Научная статья на тему 'Семья как социокультурная среда воспитания и ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей'

Семья как социокультурная среда воспитания и ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1255
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / МИКРОСРЕДА СЕМЬИ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО ВОСПИТАНИЯ / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОШИБКИ ВОСПИТАНИЯ / «ТРУДНЫЕ ДЕТИ» / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ПРАВОНАРУШИТЕЛИ / FAMILY / MICRO SURROUNDINGS OF THE FAMILY / PEDAGOGICAL ABILITY OF EDUCATION / MORAL EDUCATION / EDUCATION MISTAKES / DEVIATIVE CHILDREN / JUVENILE DELINQUENTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ковтуненко Любовь Васильевна

Статья посвящена рассмотрению вопросов, связанных с влиянием родителей на нравственное воспитание детей, ролью и значением семьи в воспитании и ресоциализации несовершеннолетних преступников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAMILY AS THE FACTOR OF EDUCATION AND RESOCIALIZATION OF JUVENILE DELINQUENTS

The article is devoted the questions of parents influence upon children moral education and significance of family up to the process of education and resocialization of juvenile delinquents.

Текст научной работы на тему «Семья как социокультурная среда воспитания и ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей»

Л.В. Ковтуненко,

кандидат педагогических наук, Воронежский институт ФСИН России

СЕМЬЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ВОСПИТАНИЯ И РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ

FAMILY AS THE FACTOR OF EDUCATION AND RESOCIALIZATION OF JUVENILE DELINQUENTS

Статья посвящена рассмотрению вопросов, связанных с влиянием родителей на нравственное воспитание детей, ролью и значением семьи в воспитании и ресоциализации несовершеннолетних преступников.

The article is devoted the questions of parents influence upon children moral education and significance offamily up to the process of education and resocialization of juvenile delinquents.

Семья является первичной и наиболее чувствительной к общественным изменениям социальной структурой. Одной из важнейших функций семьи является воспитание и обучение детей. Никакие другие социальные структуры не способны компенсировать родительской любви и ласки, даже если обеспечат ребенку заботливый уход, полноценное питание, получение знаний и т.п. Честность, доброта, умение противостоять житейским соблазнам рождаются в родительском доме.

«...Человек начинается с детства, — писал известный советский писатель, автор произведений для детей С. В. Михалков в книге «Все начинается с детства». — Именно в детстве делается посев добра. Взойдет он лишь через годы, и тогда будет видно, взошел ли посев добра или же сорняки зла заглушили его. Будет видно, какой человек вошел в жизнь и стал членом общества» [1].

Стремление государства привлечь внимание общества к проблемам семьи обусловлено причинами различного характера: экономического, демографического, криминологического, воспи -тательного, социально-нравственного.

Сегодня человек живет в качественно новом пространстве открытых границ, на него воздей-ствуют мощные потоки различной информации, что определяет глубинные изменения его восприятия, сознания, мышления, мотивационной и эмоционально-волевой сфер, жизненных ритмов, душевных переживаний, этических и ценност-ных ориентаций, появление новых потребностей и новых возможностей их реализации.

Эти процессы, по мнению Д.И. Фельдштей -на, проявляются в наибольшей степени в детстве, когда формируются социально-психологические особенности человека, его умственные способности, осуществляется социализация и индиви-дуализация, осваиваются общественные нормы.

Как особый социальный феномен, утверждает далее профессор Д.И. Фельдштейн, детство в содержательном плане — процесс постоянного физического роста, накопления психических новообразований, освоения социального пространства, рефлексии на все отношения в нем, определения себя, собственной самоорганизации, которая происходит в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах ребенка со взрослыми и другими детьми. Известный ученый определяет дет -ство как особое состояние общественного развития, когда биологические закономерности, связанные с возрастными изменениями, в значительной степени проявляют свое действие, подчиняясь, однако, во все большей степени регулирующему и определяющему действию социального. И как неотъемлемая часть общества, детство, развиваясь в расширяющейся, углубляющейся деятельности (игровой, учебной, трудовой, художественной, организационной), выступает как особый обобщенный субъект многоплановых, разнохарактерных отношений с миром взрослых [2].

