Научная статья на тему 'Социально-педагогическая реабилитация девиантных подростков в контексте личностно ориентированной парадигмы образования'

Социально-педагогическая реабилитация девиантных подростков в контексте личностно ориентированной парадигмы образования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
723
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / РЕАБИЛИТАЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕАБИЛИТАЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / УЧРЕЖДЕНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА / ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД / SOCIAL AND PEDAGOGICAL REHABILITATION / REHABILITATION AND EDUCATIONAL ACTIVITY / REHABILITATION AND EDUCATIONAL SITUATION / INSTITUTIONS OF THE CLOSED TYPE / PERSONAL APPROACH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Паатова Мария Эдуардовна, Дёмкина Елена Владимировна

В статье рассматривается процессуальная характеристика социально-педагогической реабилитации девиантных подростков в контексте личностно ориентированной парадигмы образования; предложен авторский подход к организации социально-педагогической реабилитации подростков с девиантным (общественно-опасным) поведением в условиях специальных учебно-воспитательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Паатова Мария Эдуардовна, Дёмкина Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND PEDAGOGICAL REHABILITATION OF DEVIANT TEENAGERS IN THE CONTEXT OF PERSONALLY FOCUSED PARADIGM OF EDUCATION

The paper describes the procedural characteristic of social and pedagogical rehabilitation of deviant teenagers in a context of personally focused paradigm of education. The authors propose a new approach to the organization of social and pedagogical rehabilitation of teenagers with deviant (socially dangerous) behavior in the conditions of special educational institutions.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогическая реабилитация девиантных подростков в контексте личностно ориентированной парадигмы образования»

УДК 371.4 ББК 74.200.44 П 12

М.Э. Паатова

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и социальной психологии факультета социальных технологий и туризма Адыгейского государственного университета; Email: mpaatova@mail. ru

Е.В. Дёмкина

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и социальной психологии факультета социальных технологий и туризма Адыгейского государственного университета; Email: demkina72@mail.ru

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ В КОНТЕКСТЕ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПАРАДИГМЫ

ОБРАЗОВАНИЯ

(Рецензирована)

Аннотация. В статье рассматривается процессуальная характеристика социальнопедагогической реабилитации девиантных подростков в контексте личностно ориентированной парадигмы образования; предложен авторский подход к организации социально-педагогической реабилитации подростков с девиантным (общественно-опасным) поведением в условиях специальных учебно-воспитательных учреждений.

Ключевые слова: социально-педагогическая реабилитация, реабилитационно-

воспитательная деятельность, реабилитационно-воспитательная ситуация, учреждения закрытого типа, личностный подход.

M.E. Paatova

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Pedagogy and Social Psychology Department of Faculty of Social Technologies and Tourism, Adyghe State University; E-mail: mpaatova@mail. ru

E.V. Denikina

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Pedagogy and Social Psychology Department of Faculty of Social Technologies and Tourism, Adyghe State University; E-mail: demkina72@mail. ru

SOCIAL AND PEDAGOGICAL REHABILITATION OF DEVIANT TEENAGERS IN

THE CONTEXT OF PERSONALLY FOCUSED PARADIGM OF EDUCATION

Abstract. The paper describes the procedural characteristic of social and pedagogical rehabilitation of deviant teenagers in a context of personally focused paradigm of education. The authors propose a new approach to the organization of social and pedagogical rehabilitation of teenagers with deviant (socially dangerous) behavior in the conditions of special educational institutions.

Keywords: social and pedagogical rehabilitation, rehabilitation and educational activity, rehabilitation and educational situation, institutions of the closed type, personal approach.

Каждое общество имеет свою определенную систему норм (ценностей), включающих требования к поведению и обязанности членов данного общества. Социальные нормы формируются неизбежно как следствие коммуникации и кооперации людей, они являются основополагающей составной частью любой формы социализации человека. Особенностью социальных норм является то, что они выступают как фактор воспитания, они влияют на социальное развитие личности (А.Б. Петрова). Под влиянием объективных условий и субъективных моментов каждый человек вырабатывает и реализует индивидуальную, личностную систему норм, которая может не совпадать с существующими в обществе

представлениями о ценностях и нормах. По мнению Ю.А. Клейберга, поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм, называется отклоняющимся (девиантным).

