DOI:10.24412/2076-1503-2021-7-205-210 NIION: 2018-0076-7/21-033 MOSURED: 77/27-023-2021-07-232
БУРДЫНСКАЯ Светлана Петровна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Ленинградский государственный университет
имени А.С. Пушкина, Санкт-Петербург (Россия), e-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО (АНГЛИЙСКОГО) ЯЗЫКА ВУЗА
Аннотация. В данной статье поднимается значимость цифровизации образования и актуализируется вопрос формирования на современном этапе профессионально значимых цифровых компетенций у преподавателя вуза для повышения эффективности образовательного процесса. Особое внимание уделяется специфике цифровых компетенций. Конкретизируются технологические навыки, необходимые для осуществления успешного удаленного обучения иностранному языку с использованием многообразных цифровых ресурсов.
Ключевые слова: цифровизация, цифровая компетентность, цифровая грамотность, электронное обучение, contactless learning model.
BURDINSKAYA Svetlana Petrovna,
PhD, Associate Professor of the Department of Foreign Languages Leningrad State University named after A. S. Pushkin,
Saint Petersburg (Russia)
FORMATION OF DIGITAL COMPETENCE OF A FOREIGN (ENGLISH) LANGUAGE TEACHER AT A UNIVERSITY
Annotation. The article raises the importance of digitalization of education and updates the question of professionally significant digital skill formation to university teachers for enhancing the effectiveness of educational process. Special attention is paid to the peculiarities of digital competences. Technological abilities are specified necessary for successful remote foreign language teaching while using diverse online resources.
Key words: digitalization, digital competence, digital literacy, e-learning, бесконтактная модель обучения.
Цифровизация является объективным процессом, который уже сравнительно давно начался и с большой скоростью распространяется в современном мире. Когда мы говорим о цифровизации современной жизни людей, мы имеем в виду создание информационного общества. Цифровая среда охватывает практически все сферы жизни современного общества: политику, экономику, техническую и общественную деятельность, науку, культуру, образование. Цифровая реальность во многих странах уже является важным признаком отбора в социум. Этот процесс происходит также в России, причем ускоренными темпами, в том числе из-за пандемии COVID-19.
Современные образовательные условия также во многом обусловлены процессами цифро-визации, когда резко возрастает использование цифровых технологий не только на занятиях по
информатике, а также при изучении других дисциплин, и иностранный язык не является исключением. В связи с этим, необходимо овладеть иностранным языком не только в лингвистическом, но и цифровом срезе, поскольку целью изучения иностранного языка является коммуникация между представителями как путем непосредственного, живого общения, так и виртуального. В эпоху цифровизации резко увеличиваются межкультурные контакты, люди разных стран оказываются в едином информационном пространстве. Радио, телевидение, Интернет увеличивают шансы распространения языков, их господство сегодня во многом зависит от качества и эффективности цифровых ресурсов.
На современном этапе развития образования мы вынуждены были столкнуться с противоречиями, возникшими из новых условий обучения и подбора активных и интерактивных форм прове-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2021
дения занятий. Многие педагоги согласятся с тем, что полноценные групповые дискуссии, деловые, ролевые игры стали невозможны в онлайн условиях. Использование цифровых информационных технологий при проведении ряда дисциплин учебного плана оказалось в новинку для большинства преподавателей. Они оказались не готовыми к использованию инновационных методов чтобы, как минимум, сохранить или обеспечить высокую эффективность обучения, ввиду отсутствия у них цифровых компетенций. Мы считаем, что возможно на данном, можно его назвать цифровом, этапе обучения сохранить интерактивные формы проведения занятий, овладев для этого арсеналом цифровых инструментов.
Анализ литературы по вопросу цифровиза-ции российского образования показал, что проблема внедрения цифровых технологий не раз ставилась на повестку дня (А.А. Андреев, Д. М. Воронин, А.С. Коняев, Е.Е. Попова, В.И. Солдат-кин). В качестве обсуждаемых можно перечислить следующие вопросы имплементации цифровых образовательных ресурсов в практику преподавания иностранных языков:
1) обоснование необходимости цифрового мышления, при котором педагоги должны видеть своё место и ответственность за результативность дистанционного урока;
2) целеполагание в области цифрового обучения учащихся;
3) принципы обучения, развивающие у учащихся ряд умений действовать в оффлайн ситуациях с представителями других культур, используя иностранный язык как средство межкультурного общения;
4) умение вести диалог культур в новых условиях;
5) принцип самоконтроля и рефлексивности, когда индивид оценивает сущность применения цифровых технологий в образовательном процессе.