«Человечность, сердечность, чуткость, от -зывчивость — этот моральный иммунитет против зла, — писал В. Сухомлинский, — приобретается лишь тогда, когда человек в раннем детст -ве прошел школу доброты, школу подлинно человеческих отношений, а этой школой может быть только хорошая семья, только наглядный пример человеческого союза двух любящих сердец — отца и матери» [3].

Ребенок, правильно воспитанный в семье, редко становится «трудным» в школе, а в после -дующей жизни обузой для общества. И наоборот, просчеты семейного воспитания оборачиваются впоследствии бедой, становятся несчаст-ными дети и несчастливыми родители.

«Если ребенок стал трудным, если все, что посильно другим людям, ему непосильно, значит, в детстве он не получил для своего развития от окружающих людей того, что должен был получить» (В.А. Сухомлинский). Трудно возразить классику.

Конечно, ребенок воспитывается не только в семье. На него влияют окружающие люди, теле -видение, кино, книги. Сложившаяся в последние годы система социализации (идеи всесилия, все -властия денег, принцип « Бери от жизни все»), по мнению доктора педагогических наук, профессора, президента РАО Н.Д. Никандрова, еще не означает катастрофы или наступления нежела-тельных событий, но содержит немалые риски или достаточную долю их вероятности. Это рис -ки: формирования равнодушия или активной неприязни к людям; увеличения числа алкоголи -ков и наркоманов; роста насильственной и корыстной преступности; антипатриотизма и утраты чувства Родины; равнодушия к созданию семьи, большого числа пробных браков, социального сиротства и проституции; примитивизации куль -турных предпочтений и мн. др. [4].

Социально-политические кризисные процессы, происходящие в современном обществе, дестабилизация экономики, снижение жизненного уровня в стране в 90-х годах, разрушение сложившейся системы ценностей и стереотипов, — все это отрицательно влияет на психологию людей, порождая тревожность и напряженность, озлобленность и насилие. Усилились проявления жестокости и агрессивности во взаимоотношениях между людьми, у детей — демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение.

Тревожным сигналом является рост чис-ленности несовершеннолетних с различными формами девиантного (отклоняющегося) и де -линквентного (правонарушающего) поведения (алкоголь, наркотики, нарушение обществен -ного порядка, хулиганства, вандализм и др.). За последние годы резко возросла молодежная преступность (число несовершеннолетних пре -ступлений увеличилось по сравнению с 1991 г. на 18%). Преступность несовершеннолетних в России в последние десятилетия росла в 7 раз быстрее, чем изменялось общее число населе -ния этой возрастной группы. Статистика сви-детельствует о росте отклоняющегося поведе -ния среди различных социальных и демогра-фических групп. В настоящее время категория подростков, осужденных к лишению свободы, более сложна и агрессивна, чем 5—10 лет на -зад. Если 8—10 лет назад за тяжкие и особо тяжкие преступления отбывали наказание 30% несовершеннолетних, то сегодня эта цифра — 60% [5]. За январь —март 2012 года каждое двадцать первое преступление (4,8%) совер-шено несовершеннолетними или при их соуча -стии [6].

И все же решающее влияние на нравственное воспитание детей оказывают родители. В здоровой семье эмоциональные связи детей и родите -лей настолько сильны, что обеспечивают прочное противодействие любым отрицательным влияниям среды.

Изменение социальной среды всегда обнаруживало недостаточность традиционной системы воспитания. Там, где формы, методы, средства воспитания не отстают от соответствующих социальных условий, трудности, если и есть, то их значительно меньше. «Только не надо думать, что правильное воспитание столь трудно, что большинству людей совершенно не доступно. По своей сути это дело доступно каждому человеку, — утверждал А.С. Макаренко, — каждому отцу и каждой матери. Хорошо воспитать ребенка может каждый человек, если только он этого действительно захочет, а, кроме того, это — дело приятное, радостное, счастливое. Совсем другое — перевоспитание. Если ваш ребенок воспитывался неправильно, если вы что-то прозевали, мало о нем думали, а то, бывает, и поленились, запустили ребенка, — тогда уже нужно многое переделывать, поправлять. Перевоспитание требует и больше сил, и больше знаний, и больше терпения. А, кроме того, работа перевоспитания, переделки — это работа не только более трудная, но и горестная) [7].

