Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ОНЛАЙН-ЭПОХУ: ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ'

ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ОНЛАЙН-ЭПОХУ: ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
549
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ / ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ / ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / УДАЛЕННЫЙ РЕЖИМ РАБОТЫ / ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Авилкина И. Н.

В статье рассматривается готовность преподавателей работать в онлайн-режиме при сложившейся в мире эпидемиологической ситуации. Раскрывается понятие цифровой грамотности и культуры преподавателя иностранных языков в сфере высшего профессионального образования. Выявляются уровни цифровой готовности преподавателей работать в информационно-образовательной среде вуза. Определяются критерии цифровой грамотности преподавателей иностранного языка на основе рабочих программ по образовательным стандартам нового поколения. Представлен алгоритм формирования и развития цифровой грамотности и культуры преподавателя, который состоит из следующих этапов: диагностика, обучение, рефлексия. Целью работы является теоретическое обоснование проблемы недостаточной цифровой грамотности преподавателя иностранного языка в период пандемии и определение путей повышения готовности педагогов к использованию цифровых технологий в учебном процессе. Задачей данной статьи было выявить причины педагогического и психологического характера, тормозящие развитие коммуникативно-цифровых компетенций участников образовательного процесса на занятиях по иностранному языку в данную эпоху. Для решения возникшей проблемы были организованы курсы повышения квалификации педагогов с последующим созданием учебного контента. К используемым методам относятся личностно-деятельностный подход, позволяющий раскрывать возможности личности в процессе профессиональной деятельности; компетентностный подход, развивающий способность действовать с учетом усвоенных знаний и умений; ситуационный подход, требующий продуктивного разрешения проблем в сложившейся ситуации. Результатом разработанной методики является решение учебно-профессиональных задач преподавателем в определенной проблемной ситуации на основании усвоенных компетенций. Полученные результаты могут быть применены не только в высшем профессиональном образовании, но и при подготовке выпускников средне-специальных учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Авилкина И. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL LITERACY OF A FOREIGN LANGUAGE TEACHER IN THE ONLINE ERA: NEW ROLES AND PERSPECTIVES

The article examines the readiness of teachers to work online in the current epidemiological situation in the world. The concept of digital literacy and culture of a foreign language teacher in the field of higher professional education is revealed. The levels of digital readiness of teachers to work in the information and educational environment of the university are revealed. The criteria of digital literacy of foreign language teachers are determined on the basis of working programs according to the standards of the new generation. An algorithm for the formation and development of digital literacy and teacher culture is being developed, which consists of the following stages: diagnosis, training, reflection. The aim of the work is to theoretically substantiate the problem of insufficient digital literacy of a foreign language teacher during a pandemic and to identify ways to increase the readiness of teachers to use digital technologies in the educational process. The purpose of this article was to identify the pedagogical and psychological reasons that hinder the development of communicative and digital competencies of participants in the educational pro cess in foreign language classes in this era. To solve the problem, advanced training courses for teachers were organized, followed by the creation of educational content. The methods used include a personal-activity approach that allows you to reveal the capabilities of a person in the process of professional activity; a competence-based approach that develops the ability to act taking into account the acquired knowledge and skills; a situational approach that requires productive resolution of problems in the current situation. The result of the developed methodology is the solution of educational and professional tasks by the teacher in a certain problem situation on the basis of the acquired competencies. The obtained results can be applied not only in higher professional education, but also in the preparation of graduates of secondary specialized educational institutions.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ОНЛАЙН-ЭПОХУ: ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ»

РАЗДЕЛ I.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ)

УДК 378:004:81'243, ББК 74.58:16.2:81.2 © И. Н. Авилкина Б01: 10.24412/2225-8264-2021-3-04-11

И. Н. Авилкина

ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ОНЛАЙН - ЭПОХУ:

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ

В статье рассматривается готовность преподавателей работать в онлайн-режиме при сложившейся в мире эпидемиологической ситуации. Раскрывается понятие цифровой грамотности и культуры преподавателя иностранных языков в сфере высшего профессионального образования. Выявляются уровни цифровой готовности преподавателей работать в информационно-образовательной среде вуза. Определяются критерии цифровой грамотности преподавателей иностранного языка на основе рабочих программ по образовательным стандартам нового поколения. Представлен алгоритм формирования и развития цифровой грамотности и культуры преподавателя, который состоит из следующих этапов: диагностика, обучение, рефлексия. Целью работы является теоретическое обоснование проблемы недостаточной цифровой грамотности преподавателя иностранного языка в период пандемии и определение путей повышения готовности педагогов к использованию цифровых технологий в учебном процессе. Задачей данной статьи было выявить причины педагогического и психологического характера, тормозящие развитие коммуникативно-цифровых компетенций участников образовательного процесса на занятиях по иностранному языку в данную эпоху. Для решения возникшей проблемы были организованы курсы повышения квалификации педагогов с последующим созданием учебного контента. К используемым методам относятся личностно-деятельностный подход, позволяющий раскрывать возможности личности в процессе профессиональной деятельности; компетентностный подход, развивающий способность действовать с учетом усвоенных знаний и умений; ситуационный подход, требующий продуктивного разрешения проблем в сложившейся ситуации. Результатом разработанной методики является решение учебно-профессиональных задач преподавателем в определенной проблемной ситуации на основании усвоенных компетенций. Полученные результаты могут быть применены не только в высшем профессиональном образовании, но и при подготовке выпускников средне-специальных учебных заведений.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, иностранные языки, онлайн-обучение, эпидемиологическая ситуация, удаленный режим работы, цифровая грамотность.

ифровая грамотность сегодня - это тема,

Ц которая стала важной практически для каждого человека. Сегодня всем совершенно очевидна важность владения цифровыми технологиями, особенно в образовании. Согласно исследованиям, более 80 % граждан ежедневно пользуются интернетом с помощью разного рода гаджетов. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) стали неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Современный мир отечественного высшего образования неуклонно сталкивается с интеграцией этих технологий в свою практику. Теперь не только технические дисциплины требуют внедрения в учебный процесс цифровых технологий, но и гуманитарные предметы преподаются с использованием различного рода технических средств на разных этапах обучения. В связи с этим участники образовательного процесса должны быть информационно компетентными, профессионально грамотными и ориентированы на повышение уровня своей цифровой культуры. У преподавателей, в настоящий момент, вместо их прежней роли

источника информации и знаний, появляется новая роль - администратора, сопровождающего студентов, имеющих доступ к сетевым источникам. Следовательно, современный преподаватель должен уметь: дополнять недостающий учебный материал, что предполагает знание различных видов ресурсов, как печатных, так и электронных, знать способы обнаружения и структурирования найденной информации, организовывать и передавать информацию другими способами, соответствующими актуальной ситуации. Однако многие педагоги до сих пор испытывают затруднения в области применения цифровых технологий и слабо ориентируются в использовании технических средств, что мешает им вести онлайн - занятия должным образом. Особенно очевидным это стало в сложившейся в мире эпидемиологически сложной ситуации, когда всех перевели на удаленный режим работы. Поэтому повышение уровня цифровой грамотности и цифровой культуры современных педагогов, несомненно, позволит улучшить качество как очной, так и онлайн форм обучения. Подтверждается такая необходимость и документами,

среди которых рекомендации ЮНЕСКО, заявления Генеральной Ассамблеи ООН, федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования последнего поколения, а также программа Правительства Российской Федерации о цифровой экономике нашей страны.

Согласно документам ООН «цифровая грамотность - это способность безопасно и надлежащим образом управлять, понимать, интегрировать, обмениваться, оценивать, создавать информацию и получать доступ к ней с помощью цифровых устройств и сетевых технологий для участия в экономической и социальной жизни» [1]. Как указывается в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования третьего поколения, специалист в любой сфере деятельности должен уметь не только принимать решения в области профессиональной деятельности, но также знать отечественные и зарубежные достижения науки и техники, уметь анализировать зарубежные публикации, осуществлять иноязычное общение в устной и письменной форме [4]. В связи с этим новые образовательные стандарты требуют учета профессиональной специфики при изучении иностранного языка и его нацеленность на будущую профессиональную деятельность. В институте ЮНЕСКО, в ноябре 2020 года состоялась итоговая конференция по проекту «Медийно -информационная грамотность в цифровом мире», где обсуждались возможности повышения уровня цифровой компетентности педагогов с позиции будущего. Это создание модельных программ по медийно-информационной грамотности и введение их в учебные планы высшего образования, разработка технологий, методик и способов интеграции медийно-информационной культуры в предметные области, дисциплины, традиционные уроки, а также международное взаимодействие в этой области знаний. Поскольку компетентность трактуется учеными как способность решать определённые задачи при конкретных условиях, позволим себе употреблять понятия грамотность и компетентность как взаимозаменяемые.

