением вопросов содержания дефиниций девиантного поведения, организации профилактики форм отклоняющегося поведения несовершеннолетних, определения круга специалистов, включенных в эту деятельность, и их подготовки к профилактической деятельности, а также определения субъектных характеристик педагогов, сталкивающихся в своей работе с необходимостью профилактики девиантного поведения несовершеннолетних.

Вопросами девиантного поведения в своих исследованиях занимаются Е. В. Зма-новская, В. Д. Менделевич, Я. И. Гилинский, С. А. Беличева, рассматривая его с позиций педагогики, психологии, социологии, юриспруденции и медицины. Так, Е. В. Змановская определяет девиантное поведение как устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией [6]. В. Д. Менделевич считает девиантным поведением любое по степени выраженности, направленности и мотивам поведение, отклоняющееся от критериев

той или иной общественной нормы [7]. При этом критерии обусловливаются им нормами следования правовым указаниям и регламентациям (нормами законопослуша-ния), моральными и нравственно-этическими предписаниями (общечеловеческими ценностями), этикетом и стилем. Я. И. Гилинский считает девиантным поведением поступки или действия людей, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и правилам [8]. С. А. Беличева рассматривает девиантное поведение как нарушение социализации детей, поведение, противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам [9].

К рассмотрению основ профилактики девиантного поведения несовершеннолетних и организации реабилитации подростков девиантного поведения обращаются в своих исследованиях как российские, так и зарубежные авторы. Исследователи рассматривают профилактику с точки зрения применимости различных технологий, учета гендерных особенностей, моделирования и описания содержания и направленности профилактики девиантного поведения подростков на основе нивелирования внешних обстоятельств, способствующих формированию отклоняющихся форм поведения подростков. Технологии социальной работы по формированию социально-личностной жизнеспособности подростков с девиантным поведением рассматривает М. Э. Паатова [10]. Гендерные особенности социально-педагогической профилактики девиантного поведения несовершеннолетних описывает в своих исследованиях С. Б. Думов [11]. Модель социально-педагогической реабилитации девиантных подростков в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа предлагает Е. В. Москвина [12]. Содержание деятельности субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также актуальные проблемы, препятствующие эффективности данной деятельности, рассматривает С. А. Ветош-кин [13]. Об эффективности организации профилактики девиантного поведения подростков с точки зрения криминалистов и социологов говорят в своих исследованиях С. Рдас, М. Симпсон, П. Равлинсон, делая акцент на необходимости устранения факторов социальной действительности, влияющих на формирование подростковой действительности [14].

Важным в науке и практике профилактики девиантного поведения подростков считают определение круга специалистов, занятых в этой сфере деятельности, исследователи прогнозируют повышение ее эффективности при условии включения в эту деятельность педагогов, социальных работников, медиков, психологов, специалистов в работе с молодежью, представителей правоохранительных органов. Описание деятельности мультидисциплинарных команд, в которые входят социальные работники, социальные педагоги, психологи, медицинские работники, как альтернативы профи-лактико-реабилитационной работы c девиантными подростками в специализированных учреждениях Великобритании встречается в работах О. Стевенсона [15]. Дискуссии ученых России и зарубежных стран также лежат и в области возможности применения наказания в отношении несовершеннолетних правонарушителей, чаще всего они касаются выбора мер воздействия между лишением свободы и альтернативными формами наказания, при этом большая часть ученых убеждена, что первые формы воздействия на несовершеннолетних напрямую влияют на рецидивные проявления в их поведении впоследствии и считают уголовное преследование в отношении подростков «контрпродуктивным» [16].

Вопросам привлечения к профилактической работе с несовершеннолетними, демонстрирующими девиантные формы поведения, специалистов, не связанных со

сферой образования и социальной поддержки в Германии, посвящены работы М. Кестермана. «Полицейских можно теперь часто видеть не только в школах, где они обучают детей правилам дорожного движения и поведения на улице, но и в составе постоянных членов Службы молодежной судебной помощи, которая раньше обращалась к ним только в крайних случаях» [17]. Необходимость привлечения к вопросам профилактики отклоняющегося поведения подростков представителей правоохранительных органов продиктована обеспокоенностью общественности преступным поведением несовершеннолетних, которое расценивается как угроза общественного благополучия. В педагогических исследованиях прослеживается обеспокоенность как способностью к обучению подростков, так и их насилием и агрессией, проявляемых по отношению друг к другу [18, 19].

