ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. XXVII. ГЛОБАЛИСТИКА И ГЕОПОЛИТИКА. 2014. № 3/4
И.В. Ильин, А.Д. Урсул*
ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПОДХОД В ГЛОБАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
I.V. Ilyin, A.D. Ursul
EVOLUTIONARY APPROACH TO GLOBAL STUDY
Авторами впервые в мировой науке предложен и обстоятельно развит эволюционный подход в глобалистике, позволивший ввести ряд новых направлений глобальных исследований. Показано, что предложенная авторами эволюционная глобалистика акцентирует внимание на изучении эволюции и коэволюции глобальных процессов и систем и их системно-синергетического феномена — глобального развития. Концепция эволюционной глобалистики раскрывается в контексте универсального (глобального) эволюционизма и перспективе перехода к будущим более безопасным формам развития цивилизации и ее взаимодействия с природой. Обстоятельно разработана оригинальная трактовка глобального эволюционизма как концепции глобальной (универсальной) эволюции, в которой самоорганизация материальных систем выступает в качестве единого и основного перманентного процесса прогрессивного развития в видимой Вселенной. Эволюционный подход в глобальных исследованиях имеет не только важное теоретико-методологическое, но и прикладное значение, поскольку позволяет выявить наиболее важные направления развития глобальных процессов с целью формирования глобального управления, принятия эффективных мер по уменьшению негативных (регрессивных) последствий и усилению позитивных (прогрессивных) тенденций глобального развития. На эволюционной основе появляется возможность предвидения появления новых областей глобальной деятельности, в частности формирующихся глобальных технологий социально-экономической и гуманитарной направленности, но особенно — глобального образования как наиболее важного направления развития мирового образовательного процесса.
Ключевые слова: глобализация, глобалистика, глобальное знание, глобальное развитие, глобальные процессы, глобальные проблемы, глобальные исследования, глобальный эволюционизм, информационный критерий развития, эволюционный подход, эволюционная глобалистика, эволюция.
The authors of the first in the world of science proposed and extensively developed an evolutionary approach in global studies, will introduce a number of new areas of global research. It is shown that the proposed authors evolutionary globalistics focuses on the study of evolution and co-evolution of global processes and systems and their system-synergetic phenomenon — global development. The concept of evolution and globalization disclosed in the context of universal (global) evolution and transition to the future more secure forms of civilization and its interaction with nature. Thoroughly developed an original interpretation of the global evolution as a concept of global (universal) evolution in which the self-organization
* Ильин Илья Вячеславович — докт. полит. наук, канд. геол.-минерал. наук, зав. кафедрой глобалистики, декан ф-та глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова. Урсул Аркадий Дмитриевич — акад. Академии наук Молдавии, докт. филос. наук, заслуженный деятель науки РФ, директор Центра глобальных исследований, профессор ф-та глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова.
of material systems acts as a single and the main permanent process of progressive development in the visible Universe. An evolutionary approach to global research has not only important theoretical and methodological, but also practical importance, since it allows to identify the most important areas of global processes in order to create global governance to take effective measures to reduce the negative (regressive) and enhance the positive effects of (progressive) trends global development. On an evolutionary basis it is possible to anticipate the emergence of new areas of global studies, in particular emerging global technologies socio-economic and humanitarian focus, but especially — global education as the most important directions of development of the global educational process.
Key words: globalization, globalistics, global knowledge, global development, global processes, global issues, global studies, global evolutionism, information criterion of development, evolutionary approach, evolutionary globalistics, evolution.
Термин «глобальный» все чаще появляется в нашей жизни, выражая новый взгляд на окружающий нас мир — мир, который нам все чаще представляется глобальным миром, а человечество — единой глобальной цивилизацией. В этой ситуации важно выяснить: как же наука отражает возникшую глобальную ориентацию происходящего? Какие процессы и тенденции характерны для научного познания, которое не остается безучастным к глобальным переменам? И действительно, уже с прошлого века наука начала интересоваться разного рода глобальными феноменами, и в основном ближе к концу второй половины XX в. появились новые научные дисциплины и области исследований, которые стали ориентироваться на глобальную проблематику.
Усиливающаяся роль глобального направления науки, общей глобализации науки и всего технико-технологического развития ставят проблему адекватного определения роли и места глобальных исследований в современном и особенно в будущем научном знании, а в социальной деятельности — роли формирующихся глобальных технологий социально-экономической и гуманитарной направленности. В связи со стихийным их развитием место глобальных исследований в науке еще не определено достаточно адекватно. Пока превалируют хаотическая и плюралистическая картина и зачастую противоположные мнения относительно их роли в науке и общем научно-технологическом комплексе, в модернизационных и инновационных процессах нашей страны и мира в целом. В силу этого становится необходимым создать общую концепцию глобальных феноменов в науке и оценить перспективы развития глобалистики и глобальных исследований.
Здесь пока имеется много спорных вопросов, среди которых, например, вопрос о сущности и начале таких глобальных феноменов как процесс глобализации и глобальные проблемы. Это связано в основном с тем, что глобальное направление науки в своем современном видении еще слабо связано с другими отраслями знания, в том числе и с теми, на базе которых оно сформировалось. Глобальное знание как результат глобальных исследований, появившись на интеграционной волне, оказалось тем не менее пока не «погруженным» в более широкие системы научного знания. Это легко увидеть, проведя даже поверхностный библиометриче-ский анализ глобального направления современной науки. Первое, с чем сталкивается исследователь глобальных процессов, — это отсутствие его области знания в разных, но структурированных только по дисциплинарному принципу отраслях
знания информационных системах, в том числе в тех, по которым сейчас оценивается индекс научного цитирования.
