Научная статья на тему 'Ненадлежащее родительство как предпосылка криминальной мотивации несовершеннолетних'

Ненадлежащее родительство как предпосылка криминальной мотивации несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1343
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
право / воспитание / семейное воспитание / родитель / родительство / ненадлежащие родительство / родительское поведение / несовершеннолетний / права ребенка / интересы ребенка / девиантное поведение / формирование девиантного поведения

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лопес Гильермо Ольга Васильевна

Основываясь на опыте судебной практики по спорам о воспитании детей, автор дает новое понимание ответственности за родительское поведение в семье. Существующие формы воспитания в семье все чаще приобретают характер пренебрежения правами и интересами ребенка. Такое поведение может определяться как ненадлежащее родительство. Автор показывает, что пренебрежение потребностями ребенка и его интересами является одной из причин формирования девиантного поведения несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лопес Гильермо Ольга Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A new conception of responsibility for parental behaviour is given on the basis of legal proceedings on children upbringing. The current forms of family upbringing tend to disregard the rights and interest of the child. This kind of parental conduct may be described as improper parenthood. The author demonstrates that negligence of children"s needs and interests is one of the courses of deviant behaviour of under age children.

Текст научной работы на тему «Ненадлежащее родительство как предпосылка криминальной мотивации несовершеннолетних»

О. В. Лопес Гильермо

НЕНАДЛЕЖАЩЕЕ РОДИТЕЛЬСТВО КАК ПРЕДПОСЫЛКА КРИМИНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Основываясь на опыте судебной практики по спорам о воспитании детей, автор дает новое понимание ответственности за родительское поведение в семье. Существующие формы воспитания в семье все чаще приобретают характер пренебрежения правами и интересами ребенка. Такое поведение может определяться как ненадлежащее родительство. Автор показывает, что пренебрежение потребностями ребенка и его интересами является одной из причин формирования девиантного поведения несовершеннолетних.

Развитие общей юриспруденции, и в частности криминологии, невозможно представить без психологии. Заслуги психологии в исследовании девиантного поведения несовершеннолетних неоспоримы. Многочисленные исследования возрастной психологии и психиатрии свидетельствуют о том, что психологические травмы, полученные ребенком в детстве, оказывают решающее влияние на последующее развитие психического и физического здоровья человека. Об этом свидетельствует тот факт, что среди несовершеннолетних правонарушителей практически нет лиц, которые не имеют психофизических расстройств личности. Многие авторы указывают на медицинские, социальные и криминальные аспекты жестокого обращения с детьми, у которых в последующем формируется агрессивный паттерн поведения. Жертвы насилия сами нередко становятся агрессорами и совершают тяжкие преступле-

ния. Аффекты, проявляющиеся в преступлении, всегда складываются из чувств, подавленных в собственной жизненной истории, но сиюминутная ситуация может пробудить такие дремлющие чувства1.

Специалисты, работающие в области семейной криминологии, хотя и понимают важность взаимозависимости института семейных отношений и феномена преступности2, тем не менее, крайне редко проводят исследования гражданских дел по спорам о воспитании детей и лишении родительских прав, уголовных дел, возбужденных в отношении несовершеннолетних. Не всегда в достаточной степени изучаются специали-стами-криминологами работы психологов, педиатров, воспитателей, не обобщается накопленный опыт общественных организаций и кризисных центров помощи семьям.

В настоящее время совершенствовать действующее законодательство невоз-

можно без знания о том, как развивается и растет ребенок в семье или ребенок, оставшийся без попечения родителей и воспитывающийся в учреждении, соблюдаются ли права ребенка в семье и в обществе. То же относится и к процессуальным нормам предварительного и судебного расследования для защиты прав детей: например, какие именно и как определены права ребенка в действующем законодательстве и имеются ли соответствующие механизмы соблюдения этих прав, предусмотрены ли санкции за нарушение прав ребенка и как реально они применяются к лицам, нарушающим права ребенка? Исследование всех причин возникновения и сохранения детской беспризорности, высокого уровня заболеваемости детей и жестокого обращения с ними потребует принятие мер по спасению детей.