Деструктивные процессы, происходящие в обществе, очень болезненны вообще для людей старшего возраста, а тем более - весьма опасны для подрастающего поколения. Для подростков, внутренние структуры, которых еще не сформировались в гармонический и устоявшийся «ансамбль», чрезвычайно опасна общественная неустойчивость, которая имеет место в процессе интериоризации индивидом социальных норм и смыслов. Деструктуризация социальных структур может восприниматься подростками как норма жизни (А.М. Печенюк). Данные негативные тенденции в современном российском обществе объективно спровоцировали процесс актуализации научно-теоретических и практических исследований в области ювенальной девиантности и разработки институциональной государственной политики превентивного реагирования.

К людям, чье поведение можно охарактеризовать как девиантное, могут применяться разные формы и методы воздействия. Социальный контроль может осуществляться правовыми органами, которые используют принудительные меры; разнообразными социальными институтами и организациями, где за отклоняющееся поведение предусмотрены экономические или организационные санкции; выражаться в форме общественного мнения. В настоящее время существуют три института социального контроля: обособление - ограничение контактов девианта с другими людьми, при этом он не полностью изолирован от общества, что позволяет девиантам досрочно получить освобождение, когда они готовы следовать нормам общества; изоляция - применяется с целью отлучения девианта от других людей; реабилитация - девианты могут подготовиться к возвращению к нормальной жизни.

В настоящее время во всех цивилизационных странах, включая Россию, наметилась тенденция гуманизации превентивной практики, направленной на предупреждение преступности и других форм девиантного поведения детей и подростков. Однако необходимо констатировать тот факт, что тенденция превентивной практики, т.е. направленной на предупреждение преступности и других форм отклонений, носит так называемый охраннозащитный характер.

Профилактика правонарушений несовершеннолетних есть не только одна из наиболее важных сторон их социализации, но и процесса искоренения преступности в стране в целом. В настоящее время определение несовершеннолетних правонарушителей в закрытые учебновоспитательные учреждения системы образования является наиболее распространенным способом профилактики безнадзорности и правонарушений. Министерство образования и науки Российской Федерации ориентирует данные специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа для девиантных подростков (спец ПУ) на обеспечение психологической, социальной, педагогической и медицинской реабилитации.

В период пребывания в данных учреждениях подросток оказывается в условиях социальной изоляции. Изоляция от общества связана с принудительным изменением образа жизни и включением несовершеннолетнего в новые для него социальные процессы: особым образом регулируемое общеобразовательное и профессиональное обучение, строгое подчинение режиму. Длительность эмоциональной и социальной депривации в заведении закрытого типа наносит психологический ущерб последующему психосоциальному развитию детей, так как в первую очередь приходится на подростково-юношеский период, характеризующийся особой «сензитивностью» к лишению межличностных взаимоотношений. Характерной чертой, сложившейся в стране учебно-воспитательной системы, особенно для детей, находящихся на государственном обеспечении, выступает императивность, монологичность и закрытость.

При разработке реабилитационно-воспитательной системы учреждений закрытого типа в качестве исходного основания нами был выбран личностный подход. Методологические функции личностного подхода проявились в таких позициях, как:

понимание личности как самодетерминированной целостности, выполняющей специфическую роль в жизнедеятельности человека и социума, что не допускает ее редукции к набору «социально значимых» черт; «в проектировании ситуационно-событийного смыслообразующегося механизма развития личности в отличие от «предписанной» внешней деятельности, якобы способной сформировать человека с «требуемым» типом сознания и набором личностных качеств» (В.В. Сериков).

