Научная статья на тему 'Социально-педагогическая реабилитация подростков с девиантным поведением'

Социально-педагогическая реабилитация подростков с девиантным поведением Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3821
444
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКСНАЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / РЕАБИЛИТАЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / ДЕВИАНТНЫЙ ПОДРОСТОК / ОБЩЕСТВЕННО-ОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / COMPLEX SOCIO-PEDAGOGICAL REHABILITATION / REHABILITATIONAL-AND EDUCATIONAL-SITUATION / DEVIANT ADOLESCENT / SOCIALLY DANGEROUS BEHAVIOR OF ADOLESCENTS / SPECIAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Паатова Мария Эдуардовна

В статье рассматривается процессуальная характеристика социально-педагогической реабилитации девиантных подростков на основе комплексного подхода; предложен авторский подход к организации социально-педагогической реабилитации подростков с девиантным (общественно опасным) поведением в условиях специальных учебно-воспитательных учреждений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Паатова Мария Эдуардовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-pedagogical rehabilitation of adolescents with deviant behavior: integrated approach

The article deals with the procedural characteristics of socio-pedagogical rehabilitation of deviant adolescents based on the integrated approach; the author's approach to the organization of socio-pedagogical rehabilitation of adolescents with deviant (socially dangerous) behavior in special educational institutions is suggested

Текст научной работы на тему «Социально-педагогическая реабилитация подростков с девиантным поведением»

М. Э. Паатова

(Майкоп)

Социально-педагогическая реабилитация подростков

С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

В статье рассматривается процессуальная характеристика социально-педагогической реабилитации девиантных подростков на основе комплексного подхода; предложен авторский подход к организации социально-педагогической реабилитации подростков с девиантным (общественно опасным) поведением в условиях специальных учебно-воспитательных учреждений

В настоящее время уровень социального неблагополучия несовершеннолетних остается высоким. Можно констатировать факт увеличения агрессивно-насильственных деяний в детско-подростковой среде. Хотя в нашей стране активно ведется работа по совершенствованию реабилитационной работы в отношении подростков с девиантным (общественно опасным] поведением, однако комплексной и непротиворечивой системы ещё не создано. Это во многом объясняется целевой и концептуальной неопределенностью, а также непроработанностью методологических основ такой системы, требующей междисциплинарного подхода.

Одним из приоритетных направлений социальной политики нашего государства является повышение роли социальных институтов в предупреждении безнадзорности и общественно-опасной деятельности несовершеннолетних. В России утверждена «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы», в которой определяются перспективные направления политики в отношении детей, чье поведение характеризуется как девиантное: «...проведение научных исследований в области психологии девиантного поведения и разработка методов воздействия, не связанных с применением наказания; создание сети психолого-педа-гогических учреждений для работы с детьми, находящимися в конфликте с законом, и их социальным окружением...повышение качества реабилитационной и социализирующей деятельности в отношении детей, лишенных свободы» [1].

Следовательно, основной целью социальной политики выступает социальное здоровье общества, которое определяется устойчивыми тенденциями снижения таких проявле-

ний деструктивного поведения в детско-под-ростковой среде, как преступность, наркомания, самоубийства, агрессивность. Обеспечить эффективность данного процесса возможно не за счет усиления карательных мер, а путём создания комплексной системы социально-педагогической реабилитации девиантных подростков, ориентированной на актуализацию и самореализацию внутренних возможностей и личностного потенциала каждого подростка.

Термин «реабилитация» используется отечественными педагогами применительно лишь к профилактической деятельности. Реабилитация - понятие междисциплинарное, с богатым и многообразным содержанием. Профессионалы из разных областей опираются на дословное значение исходного позднелатинского «rehabilitation» - «восстановление»:

- в юридическом контексте: восстановление доброго имени и юридических прав в силу отмены ранее признанной виновности; психологический: предполагающий восстановление потерянных способностей личности как проявление ее пластичности;

- в социальном: восстановление утраченных социальных функций и связи со средой жизнеобеспечивания; медицинский: направленный на предотвращение инвалидности за счет восстановления нарушенных функций организма и трудоспособности;

- в педагогике: восстановление активности ребенка как субъекта своей жизнедеятельности [3].

Имеется достаточно много работ, в которых реабилитация рассматривается в социально-педагогическом контексте (С. А. Бели-чева, М. В. Жданова, Н. С. Морова, Р. В. Овчаро-ва, С. А. Расчетина и др.]. По мнению Е. Я. Тищенко, социально-педагогическая реабилита-

ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 4 (37] 2013

99

ция - это процесс, объединяющий действия по социальной и педагогической реабилитации. Возможность такого объединения объясняется наличием общих составляющих -ресоциализация в педагогической реабилитации и научение действиям социальных ролей в социальной реабилитации. Этот автор дает следующее определение: «Социально-педагогическая реабилитация - социальный процесс, обеспечивающий соответствие поведения индивида требованиям, предъявляемым ему обществом, отраженным в социальных нормах, законах и правилах социального общежития, выработку активной жизненной позиции, усвоение социально полезных ролей, осознание социального статуса гражданина и связанного с ним ролевого поведения как формы реализации индивидуальных возможностей личности в условиях микросреды (группы, трудового коллектива]» [6].

Наиболее эффективно, по мнению А. М. Пе-ченюка, социально-педагогическая реабилитация протекает в условиях гуманизированной воспитательной системы, которая изначально ориентирована на личность каждого ребенка, на восстановление и развитие его способностей, на создание особой обстановки социальной защищенности и творческого содружества воспитателей и воспитанников, что значительно влияет на развитие внутреннего реабилитационного потенциала [4].