Поэтому очень важная задача исследования самих глобальных исследований состоит в том, чтобы выяснить их положение и роль не только в современной, но, главное, в будущей науке, для чего важно видеть мегатренды ее эволюции. Не менее, если не более важная задача заключается в том, чтобы выяснить роль глобальных процессов в обществе и природе, процессах их эволюции и коэволюции. Ведь публикуемые работы создают впечатление, что, например, глобализация, когда-то появившись, начала свое собственное существование, как будто и не являясь пусть и важной, но все-таки лишь частью социальных и социоприродных взаимодействий и процессов развития. Отсюда и появляются идеи порождения одним глобальным процессом другого глобального феномена, в то время как окружающая их социальная и природная среда как бы пассивно относится к этому, ставшему «автономным», глобальному генезису.
Это важно и для дальнейшего создания высоких глобальных гуманитарных и социальных технологий, используемых в образовании, международной деятельности, глобальной политике и глобальной экономике, для формирования глобального технологического уклада информационного общества с устойчивым развитием. Особое значение это имеет для использования результатов глобальных исследований в образовании, однако пока нет каких-либо достаточно разработанных и эффективных форм и моделей глобального образования, которые можно было бы принять за образец для подражания (модернизации). В связи с этим возникает потребность более четко определить место глобальных процессов в науке и в общем видении мирового образовательного процесса, оценить перспективы глобальных исследований и разработать общую концепцию глобального образования.
Несмотря на бурное стихийное развитие исследований глобальных процессов и становление соответствующего типа образования в мире, до сих пор отсутствует обоснованная концепция и стратегия их дальнейшего освоения. Пока остаются неопределенными понятия и предметные поля глобалистики и глобальных исследований, недостаточно ясны сущность, начало и перспективы глобализации и глобальных проблем, хотя их стали изучать раньше глобализации. Важно прояснить особенности глобальных тенденций науки и образования, выявить и оценить связи вновь возникающих глобальных областей исследования с уже традиционными научными дисциплинами и соответствующими учебными курсами, особенно теми, которые связаны с международными отношениями и мировыми политическими, экономическими и другими процессами. Так, известный британский политолог К. Коукер в своей книге «Сумерки Запада» замечает, что «одна из причин, заставивших меня написать эту книгу, состоит в том, что подход к проблемам международных отношений требует намного более широкой системы координат. Специалисты слишком склонны концентрировать внимание на специфических проблемах, игнорируя при этом широкий спектр событий, их более полную картину»1.
В российской и мировой науке в целом истоки глобального мышления и мировоззрения, как показали наши исследования, восходят еще к М.В. Ломоносову. В.И. Вернадский считал его великим ученым, которые появляются единицами в тысячелетней истории человечества. Он писал: «Ряд идей М.В. Ломоносова ближе,
1 Коукер К. Сумерки Запада. М.: МШПИ, 2000. С. 8.
яснее и понятнее в начале XX века, чем они были в середине века прошлого»2. Это же можно сказать о значении научного наследия В.И. Вернадского: идеи этого ученого ближе, яснее и понятнее в начале XXI в., чем в прошлом веке.
Научные идеи ученого в глобальном ракурсе, ранее фактически незамеченные, только начинают раскрываться и будут все полнее осознаваться в ходе дальнейшей глобализации науки и развертывания глобальных процессов. Неслучайно о Вернадском говорили как о «Ломоносове XX века», но становится очевидным, что в такого рода оценках творческого вклада гениального российского ученого вряд ли стоит ограничиваться только прошлым столетием. Вернадский сейчас видится в качестве великого мыслителя глобальной эпохи, которая в перспективе становится также эпохой ноосферы.
Нами было определено, что начало становления глобального направления науки, независимо от конкретного его наименования, следует датировать не с возникновения глобалистики во второй половине прошлого века, а с первой его половины. Именно в этот исторический период, еще в начале прошлого столетия, но особенно в 30-е годы, в работах и лекциях заведующего кафедрой минералогии, профессора Московского университета В.И. Вернадского было положено начало изучению ряда глобальных процессов. Московский университет, где почти десять лет тому назад был создан факультет глобальных процессов, стал «колыбелью» глобальных исследований В.И. Вернадского еще в 1902-1903 гг.
В.И. Вернадский первым в мировой науке заложил основы исследований глобальных процессов, и поэтому его с полным правом можно считать основоположником глобального направления, независимо от дальнейшего, более конкретного наименования исследований глобальных процессов (глобалистика, глобальные исследования и т.п.)3.
Особое значение для созидания сферы разума (ноосфера) ученый придавал науке, и ее современное развитие подтверждает это предвидение. Он полагал, что формирование сферы разума начинается с обретения научной мыслью глобального и даже вселенского масштаба. Идея Вернадского о «планетном» характере научной мысли уже обрела свои конкретные очертания как в ныне происходящих глобальных процессах в мире и их научном осмыслении, так и в предвидении и исследовании будущих социальных и социоприродных эволюционных процессов. Большое значение ученый придавал идее эволюции и полагал, что «в области биологических наук совершился перелом благодаря проникновению в них учения об
4
эволюции» .
Необходимость и важность использования эволюционного подхода в науке были очевидны Вернадскому еще в начале прошлого века, когда он отмечал, что еще Бюффон «искал общий принцип, который бы позволил ему объяснить порядок природы и разнообразные сходства, какие наблюдаются между ее объектами. Этот принцип Бюффон нашел в эволюционной идее, в известном генетическом со-
2 Вернадский В.И. Памяти М.В. Ломоносова // Запросы жизни. 1911. № 5. С. 262.
3 См.: Урсул А.Д., Урсул Т.А. Глобальное мировоззрение и глобальные исследования // Со-циодинамика. 2012. № 1; ИльинИ.В., Урсул А.Д. В.И. Вернадский — основоположник глобальных исследований // Вестн. Моск. ун-та. Сер. XXVII. Глобалистика и геополитика. 2013. № 1; Урсул А.Д. «Научная мысль как планетное явление» (К 150-летию со дня рождения В.И. Вернадского) // Философия и культура. 2013. № 5; Урсул А.Д. Становление глобального направления науки (К 150-летию со дня рождения В.И. Вернадского) // Безопасность Евразии. 2013. № 2.
