Научная статья на тему 'К вопросу о «Прирожденном» преступнике или как родительская безответственность способствует преступности несовершеннолетних и преступности в отношении несовершеннолетних'

К вопросу о «Прирожденном» преступнике или как родительская безответственность способствует преступности несовершеннолетних и преступности в отношении несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
457
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ГОСУДАРСТВО / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / КРИМИНАЛЬНЫЕ ДЕЯНИЯ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ПРЕСТУПНОСТЬ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ПРЕСТУПНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / «ПРИРОЖДЕННЫЙ» ПРЕСТУПНИК / РЕБЕНОК / РОДИТЕЛИ / ЛИЦА / ИХ ЗАМЕЩАЮЩИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ОПАСНОСТЬ / ЮВЕНАЛЬНАЯ ЮСТИЦИЯ / «BORN» CRIMINAL / CHILD / CIVIL SOCIETY / CRIMINAL ACTS / CRIMES AGAINST MINORS / DEVIANT BEHAVIOUR / EDUCATION / STATE / JUVENILE DELINQUENCY / JUVENILE JUSTICE / PARENTS / ITS REPLACEMENT INDIVIDUALS / SOCIAL DANGER / SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ильягуев Дмитрий Михайлович

В статье аргументирована позиция, что «прирожденных» преступников не бывает, есть безответственность родителей, лиц, их замещающих, в процессе воспитания, социализации ребенка. Отсюда рост детской беспризорности, социального сиротства, сопряженных с ними преступности несовершеннолетних и преступности в отношении несовершеннолетних, равнодушие, инфантилизм многих представителей молодежи, их неспособность к осуществлению нормальной родительской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF «BORN» CRIMINAL OR HOW PARENTS IRRESPONSIBLE PROMOTES JUVENILE DELINQUENCY AND CRIME AGAINST MINORS

In article argued position, that the «born» criminals don't exist, there are irresponsible of parents, its replacement individuals in process of education, socialization of the child. Hence the growth of child neglect, child abandonment, coupled with juvenile delinquency and crimes against minors, indifference, infantilism of many young people, their inability to implement the normal parent activity.

Текст научной работы на тему «К вопросу о «Прирожденном» преступнике или как родительская безответственность способствует преступности несовершеннолетних и преступности в отношении несовершеннолетних»

Д.М. Ильягуев К ВОПРОСУ О «ПРИРОЖДЕННОМ» ПРЕСТУПНИКЕ ИЛИ

КАК РОДИТЕЛЬСКАЯ БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ СПОСОБСТВУЕТ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ПРЕСТУПНОСТИ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

2.4. К ВОПРОСУ О «ПРИРОЖДЕННОМ» ПРЕСТУПНИКЕ ИЛИ КАК РОДИТЕЛЬСКАЯ БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ СПОСОБСТВУЕТ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ПРЕСТУПНОСТИ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Ильягуев Дмитрий Михайлович, соискатель ученой степени «кандидат юридических наук», преподаватель кафедры «Государственное и международное право» Московского государственного университета приборостроения и информатики

Аннотация: В статье аргументирована позиция, что «прирожденных» преступников не бывает, есть безответственность родителей, лиц, их замещающих, в процессе воспитания, социализации ребенка. Отсюда - рост детской беспризорности, социального сиротства, сопряженных с ними преступности несовершеннолетних и преступности в отношении несовершеннолетних, равнодушие, инфантилизм многих представителей молодежи, их неспособность к осуществлению нормальной родительской деятельности.

Ключевые слова: воспитание; государство; гражданское общество; девиантное поведение; криминальные деяния; несовершеннолетние; преступность в отношении несовершеннолетних; преступность несовершеннолетних; «прирожденный» преступник; ребенок; родители, лица, их замещающие; социализация; социальная опасность; ювенальная юстиция

ON THE QUESTION OF «BORN» CRIMINAL OR HOW PARENTS IRRESPONSIBLE PROMOTES JUVENILE DNLIAQUNARY LAD RRIMN

LGLIASS MINORS

Ilyaguev Dmitri Mikhaylovich, competitor for degree of candidate of juridical sciences, lecturer of the department «State and international law» of Moscow state university of instrument engineering and computer sciences

Annotation: In article argued position, that the «born» criminals don’t exist, there are irresponsible of parents, its replacement individuals in process of education, socialization of the child. Hence - the growth of child neglect, child abandonment, coupled with juvenile delinquency and crimes against minors, indifference, infantilism of many young people, their inability to implement the normal parent activity.

