Научная статья на тему 'Усть-цилемские былины в запися х Д. М. Балашова'

Усть-цилемские былины в запися х Д. М. Балашова Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
582
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
былина / Усть-Цильма / сказитель / указатель / epos / Ust-Tsylma / storyteller / index

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Канева Наталья Александровна

В работе представлены основные результаты поездок Д. М. Балашова в УстьЦильму (река Печора), побывавшего там в 1963 и 1964 гг. с целью записи былин. Даны характеристики печорских сказителей, с которыми встречался собиратель, обозначен их репертуар. Полный перечень былин, баллад, а также духовных стихов, записанных Д. М. Балашовым в Усть-Цильме, представлен в приложении к статье в виде указателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Bylinas of Ust-Tsylma in the records of D. M. Balashov

The work presents the core results of Dmitry Mikhailovich Balashov’s trips to UstTsilma (the Pechora river) where he went in 1963 and 1964 in order to record bylinas. The author characterizes the Pechora storytellers whom the collector met and specifies their repertoire. The complete list of bylinas recorded by Dmitry Mikhailovich Balashov in UstTsilma is attached to the article in the form of an index.

Текст научной работы на тему «Усть-цилемские былины в запися х Д. М. Балашова»

УДК398

Т. С. Канева

Т. S. Капеѵа

УСТЬ-ЦИЛЕМСКИЕ БЫЛИНЫ В ЗАПИСЯХ Д. М. БАЛАШОВА

BYLINAS OF UST-TSYLMA IN THE RECORDS OF D. M. BALASHOV

В работе представлены основные результаты поездок Д. Балашова в Устъ-

Цилъму (река Печора), побывавшего там в 1963 и 1964 гг. с целью записи былин. Даны характеристики печорских сказителей, с которыми встречался собиратель, обозначен их репертуар. Полный перечень былин, баллад, а также духовных стихов, записанных Д. М. Балашовым в Устъ-Цилъме, представлен в приложении к статье в виде указателя.

Ключевые слова: былина, Усть-Цильма, сказитель, указатель.

The work presents the core results of Dmitry Mikhailovich Balashov’s trips to Ust-Tsilma (the Pechora river) where he went in 1963 and 1964 in order to record bylinas. The author characterizes the Pechora storytellers whom the collector met and specifies their repertoire. The complete list of bylinas recorded by Dmitry Mikhailovich Balashov in Ust-Tsilma is attached to the article in the form of an index.

Keywords: epos, Ust-Tsylma, storyteller, index.

«Среди всех печорских впечатлений сильнее всего, конечно, запоминается посещение Усть-Цильмы», — писал после трех своих поездок на Печору Дмитрий Михайлович Балашов [3, с. 77], фольклорист, писатель, тонкий знаток и защитник русской культуры (1927—2000). Именно с Усть-Цильмой и ее ближайшими окрестностями связаны основные фольклористические результаты его экспедиций к берегам этой северной реки, которая была знакома ему от живописных верховьев до обожженного ледяным дыханием океана устья [3, с. 75].

Впервые Д. М. Балашов побывал на Печоре, в селениях ее среднего течения (от Соколова до Подчерья), летом 1960 г. в составе археографической экспедиции Института русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР. Чтобы выполнить задачи поездки, связанные со сбором памятников древнерусской книжности, Д. М. Балашову пришлось отказываться от записи фольклора1. В следующий раз, будучи уже сотрудником Института языка, литературы и истории Карельского филиала АН СССР, он приехал в Печорский край летом 1963 г.

1 «Балашов обращал мое внимание на песни и сказки <...> Дмитрий Михайлович тогда не записывал. Времени не хватало... Я его останавливал: «Работай для археографической экспедиции. Тебя сюда назначили! Работай для Пушкинского Дома, пожалуйста». И он работал. Но соблазн был большой» [5, с. 222]; см. также: [2].

87

В эту поездку он попал по приглашению в киноэкспедицию «Моснаучфильма» по рекомендации Юрия Константиновича Бегунова, сотрудника Пушкинского Дома, вместе с которым он знакомился с Печорой еще в 1960 г.

Страстный собиратель севернорусского фольклора оказался в селе Усть-Цильма — в самом центре печорского эпического очага, прославленного трудами многих ученых, в том числе и его научного руководителя — Анны Михайловны Астаховой [Былины Севера, 1938], причем оказался в те дни, когда устьцилёмы водят «горку» — «летние праздничные хороводные игры с песнями», «тем более пышную, что многие собирались ради киносъемки, оповещенные по местному радио» [3, с. 77]. И на этот раз Д. М. Балашову удалось — хотя и не без трудностей — реализовать свои фольклористические интересы. Несмотря на необходимость работать по программе экспедиции1 и острый дефицит магнитофонной ленты1 2, Дмитрий Михайлович вместе со сценаристом фильма «Путешествие за древними книгами» Владимиром Всеволодовичем Бильчинским сделал записи старины о своем былинном тезке Дюке3 («Дюк Степанович и Чурила Пленкович», исполнитель — Гаврила Васильевич Вокуев) и более 20 хороводных («горочных») и лирических песен от хора женщин с участием признанных песельниц Марфы Николаевны Тирановой и Анны Лазаревны Палкиной. Тогда же от одного из героев фильма — книжника и начётчика Василия Игнатьевича Лагеева — и двух женщин Балашов и Бильчинский зафиксировали на магнитную ленту 16 духовных стихов и неожиданно обнаружили еще одного сказителя: «Записываем два вечера, и вдруг одна из женщин говорит нам: “А ведь он и старины знает!” — и тут же они грянули в три голоса “Илью Муромца”. Записывать было поздно, договорились, что придем через день, а через день Василий Игнатьевич слег с сердечным приступом. Так мы ее и не записали» [3, с. 81].