Во время периода пандемии (2020-2021 гг.), распространенной формой получения образования в вузах становится электронное обучение, которое предполагает различные способы получения знаний с помощью информационных технологий: дистанционное обучение, мобильное обучение с применением мобильных устройств и социальных сетей (Е. Соломински, Т.А. Спирина, Б.Е. Стариченко, др.) [9], [10]. Образовательный процесс подвергается цифровизации, что требует обновления подходов к обучению студентов иностранным языкам. Применение современных информационно- коммуникационных технологий и ресурсов Интернет в виде цифровых образовательных платформ значительно расширяет воз-
можности в преподавании учебной дисциплины, но требует серьезной научно-методической проработки вопросов в части подготовки учебного контента и организации интерактивного обучения, которое не предполагает личный контакт субъектов образовательного процесса.
При определении направления развития информационно- коммуникационной компетентности педагога, а также диагностики уровня психологической готовности педагогов к использованию цифровых технологий в образовательном процессе, следует опираться на представление о том, что развитие информационно-коммуникационной компетентности педагогов будет более успешным в том случае, когда его цели будут соответствовать уровню прогнозируемой и сформированной цифровой компетенции педагогов [6].
При проведении диагностики уровня сфор-мированности психологической готовности педагогов к использованию цифровых технологий в образовательном процессе вуза можно осуществлять анализ ее компонентов последовательно: изначально диагностируется познавательный компонент, затем - мотивационный, праксиологический и аксиологический.
По нашему мнению, диагностика формирования психологической готовности педагогов к использованию цифровых технологии в образовательном процессе вуза, реализуемая последовательно, приведет к снижению сопротивления педагогов к инновациям, инициирует их познавательную и инновационную деятельность в сфере применения современных информационно-коммуникационных технологий, расширит возможности педагогов по разработке ими собственных проектов использования потенциала цифровых технологий в вузе [7].
В 2021 году методом анкетирования проводилось изучение информированности преподавателей иностранного языка 10 вузов в разных регионах о цифровых образовательных ресурсах и платформах. Анкетирования показали значительные отклонения в реальных знаниях преподавателей, необходимом минимуме информированности об образовательных платформах и способностью использования этих платформ для обеспечения качественного проведения занятий во всех целевых группах, начиная с первого курса. Результаты исследований подтвердили целесообразность организации обучения преподавателей иностранного языка с целью формирования у них необходимой цифровой грамотности (компетенций): при достаточном количестве цифровых образовательных ресурсов и платформ выявлена объективная необходимость в организации практико- ориенти-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2021
рованных занятий и системе обучения иностранному (английскому) языку в новых условиях [4].
Первая компетенция - это поиск информации в базе данных Cambridge University Press и Oxford University Press, которые содержат аудио, видео материалы, текстовую информацию, электронные учебники, пособия, онлайн-упражнения, рекомендации, необходимые для занятий. Они подходят на разных этапах обучения, закрепления и повторения материала, а также для самопроверки уровня владения языком. В условиях информационного общества одним из эффективных средств оптимизации процесса обучения иностранным языкам являются постоянно обновляемые серии видеосюжетов (подкасты), публикуемые в Интернете. Они доступны в любое время, бесплатны и просты в использовании.
Вторая компетенция - это совершенствование работы в офисных приложениях. Исследования показывают, что часть преподавателей знает только программы Microsoft Word и Microsoft Excel. Минимальным объемом цифровых компетенций для преподавателей является также уверенное пользование программами Microsoft PowerPoint, Microsoft Whiteboard, Microsoft Outlook [10]. Во время работы в этих приложениях можно использовать программы-тренажеры для выработки определенных навыков, а также для контроля уровня обученности. Применение специализированных программ позволяет эффективно проводить текущий, промежуточный, рубежный и итоговый контроль [5].
Третья компетенция - умение создавать презентации, визуализировать данные - подразумевает графическое и наглядное представление образовательного контента и научных исследований [8]. Наиболее распространенной программой, используемой для наглядных материалов является Microsoft PowerPoint и графики из Microsoft Excel, но существуют и иные программы, которые значительно расширяют функционал построения и презентации данных и ценны для преподавателей иностранного языка: Quizziz, Kahoot, Miro, Padlet, Google Charts. Использовать их можно на любом этапе занятия при формировании лексических и грамматических навыков. При этом экономится большое количество времени и повышается оперативность и объективность контроля. Обучаемые выходят на новый уровень интерактивного общения «человек-компьютер» и работают в реальном времени [12].