Keywords: «born» criminal; child; civil society; criminal acts; crimes against minors; deviant behaviour; education; state; juvenile delinquency; juvenile justice; minors; parents, its replacement individuals; social danger; socialization

По мнению автора, можно бесконечно долго рассуждать о причинах возникновения в сознании человека преступного замысла и его материализации в действительности в криминальном деянии, но, похоже, что, вопреки утверждению ряда отечественных и зарубежных криминологов (Д.А.Ли, Ч.Ломброзо1 и др.), человек

1Современный отечественный криминолог Д.А. Ли ввел в оборот категорию «социум преступников», которая охватывает содержанием лиц, на генетическом уровне мотивированных на криминальные деяния. По его мнению, даже в самом благополучном обществе всегда была, есть и будет преступность, она - принципиально неискоренима. Ее минимальные параметры - примерно пять процентов населения. Подробнее см.: Ли Д.А. Преступность как социальное явление. - М., 1997. Ч.Ломброзо (1835-1909)

- итальянский врач-психиатр, родоначальник антропологического направления в криминологии и уголовном праве, последовательно аргументировал идею о «прирожденном преступнике», разработал оригинальную формулу так называемой «преступной пора-женности», которая, по его мнению, позволяет определять в индивиде потенциального преступника на основании соотношения параметров тех или иных частей его тела. Из наиболее известных его произведений: «Анархисты», «Гениальность и помешательство», «Новейшие успехи науки о преступнике», «Преступление», в которых, в частности: проведена параллель между гениальными личностями, известными государственными и общественными деятелями - с одной стороны и лицами, склонными с девиантному, в том числе преступному поведению, - с другой; выделены четыре базовых типа преступников (убийца, вор,

социально опасным не рождается, а становится в процессе деформации его социализации и последующей жизнедеятельности. Между тем, в возникновении и распространении преступности гражданское общество, в первую очередь, стремится обвинить государство, подразумевая всему виной правящую элиту, формирующую публичную власть в стране, с одной стороны, и не способную качественно осуществлять государственное управление, поощряющую криминальный паразитизм и, так или иначе, содействующую ему, - с другой. В первом случае это объясняется тем, что публичная власть не справляется с возложенными на нее функциями и задачами, а во втором, использует пресловутый административный ресурс в личных корыстных и прочих неблаговидных целях ее представителей. Однако обвинение государства в провоцировании и продуцировании преступности как социального зла справедливо лишь тогда, когда ответственность за это зло распределяется солидарно между публичной властью и самим гражданским обществом, эту власть де-юре и де-факто породившим.

насильник, мошенник). Подробнее см.: Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство. - М., 2009; Он же. Преступление. Новейшие успехи науки о преступнике. Анархисты. - М., 2011.

Гражданское общество обычно требует от публичной власти обеспечения лучшей жизни для всех. Оно понуждает правящую элиту бороться с коррупцией -этим «питательным раствором» преступности и пр. Оно требует от руководителей страны «божественных» дел, однако забывает о том, что они - не небожители, а люди со всеми вытекающими отсюда последствиями, склонные, как к добрым, так и к социально опасным деяниям. В связи с этим, может быть, действительно, всякий народ имеет ту власть, которую заслуживает, и нет особого прока в том, чтобы менять правление, если люди и нравы практически не меняются.

Природа, социальная позиция человека зачастую проявляются в его нежелании «делиться» с себе подобными принадлежащим ему на титуле частной собственности имуществом, даже если того требует справедливый и правовой закон. Но это же необходимо в целях обеспечения жизнедеятельности и личности, и общества, и государства. Ведь не обяжи, к примеру, индивидов уплачивать налоги, они и не станут это делать, не задумываясь о том, что государство будет лишено материального ресурса, позволяющего поддержать своих граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию. Отсутствие средств, обеспечивающих не только публично-властную деятельность, но и удовлетворение насущных нужд и потребностей гражданского общества и каждого его члена в отдельности, неминуемо погружает социум в хаос, анархию, возвращает людей в их первобытное состояние «войны всех против всех».

