ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. XXVII. ГЛОБАЛИСТИКА И ГЕОПОЛИТИКА. 2016. № 4
И.В. Ильин, А.Д. Урсул*
ГЛОБАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, ГЛОБАЛИСТИКА, ОБРАЗОВАНИЕ: ЭВОЛЮЦИОННОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
I.V. Ilyin, A.D. Ursul
GLOBAL STUDIES, GLOBALISTICS, EDUCATION: AN EVOLUTIONARY DIMENSION
В статье дается авторский обзор цикла книг, выдвинутых на присуждение премии имени М.В. Ломоносова за научные работы, выполненные профессорами, преподавателями и научными сотрудниками Московского университета в 2016 г. Аргументируется, что в настоящее время происходит интенсивный процесс глобализации науки, идут глобально-революционные трансформации в научно-образовательной сфере. В представленном цикле книг впервые в российской и мировой науке предложен и развит эволюционный подход в глобалистике, выявлен ряд новых направлений глобальных исследований, стимулированных применением упомянутого подхода. Показано, что эволюционная глобалистика делает акцент на изучении эволюции и коэволюции глобальных процессов и систем и их системно-синергетическом феномене — глобальном развитии. Эволюционный подход в глобальных исследованиях раскрывается в контексте универсального (глобального) эволюционизма и перспективе перехода к будущим более безопасным формам развития цивилизации и ее взаимодействия с природой. Также впервые предложена и разработана оригинальная трактовка глобального эволюционизма как концепции глобальной (универсальной) эволюции, в которой самоорганизация материальных систем выступает в качестве основного перманентного процесса прогрессивного развития в видимой Вселенной. Показано, что осознание роли глобальных феноменов в эволюционных процессах позволит продвинуться в реализации Целей устойчивого развития, выживании цивилизации и сохранении биосферы.
Обосновано, что использование эволюционного подхода создает возможность предсказания появления новых направлений глобальных исследований, а также глобального образования. Исследуются перспективы мирового образования в контексте глобальных процессов и эволюции социоприродных систем. Авторы выдвигают и аргументируют положение, что выживанию человечества будут способствовать формы и модели образования, ориентированные на выход из общепланетарного антропогенного кризиса и переход к устойчивому
* Ильин Илья Вячеславович — докт. полит. наук, канд. геол.-минерал. наук, зав. кафедрой глобалистики и декан ф-та глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: dekanat@fgp.msu.ru. Урсул Аркадий Дмитриевич — акад. Академии наук Молдавии, докт. филос. наук, заслуженный деятель науки РФ, директор Центра глобальных исследований, профессор ф-та глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: ursul-ad@mail.ru
развитию. Развивается междисциплинарно-эволюционный подход к исследованию образования и обосновывается необходимость футуризации и глобализации образования, становление опережающего и глобального образования в перспективе становления ноосферы.
Ключевые слова: глобалистика, глобализация, глобализация образования, глобальное образование, глобальные процессы, глобальный эволюционизм, устойчивое развитие, эволюционная глобалистика, эволюционный подход.
The article provides an overview of the author's series of books nominated for the award Lomonosov Prize for his scientific work carried out by professors, teachers and researchers of the University of Moscow in 2016. It is argued that in the present time there is an intensive process of globalization of science are global revolutionary transformation in the scientific and educational spheres. In the present series of books for the first time in Russian and world science, proposed and developed an evolutionary approach to global studies, identified a number of new areas of global research, encourage the use of the said approach. It is shown that the evolutionary globalistics focuses on the study of evolution and co-evolution of global processes and systems and their system-synergetic phenomenon — the global development. The evolutionary approach to the global research revealed in the context of universal (global) perspective of evolution and transition to a future of safer forms of civilization and of its interaction with nature. Also, first proposed and developed an original interpretation of the global evolution as a global concept (universal) evolution in which the self-organization of material systems serves as the main permanent process of progressive development in the visible universe. It is shown that awareness of the role of global phenomena on the evolutionary processes will allow progress in implementation of the goals of sustainable development, the survival of civilization and the preservation of the biosphere. It is proved that the use of an evolutionary approach creates the possibility of predicting the emergence of new areas of global research and global education. The paper also examines the prospects for global education in the context of global processes and the evolution of socio-natural systems. The authors put forward and argue a position that the survival of humanity will contribute to shape and model of education focused on the output of the planetary human crisis and the transition to sustainable development. Developing interdisciplinary-evolutionary approach to the study of education and the necessity futurization and globalization education, the establishment of advanced and global education in the long term noospherogenesis.
Key words: globalistics, globalization, globalization of education, global studies, global education, global processes, global evolutionism, sustainable development, evolutionary globalistics, evolutionary approach.
В настоящее время глобальная проблематика занимает видное место в научно-образовательном процессе и становится одним из фундаментальных оснований современной научной картины мира и мировоззрения. Интенсивный процесс глобализации науки и образования, глобально-революционные трансформации происходят и в других сферах деятельности. Однако до сих пор идут оживленные дискуссии об их статусе, роли и перспективах в структуре современной и будущей науки. Важно изучить не только объективно протекающую глобализацию, обостряющиеся глобальные проблемы и другие глобальные процессы, но и осознать какую
роль в своей системной целостности они играют и могут играть в развитии современной и будущей науки и образовании.
Не перечесть огромного количества трудов, связанных с изучением глобальных проблем, глобальных процессов, особенно глобализации. Но при всем их обилии существует некий терминологический хаос, методологическая эклектика. При всем том, что работ много и некоторые из них носят концептуальный характер, они достаточно фундаментальны. Но актуальность темы, ее политизированность, в определенном смысле этого слова, мешает внесению упорядоченного характера в научные исследования глобальной проблематики. Поэтому основная задача, в какой-то мере цель наших исследований, прежде всего представленных в Библиографическом списке восьми монографий и двух учебников — систематизировать имеющиеся на данный момент знания о глобальных феноменах и попро -бовать создать с помощью эволюционного подхода некую методологическую базу, концептуальные основы в области глобальных исследований и глобалистики.