Специально для записи былин Д. М. Балашов вернулся на Печору в декабре 1964 г. В результате двух усть-цилемских поездок Дмитрий Михайлович записал от восьми исполнителей 10 былин в 14 вариантах, а также «шуточную старину» (небылицу)4. Объем полученного аудиоматериала (вместе с песнями и духовными стихами) составил около десяти часов звучания.

Однако значение балашовских записей с Печоры определяется не только их количеством. В ряду источников по фольклорной культуре Усть-Цильмы материал, собранный Д. М. Балашовым, занимает особое место, что можно утверждать по целому ряду оценок.

Во-первых, именно Дмитрию Балашову принадлежит «сенсационное открытие» Василия Игнатьевича Лагеева [16, с. 262] — замечательного усть-цилемского

1 Из письма Д. М. Балашова своей матери, Анне Николаевне Гипси, от 12.07.1963 г.: «Пока ничего не записал, не дают работать — ну, воля не своя, хоть погляжу» [13, с. 83].

2 «Они олухи взяли магнитофон без пленки. Я тебе телеграмму послал. Может быть, достанешь. Юра послал в Ленинград. Володя из Москвы просит — что ни то пришлют» (Из письма Д. М. Балашова своей матери от 12.07.1963 г.; см.: [13, с. 83]).

3 «Семейное» имя Д. М. Балашова, которым он подписывал письма к матери; см.: [13, с. 16-19].

4 Сведения о записи и ее публикации см. в Приложении к настоящей статье (далее — Приложение), ч. 1, № 1—11.

88

сказителя, исполняющего былины в запоминающейся неторопливой манере. Для его эпических произведений, исполняемых на один напев, характерен, по оценке

В. В. Коргузалова, «выразительный, мерно льющийся орнаментированный напев» [14, с. 341]. «Голос у Лагеева низкий, бархатистый, звучащий легко и наполнение, совершенно профессионально. Исполняет он былины не торопясь, со вкусом, достоинством» — так охарактеризовала этого сказителя Ю. Е. Красовская [15, с. 33]. Под стать такому стилю и сами тексты в устах В. И. Лагеева, о чем можно судить как по отзывам самого Д. М. Балашова («Былины его были отменно хороши и полны, с разработанными подробностями сюжета и завершенной композицией» [3, с. 82]), так и других исследователей русского эпоса, в частности Ю. А. Новикова (по оценке последнего, его произведения подкупают «продуманностью и соразмерностью элементов сюжета, последовательным соблюдением классического формульного стиля, отточенностью стиха» [8, т. 2, с. 679])1.

В 1964 г. Д. М. Балашов записал от Василия Игнатьевича 4 былины и «шуточную» старину, хотя, по словам самого Лагеева, «знал он их некогда более двадцати» [3, с. 82]. Это «Добрынин Алеша», «Три поездки Ильи Муромца», самый полный и логичный вариант «Ставра» из северо-восточных районов [8, т. 2, с. 452], а также единственная на средней Печоре фиксация «Василия Буслаевича»1 2.

Во-вторых, именно Дмитрию Балашову удалось записать вариант былины «Дюк Степанович и Чурила Пленкович»3, который «содержит целый ряд специфических особенностей местной редакции сюжета» [8, т. 1, с. 750], в том числе и уникальный мотив о привязывании Дюком коня сразу к трем кольцам, предназначенным для коней всадников из разных сословий [3, с. 80—81; 4]. Сказитель, исполнивший эту старину — Гаврила Васильевич Вокуев — известен по экспедиции Пушкинского Дома 1955 г., во время которой от него была записана былина «Исцеление Ильи Муромца» [7, № 46]. При встрече с Д. М. Балашовым в 1963 г. он не сразу припомнил ставшего впоследствии знаменитым «Дюка», о чем собиратель писал из Усть-Цильмы матери: «Нашел былинщика, записал одну былину “Дюка” коротенького. <...> Былинщик был совсем миниатюрный старичок. В домотканых портах, в рубашке. Порты такие, внизу узкие, а в мотне мешком немного и крестик красивый у него. А лицо небольшое, но выразительное. Я его накануне заставлял вспомнить, а тут уж он пришел, в память всю былину спел, Володя записал ее на ленту и кусочки разговора» [13,с.83].Во время второй ветре -чи Г. В. Вокуев исполнил Д. М. Балашову также две былины об Илье Муромце.

В-третьих, поездка Д. М. Балашова в д. Боровскую на Пижму, за 30 км от Усть-Цильмы, позволила сделать новые записи от представителей династии

1 Комментарий к былине «Добрыня Никитич и Алеша Попович». По другим замечаниям Ю. А. Новикова, былины Лагеева отличаются также множеством «редких, а то и уникальных формул и подробностей» (из комментария к былине «Три поездки Ильи Муромца») [8, т. 1, с. 725], тонким переплетением устных и книжных элементов, своеобразными мотивами, порой «не отмеченными собирателями не только на Печоре, но и во всем северо-восточном суперрегионе, а в ряде случаев вообще не известных устной былинной традиции» (из комментария к былине «Василий Буслаев и новгородцы») [8, т. 2, с. 491].

