Научная статья на тему 'Условия устойчивого развития системы непрерывного образования на различных уровнях'

Условия устойчивого развития системы непрерывного образования на различных уровнях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1685
360
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЛИЧНОСТЬ / ЭКОЛОГИЯ / КОНЦЕПЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / CONTINUING EDUCATION / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / PERSONALITY / ECOLOGY / CONCEPTION / EDUCATIONAL ORGANIZATIONS / PHILOSOPHY / EDUCATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ломакина Татьяна Юрьевна

Автор статьи анализирует понятие «устойчивое развитие». Раскрыта содержательная сущность этого понятия, показаны пути решения устойчивого развития за рубежом и в России, возможности и роль отечественной системы непрерывного образования в сохранении устойчивого будущего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conditions of Sustainable Development of the System of Continuing Education at Different Levels

The author analyzes the notion of “Sustainable Education”. The substantial essence of this notion is revealed, the paths of solutions for sustainable development in abroad and in Russia are shown, the capacity and the role of the domestic system of continuing education in the preservation of a sustainable future are presented in the article.

Текст научной работы на тему «Условия устойчивого развития системы непрерывного образования на различных уровнях»

Т.Ю. Ломакина

Ключевые слова:

непрерывное

образование, устойчивое развитие, личность, экология, концепция; образовательные организации.

УСЛОВИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЯХ

Автор статьи анализирует понятие «устойчивое развитие». Раскрыта содержательная сущность этого понятия, показаны пути решения устойчивого развития за рубежом и в России, возможности и роль отечественной системы непрерывного образования в сохранении устойчивого будущего.

Глобальные изменения окружающей среды, которые произошли в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого столетия, показали:

- в своем развитии человечество перешло допустимые экологические пределы, определяемые естественной емкостью биосферы;

- зависимость человека от законов биосферы, которые влияют на развитие на Земле экологического и социального кризиса.

Поиском путей выхода из кризиса и определением дальнейшего движения цивилизации занялась ООН, которая создала Международную комиссию по окружающей среде и развитию во главе с премьер-министром Норвегии Гру Харлем Брунтланд с целью разработки «глобальной программы изменений». Основное содержание программы Комиссия обозначила термином «sustainable development» — «поддерживающееся развитие» как процесс, который может поддерживаться неопределенно долго (в русскоязычной научной литературе этот термин переведен как «устойчивое развитие»).

Еще с середины 70-х гг. прошлого века широко использовалось понятие «развитие без разрушения» (development without destruction), затем - «эко-развитие» (ecodevelopment) как экологически приемлемое развитие, стремящееся к наименьшему негативному воздействию на окружающую среду. В Декларации I конференции ООН по окружающей среде (Стокгольм, 1972 г.) была намечена связь проблем экономического и социального развития с проблемами окружающей среды. В содержание этого понятия важный вклад внесли научные доклады Римского клуба, особенно доклад «Пределы роста» (1972), в которых формулировались идеи перехода цивилизации от экспоненциального экономического роста к состоянию «глобального динамического равновесия», от количественного к «органическому» (качественному) росту и «новому мировому экономическому порядку». Все это послужило тому, что во многих странах стали развиваться экологическая политика и дипломатия, право окружающей среды, появилась новая институциональная составляющая — министерства и ведомства по окружающей среде.

Особенно широко проблемы развития и экологии обсуждались в трудах учёных исследовательского института США "Worldwatch" ("Всемирная вахта"), в частности, его директора Лестера Р.Брауна. В докладе "Всемирная стратегия охраны природы" (1980), представленном Международным союзом охраны природы и природных ресурсов, подчёркивалось, что для «устойчивого развития» следует учитывать не только его экономические аспекты, но и социальные и экологические факторы. В 1987 году в докладе «Наше общее будущее» Международная комиссия по окружающей среде и развитию уделила основное внимание необходимости «устойчивого развития», при котором «удовлетворение потребностей настоящего времени не подрывает способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности». Эта формулировка понятия «устойчивое развитие» сейчас широко используется в качестве базовой во многих странах. В основу деятельности Комиссии была положена новая триединая концепция устойчивого (эколого-социально-экономического) развития, которая предусматривает сохранение живой природы, защиту структуры, функций и разнообразия природных систем Земли, от которых зависят биологические виды. В этот период во многих странах появились исследования по экологической безопасности как части национальной и глобальной безопасности.

