УДК 378.1
ЭВОЛЮЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Юлия Михайловна Гришаева, к. п. н., доц., начальник управления аспирантуры и докторантуры Тел.: 8 (916) 909-93-69, e-mail: [email protected] ГБОУ ВПО «Московский государственный педагогический университет»
http://www.mgpu.ru
В статье представлена попытка теоретического осмысления понятия «образование для устойчивого развития», анализируется соотношение понятий «экологическое образование» и «образование для устойчивого развития», акцентированы смыслы понятия «экологическое образование для устойчивого развития».
Ключевые слова: образование для устойчивого развития, экологическое образование, устойчивое развитие, высшее профессиональное образование
Модернизация современного высшего образования в направлении усиления его практикоориентированности, связи с потребностями общества, государства, предъявляет сегодня и новые требования к квалификационной характеристике выпускника гуманитарного вуза. Экологическая компетентность личности и ее формирование в гуманитарном образовательном пространстве все больше находит свое актуальное выражение в содержании и технологиях подготовки будущего профессионала в гуманитарной сфере. Данное утверждение связано, прежде всего, с объективными условиями будущей профессиональной деятельности выпускника вуза, ориентированной на решение задач социально-экологического, эколого-педагогического проектирования, выступающих на первый план в связи с обострением экологических проблем, как на локальном, так и на глобальном общественном уровне.
Эволюция экологического образования (ЭО) в образование для устойчивого развития (ОУР) отражает новое качество развития международного общественного сознания, направленного на создание условий для преодоления глобального экологического кризиса. Стратегия устойчивого развития (УР) стала известна широкой аудитории после доклада Международной комиссии по окружающей среде и развитию «Наше общее будущее» в 1987 г. Материалы этого доклада были положены в основу главного документа Межправительственной конференции по окружающей среды и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г. - Повестки дня на XXI век.
Следующей вехой в принятии идей УР в качестве целевых ориентиров для глоба-лизующегося мира стала Декларация тысячелетия ООН (2000 г.), в которой одной из фундаментальных ценностей было провозглашено соблюдение принципов устойчивого развития: «Уважение к природе». В основу охраны и рационального использования всех живых организмов и природных ресурсов должна быть положена осмотрительность в соответствии с постулатами устойчивого развития. Только таким образом можно сохранить для наших потомков те огромные богатства, которые дарованы нам природой. Нынешние неустойчивые модели производства и потребления должны быть изменены в интересах нашего будущего благосостояния и благополучия наших потом-ков»[3].
Что же такое «устойчивое развитие» и каковы его основные принципы? Согласно определению ЕЭК ООН, трактовка данной проблемы ориентирована на акцентуацию устойчивого развития конкретной территории (региональный, локальный принцип) и является следующей: «Наше видение на перспективу - это видение региона, привержен-Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. Серия 3. Педагогика. Психология. ^^
Образовательные ресурсы и технологии •2012'1
ного единым ценностям солидарности, равенства и взаимоуважения между людьми, странами и поколениями. Для такого региона характерно устойчивое развитие, включая обеспечение экономической жизнеспособности, справедливости, социальной сплоченности, охраны окружающей среды и устойчивого управления природными ресурсами, с тем чтобы удовлетворять потребности нынешнего поколения, не нанося при этом ущерб возможностям будущих поколений удовлетворять свои потребности» [9].
Существует множество трактовок понятия «устойчивое развитие» и содержания самой концепции, например, В. А. Лось рассматривает концепцию устойчивого развития как нормативистскую теорию, предполагающую регулирование условий жизни на базе четырех принципов:
1) удовлетворение основных потребностей всех ныне живущих людей;
2) равные стандарты этого удовлетворения для всего населения Планеты;
3) бережное, осторожное использование природных ресурсов;
4) сохранение возможностей для будущих поколений реализовать основные запросы [5,
с.67].