В рамках данного контекста актуальным становится развитие цифровой грамотности и цифровой культуры преподавателя высшей школы в условиях удаленного формата работы в связи с короновирусной ситуацией. Рассмотрим

формирование и развитие цифровой грамотности педагогов на примере преподавания иностранного языка будущим инженерам в неязыковом вузе и сравним, как его понимают специалисты -исследователи и педагоги - практики. Как известно, цифровая грамотность не является естественным качеством человека, рожденным в век цифровизации. Это целая система знаний, навыков, умений, установок, реально необходимых для жизни в цифровой эпохе и их формирование и развитие должно носить управляемый и сознательный характер. Однако, дискуссия о понимании этих терминов не перестает развиваться, и каждый

стремится по-своему понять и растолковать данный феномен.

Российские исследователи в этой области А. П. Ершов, И. В. Соколова, В. Н. Михайловский и др. определяют цифровую грамотность как «информационную грамотность», то есть понимание человеком основных идей информатики, представление о роли информационных технологий в жизни общества, умение работать с информационными потоками. [2] Марджори Куаррье, доктор педагогических наук из Монреальского университета, специалист в области цифрового образования, представляет цифровую грамотность в виде 8 профессиональных навыков, связанных с информационно -коммуникационными технологиями. Среди них можно назвать следующие: 1. Développer et mobiliser ses habiletés technologiques (развивать и мобилизовать свой технологический потенциал); 2. Exploiter le potential du numerique pour l'apprentissage (использовать цифровой потенциал для обучения); 3. Développer et mobiliser sa culture informationnelle (развивать и продвигать свою информационную культуру); 4. Collaborer à laide du numérique(сотрудничать с помощью цифровой формы); 5. Adopter une perspective du développement personnel et professionnel avec le numerique (самоутверждаться лично и профессионально с помощью цифровой формы); 6. Developper sa pensée critique à l'égard du numérique (развивать критическое мышление в соответствии с цифровым) [6].

На основании проведенного анализа документов, психолого-педагогической и

методической литературы по данной проблеме, а также опираясь на наш опыт, мы считаем необходимым применение цифровых технологий на занятиях по иностранному языку, а также важным повышение уровня цифровой грамотности и цифровой культуры всех участников образовательного процесса. Поскольку цифровая грамотность и культура являются одним из составляющих компонентов профессиональной компетентности современного специалиста, то они могут развиваться и интегрировать как на занятиях по иностранному языку, так и на любых других образовательных циклах. В результате преподавания немецкого и французского языков студентам неязыкового вуза в режиме онлайн, представляется возможным сформулировать понятие цифровой грамотности преподавателя иностранного языка следующей формулировкой: это есть способность использовать для подготовки и проведения занятий учебные интернет-ресурсы, социальные сервисы и все инструменты информационно-образовательной среды вуза при решении учебно-профессиональных задач. Так как способность к какому-либо виду деятельности опирается на компетенции, то компетентностный подход позволяет нам в качестве результата рассматривать умение человека ориентироваться в различных проблемных ситуациях и разрешать их. В нашем случае это решение учебно-профессиональных задач на онлайн-занятиях по иностранному языку с помощью цифровых

