Вопросы профилактики преступности несовершеннолетних в Оренбургской области
М.С. Бурсакова, старший преподаватель, ными тенденциями, к которым в первую очередь
Оренбургский ГАУ относятся омоложение и феминизация, кроме
того, преобладает доля преступлений с корыстно-Преступность несовершеннолетних в России насильственной направленностью мотивации, в последние годы характеризуется неблагоприят- наблюдается усиление элементов устойчивости,
организованности преступных групп несовершеннолетних, смыкание преступности несовершеннолетних с преступностью взрослых.
Характеризуя уровень преступности несовершеннолетних в Оренбургской области, отметим следующее. В 2011—2012 гг., согласно данным управления МВД по Оренбургской области, наблюдалось снижение числа преступлений, совершённых несовершеннолетними (в 2011 г. — 18%, в 2012 г. — 9,9%). Удельный вес подростковой преступности от общего числа расследованных преступлений в 2012 г. составил 28,8% (аналогичный период
2011 г. — 30,9%), тем не менее криминогенная обстановка в детской и подростковой среде по-прежнему остаётся тревожной. В этой связи должна быть активизирована работа по профилактике подростковой преступности, требующая формирования социальной политики, ориентированной на создание необходимых условий для реализации следующих основных направлений деятельности институтов социального контроля:
1. Совершенствование законодательства (усовершенствование правовой базы должно вестись как на федеральном, так и на региональном уровнях). В настоящее время в Госдуме находится более 300 законопроектов, затрагивающих интересы детей во всех сферах жизни. Среди них документы, касающиеся защиты детей от сексуального насилия, уточняющие нормы Административного и Уголовного кодексов; вносящие изменения в Семейный кодекс [1]. Особо следует отметить законопроект «О социальном патронате», цель которого — создание механизма, сокращающего число случаев лишения отцов и матерей родительских прав, что окажет положительное влияние на профилактику преступности несовершеннолетних. Представляется актуальным внести изменения в Закон РФ «Об образовании»: его следует дополнить нормой, предусматривающей обязанность федерального органа исполнительной власти в области образования разрабатывать и устанавливать наряду с образовательными государственными стандартами ещё и воспитательные государственные стандарты.; кроме того, следует принять в форме федерального закона Государственные стандарты дошкольного и школьного воспитания, которые бы устанавливали минимум воспитательных услуг (в том числе в сфере профилактики правонарушений и иных социальных отклонений среди несовершеннолетних), которые должны оказывать дошкольные и школьные образовательные учреждения [2]. На уровне Оренбургской области представляется необходимым принять закон «О гарантиях прав ребёнка», конкретизирующий и уточняющий положения Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации». Между тем проект закона Оренбургской области «О гарантиях прав ребёнка», направленный в Законодательное собрание
Оренбургской области Оренбургским городским советом в порядке законодательной инициативы ещё в 2003 г., до сих пор не принят.
2. Повышение эффективности деятельности правоохранительных органов, особенно в области рассмотрения и разрешения уголовных дел в отношении несовершеннолетних. Отметим, что в
2012 г. управлением МВД по Оренбургской области совместно с комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав различного уровня, комитетом по делам молодёжи правительства области, иными заинтересованными ведомствами проведены оперативно-профилактические мероприятия «Помоги ребёнку», «Семья. Подросток. Улица», «Против насилия» и другие. На профилактику преступности среди несовершеннолетних направлена и ювенальная юстиция. Так, с 2007 г. в Оренбургской области на базе Промышленного районного суда г. Оренбурга, Саракташского районного суда и Советского районного суда г. Орска Оренбургской области проводится эксперимент по внедрению элементов ювенальной юстиции при рассмотрении уголовных дел в отношении несовершеннолетних. В Промышленном районном суде г. Оренбурга и Советском районном суде г. Орска предусмотрены должности помощников судей с функциями социального работника. Для обеспечения всестороннего исследования личности несовершеннолетнего подсудимого, уровня его психического развития, атмосферы, в которой он воспитывается, установления причин и условий, способствовавших совершению преступления, на судебные заседания приглашаются представители комиссии по делам несовершеннолетних, педагоги учебных заведений, где обучался или обучается подросток. Анализ статистических данных работы ювенальных судов позволяет говорить об эффективности внедрения ювенальных технологий, снижении количества несовершеннолетних, привлечённых к уголовной ответственности, увеличении числа прекращённых дел в отношении несовершеннолетних [3]. Основная роль в работе по профилактике преступности несовершеннолетних в системе правоохранительных органов отведена комиссиям по делам несовершеннолетних, деятельность которых напрямую связана с общением с асоциальными подростками, что требует овладения работниками названных комиссий соответствующими педагогическими знаниями, умениями, навыками.