4 Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. М.: Наука, 1981. С. 34.
отношении, существующем между близкими по признакам животными или растительными видами, вообще между разными телами природы»5. Однако, как замечает ученый, эти идеи стояли в стороне от метафизических систем, сложившихся в XVII — начале XVIII в.6
Несмотря на развитие эволюционной идеи Ч. Дарвином, А. Уоллесом и их последователями, эволюционный подход до сих пор широко не используется не только в естествознании, но и в науке в целом. Лишь время от времени появляются эволюционные продолжения тех или иных научных дисциплин, и приходится ждать довольно длительное время, пока идея эволюции захватит очередную область научного поиска. Можно сказать, как бы продолжая мысль В.И. Вернадского, что эта идея все еще остается в стороне от многих проблем (и систем) науки и практической деятельности не только прошлых веков, но и современности. Однако появление глобальной проблематики заставляет обратить гораздо более пристальное внимание на эволюционный подход, и особенно на его применение к исследованию нашего общего будущего, появление и продолжение которого поставлено под угрозу.
Особое значение ученый придавал идее эволюции и полагал, что «в области биологических наук совершился перелом благодаря проникновению в них учения об эволюции»7. Он допускал, что эта идея может проникать в научное мировоззрение и другие науки через философскую мысль, как, например, «понятие эволюции и ее частном проявлении — прогрессе», изменившись в своем содержании и по-нимании8. Идея эволюции сейчас стала проникать в глобалистику и глобальные исследования, приводя к кардинальному изменению в понимании всего глобального направления науки, представляя его эволюционирующим как в гносеологическом, так и в онтологическом аспектах.
Представляется логичным ожидать, что рано или поздно на эволюционный путь переходят если не все, то многие области научного поиска, и этот процесс уже затронул глобальные исследования и их современное «ядро» — глобалистику, еще не успевшие выйти из своего «инвентаризационно-энциклопедического» состояния. Однако далеко не очевидна важность идеи развития, эволюции в самом широком ее понимании и, прежде всего, в плане темы настоящей работы — эволюции глобальных процессов для науки и других сфер деятельности.
Хотя эволюционный подход время от времени захватывал те или иные научные дисциплины и междисциплинарные области исследований, сейчас стало ясно, что это медленное проникновение идеи эволюции в какие-либо научные исследования уже выглядит данью их стихийному развитию. В какой-то мере такое положение было стимулировано тем, что официально «приветствовался» лишь исторический подход (он требовался при написании тех или иных квалификационных работ, например диссертаций), который соседствовал с описательным подходом. Более того, эволюционный подход до сих пор зачастую отождествляется с историческим подходом, и это характерно даже для крупных ученых.
На наш взгляд, «эволюционная ситуация» в науке (и не только) в целом должна кардинально поменяться. Вовсе не отвергая необходимость исторического под-
5 Там же. С. 205.
6Там же. С. 206.
7Там же. С. 34.
8 Там же. С. 54-55.
хода, мы считаем целесообразным, где это уже возможно, внедрение в научные исследования эволюционного подхода, который как было показано9, отличается от исторического, хотя вместе они составляют единый эволюционно-исторический подход. Это важно для дальнейшего не только понимания, но и использования его результатов в практической деятельности. Применяя эволюционный подход, можно узнать в каком направлении, например прогрессивном или регрессивном, происходит движение данного исследуемого объекта, что часто бывает непонятно при принятии практических решений.
К сожалению, эволюционный подход, например в форме «эволюционной экспертизы», практически нигде не используется, а ведь такое применение могло бы показать, какое направление развития может стимулировать то или иное действие или решение на любом уровне. Особенно на государственном, а тем более на глобальном, где принятое мировым сообществом решение вскоре отразится на судьбе всего человечества и все глобальные решения должны быть опережающими. Многолетние размышления над этими проблемами и интуитивное осознание важности исследуемого эволюционного подхода привели авторов к разработке эволюционной глобалистики и пониманию важности эволюционных исследований для всего глобального направления науки, от которого сейчас зависит будущее человечества.
Пытаясь создать общую картину глобальных исследований и глобализации науки, мы также пошли по пути поиска общего принципа, который бы позволил объяснить, что такое глобальное направление науки, каковы его содержание и структура, по каким траекториям оно будет далее развертываться. Этот принцип мы, следуя Бюффону, Дарвину и Вернадскому, также видим в эволюционной идее. И хотя, естественно, мы не знали заранее, к каким результатам приведет наш научный поиск в исследовании глобальных процессов, тем не менее сейчас можно сказать, что нам удалось решить двуединую задачу.
Задача, которую авторы заранее поставили в исследованиях в цикле моно-графий10, звучит так: во-первых, выявить роль и значение глобальных процессов в современном мире на базе эволюционного подхода, и, во-вторых, на этой эволюционной основе определить место и перспективы развития глобальных исследований и глобалистики в современной и будущей науке. Эта задача имеет междисциплинарно-общенаучное и стратегическое значение, поскольку идет процесс глобализации научного знания, предвещая новую глобальную революцию в науке, очень похожую по своим основным характеристикам на революцию в научном знании после освоения человеком космоса.
Осознание важной роли глобализации, глобальных проблем и других общепланетарных феноменов и понимание перспектив дальнейшего развертывания совокупной глобальной деятельности стало важной областью междисциплинарного научного поиска и фактически новым, но пока слабо осознаваемым этапом разви-
9 См.: Ильин И.В., Урсул А.Д., Урсул Т.А. Глобальный эволюционизм: Идеи, проблемы, гипотезы. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2012.
