факторы способствуют загрязнению окружающей среды и здоровью человека, привести аргументы из предложенного текста, сформулировать доводы в пользу своих утверждений, составить свою программу по защите окружающей среды и здоровья человека, доказать правильность своих суждений, рассказать о методах и способах их защиты. Т акже необходимо было привести примеры из жизни, из СМИ, серьезных случаев загрязнения окружающей среды и сделать выводы по данной проблеме. Полнота выполнения вышеуказанных заданий являлась критерием оценки выполненной работы.
На четвертом этапе у студентов совершенствовались умения использовать речевые жанры в профессионально значимых высказываниях.
Студенты прослушали лекцию на тему: «Речевые жанры нормативных документов и их построение». На данной лекции они узнали о видах речевых жанров, и структуре нормативных документов. После этого был проведен фронтальный опрос с целью оценки полученных знаний.
Затем студенты выполняли задания на развитие умений использовать речевые жанры в профессионально значимых высказываниях.
Первое задание было посвящено работе с нормативными документами: Указ Президента РФ, Постановление Правительства РФ, приказ. После ознакомления с данными документами, студентам необходимо было объяснить, как в этих документах проявляются: объективность, точность, ясность, полнота изложения мыслей, а также указать, из каких структурных компонентов состоят данные документы и привести примеры подобных документов.
Во втором задании студентам необходимо было ознакомиться с правилами поведения на воде. Затем определить отличия этого документа от предыдущих, с которыми они работали ранее, объяснить его специфику и привести примеры аналогичных инструкций.
Таким образом, в результате проведения формирующего эксперимента проведена работа по формированию и развитию у студентов умений и навыков восприятия информации, различению видов речи, использованию аргументов и фактов в убеждающей речи, применению речевых жанров в профессионально значимых высказываниях.
Нами разработаны виды речи, виды аргументов, позволяющие разнообразить и профессионально обогатить речь учителя безопасности жизнедеятельности. В процессе формирования навыков восприятия информации и умений различать виды речи студенты получили знания о принципах работы с текстом, способах быстрого и продуктивного извлечения необходимой информации, видах речи. Научились эффективно воспринимать и сохранять в памяти нужную информацию, выделять главное в тексте, различать виды речи.
В ходе формирования умений использовать аргументы, факты в убеждающей речи и речевые жанры в профессионально значимых высказываниях, студенты усвоили не только теоретические понятия, но и приобрели навыки использования полученных знаний на практике.
Литература
1. Бабанский, Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе / Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер. - М., 1981.
2. Ительсон, Е.И. Приемы и методы обучения / Е.И. Ительсон. - СПб., 1972.
3. Харьковский, З.С. Методы и приемы обучения / З.С. Харьковский, Р.Г. Чуракова. - М., 1973.
4. Юртаев, С.В. Основы совершенствования речевой деятельности младших школьников / С.В. Юртаев. - Орск,
2006.
5. Янушевский, В.Н. Речевая компетентность в коммуникативной культуре педагога: практико-ориентированная монография / В.Н. Янушевский. - Ульяновск, 2007.
УДК 37.013
Ю.М. Гришаева
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РУСЛЕ КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
В статье рассмотрены сущностные характеристики концепции устойчивого развития, выявлены основы образования для устойчивого развития, представлен анализ соотношения понятий «экологическое образование» и «образование для устойчивого развития», акцентированы смыслы понятия «экологическое образование для устойчивого развития».
Экологическое образование, устойчивое развитие, образование для устойчивого развития, экологическое образование для устойчивого развития.
The article considers essential characteristics of the concept of sustainable development. The bases of education for sustainable development are identified, the analysis of correlation of the notions «environmental education» and «education for sustainable development» is presented, and the meanings of the notion « environmental education for sustainable development» are emphasized.
Environmental education, sustainable development, education for sustainable development, environmental education for sustainable development.
