Научная статья на тему 'Принципы и функции процесса формирования социально-личностной жизнеспособности подростков с девиантным поведением в специальных образовательных организациях закрытого типа'

Принципы и функции процесса формирования социально-личностной жизнеспособности подростков с девиантным поведением в специальных образовательных организациях закрытого типа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
311
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / ДЕВИАНТНЫЕ ПОДРОСТКИ / СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ / РЕАБИЛИТАЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКРЫТОГО ТИПА / SOCIAL-PERSONAL VIABILITY / DEVIANT TEENAGERS / SOCIAL-PEDAGOGICAL REHABILITATION / REHABILITATION EDUCATIONAL SITUATION / SPECIAL EDUCATIONAL ORGANIZATION OF CLOSED TYPE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Паатова Мария Эдуардовна

В современных социокультурных условиях констатируется высокий рост детско-подростковой преступности в целом и рецидивной подростковой преступности в частности. Актуальной остается проблема неготовности подростков с девиантным поведением после выпуска из специальных образовательных организаций закрытого типа к самостоятельной жизнедеятельности в социуме. В статье автором социально-личностная жизнеспособность рассматривается как интегративное личностное качество, характеризующее готовность индивида к самоопределению (нравственному, личностному, профессиональному, социальному) по собственному жизненному сценарию, а также готовность управлять этим сценарием и нести ответственность за результаты своих решений по жизненному самоопределению. Целью социально-педагогической реабилитации подростков с девиантным поведением является формирование их социально-личностной жизнеспособности. В качестве средства формирования социально-личностной жизнеспособности подростков с девиантным поведением рассматриваются разнообразные по содержанию реабилитационно-воспитательные ситуации, которые в процессе смыслостроительства требуют от подростка проявления свойств субъекта жизнедеятельности и результат разрешения которых будет определять возможности его возвращения в социум и дальнейшей успешной социализации. Представлены результаты анкетирования педагогов специальных образовательных организаций закрытого типа, цель которого – определение уровня осознания педагогами сущности социально-педагогической реабилитации подростков с девиантным поведением. Раскрываются сущностные характеристики понятий «социально-личностная жизнеспособность подростков с девиантным поведением», «реабилитационно-воспитательная ситуация», «социально-педагогическая реабилитация подростков с девиантным поведением», обосновывается авторский взгляд на данную проблему. Представлена развернутая характеристика специфических принципов и функций процесса формирования социально-личностной жизнеспособности подростков с девиантным поведением в специальных образовательных организациях закрытого типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Паатова Мария Эдуардовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы и функции процесса формирования социально-личностной жизнеспособности подростков с девиантным поведением в специальных образовательных организациях закрытого типа»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Раздел 13.00.00 Педагогические науки

ART 181032 2018, № 6 (июнь) УДК 376.58

Принципы и функции процесса формирования социально-личностной жизнеспособности подростков с девиантным поведением в специальных образовательных организациях

закрытого типа

Паатова Мария Эдуардовна1

Адыгейский государственный университет, Майкоп, Россия [email protected]

Аннотация. В современных социокультурных условиях констатируется высокий рост детско-подростковой преступности в целом и рецидивной подростковой преступности в частности. Актуальной остается проблема неготовности подростков с девиантным поведением после выпуска из специальных образовательных организаций закрытого типа к самостоятельной жизнедеятельности в социуме. В статье автором социально-личностная жизнеспособность рассматривается как интегративное личностное качество, характеризующее готовность индивида к самоопределению (нравственному, личностному, профессиональному, социальному) по собственному жизненному сценарию, а также готовность управлять этим сценарием и нести ответственность за результаты своих решений по жизненному самоопределению. Целью социально-педагогической реабилитации подростков с девиантным поведением является формирование их социально-личностной жизнеспособности. В качестве средства формирования социально-личностной жизнеспособности подростков с девиантным поведением рассматриваются разнообразные по содержанию реабилитационно-воспитательные ситуации, которые в процессе смыслостроительства требуют от подростка проявления свойств субъекта жизнедеятельности и результат разрешения которых будет определять возможности его возвращения в социум и дальнейшей успешной социализации. Представлены результаты анкетирования педагогов специальных образовательных организаций закрытого типа, цель которого - определение уровня осознания педагогами сущности социально-педагогической реабилитации подростков с девиантным поведением. Раскрываются сущностные характеристики понятий «социально -личностная жизнеспособность подростков с девиантным поведением», «реабилитационно-воспитательная ситуация», «социально-педагогическая реабилитация подростков с девиантным поведением», обосновывается авторский взгляд на данную проблему. Представлена развернутая характеристика специфических принципов и функций процесса формирования социально-личностной жизнеспособности подростков с девиантным поведением в специальных образовательных организациях закрытого типа.