технологий. Использование цифровых средств обучения способствует росту мотивации речевой деятельности учащихся, дает возможность вступить в общение на иностранном языке, поучаствовать в различных речевых ситуациях, попробовать решить различные коммуникативные задачи. Тема компетентностного подхода в образовании изучается В. А. Кальней, Д. Равен, В. А. Сластениным, А. П. Тряпицыной и др. Компетентность, как известно, всегда проявляется в деятельности: предметно-информационной, деятельностно-коммуникативной, ценностно-ориентированной. Нельзя выявить непроявленную компетентность. Поэтому особое внимание мы уделяем личностно-деятельностному подходу, так как любые способности участников учебного процесса могут проявляться только в деятельности, обеспечивающей максимальное раскрытие потенциальных возможностей личности. Основы личностно-деятельностного подхода были заложены в психологии исследованиями Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, где личность, проявляясь в деятельности, является её причиной, но формируясь в деятельности, она её следствие. Поэтому деятельность всегда носит продуктивный характер, её результатом являются преобразования, как во внешнем мире, так и в самом человеке. Теория деятельности получила широкое распространение в образовании, поскольку позволяет эффективно решать задачи обучения в определенной ситуации. Разработчики ситуационного подхода (А. М. Матюшкин, Л. С. Выготский, Г. А. Балл, В. С. Костюк и др.) в логике профессионального образования утверждают, что ситуация создает «образовательную напряженность», разрешаемую через продуктивную и рефлексивную деятельность ее участников.

Если еще совсем недавно требования к образовательному процессу в вузе не позволяли преподавателю сводить технологию обучения к техническим средствам обучения и применению их в учебном процессе, в том числе и в преподавании иностранного языка, то теперь это диктуется временем и требует сложившаяся обстановка во всем мире. Главной целью образовательного процесса, переведенного в дистанционный формат работы,

стало предоставление учащимся возможности получать образование удаленно, на дому, не посещая учебное заведение. Между тем не все участники образовательного процесса могли осуществлять онлайн-обучение в силу разных обстоятельств. Таким образом, закономерным становится вопрос, что же препятствует применению цифровых технологий в обучении иностранному языку и что будет способствовать повышению качества онлайн-обучения в образовавшейся ситуации?

Чтобы найти ответ на эти вопросы, необходимо было осуществить диагностику готовности преподавателей работать в актуальном цифровом образовательном пространстве. [5] Прежде всего, были разработаны критерии с целью определения уровня готовности преподавателей иностранного языка к применению цифровых технологий и выявлению причин, сдерживающих реализацию этих методов. В качестве объектов контроля были выделены следующие показатели: позиция к инновациям; компьютерная грамотность; информационная грамотность, коммуникативная компетентность. Каждый из названных показателей решено было оценивать, как в рабочих программах нового поколения по трем аспектам: знает, умеет, владеет (табл. 1). Преподавателю необходимо научиться и уметь самому создавать продукты информационно-цифровой среды обучения и интегрировать их в учебный процесс. Это могут быть интерактивные промежуточные и итоговые тесты по дисциплине, онлайн лекция, презентация, создание таких ресурсов как страница, файл, гиперссылка, книга, элементы «Глоссарий», «Видеоконференция», «Чат» и многое другое.

Работа по отслеживанию степени цифровой грамотности преподавателей велась в рамках выявленных и сформулированных критериев. Разработанная совокупность критериев способна стать действенной в случае обеспечения её количественным инструментарием. [3] Таким инструментарием стали уровни цифровой готовности, к использованию информационных технологий в образовательном процессе соответствующие вышеназванным показателям: минимальный, средний, высокий (табл. 1).

Таблица 1

Критерии для диагностики цифровой грамотности

Критерии цифровой грамотности Уровни

Знает/слабо знает/не знает(высокий/средний/ минимальный) Умеет/плохо умеет/не умеет (высокий/средний/ минимальный) Владеет/слабо владеет/не владеет (высокий/средний/ минимальный)

К1. Позиция к инновациям Необходимость технологических инноваций в жизни Работать с новыми и современными технологиями (приложения, гаджеты) Необходимыми инструментами информационной образовательной среды

К2. Компьютер ная грамотность Технические составляющие компьютера и принципы их взаимодействия Использовать цифровые устройства в независимости от образовательной платформы Пониманием «предназначения» цифровых технологий и целей их использования

К3. Информационная грамотность Роль и силу влияния информации на жизнь человека Искать и находить информацию на разных ресурсах Понятиями «преимущества и недостатки» цифровой цивилизации

К4. Коммуника тивная компетентность Отличия цифровых коммуникаций от живого общения Использовать современные средства коммуникации Особой этикой и нормами общения в цифровой среде

Диагностируемые критерии циф ровой автомобильно-дорожного университата (СибАДИ),

грамотности преподавателя мы разделили на три уровня их сформированности:

1) Высокий уровень сформированности цифровой грамотности преподавателя иностранного языка предполагает понимание пользы и вреда информации на жизнь человека, умение работать с новыми современными технологиями, владеть всеми инструментами образовательной среды вуза, знать основные составляющие компьютера, уметь легко использовать любые гаджеты, искать и находить необходимую информацию на родном и иностранном языках, осознавать наличие особой этики в образовательно-информационной среде.