Четвертая компетенция - умение использовать инструменты видеоконференцсвязи: Zoom Meetings, Skype, Jitsi, Facebook Meeting Room, видео встречи в сервисе ВКонтакте и другие в режиме реального времени. Они позволяют про-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2021
водить онлайн презентации, совместно работать с документами и приложениями, синхронно просматривать сайты, видеофайлы, изображения, реализовать дифференциацию обучения путем работы в малых группах (сессионных залах) и так далее, то есть создавать новые методические системы обучения [3].
Пятая компетенция - умение создавать учебный видео контент, она состоит из нескольких частей. Первая - запись учебного контента с помощью инструментов Jing, iSpring. Вторая - это обработка и монтаж учебного видео контента. После того, как материал готов, его нужно разместить в сети интернет на YouTube или в социальных сетях для использования студентами [9].
В результате проведенного исследования мы выяснили, что эти группы цифровых компетенций преподавателей иностранного языка подлежат обязательному развитию для проведения бесконтактных занятий [2].
Таким образом, построение принципиально новых бесконтактных моделей обучения, наполненных новым педагогическим дизайном и интерактивностью, вполне возможно и неизбежно, но для его реализации от педагога требуется владение набором цифровых компетенций. Педагогические кадры должны пройти специальное обучение, подготавливающее их к уверенному и осознанному применению информационных технологий в учебном процессе [1].
Актуальность обучения преподавателей иностранного языка в рамках программ переподготовки, повышения квалификации технологиям цифрового образования, обусловлена тем, что электронным технологиям принадлежит исключительное практическое значение для развития общества и государства в условиях современной цифровой экономики. Тенденции развития общества в области цифровой визуальной информации требует от будущих специалистов всех сфер производства компетентности, культуры в электронном образовании. Сегодня педагог высшей школы готовит выпускников к жизни в новых условиях, в том числе, в новых условиях вызова к состоянию здоровья, пандемии, новых профессий, готовности к коммуникациям на расстоянии, умению управлять информацией и данными. При этом, сам педагог должен активно владеть ИКТ-компетенциями [11].
На основе выдвинутых цифровых компетенций были сформулированы рекомендации педагогическим коллективам, организующим обучение и переподготовку сотрудников вуза для повышения качества образовательного процесса. Очевидно, что в современных условиях использование и умение варьировать информационно-ком-
муникативными технологиями - это потребность и социальный заказ общества. При организации обучения педагогов, необходимо опираться на широкие возможности использования цифровых технологий, чтобы в дальнейшем обеспечить высокую эффективность их деятельности.
Список литературы:
[1] Андреев, А.А. К вопросу об определении понятия «дистанционное обучение» Андреев // Дистанционное образование. - 2004. - № 4, - С. 16-19.
[2] Анникова Л. В., Литвинова Е. Ю. Формирование психологической готовности педагога к использованию SMART-технологий в образовательном процессе вуза// Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов, г. Ялта: РИО ГПА, 2021. № 70(4) С. 17-21.
[3] Быстрова Н.В., Ремизова Е.А., Ермолаева Е.Л. Реализация электронного обучения в цифровой образовательной среде // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 69-3. С. 14-17.
[4] Быстрова Н.В., Цыплакова С.А. Информационно-образовательная среда школы как инновационная управленческая задача // Наука и практика регионов. 2019. № 4 (17). С. 90-93.
[5] Воронин Д.М. Когнитивный диссонанс: компетентности педагогов и новая реальность // Материалы XVIII Международной научно-практической конференции «Менеджмент XXI века: социально- экономическая трансформация в условиях неопределенности»: сборник научных статей по материалам конференции. Санкт-Петербург, 25-26 ноября 2020 года. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2020. - С. 287-291.
[6] Кузьмин, А.А. Система дистанционного образования в России: проблемы и перспективы. /А.А. Кузьмин // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mgutu-omsk.3dn.ru (дата обращения 18.08.2021).
[7] Кузнецова Е.В. Веб-конференции в формировании профессиональных иноязычных коммуникативных умений // Современные тенденции языкового образования: опыт, проблемы, перспективы. - Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2020. - С.79-82.