Ключевые слова: социально-личностная жизнеспособность, подростки с девиантным поведением, социально-педагогическая реабилитация, реабилитационно-воспитательные ситуации, специальные образовательные организации закрытого типа.

Поступила в редакцию Received 24.04.2018 Получена положительная рецензия Received a positive review 21.05.2018

Принята к публикации Accepted for publication 21.05.2018 Опубликована Published 29.06.2018

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)

1 Паатова Мария Эдуардовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы и туризма ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», г. Майкоп, Россия

Введение

Существенный объем накопленных за последние годы данных указывает на то, что неблагополучие в семье и в целом жизненные стрессы оказывают неблагоприятное воздействие на адекватную возрасту социальную адаптацию подростков (А. В. Махнач). В современных социокультурных условиях констатируется высокий рост подростковой преступности в целом и рецидивной подростковой преступности в частности.

В нашей стране подросток, совершивший общественно опасное деяние, но не достигший возраста уголовной ответственности, по решению суда направляется в специальные образовательные организации закрытого типа (специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа) для прохождения курса реабилитации (ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ, п. 4 ст. 15). Определяемый срок действия принудительной меры воспитательного воздействия не зависит от срока наказания, предусмотренного санкцией статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, по которой квалифицировано деяние несовершеннолетнего, но он не может быть более трех лет. Данные образовательные организации представляют собой один из перспективных видов реабилитационных учреждений для несовершеннолетних с проблемами в поведении, обучении и развитии. Вместе с тем организация реабилитационного процесса в специальных образовательных организациях закрытого типа постоянно подвергается критике вследствие того, что она недостаточно эффективно готовит подростка к противодействию факторам повторной преступности (А. С. Максимов). Актуальной остается проблема неготовности подростков с девиантным поведением после выпуска из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа к самостоятельной жизнедеятельности в социуме.

В процессе исследования было проведено массовое анонимное анкетирование педагогов, работающих в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа. Цель анкетирования - выявить уровень осознания педагогами сущности социально-педагогической реабилитации подростков с девиантным поведением. Более половины педагогов, участвовавших в анкетировании (134 человека из 242, или 55%), идентифицируют как синонимы понятия «исправление» и «реабилитация». Выбирая характеристики содержания индивидуальной профессиональной деятельности по социально-педагогической реабилитации подростков-девиантов, они ориентируются на следующие показатели: повиновение, дисциплинированность, ответственность в учебной деятельности и на производстве. При этом педагоги понимают, что «исправленность» является показателем лишь хорошей приспособляемости воспитанников к условиям учреждения закрытого типа, к предъявляемым требованиям и режиму. Такие «исправившиеся» воспитанники (нередко активисты и опора воспитателя) часто «втихомолку» нарушают режим, курят, употребляют спиртное, насаждают культ силы, а выйдя из учреждения, совершают повторные правонарушения с большей осторожностью. В то же время подавляющее большинство ответивших на вопросы анкеты педагогов (212 человек из 242, или 88%) убеждены в том, что истинное исправление подростка-девианта возможно только при глубоких личностных изменениях как следствии его социально-педагогической реабилитации.