10 См.: ИльинИ.В., Урсул А.Д. Эволюционная глобалистика (концепция эволюции глобальных процессов). М.: Изд-во Моск. ун-та, 2009; Они же. Глобальные исследования и эволюционный подход. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2013; Ильин И.В., Урсул А.Д., Урсул Т.А. Глобальный эволюционизм: Идеи, проблемы, гипотезы; Они же. Глобалистика и глобальные исследования. Глобальная революция в науке. Саарбрюкен: Dictus Publishing, 2014; Ilyin I.V., UrsulA.D. Global studies and globalistics. The evolutionary dimension. Saarbrücken: LAMBERT Academic Publishing, 2014.
тия современной науки. В настоящее время глобальные исследования представляют собой мульти- и междисциплинарное направление современной науки, изучающее закономерности глобальных процессов и систем во всей их совокупности и взаимосвязях.
Эти исследования включают в себя как «ядро» глобалистику в ее разных направлениях, ряд глобальных направлений современной науки (глобальная экономика, глобальная экология, глобальная социология и т.д.), глобальный эволюционизм и др., включая еще до конца не выявленные глобальные феномены во многих областях науки, использующие термин «глобальный» в самых различных его значениях. В принципе под влиянием глобалистики многие научные направления уже обретают свой глобальный ракурс, включаясь в научное поле глобальных исследований и расширяя его. Характерным примером в этом плане выступает геополитика, не входящая в состав глобалистики (хотя и тесно связана с ней), но которая уже стала глобальной11 (и даже претендует на свое космическое продолжение).
По этому пути пойдут многие отрасли научного знания, попадая под влияние «глобального аттрактора» приращения знания. Уже очень скоро мы столкнемся с тем, что привычные, традиционные отрасли науки получат «глобальную» приставку к своему названию, как это уже случилось ранее с «космической» приставкой под влиянием космических исследований, развития астрономии и космонавтики (причем «космическая» приставка во многих науках появилась раньше «глобальной»).
Возникает вопрос: почему часть научных дисциплин, вступая в междисциплинарные взаимодействия с глобальными факторами и вызовами в науке, начинает «примыкать» к глобалистике, а другая — получает лишь глобальную приставку к уже имеющейся дисциплине? Какой-то серьезной причины за этим феноменом обозначения мы не видим, полагая, что это зависит от того, кто первым из исследователей дает то или иное наименование. Дальше этот процесс идет чаще всего «по инерции», увеличивая число согласившихся с первоначальным названием. Во всяком случае, авторами этой работы уже были даны такие наименования новых направлений глобалистики, как эволюционная глобалистика, палеоглобалистика, футуроглобалистика, нооглобалистика, космоглобалистика, информационная глобалистика, образовательная глобалистика и др., которые пока не были оспорены другими учеными. Хотя могут быть даны и другие названия, если научному сообществу по тем или иным, но веским причинам не понравится уже данное.
Тем самым происходят два тесно взаимосвязанных, но все же разных процесса — глобализация знаний (в ходе широко понимаемых глобальных исследований) и становление глобального знания в основном благодаря развитию собственно глобалистики. Глобальные исследования, т.е. исследования глобальных процессов и формируемых ими систем в ходе их эволюции, представляют собой междисциплинарно-интегративное направление науки, которое выступает одним из оснований научного мировоззрения. Глобальные исследования также становятся новой важной составляющей современной научной картины мира, ускоряя рост научного знания в глобальном направлении, интенсивно формируя тот новый тип знания, который здесь мы именуем глобальным, т.е. знанием касающегося всего,
11 См.: Глобальная геополитика / Под ред. И.И. Абылгазиева и др. М.: Изд-во Моск. ун-та,
2010.
что существует и развивается на планете Земля в контексте общепланетарной це-лостности12.
Если ранее приращение научного знания наиболее эффективно происходило в рамках отдельных дисциплин по линии дальнейшей дифференциации и специализации науки, то сейчас на приоритетное место, как показывают многие области научного поиска и научные направления, а особенно глобальные исследования, выходят интегративные процессы, в особенности междисциплинарные исследования, а также синтез научных знаний во взаимодействии фундаментальных и прикладных исследований, формируя и распространяя «глобализационные волны» на всю науку и образование.
Объектом глобальных исследований выступают глобальные процессы и системы как общепланетарные природные, социальные и социоприродные феномены, существующие или развертывающиеся на Земле, в числе которых такие социопри-родные процессы, как глобализация, глобальные проблемы, устойчивое развитие, ноосферогенез и др.
Все эти процессы мы проанализировали с единой позиции эволюционного подхода. Причем под эволюцией в широком смысле в наших работах понимается процесс самоорганизации (либо самодезорганизации, а также других форм развития) материальных систем, направленные изменения их структуры и содержания, включающие как восходящие и нисходящие ветви, так и другие направленные изменения их содержания.
В широком представлении понятия развития и эволюции фактически равнозначны, причем в этом понимании эволюция включает в себя и количественные, и качественные изменения, а также взаимосвязь прогрессивного, регрессивного, циклически-волнового и других существующих в природе видов и форм развития. В наших работах используется широкое понимание эволюции как синонима развития, хотя существуют и иные значения этого понятия.
Существуют различные методы измерения направления и уровня (степени) развития материальных систем, среди которых наиболее универсальным и пока наиболее эффективным является информационный критерий развития13. Этот критерий позволяет оценивать и измерять изменение информационного содержания глобальных систем и процессов в ходе эволюционной самоорганизации либо самодезорганизации. Особый интерес представляет самоорганизация как процесс усложнения структуры глобальной эволюционирующей системы, которая коррелирует с ростом ее информационного содержания (разнообразия). Причем на прогрессивной линии эволюции происходит непрерывное накопление информации в системах и тем самым этот критерий определяет вектор прогрессивного развития. Эта информационная направленность глобальных процессов и трансформирующихся систем и представляет основную новизну их исследования в эволюционном ракурсе.
12 См.: Урсул А.Д. Глобальное знание и глобальное образование (эволюционный подход). Красноярск: СФУ, 2011; Урсул А.Д., Урсул Т.А. Глобальные исследования: От глобализации знаний к становлению глобального знания // Философия и культура. 2010. № 8.
