ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ВУЗА И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕАЛИИ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА ТРУДА
А. Н. Худин
В статье раскрывается содержание понятия «устойчивое развитие» и его взаимосвязь со становлением ноосферы. Понятие «устойчивое развитие» определяется автором через социокультурный, эколого-экономический и антропологический признаки. В работе рассматриваются существующие и требующие разрешения противоречия, характерные для теории и практики высшего профессионального образования. Для выявления условий устойчивого развития образовательного процесса в высшей школе, по мнению автора, особую значимость составляет рассмотрение проблемы сквозь призму системно-деятельностного, синергетического, футурологического, социоприродного, человеко-ориентированного и профессионально-компетентностного подходов к проектированию вуза.
Устойчивое развитие человеческой цивилизации, обеспечивающее сбалансированное выполнение социально-экономических задач, решение проблем сохранения окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения жизненных потребностей нынешних и будущих поколений, требует кардинального изменения мировоззрения, приоритетов, ценностей, этических норм жизнедеятельности. В связи с этим возникает необходимость создания системы образования, направленной на устойчивое развитие, обеспечивающей возможность участия каждого человека в решении и предупреждении социальных, экономических и экологических проблем. Чтобы выверить цели образования для устойчивого развития, необходимо осуществить экскурс в понятие «устойчивое развитие» и рассмотреть его методологию, в соответствии с которой призвана выстраиваться новая парадигма ноосферно ориентированного профессионального образования.
Понятие «устойчивое развитие» было введено для изучения отношений человека, общества и природы. Оно возникло в ХХ веке, когда человечество в результате столкновения с биосферой обнаружило глобальные изменения во всех средах и убедилось, что наступило практическое прекращение восстановления ресурсов (воздуха, воды, почв, растительного и животного мира) в прежнем виде. Сейчас цивилизация, формально состоящая из 200 суверенных государств и 6 млрд людей, движется к своему трагическому финалу — глобальной экологической катастрофе. Система взаимодействия общества и природы оказывается с кибернетической точки зрения системой с по-
ложительной обратной связью, т. е. самораз-рушающейся, все более теряющей свою устойчивость. Стал необходим пересмотр стратегии развития цивилизации.
Активное распространение идей устойчивого развития в России, как и в других странах мира, началось после Конференции ООН в Рио-де-Жанейро в июне 1992 года. Однако еще в докладе «Всемирная стратегия охраны природы» (1980), представленном Международным союзом охраны природы и природных ресурсов, подчеркивалось: для того чтобы развитие было устойчивым, следует учитывать не только его экономические и экологические аспекты, но и социальные, особенно образовательные факторы [8]. В подобное понимание развития важный вклад внесли научные доклады Римского клуба, особенно доклад «Пределы роста» (1972), в которых формулировались идеи перехода цивилизации от экспоненциального экономического роста к состоянию «глобального динамического равновесия», от количественного к «органическому» (качественному) росту и «новому мировому экономическому порядку», в котором важная роль принадлежит новому типу управления, направленного на создание условий устойчивого развития.
В отечественной научной литературе установлена связь устойчивого развития и становления ноосферы [7]. «Ноосферное развитие (ноосферогенез)» и «устойчивое развитие», по сути дела, выступают как очень близкие понятия, хотя «устойчивое развитие» учеными рассматривается лишь как начало ноосферного движения. Ноосфера — это зрелый и завершающий этап перехода к устойчивому развитию, желаемое будущее состояние общества, когда
обеспечивается эколого-допустимое воздействие человека на природу. Ноосфера выступает той конечной целевой ориентацией, по которой и устремляется переходный процесс по магистрали устойчивого развития [3]. До сих пор общественное сознание отставало от социального бытия, особенно от природообразующей деятельности, и она, стихийно развиваясь, все стремительнее губила биосферу планеты. В будущей сфере разума — ноосфере — сознание должно в существенной своей части опережать бытие, направлять его по оптимальной траектории выживания. Переход на путь ноосферо-генеза требует кардинальных трансформаций сознания (мышления) и деятельности людей, прежде всего в науке — сфере деятельности по производству знаний и в образовании — главной и всеобщей деятельности по освоению социального опыта. Ноосфера как идеал будущего состояния человечества вряд ли когда-либо будет достигнута. И вместе с тем такую идеальную модель необходимо создавать, чтобы на этой основе выверять траекторию движения человеческой цивилизации, формируя ее согласно условиям выживания. Направленность любых социальных действий, в том числе профессионального образования, на это ноосфер-ное будущее и должна характеризовать процессы управления переходом к устойчивому развитию.