2) Средний уровень предполагает, что преподаватель в целом слабо понимает необходимость использования цифровых технологий в образовательном процессе, неуверенно работает с приложениями и гаджетами, слабо владеет необходимыми инструментами информационно-образовательной среды вуза, редко использует современные средства коммуникации, информационной этикой владеет недостаточно.

3) Низкий уровень сформированности цифровой грамотности предполагает, что преподаватель испытывает большие трудности в использовании цифровых устройств, в работе с новыми коммуникационными технологиями, не владеет этикой и нормами общения в цифровой среде, не знает технические составляющие компьютера.

В целях решения данной проблемы для начала был изучен опыт работы преподавателей иностранного языка в период пандемии в формате онлайн-обучения. Для определения уровня цифровой грамотности, было проведено анкетирование всех преподавателей, работающих на кафедре «Иностранные языки» Сибирского государственного

города Омска. В анкетировании приняло участие 25 человек в возрасте от 35 до 65 лет. Чтобы отследить эволюцию развития цифровой грамотности педагогов диагностика проводилась первый раз в начале 2020 учебного года (осенний семестр) и второй раз в конце учебного года (весенний семестр, июнь 2021г). Для проведения опроса преподавателей были разработаны следующие вопросы.

1. Согласны ли Вы с утверждением, что в современном образовательном процессе целесообразно использование цифровых технологий?

2. Вы принимаете участие в разработке и настройке интерактивных ресурсов для обучения?

3. Вы участвуете в онлайн-дискуссиях на русском и иностранном языке с коллегами из других вузов, городов, стран?

4. Используете ли Вы информационно-коммуникативные технологии на своих занятиях?

5. Вы отслеживаете и анализируете онлайн-активность своих учащихся?

6. Вы используете различные цифровые инструменты, позволяющие вашим студентам проводить самооценку в процессе обучения?

7. На каких онлайн-платформах вы предпочитаете работать со студентами?

8. Вы ведете видеоконференции или выкладываете лекции на портал для самостоятельного изучения?

Результаты анкетирования, интервьюирования, анализ продуктов учебной деятельности участников учебного процесса позволили обнаружить, что преподаватели ввиду недостаточных умений ориентироваться в инструментах электронной информационно-образовательной среды вуза не всегда готовы внедрять их в учебный процесс (табл. 2)

Таблица 2

Ответы на вопросы Да Нет Частично

Ответ на вопрос 1 75% 0% 25%

Ответ на вопрос 2 40% 2% 58%

Ответ на вопрос 3 50% 0 50%

Ответ на вопрос 4 45% 0 65%

Ответ на вопрос 5 50% 0 50%

Ответ на вопрос 6 45% 0 60%

Ответ на вопрос 8 40% 0 60%

На вопрос №7 об онлайн платформах названы были только 8куре и WhatsApp, возможно из-за недостаточной информированности преподавателей о существующих ресурсах. Отвечая на остальные вопросы, больше половины респондентов, 15 из 25

(-60%), указали, что испытывают затруднения различной степени сложности при работе с цифровыми технологиями: слабое знание технических составляющих компьютера, владение не всеми инструментами информационно-

