ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
ловного дела, не только создают основу для бу- по делам об организованной преступной дея-
дущего доказывания [ 10. С. 145], нередко после тельности фальшивомонетчиков.
легализации они ложатся в основу обвинения
Литература
1. Уголовное право России. Части Общая и Особенная / Под ред. А.И. Рарога. М., 2006.
2. Гришко А.Я. и др. Российское уголовно-исполнительное право. М., 2000.
3. БлаговЕ.В. Применение уголовного права. СПб., 2004.
4. Минязева Т.Ф. Цели наказания и иных мер уголовно-правового характера и средства их достижения в современном уголовном праве. // Законы России: опыт, анализ, практика. 2007. № 5.
5. Лавров В.В. Меры уголовно-правового характера в современной системе обеспечения правопорядка (проблемы и перспективы). // Российский следователь. 2007. № 4
6. Уголовное право России. Общая часть: Учебник / Под ред. И.Э. Звечаровского. М.: Юрист, 2004.
7. Звечаровский И. Понятие мер уголовно-правового характера. // Законность. 2007. № 1.
8. Волошин В.М. Ответственность как средство реализации уголовно-правовой политики. // Российская юстиция. 2007. № 1.
9. Набиуллин Ф.К. Карательные и некарательные меры в уголовном праве России. // Юридический мир. 2007. № 8.
10. Землюков С.В. Понятие и содержание мер уголовно-правового характера. // Государство и право на рубеже веков (материалы Всероссийской конференции). Криминология, уголовное право, судебное право. М., 2001.
11. Яни П.С. Конфискация имущества и уголовная ответственность. // Уголовное право. 2006. № 6.
12. Звечаровский И. Некоторые вопросы внутриотраслевой рассогласованности норм уголовного законодательства (в аспекте задач Уголовного кодекса Российской Федерации) // Уголовное право. 2007 № 1.
13. Ожегов С.И., ШведоваН.Ю. Словарь русского языка. М.., 1992.
14. Кузнецова Н.Ф. О Первом Всероссийском Конгрессе по уголовному праву // Российская юстиция. 2006. № 6.
УДК 343.13
УСЛОВИЯ ЖИЗНИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО,
УЧИТЫВАЕМЫЕ СУДОМ ПРИ НАЗНАЧЕНИИ НАКАЗАНИЯ
Данелян С.В., кандидат юридических наук, доцент, [email protected],
ФГОУВПО «Российский государственный университета туризма и сервиса», г. Москва, Овчаренко З.В., преподаватель, Институт управления, бизнеса и права, г. Ессентуки
The authors analyze circumstances in living conditions and upbringing of underage individuals that should be considered by the court when sentencing a juvenile delinquent. The article draws attention to the flaws of family upbringing, which in most cases result in forming a criminal mind and the subsequent transition of adolescents to the criminal life.
Анализируетсяширокийспектробстоятельств,условийжизниивоспитаниянесовершеннолетнего, которые должны учитываться судом при назначении наказания несовершеннолетнему, обращается внимание на существенные дефекты семейного воспитания, которые в большинстве случаев приводят к искаженному формированию личности и последующему переходу подростков на преступный путь.
Key Words: under age, punishment, conditions, life, family.
Ключевые слова: несовершеннолетний, наказание, условия, жизнь, семья.
94 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2010 / № 1
Условия жизни несовершеннолетнего, учитываемые судом...
При назначении уголовного наказания несовершеннолетнему в соответствии с ч. 1 ст. 89 УК РФ суд должен учитывать условия его жизни и воспитания. Но в уголовном законе не определено, что конкретно суд должен понимать под названными условиями, а это вызывает некоторую неопределенность в правоприменительной практике.
Анализ результатов имеющихся в области криминологии и уголовно-процессуального права исследований позволяет констатировать, что при назначении наказания несовершеннолетним в рамках условий их жизни и воспитания следует учитывать достаточно широкий круг обстоятельств, который можно классифицировать по трем направлениям.