2 Приложение, ч. 1, № 1,4, 7.1, 7.2,10.

3 Приложение, ч. 1, № 5.

89

Чупровых, родом из д. Абрамовской: Еремея Прововича1 и супругов Анны и Леонтия1 2 3. В Боровскую Балашов ехал прежде всего к знаменитому Еремею Чупрову, «открытому» экспедицией ГИИИ 1929 г. и снискавшему самые восторженные оценки собирателей. А. М. Астахова характеризовала его как настоящего самородка, выделяющегося среди известных ей старинщиков «своим исключительным артистическим, высокохудожественным исполнением» [10, с. 366— 367]. Н. П. Колпакова считала Еремея Прововича Чупрова едва ли не самым выдающимся мастером-былинщиком всего района средней Печоры, одаренным певцом, исполняющим свой небольшой былинный репертуар с необычайно тонкой артистичностью и огромным эмоциональным подъемом [7, с. 164р.

Сильное впечатление произвел этот сказитель и на Дмитрия Балашова: «Как-то неудобно сравнивать пение с несущимся ревущим потоком, да и неверное это сравнение, не то... Но, слушая Еремея Прововича, — пел же он во весь голос, страстно, сильно, упоенно, — я вживе ощутил героический накал эпической поэзии, эту бурю страстей, это величие характеров, способных только так, напролом и до конца, идти во всех своих делах, вернее — деяниях. <...> Конец былины Еремей Провович досказывал словами, еще горя увлечением, еще весь переживая то великое, прикоснуться к чему он позволил и мне. (Теперь мне страшно подумать, что я мог — а ведь мог! — никогда в жизни не услышать пения Еремея Прововича Чупрова!)» [3, с. 83].

Выделяя наиболее заметные результаты печорских поездок Д. М. Балашова, важно отметить и то, что в поисках былин на реке Цильме, в с. Трусово, он сделал записи эпических произведений от 40-летней Полины Никитичны Рочевой — дочери Никиты Федоровича Ермолина, знатока былин и редких в Усть-Цилемском районе песен [7, № 35—38; 19, № 17—30 и др.]. Она «вспомнила одну короткую былину4, да и то ходила спрашивать к матери, и лишь потом спела ее. Больше же былин не помнил никто» [3, с. 84]. Впоследствии эту единственную в ее репертуаре старину о Чуриле и жене Пермяты записывали собиратели МГУ [8, т. 1, № 163,164] и СГУ, последняя аудиофиксация была сделана в 2011 г. [6, с. 274, № 16; 1, № 10]. Полина Никитична унаследовала от отца (хотя и не без помощи матери — как следует из приведенного замечания Д. М. Балашова) не только былину, но и другие, редкие для местного репертуара произведения, в частности эпическую балладу о татарском полоне с зачином «Баю-баюшки, да спи, татарской сын...»5. Очевидно, Н. Ф. Ермолину, а впоследствии и его дочерям, она была известна в усеченном виде — без традиционного для данного сюжета описания раздела татарами добычи, при котором одному из них до-

1 Приложение, ч. 1, № 3.2, 9.1,14.

2 Приложение, ч. 1, № 3.3, 3.4, 9.2.

3 «Еремей знает немного: всего две былины — про Илью и про Бутмана. Но поет он их так, что в избе всё замирает. Сильный, глуховатый голос; самозабвение, в котором певец явно не видит и не слышит ничего, происходящего вокруг; своеобразный напев, героические образы, встающие из былинного повествования, — все это совершенно гипнотизирует аудиторию» [12, с. 181].

4 Приложение, ч. 1, № 6.

5 Приложение, ч. 1, № 13.2.

90

стается мать его жены, плененной еще в детстве1. Но Балашов записал в Усть-Цильме и другой (полный) вариант этой баллады — с зачином «На дуване-то дуван дуванился»1 2, ее исполнила уроженка пижемского села Замежное Наталья Тимофеевна Семенова3.

Нельзя попутно не отметить ценность балашовских звукозаписей духовных стихов4, так редко фиксируемых собирателями и еще реже издаваемых. Первые публикации усть-цилемских произведений этого жанра были сделаны Н. Е. Ончуковым в начале XX в.5; следующее скромное появление в печати духовных стихов Усть-Цильмы относится к концу XX столетия [6, с. 276—280, № 19—21]; первые же аудиозаписи по духовным стихам, полученные в 1929 г. Е. В. Еиппиусом и 3. В. Эвальд, пока остаются достоянием архива6.

Чрезвычайно важно и то, что следствием поездок Д. М. Балашова на Печору стали высококачественные аудиофиксации усть-цилемских былин, выполненные Всесоюзным домом звукозаписи «Мелодия» при участии Фольклорной комиссии Союза композиторов РСФСР (научное руководство мероприятием осуществляла музыковед Ю. Е. Красовская [15, с. 5]). По оценке В. И. Поветкина, директора Центра культуры «Музыкальные древности» в Великом Новгороде, «в те годы было бессмысленно мечтать, например, о том, чтобы Всесоюзная фирма грамзаписи “Мелодия” опубликовала голоса русских сказителей, пусть и последних. Но она это сделала, так как собиратель Д. М. Балашов, пробивая стену обывательского приспособленчества, смиренчества и чиновничьей трусливости, убедил в необходимости такой публикации ни много ни мало как министра культуры СССР Екатерину Алексеевну Фурцеву [20, с. 387]. В результате на крупноформатных пластинках было издано 4 былины в исполнении пяти усть-цилемских сказителей [Добрыня и Алеша. Три поездки Ильи Муромца; Былины Печоры. Дюк Степанович. Илья Муромец и Сокольник]7.

