УДК 37. 013.42 ББК 74.66 П 12
М.Э. Паатова
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы и туризма факультета социальных технологий и туризма Адыгейского государственного университета; E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗАКРЫТОГО ТИПА
( Рецензирована )
Аннотация. В статье представлены теоретико-методологические основы формирования социально-личностной жизнеспособности подростков с де-виантным поведением в процессе социально-педагогической реабилитации. Дано авторское определение понятий «социально-педагогическая реабилитация девиантных подростков», «социально-личностная жизнеспособность», «реабилитационно-воспитательные ситуации». Описаны средства социально-педагогической реабилитации девиантных подростков в условиях специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа — реабилитационно-воспитательные ситуации; раскрываются психологические механизмы разрешения реабилитационно-воспитательных ситуаций.
Ключевые слова: социально-педагогическая реабилитация, специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, девиантное поведение, реабилитационно-воспитательные ситуации, социально-личностная жизнеспособность.
М.Е. Paatova
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Social Work and Tourism Department, Faculty of Social Technologies and Tourism, Adyghe State University; E-mail: [email protected]
FORMATION OF SOCIAL AND PERSONAL VIABILITY IN THE COURSE OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL REHABILITATION OF DEVIANT TEENAGERS IN INSTITUTIONS OF THE CLOSED TYPE
Abstract. The paper presents the theoretical and methodological bases to form social and personal viability in teenagers with deviant behavior in the course of social and pedagogical rehabilitation. The author gives definition of the concepts "social and pedagogical rehabilitation of deviant teenagers", "social and personal viability", and "rehabilitation and educational situations". Means of social and pedagogical rehabilitation of deviant teenagers in the special teaching and educational institutions of the closed type - rehabilitation and educational situations - are described. Psychological mechanisms of dealing with rehabilitation and educational situations are disclosed.
Keywords: social and pedagogical rehabilitation, special teaching and educational institutions of the closed type, deviant behavior, rehabilitation and educational situations, social and personal viability.
Проектирование учебно-
воспитательного процесса в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа постоянно критикуется, вследствие того, что он не в полной мере формирует готовность воспитанника к противостоянию факторов повторной преступности в постинтенатный период. В связи с этим возникает острая необходимость переориентирования процесса социально -педагогической реабилитации подростков с деви-антным поведением учреждений закрытого типа на гуманистическую парадигму, что наиболее эффективно проявляется в формировании у подростков позитивных навыков социально-личностной жизнеспособности.
Так специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа занимают в нашей стране особое место в системе профилактики деструктивных общественно-опасных форм поведения несовершеннолетних. Понимание процесса формирования социально-личностной жизнеспособности де-виантных подростков как результата их социально-педагогической реабилитации требует «внимательного учета всех особенностей среды и контекста, в которых проявляется тот или иной тип поведения» (М. Ungar, 2007).
В настоящее время в аспекте гуманистической педагогики сложился ряд концептуальных подходов к проблеме реабилитации дезадаптированных детей и подростков:
- антропологический подход (Ю.А. Клейберг, Р.В. Овчарова, В.Г. Степанов, И.Я. Фурманов и др.);
- социально-педагогический подход (С.А. Беличева, Б.Г. Гершун-ский, М.В. Жданова, С.А. Расчетина, A.B. Гордеева, H.JI. Селиванова, Ю.П. Сокольников, H.A. Поздее-ва, H.A. Толстова, А.Б. Чистова, JI.M. Шипицына и др.);
- коррекционный подход (Г.Ф. Кумарина, К.С. Лебединская, М.М. Райская, Г.В. Грибанова и др.);
- личностно-ориентированный подход (Г.М. Иващенко, Р.В. Овчарова и др.).