образовательной среды вуза, неумение составлять информационные продукты для онлайн-занятий. Среди опрашиваемых отсутствуют преподаватели, ответившие на данные вопросы «Нет». Ответы, полученные на начальном этапе исследования, говорят о том, что все преподаватели осознают важность цифровых технологий, но не все хорошо ориентируются в этом. К тому же при беседе с коллегами и учащимися университета были обнаружены психологические барьеры, присущие проведению онлайн-занятий в удаленном режиме. Психологический барьер рассматривается в психологии как состояние пассивности субъекта, которое препятствует выполнению им необходимых действий. Оказывается, как показал опрос, виртуальный формат общения для многих оказался трудноразрешимым в новой учебной ситуации. Участники образовательного процесса, как преподаватели, так и учащиеся, испытывали дискомфорт при выходе в виртуальную информационную среду и выставляли лишь свои фото или картинки-заставки, во время видеоконференции. Это говорит о том, что у субъектов учебного процесса усиливались отрицательные переживания, несмотря на ученые степени и опыт работы они начинали испытывать чувство страха, тревоги, неуверенности, низкой самооценки, что естественно мешает формированию цифровой грамотности и культуры. Для решения возникшей проблемы в Сибирском государственном автомобильно-дорожном университете «СибАДИ», был разработан и апробирован курс повышения квалификации «Профессиональная деятельность преподавателя в электронной информационно-образовательной среде вуза». Курс состоял из 72 часов, включая лекционные и практические занятия. В рамках данного курса повышения квалификации успешно прошли обучение около 100 педагогов, 25 из которых преподаватели иностранного языка, задействованные в нашем эксперименте. Кроме того, в рамках данного курса сотрудниками Центра информационных образовательных технологий СибАДИ (ЦИОТ) регулярно проводились и проводятся мастер-классы по созданию и использованию информационно-образовательных продуктов учебно-профессиональной деятельности. В период обучения преподавателей учили работать на различных онлайн-платформах и в программах

(ZOOM, Google Meet, LMS и др.), создавать ресурсы и активные элементы информационно-образовательной среды в системе Moodle и самим выкладывать их на учебный портал (ресурсы: «Гиперссылка», «Книга», «Лекция», «Страница», «Дискуссия», «Файл», «Задание» и др.). Таким образом был определён следующий алгоритм формирования и развития цифровой грамотности и культуры преподавателя, который состоит из следующих этапов: 1. Начальный (диагностика цифровой грамотности); 2. Основной (обучение в сотрудничестве); 3. Заключительный (проверка результатов, рефлексия). На завершающем этапе повышения квалификации обучающиеся

преподаватели должны были пройти итоговый тест, позволяющий увидеть свое продвижение вперед. Итогом курса повышения квалификации стал разработанный и апробированный педагогами в программе Moodle электронный учебный контент для следующих предметов: «Иностранный язык», «Деловой иностранный язык», «Иностранный язык в сфере профессиональных коммуникаций», «Специальные разделы иностранного языка» и др. Созданный контент включает в себя электронные учебные продукты в формате видеороликов, онлайн-тестов, познавательных (учебных) видеозаписей, слайд-уроков и т.д. Кроме того были составлены онлайн-глоссарии по основным разговорным темам, таким как «Automobile», «Arbeitsuche» (Поиск работы), «Meine Berufe» (Моя профессия), «Mein Studium» (Моя учеба) и другие. Для каждой темы преподаватели разработали интерактивные лексико-грамматические упражнения со ссылками на обучающие немецкие и французские сайты: «Deutsch als Fremdsprache»

https://www. deutschalsfremdsprache.ch/, «TV5Monde» https://enseigner.tv5monde.com/. Выполнение

вышеназванных интерактивных заданий в период онлайн-обучения способствовали развитию критического мышления студентов, улучшению коммуникативных навыков, повышению уровня мотивации к дальнейшему изучению иностранного языка.

Проведенное после повышения квалификации анкетирование показало следующие результаты, которые мы представили в сравнении с начальными данными в таблице № 3.

Таблица 3

Результаты анкетирования в конце учебного года

Ответы на вопросы Да Нет Частично

Ответ на вопрос 1 100% 0% 0 %

Ответ на вопрос 2 75% 2% 25%

Ответ на вопрос 3 70% 30%

Ответ на вопрос 4 75% 25%

Ответ на вопрос 5 100% 0%

Ответ на вопрос 6 75% 25%

Ответ на вопрос 8 100% 0%

Анализ данных позволяет сделать следующий вывод: больше половины преподавателей существенно изменили свое отношение к применению цифровых технологий на занятиях по иностранному языку и готовы как морально, так и практически применять их в своей профессиональной деятельности. Не менее значимым достижением курса повышения квалификации является повышение интереса к использованию различных инструментов информационно-образовательной среды в решении учебно-профессиональных задач и создании собственных информационных продуктов обучения. Для определения результатов анализа использования

цифровых технологий при обучении иностранному языку мы наблюдали за деятельностью студентов на занятиях, использовали экспертные оценки преподавателей, а также учитывали самооценку ими своей деятельности. Эффективность применения цифровых технологий на занятиях по иностранному языку определяется анализом оценок преподавателями своих умений после освоения курса повышения квалификации и анализом данных, полученных после проведенного нами итогового тестирования. Оценочные суждения всех 25 респондентов представлены в таблице № 4.

