Научная статья на тему 'Образование для устойчивого развития: глобальный контекст'

Образование для устойчивого развития: глобальный контекст Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3176
428
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УСТОЙЧИВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ФУТУРИЗАЦИЯ / ЦУР / GLOBAL EDUCATION / ANTICIPATORY EDUCATION / SUSTAINABLE EDUCATION / ENVIRONMENTAL EDUCATION / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / FUTURIZATION / SDGS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильин Илья Вячеславович, Урсул Аркадий Дмитриевич, Урсул Татьяна Альбертовна

В статье показано, что образование в интересах устойчивого развития (ОУР) становится не только предпосылкой достижения устойчивого развития (УР), но и приоритетно-ключевым его средством. Предполагается, что к уже достаточно развитой экологической составляющей ОУР будут добавляться модель опережающего образования, направление образования на базе «обеспечения безопасности через устойчивое развитие», глобальное образование, а в дальнейшем и другие виды и формы образования. По мере выявления приоритетных характеристик УР они должны осваиваться образованием в интересах устойчивого развития, присоединяться к уже существующим компонентам ОУР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education for sustainable development: global context

The article shows that education for sustainable development (ESD) is not only a prerequisite for achieving sustainable development (SD), but also a priority-key tool. It is assumed that a model of anticipatory education, the direction of education on the basis of “ensuring security through sustainable development”, global education, and, in the future, other types of education, will be added to the already sufficiently developed environmental component of ESD. As the most cardinal and priority characteristics of SD are identified, they should be mastered by education in the interests of sustainable development, joining existing ESD components.

Текст научной работы на тему «Образование для устойчивого развития: глобальный контекст»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 27. ГЛОБАЛИСТИКА И ГЕОПОЛИТИКА. 2017. № 2

И.В. Ильин, А.Д. Урсул, Т.А. Урсул*

ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: ГЛОБАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ

I.V. Ilyin, A.D. Ursul, T.A. Ursul

EDUCATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT: GLOBAL CONTEXT

В статье показано, что образование в интересах устойчивого развития (ОУР) становится не только предпосылкой достижения устойчивого развития (УР), но и приоритетно-ключевым его средством. Предполагается, что к уже достаточно развитой экологической составляющей ОУР будут добавляться модель опережающего образования, направление образования на базе «обеспечения безопасности через устойчивое развитие», глобальное образование, а в дальнейшем и другие виды и формы образования. По мере выявления приоритетных характеристик УР они должны осваиваться образованием в интересах устойчивого развития, присоединяться к уже существующим компонентам ОУР.

Ключевые слова: глобальное образование, опережающее образование, устойчивое образование, экологическое образование, устойчивое развитие, футуриза-ция, ЦУР.

The article shows that education for sustainable development (ESD) is not only a prerequisite for achieving sustainable development (SD), but also a priority-key tool. It is assumed that a model of anticipatory education, the direction of education on the basis of "ensuring security through sustainable development", global education, and, in the future, other types of education, will be added to the already sufficiently developed environmental component of ESD. As the most cardinal and priority characteristics of SD are identified, they should be mastered by education in the interests of sustainable development, joining existing ESD components.

Key words: global education, anticipatory education, sustainable education, environmental education, sustainable development, futurization, SDGs.

* Ильин Илья Вячеславович — докт. полит. наук, канд. геол.-минерал. наук, зав. каф. глобалистики и декан ф-та глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова. E-mail: dekanat @fgp.msu.ru. Урсул Аркадий Дмитриевич — докт. филос. наук, проф., академик АН Молдавии, засл. деятель науки РФ. директор Центра глобальных исследований и профессор ф-та глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова. E-mail: [email protected]. Урсул Татьяна Альбертовна — докт. филос. наук, проф., почетн. работник высшего проф. образования РФ, зав. каф. социальных наук и технологий Национального исследовательского технологического университета «МИСиС». E-mail: [email protected]/

Введение

Будучи одним из традиционных и самых масштабных социальных институтов и процессов функционирования общества, мировое образование будет таким образом трансформировать свое содержание и форму собственного развития, чтобы наиболее эффективно способствовать дальнейшему выживанию цивилизации, выходу ее из пока углубляющегося глобального кризиса. Такой кризис антропогенного происхождения усиливается в результате обострения глобальных проблем и развертывания других негативных глобальных процессов, обретающих все больший масштаб и угрожая существованию человечества и всей жизни на Земле.

Именно потому, что кризис стал глобальным и угрозы существованию человечества стали носить общепланетарный характер и масштаб (что особенно демонстрирует глобальная социально-экологическая проблема), уже невозможно выйти из кризиса без широкого использования опережающих механизмов и факторов развития. Ведь если разразится социально-экологическая либо иная общепланетарная катастрофа, то устранять ее последствия будет уже некому. Глобальный характер грядущих перемен и вызовов накладывает особые условия на содержание и формы деятельности людей, отличные от привычно-традиционных. Ведь чем масштабнее катастрофа, тем труднее борьба с ее отрицательным воздействием на человечество, поэтому средства решения глобальных проблем, устранения глобальных кризисов и катастроф в принципе должны носить опережающий характер, а не «отстающий», как ликвидация последствий локальных чрезвычайных ситуаций и катастроф в настоящее время.

Образование, выступая как важный процесс и составная часть циви-лизационного развития, отражает и транслирует его основные черты и универсалии. Однако уже наступил тот исторический момент или даже период, когда оно вместе с наукой должно опережать и формировать это развитие, которое будет становиться все более «устойчивым». Ответственность за будущее человечества лежит сейчас на нынешних поколениях, и от их решений зависит судьба потомков.

Мировое и российское образование в начале III тысячелетия находятся в явно выраженной бифуркационной стадии — на коренном переломе своего развития. На будущие формы, парадигмы и модели образования будет влиять эволюция цивилизации, а образование как ее важная глобальная составляющая должно способствовать тем формам развития, которые в наибольшей степени будут реализовывать стратегию выживания человечества и сохранения биосферы. В образовании ожидаются трансформации, которые тесно сопряжены с эволюционными изменениями всего цивилизационного процесса и взаимодействия общества и природы. Это поможет реализовать одна из новых и наиболее перспективных моделей мирового образования, которая связана со стратегией устойчивого развития (УР), к которой человечество уже начинает переходить в XXI в., согласно решениям ООН и ЮНЕСКО.

Основные контуры новой модели цивилизационного развития III тысячелетия и его важнейшей подсистемы — образования — должны сфор-

мироваться уже в ближайшие десятилетия. Устойчивое развитие — это не просто одна из новых глобальных стратегий, а развертывающееся общепланетарное движение, от которого зависит будущее всего человечества, его судьба в этом тысячелетии. Это совершенно новая форма (модель) развития всего мирового сообщества, которое становится на путь снижения экзистенциальных рисков и своего выживания.

Переход к глобальной устойчивости через образование

Начавшийся общемировой переход к УР цивилизации и ее коэволю-ционному взаимодействию с природой ставит вопрос о кардинальных преобразованиях всех форм и направлений социальной деятельности, прежде всего образования. Образование и сам глобальный процесс УР сливаются настолько, что это оказывается единым, целостным процессом устойчивого саморазвития, в котором наука и образование играют приоритетно-ключевую роль. Спасение человечества и планеты зависит теперь от образования. Выживание и развитие через образование — вот новый девиз грядущей эволюции цивилизации.

Важную роль в этом процессе уже сыграло Десятилетие образования для УР (ДОУР, 2005—2014). Цели ДОУР, как декларировало ЮНЕСКО, — это провозглашение образования в качестве фундамента создания более устойчивого общества людей и интеграция устойчивого развития в системе образования на всех его уровнях. Это также укрепление международного сотрудничества в области развития и обмен инновационными методами обучения по программам, практике и политике устойчивого развития. ДОУР, как отмечается в пришедшей ему на смену недавно принятой Глобальной программе действий по образованию в интересах устойчивого развития, успешно «повысило уровень информированности общественности в отношении ОУР, мобилизовало заинтересованные стороны по всему миру, сформировало платформу для международного сотрудничества, повлияло на политику, а также способствовало координации заинтересованных сторон на национальном уровне и возникновению большого числа конкретных проектов по применению эффективной практики во всех областях образования»1.

Также констатируется, что: «Образование позволяет людям понять характер и масштаб проблем в области устойчивого развития; оно дает возможность сформировать критический, нестандартный и творческий подход, необходимый для поиска новых, более эффективных решений общемировых проблем; оно позволяет людям понять суть тех мощных факторов, которые определяют неустойчивый образ жизни; и оно может помочь людям выработать уверенность в себе, организационные навыки и оптимизм, который позволит им действовать по отдельности и коллективно во благо интересов устойчивого будущего»2.