Гендерным особенностям подростковой преступности также посвящены работы ряда исследователей. Так, С. М. Нарузалиева рассматривает особенности преступности лиц женского пола в структуре подростковой преступности, отмечая, что низкий процент преступлений со стороны несовершеннолетних лиц женского пола в Казахстане обусловлен их психофизиологическими особенностями, а также большим контролем и надзором за ними в Казахстане [20]. Это же направление подростковой преступности интересует ученых Великобритании, что связано со значительным ростом правонарушений и преступлений, совершаемых лицами женского пола. Исследователи отмечают, что решающим фактором в формировании девиантного поведения девушек выступает насилие, совершенное в их отношении [21].

К рассмотрению вопросов актуальности подходов к подготовке специалистов для организации профилактической работы с подростками, демонстрирующими де-виантные отклонения в поведении, а также определению содержания направленности такой подготовки обращаются такие исследователи, как Е. В. Филипенко и А. В. Малолеткова. Авторами разработана программа «Коррекционно-педагогиче-ское сопровождение несовершеннолетних девиантного поведения», направленная на повышение уровня профессионально компетентности специалистов, занятых в профилактической и коррекционной деятельности. Ими рассматривается психолого-педагогическая, технологическая, социально-коммуникативная готовность педагогов к работе с указанной категорией несовершеннолетних [22]. Содержание программы повышения квалификации по вопросам социально-педагогической реабилитации подростков делинквентного поведения в образовательном учреждении предложено Е. В. Москвиной [23]. Содержанию и структуре профессиональной готовности педагогов к работе с подростками отклоняющегося поведения посвящены исследования Н. Ф. Сосниной [24]. К описанию сущностных характеристик профессиональной компетентности будущих специалистов-юристов при профилактической работе с де-виантными подростками обратился в своем исследовании Д. Д. Миронов [25]. Вопросы подготовки специалистов к социально-педагогической реабилитации подростков в условиях специального учебно-воспитательного учреждения освещены в исследованиях Е. В. Москвиной и Д. Д. Миронова [26].

В исследованиях об особенностях подготовки будущих педагогов и их профессионального становления Е. Л. Лоу, К. Хуэй, Л. Цай отмечают значимость педагогических ценностей, относящихся к субъектным характеристикам, формируемым в непосредственном взаимодействии с наставниками, выступающими в качестве образца, знакомство с практиками их деятельностями [27]. Важным в профессиональной подготовке педагога Дж. Х. Э. Ассен, Х. Купс, Ф. Мейерс, Х. Оттинг, Р. Ф. Полл считают становление

его Я-позиции, предполагающей в качестве субъектной характеристики соотнесение разнообразных взглядов на ту или иную проблему во взаимодействии с другими участниками профилактических процессов, что основывается на формулировании такой позиции и ее аргументации, размышлениях об накопленном опыте с метапозиции [28].

К рассмотрению теоретических подходов к субъектности, являющейся личностным свойством будущих педагогов, а также педагогических условий ее проявления и развития обратилась М. В. Манакова, пришедшая в ходе размышлений к выводу о том, что важным условием становления субъектности педагога выступают инвариантные и вариативные субъектные компоненты его личности, определяющие активность формирования его профессионально значимых личностных качеств, понимая развитие субъектности педагога как поступательное продвижение от полюса объект-ности к полюсу субъектности [29]. Л. В. Алексеева также считает возможным рассмотрение педагога как субъекта профессиональной деятельности, описывая определенные субъектные характеристики педагога. К ним она относит активность, способность педагога к рефлексии, ответственность, свободу выбора, способность к проведению мониторинга и включенность в педагогический процесс, творчество и саморазвитие, понимание другого и его приятие, личностную уникальность, ориентацию на ценности гуманизма [30].