В связи с этим для успешной социализации подростков после выпуска из специальных образовательных организаций закрытого типа необходимы личностные качества, которые позволят им не только справиться с трудностями, но и позитивно развиваться в будущем (А. И. Лактионова, А. В. Махнач) [1, 2]. Социальная адаптация

воспитанников специальных образовательных организаций закрытого типа возможна только при глубоких личностных изменениях как следствии их социально-педагогической реабилитации, которая должна быть ориентирована на гуманистическую парадигму, что наиболее эффективно проявляется в формировании у подростков навыков социально-личностной жизнеспособности. Подростки-правонарушители после определенного периода пребывания в специальных образовательных организациях закрытого типа возвращаются в социум, в те социально-культурные условия, из которых они были когда-то изъяты. В связи с этим формирование у них готовности к проявлению социально-личностной жизнеспособности в различных реальных ситуациях повседневной жизнедеятельности - необходимое условие невозвращения их в криминальную среду.

Обзор отечественной и зарубежной литературы

Жизнеспособность - это одна из важнейших индивидуально-личностных характеристик человека, представляет собой способность человека управлять собственными ресурсами (здоровьем, эмоциональной, мотивационно-волевой, когнитивной сферами) и строить нормальную, полноценную жизнь в трудных условиях, преодолевать серьезные проблемы, восстанавливаться, развиваться и ставить перед собой новые цели (А. И. Лактионова, А. В. Махнач и др.) [3, 4]. Конструкт «жизнеспособность» также является объектом кросс-культурных исследований, изучающих жертв насилия, террористических актов, экологических катастроф, а также подростков, склонных к употреблению психоактивных веществ (Энтони, Кохлер, 1987; Р. Б. Кернс, Б. Д. Кернс, 1994; Фрейзер, 1999; Раттер, 1993 и др.) [5-8].

В своих исследованиях Ю. В. Науменко рассматривает жизнеспособность как «системное качество личности, характеризующее органическое единство психофизиологических и социальных способностей человека к эффективному применению средств для позитивного самовыражения и самореализации в рамках конкретного культурно-исторического социума» [9]. По мнению автора, «социально-личностная жизнеспособность характеризует жизнедеятельность человека на уровне субъектности (в трактовке Е. И. Исаева и В. И. Слободчикова): 1) осознание индивидом непрерывности, постоянства и идентичности своего физического, психического и личностного Я; 2) способность управлять своим поведением в соответствии с социальными нормами, правилами и законами; 3) позитивное критичное отношение к себе и собственной жизнедеятельности во всех ее формах и проявлениях, а также к ее результатам; 4) способность к позитивному планированию своей жизнедеятельности и реализации этого плана в общих чертах; 5) способность изменять поведение и уточнять смысл своего существования в зависимости от смены жизненных обстоятельств» [10].

Социально-личностная жизнеспособность человека рассматривается нами вслед А. В. Махначом и А. И. Лактионовой как «социально-личностный феномен субъектного управления собственными ресурсами (эмоциональная, мотивационно-волевая, когнитивная сферы) в контексте социальных, культурных норм и средовых условий с целью социальной адаптации» [11].

Анализ психологических и педагогических исследований, посвященных феномену «жизнеспособность», позволил сформулировать авторское понимание сущности социально-личностной жизнеспособности с девиантным поведением (М. П. Гурьянова, Е. А. Рыльская, А. И. Лактионова, А. В. Махнач, А. А. Нестерова, Е. Г. Шубни-кова и др.) [12-15]. Так, социально-личностная жизнеспособность - это интегративное

личностное качество, характеризующее готовность индивида к самоопределению (нравственному, личностному, социальному, профессиональному) по собственному жизненному сценарию, а также готовность управлять этим сценарием и нести ответственность за результаты своих решений по жизненному самоопределению.