1) Социальная роль, которую несовершеннолетний занимает в семье, а именно: имеет ли подросток родителей и кого именно, воспитывается в полной или неполной семье; личность родителей, данные об их образовании, месте работы; количество несовершеннолетних детей в семье, многодетная или не многодетная семья, материальное положение семьи, доход родителей и общий доход; моральный облик семьи, совместное проживание, взаимоотношения, наличие судимых лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией, обстоятельства, связанные с выполнением родителями или лицами их заменяющими обязанностей по воспитанию ребенка, его бытовое окружение, отношения, сложившиеся между родителями и несовершеннолетним подсудимым, материально-бытовые и жилищные условия семьи, отсутствие надзора со стороны родителей, нахождение подростка под опекой или в детском учреждении, безнадзорность, беспризорность, бродяжничество, наличие конфликтных ситуаций в семье, насколько родители способны влиять на поведение несовершеннолетнего, характеризующие данные по месту жительства.
2) Социальная роль, которую несовершеннолетний занимает в школе, на работе, то есть это обстановка и психологический климат в учебном заведении, предприятии, фирме или организации, где учится или работает несовершеннолетний, его отношение к учебе или работе, взаимоотношения в коллективе, характеризующие данные по месту учебы, успеваемость, поведение, отношение в старшим, к сверстникам, наличие самостоятельного заработка.
3) Социальная роль, которую несовершеннолетний занимает в свободное от учебы и работы время, время досуга, — это обстоятельства, характеризующие связи и времяпрепровождение несовершеннолетнего вне дома или работы, вхождение в различные формальные и неформальные группы и объединения, характер общения в этих группах, формы проведения свободного времени.
Акцент в изучении указанных сведений в основном делается на окружение несовершеннолетнего, от которого во многом зависят совершаемые им поступки и решения. Указанные данные позволят суду правильно определить меру уголовной ответственности и наказания несовершеннолетнего. В то же время они по-разному могут повлиять на назначаемое наказание. Как известно, исходной сферой для жизнедеятельности ребенка является его семья. Для одних она источник чистой любви, тепла, родительской ласки и защищенности, для других семейные отношения оборачиваются насилием и жестокостью.
В семье закладываются фундаментальные основы характера, жизненные установки, базовые гуманные ценности, прививаются основные моральные требования, правила поведения и приличия, что достигается в ходе родительского воспитания. Воспитательные функции возложены на родителей международными нормативно-правовыми актами (п. 1 ст. 18 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, ратифицированной постановлением ВС СССР от 13 июня 1990 года № 1559-1, вступившей в силу для СССР 15 сентября 1990 года), Конституцией РФ (ст. 38 п. 2), Семейным кодексом РФ (ст. 31, 54), рядом законов (Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Закон от 10 юля 1992 года №3266-1 «Об образовании»).
Существенные дефекты семейного воспитания в большинстве случаев приводят к искаженному формированию личности и последующему переходу подростков на преступный путь.
Первостепенным условием жизни, которое должно учитываться при назначении наказания, является семейное благополучие. Преступное поведение несовершеннолетнего напрямую зависит от негативного микроклимата в семье, а иногда является условием, спо-
95
ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
собствовавшим совершению преступления. В 30—40% случаев совершения преступлений несовершеннолетними установлено интенсивное отрицательное влияние примера со стороны родителей и других старших членов семьи (злоупотребление алкоголем, грубость и жестокость, образ жизни, заведомо не соответствующий материальным доходам, и бравирование своей «ловкостью», безнаказанностью и т.д.) [1. С. 277]. Семья, с точки зрения предъявляемых к ней обществом требований, должна максимально обеспечить приспособление ее членов к условиям общественной жизни, к выполнению социальных норм, готовность занять определенное место в общественной системе. Семья, не выполняющая указанных функций, а также оказывающая криминогенное влияние на ее членов, особенно несовершеннолетних, является десоциализирующей.
В криминологии предлагается различная типология семей, оказывающих неблагоприятное воздействие на формирование личности несовершеннолетнего [2. С. 65—69; 9. С. 45-48].
Наиболее удачной представляется классификация, данная Д.З. Зиядовой [3. С. 133-141], которая выделяет следующие категории семей.
1. Неблагополучные семьи. Это, как правило, неполная семья, в которой имеются разногласия между старшими членами семьи, а также между ними и детьми, выливающиеся в открытые конфликты продолжительного характера. Недостаток содержательного общения, напряженные отношения с родителями, их грубое отношение выталкивают подростков на улицу. Дети бросают школу, ввиду отсутствия контроля со стороны родителей.