Термин "устойчивое развитие" был закреплен в 1992 г. Конференцией ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (ЮНСЕД), которая попыталась придать этой деятельности конкретные программные формы. Всемирный саммит ООН по устойчивому развитию (межправитель-

ственный, неправительственный и научный форум) в 2002 году подтвердил приверженность всего мирового сообщества идеям устойчивого развития для долгосрочного удовлетворения основных человеческих потребностей при сохранении систем жизнеобеспечения планеты Земля.

В марте 2000 года в результате шестилетнего международного диалога в штабе ЮНЕСКО в Париже был официально принят документ Хартия Земли, который пропагандирует переход к устойчивому образу жизни и формированию глобального сообщества, основанного на общих этических устоях, включающих уважение и заботу обо всём сообществе живого, принципы экологической целостности, всеобщие права человека, уважение к культурному разнообразию, экономическую справедливость, демократию и культуру мира.

В декларации Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию изложено 27 принципов, которыми призвано руководствоваться мировое сообщество на пути к устойчивому развитию. Вместе с тем каждая страна, принимая свою национальную стратегию, старается их переосмыслить и внести свою совокупность принципов (например, Совет по устойчивому развитию при Президенте США выделил 16 таких основополагающих представлений-принципов).

Впервые обращение к теме устойчивого развития в России на самом высоком уровне можно отнести к тому времени, когда был подписан Указ Президента РФ (февраль 1994г.) «О государственной стратегии Российской федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития», утвердил основные положения данной стратегии, предусматривающей два направления действий [16]:

- решение текущих социально-экономических задач в неразрывной связи с осуществлением адекватных мер по защите и улучшению окружающей среды, сбережению и восстановлению природных ресурсов;

- реализацию закрепленного в Конституции Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду и прав будущих поколений людей на пользование природно-ресурсным потенциалом в целях поддержания устойчивого развития.

Правительство РФ также определило шаги решения этой задачи своим Постановлением (май 1996г.) «О разработке проекта государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации». Разработанный на основе положений Концепции проект стратегии состоял из 11 разделов, посвященных важнейшим направлениям осуществления перехода России к устойчивому развитию [16]:

• концептуальные основы стратегии устойчивого развития с определением целей, основных принципов, критериев и показателей устойчивого развития, а также этапов и специфики перехода страны к такому развитию;

• стратегические задачи и предложения по формированию внешней эко-лого-экономической политики России, с учетом уменьшения масштабов использования ограниченной хозяйственной емкости биосферы;

• содержание внутренней экологической политики на ближайшую перспективу по обеспечению стабилизации экологической ситуации;

• предложения по формированию экономической и макроэкономической политики государства с учетом факторов дальнейшего экономического роста и перехода к устойчивому развитию;

• цели и задачи стратегии природопользования, основные направления государственной политики в сфере воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов;

• социальный аспект предусматривал повышение качества жизни населения, определение стратегических задач на рынке труда и в сфере трудовых отношений, в области развития социальной активности и улучшения социальной защиты населения, развития здравоохранения, образования и культуры;

• финансово-экономический механизм экологизации производственной и непроизводственной деятельности с предложениями по совершенствованию в этом направлении законодательной базы управления экономикой;

• стратегию научно-технического развития с определением основных целей и задач, стратегических приоритетов и этапов развития данной сферы;

• региональный аспект предусматривал развитие региональных и локальных производственных систем, производственной и социальной инфраструктуры, решение на местах социальных и других проблем;

• формирование открытого общества с учетом роли демократии в общественном развитии и ее трансформации при переходе к устойчивому развитию;

• предложения по реализации стратегии устойчивого развития.

