Моисеева А.Н., Пересунько А.Н.
Оренбургский государственный педагогический университет E-mail: lictor-z@mail.ru
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: ИСТОРИЧЕСКИЙ РАКУРС
В статье рассматриваются вопросы развития феномена «устойчивое развитие», обозначены основные этапы развития исследуемого понятия, проанализированы концептуальные документы, обоснована необходимость обновления экологического образования в интересах устойчивого развития.
Ключевые слова: устойчивое развитие, концепция устойчивого развития, образование в интересах устойчивого развития, экологическое образование в интересах устойчивого развития.
Современное развитие планетарного сообщества показывает: потребности человечества превышают возможности планеты их восстанавливать, благополучие развитых стран базируется на эксплуатации природных ресурсов за пределами своей территории, адаптационные возможности планеты приблизились к своему пределу.
Завышенное потребление природных ресурсов усложняет глобальный круговорот веществ в природе и провоцирует социоприрод-ный конфликт в системе «Человек - Общество - Природа». Это приводит к неустойчивости биосферы за счет доминирования социально значимой информации над экологически значимой; росту экологического паразитизма, который, в свою очередь, связан с усиленным потреблением ресурсов и приводит к обеднению биоразнообразия; загрязнению воздуха, воды и почвы; климатическим изменениям.
Решение обозначенного социоприродного конфликта может обеспечить переход человечества к устойчивому развитию, предполагающему учет социальных, экономических и экологических интересов в развитии взаимоотношений в системе «Человек - Общество - Природа» (М.В. Аргунова, Н.М. Мамедов, Н.Н. Мар-фенин, А.Д. Урсул).
Необходимость поиска коллективных действий и общепланетарной стратегии развития привела к созданию концепции устойчивого развития, ознаменовавшей исторический переход от простого решения назревших проблем к прогнозированию будущих противоречий и планированию действий, направленных на их ослабление и предотвращение.
Логика нашего исследования определяет необходимость обращения к истории возникновения и развития феномена «устойчивое развитие».
Идеи устойчивости начали преобладать в рассуждениях относительно дальнейшего развития человечества начиная с 1960-х гг. В 1962 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолю-
цию «Экономическое развитие и охрана природы», где впервые была отражена связь состояния окружающей среды с хозяйственной деятельностью людей и определена задача сбалансирования роста благосостояния человечества и сохранения природной среды. В этом документе впервые упоминалось понятие «устойчивое развитие» (sustainable development).
По инициативе итальянского экономиста, общественного деятеля, бизнесмена А. Печчеи в 1968 году был создан Римский клуб - международная неправительственная организация, выдвинувшая программу изучения глобальных проблем, затрагивающих основы человеческого существования.
На Первой Всемирной конференции ООН по окружающей среде, которая состоялась в Стокгольме в 1972 году задача сбалансирования роста благосостояния человечества и сохранения природной среды была дополнена социальным аспектом - идеями свободы, равенства, мирного сосуществования, борьбы с бедностью, помощи развивающимся странам и тревоги за сохранение природных богатств для будущих поколений. Прозвучавший на конференции доклад Римского клуба «Пределы роста» стал важнейшей отправной точкой всей концепции устойчивого развития. Тогда же была создана Программа ООН по окружающей среде и установлен Всемирный день охраны окружающей среды (5 июня). Конференция ознаменовала включение международного сообщества на государственном уровне в решение экологических проблем, которые стали сдерживать социально-экономическое развитие.
В течение последующего времени ООН проводила работу по уточнению главных задач, необходимых для достижения устойчивого развития - в виде задачи сохранения природных ресурсов для нормальной жизни будущих поколений.
37 сессия Генеральной Ассамблеи ООН в 1982 году приняла «Всемирную хартию приро-
ды» - совокупность программных изложений, отражающих основные принципы взаимоотношений человечества с окружающей природной средой, которая возлагала на все государства ответственность за сохранение планеты и ее природных богатств.