Что касается непосредственно истоков девиантного (отклоняющегося от социальной нормы) поведения у людей, не проявлявших прежде склонности к нему, часто гражданское общество (в лице института семьи, сверстников - знакомых, коллег по работе и т.п.) задается вопросом - откуда в том или ином конкретном индивиде возникли агрессия, другие проявления девиантного поведения? Скорее всего, полагает большинство людей, если этому его умышленно никто не обучил, значит, это - наследственное, генетическое, так сказать, «в крови». Однако это неверный подход, и, стремясь указать на корни преступности, гражданское общество лишь оправдывает, если не свою безответственность, то, по крайней мере, свое изначальное безразличие к социализации этого индивида.

Каждый человеческий индивид - уникален и неповторим, и задача близких, ответственных за его формирование как нормальной личности людей - выявлять эти уникальность и неповторимость с ранних лет. Можно сказать, что человек, занимающийся угоном автотранспорта, ловко уходящий от полицейской погони, хладнокровно владеющий собой в экстремальных дорожных ситуациях, - «прирожденный» преступник. Однако если бы его родители своевременно выявили неординарные способности своего ребенка и привили ему соответствующие позитивные нравственные качества, из этого человека мог бы со временем получиться профессиональный автогонщик или патрульный дорожной полиции, а не автоугонщик. И он мог бы приносить заметную пользу себе, своим близким, гражданскому обществу и государству, в том числе добросовестно платить налоги с честно заработанных, а не «теневых» заработков. Также примером может быть и чрезмерная эмоциональность человека. С одной стороны, эмоционально неуравновешенный ребенок может превратиться в патологического, «серийного» ма-

ньяка, особенно в условиях роста ожесточенности людей2. С другой стороны, своевременно направь его повышенную эмоциональность в адекватные ей сферы профессиональной деятельности, не забыв закрепить их умелым стимулированием и мотивированием, из подростка мог бы получиться неплохой ученый, публицист, публичный политик, артист, кинорежиссер и пр., принесший огромную пользу людям и пользующийся их уважением. Однако не все мы обладаем даром, специализированным образованием и, что более ценно, желанием понять, направить и развить жизненно важный интерес своего ребенка. И в результате мы получаем то, что принято называть преступностью несовершеннолетних3. Все это свидетельствует о необходимости повышенного внимания к социализации, формированию личности ребенка. Это, безусловно, касается и материального вспомоществования его трудоспособных родителей4, и укрепления нормальной семьи, ее традиционных здоровых ценностей, улучшения систем воспитания, образования несовершеннолетних. В связи с этим правовые нормы, гарантирующие необходимый уровень воспитания и образования будущих взрослых граждан страны, следует признать реализующими и частный, и публичный интересы.

Дети - будущее, как национального государства, так и мирового сообщества. Но для того, чтобы будущее состоялось «светлым» и «позитивным», родителям, воспитателям, учителям и пр. необходимо дать детям все самое лучшее и оградить их от негативного влияния со стороны близкого и дальнего социального окружения. Не стоит забывать и о том, что чрезмерное ограждение детей от всевозможных житейских проблем, может породить иждивенчество, поставить их в постоянную зависимость от родителей или замещающих их лиц.

Понятно, что ребенок - лицо зависимое. Его психическое и физическое развитие с самого рождения и до его вступления во взрослую жизнь подвержено влиянию, в первую очередь, его ближайшего окружения.

2Подробнее см., в частности: Антонян Ю.М. Жестокость в нашей жизни. - М., 1995; Шнайдер Г.Й. Криминология. - М., 1994. - С.25-51.

3Например, в России только в 2004 году несовершеннолетними было совершено более 154 тыс. преступлений, из которых 1,5 тыс. - убийства. Юные злоумышленники предпочитали

собираться в банды самостоятельно (более 50% всех зафиксированных преступлений) либо действовать в составе группы взрослых лиц (около 3,5 тысячи эпизодов). В составе устойчивых ОПГ выявлено свыше 600 несовершеннолетних. Каждое десятое «молодежное» преступление связано с угрозой жизни и здоровью потерпевших, незаконным оборотом наркотиков. Нередко подростковые «бригады» сами вовлекают граждан старших возрастов в преступную деятельность, предлагая свои услуги для реализации тех или иных планов (скупка и перепродажа краденого, угон автомобиля, заказное убийство, пр.). Из доставленных в 2004 году в милицию за разного рода прегрешения 1115500 несовершеннолетних более 400000 - из неполных семей, свыше 50000 росли без родителей, 12500 не имели ни опекунов, ни попечителей //Осин М. Криминальный выбор юного поколения. В России отмечается устойчивый рост несовершеннолетней преступности //Российская газета (федеральный выпуск). - 16.03.2005.