Понятие «социально-педагогическая реабилитация подростков с девиантным поведением» активно используется в педагогических исследованиях [16-22]. В большинстве исследований (Е. А. Обухова, Э. А. Маврина, И. С. Макарьев, Т. П. Аргунова, Е. В. Москвина и др.) социально-педагогическая реабилитация рассматривается как процесс включения подростков в разнообразные виды деятельности (учебную, трудовую, общественно полезную, социально ориентированную), которая способствует восстановлению их статуса, формированию положительного опыта жизнедеятельности, овладению про-социальными формами поведения для успешной социализации [23-27]. Учитывая, что рассматриваемый нами процесс социально-педагогической реабилитации реализуется в условиях специальных образовательных организаций закрытого типа, мы предлагаем определение понятия «социально-педагогическая реабилитация подростков с девиантным поведением» через родовидовое отличие, благодаря чему оно не только станет явным, но и будет интегрировано в существующую систему педагогических дефиниций. Итак, социально-педагогическая реабилитация девиантных подростков в специальных образовательных организациях закрытого типа - это специально организованный педагогический процесс, направленный на изменения в ценностно-смысловой сфере личности подростков с девиантным поведением с целью формирования их социально-личностной жизнеспособности (принятие социально-культурных норм, правил жизнедеятельности и готовность подростков к проявлению социально-личностной жизнеспособности в различных ситуациях повседневной жизнедеятельности) как необходимого условия возвращения в социум и дальнейшей успешной социализации.

Ориентируясь на то, что «системообразующим фактором любого педагогического процесса выступает его цель, понимаемая как многоуровневое явление», цель социально-педагогической реабилитации подростков с девиантным поведением в условиях специальных образовательных организаций закрытого типа - формирование их социально-личностной жизнеспособности [28]. Учитывая, что воспитательный процесс является динамической системой и динамика обусловлена меняющимся взаимодействием его субъектов, его содержание должно быть представлено в виде системы образовательно-воспитательных задач (В. А. Сластенин, В. И. Смирнов, Е. Н. Шиянов и др.). С учетом целевой и содержательной направленности нашего исследования в качестве средства формирования социально-личностной жизнеспособности подростков с девиа-нтным поведением выступают разнообразные по содержанию реабилитационно-воспи-тательные ситуации, которые в процессе смыслостроительства требуют от подростка проявления свойств субъекта жизнедеятельности и результат разрешения которых будет определять возможность его возвращения в социум и дальнейшую успешную социализацию. В связи с этим реабилитационно-воспитательная ситуация - это специально спланированная событийная жизненная личностно утверждающая ситуация, затрагивающая жизненные интересы подростка-девианта и принуждающая его к гармонизации своей социально-личностной жизнеспособности.

Методологическая база исследования

Методологическим основанием проектирования реабилитационно-воспитатель-ных ситуаций как средства формирования социально-личностной жизнеспособности

подростков с девиантным поведением в процессе социально-педагогической реабилитации выступили идеи теории личностно ориентированного образования (В. В. Сериков). Реализация идей личностного подхода в процессе формирования социально-личностной жизнеспособности подростков с девиантным поведением является необходимым условием формирования личностного опыта воспитанников, развития «ядра субъектности» с учетом его социальной ситуации в процессе социально-педагогической реабилитации. При определении средства формирования социально-личностной жизнеспособности подростков с девиантным поведением в специальных образовательных организациях закрытого типа мы также опирались на методологию событийного подхода в воспитании (Д. В. Григорьев, К. В. Дрозд, Е. М. Сафронова, В. В. Сериков, В. И. Слободчиков и др.) [2931], идея которого состоит в том, что все, что происходит в воспитательном процессе специальных образовательных организаций закрытого типа, должно носить событийный характер. Также в процессе исследования мы опирались на идеи компетентностного подхода в образовании. Теория и практика компетентностного подхода в сфере образования предполагает такое проектирование процесса образования, в ходе которого у обучающихся формируется целостный опыт решения трудных жизненных проблем, реализации ключевых личностных функций и социальных ролей, а также опыт овладения и осуществления самостоятельной деятельности в определенной области жизнедеятельности (В. А. Болотов, И. А. Зимняя, А. В. Хуторской и др.) [32, 33].