Логичным для данного исследования является и вопрос определения профессионально-личностных субъектных характеристик педагогов как основных участников профилактической работы. Авторы предлагают рассматривать субъектность педагога как феномен, напрямую связанный с эффективностью профессиональной деятельностью, включая в круг характеристик рефлексию, знание дидактических принципов, саморегуляцию. К исследованию профессиональной субъектности педагога обратилась в своих изысканиях А. Р. Бекирова; по ее мнению, профессиональная субъектность педагога выступает как системный психолого-педагогический феномен и профессионально важное качество личности педагога, влияющее на успешность профессиональной деятельности Автор также отмечает, что формирование профессиональной субъектности начинается при получении профессионального образования, а актуализируется и развивается непосредственно при осуществлении профессиональной педагогической деятельности. Исследователь разработал модель профессиональной субъектности педагога, в основе которой лежат педагогические ситуации. К субъектным характеристикам педагога она также отнесла: профессиональный субъектный потенциал, профессионально-педагогическую субъектную позицию, субъектную активность, субъектный регулятивный педагогический опыт и актуальную профессиональную субъектность, отметив, что их проявление организуется под влиянием различных факторов и условий педагогической деятельности, включая контингент обучающихся [31].

По мнению В. И. Панова и А. В. Капцова, реализация педагогом субъект-совместных, субъект-порождающих типов взаимодействия педагога и подростка способствует формированию субъектности самих обучающихся. Авторы считают одной из важных субъектных компетенций современного педагога «умение встать в рефлексивную (самоосознающую) позицию по отношению к тому, кого учить, зачем учить, чему учить, как учить, кому и где учить, то есть от педагогов требуется осознанное (рефлексивное) понимание того, на какие дидактические принципы, а также психологические закономерности и особенности развития учащихся необходимо опираться в своей работе». Исследователи также предлагают шесть стадий становления субъектности: наблюдатель, ученик, подмастерье, критик, мастер, творец [32].

А. К. Осницкий в рамках исследований природы субъектности выявил несколько ее компонентов: ценностный опыт, связанный с формированием интересов, нравственных норм и предпочтений, идеалов, убеждений, способствующий ориентации человека в социуме; опыт самоанализа и рефлексии, формирующийся при соотнесении человеком сведений о своих возможностях и возможных изменениях в окружающем мире и себе с запросами деятельности и решаемыми в рамках этой деятельности задачами, позволяющий согласовывать собственную позицию с иными компонентами субъектного опыта; опыт активизации, который помогает осмыслить собственные возможности и способствует лучшему приспособлению своих усилий в решении важных задач; операциональный опыт, предполагающий наличие общих трудовых профессиональных знаний и умений, а также саморегуляцию; опыт совместной деятельности, который нацелен на формирование умений совместного решения задач и рассчитан на сотрудничество [33].

Анализ источников позволил нам получить целостную картину согласованности компонентов рассматриваемого вопроса. К ним относятся девиантное поведение, профилактика девиантного поведения, подготовка педагогов к профилактике отклоняющихся форм поведения несовершеннолетних, профессионально-личностные субъектные характеристики педагога, включенного в процессы профилактики девиа-нтного поведения несовершеннолетних.

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

В качестве методологической основы представленного исследования выступают труды отечественных и зарубежных исследователей по вопросам профилактики де-виантного поведения несовершеннолетних, подготовки специалистов к организации этой деятельности, а также формирования у педагогов субъектных характеристик для целей профилактической работы с девиантными подростками. В рамках предпринятого исследования установлена актуальность исследований в сфере подростковых девиаций. Анализ научных педагогических трудов позволил нам обобщить и систематизировать имеющиеся наработки по вопросам девиантного поведения несовершеннолетних. Их направленность касается определения содержания понятия девиантного поведения, рассмотрения подходов и технологий организации профилактической работы с девиантными подростками, расширения перечня специалистов в вопросах профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних, подготовки специалистов для работы с девиантными подростками в условиях деятельности социальных служб, учреждений образования и специальных учебно-воспитательных учреждений, а также формулирования профессиональных качеств и субъектных характеристик педагогов сферы профилактики асоциального поведения несовершеннолетних. К методам предпринятого исследования относятся теоретический анализ научной литературы и исследований в интересующей нас области; эмпирическое сравнение, понимаемое как способ познания в области исследований профилактики девиантного поведения и субъектных качеств специалистов, занятых в названной сфере деятельности.