В 1983 году была создана Международная комиссия по окружающей среде и развитию. В докладе комиссии по окружающей среде и развитию «Наше общее будущее», который вышел в 1987 году под руководством министра окружающей среды Норвегии Гру Харлем Брут-ланд, поднимался вопрос о необходимости поиска новой модели развития цивилизации. В основу доклада была положена новая триединая концепция устойчивого (эколого-социально-экономического) развития. С этого времени термин «устойчивое развитие» получил четкое определение, под которым стали понимать модель развития цивилизации, при которой достигается удовлетворение жизненныхпотребностей нынешнего поколения людей без лишения такой возможности будущих поколений (1, с.8).
Во время Второй Конференции ООН по окружающей среде и развитию в 1992 году в Рио-де-Жанейро была принята Декларация по окружающей среде и устойчивому развитию и «Повестка дня на XXI век» (долгосрочный план действий по переходу к устойчивому развитию) в качестве общего руководства к действию. Задачей декларации являлась разработка глобальной программы, предлагающей:
1) долгосрочные стратегии в области охраны окружающей среды, позволяющие обеспечить устойчивое развитие к 2000 году и на перспективу;
2) пути достижения тесного сотрудничества стран с различным уровнем развития для достижения общих целей с учетом уровня народонаселения, потребления природных ресурсов, состояния окружающей среды;
3) способы и средства эффективного решения проблем окружающей среды.
В «Повестке дня на XXI век» признается, что широкое участие общественности в процессе принятия решений является одной из основных предпосылок достижения устойчивого развития, и определяются конкретные роли и обязанности девяти основных групп гражданского общества: женщин, детей и молодежи, коренных народов, неправительственных организаций, местных органов власти, трудящихся и профессиональных союзов, деловых и промышленных кругов, научных и технических сообществ и фермеров.
Всемирный саммит по проблемам устойчивого развития, который состоялся в 2002 г. в
Йоханнесбурге, принял план действий и «Политическую декларацию». На саммите была подтверждена приверженность всего мирового сообщества идеям устойчивого развития для долгосрочного удовлетворения основных человеческих потребностей при сохранении систем жизнеобеспечения планеты Земля.
В Стратегии Европейской экономической комиссии ООН для образования в интересах устойчивого развития (2004 год) было подчеркнуто, что образование не только является одним из прав человека, но и выступает одной из предпосылок достижения устойчивого развития и важнейшим инструментом эффективного управления и развития демократии.
В 2005 г. прошло Совещание представителей министерств охраны окружающей среды и образования, где была принята стратегия Европейской экономической комиссии ООН для образования. ЮНЕСКО объявило 20052014 гг. Десятилетием образования в интересах устойчивого развития.
Руководящий комитет ЕЭК ООН по образованию и устойчивому развитию в 2006 году обозначил следующие цели обучения: учиться мыслить (постановка аналитических вопросов, критическое и системное мышление, решение проблем, ориентация на будущее); учиться делать (применение знаний в различных жизненных ситуаций, разрешение кризисов и рисков, ответственные действия, самоуважение); учиться быть самостоятельным (уверенность в себе, самовыражение и коммуникабельность, преодоление стресса); учиться жить и работать вместе (ответственность, уважение к другим, сотрудничество, участие в демократическом процессе принятия решения, переговоры и достижение консенсуса).
2008 год был объявлен Генеральной Ассамблеей ООН Международным годом планеты Земля.
На основе вышеизложенного можно сказать, что, при всей ограниченности ее возможностей, ООН на сегодня является самой значительной организацией, занимающейся устойчивым развитием. Именно ООН, начиная с 1992 года, раз в пять лет созывает в разных концах Земли съезды глав государств для решения текущих вопросов, связанных с продвижением к устойчивому развитию.
Принятие обществом идей устойчивого развития возможно только через систему образования и просвещения. Именно эта сфера деятельности способна изменить массовое сознание людей, ориентируя его на сохранение природных и культурных ценностей, этическое, гуманное от-
ношение к жизни, поиск компромисса между экономическими интересами производства и экологическими интересами общества. С 2004 года в международных документах закрепилось понятие «образование для устойчивого развития».