На Конференции ООН в Рио-де-Жанейро в июне 1992 года широко использовалось понятие, которое было приведено в книге «Наше общее будущее»: «.. .устойчивое развитие — это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности» [4]. Это определение подвергалось критике за свою нечеткость и антропоцентричность. В. И. Дани-лов-Данильян в определении обсуждаемого понятия делает акцент на биосфере. «Устойчивое развитие, — по мнению ученого, — это такое развитие, при котором воздействия на окружающую среду остаются в пределах хозяйственной емкости биосферы, так что не разрушается природная основа для воспроизводства жизни человека» [1]. Такое определение (по сути дела, экологически допустимое, или экобезопасное, развитие) авторы монографии дополняют характеристикой самого человеческого развития, которое не должно деградировать в сохраняю-
щейся биосфере [6]. Для нашего исследования это положение является принципиальным, так как цели высшего образования для устойчивого развития, по нашему глубокому убеждению, напрямую связаны с целостным становлением и развитием специалиста-профессионала посредством самоактуализации его человеческого потенциала в гармонии с окружающей средой.
Экологическую безопасность развития (как социоприродного развития) исследователи напрямую связывают с условием безопасного развития человечества, в том числе его непрерывным развитием во времени. В Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию под устойчивым развитием подразумевается «стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы» [3]. Далее оно конкретизируется: «Улучшение качества жизни людей должно обеспечиваться в тех пределах хозяйственной емкости биосферы, превышение которых приводит к разрушению естественного биотического механизма регуляции окружающей среды и ее глобальным изменениям» [5]. Эти, несомненно, верные характеристики устойчивого развития все же нельзя принять за определение понятия, тем более широкого определения для всех сфер деятельности человека, а не только социально-экономической или природоохранной. В книге «Наше общее будущее» отмечается, что «стратегия устойчивого развития направлена на достижение гармонии между людьми и между обществом и природой» [4, с. 68]. Эта более широкая интерпретация анализируемого понятия может быть положена в основу исследования, поскольку при рассмотрении условий устойчивого развития образовательного процесса в высшей школе нельзя ограничиться лишь его административно-хозяйственными, финансово-экономическими или кадровыми, или нормативно-правовыми, или психологопедагогическими, или экологическими, или здоровьесберегающими, или иными частными экспликациями.
Понятие «устойчивое развитие», по нашему мнению, может быть определено с помощью следующих признаков — социокультурного, эколого-экономического и антропологического. Под антропологическим признаком в широком смысле понимается выживание человечества (страны) и способность его дальнейшего постоянно поддерживаемого, непрерывного и
сбалансированного развития, чтобы наши потомки имели бы не меньше возможностей по сравнению с настоящим поколением по удовлетворению своих потребностей в природных ресурсах и экологических условиях. Экологоэкономический признак понятия связан со сбалансированным экономическим развитием и сохранением биосферы как естественной основы всей жизни на Земле, ее устойчивости и естественной эволюции, с тем чтобы дальнейший экономический рост и развитие человечества не происходили бы в экофобной форме. Социокультурный признак предполагает динамичное сбалансированное развитие общества, расцвет его культуры за счет ревизии ценностей, интеграции мирового интеллекта, взаимопонимания и сотрудничества в социуме. Поэтому понятие «устойчивое развитие» может быть определено как стабильное, сбалансированное социокультурное, антропологическое, эколо-го-экономическое развитие, не разрушающее окружающую природную среду и человеческую природу, обеспечивающее развитие культуры и непрерывный прогресс общества, прежде всего за счет актуализации человеческого потенциала (его духовно-нравственного, психофизиологического, социокультурного, операционно-деятельностного компонентов), формирования способности людей жить в мире, в ладу с собой, вырабатывать совместные оптимальные решения выхода из глобальных кризисов. Это относится к числу основных задач, стоящих перед мировым сообществом и диктующих необходимость кардинальных перемен в высшем профессиональном образовании.