1 Глобальная программа действий по образованию в интересах устойчивого развития. URL: http://www.geogr.msu.ru/science/projects/our/docs/index.php (дата обращения: 31.05.2017).

2 Там же.

Особую и весьма важную роль сыграла Стратегия Европейской экономической комиссии ООН для образования в интересах устойчивого развития3. Стратегия явилась первым официальным документом довольно крупного регионального масштаба (охватывающего более 25% стран — членов ООН) в области создания модели образования, способной обеспечить выживание цивилизации.

На 70-й Генеральной ассамблее ООН в рамках Саммита по устойчивому развитию (СУР) в сентябре 2015 г. была принята Повестка дня в области устойчивого развития до 2030 г., в которую были включены новые 17 глобальных целей устойчивого развития (ЦУР). По мнению руководителей ООН, принятие официального документа «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года»4, знаменует новый исторический этап перехода всего мирового сообщества к УР. Цели устойчивого развития являются продолжением как целевых ориентиров всех предыдущих документов ООН по УР, так и Целей развития тысячелетия (ЦРТ), в которых было выделено в качестве приоритетных восемь международных целей развития, которые были приняты государствами — членами ООН в 2000 г. и в основном были завершены к 2015 г.5

Среди ЦУР в качестве четвертой была выделена цель «Обеспечить всеохватное и справедливое качественное образование и поощрять возможности обучения на протяжении всей жизни для всех». Эта цель в ООН и ЮНЕСКО представляется даже в качестве новой концепции мирового образования, которая заключается в преобразовании жизни людей с помощью образования, причем признается важная роль образования в качестве основной движущей силы развития и в достижении других предлагаемых ЦУР. Специальное и приоритетное выделение четвертой цели отнюдь не означает, что другие «обходят» образование. Так или иначе они тесно связаны с образованием и уже входят или войдут в предметное поле образования для устойчивого развития. Стало достаточно очевидным, что новая модель цивилизационного развития III тысячелетия может сформироваться только с помощью его важнейшей подсистемы — образования, на что указывает «историческая синхронность» начала движения к УР и начала становления ОУР, которое предстает в качестве приоритетного механизма перехода к «глобальной устойчивости». Ясно, что ОУР — это ключевой инструмент достижения Целей УР, выработанных и принятых на Саммите по УР в сентябре 2015 г.

В Информационной записке о Всемирной конференции по образованию в интересах устойчивого развития в 2014 г. отмечается, что образование

3 Стратегия ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития. URL: http://www.geogr.msu.ru/science/projects/our/docs/index.php (дата обращения: 31.05.2017).

4 Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. URL: https://sustainabledevelopment.un.org/post2015 (дата обращения: 31.05.2017).

5 Ursul A.D., Ursul T.A. New Goals of Sustainable Future // The Journal Philosophy and Cosmology. Vol. 18. 2017.

в интересах устойчивого развития позволяет каждому приобрести ценно -сти, компетенции, навыки и знания, необходимые для построения будущего в соответствии с задачами устойчивого развития. ОУР предполагает интеграцию содержания, касающегося устойчивого развития, в рамки образования и использование таких облегчающих освоение навыков методов обучения и преподавания, как критическое осмысление и самостоятельная мотивация для осуществления деятельности в интересах построения лучшего будущего6.

Важное значение имели принятые в процессе подготовки Рио+20 Обязательства учреждений высшего образования в отношении практики обеспечения устойчивости в связи с Конференцией ООН по устойчивому развитию (НБ8!), согласно которым руководители вузов и их подразделений обязуются поддерживать международные усилия по переходу к УР (в них приняли участие восемь вузов России, включая МГИМО и МГУ имени М.В. Ломоносова в лице факультета глобальных процессов7, который «стараниями» организаторов сайта ООН вначале по ошибке попал в Румынию, однако затем сайт был реорганизован не по страновому, а по алфавитному принципу). В общей сложности в июне 2012 г. 272 организации в 47 странах, включая вузы из всех шести регионов ООН, взяли на себя обязательства «НЕ8Ь>. Это очень мало, однако начало глобальному процессу вовлечения высшего образования в ОУР положено и создаваемая сеть вузов фактически начинает играть роль особого транснационального актора, принимающего на себя ряд обязательств на международно-политическом уровне.

В основном это обязательства разработки тех или иных аспектов УР, развития ОУР и обсуждения проблем устойчивого развития на научных форумах. Подписание руководителями образовательных учреждений многих стран мира упомянутого Обязательства о содействии методам обучения, которые помогут студентам приобрести знания, умения и навыки, необходимые для создания более устойчивого общества, будут стимулировать исследования проблем устойчивого развития и распространяться на другие вузы как нашей страны, так и всего мира. Прежде всего, речь идет о тех вузах, где достаточно серьезно развито экологическое образование и где ОУР стало стартовой площадкой для внедрения идей УР в образовательный процесс. Но для этого были необходимы не только объективные, но и субъективные условия, а именно — понимание учеными и педагогами важности внедрения «устойчивых инноваций» в образовательный процесс.

Становится очевидным, что ОУР оказывается не только предпосылкой достижения устойчивого развития, но и приоритетным его средством, т.е. можно сказать, что переход к УР начинается со становления образо-

6 Информационная записка о Всемирной конференции по образованию в интересах устойчивого развития в 2014 году. URL: http://www.geogr.msu.ru/science/projects/our/docs/ index.php (дата обращения: 31.05.2017).

7 Higher Education Sustainability Initative for Rio+20. URL: http://www.uncsd2012.org/ index.php?page=view&nr=341&type=12&menu=35 (дата обращения: 31.05.2017).

вания в его интересах8. Более того, образовательным направлением как минимум должна быть дополнена традиционная триада видения УР (экономика, экология, социальная сфера), выделяясь из социальной сферы как очень важный приоритетный механизм деятельности мирового сообщества.

Взаимная связь УР и ОУР налицо: образование должно активно и решающим образом содействовать воплощению УР, которое в содержании образования должно быть представлено наиболее адекватным образом. Тем самым образование в процессе перехода к УР выходит за пределы его видения только как одной из составных частей социальной сферы. Оно относится как минимум ко всем составляющим «УР-триады». Образование можно либо добавить к составляющим триады в качестве четвертого компонента, трансформировав «треугольник» в «квадрат», либо даже поставить впереди всех составляющих «триады», что с нашей точки зрения представляется более адекватным.

Важные российские особенности становления ОУР

В образовательном мировом пространстве при становлении ОУР будут разворачиваться два сопряженных «устойчивых» процесса: создание новых учебных материалов, специально посвященных проблемам УР, и включение проблем УР в ныне преподаваемые дисциплины9.На недавно состоявшейся в Ханты-Мансийске Международной конференции по образованию в интересах устойчивого развития были подведены итоги ДОУР, Всемирной конференции по образованию в интересах устойчивого развития (Айти-На-гоя, ноябрь 2014 г.), Всемирного форума по образованию (Инчхон, май 2015 г.), а также была поддержана Глобальная программа действий по ОУР. В решениях конференции были предложен ряд важных рекомендаций, в частности, о разработке Национальной «дорожной карты» действий по реализации Глобальной программы действий по ОУР в РФ и включении в национальные образовательные стандарты в качестве обязательного компонента идеи ОУР.

Одним из важнейших направлений развертывания в России ОУР (как и во всем мире) является его экологическое направление (модель). Довольно часто, говоря об ОУР, имеют в виду развитие в том или ином вузе экологического образования, и вполне понятно, что вряд ли сейчас можно найти вуз, где бы не преподавали экологию и природопользование. Однако далеко не всякое экологическое образование автоматически подпадает под ОУР и даже под ЭОУР (экологическое образование для УР), как и проблемы экологии не совпадают с проблемами УР.

Решение экологических проблем, в том числе и с помощью экологического образования, — это инновационный прорыв в будущее. Эко-

8 Садовничий В.А. Роль науки и образования в обеспечении устойчивого развития мира // Образование для устойчивого развития. М.; Смоленск, 2000.

9 См.: Урсул А.Д., Урсул Т.А. Образование в интересах устойчивого развития: Первые результаты, проблемы и перспективы //Ученый совет. 2015. № 8.

логический «мост» от модели неустойчивого развития (НУР) к модели УР не может сформироваться без экологического образования в его широком понимании. Причем следует согласиться с тем, что даже в модели НУР экологическое образование, согласно мыслям Н.Н. Моисеева, должно иметь приоритетный статус (хотя в действительности дела обстоят по-иному), отражая растущую значимость экологической проблемы в выживании цивилизации и сохранении биосферы10. И все же, утверждая это, мы вынуждены констатировать явное противоречие модели НУР и проблем экологии, т.е. экофобную сущность этой архаичной цивилизационной модели.