Хорошо, если ребенок, научившись владеть своими чувствами, умеет сочетать их с интересами сверстников и взрослых. Но, если он вы -полняет требования потому, что у него слабо развита или подавлена воля, заглушена инициа -тива, или его послушание перешло в угодничест -во и лицемерие? А у другого это проявляется в бунте, неконтролируемой агрессии, враждебности как средстве защиты от давления всевозможных стандартов. Так не мы ли, взрослые, часто самые любящие люди, родители, толкаем своих детей на различные формы отклоняющегося поведения? «Дисциплину не наденешь на ребенка как наручники. Дисциплина — это то, что разви -вается внутри человека» (Б. Спок) [8].

Воспитывая ребенка, нужно уважать в нем личность. «Детей нет, — писал Я. Корчак, — есть люди, но с иным масштабом понятий. Иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувства. Помни, что мы их не знаем». Поэтому родители обязаны изучать своих детей, чтобы понять их сложный духовный мир, про -никнуть в него, и, поняв, направить — преду -предить неразумное, поддержать и развить доб -рое. Я. Корчак указывал, что ребенка надо учить не только ценить правду, но и распозна -вать ложь, не только любить, но и ненавидеть, не только уважать, но и презирать, не только соглашаться, но и возмущаться, не только под -чиняться, но и бунтовать [8].

«Организовать сознание, чтобы человек понял, как надо поступать, менее трудно, чем добиться того, чтобы правильное поведение стало для него привычным и единственно возможным», — считал А.С. Макаренко. Когда человек чувствует, что неправильный поступок унижает его, роняет в собственных глазах, когда правильное поведение становится привычным, тогда человек воспитан, тогда он поступает правильно не только, когда его видят и слышат и могут похвалить, но и тогда, когда никто не видит, никто не слышит, а надо поступать правильно для себя, во имя справедливости и долга перед самим собой, просто потому, что человек не может поступать иначе [7].

Как относиться к наказанию ребенка? Вели -кий педагог А. С. Макаренко писал, что «наказа -ние может воспитать раба, а может воспитать и свободного, гордого человека. Никакое средство не может быть признано ни хорошим, ни пло-хим, если мы рассматриваем его независимо от системы влияний».

Ошибки родителей оставляют глубокий след в жизни детей. Специальные исследования показывают, что в среднем до 40% правонарушителей, в том числе успевших пристраститься к алкоголю или наркотикам, воспитывались в неполной семье. Среди педагогически запущенных учащихся дети, не имеющие отца, составляют 60%.

Однако неблагополучие связано не только с неполной семьей, но и в значительной степени с ненормальными условиями в семье, аморальным поведением родителей. В семьях, где родители вели такой недостойный образ жизни, злоупот-ребляли спиртными напитками, постоянно ссорились, подростки в среднем в три раза чаще, чем их сверстники из благополучных семей, ока -зывались в числе пристрастившихся к алкоголю, наркотикам и чаще совершали дерзкие правонарушения. Среди подростков, привлеченных к ответственности за хулиганство, доля находив -шихся в нетрезвом состоянии достигает 80 %. Около 70 % насильственных преступлений несовершеннолетних связано с употреблением алко -голя. Эти правонарушения, как правило, отлича -ются жестокостью [6].

Не все благополучно и в тех семьях, где родители проявляют чрезмерную заботу о своих детях, стремятся максимально оградить, освободить их от неизбежных в каждом доме забот и обязанностей. Такая установка порой воспитыва -ет безвольных подростков с повышенным риском подврженности дурному влиянию, легче преодолевающих психологические и нравствен -ные барьеры на пути к асоциальному поведению. Благодатная почва для такого стереотипа пове-дения — праздность и лень. Когда у подростка нет никаких серьезных жизненных ориентиров, целей, его никто и ничто не интересует, в нем образуется пустота, которая нередко и заполня -

ется алкоголем, наркотиками, проявляется де -виациями в поведении.