4Речь идет, прежде всего, о материальном вспомоществовании,

входящем в так называемый «социальный пакет» при трудоустройстве наемного работника в социально ответственные

компании, которые де-юре и де-факто озабоченны семейным благополучием и психологической устойчивостью своих штатных сотрудников. Но зачастую, если трудоспособный родитель

рассчитывает на соответствующую помощь работодателя, этот его расчет остается иллюзией.

Д.М. Ильягуев К ВОПРОСУ О «ПРИРОЖДЕННОМ» ПРЕСТУПНИКЕ ИЛИ

КАК РОДИТЕЛЬСКАЯ БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ СПОСОБСТВУЕТ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ПРЕСТУПНОСТИ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Сразу после рождения особое влияние, и можно сказать единственное на ребенка оказывают его родители (заменяющие их лица)5. Все, что они делают, ребенок воспринимает как должное и сущее, и не только в силу полной зависимости от них, но и в силу восприятия их как непререкаемых авторитетов. В начале социализации родители должны позаботиться об удовлетворении основных материальных нужд ребенка и дать ему, как минимум, основы воспитания6, принятые в обществе.

Следующим этапом социализации личности ребенка является поступление в дошкольные образовательные учреждения , где он знакомится с новыми, ранее неизвестными, человеческими индивидами. Знакомство ребенка со сверстниками, непохожими на него, а также с такими социальными акторами, как воспитатели и педагоги, пробуждает его самостоятельную адаптацию к внешней среде, к которой он пока не готов, что делает его зависимым, прежде всего, от сотрудников этих учреждений в течение проведенного там времени. Родители, в свою очередь, должны надлежащим образом корректировать приобретаемые ребенком знания и жизненные навыки, адекватное понимание им парных морально-этических категорий, таких как: «хорошо - плохо», «добро - зло», «справедливо - несправедливо» и т.п. Уже в дошкольных образовательных учреждениях у детей формируются определенные группы лидеров, что также оказывает немалое влияние на становление личности ребенка постольку, поскольку каждый из них в своей семье может развиваться не так, как в других семьях, как благополучных, так и не благополучных.

Последующий этап - среднеобразовательные школы, интернаты и пр., где ребенок включается в более развитую систему его социализации, с усложненными общественными отношениями, и подходит к их восприятию более осознанно, но все еще не готов к их

правильной самостоятельной корректировке, что, опять-таки, ставит его в зависимость от социального окружения.

И, наконец, как завершающий этап можно рассматривать учреждения среднего и высшего профессионального образования, в которые ребенок поступает уже в подростковом возрасте, а их окончание приходится на переходный к взрослой жизни период, когда несовершеннолетний приобретает юридическую дееспособность. Здесь несовершеннолетний львиную долю времени предоставлен сам себе, воспитательное воздействие родителей, преподавателей становится не таким сильным, как воздействие его подросткового окружения, в том числе асоциального и антисоциального. И тут основная задача взрослых - научить подростка самостоятельно и ответственно строить свою жизнедеятельность в качестве полноценного гражданина своей страны.

К сожалению, практика показывает, что нередко лица, обязанные по закону и совести правильно воспитывать ребенка, проявляют к этому равнодушие, использует зависимость ребенка от них в асоциальных, антиобщественных8, а иногда и преступных це-лях9, что порождает психофизические патологии, социальное отчуждение, приводящие детей на скамью подсудимых или к другой крайности - самоубийству. Но даже к подростку, находящемуся на скамье подсудимых, есть необходимость более гуманного отноше-ния10 ввиду специфики формирования его сознания и социализации в целом.