Основой образования для устойчивого развития являются экологические, экономические и социальные аспекты. Цель образования для устойчивого развития - помочь учащимся развить такие знания, умения и ценности, которые позволят им принимать индивидуальные и коллективные решения локального и глобального характера для улучшения качества жизни без экологической угрозы для будущего планеты.
Понимание мироустройства, обсуждение того, каким может быть устойчивое будущее и как к нему можно перейти, жизненно важно, именно поэтому актуально говорить о роли экологического образования в процессе формирования устойчивого развития мировой цивилизации.
Экологические проблемы, возникновение которых обусловлены, прежде всего, социальноэкономическими факторами, обращают внимание общественности на обновление содержания
экологического образования подрастающего поколения, способного не только знать закономерности строения экологических систем, но и оценивать и прогнозировать возможности их использования как среды и условий жизни в будущем. В настоящее время требуется более активное внедрение в образовательный процесс идей и принципов устойчивого развития, которые нашли свое отражение в виде концепции - стратегии улучшения качества жизни людей в пределах несущей емкости поддерживающих экосистем.
Образование для устойчивого развития расширяет концепцию экологического образования, дополняя его образованием в других (особенно гуманитарных) областях. Качественное непрерывное экологическое образование для всех в свете концепции устойчивого развития - приоритет устойчивого развития общества. Задача каждого государства и его экономики - организация и развитие системы непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения населения. Главной целью при этом является формирование экологической культуры как фундаментальной основы устойчивого развития.
20.01.2011
Список литературы:
1. Аргунова М.В. Экологическое образование в интересах устойчивого развития в средней школе: теория и практика: монография. - М.: Спутник+, 2009. - 208c.
2. Мамедов Н.М. Основы социальной экологии. - М.: Астрель, 2003. - 524 с.
3. Марфенин Н.Н. Метаморфозы экологического мировоззрения // Философия экологического образования. - 2001. -№4. - С.107-133.
4. Суравегина И.Т. Перспективы человека // Экология и жизнь. - 2007. - №5. - С. 31-34.
5. Суравегина И.Т. Социум и экологическое образование // Экологическое образование. - №4. - 2009. - С. 17-22.
6. Урсул А.Д., Урсул Т. Д. Становление ноосферной науки и устойчивое развитие // Философия безопасности. - 2004. -№4. - С. 354-360.
Сведения об авторах:
Моисеева А.Н., доцент кафедры педагогики и психологии ИПК и ППРО ОГПУ, кандидат педагогических наук, e-mail: lictor-z@mail.ru Пересунько А.Н., аспирант кафедры педагогики высшей школы Оренбургского государственного педагогического университета
UDC 504.75
Moiseeva A.N., Peresunko A.N.
E-mail: lictor-z@mail.ru
ECOLOGICAL EDUCATION IN INTERESTS OF THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT: THE HISTORICAL FORESHORTENING
In article questions of development of a phenomenon «sustainable development» are considered, the basic stages of development of investigated concept are designated, conceptual documents are analyzed, necessity of updating of ecological formation for interests of a sustainable development is proved.
Key words: sustainable development, the sustainable development concept, education in interests of a sustainable development, ecological formation in interests of a sustainable development.
Bibliography:
1. Argunova M.V. Ecological education in interests of a sustainable development at school: the theory and practice: the Monography. - M: Sputnik+, 2009. - 208 p.
2. Mamedov N.M. Bases of social ecology. - M.: Astrel, 2003. - 524 p.
3. Marfenin N.N. Metamorphoses of ecological outlook // Philosophy of ecological education. - 2001. - №4. - 107-133 pp.
4. Suravegina I.T. Prospects of the person // Ecology and life. - 2007. - №5. - 31-34 pp.
5. Suravegina I.T. Society and ecological education // Ecological education. - №4. - 2009. -17-22 pp.
6. Ursul A.D., Ursul T.D., Formation noospheric sciences and a sustainable development // Safety Philosophy. - 2004. - №4. -354-360pp.