Для того чтобы сделать это, мы довольно долгое время пытались найти правильный, наиболее оптимальный, проверенный на практике подход, в том числе и в области таких классических наук, как, например, биология и социология, и остановились на эволюционном подходе. Основная цель была следующей: на базе эволюционного подхода выявить сущность основных глобальных процессов, раскрыть их роль в науке и образовании. А заодно на эволюционной основе определить место, перспективы, роль глобальных исследований, глобалистики в современной научной картине мира и мировоззрении. Конечно, эта задача фундаментальна и имеет общенаучное значение, учитывая актуальность темы, осознание важной роли процесса глобализации и других глобальных процессов, важность глобальной проблематики в науке и образовании, а также с точки зрения перспектив дальнейшего развертывания практической, становящейся глобальной деятельности. И это, как нам кажется, может стать одним из важнейших этапов современного развития как науки в целом, так и образования. На наш взгляд, использование эволюционного подхода в глобалистике и глобальных исследованиях дало такой суммарный результат в этом направлении науки, что может претендовать на начало нового этапа научного поиска.
Широко распространена точка зрения, что глобальные исследования появились на рубеже 1960—1970-х гг. и связаны с деятельностью международной неправительственной организации «Римский клуб». Применение глобального моделирования, создание первых моделей глобальной динамики, глобального развития Д. Форрестера и Д. Медоуза дало старт уже осмысленным глобальным исследованиям, в том числе связанным с использованием математического аппарата. Без сомнения, конец XX столетия, новая расстановка сил на международной арене, крах биполярности привели к более широкому изучению процесса глобализации. По нашему мнению, глобалистика изучает разные аспекты глобальных процессов и систем (прежде всего, глобализации и глобальных проблем), выявляет их законы и тенденции эволюции в отношении к развитию современной
цивилизации, а также формирует комплекс практических действий по обеспечению выживания человечества и сохранения биосферы.
Уже в нулевые, 10-е годы XXI в. ученые все больше и больше размышляют по поводу того, что же такое «глобальные исследования», «Global Studies», нужно ли выделить их в качестве самостоятельной области научного исследования. Подошли уже к осмыслению не просто следствий процессов, в том числе и глобальных, а к изучению их причин, т.е. глубинных глобальных социальных и социоприродных процессов.
Важным этапом в плане изучения истории глобальных исследований был 2013 г., когда мы активно исследовали научное наследие выдающегося ученого Владимира Ивановича Вернадского. Проанализировав тексты лекций, которые он читал еще в начале XX столетия, будучи профессором Московского университета, мы обнаружили, что уже тогда Владимир Иванович выделял глобальную проблематику. Он ставил вопросы, которые касались закономерности существования социоприродной целостности и ее роли на планете. Без сомнения, он не использовал термин «глобальный», а применял термин «общепланетный» — в данном случае как синоним глобального. Поэтому для нас особенно приятно, что Московский университет, где более 12 лет тому назад был создан первый в мире факультет глобальных процессов, оказался колыбелью глобальных исследований, которые еще в начале XX в. проводил Вернадский и закрепил их в знаменитых работах о биосфере и ноосфере.
Не только в российской, но и в мировой науке именно В.И. Вернадский заложил основы исследований глобальных процессов, и поэтому его с полным правом можно считать основоположником глобального направления в науке, независимо от дальнейшего более конкретного наименования исследований (глобалистика, глобальные исследования, глобальная наука и т.п.). Таким образом, начало становления глобального направления науки, независимо от его наименования, следует датировать не с возникновения глобалистики во второй половине прошлого века, а с первой его половины.
Понятия «глобальные исследования» и «глобалистика» близки, но не тождественны. Термин «Global Studies», или «глобальные исследования», распространен за рубежом. С нашей точки зрения, это более широкое понятие, которое представляет собой мульти- и междисциплинарное направление современной науки, изучающее глобальные феномены во всем их многообразии. Хотя, в первую очередь речь идет об обществе, о социальных и социоприродных глобальных процессах. В этом смысле, конечно же, наша школа, связанная с именем Вернадского, ушла далеко вперед по сравнению с зарубежными.
Что такое «глобалистика»? Это — концентрированное ядро глобальных исследований, которое представляет собой и формирующуюся научную дисциплину, и интегративное научное направление, акцентирующее внимание на изучении глобальных процессов, систем, проблем в их взаимодействии с человечеством. Глобалистика — это система научного знания, изучающая глобальные процессы и системы, выявляющая их законы и
тенденции развития в отношении к развитию общества, а также комплекс практических действий по обеспечению выживания человечества и сохранения биосферы.
Использование эволюционного подхода позволило нам разработать оригинальную классификацию глобальных процессов и систем. Мы выделили глобальные социальные процессы, которые начали изучать в первую очередь, глобальные природные и глобальные социоприродные процессы, отражающие тесное взаимодействие человека, общества и природы. Социальные глобальные процессы можно рассматривать в контексте взаимодействия между социумами (интерсоциальные) или между человеком и обществом (антропосоциальные).
В наших работах в предметное поле глобальных исследований впервые введены глобальные природные процессы, поскольку они существенно влияют на жизнедеятельность человека, и это оказалось весьма важным для использования эволюционного подхода, особенно для формирования того направления глобалистики, которому мы дали наименование «эволюционная глобалистика».