В рамках этих подходов даются различные определения понятия «социально-педагогическая реабилитация». Приведем примеры, наиболее часто встречающиеся в психо лого-педагогической литературе:
- социально-педагогическая реабилитация детей с отклонениями в поведении является процессом восстановления физического, психического и нравственного здоровья и механизмов социализации личности с учетом влияния биологических и социальных факторов на поведенческие реакции ребенка (Н.В. Антакова, 1999);
- социально-педагогическая реабилитация детей «группы риска» представляет собой педагогическое воздействие на ребенка, направленное на восстановление дееспособности, жизнерадостности, личностной активности, веры в свои силы и снятие дезадаптированности (Т.П. Калиновская, 1999);
- социально-педагогическая реабилитация подростков девиантно-го поведения - это комплекс мер профессионального, медицинского, психо лого-педагогического и социально-бытового характера, направленных на успешное и как можно раннее возвращение деза-даптантов к общественно-полезной деятельности (Е.А. Обухова, 2000);
- социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних с общественно опасным поведением - это социальный процесс, обеспечивающий соответствие поведения индивида требованиям, предъявляемым ему обществом, отраженным в социальных нормах, законах и правилах социального общежития, выработку активной жизненной позиции, усвоение социально полезных ролей, осознание социального статуса гражданина и связанного с ним ролевого поведения как формы реализации индивидуальных
возможностей ЛИЧНОСТИ В условиях микросреды (группы, трудового коллектива) (Е.А. Тищенко, 2001);
- социально-педагогическая реабилитация детей с девиантным поведением на основе субъект-субъектных отношений есть комплексное средство преодоления де-виантного поведения, включающее помощь, социальный контроль, сопровождение, профилактику, коррекцию (С.А. Косабуцкая, 2004);
- социально-педагогическая реабилитация безнадзорных подростков - это процесс восстановления подростка в качестве активного социального субъекта и субъекта формирующей деятельности, формирование личностных качеств ребенка, его активной жизненной позиции, навыков самообслуживания, правил поведения в обществе, интересу к получению образования (И.Ю. Тарханова, 2005);
- социально-педагогическая реабилитация должна рассматриваться как педагогический процесс реализации системы мер, направленных на выявление внутренних ресурсов личности несовершеннолетнего, восстановление, коррекцию или компенсацию нарушенных психофизических и социальных функций, социального статуса и активизацию его жизнедеятельности в социуме, формирование положительного социального опыта, социально-ценностных отношений, способствующих преодолению трудных, критических ситуаций (Э.А. Маврина, 2009);
- социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних -это процесс, основанный на создании условий, которые обогащают их субъективный опыт; актуализируют их потребность в использовании всех внутренних сил собственной личности для продуктивного решения возникающих проблем; стимулируют их к выбору оптимального пути социализации (Т.П. Аргунова, 2009);
- социально-педагогическая реабилитация подростков с личност-
ными деформациями представляет собой систему мер, направленных на устранение или ослабление влияния неблагоприятных факторов среды, устранение деформаций личности, изменение поведения, восстановление статуса личности, оказание помощи в освоении социальных ролей и получении подростками начального профессионального образования на основе переобучения, перевоспитания, ресоциализации (И.С. Макарьев, 2010).
Таким образом, видно, что понятие «социально-педагогическая реабилитация подростков с девиантным поведением» активно используется в педагогических исследованиях и при проектировании реальной педагогической практики. В то же время бессистемная вариативность и несравнимость приведенных выше определений понятия «социально-педагогическая реабилитация подростков с девиантным поведением», а также отсутствие родо-видовой связи со сложившейся педагогической терминологией превращают реальное педагогическое явление «социально-педагогическая реабилитация подростков с девиантным поведением» в иррациональность, порожденную теоретическими рассуждениями отдельных исследований.
По нашему мнению, причина кроется в несоблюдении логических правил при определении понятия (В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, В.А. Сластенин, A.M. Новиков, К.Д. Чермит и др.) [1-5].
Мы предлагаем определение понятия «социально-педагогическая реабилитация подростков с девиантным поведением» через родовидовое отличие, благодаря чему оно станет не только явным, но и будет интегрировано в существующую систему педагогических дефиниций.
Социально-педагогическая реабилитация девиантных подростков в специальных учебно-воспитательных учреждениях - это специально
организованный педагогический процесс в рамках общего образования, направленный на определенные изменения в ценностно-смысловой сфере личности подростков с де-виантным поведением (ценностные ориентации и жизненные перспективы, средства и способы их достижения) с целью формирования их социально-личностной жизнеспособности для позитивного возвращения в социум и дальнейшей успешной социализации.
Согласно предложенному определению целью социально-педагогической реабилитации
девиантных подростков в специальных учебно-воспитательных учреждениях как педагогического процесса является формирование социально-личностной жизнеспособности подростков-девиантов как необходимого условия их позитивного возвращения в социум и дальнейшей успешной социализации.