Роль экологического образования станет усиливаться в общей системе образования по мере того, как эта последняя будет превращаться вначале в экологическое образование для УР (ЭОУР), а затем в более целостную систему ОУР. Важно уже сейчас осознать, что экологическое образование в модели НУР (т.е. то, что оно представляет собой в настоящее время) и то, чем должно стать в модели УР — это существенно разные виды образования11.

И все же, реально экологическое образование не приобрело достаточно высокого статуса, и его развитие, несмотря на отдельные успехи, происходит по остаточному принципу, оно отторгается как всей системой образования, так и самим обществом. И эта ситуация мало будет изменяться, до тех пор пока не начнется активный переход к устойчивому развитию и в других сферах деятельности. Роль экологического образования станет усиливаться в общей системе образования по мере того как последняя будет превращаться в систему образования для устойчивого развития.

В процессе развертывания ОУР стало очевидным, что оно не охватывает всего содержания УР и требует дальнейшего расширения, в особенности включения новых направлений, на которых мы далее остановимся и которые уже получили какое-то развитие. Экологическое образование даже в его ориентации на УР не может подменить ОУР, которое теперь видится как некоторый комплекс, а в перспективе — система различных направлений и моделей, которые будут наполнять «устойчивое образовательное пространство».

К особенностям развития ОУР в России следует отнести то, что здесь впервые было осознано, что наиболее существенной тенденцией развития ОУР является не только дальнейшая экологизация образования, но и его футуризация, т.е. смещение акцентов на изучение и моделирование будущего. И понятно почему: модель УР является пока лишь нормативным прогнозом, который еще предстоит реализовать. Поэтому, наряду с другими характеристиками ОУР, в качестве особенности, отличающей новую форму образования от современной (будем называть ее еще и традиционной), выделяется опережающий механизм развертывания образователь-

10 Моисеев Н.Н. Историческое развитие и экологическое образование. М., 1995; Он же. Экология и образование. М., 1996.

11 См.: Экологическое образование и устойчивое развитие / Под ред. А.Д. Урсула. М.,

1996.

ного процесса12. Опережающий процесс, футуризирующий образование, складывается из включения в содержание образования проблемы будущего, а также из гораздо более ускоренного развития ОУР по сравнению с другими видами человеческой «материальной» деятельности.

В книге «Наше общее будущее», известной как доклад Г.Х. Брундт-ланд, посвященной обоснованию необходимости перехода к УР, было приведено определение этого понятия: «Устойчивое развитие — это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности»13. Это определение стало наиболее распространенным после его фактического принятия на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в 1992 г. в Рио-де-Жанейро (ЮНСЕД). Оно выражает глубинную сущность новой модели (формы) человеческого развития, которое не должно прерываться какой-либо глобальной катастрофой антропогенного либо иного происхождения.

Опережающий характер экологического и других видов образования, как не раз подчеркивалось, следует из того, что экологические (особенно глобальные) проблемы и их негативно-катастрофические последствия можно только предотвратить, т.е. их решение имеет принципиально упреждающий характер. Единственный способ не допустить глобальной социально-экологической либо иной планетарной катастрофы — опережающими решениями и действиями ее предотвратить. Если в модели НУР самый распространенный способ реагирования на чрезвычайные ситуации, кризисы и катастрофы — ликвидация их последствий (когда они носят локальный характер), то в новой цивилизационной модели приоритетно-доминирующим способом должно быть их предотвращение (что, кстати, на порядок дешевле в экономическом плане).

Идея опережающего образования как «ядра» ОУР заключается в формировании нового сознания человека и человечества в целом, которое не отставало бы от бытия, а опережало его14. Ведь с помощью отстающего сознания невозможно предотвратить глобальную антропоэкологическую катастрофу, поскольку устранение последствий такой катастрофы в принципе невозможно. Формирование с помощью опережающего образования эффективных механизмов реализации модели УР должно привести к преодолению инерции модели неустойчивого развития (ведущей к катастрофе) и постепенной эволюции в направлении «устойчивой» цивилизационной стратегии.

12 См.: УрсулА.Д. Опережающее образование. От модернизации к футуризации. Саар-брюкен, 2015; Ильин И.В., Урсул А.Д. Образование, общество, природа: Эволюционный подход и глобальные перспективы / Предисл. В.А. Садовничего. М., 2016.

13 Наше общее будущее: Докл. Междунар. комиссии по окружающей среде и развитию / Пер. с англ. М., 1989. С. 59.

14 См.: Урсул А.Д. Модель опережающего образования и переход России к устойчивому развитию // Устойчивое развитие. Вып. 1. М., 1996; Он же. Образование для устойчивого развития: Футуризация и инновационно-опережающие процессы // Открытое образование. 2008. № 2; Он же. Процесс футуризации и становление опережающего образования // Педагогика и просвещение. 2012. № 2.

Формирование опережающего сознания как коллективного, а в перспективе — глобального сознания, опережающего социальное бытие, а не отстающего от него, произойдет в полной мере лишь на пути созидания сферы разума. Такое соотношение глобального сознания и человеческого бытия возможно лишь в будущей ноосфере, которая будет формироваться через переход к УР и становление информационного общества. Именно в ноосфере приоритетное место займет не просто разум, а опережающий целостно-коллективный интеллект всего человечества, сформировавшего эту целостность благодаря глобализации через УР и использование новейших информационных технологий. Это станет возможным, если на приоритетное место будут выходить все процессы, связанные с интеллектуально-информационной деятельностью и будет формироваться интегральный ноосферный интеллект цивилизации.

Для образования XXI в. нужна также футуризованная (опережающая) наука, которая не только должна развиваться ускоренными темпами, но и быть ориентированной на нормативный прогноз в форме УР (что не исключает разработку иных — поисковых прогнозов, альтернативных сценариев, гипотез и т. д.)15. Если наука всерьез займется будущим и включит его в сферу своей деятельности столь же полноправно, как это она делает с настоящим и прошлым, то ее ждет «шок будущего», о котором для других областей деятельности писал почти полвека тому назад Э.Тоффлер в «Футурошоке»16.

Будущее должно стать в центре внимания находящейся в процессе становления ноосферной науки, причем степень футуризации науки будет в существенной степени определять ее ноосферизацию. Наука по мере приближения к своему ноосферному состоянию должна выявить закономерности становления будущего во всех его формах и тем самым реализовать принцип темпоральной целостности и взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. И прежде всего это касается перехода к УР и на этой основе — становления ноосферы.

Включение опережающих механизмов в образовательный процесс и акцент на будущем изменят сам подход к пониманию образования. Если ранее оно представлялось как передача знаний, умений, навыков, культуры от предыдущих поколений к нынешним, то теперь такая ситуация уже не является адекватной для формирования ОУР. Во-первых, начиная с последней декады XX в. происходит ежегодное и даже более быстрое удвоение производимой научной и другой информации. Учитывая этот факт, а также существенное отставание «образовательного» знания от нового научного знания, можно понять, как мало «эффективной» информации получает обучаемый. Во-вторых, футуризация образования диктует необходимость получения информации не только о прошлом и настоящем, но и

15 См.: Урсул А.Д., Урсул Т.А. Будущее как проблема научного исследования // Стратегические приоритеты. 2016. № 2; Ursul A.D., Ursul T.A. Towards a global sustainable future // The Journal Philosophy and Cosmology. 2015. Vol. 15.

16 Тоффлер Э. Футурошок / Пер. с англ. М., 2002.

из будущего и о будущем. Причем именно этот вид информации будет играть не менее, а, может быть, и более важную роль, нежели информация о прошлом и настоящем. Мы имеем в виду так называемый эффект Эдипа, когда решения принимаются с учетом набора поисковых и нормативно-желаемых прогнозов. Вот почему включение «фактора будущего» в образовательный процесс и концентрация усилий на воплощении в действительность модели УР формирует новую, в существенной степени опережающую интерпретацию (модель) образования как ОУР и его роли как в обществе, так и в сфере взаимодействия с природой.

Процесс практического перехода российского образования на магистраль «глобальной устойчивости», который уже начался на уровне отдельных образовательных организаций, в том числе и ряда вузов, еще не приобрел широкого масштаба и необходимого качества. Пока имеет место главным образом экологическое видение этой формы и направления образования, которому еще не придан достаточно четкий вектор развития на официальном уровне. Поэтому ставится задача создания расширенной общей и системной концепции ОУР и выявления ее оптимальных путей и форм развития. Настало время принять нетрадиционные государственные решения, которые должны будут ориентировать всю российскую систему образования на новые общемировые цели перехода на путь УР ноосфер-ной ориентации.

Глобальный вектор образования для устойчивого развития

Предполагая решение глобальной социально-экологической проблемы при переходе на путь УР, оказалось, что выход на «устойчивую траекторию» не может состояться из-за других глобальных проблем. Вот почему возникла необходимость от экологического видения УР перейти на глобальный уровень как более высокий и системный. УР стало все больше рассматриваться как стратегия решения всех глобальных проблем, а не только экологической проблемы17. Именно с этого и началось исследование УР как глобального процесса.