Отвечая на глобальные вызовы современности, образование, как инструмент для повышения уровня общей культуры личности, претерпевает сегодня адекватные изменения. Экологическое образование в данном ключе не является исключением. Эволюция экологического образования (ЭО) в образовании для устойчивого развития (ОУР) отражает содержание нового витка развития международного общественного сознания, направленного на создание условий для преодоления глобального экологического кризиса.
Стратегия устойчивого развития (УР) стала известна широкой аудитории после доклада Международной комиссии по окружающей среде и развитию «Наше общее будущее» в 1987 г. Материалы этого доклада были положены в основу главного документа Межправительственной конференции по окружающей среды и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г. - Повестки дня на XXI век.
Следующей вехой в принятии идей УР в качестве целевых ориентиров для глобализующегося мира стала Декларация тысячелетия ООН (2000 г.), в которой одной из фундаментальных ценностей было провозглашено соблюдение принципов устойчивого развития: «Уважение к природе. В основу охраны и рационального использования всех живых организмов и природных ресурсов должна быть положена осмотрительность в соответствии с постулатами устойчивого развития. Только таким образом можно сохранить для наших потомков те огромные богатства, которые дарованы нам природой. Нынешние неустойчивые модели производства и потребления должны быть изменены в интересах нашего будущего благосостояния и благополучия наших потомков» [4, с. 2, 3].
Что же такое «устойчивое развитие» и каковы его основные принципы? Согласно определению ЕЭК ООН [12, с. 1] видение данной проблемы ориентировано на видение устойчивого развития конкретной территории (региональный, локальный принцип) и представляется следующим: «Наше видение на перспективу - это видение региона, приверженного единым ценностям солидарности, равенства и взаимоуважения между людьми, странами и поколениями. Для такого региона характерно устойчивое развитие, включая обеспечение экономической жизнеспособности, справедливости, социальной сплоченности, охраны окружающей среды и устойчивого управления природными ресурсами, с тем чтобы удовлетворять потребности нынешнего поколения, не нанося при этом ущерб возможностям будущих поколений удовлетворять свои потребности». Существует множество трактовок понятия «устойчивое развитие» и содержания самой концепции, например Лось В.А. [5, с. 67] рассматривает концепцию устойчивого развития «как нормативистскую теорию, предполагающаю регулирование условий жизни на базе четырех принципов:
1) удовлетворение основных потребностей всех ныне живущих людей;
2) равные стандарты этого удовлетворения для всего населения Планеты;
3) бережное, осторожное использование природных ресурсов;
4) сохранение возможностей для будущих поколений реализовать основные запросы.
Все названные принципы равноценны, но центральным считается третий, в основе которого лежит идея ограниченной способности природных комплексов к хозяйственным нагрузкам (carrying capacity), образующая ядро теории. Эта идея, предмет теории биосферного равновесия, предусматривает предел нарушения человеком целостности экосистемы. Переступать его нельзя, так как по мере накопления поступающих из природной среды возмущений она постепенно утрачивает возможность компенсировать понесенные потери. Задачу устойчивого развития, таким образом, можно сформулировать как возвращение Планеты в границы воспроизводственного потенциала ее биосферы, пока деградация среды обитания не приобрела необратимый характер, не наступил подрыв природно-ресурсной базы существования человечества» [5, с. 67].
