Девиантное поведение
несовершеннолетних
как предпосылка совершения
Упоров Иван Владимирович
доктор исторических наук, кандидат юридических наук, профессор, профессор кафедры конституционного и административного права Краснодарского университета МВД России (е-таИ: [email protected])_
ими преступных деяний
В статье говориться о девиантном поведении несовершеннолетних. Автор подчеркивает, что основными формами девиации несовершеннолетних как предпосылок их преступного поведения являются бродяжничество, проституция, наркомания, алкоголизм.
Ключевые слова: девиантность, повеление, несовершеннолетние, Россия, общество.
I.V. Yporov, Doctor of historical sciences, candidate of law, professor, professor of the chair of constitutional and administrative law of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia; e-mail: [email protected]
Deviant behavior minors as precondition of commission by them criminal actions
In article to be spoken about deviant behavior of minors. Author sayed, that main forms of deviation of minors as preconditions of their criminal behavior are vagrancy, prostitution, drug addiction, alcoholism.
Key words: deviance, command, minors, Russia, society.
Девиантное поведение несовершеннолетних представляет собой отклонение от сложившихся социальных норм, при этом к основным негативным его формам в современном обществе следует отнести прежде всего наркоманию, алкоголизм, проституцию, бродяжничество, то есть те формы, которые являются социальной предпосылкой преступности. Иначе говоря, преступность среди несовершеннолетних прямо коррелирует с девиантным поведением, являясь крайним его выражением, что находит закрепление в уголовном законодательстве. Достаточно сказать, что, например, в России каждое третье преступление, совершаемое несовершеннолетними, осуществлялось ими в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, 10% детей 8-14 лет регулярно принимают наркотики. Для работающих несовершеннолетних характерна частая смена работы, стремление к «легкому заработку», потеря нравственных идеалов. Растут женский алкоголизм, вовлечение несовершеннолетних и даже детей в секс-бизнес. Негативным социальным фоном развития преступности среди несовершеннолетних стали распад семейных связей, жестокое обращение с детьми в семьях и детских специальных заведениях (ежегодно
более 50 тыс. подростков уходят из семьи, более 20 тыс. покидают детские дома и школы-интернаты), невозможность адаптации подростков к современным социально-экономическим условиях, безотцовщина, нравственная деградация, психическая неполноценность [1]. В этих условиях до совершения несовершеннолетним преступления достаточного нередко незначительного повода.
По мнению некоторых ученых, массовый правовой нигилизм молодежи на фоне роста общей преступности может привести к введению чрезвычайных положений и мер, которые со временем станут обычной нормой жизни [2]. Также можно ожидать введения подобных мер в некоторых российских регионах, где нарастает вал преступности [3]. Мы полагаем, что такие оценки все же носят крайний характер, однако нельзя не согласиться с самой постановкой такого вопроса, которая отражает весьма тревожное состояние в данной сфере. Как представляется, преступность несовершеннолетних как крайнее проявление их де-виантного поведения имеет определенные предпосылки. В их числе следует назвать следующие: отрицательные влияния в семье - по нашим данным, в 30-35 % случаев преступлений несовершеннолетних установлено прямое
312
отрицательное влияние родителей и старших членов семьи (пьянство, грубость, жестокость, асоциальный образ жизни), при этом типичными для родителей несовершеннолетних преступников являются низкая культура, престижно-потребительские установки; отрицательные влияния в ближайшем окружении: бытовом, учебном, производственном со стороны как сверстников, так и взрослых; проникновение в молодежную среду стереотипов поведения, не совместимых с общественными ценностями (пропаганда наркотиков, культа силы, половой распущенности); неумение и/или нежелание педагогов формировать позитивные идеалы у учащихся в условиях плюрализма мнений, давления демагогии, экстремизма; распад системы трудоустройства подростков и воспитания их в трудовых коллективах; длительное отсутствие вследствие этого определенных занятий у части молодежи.