В нашей стране среди социальных институтов, занимающихся реабилитацией и коррекцией девиантного поведения подростков, ведущее место занимают специальные учебно-воспитательные профессиональные образовательные учреждения для обучающихся с девиантным поведением. В данные учреждения поступают подростки в возрасте 11-18 лет, совершившие общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации. В период пребывания в данных учреждениях подросток оказывается в условиях социальной изоляции. Изоляция от общества связана с принудительным изменением образа жизни и включением несовершеннолетнего в новые для него социальные процессы: особым образом регулируемое общеобразовательное и профессиональное обучение, строгое подчинение режиму. Личностные и поведенческие характеристики девиантных подростков относятся к факторам риска, понижающим их жизнеспособность.

Процессуальная характеристика социально-педагогической реабилитации девиантных подростков в условиях специальных учебно-воспитательных учреждений представляется как определенная последовательность этапов, их соподчинение, логика, скорость протекания. Процесс совместной деятельности реабилитанта и реабилитолога -это движение от целеполагания до отбора содержания, способов и форм организации совместной деятельности, рефлексии достигнутых результатов. Такие подходы в понимании сущности социально-педагогической реабилитации дают возможность выделить следующие принципы ее организации: ориентация на развитие личности; вера в реабилитационный потенциал и актуализацию возможностей личности; право выбора и социальной ответственности [4].

Реабилитационно-воспитательная деятельность в условиях учреждений закрытого типа направлена на гуманизацию реабилитационно-воспитательной системы данных учреждений. Мы рассматриваем эту деятельность как новую педагогическую идеологию, главными ценностями которой являются личность воспитанника и процесс его самовосстановления. Реабилитационно-воспитательная деятельность в нашем понимании -это целенаправленная профессиональная деятельность, смыслом которой является создание условий для приобретения ребенком личностного опыта самоизменения, саморазвития и самовосстановления [2]. В основе социально-педагогической реабилитации лежит специально моделируемая реабилитационно-воспитательная ситуация, которая востребует усилия личности подростка-девиан-та по преодолению негативных стереотипов собственного поведения. Реабилитационновоспитательная ситуация включает в себя ряд факторов, актуализация которых побуждает подростка к переосмыслению сложившегося негативного жизненного опыта. В процессе реабилитационно-воспитательной деятельности педагог знакомится с «целостной ситуацией жизни и развития» каждого воспитанника, определяет те виды личностного опыта, которые наиболее значимы и дефицитны для него, создает ситуацию-событие, которое вызовет соответствующее переживание и поможет воспитаннику прийти к правильному выводу, воплотив его в соответствующем поступке [2].

100

Академический вестник Института педагогического образования и образования взрослых РАО

Нами в процессе исследования выделены следующие типы (виды) реабилитационновоспитательных ситуаций: 1] создание ситуаций успеха воспитанника в социально значимой деятельности, актуализация желания вновь пережить это чувство, преодолевая все трудности; 2] «столкновения» с событиями, миром вещей, поступков, где пробуждается желание усовершенствовать себя, переживание дефицита компетентности; 3] рефлексия собственного продвижения по пути нравственного становления в процессе самоизмене-ния; 4] ситуации поиска мотивов и целей жизнедеятельности, жизненных смыслов и ценностей; 5] анализ и оценка жизненных проблем и обстоятельств с учетом индивидуальных особенностей жизнедеятельности; 6] ситуации жизненного выбора и принятия решений с учетом индивидуальных особенностей жизнеспособности; 7] ситуации-события, актуализирующие потребность воспитанников в самоизменении и саморазвитии.

В связи с этим социально-педагогическая реабилитация системных нарушений жизнеспособности подростка, которые проявляются в его неспособности к позитивному само-

развитию в конкретных жизненных обстоятельствах, заключается в формировании у подростков конструктивных способов разрешения трудных жизненных ситуаций как необходимого условия сохранения и укрепления их социально-личностной жизнеспособности в процессе совместного проживания со сверстниками и педагогом реабилитационновоспитательных ситуаций.

Таким образом, результатом комплексной социально-педагогической реабилитации подростков с девиантным поведением будет восстановление у них личностной смысловой системы «быть счастливым», подкрепленной системой позитивных навыков жизнеспособности, а технология комплексной социальнопедагогической реабилитации подростков с девиантным поведением будет основываться на механизмах смыслостроительства, развертывающихся в логике воспитательных «событий», в основе которых лежит коммуникативно-деятельностная коллизийно-стрессовая ситуация, снижающая привлекательность традиционных моделей поведения и требующая присвоения социально направленных образцов жизнедеятельности.

Литература

1. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы (утверждена Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761) // Гарант : информационно-правовой портал [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/70183566 (дата обращения: 25.0*3.2013 )

2. Паатова М. Э. Методологические основания реабилитационно-воспитательной деятельности в учреждениях закрытого типа с позиций личностного подхода // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». - Майкоп: изд-во АГУ. - Вып. 3. - 2009. - С. 86-94.

3. Паатова М. Э. Социально-педагогические основы реабилитации девиантных подростков : моногр. - Saarbrucken: LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co, 2011. - 164 с.

4. Печенюк A. M., Вязникова Л. Ф., Машковец С. П. Гуманистические основы профилактики девиантного поведения несовершеннолетних. - Хабаровск, 1999.

5. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе : учеб. пособие для вузов. - М.: Школа-Пресс, 2000. - 416 с. - (Основы психологической антропологии).

6. Тищенко Е. Я. Социально-педагогическая реабилитация осужденных : моногр. : в 2 кн. - Екатеринбург: Урал. ин-т соц. обр., 2007. - Кн. 1. - 162 с. Кн. 2. - 263 с.

7. Дементьева И. Ф. Социальные риски развития детства // Социальная педагогика. - 2013. - № 4. - С. 31-44.

ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 4 (37) 2013

101

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.