Глобалистика и другие глобальные исследования далее будут включать в свое предметное поле новые глобальные феномены, как уже существующие (но пока некоторыми учеными не включаемые в глобалистику, например, природные глобальные процессы в их взаимодействии с цивилизацией), так и новые, как, например, развертывающийся глобальный переход к устойчивому развитию (УР). Глобальное направление по темпам и значимости своего развития для человечества уже претендует на лидерство в современной науке, во всяком случае, в социально-гуманитарном и междисциплинарном знании. Интенсивное развитие глобалистики и глобальных исследований также связано с тем, что здесь происходит междисциплинарный синтез, существенно ускоряющий процессы генерации нового научного знания, в том числе и глобального, которое стимулирует формирование глобального сознания и глобального управления.
В этом новом направлении научного поиска и его продолжении в образовании реализуется междисциплинарный концептуально-методологический подход к исследованию глобальных процессов и систем в эволюционном ракурсе. Благодаря предложенной нами эволюционной глобалистике как интегративно-общенаучной системе знаний и способов освоения становящегося глобального мира, удалось расширить научную картину мироздания за счет привлечения современных эволюционных концепций, подходов, принципов и методов, а также способствовать превращению эволюционного подхода в эффективное средство теоретического анализа и практического решения актуальных проблем, связанных с глобальными исследованиями.
В эволюционной глобалистике, включающей в себя анализ революционных изменений в науке, соединяются в единое целое два мировоззренческих и методологических подхода — эволюционизм и глобализм. Эволюционизм здесь видится в широком смысле как мировоззренческая
установка, рассматривающая мир с точки зрения наиболее общего представления о развитии, т.е. как о направленных изменениях содержания процессов и систем (прогресса, регресса и других форм и направлений развития), включая и наиболее фундаментальные, революционные трансформации. Эволюционизм в современном понимании — это концепция (и методологический подход), представляющая исследуемые процессы не просто в их динамике, преобразованиях, изменениях, а в развитии и эволюции в ее широком понимании.
Применение эволюционных представлений в глобалистике, которые должны постепенно трансформировать ее в эволюционную глобалистику, связано прежде всего с планетарным видением эволюции. Глобалистика в эволюционном ключе изучает глобальные процессы и системы, прежде всего глобальные проблемы и глобализацию в их развитии и отношении к человеку и человечеству. Глобальные процессы и системы — это, пожалуй, самый главный предмет исследования глобального знания. Использование процессуальных и на их основе эволюционных представлений расширяет горизонты развития глобального знания, дает возможность активнее включить глобалистику в процессы меж- и трансдисциплинарного синтеза и формирования интегративно-общенаучного знания в его общепланетарном измерении.
Развитие, или эволюция, выступает как высшая форма глобальных процессов, представляя собой направленное изменение содержания объекта, где основные направления — прогресс, регресс, нейтральное (одноплос-костное) развитие и др. Развитие является синонимом эволюции в широком смысле, хотя существует и более узкое понимание эволюции как постепенных либо только количественных изменений. Одной из задач эволюционной глобалистики (особенно ее прикладных составляющих) станет выявление векторов эволюции глобальных процессов с целью выдачи рекомендаций для принятия эффективных мер по оптимизации становящейся глобальной деятельности и ориентации всего глобального развития в прогрессивно-поступательном направлении.
Эволюционная глобалистика представляет собой не только более широкую предметную область дисциплинарных глобальных исследований, чем традиционная глобалистика, но и междисциплинарный концептуальный подход к изучению ныне известных и будущих глобальных феноменов в эволюционном ракурсе, прежде всего с позиций глобального эволюционизма. Эволюционные идеи как идеи развития проникают в глобалистику разными путями, но одним из главных является распространение представлений глобального эволюционизма, мощный интегративный поток которого захватывает растущее число научных направлений и областей исследования, формируя в них все большую «плотность» эволюционных идей.
Итак, глобальные процессы тесно связаны, как категория, конечно, с понятием «глобальная система», поскольку глобальные процессы — это последовательные изменения состояния природных, социальных, социо-природных систем, имеющих общепланетарное распространение и значение.
Нам удалось разработать и внести некоторый порядок, связанный с использованием представлений о глобальных системах, показать некую иерархичность и структуру этих процессов и систем. Кстати говоря, Вернадский создал учение о биосфере, но биосфера — это и есть биокосная глобальная система. На настоящем этапе развития деятельность человека стала по интенсивности и масштабам, как об этом писал еще Вернадский, глобальным процессом, а человеческое общество — глобальной социальной и социоприродной системой. Человечество и его деятельность вступили во взаимодействие с другими глобальными процессами и системами, которые существовали на Земле, в том числе и до появления человека. По сути, мы продолжили социоприродный подход, предложенный Вернадским. Он вызвал огромнейший интерес за рубежом, поскольку в большинстве работ зарубежных авторов и глобализация, и глобальные проблемы, и глобальные процессы рассматривались только в контексте развития человеческого общества. И зачастую только в период с конца XX в., что с позиций используемого нами научного подхода является весьма недальновидным.
Глобалистика выступает как новое научное направление, с одной стороны. С другой стороны, она имеет достаточно конкретную практическую сферу столкновения различных интересов, когда мы говорим о политике, экономике, культуре, экологических проблемах. Здесь можно говорить и о противодействии разных политических сил и экономических интересов. Но без широкого представления о глобальных процессах, системах, проблемах невозможно представить мировоззрение современного человека. Глобализм в широком смысле — это новая основа миропонимания человека в век глобализации. Глобализм как «глобальный» вариант системного подхода представляет миропонимание, выражающее способность мыслить понятиями глобального масштаба, акцентирующее внимание на осознании мира как общепланетарного целого, а человечества — как единого мирового сообщества.