Все названные принципы равноценны, но центральным считается третий, в основе которого лежит идея ограниченной способности природных комплексов к хозяйственным нагрузкам (саггугщсараЫТу), образующая ядро теории. Эта идея, предмет теории биосферного равновесия, предусматривает предел нарушения человеком целостности экосистемы. Переступать его нельзя, так как по мере накопления поступающих из природной среды возмущений она постепенно утрачивает возможность компенсировать понесенные потери. Задачу устойчивого развития, таким образом, можно сформулировать как возвращение Планеты в границы воспроизводственного потенциала ее биосферы, пока деградация среды обитания не приобрела необратимый характер, не наступил подрыв природно-ресурсной базы существования человечества.
Концепция УР в последние десятилетия стабильно является предметом обсуждения мирового сообщества в вопросах, связанных с решением глобальных экологических проблем. В настоящее время концепция устойчивого развития вызывает множество дискуссий ученых, которые касаются, как правило, реальных возможностей ее воплощения в жизнь. Этот скепсис основан, прежде всего, на реальных возможностях ограничения экономического роста развитых стран, который основан на идеологии потребления. Йоханнесбургский саммит по УР (2002) показал, что на деле мировые экономические гиганты (например, США и Китай) не очень спешат экологизировать свои производственные циклы, поскольку это ощутимо приведет к потере экономического и политического влияния на мировой арене. В связи со сказанным выше встают закономерные вопросы: «Не является ли утопичной теория УР?»; «Возможно ли вообще человечеству экологизировать экономику и существовать в гармонии с природой?»; «Возможно ли существенно снизить темпы потребления человеком товаров и услуг?»; «Как сохранить природные ресурсы и одновременно решить глобальные проблемы голода и нищеты в слаборазвитых странах?». Ответы на эти вопросы сегодня ищет мировая научная общественность, поскольку от них зависит сам факт существования человеческой цивилизации в будущем. Из сказанного следует, что решение экологических проблем невозможно изолированно без решения комплекса социально-экономических и политических проблем: «Рост системности, взаимовлияния и взаимообусловленности всех сфер общественной жизни выявил следующую закономерность: устойчивость социально-экономического развития зависит от уровня развития науки и образования. Социально-экономическая устойчивость развития России может быть обеспечена только при условии сохранения (и совершенствования) технологического потенциала экономики, науки, образования, реализации нравственных принципов, если отношения большинства членов общества (как уже отмечалось) станут более цивилизованными» [2, с.138].
Следует обратить внимание, что понятие sustainable переводится с англиийского языка как «устойчивый». Между тем перевод этот неверен и меняет настоящий исходный смысл. Sustain - «выдержать», «выстоять», «поддерживать». Таким образом, устойчивое развитие - это «поддерживаемое» развитие (вернее, «самоподдерживающееся»). Проблемам УР большое внимание уделено в концепции ноосферы В. И. Вернадского, концепции универсального эволюционизма Н. Н. Моисеева, в теории биотической регуляции В. Г. Горшкова, а также в работах В. В. Боброва, В. П. Казначеева, Н. Н. Моисеева, А. И. Субетто, В. И. Супруна, А. О. Урсул, В. И. Данилова - Данильяна, К. С. Лосева, Н. Ф. Реймерса и др.
Понятие «развитие» - динамическая качественная характеристика любого процесса. «Устойчивое развитие» можно представить в виде закономерно сменяющихся этапов сосуществования человека и природы до той степени, пока это сосуществование будет возможным: «Развитие может быть рассмотрено как возникновение новых «порядков». На пути к новому порядку система проходит хаос, период исчезновения прежней структуры и оформления новой. Здесь можно выделить следующие основные этапы: 1) зарождение нового элемента системы; 2) его обособление в системе; 3) отчуждение в системе и отрицание новым элементом всей «старой» системы; 4) наконец, становление новой структуры, нового порядка, новой гармонии или абсолютизация антагонизма между элементами системы и ее возвращение в «нулевое» состояние. Современное «осевое время» характеризуется переходом от третьего к четвертому этапу. Выбор одного из двух вероятных вариантов будущего выпало осуществить именно современным людям» [6, с.77].