Застав на Печоре, по сути, «уходящую натуру» — сказителей-мастеров, Дмитрий Балашов сделал то, что по разным причинам не удалось сделать собирателям усть-цилемского фольклора ни до, ни после него: на любительский магнитофон он записал последних печорских исполнителей былинного эпоса, фиксируя произведения от начала до конца, включая пересказы. В совокупности с аудиоматериалами, полученными «Мелодией», к которым он имеет самое прямое отношение, именно записи Д. М. Балашова неоднократно представляли традицию Печоры в разных изданиях.

1 По результатам печорских поездок 1929 и 1955 гг. Н. П. Колпакова так заключила об этом сюжете: «На средней Печоре первая часть песни неизвестна. Песня начинается с колыбельной» [19, с. 410, № 132].

2 Приложение, ч. 1, № 13.1.

3 Повторную запись позже сделали собиратели МГУ, см.: Архив кафедры фольклора МГУ, ФЭ-12, с. 9892 п. 1 т. 10 № 6.

4 Приложение, ч. 1, № 15—23.

5 Голубиная книга [17, № 56]; Алексей человек Божий, Егорий и Александра, Мучения Егория, Агрик, Христос и нищие, Молитва к Богородице [18, № 1—5, 9, 13].

6 Фонограмархив ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН. ФВ 596—597.

7 Публикацию текстов см.: [8, т. 2, Приложение ГѴ, № 1—6].

91

В свой статье, вышедшей в свет в 1965 г., Д. М. Балашов, очевидно, с большим беспокойством писал: «Очень жаль, что живую традицию пения былин нельзя как-то культурно удержать, “фиксировать”. Нет даже пластинок с былинами, некому взяться, некому “пробить” чиновничье равнодушие, боязнь за “кассовый успех” предприятия... Ох, и не поблагодарят же нас потомки за нашу меркантильность!» [3, с. 84]. Сегодня вполне осознанно можно сказать, что благодаря трудам Дмитрия Михайловича Балашова (как и других подвижников собирательского и издательского дела) и тех, кто сохранил его записи, мы и сегодня имеем возможность слышать живые свидетельства ушедшей культуры — устной народной традиции Русского Севера. Мы, потомки, благодарны ему за это.

* * *

1. Ангеловская Л. В. Новые записи усть-цилемских былин в Фольклорном архиве Сыктывкарского университета // Народная культура в слове и тексте: Сборник исследований и материалов памяти Валентины Викторовны Филипповой. Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 2013. С. 228-239.

2. Балашов Д. М. В поисках старинной книги // Коняев Н. М. Дмитрий Балашов. На плахе. М., 2008. С. 416—425.

3. Балашов Д. М. Печора и ее сказители // Север. 1965. № 3. С. 73—84.

4. Балашов Д. М. Уникальная редакция былины о Дюке Степановиче // Русский фольклор: материалы и исследования. Л., 1971. Т. XII. С. 230—237.

5. Бегунов Ю. К. В поисках старинных книг // Коняев Н. М. Дмитрий Балашов. На плахе. М., 2008. С. 217—228.

6. БильчукА. А., Власов А. Н., Захаров А. Н., МехреньгинаЗ. Н. Памятники русского песенного эпоса в фольклорном архиве Сыктывкарского государственного университета // Русский фольклор: материалы и исследования. Т. XXVIII. Эпические традиции. СПб., 1995. С. 258-290.

7. Былины Печоры и Зимнего берега: новые записи / изд. подгот. А. М. Астахова, Э. Г. Бородина-Морозова, Н. П. Колпакова, Н. К. Митропольская, Ф. В. Соколов. М.; Л., 1961.

8. Былины Печоры: в 2 т. / отв. ред. А. А. Горелов. СПб., 2001. (Свод русского фольклора. Былины: в 25 т.)

9. Былины Печоры. Илья Муромец и Сокольник Дюк Степанович: грампластинка. Всесоюзная фирма грампластинок «Мелодия», 1969. ЗЗД-025677-78.

10. Былины Севера / Зап., вступ. ст. и коммент. А. М. Астаховой. Т. 1. Мезень и Печора. Л., 1938.

11. Добрыня и Алеша. Три поездки Ильи Муромца: грампластинка. Всесоюзная фирма грампластинок «Мелодия». ГОСТ 5289-68. Д-024791-92.

12. Колпакова Н. П. У золотых родников. Записки фольклориста. Л., 1975.

13. Коняев Н. М. Дмитрий Балашов. На плахе. М., 2008.

14. Коргузалов В. В. Напевы былин новгородского цикла // Новгородские былины / изд. подгот. Ю. И. Смирнов, В. Г. Смолицкий. М., 1978. С. 336—361.

15. Красовская Ю. Е. Сказители Печоры. М., 1969.

16. Марченко Ю. И. С чего начиналась «Русская свадьба» // Коняев Н. Дмитрий Балашов. На плахе. М., 2008. С. 257—269.

92

17. Ончуков Н. Е. Печорские былины. СПб., 1904.

18. Ончуков Н. Е. Печорские стихи и песни. СПб., 1908.