Объектом глобалистики являются не только глобализация и глобальные проблемы, но и многие другие глобальные системы и процессы, а предметом — законы и тенденции их развития в отношении к человеку и человечеству. В отличие от глобальных исследований, глобалистика — не просто область междисциплинарных либо мультидисциплинарных научных исследований, это — научная дисциплина, занимающая видное место в глобальном измерении науки, некий новый интеграл научного знания. Это новое научное направление, которое обладает своим объектом, предметом, собственными глобальным подходом и комплексом методов исследования, среди которых важнейшее — глобальное моделирование. Дело в том, что особую роль в становлении глобалистики и глобальных исследований сыграли методы математического моделирования глобальной динамики. Именно моделирование как взгляд в будущее с учетом состояния проблематики на современном этапе и в прошлом позволяет нам говорить о том, что глобальные исследования и глобалистика являются чрезвычайно важной областью научных исследований и человеческой деятельности,
от которой в значительной степени зависит выживание цивилизации, сохранение ее естественного фундамента — биосферы.
В любом научном исследовании и направлении невозможно обойтись без серьезной фундаментальной теоретико-методологической основы, которая касалась бы общенаучных методов и подходов. Таким методологическим обоснованием глобальных исследований, включая глобалистику, с нашей точки зрения, является именно глобальный эволюционизм, который также является важной частью глобальных исследований, где термин «глобальный» имеет самый широкий смысл, выходя за рамки его планетарного значения. Таким образом, будучи существенной частью глобальных исследований, глобальный эволюционизм оказывается и теоретико-методологической базой всей науки в целом, что придает этому кластеру исследований особое когнитивное содержание.
Глобальные процессы мы рассматриваем не только в плане того понимания глобальной эволюции, которое отождествляет ее с планетарной эволюцией. Речь идет также о глобальной эволюции, которую нередко именуют универсальной. Глобальный эволюционизм представляет собой концепцию глобальной (универсальной) эволюции, в которой самоорганизация материальных систем предстает в качестве единого и основного перманентного процесса прогрессивного развития в видимой Вселенной. Глобальный эволюционизм — это совокупность взглядов, рассматривающих эволюционный процесс как самоорганизацию материальных систем, в ходе которой происходит прогрессивное развитие неорганической и органической природы, а затем и социальной ступени эволюции, т.е. всей совокупности жизнедеятельности человеческого общества. Без сомнения, законы самоорганизации, законы появления сложности — вот, что позволяет нам сейчас серьезным образом оторваться, так скажем, от взгляда только на социальные закономерности, связанные с глобализацией, глобальными проблемами, и посмотреть с междисциплинарно-общенаучных позиций на глобалистику, которая акцентирует внимание в основном на планетарном этапе глобальной эволюции.
Особый интерес представляет процесс самоорганизации как процесс усложнения структуры глобальной эволюционирующей системы. В этой связи очень важными являются так называемые информационные критерии, поскольку по мере поступательной эволюции глобальных систем, их информационное содержание и разнообразие увеличиваются. Существуют различные методы измерения направления, уровней, степени развития этих материальных систем, среди которых достаточно существенным необходимо учитывать именно информационный критерий развития. Этот критерий позволяет оценивать и измерять изменения информационного содержания материальных систем в ходе эволюционной самоорганизации глобальных процессов и систем.
Хотя, реализуются и обратные процессы — дезорганизации и саморазрушения. Но на прогрессивной линии эволюции или, как мы называем, «супермагистрали глобальной эволюции» происходит непрерывное накоп-
ление информации в системах, что определяет вектор развития. Эта информационная направленность глобальных процессов и трансформирующихся систем представляет важную новизну исследования именно в эволюционном ракурсе. Итак, использование эволюционного подхода позволило нам выделить новое научное направление, которое появилось именно в стенах Московского университета и которое мы назвали «эволюционной глобалистикой». Объект исследования эволюционной глобалистики — глобальное развитие как совокупность взаимосвязанных и эволюционирующих (и коэволюционирующих) глобальных процессов и систем, а предмет — законы глобального развития в их отношении к человеку и человечеству.
Одной из задач эволюционной глобалистики, особенно ее прикладной составляющей, становится выявление и оценка направлений эволюции глобальных процессов. Это важно, поскольку способствует выработке рекомендаций для практического принятия эффективных мер по уменьшению негативных, или регрессивных, последствий процессов и усилению позитивных, или прогрессивных, тенденций глобальных процессов. Можно сказать, что глобальные исследования в их эволюционном ракурсе — это также и мониторинг глобальных процессов, который ведут исследователи, представляющие разные области научного поиска.
Глобалистика в практическом плане создает возможность прогнозирования тех или иных процессов, а эволюционная глобалистика — это еще и оценка того или иного сценария прогноза на основании различных методов моделирования, в том числе с использованием математического аппарата нелинейной динамики и т. д. В целом понимание места и роли тех или иных глобальных феноменов в эволюционных процессах на планете должно способствовать оптимизации социальной активности, направленной на выживание цивилизации, поскольку этот вопрос все время остается на повестке дня. И в этой связи именно глобалистика, глобальные исследования должны способствовать появлению нашего общего будущего.
Без сомнения, когда мы рассуждаем о глобальных проблемах и процессах, некоторые коллеги достаточно широко используют термин «глобальный», придавая ему в основном значение «общепланетарный». Конечно, здесь надо подходить более широко, о чем нас предупреждал еще Вернадский, поэтому мы выработали как количественные, так и качественные критерии глобальности, на основании которых можно разобраться в этом обилии глобальных процессов и систем.