Под социально-личностной жизнеспособностью личности мы понимаем особое системное личностное качество, характеризующее готовность индивидуума к самоопределению (нравственному, личностному, социальному, профессиональному) в проектируемом жизненном сценарии, также готовность модифицировать этот сценарий и нести ответственность за результаты своих решений по жизненному самоопределению [6].
С учетом целевой и содержательной направленности нашего исс ле до -вания в качестве «единицы» содержания социально-педагогическая реабилитация девиантных подростков в специальных учебно-воспитательных учреждениях как педагогического процесса мы будем рассматривать реабилитационно-воспитательную ситуацию.
При выборе «единицы» содержания социально-педагогической реабилитации девиантных подростков в специальных учебно-воспитательных учреждениях мы опирались на методологию
событийного подхода в воспитании (Д.В. Григорьев, К.В. Дрозд, Л.И. Новикова, Е.М. Сафронова, В.В. Сериков и др.), в котором упор делается не на мероприятия, а на яркие, эмоционально насыщенные, лично и общественно значимые совместные дела педагога и воспитанников как источник нового личностного опыта, его обновления в результате встречи с ДРУГОЙ личностью и с иной культурой, которая затрагивает, деформирует, развивает мышление и поведение [7-8].
Волгоградская школа личност-но ориентированного образования под руководством В.В. Серикова (C.B. Белова, В.И. Данильчук, Е.А. Крюкова и др.) рассматривает событийную воспитательную ситуацию как особый педагогический механизм, который ставит воспитанника в новые условия, трансформирующие привычный ход его жизнедеятельности и требующие от него новой модели поведения в результате рефлексии, осмысления и переосмысления сложившийся ситуации [8-11].
Поэтому под реабилитационно-воспитательной ситуацией как «единицей» социально-педагогической реабилитации девиантных подростков в специальных учебно-воспитательных учреждениях мы будем понимать специально спланированную событийную жизненную л ичностно-утверждающую ситуацию, затрагивающую жизненные интересы подростка-девианта и принуждающую его к гармонизации (модификации) своей социально-личностной жизнеспособности [12].
C.B. Белова, В.И. Данильчук, Е.А. Крюкова, В.В. Сериков и др. в зависимости от типов личностных коллизий выделяют следующие личностно-утверждающие ситуации: «ситуация-поступок», «ситуация-самоизменение», «ситуация-самовосстановление» и др. [8-11].
Опираясь на данную типологию и анализ реального опыта социально -педагогической реабилитации девиантных подростков в специальных учебно-воспитательных учреждениях (Раифское специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным поведением закрытого типа Республики Татарстан и Майкопское специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным поведением закрытого типа Республики Адыгея), выделяем следующие виды реабилитационно-воспитательных ситуаций:
- ситуация успеха воспитанника в социально значимой деятельности;
- ситуация «столкновения» с событиями, миром вещей и поступков;
- ситуация рефлексии собственного продвижения по пути гармонизации своей социально-личностной жизнеспособности;
- ситуация поиска мотивов и целей повседневной жизнедеятельности;
- ситуация встречи с ДРУГОЙ личностью, актуализирующая потребность воспитанников к самоизменению и саморазвитию [13].
Субъектами социально-педагогической реабилитации в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа являются несовершеннолетние с девиантным поведением в пассивной и активной формах [12]. Следовательно, проектирование и использование реабилитационно-воспитательных ситуаций должно носить дифференцированный характер с учетом формы проявления девиантного поведения.
Анализ существующей практики социально-педагогической реабилитации подростков-
девиантов в специальных учебно-воспитательных заведениях
(Раифское специальное учебно-воспитательное учреждение для
обучающихся с девиантным поведением закрытого типа Республики Татарстан и Майкопское специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным поведением закрытого типа Республики Адыгея) и результатов реализованной нами экспериментальной работы позволяет нам утверждать, что:
- основным психологическим механизмом разрешения реабилитационно-воспитательных ситуаций для подростков с активной формой девиантного поведения выступает смыслоосознание в ситуации жизненного выбора и принятия решений с учетом индивидуальных особенностей социально-личностной жизнеспособности;
- основным психологическим механизмом разрешения реабилитационно-воспитательных ситуаций для подростков с пассивной формой девиантного поведения выступает смыслотворчество в ситуации проектирования социально одобряемого образа жизни.