И вот тогда-то начинается разговор о «трудных» подростках, не поддающихся влиянию ни родителей, ни учителей.

Как они становятся «трудными»? Ведь никто из родителей сознательно не воспитывает их такими. Вероятно, это те дети, с которыми всем и всегда нелегко. Но как сказал польский педагог Януш Корчак: «Почему ребенок для одного воспитателя плох, а для другого хорош? Мы требуем стандарта добродетели и поведения, и, сверх того, по нашему усмотрению и образцу. Найдешь ли в истории пример подобной тирании?» [8].

Есть дети с врожденными или приобретенными нарушениями нервной системы, требующие специальных медико-педагогических мер. Есть и скверные родители, не проявляющие заботы о своих детях. Но часто родители не подоз -ревают об ошибочности своих действий, они социально безупречны, но причиняют своим детям страдания по причине незнания, психологопедагогического невежества.

Оценка «трудный -легкий» ребенок субъективна и зависит от отношения родителей к своим обязанностям. Дети всегда требуют родитель -ских усилий.

Как справедливо считает польский нарколог С. Гурски, взрослые часто не отдают себе отчета в том, что, например, чрезмерная заботливость матери о ребенке (особенно единственном) в раннем возрасте, предоставление ему безграничной свободы, отстранение от обязанностей и безоговорочное выполнение всех прихотей или, наоборот, слишком суровое отношение, нетерпимость, эмоциональная холодность родителей являются одним из основных источников формирования таких черт личности, которые впо-следствии могут стать причиной алкогольного, наркотического пристрастия, криминального поведения подростка.

При таком воспитании у ребенка не только не вырабатывается стремление преодолевать трудности, но и формируется инертная, уступчи -вая психика.

В первом случае закрепляются и переносятся на подростковый возраст сложившиеся в раннем детстве представления о собственном всесилии, что в столкновении с жизненными обстоятельст -вами приносит сплошные разочарования. Подросток начинает избегать сложных ситуаций, опасаясь неудач и поражений, понимая, что он не такая уж исключительная личность, какой считают его родители. Стараясь убежать от трудностей в беспроблемный, по его представлениям, мир, он попадает в неизвестную ему среду, в сети алкоголь -ного или наркотического дурмана.

Во втором случае ребенок жаждет родитель -ской ласки, понимания, которых не получает от

суровых, отталкивающих его родителей. И он восстает против их требований и возлагаемых на него обязанностей. Подросток агрессивен по от -ношению к родителям из-за эмоциональной черствости. Он «уходит на улицу» в надежде быть принятым и понятым, где попадает под влияние криминальных личностей. А уж они, чтобы при -влечь подростка в свой мир, сначала дадут ему попробовать алкоголь или наркотик, искажаю -щие действительность и создающие ему иллю -зию любви, а затем научат его криминальному ремеслу. И все это сделали мы, родители, из «ог -ромной любви» к своему ребенку.

Психические травмы и обиды — одна из причин невроза, в котором доминируют чувства страха и напряженности из-за впечатления безнадежности своего положения. Все это приводит к де -прессии, потере самоуважения. Наиболее отчетливо это проявляется у детей из неблагополучных, распавшихся или маргинальных семей. Источниками подростковых проблем могут быть семейные и школьные конфликты, вопросы, связанные с половым созреванием, взаимоотношения с товарищами и приятелями, но причинами может быть и несовершенство нашей действительности.

Повседневное поведение несовершеннолет-них, отбывающих наказание в воспитательных колониях, отличается повышенной внушаемостью, инфантильностью и конформизмом. Повышенная восприимчивость и впечатлите ль -ность, высокая зависимость от принадлежности к неформальным группам и категориям усугубляются влиянием различных факторов среды ближайшего социального окружения, а также пси-холого-педагогическим воздействием со стороны персонала колонии и, конечно, семьи. Просчеты и недостатки семейного воспитания — налицо.