Таблица № 4

Оценка преподавателями собственных умений применять цифровые технологии в преподавании

иностранного языка

Оценочные суждения Скорее да Да Не уверен Нет

Умею воспринимать и отбирать необходимую информацию 2 23 - -

Умею собирать информацию, располагать ее в виде таблиц и использовать факты 5 20 - -

Умею переводить информацию с диаграмм, таблиц, карт, графиков 2 23 - -

Умею получить и давать информацию с помощью моих собственных схем, диаграмм и рисунков 6 19 - -

Умею анализировать свою деятельность и ее результаты - 25 - -

Умею использовать различные источники информации 5 20 - -

Умею организовать взаимодействие с учащимися, конструируя урок с помощью различных ИКТ 4 21 - -

Умею использовать накопители информации, графические редакторы - 25 - -

Умею производить простые операции: введение программы, печатание, копирование, стирание программы - 25 - -

Понимаю воздействие информационно - коммуникационных технологий на образовательный процесс и могу привести примеры их преимуществ и недостатков 25

Умею определить проблему и предложить возможные решения 2 23 2 -

Умею записывать информацию различными способами 5 20 - -

Умею подготовить материалы к презентации 5 20 - -

Исходя из проведенных исследований и полученных результатов работы можно сделать следующие выводы:

1. Преподаватели осознали необходимость совмещать цифровое обучение и традиционное с целью получения более эффективного результата образовательного процесса в современных условиях развития общества, что будет способствовать конкурентноспособности и профессиональной мобильности в сфере деятельности будущего специалиста.

2. В процессе изучения иностранного языка, цифровые технологии позволяют использовать широкий спектр аутентичных материалов, которые дают возможность учащимся: вступать в общение на иностранном языке в различных реальных условиях, примерять на себя определенные коммуникативные роли, пробовать решать разговорные ситуации, что,

несомненно, стимулирует учащихся к дальнейшему изучению предмета.

3. Согласно результатам показателей проведенного опроса, в начале учебного года и в конце можно сказать, что формирование и развитие цифровой грамотности и культуры участников учебного процесса состоялось. Большая часть преподавателей на сегодняшний день готовы: менять и развивать установки в отношении пользы современных технологических устройств; более широко использовать цифровые технологии в учебном процессе; повышать уровень осведомленности об инновациях; вовлекать учащихся в практику применения цифровых технологий в учебном процессе; обмениваться опытом с коллегами; самостоятельно развивать знания и навыки использования современной компьютерной техники и программного обеспечения инновационных устройств.

Библиографический список

1. Новый ФГОС 3 поколения. - URL : https://externat.foxford.ru/polezno-znat/fgos-2020 (дата обращения: 05.09.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Сайт Правительства РФ : [веб-сайт]. - 2018. - 28июля. - URL:

http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (дата обращения: 13.08.2021).

3. Авилкина, И. Н. Использование педагогической информации в процессе решения учебно-профессиональных задач на занятиях : автореф. дис. ... канд. педаг. наук 13.00.08 / И. Н. Авилкина; научный руководитель И. С. Батракова ; ОмГПУ. - Омск : ОмГПУ, 2005. - 24 с.

4. Информатизация общества и образования: современная теория и практика : сборник совместных научных работ студентов и преподавателей РГСУ / Под научной редакцией И.В.Соколовой, О. А. Мудраковой. - Москва : РГСУ, 2013. - 166 с.

5. Тарасов, К. Е. Логика и семиотика диагноза: методологические проблемы / К. Е. Тарасов, В. К. Вели-ков, А. И. Фролова. - Москва : Медицина, 1989. - 270 с.