Уже не раз отмечалось, что призыв Римского клуба думать глобально, а действовать локально в силу сказанного выше был понят в смысле проведения локальных мероприятий, в том числе и в экологическом ракурсе. Проводя такие мероприятия, часто не задумывались об одновременном улучшении глобальной экологической ситуации. Сейчас, имея в виду перспективы устойчивого будущего, необходимо и мыслить и действовать глобально и локально, не разрывая эту взаимосвязь на мыслительную и практическую составляющие.

В сфере образования это начинают осознавать и развивать. Так, Ассоциация всемирного образования (Association for World Education—AWE) —

17 См.: Урсул А.Д. Путь в ноосферу (Концепция выживания и устойчивого развития цивилизации). М., 1993; Он же. Феномен ноосферы: Глобальная эволюция и ноосфероге-нез. М., 2015.

международная неправительственная добровольная организация юридических и физических лиц, полагает, что, если образование отражает осознание нашего тесного взаимодействия с миром в целом, оно наиболее эффективно и удовлетворяет потребности человека и общества18. Ассоциация, имеющая консультативный статус в ООН, располагает отделениями более чем в 20 странах мира; они осуществляют свои собственные проекты, которые являются частью процесса создания новой глобальной парадигмы образования. Термин «глобальный» для AWE — ключевое слово в осознании глобализирующегося мира и связан с концепцией одного мира, одной планеты, имеющей ограничения. Девизы ассоциации: «Думай глобально — действуй локально!» и «Действуй глобально — думай локально!».

Глобализация образовательного пространства, а также его футуриза-ция, обретение им планетарно-пространственной целостности и темпорального единства не могут не быть сопряжены с содержательно-качественными изменениями, отображающими глобальный характер эволюции современного человечества и осознание им своего места в мироздании. Формирование контуров глобально-целостного мира во многих отношениях так или иначе проявляется в научной и образовательной сферах19. Они не только «копируют», но и опережающе начинают формировать упомянутые глобально-цивилизационные устремления и тенденции, становясь не просто очередной тенденцией единого глобального развития, а его особенно важным «катализатором» и ускорителем. И здесь возникает проблема, связанная с тем, чтобы устойчивое развитие обрело глобальное измерение, оказалось бы глобальным развитием, а современное глобальное развитие стало бы устойчивым развитием. И эта проблема связи глобального и устойчивого «перекочевывает» и в образование.

Не только глобализация социума и социоприродной сферы, но и глобализация науки будет оказывать все более существенное влияние на глобализацию образования и формирование нового его типа — глобального образования, которое будет эволюционировать в определенном направлении. Основная идея применяемого здесь эволюционного подхода к исследованию перспектив мирового образования в глобальном измерении заключается в том, что в образовании будут происходить трансформации, которые тесно сопряжены с эволюционными изменениями всего циви-лизационного процесса и взаимодействия общества и природы, а также соответствующих форм научного знания. На будущие формы и модели образования будет влиять и эволюция цивилизации, и эволюция науки (не говоря уже об эволюции природы), а само образование должно не просто запоздало отражать происходящие изменения, а опережающими темпами способствовать тем формам социального и социоприродного развития, которые в наибольшей степени будут реализовывать стратегию выживания человечества и сохранения биосферы.

18 Официальный сайт Ассоциации всемирного образования. URL: http://www.awe-in-ternational.com (дата обращения: 31.05.2017).

19 Ursul A.D., Ursul T.A. Education and Globalistics // Future Human Image. 2017. Vol. 4.

Знание о глобальных феноменах на определенном этапе в большей степени было связано с глобальными проблемами, поэтому глобальное образование в своей содержательной части в некоторый период отражало это понимание20. В дальнейшем, когда сдвиг акцентов произошел в пользу глобализации, то проблематику глобального образования стали связывать в основном с глобализацией. Как видим, существует явная зависимость трактовки глобального образования как от понимания наукой глобальных феноменов, так и их приоритета в развитии цивилизации. Конечно, более адекватное понимание глобального образования, которое можно считать современным, имеет смысл связывать с более широкой гаммой глобальных процессов и систем, как с глобальными исследованиями, так и с глобальными процессами в обществе и природе. Важно обратить внимание на проблему использования глобального знания в образовании, которое является результатом уже проведенных глобальных исследований. Ведь любые концепции глобального образования так или иначе будут основываться на глобальном знании, на тех его формах, которые уже получены и превалируют в современной науке.

Хотя нельзя отрицать, что и в ходе образовательного процесса может генерироваться новое знание, в том числе и глобальное, тем не менее преобладающая часть этого знания появляется в результате предшествующего научного поиска. В последнее время в глобальные исследования стало проникать знание об УР, что начало сказываться и на образовательном процессе.

Глобализация образования и становление глобального образования прежде всего представляется как процесс расширения образовательного пространства и появления в нем новых связей, свойств и характеристик. Можно уже сейчас предположить, что во временном аспекте глобализация образования и глобальное образование имеют разные темпоральные характеристики. Глобализация образования в основном опирается на традиционные формы образования, вызывая расширение образовательного пространства и формируя новые связи в нем. Она ориентирована на «прошлое знание» и сопряжена со многими трудностями и сложностями, как и все ныне происходящие процессы интеграции, порой вызывая обратные процессы дифференциации и обособления.

И хотя становление и развитие глобального образования достаточно тесно сопряжено с глобализацией образования, темпы его развития оказались существенно выше. Глобальное образование больше связано с изменением содержательно-качественной стороны образования, вызывая в ней революционные трансформации. Это положение подтверждает и развитие науки, в которой интеграция существенно отстает от динамики транс-

20 См.: Образование будущего: Глобальные проблемы — локальные решения: Технология диагностики образовательных процессов / Под ред. А.П. Лиферова, Н.А. Степанова. М., 1997; Ильин И.В., Урсул А.Д. Перспективы глобального образования: Эволюционный подход // Глобалистика как область научных исследований и сфера преподавания. Вып. 4. М., 2010.

дисциплинарных процессов, причем именно последние ассоциируются с генерацией, использованием и распространением глобального знания в образовании. Глобальное знание представляет собой особое и в большей части интегративно-общенаучное знание, получаемое в результате исследования глобальных процессов и глобальной эволюции, которое в перспективе становится фундаментом всей глобализированной науки и образования XXI в. и может быть использовано в глобальной практической деятельности, направленной на выживание цивилизации и сохранение биосферы и других геосфер.

Глобалистика как область научного поиска представляет собой «концептуальное ядро» глобальных исследований, систему научного знания, изучающую глобальные процессы и системы, выявляя их законы и тенденции развития в отношении к существованию и развитию общества. Объектом изучения в глобалистике являются не только глобализация и глобальные проблемы, но и ряд других глобальных систем и процессов, а ее предметом — законы и тенденции эволюции глобальных феноменов в отношении их к человеку и всей цивилизации. Тем самым глобалистика, в отличие от глобальных исследований, это не просто область междисциплинарных либо мультидисциплинарных научных исследований, вовлекающая в себя все «глобальное». Это и отдельная научная дисциплина, знаменующая появление специфического — глобального объекта (глобальные процессы и системы) и использующая свой комплекс методов и подходов.

Ранее в отечественной литературе полагали, что глобалистика и глобальные исследования — это практически одно и то же, и различаются они в основном месторасположением своего генезиса. Однако сейчас в широком смысле глобальные исследования видятся как особый научный кластер — «глобальный кластер». Он включает в себя глобалистику как «ядро» этих исследований, глобальный эволюционизм, отдельные глобальные дисциплины (типа уже упомянутых глобальной экономики, глобальной экологии и т.п.) и еще выявляемые глобальные феномены в отдельных областях знания, использующих термин «глобальный» в самых разных его значениях21. Причем чаще всего этот термин используется в трех основных значениях: «глобальный» как охватывающий весь земной шар, планету в целом как космический объект; как распространяющийся на Вселенную, все мироздание в целом; как универсальная черта либо закон, характеризующие определенную совокупность исследуемых феноменов.

Часто обращается внимание на мульти- и междисциплинарность современных глобальных исследований. Поэтому сейчас появляются научные работы, посвященные различным новым исследовательским междисциплинарным направлениям в самой глобалистике (политическая глобалис-

21 См.: Ильин И.В., Урсул А.Д. Глобальные исследования, глобалистика, образование: Эволюционное измерение // Вестн. Моск. ун-та. Сер. XXVII. Глобалистика и геополитика. 2016. № 4.