Такого рода факторы формируют криминогенную личность, для которой характерны утрата интереса к учебе, узкоутилитарное отношение к профессии, равнодушие к проблемам общества, существенные искажения нравственного и правового сознания, в частности, толкование долга, совести, дозволенности, исходя из личных желаний или групповой солидарности, ориентация на сиюминутные удовольствия, равнодушие к переживаниям и страданиям других людей, жестокость, лживость, несамокритичность. Сформированный криминогенный тип личности уже готов к совершению преступления, и в соответствующей ситуации такой человек, мало задумываясь, совершает его. Часто в основе преступлений лежат конфликты: бытовые, межличностные, межнациональные и т.д. Нередко в их результате совершаются преступные действия, а в последние годы «выяснения конфликтных отношений» в преступной среде стали носить особо жестокий характер. Например, все чаще имеют место случаи, когда школьники избивают своих сверстников, снимают это на мобильные телефоны, а затем выкладывают в сети интернет.
Важным фактором, детерминирующим преступность среди несовершеннолетних, является детская безнадзорность, которую часто обозначают как бродяжничество. В настоящее время ни одна официальная служба не располагает точными данными о количестве безнадзорных детей в России, Специалисты же считают, что в каждом крупном городе России (с населением от 500 тыс. до миллиона) насчитывается от 20 до 45 тыс. безнадзорных подростков [4]. Ежегодно увеличивается количество исков о лишении родительских прав, удовлетворенных судами. Возросло число родителей, для которых установлено ограничение в
правах в отношении своих детей. Несовершеннолетние, чьи родители лишены родительских прав, длительное время (порой несколько лет) вынуждены проживать в крайне неблагополучной семейной обстановке, так как вопрос об их жизнеустройстве решается органами опеки и попечительства крайне медленно. Лишенные родительского попечения, эти дети наиболее склонны к бродяжничеству, подвергаясь опасности стать жертвами насилия и преступлений, вступить в преступную деятельность.
Постоянно растут масштабы социального сиротства несовершеннолетних. В российских детских домах воспитываются 132 тыс. детей, оставшихся без родителей. По данным исследования, проведенного Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ), среди выпускников детских домов и интернатов 40 % становятся преступниками, 30 % — алкоголиками и наркоманами, 10 % — склонных к суициду. Только 10 % выпускников школ-интернатов и детских домов имеют возможность устроиться на работу и вести нормальный образ жизни. Согласно данным того же фонда, каждое пятое преступление в России совершается подростком, 85 % преступных группировок и банд включают в себя детей. Каждый четвертый беспризорный подросток уже совершил уголовно наказуемое деяние, а в Москве — каждый второй [5]. В последние годы фиксируется устойчивый рост венерических заболеваний в среде несовершеннолетних, особенно среди социально дезадаптированных подростков, многие из которых становятся жертвами сексуального насилия.
Преступность несовершеннолетних как негативное социальное явление отражает, таким образом, еще и такое важное обстоятельство, как влияние на этот процесс семейных отношений. Дело в том, что, как справедливо отмечается в литературе, основная тяжесть материального обеспечения и воспитания несовершеннолетних ложится именно на семью как первичную ячейку любого общества. Однако сложность современного экономического положения, безработица и другие факторы приводят к тому, что многие семьи не готовы надлежащим образом выполнять эту важнейшую социальную функцию [6]. Не удивительно, что большинство несовершеннолетних преступников (почти три четверти) - это дети малообеспеченных, неполных, криминализированных и других неблагополучных семей. Соответственно ослабляется традиционная форма социального контроля за поведением несовершеннолетних, реальные условия жизни ориентируют их на праздно-развлекательные формы досуга.