Сегодня недостаточно объяснять, как это часто бывает, причины хронической и устойчивой преступности среди несовершеннолетних преимущественно социально-экономическими условиями, отсутствием устойчивых моральных принципов или такими, как, например, наличие притязаний женщины на главенство в семье и противоречий между мужчиной и женщиной3. По данным литературных источников, сегодня существует около 30 таких причин социального характера. Все они не только имеют многозначное толкование и абстрактное содержание, любая из них сама по себе не является непосредственной причиной совершения преступлений. Поэтому утверждения о том, что имеется взаимно-однозначное соответствие между совершением преступления и противоречиями между профессиональной и семейной ролью женщины, являются не всегда обоснованными.

Однако для многих специалистов социально-экономические условия в качестве основных причин, способствующих совершению преступлений, являются удобными коррелянтами, не требующими доказательств.

Несомненно, что в любом обществе всегда найдутся условия, неблагоприят-

ные для лиц, имеющих индивидуальные трудности и проблематичные способности, препятствующие их нормальной социализации и реализации их наклонностей. Однако многие из них не совершают правонарушений и находят возможности для преодоления трудностей.

Изучая причины преступности среди несовершеннолетних, условия их развития и воспитания в семье, генезис формирования тех индивидуальных психофизических особенностей личности, которые характеризуют ее как девиантную личность, в общем, всегда необходимо исследовать и социальные условия. Но, прежде всего, должны быть изучены характер и форма поведения родителей в семье, отношение к ребенку родителей или лиц, заменяющих родителей. В силу того, что деликт несовершеннолетнего имеет индивидуальный характер и определяется психофизическими особенностями его личности, важным является исследование не семьи как таковой, а именно положения ребенка в семье и качества отношения к нему каждого родителя или лица, его заменяющего.

Центром такого исследования в этом случае становятся не столько социальностатистические характеристики семьи, состоящей из супругов, имеющих юридически зарегистрированный брак, и детей как членов семьи, сколько то, как соблюдаются права ребенка в семье; как удовлетворяются или не удовлетворяются его потребности; какие существуют препятствия для его нормального развития и какого характера; могут родители или не могут (и если не могут, то по каким причинам) осуществлять воспитание и уход за ребенком, какие функции при этом обязаны исполнять государственные органы. Такие требования к соблюдению прав ребенка как субъекта семейного права и детей, находящихся на воспитании в учреждениях, должны стать предметом всестороннего и комлексного изучения многими специалистами.

Исследование положения ребенка в семье и соблюдение его прав предпола-

гает изучение психофизического развития ребенка, соответствия его возрасту, уровня способностей его к обучению и образованию, материального обеспечения и многие другие факторы, по которым можно определять качество воспитания и ухода за ребенком.

Основу отношения взрослого, в частности родителей, к ребенку составляет способность взрослого адекватно воспринимать и удовлетворять потребности ребенка. Однако не каждый взрослый проявляет такое поведение в отношении ребенка, которое характеризуется как caretaking behaviour — «родительское»4, берущее на себя заботу, охраняющее, способное реагировать положительно на привязанность ребенка.

Трагизм положения многих детей, оставшихся без попечения родителей или воспитывающихся в семьях, в которых они были лишены истинной любви и защиты со стороны родителей, заключается в том, что в этом мире взрослых, отличающемся обилием опасностей и хаоса, они выбирают только один выход — манифестационно -деструктивное пове -дение, завершающееся, как правило, совершением преступления. Это происходит вследствие того, что отношение к ним родителей исключало по каким-либо причинам именно родительское отношение, а если оно и было, то в совершенно недостаточной мере или столь разрушительно, что для детей единственной защитой от осознания того, что они не нужны родителям, оставалось только саморазрушаться или самоунич-тожаться.

Преступление несовершеннолетних — это ощущение беспомощности ребенка, не наученного матерью видеть смысл жизни и брошенного в мир, который был создан не для него и к которому можно приспособиться только ценой разрушения себя и других5.

Долгое время в отношении к детям абсолютизировалась роль государства: «Этот принцип настолько пропитал основы нашего семейного права, что в каждом отдельном случае пренебрежение

родителей своими обязанностями влечет за собою лишение родительских прав, и государство берет на себя дальнейшее воспитание или же поручает его лицу, более надежному. При этом, а это самое главное, — издержки на содержание ребенка несут кровные родители»6. В 19201921 годах в Кодексе законов о труде малолетних и подростков и Кодексе законов о народном просвещении детство было «разделено» на нормальное и дефективное детство, а попечение о несовершеннолетних, обвиняемых в преступлениях, определялось как воспитание морально-дефективных7.