13 См.: Урсул А.Д. Природа информации. М.: Политиздат, 1968; 2-е изд. Челябинск: ЧГАКИ, 2010; Он же. На пути к информационной глобалистике: Междисциплинарный подход // Политика и общество. 2012. № 2; Он же. Информация и глобальные процессы: Междисциплинарные исследования // Знание. Понимание. Умение. 2013. № 1-3; Урсул А.Д., Урсул Т.А. Информационный критерий развития и культура // Вестн. Челяб. гос. акад. культуры и искусств. 2011. № 1.
Предложенная нами эволюционная глобалистика представляется как междисциплинарный концептуально-методологический подход к исследованию глобальных процессов и систем в эволюционном ракурсе, т.е. как глобального развития и, прежде всего, с позиций глобального эволюционизма.
Основной задачей предложенной нами формирующейся эволюционной глобалистики (особенно ее прикладной составляющей) станет выявление направлений эволюции глобальных процессов с целью выдачи рекомендаций для принятия эффективных мер по уменьшению негативных (регрессивных) последствий и усилению позитивных (прогрессивных) тенденций глобальных процессов. Основной предмет исследования — глобальное развитие, т.е. совокупность взаимосвязанных и эволюционирующих (и коэволюционирующих) глобальных процессов и систем, формирующих общепланетарный эволюционный процесс.
В наших работах в предметное поле глобальных исследований впервые введены глобальные природные процессы (на ФГП МГУ читается спецкурс), и это оказалось весьма существенным для использования эволюционного подхода в глобальных исследованиях, особенно для становления эволюционной глобалистики. В приведенной выше классификации глобальных процессов четко просматривается эволюционный подход: вначале глобальные процессы были природными, и лишь с появлением социальной ступени эволюции появились социальные и социоприрод-ные процессы. Причем большую часть планетарной эволюции занимали природные глобальные процессы как процессы планетарного развития.
При использовании в глобальных исследованиях эволюционного подхода (и это особенно четко прослеживается в эволюционной глобалистике) в единое целое соединяются два мировоззренческих и методологических подхода — эволюционизм и глобализм. Эволюционизм здесь рассматривается в широком смысле как мировоззренческая установка, рассматривающая мир с точки зрения наиболее общего представления о развитии, т.е. как о направленных изменениях содержания процессов и систем (прогресса, регресса и других форм и направлений развития). Эволюционизм в современном понимании — это концепция (и методологический подход), представляющая исследуемые процессы не просто в их динамике, преобразованиях, изменениях, а в развитии, т.е. направленном изменении.
Глобализм как «глобальный» вариант системного подхода представляет миропонимание, акцентирующее внимание на осознании мира как общепланетарного целого, а человечества — как единого мирового сообщества, в котором глобальные характеристики оказываются превалирующими и отчетливо осознается сопричастность к общечеловеческим проблемам и глобальным процессам.
Эволюционная глобалистика существенно расширяет предметное поле глобальных исследований, включает в него большее число глобальных процессов и систем, в частности глобальные природные и социоприродные процессы, связывает их с глобальной (универсальной) эволюцией, происходящей во Вселенной. Глобальный эволюционизм представляет собой общенаучную концепцию глобальной (универсальной) эволюции, в которой самоорганизация материальных систем предстает в качестве единого и основного перманентного процесса прогрессивного развития в видимой Вселенной. Он изучает не любые процессы развития во Вселенной, а концентрирует внимание на перманентном самоорганизационном процессе в мироздании. В глобальные исследования в их широком понимании мы
включаем такое важное междисциплинарное направление всей современной науки как глобальный эволюционизм14.
Глобальные процессы мы рассматриваем не только в плане того понимания глобальной эволюции, которое отождествляет ее с планетарной. Речь идет также о глобальной эволюции, которую нередко именуют еще универсальной эволюцией, которая характеризует эволюционные процессы, происходящие в мироздании, но ориентированы в прогрессивном направлении. Поэтому в глобальные исследования в их широком понимании мы включаем такое важное междисциплинарное направление всей современной науки как глобальный эволюционизм, представляющий собой общенаучную концепцию глобальной (универсальной) эволюции, в которой самоорганизация материальных систем предстает в качестве единого и основного перманентного процесса прогрессивного развития в видимой Вселенной.
Понятие «глобальный» в этом широком (по сути вселенском) смысле не относится только к исследованиям глобальных процессов, как это принято в глобалистике, изучающей глобализацию, глобальные проблемы и другие общепланетарные процессы на земном шаре. Оно уже выходит за пределы своего «планетарного» значения и устремляется в космические пространства, как это сплошь и рядом встречается в астрономии, космических и космизирующихся областях и других научных исследованиях (например, даже в математике). В наших работах показано, что в глобальные исследования эволюционный подход проникает разными путями, однако это происходит не столь эффективно, как при применении общенаучных принципов и подходов, уже содержащихся в глобальном эволюционизме.
В упомянутом цикле монографий показано, что глобальные исследования эволюционируют в плане включения в предмет своего изучения новых глобальных феноменов, не говоря уже о появлении новых результатов и способов исследования. Так, в последние годы основное внимание глобалистики было сосредоточено на глобализации и глобальных проблемах, причем «центр тяжести» сильно сместился в сторону исследования процесса глобализации. Это свидетельствует в пользу того, что предмет глобалистики как области научного поиска изменяется, развивается. В этом теоретико-познавательном аспекте глобалистика, как и любая область научного поиска, выглядит как эволюционирующий логико-гносеологический феномен.