В зависимости от типов личностных коллизий и анализа реального опыта социально-педагогической реабилитации девиантных подростков в специальных образовательных организациях закрытого типа выделены следующие типы реабилитаци-онно-воспитательных ситуаций:

- ситуация успеха подростка в социально значимой деятельности, актуализирующая желание вновь пережить это чувство, преодолевая все трудности;

- ситуация «столкновения» подростка с событиями, миром вещей и поступков, в которой им переживается дефицит социально-личностной компетентности и пробуждается желание усовершенствовать себя;

- ситуация рефлексии собственного продвижения по пути гармонизации (модификации) своей социально-личностной жизнеспособности в процессе самоизменения;

- ситуация поиска мотивов и целей повседневной жизнедеятельности, жизненных смыслов и ценностей в открытом социуме для дальнейшей успешной социализации;

- ситуация анализа, оценки и поиска решения подростком жизненных проблем, существующих в открытом социуме и мешающих ему в дальнейшей успешной социализации;

- ситуация встречи подростка со «значимым ДРУГИМ», актуализирующая потребность воспитанников к самоизменению и саморазвитию.

Воспитанниками специальных образовательных организаций закрытого типа являются несовершеннолетние с девиантным поведением, которое заключается в неприятии и нарушении действующих социально-культурных норм повседневного бытия. В исследовании использовались обобщенные характеристики пассивной формы девиантного поведения (поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм человеческого общежития и проявляющееся в различных формах неприятия существующей социальной действительности) и активной формы девиантного поведения (поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку, здоровью и благополучию окружающих людей). В связи с этим проектирование и использование реабилитационно-воспитательных ситуаций должно носить дифференцированный характер с учетом формы проявления девиантного поведения и личностных особенностей подростков.

Так, для подростков с активной формой девиантного поведения рекомендуется такая последовательность реабилитационно-воспитательных ситуаций: а) ситуация успеха в социально значимой и личностно привлекающей деятельности, которая способствует возникновению желания вновь пережить успех, преодолевая все трудности; б) ситуация поиска жизненных ценностей, мотивов и целей собственной жизни в открытом социуме для дальнейшей успешной социализации; в) ситуация встречи со «значимым ДРУГИМ», актуализирующая потребность воспитанников к самоизменению и саморазвитию; г) ситуация рефлексии собственного продвижения в процессе гармонизации социально-личностной жизнеспособности как результата самосовершенствования. Для подростков с пассивной формой девиантного поведения рекомендуется такая последовательность реабилитационно-воспитательных ситуаций: а) ситуация встречи со «значимым ДРУГИМ», актуализирующая потребность воспитанников к самоизменению и саморазвитию; б) ситуация поиска жизненных ценностей, мотивов и целей собственной жизни в открытом социуме для дальнейшей успешной социализации; в) ситуация анализа, оценки и поиска решения жизненных проблем, существующих в открытом социуме и мешающих дальнейшей успешной социализации; г) ситуация «столкновения» подростка с событиями, миром вещей и поступков, в которой им переживается дефицит социально-личностной компетентности и пробуждается желание усовершенствовать себя.

Результаты исследования

Охарактеризовав содержательно-деятельностный компонент процесса формирования социально-личностной жизнеспособности подростков с девиантным поведением, рассмотрим соответствующие функции и принципы организации данного процесса. Традиционно функциями педагогического процесса являются (В. А. Сла-стенин, В. И. Смирнов, Е. Н. Шиянов и др.): образовательно-информационная; развивающая; воспитательная; ценностной ориентации (аксиологическая) и социальной адаптации. С учетом вышеизложенного:

- образовательно-информационная функция процесса формирования социально-личностной жизнеспособности подростков с девиантным поведением проявляется в формировании специфических знаний, умений и навыков, опыта репродуктивной и продуктивной творческой деятельности по жизненному самоопределению и личностному самостроительству, необходимых для разрешения реабилитационно-воспитательных ситуаций;

- развивающая функция процесса формирования социально-личностной жизнеспособности подростков с девиантным поведением реализуется в существенной перестройке смысловой сферы личности подростка на предмет жизненного самоопределения и саморефлексии как результат применения механизмов смыслоосознания и смыслотворчества при разрешении реабилитационно-воспитательных ситуаций;