В настоящее время наметилась другая рационалистическая тенденция абсолютизации родительства как социальнопсихологического феномена и совокупности представлений супругов относительно себя как родителей, — как сумма материнства и отцовства, как надындивидуальное целое, выходящее за рамки индивида8. Здесь также упускается из виду основа родительства как отношение к ребенку в семье. Мало кто из родителей согласится с тем, что они не смогли быть хорошими родителями для своего ребенка. Поэтому определять родительство, и тем более говорить о его качественных характеристиках исходя из самооценки родителей, означает игнорировать права ребенка.

Считать основой семьи отношение родителей к ребенку — значит исходить из приоритета потребностей и интересов ребенка.

Сложность исследований индивидуальных причин преступности несовершеннолетних заключается не только в отсутствии определенности и однозначности критериев норм семейного воспитания, но и в том, что истоки девиантного поведения несовершеннолетних лежат прежде всего в отношении к ним их отцов и матерей. Однако при расследовании правонарушений и преступлений подростков и несовершеннолетних практически не исследуются генезис их криминальной мотивации, связанный с ненадлежащим родитель-

ством, индивидуальные особенности развития в семье и причины, приведшие к деликту. Возможно, тогда придется поднимать вопрос об ответственности родителей или тех, от кого зависит жизнь и здоровье детей.

Современные исследования клинической психологии и психотерапии в основном проводятся с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. В силу определенных объективных препятствий оказание психотерапевтической помощи несовершеннолетним правонарушителям достаточно проблематично. Поэтому психологическая помощь и обобщение клинических исследований психиатров, психологов, психотерапевтов или психоаналитиков среди несовершеннолетних нарушителей и преступников практически отсутствуют, как и меры по профилактике рецидивно-сти среди несовершеннолетних, на стадиях уголовного преследования и в системе исполнения наказания.

Вследствие наличия множественности факторов причин преступности9 несовершеннолетних, наиболее важным в настоящее время является исследование форм ненадлежащего родительского отношения к ребенку в семье и, как следствие этого, нарушения психофизического развития ребенка.

Поскольку родительское отношение к ребенку может проявляться в различных формах, оно либо способствует нормальному развитию ребенка, либо будет недостаточным. В первом случае такое родительское отношение можно определить как «надлежащее родительство», во втором — как «ненадлежащее родительство».

Понятие родительства может не принадлежать к конкретной отрасли права, психологии или педагогики. Важно, что это понятие позволяет однозначно охватить сферу отношения к ребенку родителей (или лиц, их заменяющих). Понятия ненадлежащее родительство и надлежащее родительство можно использовать в праве, и в частности, в криминологии, для определения критериев поведения

родителей или лиц, их заменяющих, как лиц, либо нарушающих права ребенка, либо способствующих их защите.

Так, например, в Семейном кодексе РФ в ст. 61-66 используются понятия родительских прав как прав на воспитание и развитие своих детей, и обязанностей заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей, а в ст. 69-71 определен порядок лишения родительских прав и его последствия. Однако на практике, особенно по спорам о воспитании детей (в судебном или несудебном порядке), по вопросам назначения опеки и попечительства, об установлении или признании отцовства, а также при выявлении степени ответственности родителей за нарушение прав ребенка вследствие неисполнения родительских прав и обязанностей, представляет значительную трудность защита прав ребенка в связи с неопределенностью критериев оценки родительского отношения к ребенку (каждого из родителей или лиц, их заменяющих).

Уголовная или административная ответственность родителей за нарушение прав ребенка в семье применяется столь редко, что на основе статистических данных можно сделать вывод только о том, что в семьях имеются все условия для развития ребенка, и причины преступности несовершеннолетних следует искать в неблагоприятных социально-экономических условиях либо в возрастных особенностях подростков. А поскольку ни государственные, ни муниципальные органы также не несут прямой ответственности за те социальные условия, которые, по мнению родителей, являются причинами преступности, то виновными во всех своих бедах остаются только подростки.

Тем не менее, среди психологов, педагогов и юристов нет разногласий в том, что именно семье принадлежит важная роль в формировании личности. Это дает право считать, что часть причин становления личности преступника кроется в определенных семейных условиях, и су-

щественным аспектом исследования их является анализ фактического поведения членов семьи10.