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является детская беспризорность, как наиболее провоцирующий к асоциальному и антисоциальному поведению фактор. Ее ключевыми причинами выступают социальное сиротство, антиобщественный образ жизни родителей, неисполнение, ненадлежащее исполнение своих профессиональных обязанностей

5Забота о детях и их воспитание - не только равное право, но и обязанность родителей (ч.2 ст.38 Конституции России) //Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993. В редакции федеральных конституционных законов Российской Федерации от 30.12.2008 №6-ФКЗ и №7-ФКЗ. Гимн Российской Федерации. - Новосибирск, 2009.

6Родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. Родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними общего образования имеют право выбирать формы получения образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением. Они обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования; несут ответственность за их воспитание, получение ими общего образования (ч.1 ст.18, части 1, 2, 5 ст.52 Закона «Об образовании») //Закон Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (действующая редакция) //Российская газета (федеральный выпуск). - 31.07.1992; КонсультантПлюс. -20.04.2012.

7Государственная политика в области образования основывается на принципах гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье (п.1 ст.2 Закона «Об образовании»).

8Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий в зависимости от способа, тяжести и мотивации наказывается лишением свободы на срок до 6 лет (части 1-3 ст.151 УК РФ) //Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ (УК РФ) (действующая редакция) //Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - №25. -Ст.2954; КонсультантПлюс. - 20.04.2012.

9Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления в зависимости от способа, тяжести и мотивации наказывается лишением свободы на срок до 8 лет (части 1-4 ст.150 УК РФ).

10Для подростков с девиантным поведением, достигших возраста

11 лет, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода, создаются специальные учебно-воспитательные учреждения, обеспечивающие их медико-социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку. Направление таких подростков в эти образовательные учреждения осуществляется только по решению суда; для граждан, содержащихся в воспитательнотрудовых и исправительно-трудовых учреждениях, администрацией этих учреждений и органами государственной власти субъектов Российской Федерации создаются условия для получения общего и начального профессионального образования, для профессиональной подготовки, а также для самообразования. Для несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей, администрацией мест содержания под стражей и органами государственной власти субъектов Российской Федерации создаются условия для самообразования (части 11, 12 ст.50 Закона «Об образовании»).

штатными сотрудниками детских домов, иных специальных учебно-воспитательных учреждений11.

Для лучшего понимания социализации, формирования личности ребенка можно сравнить их с отливкой формы из гипса. Чем более ранний возраст ребенка, тем проще воспитывать в нем правильное понимание жизненных ценностей, как при придании нужной ваятелю формы из гипса. Но чем старше он становится, тем сложнее формировать его сознание, ровно как все сложнее изменить первоначальную форму из гипса по мере его застывания. Уже к приближающемуся совершеннолетию, сознание подростка уже достаточно сформировано, он прошел основные этапы социализации - гипс застыл и форму из него практически невозможно переформатировать. Можно только сломать. Собственно так и поступают некоторые родители, лица их замещающие, которыми в свое время ввиду отсутствия терпения, любви, уважения к детям, был упущен момент и теперь, как бы наверстывая упущенные возможности, они прибегают к недопустимому, жестокому обращению с несовершеннолетними12. Жестокое обращение, а в ряде случаев - физическое, в том числе сексуальное насилие над детьми13 приводят к задержке психофизического развития личности ребенка, усилению девиантных аспектов его поведения, страху перед социальным окружением, препятствуют формированию у него развитого чувства человеческого достоинства. Существует множество реабилитационных программ помощи детям после перенесенных ими таких жизненных неурядиц, но не всегда эти программы достигают позитивных результатов и, как правило, не помогают им до конца забыть произошедшее.

Родительское равнодушие, не соответствующие правовым и моральным нормам воспитание, социализация детей, и обусловленная этим преступность, как несовершеннолетних, так и в отношении несовершеннолетних, не ограничиваются внутрисемейными проблемами и ставят под угрозу не только такой наиважнейший социальный институт, как семья, но и все гражданское общество. Это диктует потребность в национальной системе ювенальной юстиции.

Исходя из Конституции России, государство обязано обеспечивать поддержку и защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а забота о детях, есть равное конституционное право и обязанность их родителей (ч.2 ст.7 и ч.1-2 ст.38). В свою очередь, семейное законодательство исходит из необходимости укрепле-

11Основаниями для увольнения педагогического работника образовательного учреждения по инициативе администрации этого образовательного учреждения до истечения срока действия трудового договора (контракта) является применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника (п.2 ч.4 ст.56 Закона «Об образовании»).

12Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним наказывается лишением свободы на срок до 3 лет (ст.156 УК РФ).

13Изнасилование, насильственные действия сексуального характера, половое сношение и иные действия сексуального характера, а также развратные действия в отношении

несовершеннолетних в зависимости от мотивации, возраста потерпевшего и способа совершения наказываются лишением свободы до 20 лет (п. «а» ч.3, п. «б» ч.4 ст.131; п. «а» ч.3, п. «б» ч.4 ст.132; части 1-4 ст.134; части 1-4 ст.135 УК РФ).

ния семьи, что подчеркивает особый ее правовой статус как значимого социального института. Также в законодательстве говорится о построении семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважении, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов и недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи (ст.1 СК РФ14). Правовое вмешательство публичной власти в семью возможно лишь в случаях, установленных федеральным законом, и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов членов семьи и иных граждан. Предусмотрены ряд обязательных требований к лицам, временно замещающим родителей в период обучения либо на постоянной основе в детских воспитательных учреждениях, порядок организации работы с детьми, требования к сотрудникам, работающим с ними, их юридическая ответственность за неисполнение, ненадлежащее исполнение своих профессиональных обязанностей.

Однако, родитель, в отличие от штатных сотрудников формируемой в нашей стране системы ювенальной юстиции15, всегда будет оставаться родителем и крайне затруднительно лишить его такого статуса, а в случае с каждым последующим новорожденным ребенком - почти невозможно постольку, поскольку ограничение или лишение родительских прав в отношении первого ребенка автоматически не распространяется на других детей. Зачастую, это связано с тем, что государство еще не готово взять на себя обязательство полноценного содержания и воспитания детей, лишенных возможности иметь семью. Такая ситуация дает правовую возможность неподготовленному и несосто-явшемуся как гражданин взрослому члену общества быть родителем, что нередко приводит к печальным результатам. Однако проблема не только в положительном или отрицательном отношении к ребенку, но и в материальной возможности родителя обеспечить все необходимое для нормального его развития. Исходя из этого, потенциальный родитель должен быть готов к несению столь ответственного статуса, как с нравственной, так и с материальной стороны.

14Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 №223-ФЗ (СК РФ) (действующая редакция) //РГ (федеральный выпуск).

- 27.01.1996; КонсультантПлюс. - 20.04.2012.

15Исторической родиной ювенальной юстиции принято считать США, где в Чикаго в 1899 году был учрежден специальный суд для несовершеннолетних правонарушителей. В начале XX века аналоги таких судов появились, в том числе и в России (в 1910 году - в Санкт-Петербурге), но с наступлением эпохи социалистического государства им на смену пришли комиссии по делам несовершеннолетних. В 2002 году проект Федерального закона Российской Федерации «О ювенальной юстиции в Российской Федерации» был принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении. Однако в дальнейшем законодатель взял «тайм-аут». Это обусловлено, с одной стороны, тем, что формирование национальной системы ювенальной юстиции одним законом не ограничится - потребуется принятие многочисленных «поправочных» законов, иных нормативных правовых актов, которые закрепят особый правовой статус ювенальных судов в системе судов общей юрисдикции, создание единого ведомства социальной защиты детей, специальную подготовку судей, социальных работников, психологов, чьей основной задачей должна стать защита прав, свобод и правомерных интересов несовершеннолетних. С другой стороны, в экспертном сообществе, иных институтах гражданского общества, заметно усилилась критика западной модели ювенальной юстиции, положенной в основу указанного законопроекта.