6. Poellhuber, Bruno Qu'est-ce_que_le_Cadre_de_reference_de_la_competence_numerique / T. Karsenti, B. Poellhuber, S. Parent et F. Michelot. - DOI: 10.18162/ritpu-2020-v17n1-03 // See discussions, stats, and author profiles for this publication at. - 2020. - October. - URL: https://www.researchgate.net/publication/344573959_ (дата обращения 13.08.2021).

References

1. Novyj FGOS 3 pokoleniya. [The new FSES of the 3rd generation]. https://externat.foxford.ru/polezno-znat/fgos .2020 (Accessed date: 05.09.2021).

2. Programma «TsifrovayaehkonomikaRossiiskoiFederatsil» [Ehlektronnyiresurs] // SaitPravitel'stvaRF. [The program "Digital Economy of the Russian Federation"]. URL : http ://static. government. ru/media/file s/9gFM4FHj 4PsB 79I5v7yLVuP gu4bvR7M0.pdf (Accessed date: 13.08.2021).

3. Avilkina, I. N. Ispol'zovaniepedagogicheskoiinformatsii v protsesseresheniyauchebno-professional'nykhzadachnazanyatiyakh :avtoref. dis. ... kand. pedag. nauk . [The use of pedagogical information in the process of solving educational and professional problems in the classroom] . Omsk : OMGPU, 2005. 24 p.

4. Sokolova I.V. Informatizatsiyaobshchestvaiobrazovaniya: sovremennayateoriyaipraktika :sborniksovmestnykhnauchnykhrabotstudentoviprepodavatelei RGSU . [ Informatization of society and education: modern theory and practice: a collection of joint scientific works of students and teachers of RSSU] Moskva . RGSU. 2013. 166 p.

5. Tarasov, K. E. Logikaisemiotikadiagnoza: metodologicheskie problem. [Logic and semiotics of diagno-sis:methodological problems] Moskva, 1989. 270 p.

6. Poellhuber, Bruno Qu'est-ce_que_le_Cadre_de_reference_de_la_competence_numerique [ See discussions, stats, and author profiles for this publication at]. 2020. URL : https://www.researchgate.net/publication/344573959 (Accessed date: 13.08.2021).

DIGITAL LITERACY OF A FOREIGN LANGUAGE TEACHER IN THE ONLINE ERA: NEW ROLES AND PERSPECTIVES

Irina N. Avilkina

Associate Professor, The Siberian State Automobile and Highway University Omsk, Department of "Foreign

Languages"

Abstract. The article examines the readiness of teachers to work online in the current epidemiological situation in the world. The concept of digital literacy and culture of a foreign language teacher in the field of higher professional education is revealed. The levels of digital readiness of teachers to work in the information and educational environment of the university are revealed. The criteria of digital literacy of foreign language teachers are determined on the basis of working programs according to the standards of the new generation. An algorithm for the formation and development of digital literacy and teacher culture is being developed, which consists of the following stages: diagnosis, training, reflection. The aim of the work is to theoretically substantiate the problem of insufficient digital literacy of a foreign language teacher during a pandemic and to identify ways to increase the readiness of teachers to use digital technologies in the educational process. The purpose of this article was to identify the pedagogical and psychological reasons that hinder the development of communicative and digital competencies of participants in the educational pro-

cess in foreign language classes in this era. To solve the problem, advanced training courses for teachers were organized, followed by the creation of educational content. The methods used include a personal-activity approach that allows you to reveal the capabilities of a person in the process of professional activity; a competence-based approach that develops the ability to act taking into account the acquired knowledge and skills; a situational approach that requires productive resolution of problems in the current situation. The result of the developed methodology is the solution of educational and professional tasks by the teacher in a certain problem situation on the basis of the acquired competencies. The obtained results can be applied not only in higher professional education, but also in the preparation of graduates of secondary specialized educational institutions.

Keywords: higher professional education, foreign languages, online training, epidemiological situation, remote work mode, digital literacy.

Сведения об авторе:

Авилкина Ирина Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Иностранные языки» ФГБОУ ВО «Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет» (644089, Российская Федерация, г.Омск, пр. Мира 5, e-mail: iavilkina@mail. ru)

Статья поступила в редакцию 20.08.2021 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.