Этот взгляд позволил неожиданно по-новому найти место направлениям глобализации, т.е. глобализационным процессам, о которых идет много споров, зачастую политизированных, когда глобализацию связывают только с «вестернизацией» или «американизацией», что, с нашей точки зрения, является не совсем научным. Глобализация как процесс интеграции и обретения целостности человечества выступает одним из глобальных процессов, без сомнения, важных и актуальных. Сама глобализация относится к классу глобальных не просто социальных, а именно социо-природных процессов. При проведении исследований мы нашли в этом
плане место такому субъективно-объективному глобальному процессу как глобализация.
Мы исходим из эволюционного подхода к глобализации. Глобализация — наиболее актуальный из глобальных процессов на современном этапе развития человеческого общества; он сложный, противоречивый, многофакторный и нелинейный. Глобализация на данном этапе определяет некоторые очень важные взаимоотношения не только в системе «человек—общество», но и «природа—человек—общество». И сама по себе глобализация — это комплекс глобализационных процессов, протекающих в различных областях жизнедеятельности человеческого общества, в том числе влияющих на окружающую среду, хотя, это влияние взаимно.
Существует точка зрения, что глобализация — миф, выдумка, что нет никаких объективных законов, связанных с глобализацией общества, и все это придумки американцев. Другие считают глобализацию неким абсолютным добром или злом, но совершенно естественным необратимым процессом, который определяется объективными факторами, законами развития, и с этим ничего не поделаешь.
Если посмотреть с точки зрения эволюционного подхода, мы находим здесь некоторые новые грани. Обнаруживается, что глобализация — это объективный естественный процесс, объективный фактор развития человеческого общества и его взаимодействия с природой. Но ведь в человеческом обществе огромнейшую роль играет конкуренция социально -экономических структур, политическая борьба, роль лидера при принятии тех или иных решений. Таким образом, все гораздо сложнее и глобализация видится нами как субъективно-объективный эволюционный глобальный процесс.
Что касается истока глобализации, по этому поводу тоже существует много различных точек зрения, но ведь глобализация, будучи глобальным процессом, фактически не имеет четко выраженных начала и конца, тем более что наступает этап развертывания глобализации через устойчивое развитие. Это отражение тех свойств глобального развития, которые проявляются и в неорганической и органической природе, и в социальных процессах.
Некоторые ученые считают, что глобализация появилась в конце XX в. в форме американизации, вестернизации. Другие — в эпоху Великих географических открытий, когда человечество, Европа узнали о том, что мир все-таки имеет шарообразную форму, форму земного шара. Но вот с точки зрения глобальных процессов истоки глобализации можно рассмотреть, например, и в первых империях: будь то династия Хаменидов или Римская империя, где существовала единая система дорог, права, главенствовал тот или иной язык. Конечно, такие очаги протоглобализации не распространялись в географическом смысле на всю планету, но эти свойства, характерные, если не в пространственном, то в содержательном плане, глобализации, уже в тот период проявлялись. А глобальное расселение наших предков по всему земному шару — это тоже один из предвестников глобализации, если не сам этот процесс в более широком понимании.
На современном этапе глобализации нарастают противоречия, растет конфликтогенность, число военных конфликтов и экономических кризисов. Наш английский коллега Р. Робертсон, кстати, один из авторов первой концепции по теории глобализации, вполне справедливо назвал это время «эпохой глокализации». Дело в том, что на общем глобализационном фоне трудно спорить с тем, что на протяжении истории человечества степень глобализации все больше и больше возрастала. Несмотря, естественно, на некоторые флуктуации, на данном этапе, когда происходит ускорение процессов интеграционного плана, связанного с бурным развитием информационных технологий, транспорта, связи, Интернета, необходимо объединение усилий для того, чтобы противостоять новым глобальным вызовам, а с другой стороны, на этом глобализационном фоне происходит усиление региональных сценариев, сопротивление, так скажем, проникновение уже локальных, региональных тенденций на глобальный уровень.
Все это приводит к противодействию глобализационным тенденциям в форме антиглобалистких движений, национализма, международного терроризма, конфликтов, тесно связанных с проблемой ограниченности ресурсов на планете. Фактически большинство современных конфликтов носит в значительной степени углеводородный характер. Это тоже показывает важность социоприродного подхода к глобализации. Мы только думаем, что мы цари природы. На самом деле не все зависит от территории, природных ресурсов и экологических условий. В итоге глобализацию мы рассматриваем как процесс интеграции и обретения целостности человечества, созидания не только планетарной общности цивилизации, но и единой глобальной социоприродной системы «человек—общество—природа» на принципах коэволюции.
Мы подчеркиваем особую значимость глобальных социоприродных процессов. Например, глобальное потепление, глобальные климатические изменения — что это такое? Без сомнения, это глобальный социоприрод-ный процесс, который, с одной стороны, связан с глобальными климатическими циклами, а с другой — демонстрирует роль человека в усилении тех или иных негативных последствий, которые оборачиваются глобальными проблемами. Очевидно, что глобальные климатические изменения уже сильно зависят от жизнедеятельности человеческого общества.
О глобальных проблемах начали много говорить и писать еще в 1960—1970-х гг. XX в., почти на четверть века раньше, чем о глобализации. Глобальные проблемы в этом контексте представляют собой негативные последствия развития всего общества, способов и технологий его взаимодействия с природой, в том числе отражают воздействие глобальных процессов на жизнедеятельность человеческого общества. Без сомнения, это противоречия глобальной социальной системы и условий ее сосуществования с окружающей средой, взаимодействия с природой.
Мы обратили особое внимание на междисциплинарность современных глобальных исследований. Несомненно, это — чрезвычайно важная тема. Везде можно найти те или иные аспекты глобальных феноменов.
Поэтому сейчас появляются все новые и новые работы, посвященные разным исследовательским междисциплинарным направлениям в глобалистике: политическая глобалистика, информационная глобалистика, образовательная глобалистика и ряд других, которых в наших работах насчитывается около двух десятков, причем мы обнаружили «алгоритм» выделения междисциплинарных направлений глобалистики и предложили ряд новых.