3. Активное привлечение общественности к решению вопросов профилактики преступности среди несовершеннолетних. Так, с 2012 г. в Оренбургской области действует молодёжный проект Общественного совета при следственном управлении Следственного комитета Российской Федерации по Оренбургской области «Скажем преступности — «Нет!». Члены Общественного совета организуют и проводят мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни, привлече-
ние подрастающего поколения к систематическим занятиям физической культурой и спортом, выступают в образовательных учреждениях на правовые темы [4]. Указанные мероприятия однозначно имеют свой положительный эффект, в связи с чем участие общественности в профилактике преступности несовершеннолетних необходимо всемерно поддерживать и развивать.
4. Активизация превентивного влияния на криминогенные факторы на уровне семьи. В современных условиях наблюдается разрушение семейных устоев, ослабление воспитательной функции семьи. Так, согласно статистике, из числа несовершеннолетних, привлечённых к уголовной ответственности за совершение преступлений, только 36% воспитывались в полных семьях, 32% несовершеннолетних воспитывались и проживали с матерью, 16% — матерью и отчимом, 4% — с отцом и мачехой, 4% — с отцом, 4% — вне семьи (школа-интернат), 4% — с бабушкой [3]. Формами превентивного влияния могут выступать: широкое использование гибких графиков работы или частичной занятости для женщин, имеющих детей; совершенствование системы пренатального и постнатального обслуживания с целью уменьшения (или исключения) случаев патологической беременности, родовых и послеродовых травм детей; обучение родителей педагогическим навыкам, создание консультационных служб и телефонов доверия; повышение качества работы дошкольных учреждений, программы которых должны быть ориентированы на развитие познавательных способностей детей и их социальную адаптацию; разработка и реализация программ поддержки семей в условиях социальной дезадаптации и стрессовых ситуациях [5].
5. Организация внеучебного досуга подростков путём создания сети доступных центров досуга, наполненного социально полезным содержанием, способствующего их гармоничному физическому, психическому, нравственному развитию. В этих целях целесообразно использовать возможности не только государства и муниципальных образований, но и коммерческих структур, фондов милосердия, благотворительных организаций, общественных объединений и движений, религиозных конфессий, установить жёсткий контроль за использованием как бюджетных, так и внебюджетных средств, предназначенных для организации досуга несовершеннолетних.