В широком смысле основная цель образования для устойчивого развития состоит в содействии становления всесторонне образованной социально активной личности, понимающей новые явления и процессы общественной жизни, владеющей системой взглядов, идейнонравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, обеспечивающих готовность к социально-ответственной деятельности и непрерывному образованию в быстро меняющемся мире [2]. Однако в настоящее время в теории и практике высшего профессионального образования существуют и требуют разрешения в исследовании следующие противоречия:
1) между планетарной потребностью в поиске способов выживания, устойчивого раз-
вития человеческой цивилизации и узкопрофессиональной направленностью содержания высшего образования, которое недостаточно способствует формированию понимания смысла жизнедеятельности человека в новых условиях, определению контуров грядущего развития человечества, единения его действий по созданию лучшего планетарного будущего;
2) между социальными потребностями в формировании специалиста-профессионала, способного глобально мыслить и действовать, культивировать ценность интеграции Людей, Человека и Природы, жить в ладу и сотрудничать с другими людьми, и результатами профессионального образования, не в полной мере адаптируемыми к современным и будущим потребностям общества;
3) между личностными потребностями участников образовательного процесса в непрерывном образовании, целостном развитии человеческого потенциала и слабо выраженной направленностью профессионального образования на единство непрерывного духовнонравственного, психофизиологического, социокультурного и профессионального развития будущего специалиста
Разрешение вышеназванных противоречий возможно посредством создания условий устойчивого развития образовательного процесса в вузе, что способно выступать в качестве вклада высшей школы в решение глобальных проблем цивилизации. Для выявления условий устойчивого развития образовательного процесса в высшей школе особую важность составляет рассмотрение проблемы сквозь призму системнодеятельностного, синергетического, футурологического, социоприродного, человеко-ориентиро-ванного и профессионально-компетентностного подходов к проектированию вуза как открытой, самоорганизуемой, саморазвивающейся системы, одним из отличительных качеств которой является ее «социо-человеко-природное равновесие». Речь идет о гармонизации духовно-нравственной, психофизиологической, социокультурной, экологической, образовательной, научно-исследовательской сфер деятельности учреждения высшего профессионального образования, которые напрямую связаны с реализацией как современных, так и прогнозируемых социальных и личностных потребностей в формировании спе-циалистов-профессионалов, способных принять вызовы XXI века.