тика, информационная глобалистика, историческая глобалистика и др.), которых насчитывается уже более двух десятков. Поставлен вопрос о включении в глобалистику и глобальные исследования и научного знания о таком глобальном процессе, как УР и, возможно, появится «устойчивая» глобалистика.

Наиболее быстрая динамика характерна для трансдисциплинарных процессов в науке, а значит, в какой-то мере и в образовании. Движение глобального знания в сфере образования, прежде всего проявляясь в форме глобального образования, представляется трансдисциплинарным процессом, и именно он отвечает за наиболее существенные глобально-революционные трансформации в образовании22. Причем в последние годы особое внимание уделяется не только традиционным экологическим, но и другим, прежде всего глобальным, аспектам перехода к УР. На факультете глобальных процессов МГУ это привело к формированию нового направления глобалистики — образовательной глобалистики23.

Образовательная глобалистика уже начинает изучать тенденции и закономерности развертывания глобальных процессов в образовании, прежде всего таких форм, как глобализация образования и становление глобального образования, в том числе и в ракурсе достижения устойчивого будущего. Здесь образование рассматривается в его целостном виде в глобальном ракурсе и перспективе в связи с развитием общества и науки, их роли в «устойчивом переходе». Эти новые глобальные направления исследований в области образования призваны выяснить, как различным формам и этапам глобального развития будут соответствовать новые модели мирового образования и его педагогического процесса, в особенности те, которые будут способствовать инновационному переходу к глобальному устойчивому будущему.

Наряду с формально-организационными и технологическими аспектами, относящимися больше к проблеме глобализации образования, развивалась и концептуально-содержательная сторона глобального образования. Прежде всего, речь идет о преподавании становящихся глобальных направлений науки и дисциплин, глобалистики и глобальных исследований, а также концепции устойчивого развития как развертывающегося глобального процесса (пока главным образом в высшей школе).

Глобальное знание, в том числе об УР как развертывающемся глобальном процессе — это не просто еще одно новое дисциплинарное, но главным образом междисциплинарное, интегративно-общенаучное знание, получаемое в результате исследования глобальных процессов и глобальной эволюции. Такая новая форма знания необходима не только для науки, но и для многих других сфер практической деятельности, наполняющихся

22 См.: Ильин И.В, Урсул А.Д., Урсул Т.А. Глобалистика и глобальные исследования. Глобальная революция в науке. Саарбрюкен, 2014; Урсул А.Д. Глобальное знание и глобальное образование (эволюционный подход). Красноярск, 2011.

23 См.: Ильин И.В., Урсул А.Д., Урсул Т.А. На пути к образовательной глобалистике // Вестн. Моск. ун-та. Сер. XXVII. Глобалистика и геополитика. 2013. № 2.

глобальным и даже космическим содержанием. И прежде всего для образования, которое постепенно становится, используя уже полученное глобальное знание (и отчасти создавая новое, особенно в плане педагогики), принципиально новым типом современного и будущего образования — глобальным и даже космическим образованием24..

Можно утверждать, что в мире сложилась такая ситуация, когда именно от развития глобального образования в контексте УР зависит судьба цивилизации. «Выживание через образование» — это своего рода девиз, лозунг принципиально новых, революционно-инновационных процессов в мировом образовании. Глобализация образовательного пространства (а также его футуризация), обретение им планетарной целостности и единства не могут не быть сопряжены с содержательно-качественными изменениями, отображающими глобальный характер эволюции современного человечества и осознание им своего места в мироздании.

В 60—70-е годы прошлого века вслед за В.И. Вернадским лишь начали появляться элементы глобального знания, формировались основные подходы в пока широко не «объявленных» глобалистике в России и глобальных исследованиях на Западе. И, скорее всего, это было время становления еще синкретического глобального мировоззрения — глобализма, миропонимания, базирующегося на представлении мира как единого целого, а человечества как взаимосвязанного мирового сообщества. В это время в мировом сообществе формировался способ видения мира как глобального мира, в котором превалируют общепланетарные характеристики, начиналось осознание сопричастности индивида к общечеловеческим проблемам и глобальным процессам.

Глобальное образование появилось на той же глобальной волне, что и другие интеллектуально-духовные глобальные феномены. В самый начальный период это было относительно не дифференцированное и слабо развитое глобальное мировоззрение (первые варианты глобализма, мон-диализма и т.д.) и знание, которое проявилось и в педагогических науках в виде упомянутых первых концепций глобального образования. Здесь не так отчетливо выражена эволюционная последовательность: вначале глобальное знание, а затем на его базе становление глобального образования (хотя и у Вернадского это произошло практически одновременно).

На первый взгляд создается впечатление, что появление глобального образования предшествовало широким глобальным исследованиям и появлению их ожидаемого результата — глобального знания. Особенно это было характерно для ряда зарубежных, прежде всего американских вузов, в которых шло преподавание совокупности традиционных гуманитарных учебных курсов, но их систематизирующим «брендом», или «лейблом», стали объединительные термины «глобализм» и «глобальный». Здесь определя-

24 См.: Матусевич Т.В. Космическое образование: Современный философско-педа-гогический дискурс // Философия и космология. 2013. Т. 1. № 1; Базалук О.А. Космическое образование: Новые реалии // Образ человека будущего: Кого и Как воспитывать в подрастающих поколениях / Под ред. О.А. Базалука. Т. 3. Киев, 2013.

ющим фактором отнесения формы образования к «глобальному образованию» является использование глобального мировоззрения, т.е. глобализма, но чаще в его атлантическом варианте.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В дальнейшем знание о глобальных феноменах в основном было связано с глобальными проблемами, поэтому глобальное образование в своей содержательной части в определенный период отражало это понимание. В дальнейшем, когда сдвиг акцентов произошел в пользу глобализации, то проблематику глобального образования стали связывать с глобализацией. Как видим, существует явная зависимость трактовки глобального образования как от понимания наукой глобальных феноменов, так и от их приоритета в развитии цивилизации. Конечно, более адекватное понимание глобального образования, которое можно считать современным, имеет смысл связывать с более широкой гаммой глобальных процессов и систем, как с глобальными исследованиями, так и с глобальными процессами в обществе и природе.

Важно обратить внимание на проблему использования глобального знания в образовании, которое является результатом уже проведенных глобальных исследований. Ведь любые концепции глобального образования так или иначе будут основываться на глобальном знании, на тех его формах, которые уже получены и превалируют в современной науке.

Первая в мире программа подготовки бакалавров международных отношений со специализаций в области глобальных исследований была создана в 1995 г. в США на базе Университета штата Калифорнии (California State University). В 1997 г. в Японии на базе Университета Хитоцуба-ши (Hitotsubashi University) была создана первая программа подготовки магистров со специализаций в области глобальных исследований. В настоящий момент образовательные программы в области глобальных исследований существуют в более чем 120 учебных заведениях Австрии, Австралии, Аргентины, Великобритании, Германии, Дании, Египта, Индии, Канады, КНР, Мексики, Польши, России, США, Швеции, Филиппин, Франции, ЮАР, Японии и других стран.

В России центром образования в области глобальных исследований стал факультет глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова, что необходимо использовать для дальнейшего укрепления ведущей роли Московского университета на российском образовательном пространстве. В 2012 г. факультет возглавил международный Консорциум глобальных исследований (в который входят более 30 вузов стран пяти континентов) и уже ставит вопрос о необходимости подготовки международного стандарта для специалистов в области глобальных исследований. Одна из стратегических целей развития факультета в области образования — обеспечение лидерства Московского университета и России среди вузов, реализующих программы в области глобальных исследований («Global Studies»), превращение факультета в ведущий образовательный центр по подготовке и повышению квалификации специалистов в области международных отношений и глобальных исследований. Образовательная деятельность факуль-

тета направлена на реализацию стратегической цели Программы развития Московского университета — создание российского университета будущего, являющегося одним из наиболее авторитетных в мире современных научно-образовательных комплексов, обеспечивающих ведущую роль России в научных исследованиях, образовании и технологиях.

Осознание важной роли глобализации и глобальных проблем, понимание перспектив дальнейшего развертывания глобальной деятельности становится необходимым всем выпускникам вузов. Ведь, как показывает научно-образовательный опыт факультета глобальных процессов МГУ, здесь формируется не только специалист в узкой сфере науки и деятельности, но и личность с глобальным мышлением и мировоззрением, ориентированным на обеспечение устойчивого будущее для всего человечества.

Развитие ведущих мировых университетов сейчас находится под влиянием процессов глобализации и других глобальных процессов, в том числе и развертывания ОУР. Поэтому важно продолжить создание на базе факультета глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова интеллектуального центра мирового уровня в области генерирования научных знаний о глобальных процессах и проблемах, что приведет к усилению позиций России и Московского университета в мировой научно-образовательной среде. Имеющийся научный задел позволит России стать в ближайшие годы мировым лидером в данной области научных исследований и образования, в том числе и области основных направлений ОУР.

