Научная статья на тему 'Успехи в области подготовки санитарных кадров за 35 лет советской власти и ближайшие задачи'

Успехи в области подготовки санитарных кадров за 35 лет советской власти и ближайшие задачи Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
23
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Успехи в области подготовки санитарных кадров за 35 лет советской власти и ближайшие задачи»

клика, стоящая у власти в США, стремясь развязать новую мировую войну, заставила микробиологическую науку служить своим человеконенавистническим интересам — разрабатывать способы массового уничтожения людей с помощью смертоносных микробов. Отчаявшись сломить сопротивление героического корейского народа и китайских добровольцев, американские империалисты совершили чудовищное злодеяние, применив чумных, холерных, тифозных и других микробов для маосового истребления мирного населения. Американским империалистам не удалось вызвать массовых эпидемий путем сбрасывания бомб и снарядов, начиненных бактериями, вирусами, зараженными насекомыми, так как их действие было обезврежено организацией мощного противоэпидемического фронта и бдительностью населения Кореи и Китая. Укрепление санитарно-противоэпидемической службы является лучшим средством предотвращения последствий применения микробиологического оружия.

Советское здравоохранение и его санитарно-противоэпидемическая служба отмечают 35-ю годовщину Великой Октябрьской социалистической революции серьезными достижениями в деле охраны здоровья советского народа. Работники санитарно-противоэпидемической службы вполне отдают себе отчет, что перед ними партией и правительством поставлены еще более грандиозные задачи — ликвидация инфекционных заболеваний, предупреждение всех возможных вредных влияний внешней среды, обеспечение наиболее благоприятных условий труда и быта, способствующих продлению жизни и сохранению здоровья человека. На разрешение этих задач, на дальнейшее развитие профилактической медицины направлены усилия работников санитарно-противоэпидемической службы — важнейшего звена советского здравоохранения.

-Аг -й-

Г. А. Митерев

Успехи в области подготовки санитарных кадров за 35 лет советской власти и ближайшие задачи

В директивах ХТХ съезда партии по пятому пятилетнему плану развития СССР на 1951 —1955 гг. записано: «Направить усилия медицинских научных работников на решение важнейших задач здравоохранения, сосредоточив особое внимание на вопросах профилактики...» Эти несколько строк совершенно ясно определяют, что в период постепенного перехода от социализма к коммунизму исключительное значение имеет борьба за дальнейшее снижение заболеваемости, укрепление здоровья и долголетие советских людей.

Организаторами и проводниками столь важнейшей работы должны стать санитарные врачи. В связи с этим, особенно важным является вопрос о подготовке санитарных врачей, о количестве их, и, пожалуй, главное, о воспитании санитарных врачей.

В директивах сказано: «Увеличить за пятилетие количество врачей в стране не меньше чем на 25 процентов и расширить мероприятия по усовершенствованию врачей». В свете директив XIX съезда Министерству здравоохранения СССР необходимо провести ряд серьезных изменений в системе подготовки санитарных врачей и их усовершенствования.

Еше в XIX столетии вопросы .профилактики или, вернее, профилактическое направление в медицине занимали в России видное место и лучшие представители ее: Пирогов, Боткин, Остроумов, Павлов, Доб-рославин, Эрисман и др., не мыслили развитие лечебной медицины в отрыве от профилактической медицины. Царский строй не давал возмож-

ности развиваться этому прогрессивному направлению. К Великой Октябрьской социалистической революции здравоохранение пришло с тяжелыми демографическими показателями, а еще тяжелее были показатели инфекционной заболеваемости.

Неудовлетворительна была и деятельность лечебно-профилактиче-ских учреждений; мало было врачей и средних медицинских работников.

Если в царской России накануне первой мировой войны было около 20 тысяч врачей, то санитарных, т. е. основных проводников профилактической медицины, было только 257 человек, причем в это количество входили все эпидемиологи. Огромные территории Сибири, Кавказа, Средней Азии и Севера не имели санитарных организаций. Иного положения и не могло быть, так как 13 медицинских факультетов и 2 специальных высших медицинских учебных заведения (Военно-медицинская академия и Петроградский женский медицинский институт) давали ежегодно около 1 500 врачей.

При такой малочисленности выпускаемых врачей о специализации их в стенах университетов не могло быть и речи. Как правило, все врачи шли на лечебную работу и только одиночки посвящали себя санитарному делу.