Обращение к системно-деятельностному и синергетическому подходам позволяет выявить условия стабильного, сбалансированного, постоянно поддерживаемого обеспечения качества функционирования и развития вуза как открытой, самоорганизуемой, саморазвивающейся системы, ее различных подсистем, в том числе ведущих компонентов образовательного процесса (субъектного, аксиологического, стимулирующе-мотивационного, содержательно-целевого, организационно-координирую-щего и регулирующего, деятельностно-творческого, технологического, здоровьесберегающего, контрольно-оценочного, рефлексивного, прогностического). Социоприродный подход требует экологизации высшего образования, его вклада в достижение гармонии между людьми, а также между человеком, обществом и природой, в осуществление интеллектуального поиска выхода из глобальных кризисов (энергетического, экологического, климатического, антропологического). Человеко-ориенти-рованный подход к формированию специалистов бросает вызов традиционному высшему профессиональному образованию с его обез-личенностью, с ориентацией исключительно на подготовку «производителей материальных ценностей» и формирование людей, которые живут по принципу «после нас хоть потоп». Эпицентром человеко-ориентированной подготовки в вузе является человек, познающий и творящий культуру, способный к непрерывному саморазвитию своего человеческого потенциала (духовно-нравственного, психофизиологического, социокультурного, специальнодеятельностного). Человеко-ориентированное профессиональное образование направлено на поддержку, развитие человека в человеке, человека в профессии, профессии для человека, на «включение» и «запуск» механизмов самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самообразования, необходимых для становления личности специалиста, его успешной жизнедеятельности, на формирование способности к диалогичному и безопасному общению с людьми, взаимодействию с природой, культурой, цивилизацией. Обращение к профессионально-ком-петентностному подходу к определению условий устойчивого развития образовательного процесса в вузе продиктовано следующим: в нынешнем тысячелетии выход из глобальных
кризисов мирового сообщества немыслим без объединения планетарного интеллектуального потенциала, который складывается из профессиональной компетентности каждого человека — специалиста в той или иной сфере деятельности. Человек-решатель, человек-профессионал — центральная фигура сохранения цивилизации. Он выполняет «судьбоносную» роль на планете Земля. Профессионально-ком-петентностный подход требует определения «ключевых компетенций» выпускника вуза, которые включали бы не только когнитивную и операционно-технологическую составляющую, но и аксиологический, мотивационный, рефлексивный, этический, социальный, экологический, здоровьесберегающий, поведенческий компоненты будущего специалиста. В структуре ключевых профессиональных компетенций выпускника вуза следует выделять наряду со специальной компетенцией коммуникативную, экологическую, здоровьесберегающую, личностную и образовательную. Футурологический подход к определению условий устойчивого развития образовательного процесса в вузе актуализирует обращение к модели специалиста, который востребован не только нынешним днем, но и будущей цивилизацией. Названный подход декларирует необходимость технологического прогнозирования будущих проблем жизнедеятельности выпускников вуза и заблаговременнной подготовки к их решению.
Вышеназванные методологические основания позволяют выделить организацион-но-координирующие, субъектно-личностные
и ресурсные условия устойчивого развития образовательного процесса в вузе. К числу субъектно-личностных условий принадлежат: аксиологические, духовно-нравственные, диагностические, стимулирующе-мотивационные, рефлексивные, коммуникативные и условия коллективной мыследеятельности. В состав системно-деятельностных условий входят: аналитические, проективные, содержательно -целевые, организационно-координирующие, регулирующие, творческие, технологические, экологические, здоровьесберегающие, контрольно-оценочные, прогностические, инновационные, маркетинговые. Ресурсные условия объединяют финансово-экономические, материально-технические, информационные, нормативно-правовые, научно-теоретические,
программно-методические и кадровые условия.
Для перехода к устойчивому развитию необходимы управленческие решения и действия, которые призваны иметь опережающий характер. Управление должно исходить из декларируемого в Рио-де-Жанейро принципа упреждения (предосторожности). Этот (15-й) принцип упомянутой Декларации не что иное, как конкретное выражение необходимости опережающих действий по предупреждению различного рода проблем, с которыми сталкивается человеческая цивилизация. В связи с вышеизложенным упреждающе должна развиваться вузовская наука. Ей принадлежит принять самое активное участие в обеспечении высокого качества подготовки специалистов, формирования их глобального общественного сознания и способности к эффективной жизнедеятельности. Устойчивое развитие образовательного процесса в вузе немыслимо без исследования и учета запросов экономики, социальной сферы, науки, техники, технологий, федерального и территориальных рынков труда, а также перспективных потребностей их развития.
Важно подчеркнуть специфику, новизну подхода к развитию высшей школы, когда экономические, социально-педагогические, культурологические, антропологические факторы, определяющие содержание и технологию профессионально-личностного развития выпускника вуза, объединяются с природными, ноосферными. Речь идет об интеграции духовно-нравственных, социокультурных, экономических, экологических, технологических и интеллектуально-информационных компонентов в формировании ноосферно ориентированной профессиональной компетентности будущих специалистов.