- воспитательная функция процесса формирования социально-личностной жизнеспособности подростков с девиантным поведением проявляется в актуализации механизма самовоспитания с целью формирования личностных качеств, необходимых для социально одобряемой жизнедеятельности и осознанных и принятых в результате разрешения реабилитационно-воспитательных ситуаций;

- аксиологическая функция процесса формирования социально-личностной жизнеспособности подростков с девиантным поведением как одной из форм педагогического процесса проявляется в изменении жизненных установок и системы ценно-

стей в результате разрешения реабилитационно-воспитательных ситуаций как необходимого условия возвращения в социум и дальнейшей успешной социализации;

- функция социальной адаптации процесса формирования социально-личностной жизнеспособности подростков с девиантным поведением реализуется в гармонизации их социально-личностной жизнеспособности, без позитивного проявления которой невозможна успешная социализация.

Процесс формирования социально-личностной жизнеспособности подростков с де-виантным поведением в специальных образовательных организациях закрытого типа подчиняется общим принципам организации и функционирования педагогического процесса (целостный подход, непрерывность и целенаправленность воспитания; интеграция и дифференциация совместной деятельности педагогов и воспитанников; воспитание в коллективе), в то же время процесс формирования социально-личностной жизнеспособности также характеризуется специфическими принципами, обусловленными особенностями воспитательной среды специальных образовательных организаций закрытого типа и поставленной цели. К специфическим принципам процесса формирования социально-личностной жизнеспособности подростков с девиантным поведением в специальных образовательных организациях закрытого типа относятся:

- принцип развивающей направленности процесса формирования социально-личностной жизнеспособности подростков с девиантным поведением (содержание предъявляемых подростку с девиантным поведением реабилитационно-воспитательных ситуаций должно приводить к систематическому уточнению и детализации феномена личного благополучия через успешную социализацию и, соответственно, способствовать его социально-культурной идентификации в различных жизненных ситуациях);

- принцип актуализации личностной направленности процесса формирования социально-личностной жизнеспособности подростков с девиантным поведением (системообразующей идеей для всех реабилитационно-воспитательных ситуаций, предъявляемых подростку с девиантным поведением, должна стать экзистенциальная проблема «содержание феномена личного благополучия и способы его достижения в реальных ситуациях повседневной жизни как результат и содержание успешной социализации»);

- принцип актуализации компетентностной направленности процесса формирования социально-личностной жизнеспособности подростков с девиантным поведением (сочетание индивидуального проживания реабилитационно-воспитательных ситуаций и коллективной рефлексии возможных способов ее разрешения с целью оптимального проектирования индивидуальной стратегии поведения для успешной социализации).

Заключение

Соблюдение специфических принципов и функций организации процесса формирования социально-личностной жизнеспособности подростков с девиантным поведением в специальных образовательных организациях закрытого типа будет содействовать проявлению следующих личностных функций подростков (по В. В. Серикову) [34]: избирательность чужого и собственного опыта жизнедеятельности на предмет его ценности в сравнении с социокультурными установками, традициями и правилами; рефлексия собственной жизненной ситуации, самооценка своего поведения, статуса в коллективе, коммуникативной и деловой успешности в соответствии с социокультурными установками, традициями и правилами; соотношение существующего личностного опыта со стратегическими ценностями и планами личности - достижение состояния душевного и социального благополучия; саморегуляция и ответ-

ственность в принятии решения в разнообразных жизненных ситуациях с целью избегания проявления девиантного поведения и/или минимизации последствий возможных негативных воздействий окружающей социокультурной среды; потребность в самореализации через творчество и выход за пределы традиционности при проектировании индивидуальной стратегии жизнедеятельности для достижения состояния душевного и социального благополучия; умение быть свободным, самостоятельным, независимым от внешних авторитетов, ориентация в принятии жизненно важных решений на индивидуальные особенности и необходимость сохранения и поддержания своего душевного и социального благополучия.