В связи с актуальностью исследования родительского поведения понятие родительства как надлежащего или ненадлежащего позволит рассмотреть тот большой спектр форм родительского поведения, за которые не предусмотрена ни уголовная, ни административная ответственность действующим законодательством, но которые, однако, по своим признакам и последствиям, относящимся к действию или бездействию, нарушают права ребенка и посягают на его психическое и физическое здоровье.

Так, например, в Уголовном кодексе РФ в порядке ст.156 предусмотрена уголовная ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего. Однако уголовная ответственность может наступить только в случае, если неисполнение обязанностей соединено с жестоким обращением с ребенком. Если же отсутствует жестокое обращение с ребенком, то даже при неисполнении обязанностей по его воспитанию родители или иные лица, не могут быть привлечены к уголовной ответственности. В Семейном кодексе РФ, ст.69, лишение родительских прав как факт неисполнения обязанностей по воспитанию ребенка также ставится в зависимость от жестокого обращения с ребенком, хронического алкоголизма и наркомании родителей.

Но все чаще среди несовершеннолетних преступников появляются подростки, чьи семьи считаются благополучными, особенно по своему материальному и социальному положению. Это связано с тем, что в этих семьях возникают такие формы родительства, которые, хотя и не попадают под уголовную ответственность или лишение родительских прав, но являются недопустимыми по своим последствиям как нарушающие нормальное психофизическое развитие ребенка. В праве и педагогике об этих формах пишут очень редко, так как последствия такого воспитания проявляются во мно-

гих случаях поздно и не выявляются своевременно, трудно поддаются доказыванию, поскольку возникает необходимость допроса и дачи показаний ребенка против своих родителей.

Тем не менее, нарушения поведения несовершеннолетних подростков, проявляющееся в таких формах, как клептомания, ретритизм, ранний алкоголизм и наркомания, пиромания, промискуитет и проституция, участие в грабежах и разбоях и многое другое, являются убедительными доказательствами того, что ненадлежащее родительство может быть присуще семьям с различными социальными характеристиками. В семьях, имеющих низкий социально-экономический статус, ненадлежащее родительство проявляется в таких формах, как заброшенность ребенка, ненадлежащий присмотр, отсутствие заботы о детях. Родители в таких семьях не способны обеспечить условия для полноценного физического, интеллектуального и эмоционального развития. Заброшенность доставляет ребенку страдания, которых можно было избежать. Чаще всего причиной такого невнимания к ребенку становится невежество и бедность, эмоциональная незрелость родителей. Такие дети часто пропускают школу, плохо одеты, имеют слабое здоровье, часто — плохое гигиеническое состояние. Для таких детей вследствие отсутствия должного ухода, безопасности и любви, также характерна высокая тревожность и враждебность. Уровень их интеллектуального и психофизического развития ниже возрастных норм.

Неудовлетворительное питание является самой элементарной и самой тяжелой по своим последствиям формой ненадлежащего ухода за ребенком. В крайних вариантах и чаще всего еще во младенчестве ребенка кормят настолько редко, что он может умереть от голода. Неправильное питание и хроническая нехватка витаминов приводит к разного рода заболеваниям. Такие дети обнаруживают беспомощность, с подозрением относятся к другим из-за нарушения ба-

зисного доверия. В настоящее время нет точных данных о количестве детей испытывающих подобное отношение со стороны родителей.

Высокий уровень травматизма детей свидетельствует о распространенности такой формы ненадлежащего родительства, как ненадлежащий присмотр. Точная статистика о динамике детского травматизма в результате ненадлежащего присмотра отсутствует. Отсутствует и статистика о травматизме детей в результате жестокого с ними обращения. Несовершенство законодательной базы, не предусматривающей ответственность родителей вследствие ненадлежащего присмотра, влияет на распространенность детского травматизма.

В семьях, считающихся в социальном плане благополучными, ненадлежащее родительство проявляется чаще в таких формах, как манипулирование либо пренебрежение ребенком, наличие определенной системы наказаний, связанной с лишением материальных благ за непослушание, или вознаграждений за покорность.

Однако для всех семей, в которых родительское отношение определяется как ненадлежащее, характерно отсутствие любви к детям, которое все чаще проявляется в такой крайней форме, как родительская депривация. В семьях с достаточным материальным уровнем родительская депривация, а особенно материнская, проявляется в том, что уже в течение первого года жизни ребенка воспитание его поручается няням или близким родственникам. В семьях с низким материальным уровнем родительская депривация часто характеризуется наличием аддиктивности одного из родителей или обоих.