Глобальные исследования не могли сразу появиться в эволюционном варианте, так как в начальный период формирования любого научного направления происходит процесс выделения начального предметного поля исследования, его описательный этап, а затем, спустя некоторое время — упорядочивание, систематизация полученных на предыдущем этапе результатов. И лишь на более позднем этапе начинается осознание, выделение и освоение адекватных предмету исследования методов и подходов. Такая последовательность познавательного процесса характерна для формирования многих наук и научных направлений, и глобальные исследования не оказались исключением. Та или иная наука, вступая на эволюционный путь, достигает своей зрелости и раскрывает потенции дальнейшего развития. Это
14 См.: Урсул А.Д., Урсул Т.А. Универсальный эволюционизм (концепции, подходы, принципы, перспективы). М.: РАГС, 2007; Ильин И.В. Урсул А.Д. Глобальный эволюционизм и эволюционная глобалистика // Вестн. Моск. ун-та. Сер. XXVII. Глобалистика и геополитика. 2011. № 1; Урсул А.Д., Урсул Т.А. Универсальный (глобальный) эволюционизм и глобальные исследования // Философская мысль. 2012. № 01.
позволяет заложить основы и пути будущего развертывания научной области, ставшей на путь эволюционных трансформаций своего содержания.
Упомянутый выше гносеологический аспект развития глобальных исследований сопряжен с рассмотрением эволюционного ракурса тех объектов (глобальных процессов и систем), которые уже вошли в их предметное поле и которые еще будет исследовать это междисциплинарное направление научного поиска в его широком понимании15. В него, как отмечалось, в качестве «ядра» входит глобалистика, под которой мы понимаем новую научную дисциплину и одновременно интегративно-общенаучное направление, распространяющее глобальные идеи и подходы по пространству научного знания. По нашему мнению, глобалистика изучает различные аспекты глобальных процессов и систем (прежде всего, глобализации и глобальных проблем), выявляет законы их существования и тенденции развития, а также формирует комплекс практических действий по обеспечению выживания человечества и сохранения биосферы.
Мы показали, что глобалистика, превращаясь в полноценную научную дисциплину и вместе с тем — в междисциплинарную область поиска, развивается в ряде направлений, захватывает новые пространства научного знания и создает новые исследовательские области, вступая во взаимодействия с другими отраслями научного знания. В глобалистике уже существуют и продолжают появляться новые подразделы, или исследовательские междисциплинарные направления (среди них — философская глобалистика, политическая глобалистика, правовая глобалистика, историческая глобалистика, информационная глобалистика, образовательная глобалистика, космоглобалистика и т.д.), которые множатся едва ли не каждый год либо даже чаще.
В связи с таким широким междисциплинарным «размахом» глобалистики возникает вопрос со стороны ученых, скептически относящихся к этой области знания: не захватит ли глобалистика всю науку? На этот вопрос можно ответить отрицательно, так как вся наука не может быть представлена в качестве «разрастающейся» по ее пространству глобалистики. Между глобалистикой и всеми остальными отраслями и областями знания, а также наряду с ними, всегда будут существовать какие-то другие, в том числе и глобализированные научные знания. Тем самым интуитивно чувствуется, что существуют пределы нынешней активной экспансии глобалистики, но заранее указать эти границы пока трудно и даже невозможно.
Глобалистика и глобальные исследования как научные дисциплины и междисциплинарные направления еще переживают «накопительно-описательный» и своего рода «инвентаризационный» период. По глобалистике уже вышли три энциклопедии в нашей стране16 и по глобальным исследованиям одна, четырехтомная, за рубежом17. Глобальное направление науки, включающее по меньшей мере глобалистику и шире — глобальные исследования, несмотря на регистрируемые в электронных библиотеках и сетях миллионы публикаций, пока развито относитель-
15 См.: Ильин И.В., Урсул А.Д. Эволюционный подход к глобальным исследованиям и образованию: Теоретико-методологические проблемы // Век глобализации. 2010. № 1.
16 См.: Глобалистика. Энциклопедия / Под ред. И.И. Мазура, А.Н. Чумакова. М.: Радуга, 2003; Глобалистика: Международный междисциплинарный энциклопедический словарь / Под ред. И.И. Мазура, А.Н. Чумакова. М.: Елима; СПб.: Питер, 2006; Глобалистика: Персоналии, организации, издания. Энциклопедический словарь / Под ред. И.В. Ильина и др. М.: Альфа-М, 2012.
17 Enciclopedia of Global Stadies / Ed. by H.K. Anheier, M. Juergensmeyr. Los Angeles; L. and others, 2012.
но слабо, особенно в концептуально-теоретическом плане. Нужно также учесть, что ввиду междисциплинарного характера глобальных исследований, сведения о них требуют мониторинга очень большого массива научной информации, которая в современной науке организована по дисциплинарному принципу (в том числе в электронных библиотеках в Интернете). Глобалистики и глобальных исследований как отдельных разделов (дисциплин) в настоящее время там либо просто нет, либо сведений о них очень мало (глобалистика как чисто российское «изобретение» фактически отсутствует в глобальных сетях и онлайн библиотеках вне России). Поэтому необходимая информация разбросана по уже существующим дисциплинам, причем значительно больше информации содержится о глобализирующихся отраслях науки и их группах.
Эволюционное видение глобальных проблем показало, что они отражают объективно существующие социальные и социоприродные противоречия, обострение и усиление которых приводит, как правило, к отрицательным эффектам в социосфе-ре и биосфере (и даже к угрозе их гибели). Вместе с тем позитивные сдвиги в решении глобальных проблем приводят к уменьшению этих негативов и способствуют поступательному развитию цивилизации. Глобальные проблемы — это проблемы развития человечества (концентрирующие в основном негативные эффекты этого развития), выявившие свой планетарный и общечеловеческий характер главным образом в прошлом веке, хотя аналогичные проблемы имели место и ранее в глобальной истории человечества. Глобальные проблемы выступают в качестве одной из форм глобального развития, требующей для своего решения «реверса» направления их эволюционного продолжения для обеспечения дальнейшего существования и поступательного развития цивилизации.