2. Девиантные семьи. Это семьи алкоголиков, наркоманов, правонарушителей и др. Во взаимоотношениях между членами семьи очень часты ссоры, скандалы, доходящие до драк и оскорблений, свойственен культ насилия и аморальность. Атмосфера в этих семьях нервозная. Обстановка в семье ведет к возникновению чувства неуважения, неприязни, ненависти к родителям, отрицательно сказывается на поведении детей. Подростки становятся «трудными» в семье, выходят из повиновения, из-под влияния родителей, становятся беспризорными. Становлению личности несовершеннолетнего преступника в таких семьях способствуют: вовлечение несовершеннолетних в наркоманию, проституцию, занятия азарт-
ными играми, отрицательный пример членов семьи, их аморальный образ жизни, пьянство, ссоры, скандалы, переходящие в драки, воспитание детей бездельниками, эгоистами, тунеядцами, невыполнение родителями своих обязанностей по воспитанию детей, невнимание к их интересам, грубость и деспотизм, наличие в семье антиобщественных взглядов, обычаев, нравов и иных вредных пережитков, пренебрежительное отношение к учебе и другим важным гражданским обязанностям.
3. Делинквентные (с криминальной направленностью) семьи. Обстановка в этих семьях характеризуется периодическими, с нарастающей интенсивностью конфликтами, драками, кратковременными или длительными разрывами семейных связей, супружеской неверностью. Здесь несовершеннолетние вовлекаются в совершение преступления родственниками, которые ранее уже были осуждены. Определяющий фактор этих семей - бедность. В некоторых случаях преступления совершаются совместно с детьми для того, чтобы прокормиться.
4. Насильственные (наличие физического и психического насилия) семьи. Наиболее явное отвержение ребенка, непроявление элементарной заботы о нем, его постоянно унижают, бьют, не кормят, выгоняют из дома. В некоторых случаях имеет место сексуальное насилие. В таких семьях подростки решаются на самоубийство с целью обратить внимание родителей на свои проблемы, выражая таким образом протест против их безразличия, бездушия и жестокости. В семьях, где преобладает насилие, у детей озлобление против родителей сохраняется на всю жизнь, человек чрезвычайно ожесточается, сам становится циничным, эмоционально глухим, не считается с интересами и чувствами других людей, появляется ненависть к людям. Спасаясь от насилия, подростки уходят из дома. У подростка, постоянно подвергающегося такому обращению, складывается убеждение, что грубость - норма отношений между людьми. Они испытывают гнев без видимых на то причин, агрессивность, которые чаще всего изливают на более слабых.
Имеют место и преступления, совершаемые подростками из благополучных семей. Дети здесь воспитываются в атмосфере полного достатка и удовлетворения любых желаний. Преступления совершаются ими для развлечения. В таких семьях преобладает культ
96 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2010 / № 1
Условия жизни несовершеннолетнего, учитываемые судом...
ребенка. Это самодовольный «недоросль», который освобожден от каких-либо трудностей и обязанностей. Родители стремятся выполнить любую прихоть подростка, при совершении преступления стараются оградить его от ответственности, формируя тем самым у него чувство вседозволенности и эгоцентризма.
А.А. Станская выделяет близкую им категорию детей — «дети праздника», «депра», это небольшой круг детей криминальной элиты общества, для которых жизнь обычных подростков неведома, а их родителями презираема, многие из них не учатся, не работают, единственное занятие для них — досуг, тусовка, возможность для знакомств [4. С. 159—160].
В настоящее время актуализируется проблема жестокого обращения с детьми в семье. Ежегодно в Российской Федерации регистрируется около 2 млн случаев избиения детей младше 14 лет, в 2001—2003 годах зарегистрировано соответственно 2973, 2751 и 3405 фактов совершения деяний, подпадающих под признаки посягательства, указанного в ст. 156 УК РФ, т.е. неисполнение обязанностей по воспитанию детей при определенных условиях, когда оно соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним и влечет уголовную ответственность [5. С. 30—33].
Физическое насилие, побои, унижения складываются у подростков в культ насилия, эмоциональную черствость, холодность, жестокость. Внутренняя семейная агрессия обуславливает формирование агрессивного типа личности. Именно в данный период происходит процесс перерастания жертвы в преступника. С.А. Корягина отмечает, что психологическое отчуждение ребенка от родителей, сопряженное с истязаниями, порождают у него состояние тревоги, отсутствие защищенности.