Концепция УР в последние десятилетия стабильно является предметом обсуждения мирового сообщества в вопросах, связанных с решением глобальных экологических проблем. В настоящее время концепция устойчивого развития вызывает множество дискуссий ученых, которые касаются, как правило, реальных возможностей ее воплощения в жизнь. Этот скепсис основан, прежде всего, на реальных возможностях ограничения экономического роста развитых стран, который основан на идеологии потребления. Йоханнесбургский саммит по УР (2002) показал, что на деле мировые экономические гиганты (например, США и Китай) не очень спешат экологизировать свои производственные циклы, поскольку это ощутимо приведет к потере экономического и политического влияния на мировой арене. В связи со сказанным выше встают закономерные вопросы: «Не является ли утопичной теория УР?»; «Возможно ли вообще человечеству экологизировать экономику и существовать в гармонии с природой?»; «Возможно ли существенно снизить темпы потребления человеком товаров и услуг?»; «Как сохранить природные ресурсы и одновременно решить глобальные проблемы голода и нищеты в слаборазвитых странах?». Ответы на эти вопросы сегодня ищет мировая научная общественность, поскольку от них зависит сам факт существования человеческой цивилизации в будущем. Из сказанного следует, что решение экологических проблем невозможно рассматривать изолированно без решения комплекса социально-экономических и политических проблем: «Рост системности, взаимовлияния и взаимообусловленности всех сфер общественной жизни выявил следующую закономерность: устойчивость социальноэкономического развития зависит от уровня развития науки и образования. Социально-экономическая устойчивость развития России может быть обеспечена только при условии сохранения (и совершенствования) технологического потенциала экономики, науки, образования, реализации нравственных принципов, если отношения большинства членов общества (как уже отмечалось) станут более цивилизованными» [1, с. 138].
Следует обратить внимание, что понятие sustainable переводится с англиийского языка как «устойчивый». Между тем, перевод этот неверен и меняет настоящий исходный смысл. Sustain - «выдержать», «выстоять», «поддерживать». Таким образом, устойчивое развитие -это «поддерживаемое» развитие (вернее, «самоподдер-
живающееся»). Проблемам УР большое внимание уделено в концепции ноосферы В.И. Вернадского, концепции универсального эволюционизма Н. Н. Моисеева, в теории биотической регуляции В.Г. Горшкова, а также в работах В.В. Боброва, В.П. Казначеева, Н.Н. Моисеева, А.И. Субетто, В.И. Супруна, А.О. Урсул, В.И. Данилова
- Данильяна, К.С. Лосева, Н.Ф. Реймерса и др.
Понятие «развитие» - динамическая качественная характеристика любого процесса. «Устойчивое развитие» можно представить в виде закономерно сменяющихся этапов сосуществования человека и природы до той степени, пока это сосуществование будет возможным: «Развитие может быть рассмотрено как возникновение новых «порядков». На пути к новому порядку система проходит хаос, период исчезновения прежней структуры и оформления новой. Здесь можно выделить следующие основные этапы: 1) зарождение нового элемента системы; 2) его обособление в системе; 3) отчуждение в системе и отрицание новым элементом всей «старой» системы; 4) наконец, становление новой структуры, нового порядка, новой гармонии или абсолютизация антагонизма между элементами системы и ее возвращение в «нулевое» состояние. Современное «осевое время» характеризуется переходом от третьего к четвертому этапу. Выбор одного из двух вероятных вариантов будущего выпало осуществить именно современным людям» [7, с. 77].
Таким образом, устойчивое развитие - образ жизни мирового сообщества, при котором главной задачей является обеспечение нормальных условий для всего населения планеты без ущемления интересов последующих поколений. Очевидно, что решить задачи «стратегии переходного периода» (по Н.Н. Моисееву) [11, с. 18] - периода УР возможно только с помощью изменения экологического сознания и способа экологического мышления общества в целом и каждой отдельной личности, в частности. В связи с этим образование (на всех без исключения, уровнях) как важнейший ресурс формирования экологической культуры, сегодня приобретает особенно важное значение. Под экологической культурой личности мы понимаем новое качество культуры [2, с. 119] адекватного бытия человека, основанного на принятии себя как части целостности - глобальной экосферы.
Рассмотрим более подробно проблему соотношения понятий «экологическое образование» и «образование для устойчивого развития».