Пренебрежение удовлетворением психологической потребности любви ребенка и психологической заботы о нем может иметь место в семье, независимо от ее социально-экономического положения. По своим психологическим и физическим последствиям отсутствие родительской любви к ребенку является од-

ним из самых деструктивных форм ненадлежащего родительства. Даже если удовлетворяются все физиологические потребности ребенка, отсутствие любви к ребенку является невосполнимой потерей. Последствия отсутствия любви могут меняться с возрастом ребенка. Так, наиболее серьезным последствием для младенческого возраста будет необратимое нарушение формирования нормальной привязанности его к родителям. Такие дети уклоняются от контакта с родителем, плохо развиваются физически и эмоционально, впоследствии у них наблюдается задержка психического развития.

В дошкольном возрасте дети чувствуют себя несчастными, демонстрируют слабый самоконтроль, а в период среднего возраста и подросткового доминантным для них становятся поиски внимания посторонних лиц. В связи с этим они часто бывают жертвами ранних сексуальных связей. Именно среди несовершеннолетних правонарушителей и преступников чаще всего встречаются лица, лишенные с раннего детства психологической заботы и любви со стороны родителей.

Для всех семей с ненадлежащим родительством характерно постоянное использование различных видов наказаний в отношении детей, и часто это — физические наказания. Можно утверждать, что применение физического наказания в отношении детей в России никогда не прекращалось. Этот вид наказания, по мнению самих родителей, наиболее легко осуществим, так как не требует почти никакой затраты времени. Разъяснение и беседа с ребенком требует подготовки, выдержанности и, к тому же, отнимает много времени11. Некоторые авторы считают причиной частого использования физического наказания детей национальной традицией, индивидуальной особенностью родителей, связью семейного авторитаризма с командно-административным стилем в общественной жизни. Вследствие этого к детям применяют порку, их ставят в угол на колени на горох,

соль или кирпичи, бьют по голове и по лицу. И таких родителей — 60 процентов12. Причем, за подобное родительство не предусмотрена никакая ответственность.

За последние 10-12 лет одной из самых распространенных форм ненадлежащего родительства в России, которая в обществе воспринимается без всеобщего осуждения, стала словесная брань родителей при общении с детьми любого возраста с использованием нецензурных выражений.

По клиническим данным специалистов в Санкт-Петербурге, занимающихся реабилитацией с детьми и семьями, попавшими в трудную жизненную ситуацию, в настоящее время распространено довольно много форм ненадлежащего родительства, которые проявляются в качестве наказания детей. И, несмотря на то, что еще недостаточно изучены их последствия для детей, все-таки стоит привести весь этот известный перечень.

• Физические наказания — избиение детей руками, розгами, ремнем и любыми другими предметами, нанесение травм, ушибов и иных повреждений и причинение вреда здоровью легкой и средней тяжести.

• Детей не кормят или кормят насильно, контролируют каждый прием пищи, заставляют есть пищу, которая особенно не нравится, ребенка лишают любимых блюд или сладкого, заставляют испытывать жажду, но в его присутствии родители едят пищу, в которой отказано в качестве наказания ребенку, иногда ребенка кормят недостаточно или плохо, в том числе плохими продуктами.

• С ребенком длительное время не разговаривают, с ним не играют, его не учат, за ним не ухаживают, с ним в качестве наказания отказываются общаться, просьбы ребенка игнорируют.

• В присутствии ребенка родители сквернословят, ругаются, избивают друг друга и кричат друг на друга, употребляют спиртные напитки, ведут себя непристойно.

• Родители плохо говорят друг о друге и о других в присутствии ребенка, наговаривают друг на друга или на других близких родственников, осуждают других, плохо отзываются о самом ребенке или жалуются на него другим в его присутствии.

• Ребенка эксплуатируют в семье, заставляют его выполнять непосильную домашнюю работу, используют на работе и в общественных местах.

• Ребенку не разрешают встречаться с друзьями, приглашать друзей домой, гулять на улице, посещать спортивные и культурные мероприятия, покупать книги и различные предметы культурного назначения.

• Ребенку не покупают новую одежду, контролируют использование личных вещей ребенка, заставляют носить одежду, которая не нравится ребенку, либо изношенную одежду, манипулируют одеждой как наградой или наказанием.