У несовершеннолетних осужденных зафик-сировано неоднозначное, порой противоречивое отношение к своему окружению — обидчивость, враждебность, агрессивность, обвинение друзей или родственников в совершенном преступлении или, наоборот, искреннее раскаяние в содеянном.

В целом система социальных установок и ценностных ориентаций подавляющего боль -шинства несовершеннолетних осужденных в настоящее время не отличается многообразием. Их основное жизненное кредо — деньги, обман и лицемерие ради красиво жизни. Эгоистическое и безответственное поведение, как правило, нахо -дит объяснение в низком социально-экономическом статусе их семей, недостаточной заботе со стороны родителей, проблемах школьного образования и нравственного воспитания. На свою будущую жизнь несовершеннолетние осужденные, как правило, смотрят без особого оптимизма. Причем у многих ярко проявляются симптомы ущербного «Я», которые находят свое выражение в отрицании, отчуждении, укоренив -

шемся чувстве враждебности по отношению к другим, низкой самооценке, комплексе неполноценности, страхах и повышенном уровне тревожности, мнительности, эмоционально-психи-ческой неустойчив ости.

Одной из важных составляющих противоправного поведения, в том числе в условиях ли -шения свободы, являются дефекты социализации личности, просчеты семейного воспитания, а также мощное влияние на личность со стороны неформальных групп сверстников.

Семья как ценность признается различными возрастными группами осужденных к лишению свободы. У несовершеннолетних осужденных неоднозначное отношение к родным и близким: это могут быть обида, злость, враждебность, аг -рессивность, обвинение их в случившемся, раскаяние. После отбывания срока наказания, перед освобождением из колонии о своих родителях подростки отзываются чаще положительно, идеализируя отношения, строят позитивные пла -ны общения с родными, однако имеют место и отрицательные высказывания.

Всегда, во все времена молодежь вызывала беспокойство старшего поколения своими увле -чениями, модой, эпатажем. Криминальный мир боролся с государственными и общественными институтами за влияние на молодежь.

В современных условиях, связанных с глубинными политическими и экономическими процессами, криминальному развращению молодежи способствуют ярко проявляемые тенденции следующего характера: падение авторитета и роли семьи, школы, общественных организаций; утрата общечеловеческих, так называемых вечных ценностей и создание своих в рамках неформальных субкультур; низкопробное содержание художественных произведений литературы, кино, порнография, распространяемая при помощи Интернет; ранняя алкоголизация, наркомания и токсикомания; усиление жестокости, агрессивности, снижение ценности человеческой жизни; увеличивающаяся с каждым годом категория беспризорных, представляющая наиболее опасный для законопослушного общества резерв для профессиональных преступников и другие.

Анализ проблемы подростковой преступности, данные криминологических исследований показывают, что около трети преступлений под -ростки совершают под непосредственным или косвенным влиянием взрослых [2].

Тюрьма, временная изоляция, по мнению самих несовершеннолетних осужденных, в определенных случаях может иметь и свои положительные стороны. Для некоторых подростков это возможность приостановить процесс наркотиза -ции, алкоголизации, вырваться из криминально -го или асоциального окружения, из мира, где царили семейное насилие, голод, бездомность,

казенный приют, это возможность наладить от -ношения с родителями, получить образование, специальность и т.п.

И все же главная надежда — на не тюремное будущее: семья, близкие, дом, где ребенка, как он думает, помнят и ждут. Эта надежда, если она подкреплена хоть какими-то основаниями, является для подростка в тюрьме в еще большей степени спасительной, чем для взрослого заключенного.

Пробуждение у родителей, членов семьи, родственников чувства вины, ответственности за ребенка, попавшего в тюрьму, — случай не такой уж и редкий. И это неудивительно, роди -тельские и родственные чувства, даже в случае деградации личности, угасают одними из по -следних. Сами воспитанники в своих сочинениях и письмах нередко отмечают перемены, происходящие с родителями, родственниками: «мама стала понимать меня», «отец бросил пить», «старшая сестра, которая раньше мною не интересовалась, пишет каждый месяц» и т .п. Дли -тельность периода «просветления», безусловно, зависит от возможности и эмоциональной напряженности контактов между осужденным под -ростком и его близкими.