Д.М. Ильягуев К ВОПРОСУ О «ПРИРОЖДЕННОМ» ПРЕСТУПНИКЕ ИЛИ

КАК РОДИТЕЛЬСКАЯ БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ СПОСОБСТВУЕТ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ПРЕСТУПНОСТИ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Необходимо отметить и проблему циничного, паразитического восприятия многими современными молодыми людьми реальных нужд личности, общества, государства, поиска компромисса между ними и общего конструктивного вектора развития. Одно из проявлений данной проблемы - непонимание, недопонимание подрастающим поколением всей степени своей социальной ответственности, в том числе ответственности за получение надлежащего образования, результатом которого может стать либо деятельное участие в прогрессивном развитии общества и государства, либо соучастие с асоциальными и криминальными элементами в их деградации. Источником этого феномена, в первую очередь, являются упущения родителей, проявленные ими в процессе воспитания и социализации своих детей. Подрастающее поколение зачастую относится к процессу образования и самообразования не как к должному, а как неприятному самоистязанию, реликтовой традиции, «политесу» перед родителями, выполнение которого обусловлено «условным рефлексом» похвалы и получения от взрослых членов семьи ряда вполне конкретных и осязаемых материальных выгод и подачек. Фатальная ошибка такого отношения подрастающего поколения к образованию и самообразованию заключается в том, что оно заведомо лишает себя возможности получить необходимые знания и навыки, способствующие их позитивному личностному развитию и дающие возможность найти наиболее эффективный способ самостоятельного решения насущных бытовых и других проблем жизнедеятельности, требующих нередко оперативного реагирования. Умышленные бегство от них, их сбрасывание на плечи ближнего социального окружения изначально ставят подростка либо уже взрослого, но инфантильного человека в постоянную зависимость от лиц, умеющих решать эти проблемы, что впоследствии, как правило, влечет за собой социально безответственный, маргинальный и преступный образ жизни молодого человека. И наивно думать, что впоследствии из него выйдет добропорядочный родитель. Соответственно, применительно к теме данной статьи, было бы целесообразно определить и официально закрепить возраст, по достижении которого человек способен адекватно осознавать степень ответственности за принятие решения стать родителем, причем указанный возраст не должен совпадать с возрастом совершеннолетия. Квалификация этого возраста (ценза) - принципиально важный элемент реализации права быть родителем. В связи с этим представляется необходимым ввести и федеральный государственный образовательный стандарт специального (родительского) образования, включающий систему дисциплин ювенального характера и основ семейной психологии и педагогики, являющийся обязательным для осуществления возможной родительской деятельности. Нельзя также оставлять без пристального внимания со стороны государства, гражданского общества детей, оставшихся по той или иной причине без родительского попечения, а также соответствующих установленным законом требованиям людей, желающих их усыновить (удочерить), институт приемной семьи.

Список литературы:

1. Антонян Ю.М. Жестокость в нашей жизни. - М.: Издательство «ИНФРА-М», 1995. - 318 с.

2. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании» (действующая редакция) //Российская газета (федеральный выпуск). - 1992. - 31 июля; Консуль-тантПлюс. - 2012. - 20 апреля.

3. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. В редакции федеральных конституционных законов Российской Федерации от 30.12.2008 №6-ФКЗ и №7-ФКЗ. Гимн Российской Федерации. - Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2009. - 32 с.

4. Ли Д.А. Преступность как социальное явление. - М.: Информационно-издательское агентство «Русский мир», 1997. - 176 с.

5. Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство /Перевод с итальянского Г. Тетюшиновой. - М.: Издательство «РИ-ПОЛ классик», 2009. - 397 с.

6. Ломброзо Ч. Преступление. Новейшие успехи науки о преступнике. Анархисты /Перевод с итальянского. Предисловие В.С. Овчинского. - М.: Издательство «ИНФРА-М»,

2011. - 313 с.

7. Осин М. Криминальный выбор юного поколения. В России отмечается устойчивый рост несовершеннолетней преступности //Российская газета (федеральный выпуск). -2005. - 16 марта.

8. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря

1995 г. №223-ФЗ (СК РФ) (действующая редакция) //Российская газета (федеральный выпуск). - 1996. - 27 января; КонсультантПлюс. - 2012. - 20 апреля.

9. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня

1996 г. №63-ФЗ (УК РФ) (действующая редакция)

//Собрание законодательства Российской Федерации. -1996. - №25. - Ст.2954; КонсультантПлюс. - 2012. - 20 апреля.

10. Шнайдер Г.Й. Криминология /Перевод с немецкого. Под общей редакцией и с предисловием Л.О. Иванова. - М.: Издательство «Прогресс-Универс», 1994. - 502 с.

Reference list:

1. Antonian J.M. Cruelty in our life. - M.: Publishing house «IN-FRA-M», 1995. - 318 p.

2. Constitution of the Russian Federation. Adopted by a popular vote on December 12, 1993. Amended by federal constitutional laws of the Russian Federation of 30.12.2008 №6-FCL and №7-FCL. Hymn of the Russian Federation. - Novosibirsk: Siberian University Press, 2009. - 32 p.