Многие насильственные преступные действия несут в себе неосознаваемый смысл защиты от внешней угрозы, которой реально может и не быть. Преступления подобного рода выступают как способ снятия психологического напряжения, возникшего у подростков в результате неблагоприятного эмоционального психологического климата в семье [6. С. 55— 56]. Совершение насильственных преступлений несовершеннолетними — это в большинстве случаев обратная реакция на перенесенное ими физическое насилие в семье.
Сведения, установленные в судебном заседании, о том, что родители жестоко об-
ращаются с несовершеннолетним, создают условия, угрожающие его жизни и здоровью, дают возможность суду реагировать частным постановлением с постановкой вопросов перед соответствующими органами о привлечении виновных лиц к ответственности, в том числе уголовной (ст. 156 УК РФ), лишении родительских прав лиц, отрицательно влияющих на несовершеннолетнего, принятии мер по их выселению, назначении попечителя (опекуна) и т.д.
Семейные отношения нередко являются краеугольным камнем, с которого начинается путь корыстных преступников. Этому способствуют прежде всего материальные затруднения. Когда все доходы семьи используются на товары первой необходимости, прежде всего продовольственные, подросток лишен средств, которыми мог бы распоряжаться самостоятельно. Он ограничен в материальных благах, доступных его сверстникам. Затруднительное материальное положение определяет сложную психологическую обстановку в семье, неуверенность в завтрашнем дне толкает несовершеннолетнего на незаконный способ зарабатывания денег.
По данным нашего исследования, более половины несовершеннолетних преступников (82,3%) воспитывались в семьях с тяжелым материальным положением, 17,7% проживали в нормальных семьях, со средним уровнем дохода, детей из хорошо обеспеченных семей в исследуемой группе не было. Материальное положение неполной родительской семьи всегда существенно хуже, чем полной. Ограниченные возможности неполной семьи по содержанию и воспитанию детей создают для них повышенный криминальный риск.
У несовершеннолетних преступников очень часто отсутствует один из родителей, в большинстве случаев отец [7. С. 221; 10. С. 73]. По нашим данным, 46,9% подростков из числа всех несовершеннолетних осужденных воспитывались одним родителем, 34,4% проживали в семье, где есть оба родителя, однако в половине этих семей дети проживали с матерью и отчимом, либо отцом и мачехой; 18,7% подростков воспитывались опекуном, бабушкой, либо в интернатных учреждениях, притом что родители умерли или были лишены родительских прав. 29,7% воспитывались в многодетных семьях с количеством детей от трех до семи. Усилия единственного родителя
97
ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
в большей степени сосредоточены на материальной стороне жизни в ущерб духовному началу. Сама ситуация воспитания ребенка без отца располагает к сосредоточению внимания семьи на финансовых проблемах.
Психологически подросткам трудно вступать в отношения с новыми лицами, входящими в семью, в связи с травмой, причиненной распадом родительской семьи. В этих случаях преступления совершаются ими в знак протеста, а также ввиду отсутствия дружеских, доверительных отношений с новым членом семьи.
Жилищно-бытовые условия необходимо учитывать при назначении наказания. Жилищная стесненность приводит к психологическому напряжению. Излишняя концентрация людей на небольшой площади ведет к конфликтам, агрессии. Подростку должны быть созданы условия для нормальной жизни и развития, а для нормальной учебы должно быть оборудовано отдельное место, что особенно важно в неблагополучных семьях. К сожалению, в большинстве случаев подростки не имеют таких условий.
В ходе анализа уголовных дел было установлено, что только по некоторым из них (15,1%) органами предварительного следствия проводится обследование условий жизни и воспитания подростка. Вместе с тем информация, получаемая при обследовании условий жизни и воспитания, представляет особую ценность, так как содержит полные данные о материальном положении семьи, жилищных условиях, семейном доходе, а в некоторых случаях отражает семейные взаимоотношения, благополучие, личность родителей. Такое обследование, безусловно, трудоемко, но оно является одним из ключевых документов, содержащих данные об условиях жизни и воспитания несовершеннолетнего подсудимого. По нашему мнению, проведение такого обследования необходимо по всем делам. Для более четкого представления об условиях жизни и воспитания несовершеннолетнего и соответственно учете их при назначении наказания необходим допрос родителей, лиц, хорошо знающих эти условия (братьев, сестер, соседей, знакомых, друзей). Такие сведения также содержит характеристика по месту жительства. Анализ характеристик, имеющихся в уголовных делах, свидетельствует о некотором формализме при составлении подобных характеристик, в которых представители квартального комитета ограничиваются
стандартными фразами. Не исключены случаи приобщения характеристики не по месту жительства подсудимого, а по месту регистрации.