Решение поставленных задач намечается осуществить поэтапно за счет динамично сбалансированного функционирования триады «природа -общество - хозяйство». На начальном этапе (5-7 лет) предусматривается решить первоочередные задачи стабилизации социально-экономического развития и создать нормативно-правовую базу по экологизации хозяй-

ственной деятельности и оздоровлению окружающей среды в зонах чрезвычайных экологических ситуаций. На следующем этапе (среднесрочная перспектива, 20 лет) реализовать основные элементы перехода к устойчивому развитию, и на этой основе вывести страну на нормативный уровень состояния окружающей среды. В последующем (долгосрочная перспектива, десятки лет вперед) должна постепенно решаться проблема гармонизации развития общества и природы, создания основ ноосферной цивилизации. Важнейшим положением стратегии является обязательность достижения на начальном этапе стабилизации в обществе, связанной с решением острых экономических и социальных проблем. Выполнение этой задачи предусматривалось обеспечить в среднесрочной Программе Правительства РФ «Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах» (февраль 1998г.), однако, экономическая ситуация в стране замедлила решение поставленных задач [16].

В проекте Государственной стратегии устойчивого развития России утверждается, что базис будущего общества устойчивого развития в принципе невозможно создать без опережающего развития научно-технологического потенциала и современной системы образования. Науке отводится важнейшая роль в создании технологической базы производственных преобразований.

Во второй половине XX века стало понятно, что образование, связанное с передачей знаний, умений, навыков, опыта, культуры последующим поколениям, не способствует выживанию человечества. Э. Тоффлер, оценивая образование, писал, что оно не основано на каком-либо видении будущего, понимании, какие знания и навыки потребуются, чтобы человек мог выжить в эпицентре изменений. Основоположник футурологии О.Флехтхайм отмечал, что обучение наукам в вузах заканчивается годом, когда их преподают. Таким образом, студент обращен назад, а не вперед и будущего как будто не существует. Это означает, что в содержании образования должна быть такая информация, которая оправдана с точки зрения будущего и которая способствует повышению эффективности как образования, так и поведения индивида, улучшает его адаптацию к предстоящим переменам, способствует выживанию цивилизации и сохранению окружающей ее природной среды. И чем с большим ускорением идут эти перемены, тем больший временной горизонт необходим для осознания будущего и адаптации к нему [11].

В образовательной системе, ориентированной прежде всего на формирование не только специалиста-профессионала, но и личности, решающая

роль должна принадлежать государству. Эту мысль неоднократно подчеркивал председатель Международной комиссии по образованию для XXI в. Жак Делор. Его комиссия полагала, что ответственная политика в области образования не может опираться только на рынок, который, как считается, способен сам исправить свои недостатки, полностью положившись на систему саморегулирования [10]. Образование должно внутри себя создавать новые механизмы, способствующие генерации знаний и культуры, способных созидать наше общее будущее. Задача сводится не только к построению модели непрерывного, открытого в глобально-пространственном плане образования, а реализации на практике образовательной системы, ориентированной на будущее и способной помочь человечеству в решении глобальных проблем. Формирование такой системы должно учитывать эффективную пропаганду идей устойчивого развития и непрерывное всеобщее экологическое образование.

Важно и то, что 57-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН объявила десятилетие 2005-2014 гг. Декадой образования в интересах устойчивого развития.

При этом важными инструментами перехода к устойчивому развитию становятся наука и образование, где особая интегрирующая роль отводится непрерывному образованию, основные принципы которого (доступность современных базовых знаний для всех, увеличение инвестиционных вложений в человеческие ресурсы, внедрение инновационных методик преподавания, создание современной системы оценивания образованности обучающихся, развитие института тьюторства, транспортная доступность обучения) обеспечивают его устойчивое развитие.