Обсуждая содержание управленческой деятельности по переводу образовательного процесса в режим устойчивого развития, хотелось бы заметить, что этот вопрос напрямую связан с тотальным обеспечением качества вузовского образования. В этом синтезе проблем качества и целостной профессиональной компетентности, имеющей ноосферную направленность, заключается одна из фундаментальных идей создания системы условий устойчивого развития образовательного процесса в вузе, важнейшими характеристиками которой выступают:
— обеспечение качества проектирования образовательной деятельности (ее концептуализации, параметризации, технологического прогнозирования, моделирования, программирования, конструирования);
— качества реализации основных видов деятельности в вузе;
— качества стратегических и тактических целей;
— качества учебных планов, образовательных программ, качества содержания учебных занятий;
— качества образовательного процесса на его различных уровнях (на уровне вуза, факультета, специальности, учебного предмета, учебного занятия, на субъектно-личностном уровне);
— качества инновационных процессов;
— качества условий деятельности вуза;
— качества результатов деятельности вуза (конкурентоспособности его выпускников на рынке труда; их готовности к непрерывному образованию, к поиску ориентиров в стратегии сохранения человеческой цивилизации; формирования потребности выпускников вуза в сохранении и укреплении здоровья; формирование их профессиональной компетентности, воспитанности, личностных достижений; трудоустройство выпускников; результативность научно-исследовательской деятельности вуза);
— качества организационной культуры образовательного процесса;
— качества ресурсного обеспечения (кадрового, программно-методического, нормативноправового, учебно-материального, информационного, финансово-экономического);
— качества научно-исследовательской деятельности;
— самоактуализация и развитие человеческого потенциала (духовно-нравственного, социокультурного, психофизиологического, операционно-деятельностного) каждого из участников образовательного процесса;
— созидание новой природосообразной, социокультурной, человеко-ориентированной образовательной среды.
Понятно, что такие изменения произойдут не стихийно, а целенаправленно, осознанно. И главным механизмом управления образовательным процессом при его переходе к устойчивому развитию может стать нравственный, гуманный разум объединенного коллектива,
использующий все возможные психологические, программно-методические, нормативноправовые, кадровые, информационные, социально-экономические, материально-технические ресурсы.
Ведущими задачами управления созданием условий устойчивого развития образовательного процесса в условиях Курского государственного университета выступают:
— проектирование (прогнозирование, моделирование) тех качеств (свойств) подготовки выпускника, которые вуз предполагает получить «на выходе» своей деятельности, то есть определение требуемого в будущем качества профессионального образования;
— обеспечение, поддержка требуемого уровня качества профессионального образования;
— повышение качества образования в соответствии с растущими требованиями внешних заказчиков через развитие образовательного процесса, научно-исследовательской и инновационной деятельности.
В адаптивной модели управления созданием условий устойчивого развития образовательного процесса, разработанной на материале Курского государственного университета, особо следует выделить такие компоненты, как: а) формирование философского замысла устойчивого развития образовательного процесса вуза в результате коллективной мыследе-ятельности и использования методологии но-осферно ориентированного профессионального образования; б) «выращивание» ноосферно ориентированной профессиональной компетентности управленческого и профессорско-преподавательского персонала вуза в условиях внутривузовской системы повышения квалификации; в) создание вузовской службы управления устойчивым развитием, выполняющей прогностическую, проектировочную, моделирующую, маркетинговую и мониторинговую деятельность, разработку параметров оценки образовательного процесса вуза, процедуру их внедрения в образовательный процесс; г) анализ образовательных потребностей студентов, требований региона, государства и мирового сообщества в области профессионального образования; д) разработка программы развития вуза как нормативно-управленческого документа; е) создание нормативно-правового сопровождения системы устойчивого развития обра-
зовательного процесса в вузе; ж) определение критериев и показателей качества устойчивого развития образовательного процесса в вузе;
з) моделирование образовательного процесса, личности выпускника вуза, личности преподавателя, ресурсного обеспечения; и) проектирование качества образовательного процесса; конструирование его различных уровней.