[8] Сиддикви Д. 20 лучших инструментов для визуализации данных [Электронный ресурс]: https://freelance.today/poleznoe/20-luchshih-instrumentov-dlya-vizualizacii-dannyh.html (дата обращения 16.08.2021).
[9] Спирина Т.А. Зарубежный и отечественный опыт индивидуализации обучения в высшей школе // Мир науки, культуры, образования. 2014. - № 3. - С. 110-113.
[10] Стариченко Б.Е. Синхронная и асинхронная организация учебного процесса в вузе на основе информационно-технологической модели обучения // Педагогическое образование в России. 2013. № 3.С. 23-31.
[11] Voronin D.M., Saienko V.G., Tolchieva H.V. Digital Transformation of Pedagogical Education at the University. International Scientific Conference "Digitalization of Education: History, Trends and Prospects" (DETP 2020). Atlantis Press. 760-766.
[12] The Third Annual International Symposium "Education and City: Education and Quality of Living in the City" (Education and City 2020) Education in the city of Ufa: digital environment as a condition for improving the quality of ethnocultural training of teachers 05021 Alfiya Akchulpanova, Irina Boronilova, Nelli Syrtlanova, Guzel Shabayeva and Yelena Pilipenko Published online: 09 March 2021.
Spisok literatury:
[1] Andreev, A.A. K voprosu ob opredelenii pon-yatiya «distancionnoe obuchenie» Andreev // Distan-cionnoe obrazovanie. - 2004. - № 4, - S. 16-19.
[2] Annikova L. V., Litvinova E. YU. Formirovanie psihologicheskoj gotovnosti pedagoga k ispol'zovaniyu SMART-tekhnologij v obrazovatel'nom processe vuza// Problemy sovremennogo pedagog-icheskogo obrazovaniya. - Sbornik nauchnyh trudov, g. YAlta: RIO GPA, 2021. № 70(4) S. 17-21.
[3] Bystrova N.V., Remizova E.A., Ermolaeva E.L. Realizaciya elektronnogo obucheniya v cifrovoj obrazovatel'noj srede // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2020. № 69-3. S. 14-17.
[4] Bystrova N.V., Cyplakova S.A. Informacion-no-obrazovatel'naya sreda shkoly kak innovacion-naya upravlencheskaya zadacha // Nauka i praktika regionov. 2019. № 4 (17). S. 90-93.
[5] Voronin D.M. Kognitivnyj dissonans: kompe-tentnosti pedagogov i novaya real'nost' // Materialy XVIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj kon-ferencii «Menedzhment XXI veka: social'no- ekonom-icheskaya transformaciya v usloviyah neopredelen-nosti»: sbornik nauchnyh statej po materialam kon-ferencii. Sankt-Peterburg, 25-26 noyabrya 2020 goda. - SPb.: Izd-vo RGPU im. A.I. Gercena, 2020. - S. 287-291.
[6] Kuz'min, A.A. Sistema distancionnogo obrazovaniya v Rossii: problemy i perspektivy. /A.A. Kuz'min // [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://mgutu-omsk.3dn.ru (data obrashcheniya 18.08.2021).
[7] Kuznecova E.V. Veb-konferencii v formirova-nii professional'nyh inoyazychnyh kommunikativnyh umenij // Sovremennye tendencii yazykovogo obra-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2021
zovaniya: opyt, problemy, perspektivy. - Arzamas: Arzamasskij filial NNGU, 2020. - S.79-82.
[8] Siddikvi D. 20 luchshih instrumentov dlya vizualizacii dannyh [Elektronnyj resurs]: https://free-lance.today/poleznoe/20-luchshih-instrumen-tov-dlya-vizualizacii-dannyh.html (data obrash-cheniya 16.08.2021).
[9] Spirina T.A. Zarubezhnyj i otechestvennyj opyt individualizacii obucheniya v vysshej shkole // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014. - № 3. - S. 110-113.
[10] Starichenko B.E. Sinhronnaya i asinhron-naya organizaciya uchebnogo processa v vuze na osnove informacionno-tekhnologicheskoj modeli
obucheniya // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2013. № 3.S. 23-31.
[11. Voronin D.M., Saienko V.G., Tolchieva H.V. Digital Transformation of Pedagogical Education at the University. International Scientific Conference "Digitalization of Education: History, Trends and Prospects" (DETP 2020). Atlantis Press. 760-766.