Ссылки на источники

1. Лактионова А. И. Взаимосвязь жизнеспособности и социальной адаптации подростков: дис. ... канд. психол. наук. - M., 2G1G. - 184 с.

2. Mахнач А. В., Лактионова А. И. Личностные и поведенческие характеристики подростков как фактор их жизнеспособности и социальной адаптации II Психологический журнал. - 2G13. - Т. 34. - № 5. - С. 69-84.

3. Лактионова А. И., Mахнач А. В. Влияние факторов жизнеспособности на социальную адаптацию подростков II Ребенок в современном обществе I ред. Л. Ф. Обухова, E. Г. Юдина. - M.: Изд-во MГППУ, 2007. - С. 184-191.

4. Mахнач А. В. Жизнеспособность человека и семьи: социально-психологическая парадигма. - M.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016.

5. Anthony E. J. Risk, vulnerability, and resilience: An overview II The invulnerable child I E. J. Anthony, B. J. Cohler (Eds.). - N. Y.: Guilford Press, 1987. - P. 3-48.

6. Cairns R. B., Cairns B. D. Lifelines and risks: Pathways of youth in our time. - Cambridge: Cambridge University Press, 1994. - 165 р.

7. Rutter M. Resilience: Some conceptual considerations II Journal of Adolescent Health. - 1993. - V. 14. - P. 626-631.

8. Fraiser M. W., Richman J. M., Galinsky M. J. Risk, protection and resilience towards a conceptual framework for social work practice II Social Work Research. - 1999. - V. 23. - № 3. - P. 131-143.

9. Науменко Ю. В. Mетодология, концепция и технология здоровьеформирующего образования II Отечественная и зарубежная педагогика. -2G13. -№ 5(14). - С. 122.

1G. Там же. - С. 123.

11. Mахнач А. В. Исследование жизнеспособности человека: основные подходы и модели II Жизнеспособность человека: индивидуальные, профессиональные и социальные аспекты I отв. ред. А. В. Mахнач, Л. Г. Дикая. -M.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. - С. 46-71.

12. Гурьянова M. П. Концепция формирования жизнеспособной личности в условиях сельского социума. - M.: Пед. о-во России, 2005. - 48 с.

13. Рыльская E. А. Психические детерминанты жизнеспособности человека: онтологический контекст II Вестник Челябинского гос. пед. ун-та. - 2GG9. - № 8. - С. 87-96.

14. Нестерова А. А. Социально-психологический подход к пониманию конструкта «жизнеспособность личности» II Жизнеспособность человека: индивидуальные, профессиональные и социальные аспекты I отв. ред. А. В. Mахнач, Л. Г. Дикая. - С. 71-88.

15. Шубникова E. Г. Педагогическая профилактика зависимого поведения детей и молодежи: формирование жизнеспособности II Жизнеспособность человека: индивидуальные, профессиональные и социальные аспекты I отв. ред. А. В. Mахнач, Л. Г. Дикая. - С. 508-S22.

16. Тищенко E. Я. Социально-педагогическая реабилитация осужденных. - Eкатеринбург: УИСО, 2GG7. - 162 с.

17. Торбина M. Б. Социально-педагогическая реабилитация девочек-подростков в учреждениях социальной защиты: дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2GG2. - 182 с.

18. Ушакова Т. О. Социально-педагогическая реабилитация младших подростков группы риска средствами имитационной игры: дис. ... канд. пед. наук. - M., 2G1G. - 223 c.

19. Карпова И. А. Социально-педагогическая реабилитация безнадзорных детей в условиях социального приюта: дис. ... канд. пед. наук. - M., 2GGS. - 179 с.

2G. Тарханова И. Ю. Социально-педагогическая реабилитация безнадзорных подростков: дис. ... канд. пед. наук. -Ярославль, 2005. - 200 с.

21. Антакова Н. В. Психолого-педагогические условия эффективности социально-педагогической реабилитации детей: дис. ... канд. пед. наук. - Eкатеринбург, 1999. - 171 с.

22. Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. - M.: ТЦ Сфера, 2004. - 480 с.

23. Обухова E. А. Социально-педагогическая реабилитация подростков девиантного поведения в условиях общеобразовательного учреждения: дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2000. - 200 с.

24. Аргунова Т. П. Интеграция детей-инвалидов в социум посредством социально-педагогической реабилитации: дис. ... канд. пед. наук. - Якутск, 2009. - 179 с.

25. Маврина Э. А. Социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних в специализированных учреждениях: на примере Республики Татарстан: дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 2009. - 197 с.

26. Галагузова Ю. Н., Москвина Е. В. Социально-педагогическая реабилитация подростков делинквентного поведения в специальном учебно-воспитательном учреждении // Педагогическое образование и наука. - 2016. - № 5. - С. 72-77.

27. Макарьев И. С. Социально-педагогическая реабилитация подростков с личностными деформациями в условиях учреждений начального профессионального образования: дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2010. - 218 с.

28. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. - М.: Академия, 2002. - 576 с.

29. Григорьев Д. В. Создание воспитательного пространства: событийный подход // Современные гуманитарные подходы в теории и практике воспитания: сб. науч. ст. / сост. и отв. ред. Д. В. Григорьев, ред. Е. И. Соколова. - Пермь, 2001. - С. 77-88.

30. Дрозд К. В. Воспитание у подростков эстетического самоопределения на основе событийного подхода: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2007. - 208 с.

31. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе. - М.: Школа-Пресс, 2000. - 304 с.

32. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 42 с.

33. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. -2003. - № 10. - С. 8-14.

34. Сериков В. В. Образование и личность: теория и практика проектирования педагогических систем. - М., 1999. - 272 с.

Mariya E. Paatova

Candidate of Science (Pedagogy), Associate Professor, Social Service and Tourism Chair, Adygea State University, Maikop, Russia The principles and functions of social and personal viability formation in teenagers with deviant behavior in special educational institutions of closed type

Abstract. In modern sociocultural conditions, high growth of juvenile crime in general, and recurrent juvenile crime in particular, is stated. The problem of unpreparedness of adolescents with deviant behavior after graduation from special educational institutions of closed type to cope with independent life in society remains relevant. In the article, the author considers social-personal viability as integrative personal quality that characterizes the individual's readiness for self-determination (moral, personal, professional, social) according to his own life scenario, as well as willingness to control this scenario and bear responsibility for the results of his decisions concerning life self-determination. The purpose of social-pedagogical rehabilitation of adolescents with deviant behavior is the formation of their social and personal viability. As a means of forming social and personal viability of teenagers with deviant behavior are considered diverse rehabilitation educational situations, which require from an adolescent to show life subject properties in the process of senses / meanings construction and the result of their solution will determine the possibility of his return into society and further successful socialization. The article presents the results of special closed type educational organizations teachers' questioning, the purpose of which was to determine the level of teachers' awareness of the essence of social and pedagogical rehabilitation of adolescents with deviant behavior. The article reveals the essential characteristics of the concepts of "social and personal viability of adolescents with deviant behavior", "rehabilitation and educational situation", "social and pedagogical rehabilitation of adolescents with deviant behavior", substantiates the author's view on this problem. The detailed characteristic of specific principles and functions of social and personal viability formation process among teenagers with deviant behavior in special educational organizations of the closed type is presented.

Key words: social-personal viability, deviant teenagers, social-pedagogical rehabilitation, rehabilitation educational situation, special educational organization of closed type.

Научно-методический электронный журнал «Концепт» (раздел 13.00.00 Педагогические науки) с 06.06.2017 включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (перечень ВАК Российской Федерации).

www.e-koncept.ru

Библиографическое описание статьи:

Паатова М. Э. Принципы и функции социально-педагогической реабилитации подростков с девиантным поведением в специальных образовательных организациях закрытого типа//Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 6 (июнь). - С. 369-377. - URL: http://e-koncept.ru/2018/181032.htm.

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2018 © Паатова М. Э., 2018

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9772304120180

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.