Результаты исследования / Research results

Анализ источников научно-педагогической литературы позволил прийти к уточнению характеристик и содержательных качеств исследуемых понятий: девиант-

ное поведение подростков, процесс профилактики отклоняющего поведения несовершеннолетних, организация подготовки специалистов, включенных в процессы профилактики девиантного поведения подростков, а также определение круга субъектных характеристик и компонентов личностно-профессиональных качеств педагогов, организующих профилактическую работу с несовершеннолетними, демонстрирующими отклоняющиеся формы поведения.

На основе анализа источников девиантное поведение представляется устойчивым поведением личности, поступками или действиями людей, разными по степени выраженности, направленности и мотивам, отклоняющимися от социальных (общественных) норм (правовые, моральные, нравственно-эстетические), причиняющими ущерб как самой личности, так и окружающим.

Профилактика девиантного поведения представляется многогранным процессом, связанным с формированием социально-личностной жизнеспособности подростков с девиантным поведением и их социально ориентированной личностной позицией, осуществляемым с учетом гендерных особенностей подростков и прогнозируемых рисков, требующим создания и реализации моделей организации этой деятельности в том числе в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, предполагающих включение в профилактические процессы специалистов разных сфер деятельности (социальные работники, социальные педагоги, психологи, медицинские работники, работники правоохранительных органов), связанных с применением в отношении несовершеннолетних альтернативных форм наказания в случае совершения противоправных поступков.

Реализующиеся программы подготовки специалистов, занимающихся профилактикой девиантного поведения подростков, включают вопросы коррекционно-пе-дагогического сопровождения несовершеннолетних девиантного поведения, подготовку работников специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, направлены на формирование готовности педагогов к профилактической работе, представляемой как системное образование, базирующееся на личностном и функциональном потенциале учителя, структурно представленной мотивационным, со-держательно-деятельностным, гностическим, коммуникативно-технологическим, результативно действенным и оценочно-прогностическим компонентами.

Субъектные характеристики педагога являются системными профессиональными качествами, влияющими на успешность деятельности педагога, занимающегося профилактической работой в отношении девиантного поведения подростков, и представляются инвариантными и вариативными субъектными компонентами его личности, определяющими активность формирования профессионально значимых личностных качеств, включающими активность, способность его к рефлексии, ответственность педагога, свободу выбора, способность к проведению мониторинга и включенность в педагогический процесс, саморазвитие, понимание другого и его приятие, личностную уникальность, ориентацию на ценности гуманизма, профессиональный субъектный потенциал, активность, регулятивный опыт. Названные профессионально-личностные характеристики формируются на основе педагогических ситуаций и способствуют становлению субъектности как самого педагога, так и подростков, что является значимым при работе с несовершеннолетними, демонстрирующими формы отклоняющегося поведения.

На основе описанных выше обобщенных понятий исследуемых дефиниций актуализируется понимание профессионально-личностных субъектных характеристик

педагога, занимающегося профилактикой девиантного поведения несовершеннолетних. Для этих целей немаловажными представляются компоненты субъектности педагога, определяющиеся ценностным опытом самого педагога в вопросах преодоления девиантности и связанного с формированием интересов, нравственных норм и предпочтений, идеалов, убеждений подростков, которые способствуют ориентации педагога в обществе, в частности в области подростковых девиаций. К компонентам профессионально-личностных характеристик субъектности педагога можно отнести:

- опыт рефлексии и самоанализа в условиях девиантной подростковой среды, что позволяет педагогу самостоятельно анализировать поведение несовершеннолетних на основе сравнения с образцами, формируемый на основе соотнесения сведений о своих возможностях с запросами профилактической деятельности и решаемыми в рамках этой деятельности задачами, позволяющий согласовывать личностную позицию с различными компонентами субъектного опыта в вопросах профилактики де-виантного поведения подростков;

- осмысление собственных возможностей, способствующих оптимальному приспособлению педагогических усилий в решении профессиональных профилактических задач в совместной деятельности, нацеленной на формирование умений социально одобряемого поведения подростков в совместном решении профилактических задач;

- технологическую профессиональную компетентность, формируемую в рамках субъект-субъектного взаимодействия с наставниками и способствующую принятию решения об оптимальности применения тех или иных технологий с учетом факторов проявленности форм девиантного поведения несовершеннолетних.