3. Criminal code of the Russian Federation on June 13, 1996 №63-FL (CC RF) (current edition) //Collection legislation of Russian Federation. - 1996. - №25. - St.2954; ConsultantPlus. - 2012. - April 20.

4. Family code of the Russian Federation on December 29, 1995 №223-FL (FC RF) (current edition) //Rossiyskaya ga-zeta (federal issue). - 1996. - January 27, ConsultantPlus. -

2012. - April 20.

5. Law of the Russian Federation on July 10, 1992 №3266-1 «On education» (current edition) //Rossiyskaya gazeta (federal issue). - 1992. - July 31; ConsultantPlus. - 2012. - April 20.

6. Lee D.A. Crime as a social phenomenon. - M.: Publishinginformation agency «Russian world», 1997. - 176 p.

7. Lombroso C. Crime. The latest achievements of science on the criminal. Anarchists /Translated from italian. Preface V.S.Ovchinsky. - M.: Publishing house «INFRA-M», 2011. -313 p.

8. Lombroso C. Genius and insanity /Translated from the italian G.Tetyushinova. - M.: Publishing house «RIPOL classic», 2009. - 397 p.

9. Osin M. Criminal selection of the young generation. In the

Russia has been a steady increase of juvenile crime Доцент

//Rossiyskaya gazeta (federal issue). - 2005. - March 16. к.филос.н. С.В. Хмелевский

10. Schneider G.Y. Criminology /Translated from german. Under

the general editorship and with a foreword by L.O.Ivanov. -

M.: Publishing house «Progress-Universe», 1994. - 502 p.

РЕЦЕНЗИЯ

На статью Д.М. Ильягуева «К вопросу о "прирожденном" преступнике или как родительская безответственность способствует преступности несовершеннолетних и преступности в отношении несовершеннолетних».

Рост детской беспризорности, социального сиротства и сопряженной с ними преступности, актуализация потребности в эффективной деятельности государства, институтов гражданского общества по обеспечению надлежащих законности и правопорядка лишний раз убеждают нас в правильности тезиса о том, что человек социально опасным не рождается, а становится в процессе деформации его социализации и последующей жизнедеятельности, по причине, прежде всего, безответственности семьи, ближнего социального окружения ребенка. Именно в этом - основной лейтмотив представленной на рецензию статьи Д.М.Ильягуева, справедливо констатирующего, что родительское равнодушие, не соответствующие правовым и моральным нормам воспитание, социализация их детей и обусловленная этим преступность, как несовершеннолетних, так и в отношении несовершеннолетних, не ограничиваются внутрисемейными проблемами, а подвергают опасности разрушения не только такой наиважнейший социальный институт, как семья, но и общество, государство.

Комплексно исследуя проблематику функционирования современной семьи, автор, в частности, отмечает, что инфантилизм, нежелание нести ответственность за свои дела и поступки многих молодых людей делает их неспособными быть добропорядочными родителями своих детей. В связи с этим, чтобы изменить ситуацию к лучшему, автор конкретно предлагает: «определить и официально закрепить возраст, по достижении которого человек способен адекватно осознавать степень ответственности за принятие решения стать родителем, причем указанный возраст не должен совпадать с возрастом совершеннолетия», «ввести... федеральный государственный образовательный стандарт специального (родительского) образования, включающий систему дисциплин ювенального характера и основ семейной психологии и педагогики, являющийся обязательным для осуществления возможной родительской деятельности». На наш взгляд, предложения - дельные, интересные, но как их реализовать на практике, как согласовать с действующим механизмом правового регулирования соответствующих общественных отношений, - непонятно. Вероятно, это - проблематика перспективных разработок автора.

Тем не менее, работа Д.М. Ильягуева не оставляет сомнения в том, что автор серьезно и обстоятельно подошел к анализу выбранной им темы. Достоинством статьи являются ее фактологическая и методологическая основы. Импонирует авторский стиль изложения материала и аргументации ключевых тезисов - логичный, ясный, убедительный. В статье много элементов новизны. С учетом выше изложенного полагаю, что она заслуживает положительной оценки и может быть рекомендована к публикации в ведущих научных журналах страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.