Анализируя практику учебно-воспитательного процесса в закрытых учреждениях, нельзя не обратить внимание на следующее обстоятельство. Сотрудники специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа не различают понятий «исправление» и «реабилитация», ориентируясь при этом на первое понятие, потому что, на их взгляд, именно оно целиком отвечает целям и задачам их деятельности. Под исправлением понимается изменение поведения воспитанника в лучшую сторону (послушание, дисциплинированность, добросовестность, прилежание в учебе, труде). При этом воспитатели понимают, что «исправленность» часто является следствием хорошей адаптации воспитанников к условиям учреждений закрытого типа, приспособлением воспитанника к предъявляемым требованиям, режиму. Такие «исправившиеся» воспитанники (нередко активисты и опора воспитателя) втихомолку нарушают режим, курят, употребляют спиртное, насаждают культ силы, а выйдя из учреждения закрытого типа, с удвоенной энергией принимаются за прежний образ жизни, стараясь действовать осторожнее. Иное дело, когда исправлению предшествует реабилитация. В этом случае речь идет не столько об изменении поведения в лучшую сторону, сколько об изменении личности (в первую очередь), а затем уже и об изменении поведения как следствия и показателя изменений в личности.

В связи с различными смыслами этих терминов, довольно близких друг другу, имеются глубокие различия в воспитательной работе, следствием и результатом которой является социально-педагогическая реабилитация. Если в первом случае деятельность воспитателя, его требования направлены на выработку требуемых им форм поведения, то речь идет о формальном, на наш взгляд, поверхностном педагогическом эффекте. Во втором случае предусматривается глубокая перестройка личности и, как следствие, перестройка поведения в лучшую сторону.

По мнению Е.Я. Тищенко, «социально-педагогическая реабилитация - это процесс, объединяющий действия по социальной и педагогической реабилитации. «Возможность такого объединения объясняется наличием общих составляющих, - поясняет автор, -ресоциализация в педагогической реабилитации и научение действиям социальных ролей в социальной реабилитации» [1]. Далее автор дает следующее определение: «Социальнопедагогическая реабилитация - это социальный процесс, обеспечивающий соответствие поведения индивида требованиям, предъявляемым ему обществом, отраженным в социальных нормах, законах и правилах социального общежития, выработку активной жизненной позиции, усвоение социально полезных ролей, осознание социального статуса гражданина и связанного с ним ролевого поведения как формы реализации индивидуальных возможностей личности в условиях микросреды (группы, трудового коллектива)» [1]. Наиболее эффективно, по мнению А.М. Печенюка, социально-педагогическая реабилитация протекает в условиях гуманизированной воспитательной системы, которая изначально ориентирована на личность каждого ребенка, на восстановление и развитие его способностей, на создание особой обстановки социальной защищенности и творческого содружества воспитателей и воспитанников, что значительно влияет на развитие внутреннего реабилитационного потенциала.

Таким образом, социально-педагогическая реабилитация - это система мер воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности, активной жизненной позиции подростка, способствующей успешной социализации. В связи с чем результатом процесса социально-педагогической реабилитации детей и подростков выступают определенные изменения: в мотивационной сфере поведения деятельности; в целевых установках, ценностных ориентациях и жизненных перспективах; в

средствах и способах их достижения; в результате их достижений и отношений ребенка к ним.

Исходя из этой методологической установки мы выявили основные факторы, влияющие на социализацию личности подростка в учреждении закрытого типа, а именно: специфика «закрытого» учебного заведения - режимные требования, изоляция воспитанников от широкого окружения, существенно ограничивают социальную ситуацию развития подростков; жесткая регламентация жизнедеятельности, отсутствие «событийности» в повседневной жизни учреждения; вынужденная ориентация воспитанников на официально принятые нормативы, которые нередко носят условноатрибутный характер, категоричны или односторонни; дефицит индивидуализированного общения со взрослыми, повышенная контактность общения, отсутствие возможностей для релаксации, снятия негативного психического напряжения; жесткая итрагрупповая неформальная структура власти в «закрытых» заведениях, предписывающая воспитаннику определенные нормы и правила поведения, заметно примитивизирует и огрубляет межличностные отношения как среди воспитанников, так и воспитанников с воспитателями; преобладания негативного эмоционального фона в системе межличностных взаимоотношений оказывают негативное воздействие на адекватную социализацию развивающейся личности [2].