Сейчас очень важно подвести итоги практического развития глобального образования в десятках стран мира, где уже возникли первые «ростки» этого типа образования, способствующего обретению планетарного единства и глобального измерения научно-образовательного пространства. Речь идет также о дальнейшем распространении этих глобальных тенденций на другие высшие учебные заведения и научные учреждения России и стран СНГ. Лидерство МГУ имени М.В. Ломоносова и российской школы исследования глобальных процессов и связанной с ними системы глобального образования в мировом научно-образовательном пространстве приведет к повышению престижа и конкурентоспособности отечественных культурных ценностей, будет способствовать привлечению новых зарубежных и отечественных специалистов и координации в сфере образовательной политики высших учебных заведений, ориентирующихся на изучение глобальной проблематики и повышение эффективности научно-образовательных процессов как в России, так и мировом сообществе.

Глобализация образования относится больше к процессу обретения им целостности, взаимодействия и объединения различных национально-государственных и региональных систем образования в будущую единую мировую систему. А термин «глобальное образование» используется для характеристики качественно-содержательных трансформаций в мировом образовательном процессе, предметное поле которого в основном наполняется глобальным знанием и мировоззрением и иным содержанием, появляющимся в результате развития глобалистики и глобальных

исследований. Эти новые мегатренды образования в совокупности составляют новое направление развития мирового образовательного процесса, которое важно исследовать, поскольку оно будет играть существенную роль в эволюции образования в ближайшие десятилетия и в более отдаленной перспективе.

Все большую интенсивность набирает форма уже не глобализации, а становления глобального сознания через развитие глобальных исследований и глобальное образование, появление особой и очень важной формы научного и образовательного знания — глобального знания, распространение которого происходит меж- и трансдисциплинарным способами. Появление этой глобальной формы знания оказалось не просто необходимым, а даже более важным, чем процесс глобализации сознания в его интегративно-глобализационной форме. Это связано с тем, что глобальное знание намного быстрее формирует глобальное сознание, чем процесс его глобализации, и именно глобальное знание окажется основной интеллектуальной основой ускоренного формирования глобального управления, столь необходимого в условиях перехода к устойчивому развитию мировой цивилизации. Человечеству необходимо предпринимать скоординированные действия по выходу из того или иного глобального кризиса, порожденного глобальными проблемами и процессами негативного характера.

Важно сформировать такую теорию глобальных процессов, в которой можно было бы не просто описывать объективно-стихийно происходящее в мире в глобальном измерении, но и ориентировать эти процессы в нужном для человечества устойчиво-поступательном направлении. Ведь ряд глобальных процессов имеют, хотя и объективную, но стихийно-хаотическую составляющую, как например, некоторые глобализационные процессы, и важно на них воздействовать с помощью формируемого глобального управления, направляя на траекторию УР.

Новая глобальная форма знания необходима не только для науки, но и для многих других сфер практической деятельности, наполняющихся глобальным и даже космическим содержанием. Но прежде всего для образования, которое постепенно, используя уже полученное глобальное знание (и отчасти создавая новое, особенно в плане педагогики), становится принципиально новым типом современного и будущего образования — глобальным образованием.

В настоящее время в мире существует ряд подходов к преподаванию глобальных исследований, однако пока нет каких-либо достаточно разработанных и эффективных форм и моделей глобального образования. В связи с этим возникла потребность более четко определить место глобальных процессов в современной науке и в общей панораме мирового образовательного процесса, оценить перспективы глобальных исследований и разработать общую концепцию глобального образования.

Необходимо использовать информационные механизмы темпоральной оптимизации, включающие в себя ускоренную футуризацию образования

и становление опережающего образования. Эти два взаимосвязанных процесса в образовании коррелируются с процессами глобализации образования и формированием глобального образования. Глобализация ассоциируется с футуризацией, а становление опережающего образования — с формированием глобального образования. Тем самым формируется новый, более целостный пространственно-временной «каркас» образования XXI в. Образовательный процесс постепенно и во все большей степени должен становится инновационно-опережающим и вместе с тем глобальным и все ускоряющимися темпами включать то, что пока еще не существует, но появится или может появиться в будущем.

Если трансляция устаревшего знания в образовательном процессе не помогает переходу к устойчивому и глобальному будущему, значит надо кардинальным образом менять этот процесс, делая его во все большей степени инновационно-опережающим, адаптируя к грядущим переменам, нарушая традиционную линейность консервативной части педагогического мышления. Ведь для выживания человечества, его перехода к УР важно активнее включать опережающие факторы и механизмы этого процесса, предвидеть и прогнозировать будущее. И если уже понятно, что необходим инновационный переход от НУР к УР, то важно в образовательном процессе объединить все уже существующие и возможные формы и тенденции, которые могут решить эту основную проблему цивилизационного развития начала третьего тысячелетия.

Акцент на прошлом в образовании, да и в других сферах человеческой деятельности оказывается «временной стратегией» модели неустойчивого развития (НУР), в которой сознание вынуждено отставать от бытия. Этот темпоральный акцент проявился в преимущественном формировании и существовании средств и механизмов сохранения и накопления информации, без которых не могут существовать биологические и социальные организмы. И если обучение прошлому построено в основном на запоминании, то включение в этот процесс инновационного и опережающего моделирования базируется на принципах более творческого процесса — развивающего образования, поскольку оно акцентирует внимание на генерации нового. Опережающее образование, которое было предложено для реализации принципа темпоральной целостности, выступает в качестве специфической черты образования в интересах устойчивого развития.

ОУР оказывается ключевым механизмом грядущего перехода к устойчивому развитию, принимающего глобальные масштабы. Процессы глобализации и футуризации, сопровождающие переход к УР означают, что человечество перестает быть «локально-пространственной» цивилизацией и становится «планетарно-футуристической». От современной глобализации, мыслимой чаще всего в пространственных координатах и измерениях, намечается переход к глобализации через УР как «темпорально-опережа-ющему» процессу, когда единство социоприродной системы в перспективе предстает как пространственно-временная эволюционная целостность.

Образование для устойчивого развития

как эволюционирующая система

Формирование глобального мира сопряжено с появлением новых угроз и опасностей общепланетарного масштаба, которые могут вызвать антропогенную глобальную катастрофу. Возникает необходимость воздействия на глобализацию и другие глобальные процессы через устойчивое развитие, ориентированное на всестороннее обеспечение безопасности и выживание цивилизации. В будущем глобальном мире с устойчивым развитием национальная и глобальная безопасность будут обеспечиваться не через защиту, а преимущественно через этот тип наиболее безопасного развития, что будет содействовать утверждению позитивных и снижению негативных тенденций и последствий глобального развития.

Проблема безопасности начала входить в современный образовательный процесс двояким путем. Во-первых, уже в модели НУР, где, естественно, все больше приходится уделять внимание проблемам обеспечения самого образования25. Во-вторых, речь идет о появлении в предметном поле образования ряда частных форм проблемы безопасности типа «безопасности жизнедеятельности» либо «экологической безопасности». Происходит своего рода процесс «секьюритизации» (от англ. security — безопасность), когда проблема безопасности включается в том или в ином виде в науку и образование. Причем даже общую науку о безопасности уже успели назвать секьюритологией26. Этот термин постепенно входит в русский язык, но в нашей литературе, в отличие от англоязычной, он употребляется редко и, тем более, еще не стал общепринятым.

Модель образования в интересах устойчивого развития, конечно, все больше будет включать в себя проблемы безопасности не только в экологическом ракурсе, о чем уже шла речь27. В значительной степени это связано с принятием Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года28. В ней также было введено новое и важное понятие приоритетов устойчивого развития (причем это не только известная и распространенная триада — экономика, экология и социальная сфера), выражающих те основные характеристики, на которых в период до 2020 г. считалось необходимым сосредоточить усилия и ресурсы и ко-

25 См.: Аносов Д.В. Образование и безопасность //Наука и образование России: Исто-рико-научные, методологические, историко-технические аспекты. М., 2000; Юсупов Р.М. Наука, образование и национальная безопасность // Обучение и карьера. 2000. № 1; Минаев Г.А. Образование и безопасность. М., 2009.

26 См.: Ярочкин В.И. Секьюритология. Наука о безопасности жизнедеятельности. М.,

2000.

27 См.: Урсул А.Д. Модель опережающего образования и переход России к устойчивому развитию; Он же. Модель образования XXI века: Безопасность и устойчивое развитие // Безопасность Евразии. 2001. № 4; Он же. Модель опережающего образования // Глобальный кризис западной цивилизации и Россия. 3-е изд., доп. М., 2012.

28 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. URL: https://rg.ru/2009/05/19/strategia-dok.html (дата обращения: 31.05.2017).

торые способствовали бы достижению необходимого состояния национальной безопасности (ст. 24 упомянутой Стратегии).