Заключение / Conclusion

Существенными для целей предпринятого исследования представляются полученные в ходе работы с источниками, а также в практике профилактики отклоняющихся форм поведения несовершеннолетних характеристики дефиниций: девиант-ное поведение, профилактика девиантного поведения, подготовка специалистов к профилактической деятельности с подростками девиантного поведения, профессионально-личностные характеристики педагогов, выступающих в качестве субъекта профилактики девиантного поведения подростков.

Ссылки на источники / References

1. Статистические данные. Федеральная служба исполнения наказаний. - URL: https://fsin.gov.ru/statistics/

2. Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации. - URL: http://crimestat.ru/offenses_chart.

3. Hoops S., Permien H., Rieker P. Zwischen null Toleranz und null Autorität: Strategien von Familien und Jugendhilfe im Umgang mit Kinderdelinquenz. - URL: http://www.iprt.ie/files/ IPRT-Turnaround-web-optimised.pdf.

4. Albrecht H.-J. Ist das deutsche Jugendstrafrecht noch zeitgemäß? // NJW-Beilage: Reports for the Criminal Law Section of the 64th Conference of German Lawyers. - 2015. - Vol. 23. - P. 26-33.

5. Bindel-Kögel G., Hessler, M. Vermeidung von Untersuchungshaft in Berlin // DVJJ-Journal. - 2013. - Vol. 10. -P. 289-300.

6. Девиантология (психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студ., изучающих психологию, социальную работу и социальную педагогику / Е. В. Змановская. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 287, [1] с.

7. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения: [учеб. пособие]. - М.: МЕДпресс, 2001. - 427 с.

8. Гилинский Я. И. Проблемы социализации индивида / под общ. ред. д. чл. АПН СССР, проф. Б. Г. Ананьева и канд. юрид. наук Л. И. Спиридонова. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1971. - 199 с.

9. Беличева С. А. Основы превентивной психологии. - М., 1994. - 221 с.

10. Паатова М. Э. Технология социальной работы по формированию социально-личностной жизнеспособности подростков с девиантным поведением // Стратегии развития общества и социальная работа: материалы докл. и сообщений в виде научных статей Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. - Ростов н/Д., 2020. - С. 58-67.

11. Думов С. Б. Гендерные особенности социально-педагогической профилактики девиантного поведения несовершеннолетних // Макаренковские педагогические чтения: материалы Междунар. науч.-практ. конф. - 2013. - С. 112-116.

12. Москвина Е. В. Модель социальной реабилитации подростков с девиантным поведением в учреждении закрытого типа // Образование и наука. - 2014. - № 4. - С. 132-145.

13. Ветошкин С. А. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 050402.65 Юриспруденция. - Екатеринбург: РГППУ, 2010. - 307 с.

14. Rodas A., Simpson M., Rawlinson P. et al. Crime, Deviance and Society: An Introduction to Sociological Criminology. -Cambridge: Cambridge University Press, 2020. DOI: 10.1017/9781108333641.

15. Stevenson O. Miltidisciplinary Work // Child Abuse Review. - 1998. - Vol. 2. - № 4. - Р. 24-31.

16. Harris R., Timms N. Secure Accomodation in Child Care: Between Hospital and Prison or Thereabouts? - L.; Routlege, 2003. - 194 р.

17. Kestermann M. Integriert oder desintegriert? Die schulische Situation jugendlicher Spätaussiedler // DVJJ-Journal. -2012. - Vol. 12. - Р. 37-43.

18. Gabriel G., Holthusen B., Schäfer H. Projects to Prevent Juvenile Delinquency: Between the Wish to Help and the Call for Punishment in Germany. - URL: http://youprev.eu/pdf/ YouPrev_LocalInterviews_DE.pdf.