Анализ литературы позволяет выделить следующие основные условия устойчивого развития:

• право каждого человека на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой, на жизнь в экологически чистой и благоприятной для него окружающей среде;

• улучшение качества жизни людей (укрепление здоровья, повышение продолжительности жизни, получение необходимого образования, гарантия свобод, прав и т.д.) в условиях социально-экономического развития;

• обеспечение возможности удовлетворения основных жизненных потребностей как нынешнего, так и будущих поколений при сохранении окружающей природной среды;

• экономическое развитие, справедливое развитие социальной сферы и экологическая безопасность должны быть соединены в единое целое;

• улучшение качества жизни должно обеспечиваться в тех пределах хозяйственной емкости экосистем, превышение которых приводит к их разрушению;

• выживание населения и стабильное социально-экономическое развитие должно базироваться на приоритетах стабилизации и улучшения качества окружающей среды, сохранении биоразнообразия и устойчивости биосферы;

• рациональное природопользование должно учитывать возможности возобновляемых и невозобновляемых ресурсов, максимально использовать высокие технологии и ресурсы космоса для безопасной утилизации, обезвреживании и захоронении отходов;

• запрет на использование нежизнеспособных в экономическом и опасных в экологическом планах моделей производства и потребления, рационализация структуры личного потребления;

• усиление взаимосвязи экономики и экологии, обеспечивающей формирование эколого-ориентированной экономической системы развития;

• демографическая политика, направленная на общую стабилизацию численности населения и рациональное его расселение;

• опережающее принятие эффективных мер по предупреждению ухудшения состояния окружающей среды, превентивных действий по предотвращению экологических катастроф;

• искоренение бедности и нищеты, сглаживание имущественного неравенства и неравенства уровней жизни людей внутри страны и между странами;

• развитие процессов демократии и становления открытого общества, включая правовое государство, рыночное хозяйство и гражданское общество;

• устранение всех форм насилия над человеком и природой;

• сохранение всех форм «социального разнообразия», в том числе малых народов, этносов, в формах, адекватных их традиционным способам жизнедеятельности культур;

• развитие международного сотрудничества и глобального партнерства в целях сохранения, защиты и восстановления целостности экосистемы Земли;

• восстановление нарушенных экосистем; принятие государствами эффективных законов, защищающих природную среду;

• обеспечение свободного доступа к экологической информации, разработка индикаторов прогресса на пути к устойчивому развитию, создание

необходимых для этого баз данных, глобальных и национальных коммуникаций и использование других средств информатики; • «экологизация» сознания и мировоззрения человека, радикальная переориентация системы воспитания и образования, морали с учетом новых цивилизационных ценностей [6].

Эти условия объединяют экономическую, социальную, экологическую и другие сферы человеческой деятельности, создавая основу и ноосферную направленность системно-цивилизационной парадигме, где отсутствует приоритет чисто экономических параметров, как это имеет место в модели неустойчивого развития.

Важны также и механизмы взаимодействия этих составляющих. Экономический и социальный элементы, взаимодействуя друг с другом, порождают такие новые задачи, как достижение справедливости внутри одного поколения (например, в отношении распределения доходов) и оказание целенаправленной помощи бедным слоям населения. Механизм взаимодействия экономического и экологического элементов породил новые идеи относительно стоимостной оценки и интернализации (учёта в экономической отчетности предприятий) внешних воздействий на окружающую среду. Наконец, связь социального и экологического элементов вызвала интерес к таким вопросам как внутрипоколенное и межпоколенное равенство, включая соблюдение прав будущих поколений, и участие населения в процессе принятия решений.

Появление концепции устойчивого развития подорвало фундаментальную основу традиционной экономики — неограниченный экономический рост. В одном из основных документов Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) «Повестка дня на XXI век» (глава 4, часть 1), посвященном изменениям в характере производства и потребления, подчеркивается, что необходимо искать новые схемы потребления и производства, которые отвечают существенным потребностям человечества.