Самоустранение родителей от воспитания своих детей нередко происходит по причине их заболевания алкоголизмом или наркоманией. Алкоголизация непосредственным образом разрушает семейные отношения. Пьющие родители меньше внимания уделяют воспитанию детей, агрессивны. Подростки привыкают к тому, что пьянство и пьяные драки — норма жизни. Неумеренное употребление алкоголя родителями может стать прототипом будущего поведения детей. Женское пьянство менее распространено, но гораздо опаснее, поскольку безразличие матери, отсутствие ее заботы, первоочередное удовлетворение ею потребности в спиртном более пагубно для ребенка. Женщины, страдающие алкоголизмом, в подавляющем большинстве опускаются очень быстро.
Наркомания также крайне отрицательно сказывается на семье. Наркоманы создают вокруг себя непереносимый психологический климат. У них происходят вспышки беспричинной раздражительности, появляются резкие перепады настроения. Больные наркоманией тратят значительные средства на приобретение наркотических средств, распродают имущество. В семьях, где есть наркоманы, существует криминогенная ситуация. Нередки случаи, когда родители, злоупотребляющие алкоголем либо наркотическими средствами, не имеющие постоянной работы и не желающие ее получить, поощряют и заставляют своих детей совершать преступления для получения средств к существованию.
Наши исследования показали, что среди родителей подсудимых подростков — 49% систематически злоупотребляли спиртными напитками, 2% страдали наркоманией.
Развитие воспитательных способностей тесно связано с уровнем культуры, образования, нравственности личности. В этом отношении показательны данные об уровне образования родителей несовершеннолетних преступников. Исследования показывают, что образовательный уровень родителей недостаточно высок: наиболее многочисленна группа родителей, имеющих среднее образование, — 49,1%; средне-специальное образование имели 34,1%; высшее и неоконченное высшее — 16,8%.
Не утешают данные о социальном положении родителей несовершеннолетних пре-
98 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2010 / № 1
Условия жизни несовершеннолетнего, учитываемые судом...
ступников: 34,4% преимущественно рабочие, среди них преобладают работники малоквалифицированного труда, либо не имеющие специальности; 29,7% родителей не работало; 13% составили служащие; по 6,8% являлись медицинскими работниками и инвалидами; 9,3% составили родители, занимающиеся предпринимательской деятельностью, заняты в сельском хозяйстве, являлись педагогическими работниками.
Имеет значение и наличие судимостей у родителей и близких родственников, поскольку в большинстве случаев также способствует противоправному поведению несовершеннолетнего, особенно тогда, когда имело место реальное отбытие наказания. Лишение свободы, особенно на длительный срок, приводит к ослаблению социально-полезных связей осужденного с семьей. Теряется контроль за несовершеннолетними. Неоднократно судимый родитель окажет на ребенка скорее разлагающее, нежели сдерживающее воздействие. Конечно, бывают исключения, именно поэтому в каждом конкретном случае требуется индивидуальный подход к изучению условий жизни семьи несовершеннолетнего подсудимого.
В большинстве случаев в исследуемой группе родители несовершеннолетних были ранее не судимы — 91,1%, однако можно усомниться в достоверности данных сведений, поскольку данные о судимости записывались со слов самих родителей, некоторые из которых могли и скрыть факт наличия судимости.
Учет сведений, характеризующих личность родителей с положительной стороны, в совокупности с данными о том, что они имеют положительное влияние на подростка, правильно оценивают содеянное им, пользуются у него авторитетом и уважением, могут благоприятно повлиять на него, ежедневно контролировать, о нормальных взаимоотношениях в семье может дать суду больше возможностей для рассмотрения вопроса о назначении условной меры наказания, например, в случае совершения нового преступления в период испытательного срока. Напротив, то обстоятельство, что родители поощряют совершение подростком антиобщественных поступков, прививают ему взгляды, пропагандирующие жестокость, и т.д. могут склонить суд к применению более строгой меры наказания (ст. 88 ч. 6.2 УК РФ).