• Ребенка не пускают в школу или, наоборот, домой, демонстрируют перед ребенком плохие отношения с соседями.

• Ребенка высмеивают, критикуют, обвиняют, терроризируют, его запугивают, ему угрожают, в присутствии его друзей или посторонних лиц его оскорбляют и унижают.

• За ребенком плохо ухаживают, не обеспечивают медицинской помощью, его не предупреждают об опасности.

• Ребенка бросают, оставляют на попечение других родственников или посторонних лиц на длительное время, долго с ним не общаются.

• Ребенка не готовят к обучению в школе, не отдают на воспитание в детские учреждения, часто его заставляют находиться в квартире в одиночестве, не помогают в учебе.

• Ребенка запирают в темной комнате и в других местах, его заставляют стоять на коленях или в углу, его к чему-либо привязывают.

• Ребенка насильно лечат опасными и вредными нетрадиционными способами.

• Ребенку не предоставляют отдельное спальное место, часто его заставляют спать в постели с обоими родителями.

• В отношении к ребенку проявляют поведение сексуального характера, склоняют к инцесту.

• Ребенка используют в качестве модели для фото и порнографии в корыстных интересах.

• Ребенка нередко склоняют к употреблению спиртных напитков или наркотических средств либо не препятствуют этому.

• Ребенка используют для совершения мелких краж, а также для попрошайничества.

• Ребенку не позволяют открыто проявлять свои эмоции и чувства: плакать, сердиться, смеяться.

• Открыто проявляют свою ненависть к ребенку, часто дают ему понять, что он не имеет право на жизнь; в присутствии ребенка проявляют тяжелые приступы агрессии и утраты самоконтроля.

Ни одна из этих форм наказания ребенка не имеет права на существование. Но, тем не менее, большинство этих форм отношений родителей к ребенку становится причиной возникновения у него тяжелых психических травм. И в подростковом периоде эти чувства и переживания приобретают кризисный характер, а их преодоление приводит к социально опасным формам поведения. Для многих несовершеннолетних подростков, чье поведение проявляется в девиантных формах, характерно наличие тяжелых психологических травм, повлекших за собой нарушения физического, эмоционального и психического развития.

Ядром центрального конфликта, в качестве истока личностных проявлений девиантного и делинквентного поведения подростка становится психологическая травма, возникшая как реакция ребенка на неадекватное отношение родителей к его потребностям. Травма эта носит сугубо индивидуальный характер, однако ее преодоление осуществляется в формах

поведения, имеющих общий асоциальный характер. Каждую травму можно сравнить с ручейком или родником, который потом образует широкую реку, объединяющую многих подростков, жизнь которых становится фатально трагической. Недоступность для внешнего наблюдения возникших в разные периоды детства индивидуальных психологических травм, недоступность этого понимания и самих носителей не позволяют увидеть механизм их трансформации в социально опасные формы поведения, которые становятся для многих из них единственно возможными способами освобождения. Эта ситуация втройне трагична: здесь и недоступность уувидеть и понять причину асоциального поведения, и недоступность средств для ее преодоления, и трагическая невосполнимость потерь детства.

Поэтому при проведении судебнопсихиатрической экспертизы в отношении лиц, совершивших такие тяжкие преступления, как убийства или сексуальные преступления, не так уж редко выявляются факты существования в семье несовершеннолетнего преступника постоянного хронического страха, тревоги, инцестуальных отношений, игнорирования элементарных потребностей ребенка. Однако никто не решается доказывать прямую зависимость между родительским пренебрежением чувствами и достоинством ребенка и совершением преступления в последующем самой жертвой, стало быть, никто не решается призывать к ответственности виновных, а для обвиняемого потребовать смягчения наказания. А между тем, не так уж трудно было увидеть тот факт, что именно ненадлежащее родительство было причиной нарушений и психофизического развития ребенка, и его сексуальной идентичности, и поведения, а также причиной возникновения психологических травм и других признаков неблагополучия которые, однако, не замечались теми, кто обязан был помочь ребенку.