Прогресс экономической науки привёл к учету природного фактора. С одной стороны, большинство традиционных природных ресурсов стало дефицитным - это относится не только к невозобновляемым ресурсам, но и к возобновляемым (прежде всего ресурсам экосистем и биоразнообразию). В рамках экологической экономики сформулированы теоретические подходы к проблеме прекращения экономического роста без неприемлемых социальных последствий. Герман Дейли вводит понятие "экономика устойчивого состояния". Физические компоненты экономики устойчивого

состояния ограничены и не изменяются с течением времени. Канадский экономист Петер Виктор (Peter A. Victor) предложил интерактивную модель, позволяющую исследовать потенциал для достижения стабильной, но не растущей экономики. Модель демонстрирует, что даже в пределах общепринятых подходов к экономике существуют возможности для достижения устойчивого состояния.

В июне 2012 года в Рио-де-Жанейро прошла Конференция Организации Объединенных Наций (ООН) по устойчивому развитию (РИО+20). В качестве главной цели встречи на высшем уровне было заявлено «обеспечить мобилизацию политической воли для устойчивого развития, оценить прогресс и остающиеся пробелы в осуществлении ранее достигнутых договоренностей на высшем уровне по устойчивому развитию, и решение новых и возникающих задач». На основании того, что одним из главных инструментов формирования устойчивого развития общества признано экологическое образование, процесс "Рио+20" открыл возможность для поощрения нового устойчивого мышления, которое имеет важнейшее значение для перехода к зеленой экономике.

В России в апреле 2012 года Дмитрий Медведев утвердил «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года», в документе перечислены конкретные задачи, связанные с развитием экологического образования и просвещения:

• обеспечение направленности процесса воспитания и обучения в образовательных учреждениях на формирование экологически ответственного поведения, в том числе посредством включения в федеральные государственные образовательные стандарты соответствующих требований к формированию основ экологической грамотности у обучающихся;

• развитие системы подготовки и повышения квалификации в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности руководителей организаций и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении экономической и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду;

• включение вопросов формирования экологической культуры, экологического образования и воспитания в государственные, федеральные и региональные программы.

При этом наблюдается достаточно низкая осведомленность основной массы населения о состоянии окружающей природной среды, низкая экологическая культура, а это означает, что в современных условиях базовые

социальные институты не способны в полной мере сформировать уровень экологической грамотности, необходимый для перехода к устойчивому развитию. Непосредственные экономические интересы продолжают до сих пор оставаться приоритетными по сравнению с экологическими потребностями.

Взаимодействие социальных и экологических факторов привело к рассмотрению ещё одного фактора производства — социального капитала, который зависит от решения проблем управления на разных уровнях: государственном, международном и цивилизационном.

Существующие в разных странах модели развития системы непрерывного образования имеют следующие характеристики: вовлеченность в процесс развития системы непрерывного образования национальных университетов, которые становятся основными образовательными центрами (Германия, Франция, Норвегия, Испания, Греция); развитие системы непрерывного образования через создание сети образовательных центров, которые активно поддерживаются государственными структурами (Япония, Дания, Финляндия, Швеция, Португали); наличие учреждений, специализирующихся на непрерывном образовании, при самоустранении государственных структур и при их поддержке коммерческим сектором (Великобритания, а также страны с англосаксонским типом общественно-социальных отношений). Пример Великобритании и Австралии показывает, что полноценное развитие в обществе системы непрерывного образования возможно лишь при активнейшем участии в данном процессе государства.