Нами также отмечается, что сведения относительно личностной характеристики не всегда устанавливается органами предварительного следствия достаточно добросовестно, присутствует формальный подход, суд лишь в крайне редких случаях учитывает характеристику семьи и личности родителей при назначении наказания. Так, данные обстоятельства были учтены в 13% приговоров.
В подавляющем большинстве побеги из родительского дома являются реакцией детей на крайне неблагополучную обстановку, невыносимые условия их жизни и воспитания и связаны с тем, чтобы обратить на себя внимание взрослых. В редких случаях имеют место и побеги из внешне благополучных семей, это связано с неправильной родительской позицией, выраженной в чрезмерной опеке, мелочном контроле за поведением подростка и его времяпрепровождением. Чем больше и интенсивнее родители пытаются подчинить ребенка своему руководству, тем сильнее он проявляет непослушание. Уход из дома — это своего рода бунт против родительских запретов, жажда развлечений, новых ощущений и впечатлений.
Еще одна категория несовершеннолетних преступников — это дети без родителей, воспитывающиеся в интернатных учреждениях. В силу родительской подлости и слабости эти дети остаются одни, их отнимает суд, чтобы защитить от собственных родителей, от пьяной и преступной жизни. По данным Министерства труда и социального развития РФ, которые приводит Д.З. Зиядова [3. 81], из почти 600 тыс. детей-сирот в России 95% — социальные сироты, т.е. дети, чьи родители живы, но лишены родительских прав либо сами отказались от ребенка. Сиротство принимает масштабы глобальной катастрофы.
При назначении наказания таким несовершеннолетним необходимо учитывать, что они хуже многих своих сверстников из родительских семей адаптированы к обыденным условиям, хуже устроены в жизни, в отличие от родительских детей часто не имеют возможности работать и учиться. Практически у всех детей, оставшихся без попечения родителей, замедленное интеллектуальное развитие, отсутствуют четко выраженные интересы и стремления, они не умеют объективно оценивать свои поступки, некоторые имеют отклонения как в физическом, так и психическом развитии. Из-за нереализованной потребности
99
ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
в любви и признании, а также эмоционально нестабильном положении у детей из детского дома масса проблем, которые неведомы ребенку в нормальной семье. Эти дети психологически отчуждены от людей, что открывает их для преступлений. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что ребенок очень рано начинает занимать негативную позицию по отношению к другим. Подросток, живущий в учреждении интернатного типа, вынужден адаптироваться к большому числу сверстников. Этот факт создает особые социально-психологические условия, вызывающие эмоциональное напряжение, тревожность, усиленную агрессию.
Известно, что государственные воспитательные учреждения не могут восполнить несовершеннолетнему в полной мере отсутствие родительской семьи, поэтому побеги детей из детских домов неудивительны. Кто-то уходит, выражая тем самым протест, чувство обиды на учителей, воспитателей, условия жизни, кто-то, чтобы разыскать родителей, отказавшихся от них, кто-то импульсивно в результате внезапно возникшего желания, а у кого-то — ответная реакция на насильственные действия, направленные против них.
Побеги подростков из семей, а также интернатских учреждений существенно осложняют всю их последующую жизнь и не могут не сказаться отрицательно на формировании личности как в период бродяжничества, так и в дальнейшем. Даже кратковременное выпадение таких детей и подростков из семейной среды и условий интерната не проходит ни для кого бесследно. Дальнейшее усвоение социальных норм и навыков протекает под сильным влиянием улицы. Им свойственна достаточно развитая интуиция, которая поЛитература
зволяет избежать ответственности во многих сомнительных и опасных ситуациях. Именно поэтому в будущем эта категория подростков значительно чаще своих сверстников допускает делинквентное поведение и совершает противоправные поступки.
Проживание подростка в семье пьяницы, наркомана, дебошира, бегство несовершеннолетнего из интерната, из семьи в результате постоянных издевательств, истязаний, тяжелое материальное положение семьи, воспитание в неполной семье, стесненные жилищно-бытовые условия, на наш взгляд, должны учитываться судом, как смягчающие обстоятельства.