Тесно связанная с этими проблемами глобализация выступает как процесс универсализации и интеграции, обретения целостности человечества, созидания не только его планетарной общности, но и единой глобальной социоприродной системы «человек-общество-природа» на принципах коэволюции компонентов этой системы. Глобализация в наших исследованиях рассматривается как важнейший актуальный социоприродный процесс, имеющий общепланетарный масштаб и значение, требующий реализации в перспективе через переход к устойчивому развитию и формирования механизмов глобального, в особенности политического, управления. Глобализация выступает не просто одним из глобальных процессов, но и важнейшим направлением глобального развития, эволюции и коэволюции этих процессов.
Отличие глобализации от других глобальных феноменов, имманентно присущих всей истории и эволюции человечества, в том числе интеграционных процессов, заключается, в частности, в том, что речь идет не просто о сближении тех или иных социумов. Глобализация способствует возникновению той целостности, которая может именоваться глобальной системой, формирующейся через различные, все умножающиеся глобализационные процессы как направления глобализации. Вся существующая и вновь формирующаяся совокупность глобальных процессов ведет к появлению глобальной системы в ее социальном и социоприродном аспектах, в рамках которой цивилизация обретает новые способы и перспективы своего выживания и дальнейшей перманентной самоорганизации на неопределенно долгое время.
В глобализации и глобальных проблемах как особенных формах глобального развития можно четко увидеть взаимодействие прогрессивных и регрессивных процессов и тенденций мирового развития. Одной из задач формирующейся политической глобалистики (особенно ее эволюционной прикладной составляющей), на наш взгляд, станет выявление этих направлений эволюции как глобальных политических процессов, а также других направлений глобализационных процессов с целью выдачи рекомендаций для принятия эффективных мер по уменьшению негативных (регрессивных) последствий и усилению позитивных (прогрессивных) тенденций глобальных процессов18.
Глобализация и глобальные проблемы, другие глобальные социальные и со-циоприродные феномены в своем стихийном развитии порождают вызовы и угрозы, усиливают негативные тенденции совокупного глобального развития, их важно предотвращать и в необходимой степени снижать. Причем все эти меры должны носить опережающий характер, поскольку глобальные катастрофы можно только предотвращать, так как их последствия просто некому будет устранять. Однако и в позитивном ракурсе развертывания глобализации возникают противоречия, которые также необходимо разрешать, используя формирование механизма глобального управления19.
В перспективе разрешение этих противоречий мы видим на пути перехода к устойчивому развитию как глобально управляемому системно-сбалансированному социоприродному развитию, не разрушающему окружающую природную среду и обеспечивающему выживание и безопасное неопределенно долгое существование цивилизации. Это нерегрессивное, т.е. наиболее безопасное развитие, целью которого является сохранение и коэволюция цивилизации и биосферы20. В ходе информатизации и становления глобального информационного общества, в том числе и через устойчивое развитие, начнет формироваться процесс созидания ноосферы в общепланетарном, а в стратегической перспективе и в космическом масштабах.
В наших исследованиях выделяются не только темпоральные разделы эволюционной глобалистики, такие как палеоглобалистика, неоглобалистика, футурогло-балистика, но и в пространственном ракурсе — космоглобалистика. Так, в космо-глобалистике исследуются истоки и становление нового направления глобалистики, исследующей взаимосвязь глобальных и космических факторов, воздействие их
18 См.: Ильин И.В. Глобалистика в контексте политических процессов. М., 2010; Урсул А.Д. Глобалистика и политические науки: Становление эволюционного подхода // Право и политика. 2010. № 12; ИльинИ.В., Леонова О.Г., РозановА.С. Теория и практика политической глобалистики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2013.
19 См.: ВеберА.Б. Современный мир и проблема глобального управления // Век глобализации. 2009. № 1; Чумаков А.Н. Глобальный мир: Проблема управления // Век глобализации. 2010. № 1; Ильин И.В. Формирование глобальных политических процессов и глобального управления // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12. Политические науки. 2011. № 1.
20 См.: Урсул А.Д. Путь в ноосферу (Концепция выживания и устойчивого развития цивилизации). М.: Луч, 1993; Ващекин Н.П., Мунтян М.А., Урсул А.Д. Глобализация и устойчивое развитие. М.: МГУК, 2002; Урсул А.Д. Переход человечества к устойчивому развитию: Проблемы и перспективы // Философские науки. 2010. № 11; Бабурин С.Н., Мунтян М.А., Урсул А.Д. Глобализация в перспективе устойчивого развития. М.: Магистр-ИНФРА-М, 2011; Глобальные процессы и устойчивое развитие / Отв. ред. А.Д. Урсул. М.: РГТЭУ, 2011; Урсул А.Д., Урсул Т.А., Иванов А.В., Маликов А.Н. Экология, безопасность, устойчивое развитие. М.: Университетская книга, 2012; Урсул А.Д., Урсул Т.А., Иванов А.В. Проблема безопасности в перспективе устойчивого развития. М.: Университетская книга, 2014.
на развитие глобальных процессов и систем, проблему развития космонавтики на планете и перерастание глобальных процессов в космические21.
Особое значение эволюционный подход в глобальных исследованиях имеет для глобального образования, ответственного за формирование планетарно-опережающего сознания, ориентированного на реализацию ноосферно-гуманистических целей. Развитие глобального образования и соответствующих ему педагогических систем в области глобальных процессов мы рассматриваем в направлении, содействующем решению глобальных проблем и выживанию мирового сообщества. Глобальное образование, использующее результаты глобальных исследований в процессе обучения, способствует формированию глобального сознания через освоение глобализирующегося и глобального знания. Мы также показали, что этот тип образования начал свое развитие с лекций В.И. Вернадского в Московском университете еще в начале прошлого века.
Если глобалистика и глобальное знание в целом претендуют на роль одного из лидеров науки XXI в., то и формирующееся глобальное образование может стать тем катализатором, который способен существенно ускорить переход мирового образовательного процесса на новый качественный уровень, соответствующий ожидаемому планетарно-ноосферному будущему человечества. Нами прогнозируются кардинальные революционные трансформации мирового образования, вектор которых направлен от современных его форм к образованию для устойчивого развития и становлению глобального образования ноосферной ориентации22.