Использование эволюционного подхода помогло как упорядочить структуру глобального знания, так и предсказать появление ряда новых направлений глобальных исследований, например, выделить не только темпоральные разделы эволюционной глобалистики, такие как палеоглоба-листика, неоглобалистика, футуроглобалистика, но и раздел, в основе которого преобладают пространственные измерения, — космоглобалистика. Появились и глобальные научные дисциплины: так экономисты говорят о глобальной экономике, экологи — о глобальной экологии, социологи — о глобальной социологии и т.д. Идет интенсивный процесс глобализации науки, который ведет к новым глобальным дисциплинам и междисциплинарным направлениям глобалистики. В определенном смысле это новая — уже настоящая глобальная революция в науке, которая отражается и в мировом образовании. Глобальные исследования как научный кластер интенсивно растущего глобального знания включают в себя глобалистику как «ядро» исследований, глобальный эволюционизм, отдельные глобальные дисциплины (глобальная экономика, глобальная экология и т.п.) и еще выявляемые глобальные феномены в отдельных областях знания, использующих термин «глобальный» в самых разных его значениях.
В настоящее время в глобальных исследованиях усилился интерес к проблеме управления. Мы обратили внимание, что глубинная причина этого заключается в необходимости изменения течения ряда глобальных процессов (особенно глобализации), в которых нарастают негативные тенденции и последствия, вызывая обострение глобальных проблем. Поскольку стихийная эволюция глобальных процессов ведет к усилению негативных последствий и даже угрожает катастрофами, то появилась идея ряд из них, зависящих от антропогенной деятельности, трансформировать в желаемом позитивном направлении. А это требует формирования принципиально нового типа управления — глобального управления социальной и социо-природной деятельностью. Важно сформировать такую теорию глобальных процессов, в которой можно было бы не просто описывать объективно-стихийно происходящее в мире в глобальном измерении, но и ориентировать эти процессы в нужном для человечества прогрессивно-поступательном направлении. По этому поводу была разработана оригинальная концепция решения глобальных проблем и уменьшения негативных последствий других глобальных процессов. Разрешение глобальных противоречий мы видим на пути перехода к «устойчивому развитию» — термин не новый, но нуждающийся в ребрендинге, особенно с точки зрения глобалистики и глобальных исследований.
Устойчивое развитие — это такой управляемый, системно сбалансированный социоприродный процесс развития, который не разрушал бы
окружающую природную среду, а обеспечил бы выживание цивилизации и сохранение биосферы. Особое значение приобретает сохранение биосферы, что в последнее время нашло развитие и конкретизацию в концепции планетарных границ. Она устанавливает коридор (зону) глобальной экологической безопасности, в пределах которого биосфера в минимальной степени разрушается антропогенной деятельностью.
Поскольку устойчивое развитие — это нерегрессивное, безопасное развитие, то главной его целью является сохранение и поступательная эволюция цивилизации. Устойчивое развитие и на глобальном, и на национальном уровнях требует мониторинга, долгосрочного прогнозирования, целеполагания и планирования. (Над этой проблемой сегодня очень серьезно работают группы ученых в Московском университете.) Для того чтобы перейти на путь устойчивого развития, а не просто говорить о нем как о концепте, важно принимать соответствующие решения и бороться за разрешение глобальных проблем, но без механизма глобального управления это представляется весьма сложным и даже невозможным. Здесь возникают вопросы, связанные с глобальным образованием, подготовкой интеллектуальных элит человеческого общества, которые понимали бы значимость и необходимость решения глобальных проблем на пути перехода к УР.
На факультете глобальных процессов (ФГП) мы вели работу как в контексте глобального видения устойчивого развития, так и становления новых форм и моделей образования XXI в., содержание и развертывание которого направлено на реализацию целей и принципов устойчивого развития мирового сообщества. Образование для устойчивого развития (ОУР) оказывается не только предпосылкой достижения глобальной устойчивости, но и, как мы установили, приоритетным ее средством, т.е. переход к УР начинается со становления образования в его интересах и формирования нового глобально-устойчивого опережающего сознания. ОУР оказалось одним из ключевых механизмов достижения тех новых 17 глобальных целей устойчивого развития, которые были приняты на Саммите по устойчивому развитию 70-й Генеральной ассамблеи ООН, утвердившей Повестку дня в области устойчивого развития до 2030 г.
В данном случае речь идет и о создании концепции УР в глобальном измерении и интеграции с образованием на ФГП МГУ. В последние годы факультет участвовал в реализации Программы развития МГУ до 2020 г. в области устойчивого развития и выполнении Обязательств учреждений высшего образования в отношении практики обеспечения устойчивости (HESI) в связи с Конференцией ООН по устойчивому развитию (Higher Education Sustainability Initative for Rio+20. URL: http://www.uncsd2012.org/ index.php?page=view&nr=341&type=12&menu=35). Согласно этому документу руководители вузов и их подразделений обязуются поддерживать международные усилия по переходу к устойчивому развитию. Обязательства взяли на себя 272 вуза в 47 странах, среди них восемь российских, включая факультет глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова.
Фактически создаваемая сеть институтов высшего образования начинает играть роль особого транснационального актора, принимающего на себя ряд обязательств на международно-политическом уровне. Подписанные руководителями образовательных учреждений многих стран упомянутые обязательства помогут студентам приобрести знания, умения и навыки, необходимые для создания более устойчивого общества, будут стимулировать исследования проблем устойчивого развития и распространяться на другие вузы нашей страны и всего мира.