19. Песни Печоры / Изд. подгот. Н. П. Колпакова, Ф. В. Соколов, Б. М. Добровольский. М.; Л., 1963.

20. Поветкин В. И. Украсный мир Балашова // Коняев Н. М. Дмитрий Балашов. На плахе. М., 2008. С. 384—394.

Приложение

УСТЬ-ЦИЛЕМСКИЕ БЫЛИНЫ В ЗАПИСЯХ Д. М. БАЛАШОВА: БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ

Сост. Т. С. Канева

В настоящем указателе содержатся сведения о публикации записей былин, сделанных Дмитрием Михайловичем Балашовым (1927—2000) в Усть-Цилемском районе Республики Коми в 1963—1964 гг. и хранящихся в Фонограммархиве ИЯЛИ Карельского научного центра РАН (г. Петрозаводск). Данный указатель подготовлен на основе ранее опубликованного указателя, посвященного не только былинам, но и балладам и духовным стихам (Балаш., 2012); по сравнению с первой публикацией в этот указатель внесены некоторые уточнения.

Указатель состоит из двух частей (по сути — из двух указателей). В первой части представлен указатель архивных записей и их изданий, отправным в нем является фольклорное произведение в конкретной его фиксации. Описания записей былин расположены по сюжетам в соответствии с перечнем, представленным в академическом издании былин «Свод русского фольклора» (БП, I: с. 155).

Описание текста включает следующие данные: исполнитель, место и время записи, архивный шифр, в квадратных скобках указывается длительность звучания, далее в круглых скобках приведено обозначение произведения, данное при звукозаписи Д. М. Балашовым (при наличии такового) и первый стих произведения. Затем в отдельных строках следует указание на публикации данной записи; при этом в квадратных скобкх указывается количество стихов текста и/или длительность звучания в формате часы : минуты : секунды). В конце описаний под звездочкой (*) даны сведения о публикации записей этого же произведения от этого же исполнителя, выполненные в 1965 г. по следам печорских поездок Д. М. Балашова Всесоюзной студией грамзаписи «Мелодия» и Фольклорной комиссией Союза композиторов России под научным руководством музыковеда Юлии Евгеньевны Красовской.

Вторая часть представляет собой алфавитный перечень изданий (сборников, аудиоальбомов, грампластинок, отдельных публикаций), в которых опубликованы былины в записи Д. М. Балашова. Под звездочкой (*), как и в первой части, приведены публикации записей 1965 г.

93

ЧАСТЬ 1

АРХИВНЫЕ ЗАПИСИ УСТЬ-ЦИЛЕМСКИХ БЫЛИН ИЗ СОБРАНИЯ ФОНОГРАММАРХИВА ИЯЛИ КарНЦ РАН В ПУБЛИКАЦИЯХ

ДОБРЫНЯ И АЛЕША

1. Лагеев Василий Игнатьевич, 1895 г. р.; Кириллова Евдокия Ниловна, ок. 1900 г. р., с. Усть-Цильма, 1964 г. ФА КарНЦ РАН: 504, 505 [1:07:09]. («Ай, во славно-ём во городи во Киёви...»).

Публикации: БП: № 38 [286], нот. — Балаш. 2012: № 6 [288 / 1:07:09].

* Запись1965г. см.: ДиА, ИМ: № 1. — БП: Прил. IV, № 1 [284], нот.

ИСЦЕЛЕНИЕ ИЛЬИ МУРОМЦА

2. Вокуев Гаврила Васильевич, 1883 г. р., с. Усть-Цильма, 1964 г. ФА КарНЦ: 501/1 [0:27:13]. (Илья Муромец: «Кабы прежде досель дав молоду пору...»).

Публикации: БП: № 54 [250], нот. — БП CD: № 8 (фр.) [0:04:09]. — Балаш. 2012: №3 [253/0:27:13].

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И СОКОЛЬНИК

ЗЛ. Вокуев Гаврила Васильевич, 1883 г. р., с. Усть-Цильма, 1964 г. ФА КарНЦ: 500/1 [0:18:26]. (Илья и Сокольник: «От того было от моря от студёного...»).

Публикации: БП: № 87 [168], нот. — БП CD: № 7 (фр.) [0:04:16]. — Балаш. 2012: №2 [170/0:18:26].

*3аписъ 1965г. см.: ИМиС, ДС: № 2 (фр.) [0:01:27]. - БП: Прил. IV, № 4 [12],

нот.

3.2. Чупров Еремей Провович, 1890 г. р., д. Боровская, 1964 г. ФА КарНЦ РАН: 510/1 [0:25:07]. (Про старую: «Ай, во стольнём во городе во Киеви...»).

Публикации: МПЖСР: № 2 (фр.) [60 / 0:05:17]. - БП: № 88 (смеш.) [211], нот. - БП CD: № 4 (фр.) [0:17:54]. - Балаш. 2012: № 12 (смеш.) [180 + П / 0:25:07].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

* Запись1965г. см.: ИМиС, ДС: № 1 [0:20:15]. - ППС: № 18 [0:20:32].

3.3. Чупров Леонтий Тимофеевич, 1903 г. р., д. Боровская, 1964 г. ФА КарНЦ РАН: 512 [0:19:49]. (Про старую казака Илью Муромца: «Ой, недалёко от города, неблизко же...»).

Публикации: БП: № 90 [329], нот. — Балаш. 2012: № 14 [127 /0:19:49].