[12] The Third Annual International Symposium "Education and City: Education and Quality of Living in the City" (Education and City 2020) Education in the city of Ufa: digital environment as a condition for improving the quality of ethnocultural training of teachers 05021 Alfiya Akchulpanova, Irina Boronilova, Nelli Syrtlanova, Guzel Shabayeva and Yelena Pilipenko Published online: 09 March 2021
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2021
D0I:10.24412/2076-1503-2021-7-211-213 ЯН ЖАНЬ(ШЩ),
NIION: 2018-0076-7/21-034 аспирант Института России,
MOSURED: 77/27-023-2021 -07-233 Восточной Европы и Центральной Азии КАОН
Университета Китайской академии общественных наук,
e-mail:yryyz55@ 163.com
ОТНОШЕНИЕ КИТАЙЦА К ПРОБЛЕМЕ ЖИЗНИ И СМЕРТИ НА ФОНЕ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА (COVID-19)
Аннотация. Праздник Весны в 2020 году «холоден» в Китае из-за внезапной эпидемии новой коронной пневмонии. Масштабы пандемии нового коронного вируса во всем мире оказались гораздо больше, чем думали. Сложные эмоции и переживания копошатся в каждом китайском сердце. Много людей погибло, у многих людей погибли родные. Многие люди осознают бесценность жизни и здоровья, осознают важность сопровождения близких и родных. Данная эпидемия позволила нам смотреть жизнь и смерть в глаза, задуматься о жизни и смерти. В нижеследующем тексте автор статьи попробует проанализировать отношение китайца к проблеме жизни и смерти на фоне пандемии коронавируса.
Ключевые слова: жизнь; смерть; отношение к жизни и смерти; китайская традиционная культура; COVID-19
Yang ran(ШЩ),
PhD candidat, Institute of Russian, Eastern European & Central Asian Studies, CASS University of Chinese Academy of Social Sciences
CHINESE PEOPLE'S ATTITUDE TOWARDS LIFE AND DEATH IN THE CONTEXT OF CORONAVIRUS PANDEMIC (COVID-19)
Annotation. The Spring Festival in 2020 is "cold" in Chinese because of the sudden popularity in novel coronavirus pneumonia. The scale of the new coronavirus pandemic worldwide is much larger than people thought. Complex emotions and experiences are being studied in the hearts of every Chinese. Many people died; many people lost their loved ones. Many people realized the priceless nature of life and health and the importance of accompanying loved ones and family members. This epidemic enables us to face life and death and think about life and death. In the following text, the author will try to analyze the chinese people's attitude towards life and death in the context of the coronavirus pandemic.
Key words: Life; Death; Attitude towards life and death; Chinese traditional culture; COVID-19
Введение. Жизнь есть у каждого из нас, это самое обычное и естественное дело. Жизнь бывает только один раз, конечной точкой которой должна быть смерть. Каждый должен столкнуться с отношениями между жизнью и смертью, и это достаточно, чтобы поколебать взгляд человека на жизнь. До прибытия в свой конечный пункт назначения жизни, человек неизбежно должен будет стать свидетелем о серии событий жизни и смерти, что меняет на разных уровнях то, как он смотрит и ведет себя в отношении жизни. Это неоспоримый факт. Вот почему мы хотим дорожить жизнью. Все возможности жизни строятся на общем фундаменте «вживе». Древнекитайские мудрецы призывают к тому, чтобы смело смотрели жизнь и смерть в глаза, поняли смысл жизни и тем более смерти.
1. Отношение китайца к проблеме жизни и смерти в традиционной китайской философии
На протяжении тысячелетий развития китайской цивилизации, древнекитайские мыслители выдвинули ряд таких блестящих идей, полных мудрости про жизни и смерти человека, показав великодушное и оптимистическое отношение китайской нации к проблеме жизни и смерти, как лелеяние жизни; признание и уважение закона природа и спокойная встреча с концом жизни; жизнь и должна быть ценной, смерть — осмысленной. Хорошо можно и в жизни, и в смерти и т.п.
1) Жизнь бесценна.
Китайская нация известна своей традицией заботиться о жизни и лелеять ее. По записи эрото-логического трактата «Десять вопросов» («Ши вэнь»), найденного при археологических раскопках в гробнице ханьской эпохи, расположенной в местечке Мавандуй, не далеко от г. Чанша, столицы провинции Хунань, между двумя мудрыми
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2021