Трудно переоценить, равно как и недооценить роль семьи в воспитании подростка, однако вдумайтесь в статистические данные, которые красноречиво говорят сами за себя: каждый десятый воспитанник ВК — сирота или ребенок, оставшийся без попечения родителей; каждый пятый имеет отклонения в психическом развитии, подтвержденное документами; 5-6% воспитанников

— бывшие учащиеся вспомогательных школ; около половины до ареста не учились и не работали; четверть воспитанников имеет образование в пределах начального; более 7% страдают алкоголизмом или наркоманией; воспитанники старше 18 лет (до 21 года) составляют от 25 до 40% [2].

Среди несовершеннолетних заключенных много детей-сирот, детей, оставшихся без попе -чения родителей, выходцев из так называемых неблагополучных и бедных семей. Для всех этих групп контакты с родственниками (или предста -вителями детских учреждений) возможны лишь в том случае, когда колония расположена неда -леко от дома. Но по прежнему месту жительства отбывают наказание лишь 15% мальчиков (еще 65% в том же субъекте федерации), воспитатель -ных колоний для девочек в России всего три [5].

В действующем уголовно-исполнительном законодательстве и нормативных актах практи -чески не встречается слова «семья». В ВК сейчас законодательных препятствий для контактов воспитанников с родственниками почти не осталось: несовершеннолетним осужденным, по

сравнению с взрослыми, разрешено большее количество свиданий, посылок, передач, отпусков с выездом домой, выходов в город. Количество

телефонных переговоров не ограниченно (при наличии технических возможностей). Разрешены (при отсутствии грубых нарушений) выходы за территорию колонии в случае приезда взрослых родственников. В 2010 году распоряжением Правительства РФ утверждена Концепция разви -тия уголовно-исполнительной системы до 2020 г. Согласно реализации ее основных положений с 2012 г. воспитательные колонии будут перепрофилированы в воспитательные центры, в кото -рых воспитательная работа с инструментально -дисциплинарных задач должна быть переключена на социально-психологические. В перечне этих проблем есть и «сохранение и укрепление социально -полезных связей». Но пока по относительному (на 100 заключенных) количеству получаемых писем, встреч с родственниками, де-нежных переводов, других знаков внимания с воли, подростки — самая бедствующая часть тюремного населения. По доле тех, кого ждут дома после освобождения, они сравнимы разве что с пенсионерами-рецидивистами; по данным исследователей, после двух (в среднем) лет пребывания в ВК большая часть воспитанников ут -рачивают связь с родителями [6].

А вот другая статистика: в первые три года после освобождения совершают повторные преступления до 45 % бывших воспитанников ВК и 50% выпускников спецшкол и спецПТУ; среди рецидивистов молодежного возраста 45—52% осужденных впервые в 14—15 лет и только 10—14 % осужденных впервые в 16—17 лет; четвертая часть особо опасных рецидивистов и пятая часть пожиз-ненников — бывшие воспитанники ВК. Дети, направленные в спецшколы и спецПТУ, но не попавшие в эти учреждения, совершают правонарушения в 2—3 раза реже, чем те, кому «повезло», кто прошел процесс «исправления» [5]. К сожалению, наши исправительные учреждения не только не исправляют, а наоборот, еще более криминализируют личность (Ю.М. Антонян).

Концепция реформирования уголовно-

исполнительной системы предусматривает серьезные изменения в видах исполнения наказаний, связанных с лишением свободы. Однако, по словам директора ФСИН РФ А. А. Реймера, воспитательные колонии останутся (перепрофилированы в воспитательные центры согласно Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 года), но при этом необходимо развивать реабилитационные программы, готовить подростков к законопослушной жизни на воле [9].