3.4. Чупров Леонтий Тимофеевич, 1903 г. р., Чупрова Анна Лукинична, 1913 г. р., д. Боровская, 1964 г. ФА КарНЦ РАН: 514/1. («Ай, недалёко было от города, от Киева...»).

Публикации: БП: № 89 [230], нот. — БП CD: № 6 (фр.) [0:05:31].

* Запись 1965 г. см.: ИМиС, ДС: № 3 (фр.) [0:05:10].

ТРИ ПОЕЗДКИ ИЛЬИ МУРОМЦА

4. Лагеев Василий Игнатьевич, 1895 г. р., с. Усть-Цильма, 1964 г. ФА КарНЦ РАН: 506 [0:35:04]. («Как бы хто еще сказал ныньче про староё...»).

Публикации: БРМЭ: № 56 [187], нот. см.: Марч.: с. 129, № 6. — БП: № 114 [187], нот. - БП CD: № 1 (фр.) [0:06:13]. - Балаш. 2012: № 7 [188/0:35:04].

94

*3апись 1965 г. см.: ДиА, ИМ: № 2. — РНМСС: № 1 (фр.) [0:02:35]. — БП: Прил. ГѴ, № 5 [33], нот.

ДЮК СТЕПАНОВИЧ И ЧУРИЛА ПЛЕНКОВИЧ

5. Вокуев Гаврила Васильевич, 1883 г. р., с. Усть-Цильма, 1963 г. ФА КарНЦ: 310/1 [0:19:38]. («Как во той-де во Нижной Малой Галицы...»).

Публикации: Балаш. 1965: с. 79—80 (фр.) [53]. — Балаш. 1971: с. 234—237 [178]. - БП: № 150 [180], нот. - Балаш. 2012: № 1 [180 / 0:19:38].

*3аписъ 1965г. см.: ИМиС, ДС: № 4 [0:27:53]. - МПЖСР № 1 [253 / 0:27:53]. -БП: Прил. IV, № 6 [253], нот. - МЭРС № 2 (фр.) [0:11:00].

ЧУРИЛА ПЛЕНКОВИЧ И КАТЕРИНА

6. Рочева Апполинария Никитична, 1925 г. р., с. Трусово, 1964 г. ФА КарНЦ: 509/13 [0:07:50]. («Выпадала пороха да снегу белого...»).

Публикации: БП: № 162 [40], нот. — Балаш. 2012: № 11 [40 / 0:07:50].

СТАВР ГОДИНОВИЧ

7.1. Лагеев Василий Игнатьевич, 1895 г. р.; Кириллова Евдокия Ниловна,

ок.1900 г. р., с. Усть-Цильма, 1964 г. ФА КарНЦ РАН: 502, 503 [1:00:22]. (Про Ставра. «Во городе-то было как во Киёви...»).

Публикации: БП: № 179 [287], нот. — БП CD: № 2 (фр.) [0:02:23]. — Балаш. 2012: №4 [289/ 1:00:22].

7.2. Лагеев Василий Игнатьевич, 1895 г. р.; Кириллова Евдокия Ниловна, ок.1900 г. р., с. Усть-Цильма, 1964 г. ФА КарНЦ РАН: 509/5 [0:01:14]. («Да во стольнём было во Киёви во городе...»: фр.).

Публикации: БП: Прил. I, № 29 [8], нот.: с. 452—453. — Балаш. 2012: № 5 [8 / 0:01:14].

ВАСИЛИЙ ИГНАТЬЕВИЧ И БАТЫГА

8. Поздеева Татьяна Ивановна, ок. 1885 г. р., д. Рощинский Ручей, 1964 г. ФА КарНЦ РАН, 509/6 [0:03:35]. («Вниз по матушки с-по Волге, с-по Невой-реки...»).

Публикации: БП: № 211 (фр.) [7], нот. — Балаш. 2012: № 10 [26 / 0:03:35].

БУТМАН

9.1. Чупров Еремей Провович, 1890 г. р., д. Боровская, 1964 г. ФА КарНЦ РАН: 511/2 [0:10:46] («Как про белого сказать царя, про бедного...»).

Публикации: БП: № 227 [54 + П; 65], нот. — БП CD: № 5 (фр.) [0:02:49]. — Балаш. 2012: № 13 (смеш.) [54 + П / 0:10:46].

9.2. Чупров Леонтий Тимофеевич, 1903 г. р., Чупрова Анна Лукинична, 1913 г. р., д. Боровская, 1964 г. ФА КарНЦ РАН: 515/2 [0:08:22]. («Ой, сказать про белого царя, про вернаго...»).

Публикации: БП: № 228 [58], нот. — Балаш. 2012: № 15 [58 / 0:08:22].

95

ВАСИЛИЙ БУСЛАЕВ И НОВГОРОДЦЫ

10. Лагеев Василий Игнатьевич, 1895 г. р., с. Усть-Цильма, 1964 г. ФА КарНЦ РАН: 507, 508 [0:51:04]. (Про Василия Буслаевича: «Уж как жил-де был Буслай до девеносто лет...»).

Публикации: НБ: № 15 [259]. - БП: № 242 [260], нот. - БП CD: № 3 (фр.) [0:08:27].- Балаш. 2012: № 8 [260 / 0:51:04].

*3аписъ 1965г. см.: МЭРС: № 1 (фр.) [0:11:02].