Следует обратить внимание и на то, что в основе родительства лежит абсо-

лютная власть, которая делает ребенка уязвимым перед любой эксплуатацией. Родительская власть при деструктивном родительстве опасна тем, что ей принадлежит контроль над удовлетворением жизненно важных потребностей ребенка. Такое отношение к ребенку характерно для родителей, для которых он был нежеланным, не оправдавшим их надежд, вследствие чего они не сдерживали свое холодное и презрительное отношение к нему. И тогда родительская забота, враждебная и угрожающая, становится для ребенка его наказанием, заставляет его постоянно чувствовать свою беспомощность. Такое отношение к ребенку может привести к формированию у него шизоидных черт характера и, как следствие, к нарушению привязанности, психической истощенности и высокой тревожности.

Все вышесказанное имеет значение при исследовании такой сложной проблемы, как убийства детей, очень актуальной в настоящее время. Во многих серьезных исследованиях по этой проблеме подчеркивается чрезвычайно важная роль социальных факторов, а именно таких, как бытовая неустроенность, финансовые проблемы, семейные и личные неурядицы. Они же являются пусковым механизмом развития психогенно-трав-мирующей ситуации, в условиях которой происходит детоубийство13. Однако роль социальных факторов является недостаточной, так как имеется множество примеров того, что многие сходные социальные условия преодолевались благополучно лицами, воспитывавшимися в семьях с надлежащим родительством.

Для женщин, совершивших детоубийство, характерным было именно холодное отношение к ним самим в детстве со стороны родителей, наличие у них постоянной тревоги за свою жизнь. Поэтому рождение ребенка фактически приводило к регрессивным формам и возвращало их в период детского ощущения своей беспомощности и зависимости. Глубокий страх и отождествление себя с новорожденным беспомощным ребенком вызывало протест и желание избавиться

от этой зависимости и беспомощности. Это для таких женщин выливалось в отрицание их материнской роли и уход от ответственности.

Этому могли способствовать также многие другие факторы ненадлежащего родительства, приведенные выше. Важно понимать, что такое насилие над ребенком, которое вызывает хронический страх, избегающее поведение или стойкое проявление конфликтов в социальных контактах, проявление аутодеструктивного поведения, неспособность к различению собственных чувств в сочетании с социально-травмирующей ситуацией впоследствии, как правило, приводит к совершению деликта такого характера, как убийство ребенка матерью.

В связи с отсутствием в настоящее время постоянного изучения причин преступности несовершеннолетних, лонги-тюдных психологических и социологических исследований и развития профилактики правонарушений, в связи с невозможностью оказания постоянной психологической помощи несовершеннолетним в местах исполнения наказания представляется значительно сложным также выявление и прогноз взаимозависимости между индивидуальными особенностями делинквентов и конкретным материальным составом совершенного деликта. Иными словами, сегодня вследствие указанных препятствий невозможно предугадать, в какой форме или какое именно преступление может совершить подросток, подвергшийся насилию в семье или в воспитательном учреждении.

Эта прогностическая функция криминологии представляется очень важной для профилактики преступности среди несовершеннолетних. Чем лучше родители научатся разбираться в трагизме собственного детства, тем больше надежд на то, что с их детьми это уже ни-

14

когда не повторится .

В историях жизни преступников, совершивших убийства, «... мы часто находим либо большой дефицит постоянных отношений, либо чрезвычайно трудные отношения чаще всего только с од-

ним из родителей. Поэтому в своей последующей жизни они почти не заводят дружбу, особенно трудно им установить отношения любви. Они боязливы, и им нелегко решиться на вхождение в более тесные связи. В детских переживаниях людей, совершивших убийства из-за нарушенных связей, на первый план выступают многократные или чрезвычайно значимые смены отношений с другими вследствие того, . что родители отправляли ребенка на длительное время к бабушке и дедушке, чтобы оба родителя имели возможность продолжить работу <...> В детстве они почти не знали прочных связей с окружающими. Родительских фигур либо не было, либо те были не в состоянии в достаточной степени позаботиться о детях. Зачастую в детских биографиях выявляется частая смена людей, к которым они были привязаны. Среди совершивших преступления в состоянии аффекта особенно часто встречаются лица, которые в детстве воспитывались в интернатах, а также в семьях родителей, страдающих зависимостью и не заботящихся о своих о детях.

В биографиях мошенников значительно чаще встречаемся с полными семьями, чем у других категорий преступников. Их семьи характеризуются сильными напряжениями, и часто дело доходит до явных унизительных действий в отношении детей. Нередко можно встретить сексуальные домогательства, а также садистские наклонности, которые отцы проявляют по отношению к сыновьям. В других случаях на первое место выходят коррумпирующие действия родителей по отношению к детям — тогда чаще всего уже в родительских семьях царит атмосфера обмана.