Криминализация улиц, отсутствие доступных мест для занятий спортом, проведения досуга, резкое имущественное расслоение населения, реклама табачной и алкогольной продукции, насаждение культа грубой силы способствуют проявлению антиобщественного поведения, росту подростковой

преступности, сводя к минимуму сдерживающую роль семейных взаимоотношений.

Почти половина подростков, совершивших преступления (47 %), имели родителей или близ -ких родственников, которые были осуждены, при этом одна треть из них находится в местах лишения свободы в настоящее время. Около 20% подвергались в процессе семейного воспитания физическому воздействию и издевательствам [2].

В ходе многолетних опросов, проводимых в ВК, ИУ, не было ни одного осужденного, кото -рый не мечтал и не надеялся на встречу с матерью, родными и близкими. Поэтому самое главное — с первого дня заключения помочь несовершеннолетнему осужденному сохранить связь с семьей, родными и близкими. Или разыскать их, восстановить с ними отношения [10].

Тревожные тенденции роста подростковомолодежной преступности далеко выходят за рамки ведомственной проблемы. Помимо профилактической работы правоохранительных органов, искоренения социально-экономических причин, порождающих беспризорность и безнадзорность, необходим целый комплекс мер по укреплению семьи, восстановлению воспитательных функций школы, организации досуга подрастающего поколения [11].

Педагогическое искусство воспитания, как не раз подчеркивалось классиками педагогики, есть самое высокое, сложное, тонкое и обширное из всех искусств. Как и любое искусство, оно имеет свою азбуку: общение, воздействие и деятельность, основанные на знаниях, умение заго -ворить, сблизиться, увидеть внутреннее, душев-ное состояние ребенка и в соответствии с этим эффективно воздействовать на его личность.

Опыт воспитания в семье свидетельствует, что притягательной силой общения с родителями для детей являются искренность, деликатность и содержание.

Родителям, наставникам, воспитателям необходимо владеть духовным зрением, умением видеть все оттенки детских чувств, обладать способностью воспринимать их горесть и радость.

Семья — это место, где тебя принимают и понимают всегда: будь ты «на коне» или «в рубище». Такая семья не только способна воспитать достойного гражданина, но и поможет осту -пившемуся занять достойное место в системе общественных отношений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Михалков С .В. Все начинается с детства.

— М., 1971.

2. Фельдштейн Д.И. Сущностные особенности современного детства и задачи теоретикометодологического обеспечения процесса образования // Педагогика. — №1. — 2009. — С.8—15.

3. Сухомлинский В.А. О воспитании. — М.,

1985.

4. Никандров Н .Д. Российская академия образования: итоги деятельности и перспективы научных исследований // Педагогика. — 2009.

— № 1. — С. 3—8.

5. Статистический сборник МВД совместно с Межгосударственным статистическим комите-том СНГ, Судебным департаментом при Верхов -ном Суде РФ. — М., 2004.

6. Состояние преступности — январь—март 2012 года // Интернет -ресурс. Официальный сайт МВД РФ. — ЦКЬ: http://www.mvd.ru/ ргеззсейег/ statistics/reports/show 102505/ (дата обращения: 10.04.2012 г.)

7. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: в 8 т. — Т. 4 / сост. М.Д. Виноградова, А.А. Фролов. — М.: Педагогика, 1984. — С. 260.

8. Они приходят ниоткуда и уходят в никуда ... Проблемы социальной реабилитации несовершеннолетних заключенных. Изд. 3-е, испр. и доп. — М.: РОО «Центр содействия реформе уголовного правосудия), 2004. — 40 с.

9. Выступление директора Федеральной службы исполнения наказаний А.А. Реймера // Ведомости уголовно-исполнительной системы.

— 2009. — № 10. — С. 7—11.

10. Цымбал Е.И. Предпосылки внедрения восстановительного правосудия для несовершеннолетних в России // Восстановительное правосудие. — М.: МОО Центр «Судебноправовая реформа», 2003. — 196 с.

11. Профилактика агрессивного поведения несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы / А.С. Кононец [и др. ]. — М., 2007. — 57 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.