Таким образом, устойчивое развитие - образ жизни мирового сообщества, при котором главной задачей является обеспечение нормальных условий для всего населения планеты без ущемления интересов последующих поколений. Очевидно, что решить задачи «стратегии переходного периода» (по Н.Н. Моисееву) [8, с. 18] - периода УР возможно только с помощью изменения экологического сознания и способа экологического мышления общества в целом и каждой отдельной личности, в частности. В связи с этим образование (на всех без исключения, уровнях) как важнейший ресурс формирования экологической культуры, сегодня приобретает особенно важное значение. Рассмотрим более подробно проблему соотношения понятий «экологическое образование» и «образование для устойчивого развития».
В главе 36 «Содействие просвещению, информированию населения и подготовке кадров» «Повестки дня на ХХ1 век» декларируется переориентация просвещения на устойчивое развитие, а именно: «Просвещение, включая формальное образование, повышение информированности населения и профессиональную подготовку, следует признать в качестве процесса, с помощью которого человек и общество могут в полной мере раскрыть свой потенциал. Просвещение имеет решающее значение для содействия устойчивому развитию и расширения возможностей стран в решении вопросов окружающей среды и развития. Хотя базовое образование обеспечивает основу для любой формы просвещения по вопросам окружающей среды и развития, последнее необходимо признать в качестве существенно важной части процесса познания. Как формальное, так и неформальное образование являются незаменимыми факторами для изменения подходов людей, с тем, чтобы они имели возможность оценивать и решать стоящие перед ними проблемы в области устойчивого развития. Они также имеют решающее значение для обеспечения информированности по вопросам экологии и этики, формирования ценностей и подходов, привития навыков и поощрения поведения, совместимого с устойчивым развитием (курсив авт. - Ю.Г.) и в целях обеспечения эффективного участия населения в процессе принятия решений» [7, с.41]. Таким образом, понятие «образование для устойчивого развития (ОУР)» предложено в 1992 г. по итогам конференции в Рио-де-Жанейро.
Европейская экономическая комиссия (ЕЭК) ООН в 2005 г. определила следующие задачи, необходимые для реализации ОУР:
- обеспечение того, чтобы механизм политики, нормативно-правовая база и организационные основы служили опорой для ОУР,
- содействие устойчивому развитию через посредство формального и неформального обучения и просвещения,
- освоение педагогами знаний, позволяющих включать вопросы устойчивого развития в преподаваемые ими предметы,
- обеспечение доступности учебных средств и учебно-методических пособий по ОУР,
- содействие научным исследованиям в области ОУР и развитию ОУР,
- укрепление сотрудничества в области ОУР на всех уровнях в пределах региона ЕЭК ООН [9, с.3,4].
Каково соотношение экологического образования (ЭО) и образования для устойчивого развития (ОУР)? Очевидно, что образование для устойчивого развития, исходя из приведенного выше его содержания намного шире собственно экологического образования, поскольку оно включает в себя закономерности не только естественных наук, но и социально-гуманитарное знание. В Стратегии ЕЭК ООН дано следующее видение проблемы соотношения ЭО и ОУР: «ОУР все еще продолжает формироваться в качестве обширной и всеобъемлющей концепции, охватывая связанные между собой экологические, экономические и социальные проблемы. Она расширяет концепцию экологического образования (ЭО), которая во все большей степени ориентируется на широкий круг вопросов развития. ОУР также охватывает различные элементы образования по проблемам развития и элементы других тематических форм образования» [9, с. 5].