В биографиях преступников, совершивших сексуальные преступления, обнаруживаются практически во всех случаях тяжелейшим образом нарушенные отношения к женскому полу. Они полны ненависти к женщинам. Либо они испытывали пренебрежительное отношение и подавление со стороны матери, либо у них вообще не было матери и они были

отданы на попечение заменяющим мать женщинам и подвергались гонениям с их стороны. Некоторые из них рассказывали о крайне унизительном обращении, которое им пришлось пережить в приютах, другие сами перенесли сексуальное злоупотребление. У этих правонарушителей явно выражены глубокие личностные расстройства. Все их отношения были связаны с большими трудностями, и опасность в плане рецидива представляло именно их одиночество...

В прошлом у воров мы часто находим острые конфликты с родителями. Зачастую это борьба за власть с отцом. При помощи краж дети получали то, что, по их мнению, принадлежит им заслуженно. Собственно, с их точки зрения, родители должны были предоставлять им льготы. Однако кража становится также тайным средством в борьбе за успех. Так, более слабый может маскировать свою неудач-ливость и хвастать нелегально добытым добром.

Поджоги иногда совершаются подростками в аффективных состояниях. Им хочется таким образом отомстить за мнимую или действительно пережитую несправедливость. Подобные реакции можно встретить у умственно отсталых лиц и во взрослом состоянии. Примечательно, что многие из опасных и едва ли излечимых поджигателей обладают врожденными аномалиями, которые пагубно влияют на их когнитивные возможности, однако они не настолько слабоумны, чтобы не чувствовать собственной ущербности. Во многих случаях они эмоционально возбудимы и ранимы, страдают от того, что не могут быть наравне с дру-гими.»15.

Некоторые из приведенных психических проблем встречаются и у лиц, никогда в жизни не совершавших преступления. Они по каким-то иным причинам, пока неизвестным, оказываются способными преодолевать подобные трудности. Вполне возможно, что для этого и нужны такие законы, которые помогут ребенку с самого начала жизни надеяться на уважение и принятие себя

миром взрослых в условиях защищен- имя ребенка, а значит, и их собственности и доверия. И тогда следующим ных. Результатом этого и станет изуче-

шагом будет такой, который приведет к ние тех социальных условий, о которых

защите прав и интересов родителей во все так много говорят.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Агрессия и психическое здоровье. Теория и практика уголовного права и процесса. Министерство здравоохранения РФ, Гос. научный центр социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского / Ред. Т. Б. Дмитриева. СПб., 2002. С. 285.

2 Шестаков Д. А. Введение в криминологию семейных отношений. Л., 1980; Семейная криминология (криминофамилистика). СПб., 2003.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Криминология. ХХ век / Ред. В. П. Сальников. СПб., 2000. С. 505.

4 Боулби Дж. Привязанность. М., 2003.

5 Философия преступления: Мат-лы конференции. СПб., 1996. 6 декабря.

6 Дети и советское право. Изложение детских прав. Харьков, 1925.

7 Боулби Дж. Цитир. изд. С. 10.

8 Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. М., 2003. С. 10, 33.

9 Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения. М., 2001. С. 99.

10 О причинах преступного поведения: Записки Тартуского государственного университета. Вып. 629. Тарту, 198. С. 57.

11 Озерецкий Н. И. Трудновоспитуемые дети.М.; Л., 1932.

12 Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989. С. 110.

13 Криминальная агрессия женщин с психическими расстройствами / Т. Б. Дмитриева, К. Л. Иммерман и др. М., 2003. С. 94.

14 Миллер А. Вначале было воспитание. М., 2003.

15 РайнфридХ. В. Убийцы, грабители, воры. М., 2003. С. 48; 66; 149; 252; 286.

O. Lopes Giliermo

IMPROPER PARENTHOOD AS A PRECONDITION FOR CRIMINAL MOTIVATION OF UNDER AGE CHILDREN

A new conception of responsibility for parental behaviour is given on the basis of legal proceedings on children upbringing. The current forms of family upbringing tend to disregard the rights and interest of the child. This kind of parental conduct may be described as improper parenthood. The author demonstrates that negligence of children's needs and interests is one of the courses of deviant behaviour of under age children.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.