За период первой мировой войны, гражданской войны и интервенции количество врачей в России значительно уменьшилось и перед молодой советской республикой встал вопрос о безотлагательном расширении сети высших медицинских учебных заведений, чтобы покрыть острый дефицит во врачебных кадрах. Особенно бурное развитие высшая медицинская школа получила с 1928 г., а коренное переустройство в подготовке врачей произошло после реорганизации вузов по отраслевому принципу.

Медицинские факультеты были выделены в самостоятельные институты с непосредственным подчинением народным комиссариатам здравоохранения. Медицинские институты стали готовить врачей-специалистов, в том числе и по санитарно-гигиеническому разделу. Так, начиная с 1937 г., среди выпускаемых были уже и санитарные врачи (табл. М.

Таблица 1. Количество выпущенных из высших медицинских учебных заведений санитарных врачей в 0 о к 1937 г.

Год Количество санитарных врачей

1937 100

1938 166

19:0-1945 Среднее в год 107

1946 200

1947 ¡¿10

1948 277

1^49 423

194) 2Ь0

1951 190

1952 212

К этому времени относится и большая работа, проведенная органами здравоохранения по созданию и укреплению санитарных органов республик и развитию сети санитарных и противоэпидемических учреж-

дений. Число санитарных врачей быстро растет и к Великой Отечественной войне санитарная организация со включением в нее эпидемиологов, микробиологов и маляриологов составляла 11 500 человек. Под руководством этой армии санитарных врачей, эпидемиологов и микробиологов медицинские работники в период Великой Отечественной войны блестяще справились с задачей охраны страны от эпидемий, за что и получили высокую оценку правительства и лично товарища Сталина.

Великая Отечественная война не прекратила выпуска молодых врачей, но вследствие сложившихся условий количество выпускников медицинских институтов сократилось. Сократились и выпуски санитарно-гигиенических факультетов.

Начиная же с 1946 г., выпуски врачей санитарными факультетами снова увеличиваются.

Правда, переход на шестилетнее обучение в медицинских вузах сказался в сторону уменьшения выпуска врачей в 1951 —1952 гг. Но и это относительно большое количество санитарных врачей, выпускаемых из вузов, не могло удовлетворить растущие нужды, и Министерству здравоохранения СССР приходилось ежегодно переключать большое количество врачей, окончивших лечебные факультеты, для работы в санитарно-гигиенических учреждениях страны.

В настоящее время в СССР, несмотря на огромное увеличение числа санитарных врачей по сравнению с довоенным временем, недостаток в них еще имеется (табл. 2).

Таблица 2. Количество санитарных врачей в 1947—1952 гг. всех профилей (гигиенисты, эпидемиологи микробиологи, маляри ологи и пр.) в °/„ к 1946 г.

1946 1947 1948 1949 1950 1951 19=>2

100 114 141 170 179 190 20 Э

Еще неполностью укомплектованы санитарно-эпидемиологические станции. Большую нужду в работниках испытывает государственная санитарная инспекция и научно-исследовательские учреждения. Ощущается недостаток и в преподавательском составе на гигиенических кафедрах медицинских институтов.

Все эти недостатки в укомплектовании кадрами гигиенических кафедр и учреждений должны быть разрешены в ближайшие годы.

Жизнь требует от гигиенистов физиологически обоснованных нормативов в различных отраслях гигиены, разработки вопросов профилактики различных инфекционных и неинфекционных заболеваний, возникновение которых может быть связано с условиями внешней среды.

Гипиенисты должны направить вое свои оилы на разработку мероприятий для предупреждения болезней, для продления жизни советского человека.

И. П. Павлов писал, что гигиена — это медицина будущего, т. е. гигиена является основой профилактической медицины, призванной решать вопросы предупреждения возможности появления заболеваний. В статье «Очередные задачи санитарной организации СССР» Т. Е. Болдырев указывает, что «...по мере ликвидации ряда важнейших инфекционных и профессиональных болезней перед нашей гигиеной возникают новые задачи профилактики и ликвидации других неинфекционных заболеваний, возникновение которых может быть связано с самыми разно-

ебразными условиями внешней среды, которая окружает человека, воздействует на него и которую человек должен изменять соответственно своим потребностям» '. В этом совершенно правильное определение задачи не только гигиенистов, но и всей санитарной организации в целом, ибо решить ее могут только сообща работники шпиенической науки и санитарной практики.