19. Helming E., Schattner H., Blüml H. Handbuch Sozialpädagogische Familienhilfe. - Baden-Baden: Nomos-Verlag, 2004.

20. Наурзалиева С. М. Уголовная ответственность несовершеннолетних в Республике Казахстан: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08. - М., 2018. - С. 74-75.

21. Browne A. Initial and Long-term Effects: a Review of the Research on Child Sexual Abuse. - L.: Sage Publications, 2006. - 125 p.

22. Филипенко Е. В., Малолеткова А. В. Профессиональная подготовка специалистов сферы образования к работе с несовершеннолетними девиантного поведения // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2020. - № 1 (85). - С. 222-223.

23. Высшее профессиональное и дополнительное образование: сб. программ. - Екатеринбург, 2016. - С. 106-118.

24. Соснина Н. Ф. Подготовка будущих учителей к работе с подростками отклоняющегося поведения: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2007. - 171 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. Миронов Д. Д. Подготовка студентов юридических специальностей к работе с подростками девиантного поведения: дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 2020. - 164 с.

26. Москвина Е. В., Миронов Д. Д. Подготовка специалистов к социально-педагогической реабилитации подростков в условиях специального учебно-воспитательного учреждения // Социальная педагогика и перспективы ее развития: материалы XIX Международных социально-педагогических чтений, посвященных 25-летию Российского государственного социального университета. - М., 2016. - С. 110-114.

27. Low E. L., Hui C., Cai L. Developing student teachers' critical thinking and professional values: a case study of a teacher educator in Singapore // Asia Pacific Journal of Education. - 2017. - Vol. 37. - № 4. - P. 535-551. DOI: 10.1080/02188791.2017.1386093.

28. Assen J. H. E. et al. How can a dialogue support teachers' professional identity development? Harmonising multiple teacher I-positions // Teaching and Teacher Education. - 2018. - Vol. 73. - P. 130-140. DOI: 10.1016/j.tate.2018.03.019.

29. Манакова М. В. Субъектность в профессиональной деятельности учителя как личностное качество // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 59-2. - С. 440.

30. Алексеева Л. В. Психологическая характеристика субъекта и субъекта преступления // Вестник Тюменского государственного университета. - 2003. - № 4. - С. 219.

31. Бекирова А. Р. Модель профессиональной субъектности будущих учителей начальных классов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 10 (октябрь). - С. 49. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16211.htm.

32. Панов В. И., Капцов А. В. Структура стадий становления субъектности обучающихся: связность, целостность, формализация // Психологическая наука и образование. - 2021. - Т. 26. - № 4. - С. 95-96.

33. Осницкий А. К. Регуляторный опыт, субъектная активность и самостоятельность человека. Ч. 1 // Психологические исследования. - 2009. - № 5 (7). - С. 3. - URL: http://psystudy.ru/num/2009n5-7/221-osnitsky7.

1. Statisticheskie dannye. Federal'naya sluzhba ispolneniya nakazanij [Statistical data. Federal Penitentiary Service]. Available at: https://fsin.gov.ru/statistics/ (in Russian).

2. Portal pravovoj statistiki General'noj prokuratury Rossijskoj Federacii [Portal of Legal Statistics of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation]. Available at: http://crimestat.ru/offenses_chart (in Russian).

3. Hoops, S., Permien, H., & Rieker, P. Zwischen null Toleranz und null Autorität: Strategien von Familien und Jugendhilfe im Umgang mit Kinderdelinquenz. [Between zero tolerance and zero authority: Strategies of families and

youth welfare in dealing with teenager delinquency] Available at: http://www.iprt.ie/files/ IPRT-Turnaround-web-optimised.pdf (in German).

4. Albrecht, H.-J. (2015). "Ist das deutsche Jugendstrafrecht noch zeitgemäß?" [Is German juvenile criminal law still up to date?], NJW-Beilage: Reports for the Criminal Law Section of the 64th Conference of German Lawyers, vol. 23, pp. 26-33 (in German).

5. Bindel-Kögel, G., & Hessler, M. (2013). "Vermeidung von Untersuchungshaft in Berlin" [Avoiding pre-trial detention in Berlin], DVJJ-Journal, vol. 10, pp. 289-300 (in German).