В главе 36 «Содействие просвещению, информированию населения и подготовке кадров» «Повестки дня на XXI век» декларируется переориентация просвещения на устойчивое развитие, а именно: «Просвещение, включая формальное образование, повышение информированности населения и профессиональную подготовку, следует признать в качестве процесса, с помощью которого человек и общество могут в полной мере раскрыть свой потенциал. Просвещение имеет решающее значение для содействия устойчивому развитию и расширения возможностей стран в решении вопросов окружающей среды и развития. Хотя базовое образование обеспечивает основу для любой формы просвещения по вопросам окружающей среды и развития, последнее необходимо признать в качестве существенно
важной части процесса познания. Как формальное, так и неформальное образование являются незаменимыми факторами для изменения подходов людей, с тем, чтобы они имели возможность оценивать и решать стоящие перед ними проблемы в области устойчивого развития. Они также имеют решающее значение для обеспечения информированности по вопросам экологии и этики, формирования ценностей и подходов, привития навыков и поощрения поведения, совместимого с устойчивым развитием (курсив авт. - Ю.Г.) и в целях обеспечения эффективного участия населения в процессе принятия решений» [10, с. 41]. Таким образом, понятие «образование для устойчивого развития (ОУР)» предложено в 1992 г. по итогам конференции в Рио-де-Жанейро.
Европейская экономическая комиссия (ЕЭК) ООН в 2005 г. определила следующие задачи, необходимые для реализации ОУР [12, с. 3 - 4]:
- обеспечение того, чтобы механизм политики, нормативно-правовая база и организационные основы служили опорой для ОУР;
- содействие устойчивому развитию через посредство формального и неформального обучения и просвещения;
- освоение педагогами знаний, позволяющих включать вопросы устойчивого развития в преподаваемые ими предметы;
- обеспечение доступности учебных средств и учебно-методических пособий по ОУР;
- содействие научным исследованиям в области ОУР и развитию ОУР;
- укрепление сотрудничества в области ОУР на всех уровнях в пределах региона ЕЭК ООН.
Каково соотношение экологического образования (ЭО) и образования для устойчивого развития (ОУР)? Очевидно, что образование для устойчивого развития, исходя из приведенного выше его содержания, намного шире собственно экологического образования, поскольку оно включает в себя закономерности не только естественных наук, но и социально-гуманитарное знание. В Стратегии ЕЭК ООН дано следующее видение проблемы соотношения ЭО и ОУР: «ОУР все еще продолжает формироваться в качестве обширной и всеобъемлющей концепции, охватывая связанные между собой экологические, экономические и социальные проблемы. Она расширяет концепцию экологического образования (ЭО), которая во все большей степени ориентируется на широкий круг вопросов развития. ОУР также охватывает различные элементы образования по проблемам развития и элементы других тематических форм образования» [12, с. 5].
57-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН, выполняя положения «Повестки 21», объявила десятилетие 2005 -2014 гг. декадой образования для устойчивого развития. Ведущей организацией по проведению Декады является ЮНЕСКО. Декада стартовала 1 января 2005 г. и финиширует 31 декабря 2014 г. В 2005 г. Европейская экономическая комиссия ООН при активном участии России приняла стратегию в области образования в интересах устойчивого развития. Таким образом, можно констатировать тот факт, что ЭО эволюционировало в экологическое образование для устойчивого развития (ЭОУР) [11, с. 18], перенеся ракурс своего видения системы вза-
имодействия «общество - личность - природа» на актуальные аспекты социально-гуманитарного знания, тем самым усиливая значимость и увеличивая внимание к решению глобальных экологических проблем со стороны международной общественности. Анализируя представленный выше текст, следует отметить смысловой акцент, ориентированный на важность экологизации всех уровней и направлений образования. В этой связи следует поставить ряд проблем, связанных с выработкой содержания и принципов ЭОУР, рассматривая его в аспекте новой экосистемной методологии образования. Под последним подразумевается новый способ мышления, экологический подход как новая эпистемология, как экодидактика, основанная на системном принципе познания с учетом закономерностей функционирования экосистем - «экосистемная познавательная модель» [6, с. 61]. Нельзя не отметить особую важность психологических исследований экологического сознания и мышления, связанных с разработкой альтернативных гносеологических моделей изучения мира природы [9, с. 64] .