Среди основных направлений развития системы непрерывного образования на международном уровне наиболее значимыми являются следующие:

- увеличение количества образовательных учреждений, осуществляющих свою деятельность в контексте непрерывного профессионального образования и обеспечение их близости к потенциальным обучающимся;

- повышение уровня финансирования и внедрение современных технологий обучения;

- смещение приоритетов при распределении инвестиционных потоков в сторону человеческих и образовательных ресурсов;

- повышение статуса индивидуальной личности в европейском обществе через систему возможностей ее непрерывного образования;

- увеличение выделяемых на образование государственных ассигнований и частных капиталовложений (введение субсидий для организаций

и предприятий, предоставляющих своим сотрудникам возможности для получения образования; сотрудничество с коммерческими структурами и общественными фондами по кредитованию или финансированию образовательных программ и т.д.);

- обеспечение каждому гражданину Европы полного доступа к информации об образовательных возможностях в рамках Европейского пространства, а также к консультационным мероприятиям данной направленности.

На развитие системы непрерывного образования на национальном и региональном уровнях сегодня влияют такие факторы, как необходимость обучения в течение всей жизни, высокая мотивационная и профессиональная активность, адаптивность к постоянно меняющимся условиям жизни и труда и др. Базой построения современной системы непрерывного образования являются такие научные подходы (проектно-технологический (А.М. Новиков), деятельностный, личностный, системный, компетентностный), которые позволяют развить известные принципы формирования системы непрерывного образования и обосновать новые: сетевое и кластерное взаимодействие, проектное содержание и взаимодействие, тьюторское сопровождение и др.

Анализ исторического и современного опыта образовательной деятельности в области устойчивого развития позволяет выделить три модели: практическую, практикоориентированную и университетскую модель профессиональной подготовки. Практическая модель направлена на подготовку учащихся к деятельности, связанной с устойчивым управлением непосредственно в ходе повседневной жизни. К ней можно отнести систему воспитания в Крестовоздвиженском трудовом братстве в имении помещика Н. Н. Неплюева (ныне пос. Ямполь Сумской обл., Украина). Основанное на ценностях православной веры в сочетании с признанием достоинства личности, социальной свободы и самоорганизации, братство (530 членов) смогло устойчиво существовать в течение 40 лет (1889-1929 гг.), из них 12 лет в условиях радикальной смены государственного строя, имея высочайшую агрокультуру, используя новейшую технику (трактора, телефонную сеть, электростанцию), располагая яслями, гостиницей, столовой, клубом [12]. Практикоориентированная модель направлена на повышение качества жизни ныне живущих и будущих поколений людей на основе комплексного решения социальных, экономических, экологических проблем и сбалансированного планирования с учетом интересов и на основе партнерства государства, общественности и предпринимателей. В основе обучения по данной модели - сочетание теоретической подготовки с практической де-

ятельностью по разработке и реализации программ устойчивого развития местного сообщества. На основе практико ориентированной модели разработан первый отечественный учебно-методический комплект «Устойчивое развитие» для X-XI кл. общеобразовательной школы, который апробирован в 20 школах России и Беларуси. Аналогичный проект реализован в Бурятии [17]. Университетская модель профессиональной подготовки информирует обучающихся о концепции устойчивого развития, его принципах и механизмах и роли общественности в их реализации. Данный подход предусматривает практическое участие студентов в разработке и реализации программ устойчивого развития по завершении курса теоретического обучения [8].

При отборе содержания обучения для устойчивого развития требуется существенная переориентация всех учебных программ в системе непрерывного образования на основе целостности и междисциплинарности для каждого из трех основных аспектов окружающей среды - социального, экологического и экономического.

Экологическое образование для устойчивого развития необходимо развивать с учетом международных, национальных и региональных экологических и природоресурсных особенностей в условиях модернизации страны, а также для обеспечения экологической безопасности как важной составляющей национальной безопасности Российской Федерации.

Сегодня не вызывает сомнений, что переход к устойчивому развитию общества во многом зависит от уровня образованности его граждан; знания ими правовых и этических норм, регулирующих отношения человека к природе и обществу; умения учитывать эти знания в повседневной и профессиональной деятельности; их способности понимать сущность происходящих социально-экономических преобразований; их приверженности идеалам, принципам и этике устойчивого развития.