ПАРОДИЙНЫЙ ЭПОС

11. Лагеев Василий Игнатьевич, 1895 г. р. (подпевает, очевидно, Кириллова Евдокия Ниловна, ок. 1900 г. р. — Т. К.), с. Усть-Цильма, 1964 г. ФА КарНЦ РАН: 509/1 [0:01:29]. (Шуточная стбрина: «Как сказать-то бы ле вам сёдне про староё...»).

Публикации:Балаш. 2012: № 9 [7 / 0:01:29].

*3апись 1965г. см.: МПЖСР: № 21 [7 / 0:01:14]. - МЭРС: № 4 [0:01:16]. -БП: Прил. VI, № 6 [7].

ЧАСТЬ 2 ПЕРЕЧЕНЬ ИЗДАНИЙ УСТЬ-ЦИЛЕМСКИХ БЫЛИН В ЗАПИСЯХ Д. М. БАЛАШОВА (ИЗ СОБРАНИЯ ФОНОГРАММАРХИВА ИЯЛИ КарНЦ РАН)

БАЛАШОВ Д. М. УНИКАЛЬНАЯ РЕДАКЦИЯ БЫЛИНЫ О ДЮКЕ СТЕПАНОВИЧЕ // Русский фольклор. Т. XII. Из истории русской народной поэзии. Л., 1971. С. 234-237.

Дюк Степанович. Исп. Вокуев Г. В.

БЫЛИНЫ ПЕЧОРЫ: в 2 т. / отв. ред. А. А. Горелов. СПб., 2001. Т. 1 №№ 38, 54, 87-90, 114,150,162; Т. 2. №№ 179, 211, 227, 228, 242; Прил. І№ 29; Прил. VI № 6. *1965 г.: Прил. IV. №№ 1-6.

Т. 1 № 38: Добрыня и Алеша. Исп. Лагеев В. И., Кириллова Е. Н.

Т. 1. № 54: Исцеление Ильи Муромца. Исп. Вокуев Г. В.

Т. 1. № 87: Илья Муромец и Сокольник. Исп. Вокуев Г. В.

Т. 1. № 88: Илья Муромец и Сокольник. Исп. Чупров Е. И.

Т. 1. № 89: Илья Муромец и Сокольник. Исп. Чупровы Л. Т. и А. Л.

Т. 1. № 90: Илья Муромец и Сокольник. Исп. Лагеев В. И.

Т. 1. № 114: Три поездки Ильи Муромца. Исп. Лагеев В. И.

Т. 1. № 150: Дюк Степанович. Исп. Вокуев Г. В

Т. 1. № 162: Чурила Пленкович и Катерина. Исп. РочеваА. И.

Т. 2. № 179: Ставр Годинович. Исп. Лагеев В. И., Кириллова Е. И.

Т. 2. № 211: Василий Игнатьевич и Батыга. Исп. Поздеева Т. И.

Т. 2. № 227: Бутман. Исп. Чупров Е. И.

Т. 2. № 228: Бутман. Исп. Чупровы Л. Т. ИА. Л.

Т. 2. № 242: Василий Буслаев и новгородцы. Исп. Лагеев В. И.

Прил. I № 29: Ставр Годинович. Исп. Лагеев В. И., Кириллова Е. И.

96

* Прил. ГѴ № 1: Добрыня и Алеша.Исп. Лагеев В.

* Прил. ГѴ № 2: Илья Муромец и Сокольник. Исп. Чупров Е. И.

* Прил. IV № 3: Илья Муромец и Сокольник. Исп. Чупровы Л. Т. ИА. Л.

* Прил. IV № 4: Илья Муромец и Сокольник. Исп. Вокуев Г. В.

* Прил. IV № 5: Три поездки Ильи Муромца. Исп. Лагеев В. И.

* Прил. IV № 6: Дюк Степанович. Исп. Вокуев Г. В.

Прил. VI № 6: Комический эпос. Исп. Лагеев В. И.

*БЫЛИНЫ ПЕЧОРЫ. ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И СОКОЛЬНИК. ДЮК СТЕПАНОВИЧ. Исп. Г. В. Вокуев, Е. П. Чупров, Л. Т. и А. Л. Чупровы: ГРАМПЛАСТИНКА. Всесоюзная фирма грампластинок «Мелодия», 1969. ЗЗД-025677-78.

БЫЛИНЫ ПЕЧОРЫ. ИЗ СОБРАНИЯ ФОНОГРАММАРХИВА ИНСТИТУТА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (ПУШКИНСКИЙ ДОМ) РАН: CD ДИСК. СПб., 2001. (Звуковое приложение к: Былины Печоры. В 2-х т. / Отв. ред. А. А. Горелов. СПб., 2001). № 1—8.

№ 1: Три поездки Ильи Муромца. Исп. Лагеев В. И.

№ 2: Ставр Годинович. Исп. Лагеев В. И., Кириллова Е. И.

№ 3: Василий Буслаев и новгородцы. Исп. Лагеев В. И.

№ 4: Илья Муромец и Сокольник. Исп. Чупров Е. И.

№ 5: Бутман. Исп. Чупров Е. И.

№ 6: Илья Муромец и Сокольник. Исп. Чупровы Л. Т. ИА. Л.

№ 7: Илья Муромец и Сокольник. Исп. Вокуев Г. В.

№ 8: Исцеление Ильи Муромца. Исп. Вокуев Г. В.

БЫЛИНЫ. РУССКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЭПОС / сост. Б. М. Добровольский, В. В. Коргузалов. М., 1981. № 56.

Три поездки Ильи Муромца. Исп. Лагеев В. И.