Форма девиантного поведения среди несовершеннолетних в виде проституции также представляет чрезвычайно тенденцию к ухуд-
313
шению. Проституция в России, практически совершенно неконтролируемая, достигла таких масштабов, что стала сродни стихийному бедствию [7]. В немалой степени этому способствовало то обстоятельство, что ранее, в советский период, данная проблема искусственно замалчивалась, в результате чего данное негативное социальное явление зашло в своем развитии в такую стадию, из которой его вывести представляет большие сложности. Следует вместе с тем согласиться с мнением о том, что в «эротическая тема чрезмерно эксплуатируется средствами массовой информации, чаще всего выраженная в бессодержательной, пошлой, вульгарной и однобокой форме. Особо следует отметить распространенность и легко-доступность порнографии, в том числе для несовершеннолетних» [8]. О сложности проблемы проституции среди несовершеннолетних свидетельствует все большее ее распространение на международном уровне. Соответственно в последнее время все большую озабоченность вызывает проблема защиты детей от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения. Известно, что педофилия (сексуальное влечение к ребенку) наиболее распространена в развитых странах. Так, в Нидерландах детская проституция охватывает как местных детей, так и детей трудящихся-мигрантов и детей, завезенных контрабандным путем. В России эта проблема также усугубляется [9]. И хотя в последнее время принят ряд актов, усиливающих наказание на педофилию, проблема остается очень острой, поскольку остаются причины, приводящие к педофилии.
Следующая форма девиантного поведения несовершеннолетних не менее актуальная -наркомания. В литературе все чаще наркомания среди несовершеннолетних оценивается на уровне «национальной катастрофы» [10]. Основания для таких оценок имеются. Дело в том, что статистика свидетельствует о росте числа несовершеннолетних, потребляющих наркотические вещества, несмотря на принимаемые меры. В последние годы только официальное количество молодых наркоманов, которые проходят курс лечения в наркологических учреждениях России колеблется в районе тридцати тысяч человек [11]. В литературе указываются данные, согласно которым ежегодное увеличение числа несовершеннолетних, подвергаемых психическим заболеванием в связи с употреблением наркотиков, составляет 20 % [12]. Прогрессирующее ухудшение наркоситуации в России сопровождается неуклонным "омоложением" современной российской наркомании. Одновременно с распространением наркотизации в детско-подростковой среде происходит абсолютный
рост числа несовершеннолетних, нуждающихся в помощи в связи с зависимостью от психоактивных веществ. А в последние годы в сфере наркомании наблюдается особенность, которая заключается в том, что все чаще потребителями наркотиков становятся достаточно социально адаптированные и благополучные подростки. Так, из числа лиц, обнаруживших тенденцию к употреблению наркотиков, более половины составляют студенты высших учебных заведений. В целом же подростков, потребляющих наркотические препараты, можно встретить в любой категории социально стратифицированного населения. Более того, все чаще несовершеннолетним становится необходимым ориентироваться в вопросах наркотизации, чтобы не прослыть «белой вороной». Сейчас все чаще в подростковом и юношеском сознании разрушаются барьеры, отделяющие человека от первой инъекции, и молодые люди, еще не попробовав наркотики, уже смотрят на мир глазами наркомана. Приобщаясь к кругам, где распространено потребление наркотиков, они перенимают их взгляды, ценности, образ жизни.
С наркоманией тесно связана другая форма девиантного поведения несовершеннолетних -алкоголизм, которая как хроническая болезнь распространена хотя и в меньшей степени, чем наркомания, однако также представляющая весьма негативное явление. При этом ранняя алкоголизация особо опасна по ряду причин: воздействие алкоголя на молодой организм приводит к более тяжелым последствиям медицинского и социального характера; резко сокращаются сроки перерастания пьянства в алкоголизм (2-4 года вместо 5-10 лет для взрослого че-ловека); увеличивается риск рождения детей с физическими и психическими аномалиями; повышается вероятность криминального поведения. Следует заметить, что уровень потребления алкоголя в России существенно возрос во всех возрастных группах, но больше всего - среди несовершеннолетних.
Таким образом, можно констатировать, что основными формами девиации несовершеннолетних как предпосылок их преступного поведения являются бродяжничество, проституция, наркомания, алкоголизм. На определенном этапе пребывания несовершеннолетнего в одном из этой форм и тем более в их совокупности возникает высокая вероятность совершения им преступления как крайней формы девиантного поведения. Соответственно государству необходимо усиливать меры по профилактике девиантного поведения - с тем, чтобы не допустить его трансформации в преступные деяния.