Одной из важнейших задач управленческой деятельности в вузе является создание условий опережающего развития интеллектуально-духовной деятельности, имеющей ноосферную направленность. К сожалению, в начале XXI века в мировом сообществе продолжают сохраняться антиноосферные тенденции — это процессы милитаризации, разрушения природной среды, дезинтеграции экономических и социальных связей, стремление к национальной изоляции и сопровождающие этот процесс экстремизм и насилие, межэтнические и межконфессиональ-ные конфронтации, терроризм, преступность, алкоголизм, наркомания, то есть деструктивные и конфронтационно-насильственные процессы. Аналогичные процессы характерны и для индивидуального уровня, поскольку агрессивность, преступность, конфронтацион-ность, стяжательство, вещизм, алкоголизм, наркомания, хамство, лицемерие, лживость и т. д. — это проявления антиноосферных черт в системе качеств конкретной личности. Высшая школа призвана активно участвовать в формировании «устойчивой (ноосферной) личности» и «устойчивого общества». С этой целью необходимо содействовать элиминации негативных черт и качеств и упрочению нравственных, ноосферно-гуманистических, способствую-
щих все более полному включению индивида в творческий и всеобщий процесс созидания сферы разума уже на начальном этапе перехода к устойчивому развитию.
Нужно иметь в виду, что какие бы меры ни были приняты по отношению к высшей школе в общефедеральном масштабе, в органах законодательной и исполнительной власти, в любых общественных организациях, на различных уровнях (на уровне вуза, факультета, конкретной учебной группы), «конечный механизм» реализации модели устойчивого развития образовательного процесса скрывается в каждом человеке, в механизмах его саморазвития, самоорганизации и самоуправления. От каждого участника образовательного процесса
зависит, как он лично воспримет для себя стратегию устойчивого развития человеческой цивилизации, обеспечит свое «личное участие» в ее реализации в своем неповторимом индивидуальном варианте. Переход к новой цивилизационной парадигме требует от управленческого персонала вуза тщательного изучения
этой идеи, ее беспрецедентной пропаганды и, естественно, новых подходов к управлению образовательным процессом, к проектированию содержания и технологий профессионального образования, к подготовке нового поколения специалистов для общества устойчивого развития.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Данилов-Данильян В. И. Устойчивое развитие — будущее Российской Федерации / В. И. Данилов-Данильян // Россия на пути к устойчивому развитию. — М. : РЭФИА, 1996. — С. 5.
2. Калинин В. Б. Концептуальные основы образования для устойчивого развития / В. Б. Калинин // Сб. «Открытое общество и устойчивое развитие : местные проблемы и решения». — Вып. XII. — М. : Изд-во МГИДА, 2002. — С. 23.
3. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию // Рос. газ. — 1994. — 9 февр.
4. Наше общее будущее. Доклад международной комиссии по окружающей среде и развитию. — М. : Прогресс, 1989. — 374 с.
5. Россия на пути к устойчивому развитию. — М. : РЭФИА, 1996. — 50 с.
6. Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI веке / под ред. А. Г. Гранберга, В. И. Данилова-Данильяна, М. М. Циканова, Е. С. Шопхоева. — М. : Экономика, 2002. — 414 с.
7. Урсул А. Д. Переход России к устойчивому развитию. Ноосферная стратегия / А. Д. Урсул. — М. : Ноосфера, 1998. — 500 с.
8. Wold conversation strategy : living resource conversation for sustainable development. — N. Y. : IUCN. — URL:http://www.iucn.org/dbtw-wpd/edocs/WCS-004.pdf.
Поступила 21.01.09.