Но для этого нужны люди, кадры, способные бороться за проведение в жизнь этих неотложных задач. Причем кадры должны быть вполне подготовлены для решения поставленных задач. Эти кадры нужно готовить, нужно воспитывать. Как и что нужно сделать, чтобы получить кадры врачей-профилактиков, достойных эпохи постепенного перехода от социализма к коммунизму?

Подготовкой и воспитанием санитарных врачей в настоящее время у нас в стране занимаются Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт и 19 санитарно-гигиенических факультетов при таких старейших и крупных медицинских институтах, как Московский ордена Ленина медицинский институт, Томский, Киевский, Львовский, Одесский, Харьковский, Азербайджанский, Тбилисский, Казанский, Ростовский и др., где качество подготовки санитарных врачей поставлено на достаточную высоту, где профильные кафедры укомплектованы высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом и имеется достаточное специальное оборудование. Но все же организация учебного и научного процесса в Ленинградском санитарно-гигиени-ческом медицинском институте выгодно отличается от других, даже очень сильных учреждений, например, от Московского ордена Ленина медицинского института. В Ленинградском санитарно-пигиеническом медицинском институте о профилактическом направлении в медицине говорят не вообще, а связывают в преподавании таких медицинских дисциплин, как хирургия, терапия и другие с профилактикой того или иного заболевания. На конференциях гигиенистов профессора лечебных дисцип-^ лин Ленинградского санитарно-гигиенического медицинского института выступают с научными докладами, в которых ярко показывают профи-лактическое направление преподаваемой ими дисциплины.

На примере этого вуза мы видим, что весь учебный процесс, в>ся pj научно-исследовательская работа в нем направлена на воспитание ^ врача-профилактика.

Хуже обстоит дело на санитарно-гигиенических факультетах таких медицинских институтов как Омский, Свердловский, Иркутский и др., где многие профильные гигиенические кафедры замещены преподавателями, не имеющими степени доктора наук, а ассистентский состав кафедр очень часто не имеет степени кандидата наук. В этих институтах санитарно-гигиенические факультеты играют второстепенную роль и нередко окончившие там санитарно-гигиенический факультет с неохотой берутся за свое дело. На санитарно-гигиенических факультетах этих вузов лечебная медицина преобладает. Преподавание ее идет без достаточной связи с гигиенической наукой, а гигиенисты в преподавании своих дисциплин, видимо, мало показывают конкретные примеры связи гигиены с клиническими дисциплинами.

В таких институтах, на наш взгляд, нет достаточных перспектив роста и развития санитарных кадров.

Опыт работы Ленинградского санитарно-пигиенического медицинского института показывает наиболее правильный путь решения задачи подготовки и воспитания врача-профилактика. На наш взгляд, организация в стране дополнительно 3—4 специальных санитарно-гигиенических институтов за счет существующих факультетов могла бы дать стране надлежащее количество санитарных врачей, подготовленных на уровне со-

1 Гигиена и санитария, № 8, 1952.

И санитария, jy

БИБЛИОТЕКА

Ммвстерстла 3 араммш. /

ССС?"

временных требований. Все возможности к этому есть. Во вновь организованных вузах профессорско-преподавательский персонал можно укомплектовать специалистами, имеющими высокую квалификацию.

Выдвигаемое нами предложение даст надлежащий эффект в подготовке санитарных врачей. Организация специальных институтов дала бы возможность ликвидировать слабые санитарно-гигиенические факультеты, что будет способствовать более благоприятному размещению лабораторий этих вузов.

Директивами XIX съезда партии перед научно-исследовательскими институтами и вузами поставлены задачи: «...полнее использовать научные силы для решения важнейших вопросов развития народного хозяйства, обобщения передового опыта, обеспечивая широкое практическое применение научных открытий».

Решение вопроса, как лучше развернуть эту работу, является сложным и важным. Крупнейшие представители нашей отечественной медицинской науки — Пирогов, Боткин, Сеченов, Мечников, Павлов, Добро-славин, Эрисман, Введенский, Кравков, Федоров, Разумовский, Габричевский, Гамалея и др. — завоевали заслуженную славу, работая в лабораториях и клиниках медицинских учебных заведений, существовавших в то время. Специальных научно-исследовательских институтов тогда было мало, и тем не менее эта плеяда ученых создала свои научные школы и имела немало научных достижений, важных для практики здравоохранения. Правда, существовавший строй не давал возможности широкого внедрения этих достижений в жизнь.