314
1. Пашкова Е.Н. Девиантное поведение подростков как форма проявления дефицита морального и нравственного развития личности // Открытый урок / 1september.ru (дата обращения - 04. 07. 2012 г.); См. также более ранние данные: Юридическая социология. М., 2002. С. 251-252.
2. Щегорцов А. А. Перспективы молодежи в условиях социально-экономической трансформации российского общества // Аналитический вестник. 2010. № 15 (103). Молодежь в условиях социально-экономической трансформации российского общества. М., 2006. С. 31.
3. Россия в поисках стратегий: Общество и власть / Под ред. Г. В. Осипова. М., 2006. С. 36.
4. Молодежь в условиях социально-экономической трансформации российского общества. М, 2009. С. 21.
5. Гребешева И. И. Социальные аспекты репродуктивного здоровья и ответственного родительства // Социология и общество / Материалы конференции. М., 2008. С. 155.
6. Ревин В. П. Современные проблемы изучения и организации борьбы с преступлениями в сферах семейно-бытовых и молодежных досуговых отношениях. Дис. ... д-ра юрид. наук. М, 1993. С. 77.
7. Каджая В. Несчастные жертвы или наперсницы разврата? // Независимая газета. 2005. 6 июля.
8. Щербакова А. В. Проституция несовершеннолетних // Проблемы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних. Материалы региональной научно-практической конференции. Краснодар, 2000. С. 78.
9. Богуславская О. Страна непуганых педофилов // Московский комсомолец. 2011. 28 июня.
10. См., например: Попов В.А., Кондратьев О.Ю. Наркотизация в России - шаг до национальной катастрофы // Социологические исслдеования. 1998. № 8. С. 65; Жабс-кий В.А. Наркотизм несовершеннолетних (правовой и криминологический аспекты). Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов/Д., 1999. С. 6 и др.
11. Юдин И. Наркобизнес переходит всякие границы // Щит и меч. 2008. 4 апреля.
12. Щербинина Г.А. Забракованный брак // Правда. 2006. 15 ноября.
1. Pashkova E.N. Deviant behavior of teenagers as a form ofmanifestation of deficiency of moral and moral development of the personality // Open lesson / 1september.ru (address date -04. 07. 2012); See also earlier data: Legal sociology. M, 2002. P. 251-252.
2. Shchegortsov A.A. Youth prospects in the conditions of social and economic transformation of the Russian society // Analytical messenger. 2010. No 15 (103). Youth in the conditions of social and economic transformation of the Russian society. M, 2006. P.31.
3. Russia in search of strategy: Society and the power / Under the editorship of G.V. Osipov. M., 2006. P. 36.
4. Juvenile in the conditions of social and economic transformation of russian society. M., 2009. P. 21.
5. Grebesheva I.I. Social aspects of reproductive health and otkvetstvenny parents // Sociology and conference societies / Materials. M., 2008. P. 155.
6. Revin V.P. Modern problems of studying and the organization of fight against crimes in spheres the family and household and youth leisure relations. Dis. ... doc. law scien. M., 1993. P. 77.
7. Kadzhy V. Unfortunate victims or confidantes of debauchery? // Independent newspaper. 2005. July 6.
8. Shcherbakova A.V. Prostitution of minors // Problems of prevention of offenses among minors. Materials of regional scientific and practical conference. Krasnodar, 2000. P. 78.
9. Boguslavskya O.Country of untamed pedophiles // Moscow Komsomol member. 2011. June 28.
10. See, for example: Popov V.A. Kondra-tyev O.Ju. Narcotization in Russia - a step before national accident/Sociological research. 1998. No 8. P.65; Zhabsky V.A. Narkotizm of minors (legal and criminological aspects). Autoref. dis. . cand. law scien. Rostov/D., 1999. P. 6, etc.
11. Yudin I. Drugbusiness passes any borders // the Board and a sword. 2008. April 4.
12. Scherbinina G.A. Defective marriage // Truth. 2006. November 15.
315