Однако изменение геополитической ситуации и необходимое обновление стратегий (хотя бы раз в пять лет) привело в самом конце 2015 г. к принятию новой редакции Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, в которой несколько скорректированы и ранжированы стратегические национальные приоритеты и среди них: оборона страны, государственная и общественная безопасность, повышение качества жизни российских граждан, экономический рост, наука, технологии и образование, здравоохранение, культура, экология живых систем и национальное природопользование, стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство29.

При переходе к устойчивому развитию безопасность перестает быть только одним из условий развития, а становится его необходимой составной частью. Впрочем, и наоборот: развитие, в данном случае нерегрессивное, оказывается неотъемлемым компонентом обеспечения безопасности, что и получает свое выражение в форме словосочетания «безопасность через устойчивое развитие», выступающего в качестве основной концептуальной идеи национальной безопасности России, причем на всю обозримую перспективу, и не только нашего государства, сделавшего важный шаг на пути в безопасно-устойчивое будущее, но и всего мирового сообщества.

Поэтому осмысление проблем образования для устойчивого развития не обязательно должно идти только через экологию и экологическую безопасность. Можно интерпретировать и развивать этот тип развития и образования через проблемы безопасности и входящие в систему устойчивого развития направления социальной активности (включая обеспечение безопасности) как относительно автономные формы человеческой деятельности.

Разработка и использование проблемы безопасности в концепции УР является еще одной важной чертой российского подхода к осознанию ОУР и видения перспектив его развития. Это существенно отличает концепцию ОУР, разрабатываемую в нашей стране, от других, прежде всего западных, где господствует экологическая трактовка ОУР.

Ясно, что и УР, и ОУР должны иметь системный характер и распространяться на все образовательные дисциплины и курсы, и в первую очередь должны развиваться там, где есть больше оснований для включения идей УР в образовательный процесс. В свете изложенного выше важно подготовить нормативные документы для внедрения в высшее профессиональное образование специальности в области УР (государственные образовательные стандарты, типовые учебные планы, программы федерального компонента, учебники и учебные пособия и др.).

29 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. URL: www.pravo. gov.ru (дата обращения: 31.05.2017).

Как упоминалось выше, четвертой в ЦУР была обозначена цель «Обеспечить всеохватное и справедливое качественное образование и поощрять возможности обучения на протяжении всей жизни для всех». При этом в качестве одной из задач предполагается к 2030 г. обеспечить, чтобы все учащиеся приобретали знания и навыки, необходимые для содействия устойчивому развитию, в том числе посредством обучения по вопросам устойчивого развития, пропаганды устойчивого образа жизни, прав человека, гендерного равенства, культуры мира и ненасилия, концепции глобального гражданства и понимания ценности культурного разнообразия и вклада культуры в устойчивое развитие.

В свете принятия новой «преобразовательной» Повестки дня в области устойчивого развития до 2030 г. и новых документов ООН и ЮНЕСКО по образованию для устойчивого развития, включая Глобальную программу действий по ОУР, важно осмыслить их значение и перспективы. Глобальная программа действий по ОУР, о которой было объявлено на Всемирной конференции ЮНЕСКО по ОУР, прошедшей в 2014 г. в Айти-Нагое (Япония), дала оценку современного состояния образования в мире и ориентировала на решение проблем перехода цивилизации к устойчивому развитию. Принятая Айти-Нагойская декларация — один из важнейших документов в сфере мирового образования, основа для разработки национальных политик и стратегий образования30. В ней подведены итоги Десятилетия ООН образования для устойчивого развития (ДОУР, 2005—2014 гг.), кстати, инициированного Японией, и определены перспективы и задачи деятельности в этой сфере на последующий период. Глобальная программа действий (ГПД), теперь ставшая продолжением ДОУР, призвана мобилизовать усилия государств в сфере ОУР по следующим пяти приоритетным направлениям:

1. Интеграция ОУР в международную и национальную политику в области образования и устойчивого развития.

2. Преобразование обучающей среды с учетом принципов ОУР.

3. Укрепление потенциала преподавателей всех уровней обучения.

4. Усиление роли молодежи в деле достижения устойчивого развития посредством ОУР.

5. Поиск решений в области устойчивого развития на местном уровне через ОУР.

Реализация этих направлений подробно описана в соответствующей Дорожной карте31, которая дает пояснения в отношении целей, задач и приоритетных областей деятельности в рамках ГПД, подкрепленных стратегиями их практического воплощения и мониторинга. Этой же цели служит принятая в Инчхоне новая концепция образования, которая заключается

30 Айти-Нагойская декларация по образованию в интересах устойчивого развития. URL: http://www.geogr.msu.ru/news/news_detail.php?ID=10636 (дата обращения: 31.05.2017).

31 Дорожная карта осуществления Глобальной программы действий по образованию в интересах устойчивого развития. URL: http://www.geogr.msu.ru/science/projects/our/docs/ index.php (дата обращения: 31.05.2017).

в преобразовании жизни людей с помощью образования, признавая его важную роль как основной движущей силы развития и в достижении других предлагаемых ЦУР32. Образование для устойчивого развития признается обязательным вектором воспитания гражданина каждой страны в течение всей его жизни.

Формирование сознания человека и общества, причем такого сознания, которое может содействовать переходу к УР, оказалось под угрозой. Отстающее от бытия сознание — это удел человека и всего общества в модели неустойчивого развития. А другого пути перехода к УР, кроме формирования глобального опережающего сознания у той части населения планеты, которое принимает глобально-международные и государственные решения, не существует. Это необходимо и возможно сделать лишь с помощью образования (и отчасти просвещения), которое повернет сознание отдельного человека и значительной части населения планеты в сторону будущего, прежде всего в его нормативно-устойчивой форме.

Сознание (индивидуальное и коллективное) в этом случае станет опережать бытие, и начнет формироваться совершенно новая форма принятия эффективных и опережающих решений на этих уровнях, которую связывают со становлением в будущем интегрального ноосферного интеллекта. По мере становления общества с УР трансформируемая реальность также начнет участвовать в формировании опережающего глобально-интегрального сознания, поскольку оно будет ориентировано не только на прошлое и происходящее, но уже и на будущее, причем с все большим нормативным «горизонтом прогноза».

Сформировавшие с помощью ОУР «устойчивое мировоззрение» будущие поколения людей смогут более эффективно осуществлять переход к УР, и эта модель нового цивилизационного развития из виртуально-периферийной, какой она является в настоящее время, станет основой дальнейшего существования и эволюции человечества.

Заключительные замечания

Можно ожидать, что формирование ОУР, наряду с развитием науки, обратившей свои взоры к ноосферно-устойчивому будущему, станет главным процессом в мировом образовании в текущем столетии. Произойдет принципиально новая «образовательная революция», которую можно именовать «устойчивой революцией» в образовании. Наука и образование при переходе к устойчивому развитию будут в ускоренном темпе и масштабах соединяться в общий глобальный научно-образовательный процесс (и систему), работающий на созидание общества с УР, мыслимого в перспективе в качестве глобальной сферы разума (ноосферы).

Начало этого процесса мы видим не столько в продолжении и развитии Болонского процесса, сколько, и это главное, в повороте образова-

32 Инчхонская декларация 0бразование-2030: Обеспечение всеобщего инклюзивного и справедливого качественного образования и обучения на протяжении всей жизни. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0023/002338/233813M.pdf (дата обращения: 31.05.2017).

ния к проблемам УР. Важно и то, что в целевом ракурсе рассмотренные выше направления образования будут соединяться в системе ноосферно-го образования, развиваемой в основном учеными и педагогами России, продолжая «образовательное направление» становления сферы разума и глобальных исследований профессора Московского университета В.И. Вернадского.

В России экологическая составляющая (и соответствующая модель) в настоящее время превалирует в форме образования, именуемой сейчас ОУР, но это лишь первоначальный этап формирования новой системно-целостной модели образования в интересах устойчивого развития. К экологической составляющей ОУР уже добавляется модель ОУР как опережающего образования, трактовка образования на базе концепций «обеспечения безопасности через устойчивое развитие», глобализации образования и различных форм глобального образования, а в дальнейшем будут синтезированы и другие модели образования (например, начавшегося процесса космизации образования и становления космического образования на базе астрономии и космонавтики, онтологическая модель образования на базе глобального эволюционизма и т.д.).

В будущем ОУР появится в гораздо более целостном виде, как и более системная концепция самого УР, но важно ускорить становление новых моделей образования, которые сформируют его интегральную модель в интересах устойчивого развития. В процессе исследования этого типа образования необходимо выявить его основные принципы и закономерности развития, влияние на существующее образование, оценить возможности и сроки превращения образования в «устойчивое образование» в глобальной перспективе. Главное, чтобы в процессе своей эволюции ОУР выполняло свою наиболее важную функцию — опережающим образом и во все расширяющихся масштабах активно участвовало в реализации новой ци-вилизационной модели (формы) развития и тем самым превратилось бы в реальное средство спасения планеты и человечества от надвигающихся глобальных и других катастроф.