*ДОБРЫНЯ И АЛЕША. ТРИ ПОЕЗДКИ ИЛЬИ МУРОМЦА. Исп. В. И. Лагеев: ГРАМПЛАСТИНКА. Всесоюзная фирма грампластинок «Мелодия». Д-024791-92.

МУЗЫКАЛЬНО-ПОЭТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ СЕВЕРА РОССИИ.

Приложение № 2 к Бюллетеню Фонетического Фонда русского языка: АУДИОАЛЬБОМ. СПб.; Бохум, 1991. №№ 1, 2, 21.

*№ 1 \ Дюк Степанович. Исп. Вокуев Г. В.

№ 2: Илья Муромец и Сокольник. Исп. Чупров Е. И.

*№ 21: Комический эпос. Исп. Лагеев В. И.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЭПОС РУССКОГО СЕВЕРА: Из собрания

Фонограммархива Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН: CD ДИСК. СПб., 2008. №№ 1, 2, 4.

*№ 1: Василий Буслаев и новгородцы. Исп. Лагеев В. И.

*№ 2: Дюк Степанович. Исп. Вокуев Т. В.

*№ 4: Комический эпос. Исп. Лагеев В. И.

97

НОВГОРОДСКИЕ БЫЛИНЫ / изд. подгот. Ю. И. Смирнов, В. Г. Смолиц-кий. М., 1978. № 15.

Василий Буслаев и новгородцы. Исп. Лагеев В. И.

ПИЖЕМСКИЕ ПЕВЦЫ И СКАЗИТЕЛИ (к истокам певческой культуры Усть-Цильмы): АУДИО CD / сост. А. Н. Власов, Т. С. Канева, А. Ю. Кастров, Ю. И. Марченко. Сыктывкар, 2008. № 18.

*Илъя Муромец и Сокольник. Исп. Чупров Е. П.

РУССКАЯ НАРОДНАЯ МУЗЫКА СЕВЕРА И СИБИРИ (Музыкальное творчество народов СССР): ГРАМПЛАСТИНКА. ВТО «Фирма Мелодия», 1991. М 20 49433 02. № 1. *Три поездки Ильи Муромца. Исп. Лагеев В. И.

Балаш. 1965 Балаш. 1971

Балаш. 2012

БП

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

БП CD

БРМЭ ДиА, ИМ

ИМиС, ДС

Исп.

Марч.

МПЖСР

МЭРС

НБ

Список сокращений

Балашов Д. М. Печора и ее сказители // Север. 1965. № 3. С. 73—84. Балашов Д. М. Уникальная редакция былины о Дюке Степановиче // Русский фольклор. Л., 1971. Т. 12. С. 230—237.

Эпос и духовная лирика Усть-Цильмы в записях Д. М. Балашова: Из собрания Фонограммархива ИЯЛИ КарНЦ РАН: Мультимедийный диск / Сост. Т. С. Канева (отв.), В. П. Кузнецова. Сыктывкар, 2012. Былины Печоры: в 2 т. / отв. ред. А. А. Горелов. СПб., 2001.

(Свод русского фольклора. Былины в 25 т.)

Былины Печоры. Из собрания Фонограммархива Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН: CD диск. СПб.,

2001. (Звуковое приложение к: Былины Печоры: в 2 т. / отв. ред.

A. А. Горелов. СПб., 2001).

Былины. Русский музыкальный эпос / сост. Б. М. Добровольский,

B. В. Коргузалов. М., 1981.

Добрыня и Алеша. Три поездки Ильи Муромца. Исп. В. И. Лагеев: Грампластинка. Всесоюзная фирма грампластинок «Мелодия». Д-024791-92.

Былины Печоры. Илья Муромец и Сокольник. Дюк Степанович: Грампластинка. Всесоюзная фирма грампластинок «Мелодия»,

1969. ЗЗД—025677—78.

Исполнитель

Марченко Ю. И. Некоторые вопросы изучения музыкальной стилистики эпических напевов Архангельской традиции (по материалам, записанные на Кулое, Мезени и Печоре) // Русский фольклор: материалы и исследования. Т. XXVIII. Эпические традиции. СПб., 1995. С. 116—132.

Музыкально-поэтические жанры севера России. Приложение № 2 к Бюллетеню Фонетического Фонда русского языка: Аудиоальбом. СПб.; Бохум, 1991.

Музыкальный эпос Русского Севера: Из собрания Фонограммархива Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН: CD диск. СПб., 2008.

Новгородские былины / изд. подгот. Ю. И. Смирнов,

В. Г. Смолицкий. М., 1978.

98

Нот.

П

ППС

РНБ

РНМСС

Смеш.

ФА КарНЦ

Фр.

Нотировка

Пересказ

Пижемские певцы и сказители (к истокам певческой культуры Усть-Цильмы): Аудио CD / Сост. А. Н. Власов, Т. С. Канева, А. Ю. Кастров, Ю. И. Марченко. Сыктывкар, 2008.

Русские народные баллады / Вступ. ст., подгот. текста и примеч.

Д. М. Балашова. М., 1983.

Русская народная музыка Севера и Сибири (Музыкальное творчество народов СССР): Грампластинка. ВТО «Фирма Мелодия», 1991. М 20 49433 02.

Смешанное исполнение: пение и прозаический пересказ РАН Фонограммархив Института языка, литературы и истории Карельского научного центра Российской академии наук, г. Петрозаводск Фрагмент

99

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.