6. Zmanovskaya, E. V. (2008). Deviantologiya (psihologiya otklonyayushchegosya povedeniya) [Deviantology (psychology of deviant behavior)]: ucheb. posobie dlya stud., izuchayushchih psihologiyu, social'nuyu rabotu i so-cial'nuyu pedagogiku, Akademiya, Moscow, 287, [1] p. (in Russian).

7. Mendelevich, V. D. (2001). Psihologiya deviantnogo povedeniya [Psychology of deviant behavior]: [ucheb. posobie], MEDpress, Moscow, 427 p. (in Russian).

8. Gilinskij, Ya. I. (1971). Problemy socializacii individa [Problems of socialization of the individual], Izd-vo Leningr. unta, Leningrad, 199 p. (in Russian).

9. Belicheva, S. A. (1994). Osnovy preventivnoj psihologii [Fundamentals of preventive psychology], Moscow, 221 p. (in Russian).

10. Paatova, M. E. (2020). "Tekhnologiya social'noj raboty po formirovaniyu social'no-lichnostnoj zhiznesposobnosti po-drostkov s deviantnym povedeniem" [Technology of social work on the formation of social and personal viability of adolescents with deviant behavior], Strategii razvitiya obshchestva i social'naya rabota: materialy dokl. i soobshchenij v vide nauchnyh statej Vseros. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem, Rostov n/D., pp. 58-67 (in Russian).

11. Dumov, S. B. (2013). "Gendernye osobennosti social'no-pedagogicheskoj profilaktiki deviantnogo povedeniya nesovershennoletnih" [Gender characteristics of socio-pedagogical prevention of minors' deviant behavior], Makarenkovskie pedagogicheskie chteniya: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf, pp. 112-116 (in Russian).

12. Moskvina, E. V. (2014). "Model' social'noj reabilitacii podrostkov s deviantnym povedeniem v uchrezhdenii zakrytogo tipa" [Model of social rehabilitation of adolescents with deviant behavior in a correctional facility], Obra-zovanie i nauka, № 4, pp. 132-145 (in Russian).

13. Vetoshkin, S. A. (2010). Profilaktika beznadzornosti i pravonarushenij nesovershennoletnih [Prevention of neglect and juvenile delinquency]: ucheb. posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij, obuchayushchihsya po spe-cial'nosti 050402.65 Yurisprudenciya, RGPPU, Ekaterinburg, 307 p. (in Russian).

14. Rodas, A., Simpson, M., Rawlinson, P. et al. (2020). Crime, Deviance and Society: An Introduction to Sociological Criminology, Cambridge University Press, Cambridge. DOI: 10.1017/9781108333641 (in English).

15. Stevenson, O. (1998). "Miltidisciplinary Work", Child Abuse Review, vol. 2, № 4, pp. 24-31 (in English).

16. Harris, R., & Timms, N. (2003). Secure Accomodation in Child Care: Between Hospital and Prison or Thereabouts? Routlege, London, 194 p. (in English).

17. Kestermann, M. (2012). "Integriert oder desintegriert? Die schulische Situation jugendlicher Spätaussiedler" [Integrated or disintegrated? The school situation of young late repatriates], DVJJ-Journal, vol. 12, pp. 37-43 (in German).

18. Gabriel, G., Holthusen, B., & Schäfer, H. Projects to Prevent Juvenile Delinquency: Between the Wish to Help and the Call for Punishment in Germany. Available at: http://youprev.eu/pdf/ YouPrev_LocalInterviews_DE.pdf (in English).

19. Helming, E., Schattner, H., & Blüml, H. (2004). Handbuch Sozialpädagogische Familienhilfe [Handbook of social-educational family support], Nomos-Verlag, Baden-Baden (in German).

20. Naurzalieva, S. M. (2018). Ugolovnaya otvetstvennost' nesovershennoletnih v Respublike Kazahstan [Criminal liability of minors in the Republic of Kazakhstan]: dis.... kand. yurid. nauk: 12.00.08, Moscow, pp. 74-75 (in Russian).