Факультет глобальных процессов для выполнения упомянутых обязательств принял следующие планы: 1) создание концепции глобального устойчивого развития в научных исследованиях факультета; 2) ежегодные обсуждения на научных форумах и конференциях, посвященных вопросам устойчивого будущего; 3) интеграция научных исследований по устойчивому развитию и реализация полученных методологии и учебно-методических материалов в образовательном процессе. Эти обязательства были полностью выполнены в течение трех лет. Они выполнялись также в рамках принятой в 2002 г. Генеральной ассамблеей ООН резолюции 57/254, в соответствии с которой было объявлено Десятилетие образования в интересах устойчивого развития (ДОУР), охватывающее период с 2005 по2014 г.
Цели ДОУР, как декларировала ЮНЕСКО — ведущее учреждение в вопросах проведения Десятилетия, — провозглашение образования в качестве фундамента создания более устойчивого общества и интеграция устойчивого развития в систему образования на всех его уровнях, укрепление международного сотрудничества в области развития и обмен инновационными методами обучения по программам, практике и политике устойчивого развития, овладение навыками междисциплинарного мышления, комплексного планирования. Ясно, что ОУР стало одним из ключевых инструментов достижения Целей развития тысячелетия, а также новых 17 глобальных целей устойчивого развития, принятых на Саммите по УР 70-й Генеральной ассамблеей ООН. Четвертым пунктом среди этих целей значится: «Обеспечить всеохватное и справедливое качественное образование и поощрять возможности обучения на протяжении всей жизни для всех», что включает задачи развития образования в глобальном ракурсе.
Глобальная программа действий, ставшая продолжением ДОУР, призвана мобилизовать усилия государств в сфере ОУР по следующим пяти приоритетным направлениям:
1. Интеграция ОУР в международную и национальную политику в области образования и устойчивого развития.
2. Преобразование обучающей среды с учетом принципов ОУР.
3. Укрепление потенциала преподавателей всех уровней обучения.
4. Усиление роли молодежи в деле достижения устойчивого развития посредством ОУР.
5. Поиск решений в области устойчивого развития на местном уровне через ОУР.
Стало очевидным, что новая модель цивилизационного развития III тысячелетия может сформироваться только с помощью его важнейшей под-
системы — образования, на что указывает «историческая синхронность» начала перехода к УР и развитие ОУР, которое предстает в качестве приоритетного механизма перехода к «глобальной устойчивости». Формирование контуров глобально-целостного мира во многих отношениях так или иначе проявляется и в образовательной сфере, которая не только «копирует», но и опережающе формирует упомянутые глобально-цивилизацион-ные устремления, становясь не просто очередной тенденцией единого глобального развития, а его особенно важным катализатором и ускорителем.
Истоки глобального направления образования, независимо от конкретного его наименования, следует датировать не второй, а первой половиной XX в., ведь еще в 1902—1903 гг. В.И. Вернадским в Московском университете был прочитан курс лекций о глобальных процессах. В дальнейшем эта проблематика освещалась им в ряде работ 1930-х гг. Именно Вернадский стоял у истоков глобального мировоззрения и мышления и оказался основоположником не только глобальных исследований, но и глобального образования.
Упомянутые лекции Вернадского можно считать первой вехой в становлении глобального образования. Лишь в 1970-е гг. в США появились первые педагогические концепции глобального образования, предложенные американскими педагогами Дж. Боткином и Р. Хенви. Именно с научно-образовательного творчества В.И. Вернадского начало формироваться глобальное направление образования, которое включает в себя как глобализацию образования, так и становление глобального образования.
Глобализация образования представляет собой процесс обретения целостности, взаимодействия и объединения различных национально-государственных систем и процессов образования в будущую единую мировую систему. Однако в первую очередь глобальное образование несет основную ответственность за формирование планетарного опережающего сознания, ориентированного, конечно, на реализацию тех идей, о которых говорил Вернадский. Глобальное образование мы видим в качестве новой формы мирового образования, акцентирующей внимание на освоении глобального знания, т.е. знания о глобальных процессах и глобальном развитии, а также как перспективу трансформации образовательного процесса, обретающего свою планетарную общность и целостность. Адекватное понимание современного глобального образования имеет смысл связывать с широкой гаммой глобальных процессов и систем, с глобальными исследованиями и глобальными процессами в обществе и природе. Важно обратить внимание на проблему использования в образовании глобального знания, которое является результатом уже проведенных глобальных исследований. Ведь любые концепции глобального образования так или иначе будут основываться на глобальном знании, на тех его формах, которые уже получены и превалируют в современной науке.
Глобальное образование должно будет развиваться опережающими темпами по отношению к другим сферам деятельности человека, и особенно к практической деятельности, причем его содержание будет ориентировано на осмысление и осознание, предвидение и прогнозирование
будущего. Ясно, что УР как модели опережающего сбалансированного со-циоприродного развития должно соответствовать опережающее глобальное образование. Рассмотрение этой перспективы в эволюционном ракурсе привело нас к выводу, что современное образование будет вначале трансформироваться в образование для устойчивого развития, затем в ноосфер-ное и другие формы глобального и глобализированного образования.
В перспективе ожидаются кардинальные революционные трансформации образования, вектор которых направлен от современных его форм к образованию для устойчивого развития и становлению глобального образования ноосферной ориентации. Эволюция этих моделей глобального образования окажется в ведении образовательной глобалистики как междисциплинарной области, связывающей глобалистику и науки об образовании. Среди общих и наиболее важных глобальных трансформаций образования, которые изучает образовательная глобалистика, — такие процессы как глобализация образования и становление глобального образования.