После Великой Октябрьской социалистической революции советское правительство создало все условия, необходимые для роста и процветания науки. Свыше 70 высших медицинских учреждений, свыше 200 специальных научно-исследовательских учреждений дали возможность советским ученым продолжать прекрасные традиции корифеев отечественной медицины. И нужно сказать, что за истекшие 35 лет советской власти наши ученые продвинули медицинскую науку далеко вперед. Такие представители науки, как Быков, Палладии, Лаврентьев, Абрикосов, Давыдовский, Могильницкий, Аничков, А. Сперанский, Стражеско, Ланг, Виноградов, Краснобаев, Корнев, Молчанов, Г. Сперанский, Бурденко, Семашко, Соловьев, Сысин, Летавет, Марзаев, Левицкий и др., много положили труда, чтобы умножить достижения советской науки.

Гигиенистами за истекшее время решен ряд важнейших вопросов улучшения гигиенических условий труда работающих на производстве, нормирования и стандартизации. Решены многие вопросы оздоровления почвы, воды и воздуха.

После объединенной сессии Академии наук СССР и Академии медицинских наук СССР, посвященной физиологическому учению акад. И. П. Павлова, широко развернулись работы по исследованию влияния внешней среды на организм человека.

Сейчас гигиенисты приступили к разработке физиологически обоснованных норм и решают ряд вопросов по охране воздуха, воды и оказывают помощь стройкам коммунизма. Гигиенисты широким фронтом развернули эту работу. Она организована как на гигиенических кафедрах, так и в специальных научно-исследовательских институтах.

Успех в работе санитарно-гигиенических учреждений заключается в правильном планировании научно-исследовательской работы, в активном планировании, т. е. даче заданий, исходя из возможностей кафедры или института. А возможности — это люди, которыми должны пополняться гигиенические кафедры и санитарно-гигиенические институты в основном через аспирантуру.

Поэтому намеченный пятой пятилеткой план подготовки научных и научно-педагогических кадров через аспирантуру нужно приветствовать

и обеспечить, чтобы пришедшие в наши санитарно-гигиенические институты аспиранты выходили широко образованными гигиенистами, знающими практику, жизнь и способными выполнять педагогическую работу.

Таким образом, для успешной реализации задач по здравоохранению, вытекающих из плана новой пятилетки, на наш взгляд, необходимо:

1) расширить количественно и улучшить качественно подготовку санитарных врачей, организовав за счет существующих медицинских институтов 3—4 специальных санитарно-гигиенических медицинских института, сосредоточив в них лучшие кадры преподавателей и соответствующее оборудование;

2) через аспирантуру в санитарно-гигиенических институтах и на гигиенических кафедрах шире развернуть подготовку специалистов различных отраслей гигиены, способных к научно-исследовательской и педагогической деятельности;

3) при планировании научной тематики по гигиеническим проблемам руководствоваться конкретными возможностями выполнения плана институтами и гигиеническими кафедрами.

Принцип активного планирования должен быть положен в основу.

3. Б. Смелянский

Гигиена труда на службе здоровья трудящихся

В социалистическом обществе, где труд, освобожденный от оков капиталистической эксплоатации, постепенно превращается в «естественную потребность человеческого существования», где труд овеян ореолом •славы, науке об охране труда и здоровья рабочих отведена .почетная роль.

Уже в первые дни после Великой Октябрьской социалистической революции в связи с огромным развитием практической и законодательной .деятельности по охране труда выявилась необходимость в привлечении гигиенической мысли к научной разработке вопросов гигиены труда. В соответствии с насущными запросами практики представители гигиены труда на этом первом этапе деятельности занимались составлением гигиенических характеристик разнообразнейших профессий и обследованием многих отраслей промышленности (металлообрабатывающая промышленность, литейное дело, мукомольное, табачное, полиграфическое, кожевенное, обувное производство и др.), что легло в основу разработки обширного санитарно-трудового законодательства, которое по праву является наиболее совершенным в мире.

Развитие и коренная реконструкция промышленности в последующий период, создание новых производств, новых форм организации трудовых и производственных процессов ставили перед гигиеной труда все более сложные и более ответственные задачи, разрешение которых потребовало значительного углубления научных исследований.

Важнейшими, подлежавшими разработке и изучению были вопросы о сущности воздействия на организм основных профессионально-производственных факторов с целью разработки эффективных мер борьбы с ними в условиях производства и обоснования гигиенических нормативов.

Разрешение этих задач вызвало к жизни создание сети научных учреждений по гигиене и охране труда. В настоящее время функциони-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.