57-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН, выполняя положения «Повестки 21», объявила десятилетие 2005 - 2014 гг. декадой образования для устойчивого развития. Ведущей организацией по проведению Декады является ЮНЕСКО. Декада стартовала 1 января 2005 г. и финиширует 31 декабря 2014 г. В 2005 г. Европейская экономическая комиссия ООН при активном участии России приняла стратегию в области образования в интересах устойчивого развития. Таким образом, можно констатировать тот факт, что ЭО эволюционировало в экологическое образование для устойчивого развития (ЭОУР), перенеся ракурс своего видения системы взаимодействия «общество - личность - природа» на актуальные аспекты социально-гуманитарного знания, тем самым усиливая значимость и увеличивая внимание к решению глобальных экологических проблем со стороны международной общественности. Анализируя все вышесказанное, следует выделить смысловой акцент, ориентированный на важность экологизациивсех уровней и направлений образования. В этой связи следует поставить ряд проблем, связанных с выработкой содержания и принципов ЭОУР, рассматривая его в аспекте новой экоси-стемной методологии образования. Под последним подразумевается новый способ мышления, экологический подход как новая эпистемология, как экодидактика, основанная на системном принципе познания с учетом закономерностей функционирования экосистем - «экосистемная познавательная модель» (по А. Ю. Либерову, 2007) [4, с. 68]. Нельзя не отметить особую важность психологических исследований экологического сознания и мышления, связанных с разработкой альтернативных гносеологических моделей изучения мира природы.
Таким образом, ЭОУР расширяет концепцию ЭО, охватывая не только область собственно естественно-научных исследований, но и связанные с ней социально-экономические и политические проблемы. В свою очередь, ЭО привносит углубление в концепцию ЭОУР, имея своей целью сегодня переход на новые уровни самоорганизации общественного бытия (по О. С. Анисимову, 2011) [1, с. 4-9] - культурный (создание и хранение, совершенствование предельных, «абстрактных» критериев согласования) и духовный (субъективная идентификация с первопричиной бытия и нахождение своей миссии в целостности бытия, воплощение миссии).
В заключение отметим, что актуальными для практической педагогической деятельности, с нашей точки зрения, в настоящее время представляются вопросы о преемственности педагогических технологий ЭО и соответствующих технологий ЭОУР, вопросы о разработке новых моделей формирования экологического сознания и мышления личности в современной социокультурной реальности, а также проблемы диагностических параметров и их соотношения для выявления сущностных особенностей ЭО и ЭОУР.
Литература
1. Анисимов О.С., Глазачев С.Н. Модельные аспекты формирования экологической культуры личности // Вестник ГУУ. 2011. №16. С. 4-9.
2. Власюк Н.Н. Концепция устойчивого развития в контексте идей безопасности // Философия образования. 2006. №1. С. 132-139.
3. Декларация тысячелетия ООН. 2000. [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ russian/millenniumgoals
4. Либеров А.Ю. Экодидактика: экосистемная методология проектирования обучения / Практико-ориентированная монография. - М.: Институт экономических стратегий, 2007.
5. Лось В.А. Экология / Учеб. для вузов. - М.: Экзамен, 2006.
6. Мазур И.И., Козлова О.Н., Глазачев С.Н. Путь к экологической культуре. - М.: Горизонт. 2001.
7. Повестка дня на XXI век. [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/russian/ confe-ren/wssd/agenda21
8. Степанов С.А. Концептуальные основы экологического образования для устойчивого развития в научном наследии академика Н. Моисеева (попытка систематизации и структуризации). - М.: Изд. МНЭПУ, 2011.
9. Стратегия ЕЭК. [Электронный ресурс]. URL: http://www.econews.uz
EVOLUTION OF ECOLOGICAL EDUCATION IN THE CONDITIONS OF THE HIGHER SCHOOL
Julia Mikhaelovna Grishayeva, candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of department postgraduate studies and doctoral studies
The article is dedicated to essential descriptions of sustainable development concept, exposed the foundations of education of sustainable development, presented analytics of correlation of notions «ecological education» and «education for sustainable development», and accented points of notion «ecological education for sustainable development».
Key words: education for sustainable development, ecological education for sustainable development, ecological education, sustainable development.