Однако мы считаем, что в целом не изменились основные цели и принципы, присущие как ЭО, так и ЭО-УР, а именно: ориентирование на формирование экологической культуры личности через нравственнодуховное преобразование, через изменение экологического сознания и способа экологического мышления, а значит, и через совершенствование экологического поведения и экологической деятельности. В связи со сказанным выше, актуальными для педагогической практики, на наш взгляд, представляются вопросы о преемственности педагогических технологий экологического образования и соответствующих технологий ЭОУР, вопросы о разработке новых моделей формирования экологического сознания личности в современном социально-гуманитарном ракурсе.
Литература
1. Власюк, Н.Н. Концепция устойчивого развития в контексте идей безопасности / Н.Н. Власюк // Философия образования. - 2006. - № 1. - С. 135 - 138.
2. Глазачев, С.Н. Пределы устойчивого развития / С.Н. Глазачев // О необходимых чертах цивилизации будущего (научное издание по материалам Международного форума, посвященного 90-летию со дня рождения выдающегося российского ученого, академика РАН Н. Н. Моисеева) / под ред. А. Т. Никитина, С. А. Степанова. - М. 2008. - С. 118 - 123.
3. Гришин, И. Концепция устойчивого развития в контексте глобализации / И. Гришин // Мировая экономика и международные отношения. - 2007. - № 6. - С. 66 - 79.
4. Декларация тысячелетия ООН, 2000. - URL: http:// www.un.org/russian/millenniumgoals
5. Лось, В.А. Экология / В.А. Лось. - М., 2006.
6. Либеров, А.Ю. Экодидактика: экосистемная методология проектирования обучения/ А.Ю. Либеров. - М.,
2007.
7. Мазур, И.И. Путь к экологической культуре / И.И. Мазур, О.Н. Козлова, С.Н. Глазачев. - М., 2001.
8. Олейникова, Ю.В. Формирование экологической культуры общества: историко-философский аспект / Ю.В. Олейникова // Философия образования. - 2009. - № 1. -С. 185 - 191.
9. Панов, В.И. Концепция устойчивого развития: мышление, сознание, образование / В.И. Панов // Вестник Международной Академии Наук (Русская секция): Материалы международной конференции «Экология, технологии, культура в современном мире: проблемы vs. решения» (26 - 27 октября, 2010 г.), 2010. - С. 62 - 64.
10. Повестка дня на XXI век. - URL: http://www.un.org/ russian/conferen/wssd/agenda21
11. Степанов, С.А. Концептуальные основы экологического образования для устойчивого развития в научном наследии академика Н. Моисеева (попытка систематизации и структуризации) / С.А. Степанов. - М., 2011.
12. Стратегия ЕЭК. - URL: http://www.econews.uz
УДК 371
Л.И. Жарикова
МОНИТОРИНГ СТАНОВЛЕНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА К НЕПРЕРЫВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
Статья посвящена диагностике становления ценностного отношения будущего педагога к непрерывному образованию. Разработана структура, содержание и алгоритм мониторинга становления ценностного отношения будущего педагога к непрерывному педагогическому образованию.
Непрерывное образование, концепция непрерывного образования, проблемы непрерывного образования.
The article is devoted to the diagnosis of formation of the valuable attitude of the future teacher to continuing education. The structure, content and algorithm of monitoring of formation of the valuable attitude of the future teacher to continuing pedagogical education have been developed in the paper.
^ntm^ng education, concept of continuing education, problems of continuing education.
В современных условиях усиливается значение профессионального становления педагога, способного адекватно реагировать на требования новой эпохи. Анализ научной литературы показывает, что вопросы мониторинга педагогической деятельности уже
рассматривались Э.Ф. Зеером, который является основателем научной школы, исследующей целостный и непрерывный процесс становления личности в профессионально-образовательном пространстве в единстве его психологических и педагогических со-