Факультет глобальных процессов МГУ постепенно превращается не только в общероссийский, но и в мировой центр генерации глобального знания, к развитию которого привлекаются лучшие ученые и педагоги. На факультете формируется единая научно-образовательная система генерирования нового глобального знания и его эффективного использования в образовании. Факультет постепенно превращается в ведущий центр развития глобального образования. Реализуемая модель глобального образования не просто современна, но и устремлена в глобальное и общее устойчивое будущее всего человечества, демонстрируя ориентацию формируемой глобальной деятельности на выживание человечества и сохранение природы. ФГП взял на себя миссию первопроходца в глобальном движении в области науки и образования, выбрав правильный стратегический путь развития, привлекая другие исследовательские коллективы и создавая вокруг факультета творческую атмосферу сотрудничества. Конечно, реализация таких амбициозных, но необходимых для человечества замыслов требует объединения усилий не только ученых, интеллектуалов, но и бизнеса, деятелей культуры и образования, общественных деятелей и мыслителей.
Нам приятно, что работа ФГП признана Международным консорциумом глобальных исследований, основная деятельность которого направлена на развитие глобального образования и активизацию глобальных исследований. Несмотря на напряженные дискуссии на разных саммитах, коллеги из-за рубежа — американцы, европейцы, китайцы — в научно-образовательном плане действительно ориентируются на нас. Они согласны, что использование эволюционного подхода позволило создать определенную систему, порядок в существующем разнообразном концептуальном комплексе знаний глобального характера и выйти на конкретные теоретические результаты.
Развитие глобальных исследований в ближайшие десятилетия должно стать одним из магистральных направлений не только науки, но и дея-
тельности университетов, научных центров. Конечно, перед лицом новых глобальных вызовов, глобальной политической и экономической нестабильности важно объединение усилий интеллектуалов, ученых из разных сфер и стран. Поэтому мы очень рады, что очередной, уже пятый, конгресс, посвященный глобальным исследованиям «Глобалистика-2017: Глобальная экология и устойчивое развитие», пройдет в сентябре 2017 г. именно в Московском университете.
В 2017 г. знаменательными событиями мировой и российской науки станут сразу две юбилейные даты: 100-летие со дня рождения выдающегося бельгийского математика русского происхождения Ильи Романовича Пригожина (1917—2003), имя которого носит Институт математических исследований сложных систем МГУ (ИМИСС МГУ), и 100-летие со дня рождения выдающегося советского и российского ученого в области общей механики и прикладной математики, выпускника и преподавателя МГУ имени М.В. Ломоносова Никиты Николаевича Моисеева (1917—2000).
Оба этих замечательных ученых пришли в свое время к крайне важному и не теряющему актуальности и по сей день выводу: перспективы решения глобальных проблем, реализация модели устойчивого развития, умение жить в гармонии с природой — все это в значительной мере зависит от самосознания не только общества в целом, но и каждого отдельно взятого индивида. Ключ к успеху — формирование мировоззренческой концепции, основанной на достижениях глобальных исследований как ин-тегративной, междисциплинарной сферы научного знания. Способность прогнозировать результаты своих поступков, возвышение внутренней культуры, осознание себя частью хрупкой глобальной системы — важные качества, которые необходимо приобрести человеку на пути к созданию глобального общества с устойчивым развитием ноосферно-гуманистической ориентации.
Адекватное понимание и развитие эволюционного подхода в глобальных исследованиях позволит более эффективно ориентировать процесс становления разных сфер глобальной практической деятельности и особенно мирового образования, придавая ему глобальную ориентацию. Ведь понимание места и роли тех или иных глобальных феноменов в эволюционных процессах на планете и в целом в мироздании позволит оптимизировать социальную активность, направленную на выживание цивилизации и сохранение естественного фундамента ее существования — биосферы.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Ильин И.В., Урсул А.Д. Эволюционная глобалистика (концепция эволюции глобальных процессов). М.: Изд-во Московского университета, 2009.198 с. ISBN: 978-5-211-05779-1.
Ильин И.В., Урсул А. Д., Урсул Т. А. Глобальный эволюционизм: Идеи, проблемы, гипотезы. М.: Изд-во Московского университета, 2012.616 с. ISBN: 978-5-211-06349-5.
Ильин И.В., Урсул А.Д. Глобальные исследования и эволюционный подход. М.: Изд-во Московского университета, 2013. 568 с. ISBN: 978-5-19-010849-5.
Ильин И.В., Урсул А.Д., Урсул Т.А. Глобалистика и глобальные исследования. Глобальная революция в науке. Саарбрюкен: Dictus Publishing, 2014. 468 с. ISBN: 978-3-8454-6998-0.
Ilyin I.V., UrsulA.D. Global studies and globalistics. The evolutionary dimension. Saarbrucken: Lambert Academic Pablishing, 2014. 644 p. ISBN: 978-3-659-63128-3.
Ильин И.В., Урсул А. Д., КалюжнаяД.Е. Устойчивое развитие и безопасность. Глобальное измерение. Саарбрюкен: Lambert Academic Publishing, 2014. 372 с. ISBN: 978-3-659-55039-3.
Ilyin I.V., UrsulA.D., Ursul Т.А. Global sustaimbility. Prospects for a safer future. Saarbrucken: Dictus Publishing, 2015. 200 p. ISBN: 978-3-8473-8938-5.
Ильин И.В., Лось В. А., Урсул А. Д. Устойчивое развитие и глобальные процессы: Учебник. М.: Изд-во Московского университета, 2015.445 с. ISBN: 978-5-19-011054-8.
Ильин И.В., Урсул А.Д. Образование, общество, природа: Эволюционный подход и глобальные перспективы: Предисловие В.А. Садовничего. М.: Изд-во Московского университета, 2016. 560 с. ISBN: 978-5-19-011141-5.
Ilyin I.V., UrsulA.D., Ursul T.A. Global Studies: Textbook. Saarbrucken: Lambert Academic Pablishing, 2016. 288 р. ISBN: 978-3-659-87511-3.