Социальная депривация в данных учреждениях является причиной деструкций в ходе созревания психофизиологических функций и процессов, обуславливает формирование таких негативных личностных образований, как страхи, невротические и психопоталогические комплексы, коммуникативных барьеров, общих деструктивных тенденций. Данные явления негативно влияют на постинтернатную адаптацию подростков, на характер дальнейшего жизненного пути подростка.

В условиях учреждений закрытого типа прямые и косвенные десоциализирующие факторы среды не создают необходимых условий для «запуска» ведущих психологических механизмов развития личности подростка с девиантным поведением. На наш взгляд, девиантный характер поведения подростков только лишь усиливается. В сложившейся ситуации работа с воспитанниками базируется на системе внешней регуляции поведения (принуждение, ограничение, запреты, игнорирование), и, в первую очередь, нацелено на подавление внутренней активности личности подростка, что порождает в свою очередь различные формы протестного поведения среди воспитанников, выражающегося в виде физической и вербальной агрессии, негативизма, непринятия, сопротивления, отсутствия желания идти на контакт, побегов из учреждения.

Особенности подросткового возраста, опыт асоциального поведения, условия принудительной социальной изоляции составляют достаточно сложный комплекс проблем, стоящих на пути процесса воспитания подростков с девиантным поведением, их реабилитации в условиях учреждений закрытого типа. Такая ситуация, на наш взгляд, выдвигает потребность ориентирования процесса социально-педагогической реабилитации девиантных подростков учреждений закрытого типа на личностно ориентированную парадигму, выражающуюся в актуализации сил саморазвития, самовосстановления, самосовершенствования и позитивного самоизменения подростков.

Целью социально-педагогического реабилитационного процесса в данном контексте должно быть формирование у подростков потребности в саморазвитии и самоизменении как проявления интегративных качеств личности. Решение реабилитационных задач осуществляется с опорой на внутренние ресурсы личности, ее стремление к самореализации и признанию в социуме. Ориентируясь в данном случае на концепцию личностно развивающего образования В.В. Серикова, исходным пунктом которой выступает представление о личности как о цели и факторе образовательного процесса, где речь идет не о формировании личности с заданными свойствами, а о создании условий для полноценного проявления и развития личностных функций (избирательности, рефлексии, смыслоопределения, ориентации на другого, саморегуляции, ответственности) субъектов

образовательного процесса в контексте рассматриваемой теории образование, ориентированное на личность, достигает своей цели в такой степени, в какой создает целостную ситуацию воспитания, востребующую проявление социальной позиции личности, сил ее саморазвития. Феномен «востребованности» субъективной реальности проявляет гуманистическую сущность любой деятельности, имеющей отношение к человеку [3].

В процессе организации педагогом реабилитационной деятельности необходимо поставить цель, выявить содержание опыта, который никакой другой формы не имеет, кроме личностно-смыслового переживания, не передается посредством обучения, а является собственным продуктом смыслотворчества воспитанника; а также выявить воспитательные технологии.

В рамках нашего исследования целью личностно ориентированной реабилитационной деятельности в закрытых учреждениях является создание условий для проявления и развития личностных качеств подростков, для позитивного самоизменения и самовосстановления. Различные виды деятельности в данном случае выступают содержанием личностно ориентированной реабилитационной деятельности. Для того чтобы проблемный ребенок, имеющий негативный жизненный опыт, оказавшийся в трудной жизненной ситуации, освоил опыт работы с самим собой, необходимо вовлечение его в деятельность, целью которой является восстановление душевно-духовных сил подростка, переживание, имеющее нравственную ориентацию. Воспитанники, участвуя в разнообразных видах деятельности, приобретают свой личностный опыт - опыт самоизменения, опыт самовосстановления, опыт преодоления социально-педагогической дезадаптации, опыт принятия ответственности, опыт рефлексии, опыт смыслоопределения [2]. Вместе с тем необходимо отметить, что воспитывает не сама деятельность, а отношения. Подлинные изменения в поведении подростков происходят, прежде всего, через опыт во взаимоотношениях, «...если я могу создать определенный тип отношений с другим человеком, он обнаружит в себе способность использовать эти отношения для своего развития, что вызовет изменение и развитие личности» (К. Роджерс). Освоить способы становления личностного, субъектного, нравственного опыта воспитанника возможно при реализации педагогической технологии, базирующейся на ситуационно-событийном подходе. При этом мы полагаем, что процесс реабилитации - это всегда «запуск» процессов активного саморазвития личности.