21. Browne, A. (2006). Initial and Long-term Effects: a Review of the Research on Child Sexual Abuse, Sage Publications, London, 125 p. (in Russian).

22. Filipenko, E. V., & Maloletkova, A. V. (2020). "Professional'naya podgotovka specialistov sfery obrazovaniya k rabote s nesovershennoletnimi deviantnogo povedeniya" [Professional training of specialists in the field of education to work with minors with deviant behavior], Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii, № 1 (85), pp. 222-223 (in Russian).

23. (2016). Vysshee professional'noe i dopolnitel'noe obrazovanie [Higher professional and additional education]: sb. programm, Ekaterinburg, pp. 106-118 (in Russian).

24. Sosnina, N. F. (2007). Podgotovka budushchih uchitelej k rabote s podrostkami otklonyayushchegosya povedeniya [Preparing future teachers to work with adolescents with deviant behavior]: dis. ... kand. ped. nauk, Moscow, 171 p. (in Russian).

25. Mironov, D. D. (2020). Podgotovka studentov yuridicheskih special'nostej k rabote s podrostkami deviantnogo povedeniya [Preparing law students to work with adolescents with deviant behavior]: dis. ... kand. ped. nauk, Kazan', 164 p. (in Russian).

26. Moskvina, E. V., & Mironov, D. D. (2016). "Podgotovka specialistov k social'no-pedagogicheskoj reabilitacii podrostkov v usloviyah special'nogo uchebno-vospitatel'nogo uchrezhdeniya" [Training of specialists for the socio-

E. B. MocKÔum

pedagogical rehabilitation of adolescents in a special educational institution], Social'naya pedagogika i perspektivy ee razvitiya: materialy XIX Mezhdunarodnyh social'no-pedagogicheskih chtenij, posvyashchennyh 25-letiyu Ros-sijskogo gosudarstvennogo social'nogo universiteta, Moscow, pp. 110-114 (in Russian).

27. Low, E. L., Hui, C., & Cai, L. (2017). "Developing student teachers' critical thinking and professional values: a case study of a teacher educator in Singapore", Asia Pacific Journal of Education, vol. 37, № 4, pp. 535-551. DOI: 10.1080/02188791.2017.1386093 (in English).

28. Assen, J. H. E. et al. (2018). "How can a dialogue support teachers' professional identity development? Harmonising multiple teacher I-positions", Teaching and Teacher Education, vol. 73, pp. 130-140. DOI: 10.1016/j.tate.2018.03.019 (in English).

29. Manakova, M. V. (2018). "Sub"ektnost' v professional'noj deyatel'nosti uchitelya kak lichnostnoe kachestvo" [Subjectivity in the professional activity of a teacher as a personal quality], Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, № 59-2, p. 440 (in Russian).

30. Alekseeva, L. V. (2003). "Psihologicheskaya harakteristika sub"ekta i sub"ekta prestupleniya" [Psychological characteristics of the subject and the subject of the crime], Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta, № 4, p. 219 (in Russian).

31. Bekirova, A. R. (2016). "Model' professional'noj sub"ektnosti budushchih uchitelej nachal'nyh klassov" [Model of professional subjectivity of future primary school teachers], Nauchno-metodicheskij elektronnyjzhurnal "Koncept", № 10 (oktyabr'), p. 49. Available at: http://e-koncept.ru/2016/16211.htm (in Russian).

32. Panov, V. I., & Kapcov, A. V. (2021). "Struktura stadij stanovleniya sub"ektnosti obuchayushchihsya: svyaznost', celostnost', formalizaciya" [The structure of the students' subjectivity formation stages: connectivity, integrity, formalization], Psihologicheskaya nauka i obrazovanie, t. 26, № 4, pp. 95-96 (in Russian).

33. Osnickij, A. K. (2009). "Regulyatornyj opyt, sub"ektnaya aktivnost' i samostoyatel'nost' cheloveka [Regulatory experience, subjective activity and human independence]. Ch. 1", Psihologicheskie issledovaniya, № 5 (7), p. 3. Available at: http://psystudy.ru/num/2009n5-7/221-osnitsky7 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.