6. Усиление роли образовательных учреждений в формировании законопослушного поведения несовершеннолетних. В связи с этим нельзя не принимать во внимание огромную роль школы в жизни каждого подростка. Именно в образовательных учреждениях не только закладываются необходимые знания, умения и навыки, но и формируются интересы, круг общения, раскрываются способности ребенка. Учитывая огромный потенциал образовательных учреждений в формировании будущей
личности, необходимо всесторонне задействовать и реализовать его. Между тем образовательные учреждения, будучи специально предназначенными для выполнения функций обучения и воспитания несовершеннолетних, реализуют их неполно либо не оказывают необходимого влияния. Этому отчасти способствуют объективные причины: слабая материально-техническая база (особенно в отдалённых районах), недостаток профессионально увлечённых кадров и т.д. Сложившаяся ситуация существенно осложняется положениями Закона РФ «Об образовании», которые позволяют образовательным учреждениям «избавляться» от так называемых «трудных» подростков. В итоге появились несовершеннолетние и молодые люди, которые оказались выброшенными из нормальной системы воспитания и образования [1]. Учитывая, что по роду своей деятельности работники образовательных учреждений находятся в тесном контакте с несовершеннолетними, представляется целесообразным максимально использовать арсенал образовательных учреждений в профилактической деятельности. Кроме того, необходимо шире использовать традиционные, проверенные временем институты воспитания. К ним относится, в частности, военно-патриотическое воспитание. На необходимость его усиления и организации на качественно новом уровне обратил внимание Президент России В.В. Путин в своей статье «Гарантии национальной безопасности для России». Он подчеркнул, что нынешние школьники — будущие защитники Отечества — должны поступать на военную службу физически закалёнными, владеющими основными навыками работы с компьютерами и информационными технологиями. Несмотря на то что ещё в (2011/12) учебном году перед учителями Оренбургской области ставилась задача открыть в каждой средней школе, в училищах начальной и средней профессиональной подготовки кадетские классы, за прошедший учебный год в школах прибавилось лишь 43 класса кадетской направленности. При этом в 21 муниципальном образовании к этой работе не приступали [6].
Важным направлением деятельности образовательных учреждений в формировании законопослушного поведения несовершеннолетних должно стать также правовое просвещение и воспитание подростков. Актуальными задачами здесь являются подготовка квалифицированных кадров педагогов для проведения такой работы, обеспечение активного участия в ней учёных-юристов, сотрудников правоохранительных органов, психологов. Доведение правовой информации до несовершеннолетних должно начинаться как можно раньше, осуществляться более доходчиво, с учётом особенностей детской и подростковой психологии, в эмоционально привлекательных формах. Между тем указанная работа практически не ведётся в школах, что вряд ли стоит признать оправданным.
Весьма перспективным направлением деятельности образовательных учреждений в сфере профилактики преступности несовершеннолетних представляется также разработка и внедрение программ профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, включающих: социальный паспорт образовательного учреждения, перечень диагностических мероприятий, направленных на выявление несовершеннолетних, склонных к девиантному поведению, направления групповой и индивидуальной профилактической деятельности, механизмы реализации и ожидаемый результат программы. Думается, что внедрение указанной практики будет способствовать снижению уровня противоправного поведения среди учащихся.
На основании изложенного можно сделать вывод о том, что только комплексная реализация мер превентивного характера по всем направлениям формирования социальной политики, ориентированной на создание необходимых условий для реализации деятельности институтов социального
контроля, будет способствовать дальнейшему снижению уровня преступности несовершеннолетних в Оренбургской области.
Литература
1. Развеяли «ювенальные» мифы // Российская газета. 2012. 19 октября. № 2. С. 34-37.
2. Машинская Н.В., Скрипченко Н.Ю. Роль образовательных учреждений в профилактике преступности несовершеннолетних. URL: http://www.lexed.ru/pravo/notes/ conf/?mashinskaya.html
3. Промышленный районный суд г. Оренбурга. Обобщение практики рассмотрения уголовных дел в отношении несовершеннолетних в рамках применения ювенальных технологий за 1 полугодие 2012 г. URL: http://promyshleny. orb.sudrf.ru/modules.php?name=docum_sud&id=392
4. Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Оренбургской области. «Скажем преступности - «Нет!» Молодёжный проект продолжает свою реализацию в областном центре». URL: http://www. skoren.ru/index.php?option=com_content&view=category&lay out=blog&id=40&Itemid=71
5. Шипунова Т.В. Преступность несовершеннолетних и превентивные стратегии. URL: http://www.narcom.ru/law/ system/39.html
6. Портал Правительства Оренбургской области. Выступление на августовском областном совещании учителей. URL: http:// www.orenburg-gov.ru/magnoliaPublic/regportal/power/governor/ speaches/2012-08-18.html