Литература

1. Бобылев С. Н., Гирусов Э. В., Перелет Р. А. Экономика устойчивого развития: Учебное пособие. Ступени, Москва: изд-во «Ступени», 2004.

2. Большаков Б.Е. Теория и методология проектирования устойчивого развития социоприродных систем: учебно-метод. пособие//Электронная библиотека системы Федеральных образовательных порталов «Российское образование» [Электронный ресурс], режим доступа: http: window.edu.ru/ window/library, свободный.

3. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. http:// vernadsky.lib.ru.

4. Гвишиани Д. М. Мосты в будущее. Институт системного анализа, УРСС. Москва, 2004.

5. Доклад «Национальная оценка прогресса в области устойчивого развития», http://rio10.cis.lead.org (9)

6. Жадан И.Э. Концепция экономики благосостояния: планетарная модель и особенности ее реализации в России: Автореф. ... д-ра эконом. наук. Саратов, 2010. (5)

7. Ефременко Д. В. Эколого-политические дискурсы. Возникновение и эволюция. М.: ИНИОН РАН, 2006.

8. Калинин В. Б. Практико-ориентированная модель образования для устойчивого развития // Образование для устойчивого развития: Материалы Всероссийского совещания. Смоленск, 2003. (10)

9. Кузнецов О. Л. О теории и практике подготовки специалистов-управленцев для решения проблем устойчивого развития// Россия на пути к устойчивому развитию. М., 2003. (11)

10. Ломакина Т.Ю. Профессиональное образование для устойчивого развития России: Монография. М.: UNEVOC/UNESCO, 1999.

11. Ломакина Т.Ю., Пешков С.И., Новиков А.М. Развитие образования для устойчивого будущего России / Promoting education for sustainable Future of Russia. М.: UNEVOC/UNESCO, 1999.

12. Мельник Л. Г. Воспроизводство социальной памяти как решающий фактор развития экономических систем: эксперимент Н. Н. Неплюева, опередивший время // Механизм регулирования экономики. Сумы. - 2003. - N 4. (12)

13. Методы обоснования программ устойчивого развития сельских территорий: Монография / Под ред. В.И. Фролова. СПб., гос. архит.-строит. унт. СПб., 2011.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Миркин Б. М., Наумова Л. Г. Устойчивое развитие: Учебное пособие. Уфа: РИЦ Баш ГУ, 2009.

15. «Наше общее будущее»: Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР)": Пер. с англ./Под ред. и с послесл. С. А. Евтеева и Р. А. Перелета. М.::Прогресс, 1989.

16. Национальная стратегия образования для устойчивого развития в Российской Федерации, (Электронный ресурс) (6) http://www.unece.org/ fileadmin/DAM/env/esd/Implementation/NAP/RussianFederationNS.r.pdf

17. О некоторых вопросах поддержания качества воды и её самоочищения // Водные ресурсы. - 2005. - Т. 32 - . № 3. - С. 337—347. (14)

18. Основы устойчивого развития: Учебн. пособие / Под общ. ред. проф. Л. Г. Мельника. Сумы: ИТД «Университетская книга», 2005.

19. Основные положения стратегии устойчивого развития России / Под ред. А.М. Шелехова. М., 2002.

20. Перелет Р. А. Экологическая дипломатия // Международная жизнь. -1988. - №10. http://www.xserver.ru/user/ekobp/.

21. Федеральный закон №7-ФЗ от 10 янв. 2002 г. «Об охране окружающей среды» (Электронный ресурс) http://www.referent.rU/1/78524. (4)

22. Франк С. Л. Сочинения. М., 1990. - С. 81

23. Экологическая доктрина России // Использование и охрана природных ресурсов, 2001, № 6. С. 101-108. (5)

24. http://ru.wikipedia.org/wiki/Римский_клуб">

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.