Поскольку все эти признаки подпадают под п. «д» ч. 1 ст. 61 УК РФ, т.е. совершение преступления в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств, конечно, при условии, что именно они являлись причиной, которая побудила лицо совершить преступное деяние. Тяжелые жизненные обстоятельства оказывают влияние на неокрепшую психику подростка, свидетельствуют об отсутствии у виновного в достаточной мере интенсивных сил для того, чтобы противостоять отрицательной ситуации и не выйти за пределы, установленные законом. В этих ситуациях общественно опасное деяние в основном совершается при отсутствии криминальной пораженности личности несовершеннолетнего и не выражает глубокой антисоциальной направленности. Именно тяжелая жизненная ситуация стимулирует преступное поведение. Данная категория является оценочной, полностью зависит от суда и должна приниматься во внимание в каждом конкретном случае на основе анализа всей совокупности обстоятельств дела.
1. Криминология: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / (Гуров А.И. и др.); науч. редакторы Н.Ф. Кузнецова, В.В. Лунев. М.: Волтерс Клувер, 2005.
2. ГанишинаИ.С. Психологическое влияние неблагополучной семьи на девиантное поведение несовершеннолетних. Дис. ... канд. психолог. наук. Рязань, 2004.
3. Зиядова Д.З. Преступность среди учащихся общеобразовательных школ и проблемы ее предупреждения: региональный аспект. Махачкала, 2004.
4. Станская А.А. Проституция несовершеннолетних — социальная и правовая проблема общества / Науч. ред. С.Ф. Милюков. СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2005.
5. Боровиков В.Б. Ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (ст. 156 УК РФ) / Российский судья. 2005. № 2.
6. Корягина С.А. Предупреждение преступности несовершеннолетних посредством применения мер уголовноправового характера, влекущих судимость: Региональная характеристика. Дис. ... канд. юрид. наук. Иркутск, 2004.
100 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2010 / № 1
Педагогико-правовые проблемы профилактики алкоголе-девиантного поведения...
7. Абызов Р.М. Типологические проблемы личностных деформаций несовершеннолетних преступников и их предупреждение. Дис. ... д-ра юрид. наук, 1998.
8. Севастьянова И.В. Девиантное поведение несовершеннолетних. Дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2004.
9. Даниленко И.А. Обстоятельства, подлежащие установлению при производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. Дис. ... канд. юрид. наук. М.: 2004.
10. Севастьянова И.В. Девиантное поведение несовершеннолетних. Дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2004.
УДК 351.761.1
ПЕДАГОГИКО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ АЛКОГОЛЕ-ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Тимакин А.В., преподаватель, соискатель МПГУ, [email protected]
ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва
The author examines the prevention of deviant behavior of adolescents caused by the use of alcohol. The article shows the interrelation between the underage drinking and crime. The research establishes the need for public policy to prevent degradation of the population in Russia. The author calls for immediate and rigorous opposition of law and education to underage drinking in order to prevent crime and raise awareness of individuals.
Рассматривается вопрос об основных проблемах профилактики девиантного поведения подростков в свете употребления ими алкоголя. Предлагается использование нового термина “алкоголе-девиация”. Обозначается механизм совершения преступления несовершеннолетними в силу зависимости от алкоголя. Анализируется проблема государственной политики в области предупреждения деградации населения страны. Ставится вопрос о противостоянии права и педагогики в сфере профилактики правонарушений и воспитания личности.
Key Words: alcohol, deviant, prevention, pedagogy, law.
Ключевые слова: алкоголе-девиация; профилактика; педагогика; право.
Предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних сегодня является актуальной темой и в обществе, и на государственном уровне. Известно, что подростки с девиантным поведением впоследствии могут стать преступниками и совершать преступления различной степени тяжести. Одной из причин девиантного поведения несовершеннолетних является рост потребления последними алкогольных напитков.
12 августа 2009 года в г. Сочи Президент РФ Д.А. Медведев провел совещание о мерах по снижению потребления алкоголя в России, отметив откровенно, что алкоголизм приобрёл в нашей стране характер национального бедствия.
По данным Минздравсоцразвития России, в РФ на каждого человека, включая младенцев, сегодня приходится около 18 литров чистого алкоголя, потребляемого в год. При этом Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) уже давно обозначила опасный рубеж алкоголизации стран — 8 литров чистого спирта на душу населения. За ним начинаются тяжелые и подчас необратимые последствия — болезни, инвалидизация, рождение ущербных детей, потери в экономике, культуре, социальной сфере. И естественно, что уровень в 18 литров означает реальную деградацию нашей стране.
Как отметил Президент РФ Д.А. Медведев, ни одни предпринятые меры на государствен-
101