Образование XXI в., основанное на стратегии устойчивого развития цивилизации, все меньше будет транслировать из поколения в поколение неустойчивый образ жизни современных жителей планеты, архаичные ценности, знания и умения, приближающие глобальную антропогенную катастрофу. Становясь темпорально-непрерывным и всеобще-глобальным, ОУР будет передавать нынешним и будущим поколениям знания и культуру, ориентирующие на преодоление глобальных кризисов и катаклизмов, на выживание человечества и неопределенно долгую и безопасную эволюцию.

Ясно, что образование не должно оставаться на периферии глобального развития в качестве традиционно отстающей составляющей этого процесса, а обязано стать его особенно важным опережающим «катализатором». Более того, можно считать, что без специальным образом организованных образования и просвещения человечество не сможет перейти к устойчивому развитию и следующим за ним формам цивилизационного процесса, гарантирующим его выживание и неопределенно долгое существование.

Образование, мыслимое как непрерывный инновационный процесс, должно будет не только модернизироваться, но и в существенной степени футуризироваться, становиться все в большей степени опережающим, не отстающим от современной жизни, а эффективно прокладывающим путь в наше общее глобальное и устойчивое будущее. Опережающее образование в некотором смысле тоже оказывается «дистанционным», но уже не только в пространственных координатах, но и во временам измерении, продолжая вектор футуризации33.

Опережающий механизм, футуризирующий ОУР, складывается из включения в образование проблемы будущего, а также гораздо более ускоренного (по сравнению с другими видами человеческой материальной деятельности) развития. Причем опережающие решения и действия должны распространяться не только на проблемы окружающей среды, но и на все другие глобальные (и в перспективе даже космические) проблемы, ведь именно на их решение и рассчитан переход к УР. Это уже не просто «вызов — ответ», а предвидение опасностей и опережающая реакция на них, т.е. принципиально иная схема футуризированной и глобальной деятельности, в том числе и в области образования.

Вот почему формируемые сейчас модели образования III тысячелетия — это не просто очередные модели образования, каких в последнее время появилось немало. Это модели, которые представляют будущее образование в новом ракурсе, который в принципе меняет его содержание и функции в мировом сообществе, стремящемся выжить в условиях глобальных кризисов и даже планетарно-космических катастроф. Включение функции опережения наряду с передачей знаний меняет само понимание, а значит и определение понятия «образование». Образование с этой точки зрения — это не только трансляция знаний и культуры от прошлых поколений к нынешним и будущим, но и опережающая подготовка человека к опережающим эффективным действиям по переходу на стратегию устойчивого развития, целью которого является формирование сферы разума, обеспечивающей выживание цивилизации и ее дальнейшую неопределенно долгую коэволюцию с сохраняющейся биосферой.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Айти-Нагойская декларация по образованию в интересах устойчивого развития. URL: http://www.geogr.msu.ru/news/news_detail.php?ID=10636

Аносов Д.В. Образование и безопасность // Наука и образование России: Ис-торико-научные, методологические, историко-технические аспекты. М., 2000.

Базалук О.А. Космическое образование: Новые реалии // Образ человека будущего: Кого и Как воспитывать в подрастающих поколениях/ Под ред. О. А. Ба-залука. Т. 3. Киев, 2013.

Глобальная программа действий по образованию в интересах устойчивого развития. URL: http://www.geogr.msu.ru/science/projects/our/docs/index.php

33 См.: Урсул А.Д. Вектор футуризации: Поворот к исследованию будущего // Философия и культура. 2015. № 12.

Дорожная карта осуществления Глобальной программы действий по образованию в интересах устойчивого развития. URL: http://www.geogr.msu.ru/science/ projects/our/docs/index.php

Ильин И.В., Урсул А. Д. Перспективы глобального образования: Эволюционный подход // Глобалистика как область научных исследований и сфера преподавания. Вып. 4. М., 2010.

Ильин И.В., Урсул А.Д. Глобальные исследования, глобалистика, образование: Эволюционное измерение // Вестн. Моск. ун-та. Сер. XXVII. Глобалистика и геополитика. 2016. № 4.

Ильин И.В., Урсул А.Д. Образование, общество, природа: Эволюционный подход и глобальные перспективы / Предисл. В.А. Садовничего. М., 2016.

Ильин И.В., Урсул А.Д., Урсул Т.А. На пути к образовательной глобалистике // Вестн. Моск. ун-та. Сер.XXVII. Глобалистика и геополитика. 2013. № 2.

Ильин И.В., Урсул А. Д., Урсул Т. А. Глобалистика и глобальные исследования. Глобальная революция в науке. Саарбрюкен, 2014.

Информационная записка о Всемирной конференции по образованию в интересах устойчивого развития в 2014 году. URL: http://www.geogr.msu.ru/science /projects/our/docs/index.php

Инчхонская декларация 0бразование-2030: Обеспечение всеобщего инклюзивного и справедливого качественного образования и обучения на протяжении всей жизни. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0023/002338/233813M.pdf

Матусевич Т.В. Космическое образование: Современный философско-пе-дагогический дискурс // Философия и космология. 2013. Т. 1. № 1. Минаев Г. А. Образование и безопасность. М., 2009.

Моисеев H.H. Историческое развитие и экологическое образование. М., 1995. Моисеев H.H. Экология и образование. М., 1996.

Наше общее будущее: Докл. Междунар. комиссии по окружающей среде и развитию / Пер. с англ. М., 1989.

Образование будущего: Глобальные проблемы — локальные решения: Технология диагностики образовательных процессов/ Под ред. А.П. Лиферова, Н.А. Степанова. М., 1997.

Официальный сайт Ассоциации всемирного образования. URL: http://www. awe-international.com

Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. URL: https://sustainabledevelopment.un.org/post2015

Садовничий В.А. Роль науки и образования в обеспечении устойчивого развития мира // Образование для устойчивого развития. М.; Смоленск, 2000.

Стратегия ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития. URL: http://www.geogr.msu.ru/science/projects/our/docs/index.php

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. URL: https://rg.ru/2009/05/19/strategia-dok.html

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. URL: www. pravo.gov.ru

Тоффлер Э. Футурошок / Пер. с англ. М., 2002.

Урсул А.Д. Путь в ноосферу (Концепция выживания и устойчивого развития цивилизации). М., 1993.

Урсул А.Д. Модель опережающего образования и переход России к устойчивому развитию // Устойчивое развитие. Вып. 1. М., 1996.

Урсул А.Д. Модель образования XXI века: Безопасность и устойчивое развитие // Безопасность Евразии. 2001. № 4.

Урсул А.Д. Образование для устойчивого развития: Футуризация и инновационно-опережающие процессы // Открытое образование. 2008. № 2.

Урсул А.Д. Глобальное знание и глобальное образование (эволюционный подход). Красноярск, 2011.

Урсул А.Д. Модель опережающего образования // Глобальный кризис западной цивилизации и Россия. 3-е изд., доп. М., 2012.

Урсул А.Д. Процесс футуризации и становление опережающего образования // Педагогика и просвещение. 2012. № 2.

Урсул А. Д. Вектор футуризации: Поворот к исследованию будущего // Философия и культура. 2015. № 12.

Урсул А.Д. Опережающее образование. От модернизации к футуризации. Са-арбрюкен, 2015.

УрсулА.Д. Феномен ноосферы: Глобальная эволюция и ноосферогенез. М., 2015.

Урсул А.Д., Урсул Т. А. Образование в интересах устойчивого развития: Первые результаты, проблемы и перспективы // Ученый совет. 2015. № 8.

Урсул А. Д., Урсул Т. А. Будущее как проблема научного исследования // Стратегические приоритеты. 2016. № 2.

Экологическое образование и устойчивое развитие / Под ред. А.Д.Урсула. М., 1996.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Юсупов Р.М. Наука, образование и национальная безопасность // Обучение и карьера. 2000. № 1.

Ярочкин В.И.Секьюритология. Наука о безопасности жизнедеятельности. М., 2000.

Higher Education Sustainability Initative for Rio+20. URL: http://www.uncsd2012. org/ index.php?page=view&nr=341&type=12&menu=35

UrsulA.D, Ursul T.A. Towards a global sustainable future // The Journal Philosophy and Cosmology. 2015. Vol. 15.

UrsulA.D., Ursul T.A. Education and Globalistics // Future Human Image. 2017. Vol. 4.

UrsulA.D., Ursul T.A. New Goals of Sustainable Future // The Journal Philosophy and Cosmology. 2017. Vol. 18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.