Таким образом, социально-педагогическая реабилитация нарушений социально-личностной жизнеспособности девиантных подростков, выражающихся в его неготовности к позитивному самоизменению в конкретных жизненных ситуациях, заключается в формировании у подростка конструктивных способов разрешения трудных жизненных ситуаций, предъявляемых педагогом в виде определенной последовательности реабилитационно-воспитательных ситуаций. Технология социально-педагогической реабилитации девиантных подростков базируется на механизмах смыслостроитель-ства, развертывающихся в логике воспитательных «событий», в основе которых лежит коллизийно-стрессовая ситуация, снижающая привлекательность асоциальных моделей поведения и требующая присвоения просоциальных образцов жизнедеятельности.
Примечания:
1. Загвязинский В.И. О связи методологии и технологии в педагогическом исследовании // Образование и наука. 2015. № 5. С. 4-14.
2. Краевский В.В. Методология педагогики: пособие для педагогов-исследователей. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2001. 244 с.
3. Новиков A.M. Методология образования. 2-е изд. М.: Эгвес, 2006. 488 с.
4. Сластенин В.А., Исаев И.Ф. Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2002. 576 с.
5. Чермит К.Д. Методология и методика психолого-педагогических исследований: опорные схемы: учеб. пособие. М.: НОУ ВПО «МПСУ», 2012. 208 с.
6. Науменко Ю.В. Здоровьеформирующая функция образовательного процесса в школе: монография. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2008.
7. Сафронова Е.М. Воспитательная деятельность в общеобразовательной школе: специфика, структура, функции: монография. Волгоград: Перемена, 2004. 324 с.
8. Сериков В.В. Образование и личность: теория и практика проектирования педагогических систем. М., 1999. С. 88-122.
9. Белова С.В. Теория гуманитарного образования в контексте педагогической парадигмальной множественности // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2006. № 1. С. 33-37.
10. Данильчук В.И. Личностно-гуманитарная парадигма в построении частных методик // Известия Российской академии образования. 2000. № 1. С. 50.
11. Крюкова Е.А. Теоретическое проектирование и применение личностно-развивающих педагогических средств: дис. ... д-ра пед. наук. Волгоград, 2000. 251 с.
12. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е изд., испр. М.: Смысл, 2003. 487 с.
References:
1. Zagvyazinsky V.I. On the relationship between methodology and technology in pedagogical research // Education and science. 2015. No. 5. P. 4-14.
2. Krayevsky V.V. Pedagogic methodology: a guide for teachers and researchers. Cheboksary: Publishing house of the Chuvash University, 2001. 244 pp.
3. Novikov A.M. Education methodology. 2nd ed. M.: Egves, 2006. 488 pp.
4. Slastenin V.A., Isaev I.F., Shiyanov E.N. Pedagogy: a textbook. A manual for students of higher ped. institutions / ed. by V.A. Slastenin. M.: Academia, 2002. 576 pp.
5. Chermit K.D. Methodology and methods of psychological and educational studies: support schemes: a manual. M.: NOU VPO MPSU, 2012. 208 pp.
6. Naumenko Yu.V. Health-forming function of the educational process at school: a monograph. Volgograd: VGIPK Publishing house, 2008.
7. Safronova E.M. Educational activity in a comprehensive school: specifics, structure and functions: a monograph. Volgograd: Peremena, 2004. 324 pp.
8. Serikov V.V. Education and personality: theory and practice of designing educational systems. M., 1999, P. 88-122.
9. Belova S.V. Theory of humanitarian education in the context of pedagogical paradigmatic multiplicity // Proceedings of Volgograd State Pedagogical University. 2006. No. 1. P. 33-37.
10. Danilchuk V.I. Personal and humanitarian paradigm in the construction of private methods // Proceedings of the Russian Academy of Education. 2000. No. 1. P. 50.
11. Kryukova E.A. Theoretical design and the use of student-developing pedagogical means: Diss, for the Dr. of Pedagogy degree. Volgograd, 2000. 251 pp.
12. Leontyev D.A. Psychology of meaning: nature, structure and dynamics of the sense reality. 2nd ed., rev. M.: Smysl, 2003. 487 pp.