Таким образом, с учётом специфики «закрытого» учебного заведения (режимные требования, изоляцию воспитанников от социума, жесткую регламентация жизнедеятельности, вынужденность воспитанников ориентироваться на официально принятые нормативы) проектирование реабилитационного процесса на основе личностно ориентированной парадигмы образования способствует востребованию личностных функций воспитанников, а именно: избирательность, рефлексию, смыслоопределение, ориентацию на другого, саморегуляцию, ответственность. Данный подход создает условия для создания «острова свободы» в условиях несвободы, позволяет найти те виды личностного опыта, которые наиболее актуальны, значимы для подростка, создает ситуацию-событие, которое вызовет соответствующие переживания у воспитанников и поможет прийти к правильному выводу, воплотив его в соответствующем поступке.

В связи с этим в условиях учреждений закрытого типа существует множество проблем, затрудняющих процесс социально-педагогической реабилитации девиантных подростков. Эффективным способом преодоления сложившихся трудностей, на наш взгляд, является организация процесса социально-педагогической реабилитации девиантных подростков на основе личностно ориентированного подхода, где ситуация внешней регуляции поведения девиантных подростков постепенно при эффективной «педагогической инструментовке» превращается в ситуацию самоизменения и саморазвития. При таком подходе воспитанник и воспитатель осознают, что никакого иного способа самоизменения не существует, как только через усилие, преодоления самого себя.

На основе вышесказанного результатом социально-педагогической реабилитации

подростков с девиантным поведением в условиях учреждений закрытого типа будет восстановление у них личностно-смысловой системы «быть счастливым», подкрепленной системой позитивных навыков жизнеспособности, а технология комплексной социальнопедагогической реабилитации подростков с девиантным поведением будет основываться на механизмах смыслостроительства, развертывающегося в логике воспитательных «событий», в основе которых лежит коммуникативно-деятельностная коллизийно-стрессовая ситуация, снижающая привлекательность традиционных моделей поведения и требующая присвоения социально направленных образцов жизнедеятельности.

Примечания:

1. Тищенко Е.Я. Социально-педагогическая реабилитация осужденных: в 2 кн. Кн. 1. Екатеренбург: Урал. ин-т соц. обр., 2007. 162 с.

2. Паатова М.Э. Методологические основания реабилитационно-воспитательной деятельности в учреждениях закрытого типа с позиций личностного подхода // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп: Изд-во АГУ, 2009. Вып. 3.

3. Сериков В.В. Целостный подход в педагогическом исследовании и практике: поиск современных интерпретаций // Целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается: материалы методол. семинара, посвящ. памяти проф. В.С. Ильина. Вып. 6. Волгоград: Перемена,

2005.С. 13.

4. Белова С.В. Педагогика диалога: теория и практика построения гуманитарного образования. М.: АПК и ППРО, 2006. С. 158.

References:

1. Tishchenko E.Ya. Social and pedagogical rehabilitation of convicts: in 2 books. Book 1. Ekaterinburg: Ural. in-te of social education. 2007. 162 pp.

2. Paatova M.E. Methodological foundations of rehabilitation and educational activity in secure institutions from the position of personal approach // The Bulletin of the Adyghe State University. Series “Pedagogy and Psychology”. Maikop: AGU publishing house, 2009. Issue 3.

3. Serikov V.V. The holistic approach in pedagogical research and practice: the search of modern interpretations // Integral teaching and educational process: the research proceeds: materials of the methodol. seminar in memory of Prof. Ilyin V.S.. Issue 6. Volgograd: Peremena, 2005. P. 13.

4. Belova S.V. Pedagogy of a dialogue: theory and practice of the humanitarian education. M.: APK and PPRO, 2006. P. 158.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.