Эволюция этих и других моделей глобального образования окажется в ведении образовательной глобалистики как междисциплинарной области, связывающей глобальные исследования и науки об образовании. Среди общих и наиболее важных глобальных трансформаций образования, которые будет изучать образовательная глобалистика — процессы глобализации образования и становление особого и
важного типа образования — глобального образования.
* * *
Эволюционный подход, впервые предложенный и разработанный авторами в области глобальных исследований, претендует на важную интегративно-эвристическую функцию в глобальном направлении науки, существенно ускоряя процессы генерации нового научного знания, формируя инновационные направления творческого поиска, особенно в социально-гуманитарном и междисциплинарном знании. Использование эволюционного подхода в глобальных исследованиях позволило расширить научную картину мира за счет привлечения современных эволюционных концепций, принципов и методов, а также наметить пути развития новых областей глобальных исследований. В результате удается более четко осо-
21 См.: Урсул А.Д. От глобальных к космическим процессам // Пространство и время. 2012. № 2; Он же. Космоглобалистика: Взаимосвязь глобальных и космических процессов // Философская мысль. 2013. № 4; Он же. Космоглобалистика: Генезис и основные направления // Век глобализации. 2012. № 2; UrsulA.D., Ursul T.A. Cosmoglobalistics: Interrelation of Global and Cosmic Processes // Philosophy&Cosmology, 2014. Vol. 12.
22 См.: ИльинИ.В., УрсулА.Д. Эволюционный подход к глобальным исследованиям и образованию: Теоретико-методологические проблемы; Урсул А.Д. Перспективы образовательной революции в XXI веке // Современное русское зарубежье. Т. 6. Социология. М.: МИСКП, 2010; Урсул А.Д., Урсул Т.А. Эволюционные парадигмы и модели образования XXI века // Современное образование. 2012. № 1; Урсул А.Д. Перспективы образования в XXI веке: Глобально-эволюционный подход // "E&M smart education" International scientific journal for the European intellectual elite. 2012. № 1.
знать место глобальных исследований в современной науке и предвидеть их роль в будущих междисциплинарных областях научного поиска.
Эволюционный подход в глобальных исследованиях имеет не только важное теоретико-методологическое, но и прикладное значение, поскольку позволяет выявить наиболее важные направления развития глобальных процессов с целью формирования глобального управления, принятия эффективных мер по уменьшению негативных (регрессивных) последствий и усилению позитивных (прогрессивных) тенденций глобального развития. На эволюционной основе появляется возможность предвидения появления новых областей глобальной деятельности, в частности формирующихся глобальных технологий социально-экономической и гуманитарной направленности, но особенно — глобального образования как наиболее важного направления развития мирового образовательного процесса.
Эволюционный подход в глобальных исследованиях имеет важное теоретическое и прикладное значение, поскольку этот способ научного исследования показывает, какой глобальный процесс может стимулировать то или иное действие или решение на любом уровне.
Полученные авторами новые результаты могут быть использованы при определении и коррекции роли и места России в формировании стратегических приоритетов и проектов глобального масштаба для реализации государственной политики в области национальной, международной и глобальной безопасности, перехода к устойчивому развитию России и мирового сообщества, наиболее приемлемых направлений глобализации и путей становления единого глобального мира.
Адекватное понимание и дальнейшая разработка эволюционного подхода в глобальных исследованиях позволит более эффективно ориентировать процесс становления различных сфер глобальной практической деятельности, и прежде всего международные отношения, мировую политику и экономику. Ведь понимание места и роли тех или иных глобальных феноменов в эволюционных процессах на планете и в целом в мироздании позволит оптимизировать социальную активность, направленную на выживание цивилизации и сохранение естественного фундамента ее существования — биосферы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бабурин С.Н., Мунтян М.А., Урсул А.Д. Глобализация в перспективе устойчивого развития. М.: Магистр-ИНФРА-М, 2011.
Ващекин Н.П., Мунтян М.А., Урсул А.Д. Глобализация и устойчивое развитие. М.: МГУК, 2002.
Вебер А.Б. Современный мир и проблема глобального управления // Век глобализации. 2009. № 1.
Вернадский В.И. Памяти М.В. Ломоносова // Запросы жизни. 1911. № 5.
Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. М.: Наука, 1981.
Глобалистика. Энциклопедия / Под ред. И.И. Мазура, А.Н. Чумакова. М.: Радуга, 2003.
Глобалистика: Международный междисциплинарный энциклопедический словарь / Под ред. И.И. Мазура, А.Н. Чумакова. М.: Елима; СПб.: Питер, 2006.
Глобалистика: Персоналии, организации, издания. Энциклопедический словарь / Под ред. И.В. Ильина и др. М.: Альфа-М, 2012.
Глобальная геополитика / Под ред. И.И. Абылгазиева и др. М.: Изд-во Моск. унта, 2010.
Глобальные процессы и устойчивое развитие / Отв. ред. А.Д. Урсул. М.: РГТЭУ,
2011.
Ильин И.В. Глобалистика в контексте политических процессов. М., 2010.
Ильин И.В. Формирование глобальных политических процессов и глобального управления // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12. Политические науки. 2011. № 1.
Ильин И.В., Леонова О.Г., Розанов А.С. Теория и практика политической глобалистики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2013.
Ильин И.В., Урсул А.Д. Эволюционная глобалистика (концепция эволюции глобальных процессов). М.: Изд-во Моск. ун-та, 2009.
Ильин И.В., Урсул А.Д. Эволюционный подход к глобальным исследованиям и образованию: Теоретико-методологические проблемы // Век глобализации. 2010. № 1.
Ильин И.В., Урсул А.Д. Глобальный эволюционизм и эволюционная глобалистика // Вестн. Моск. ун-та. Сер. XXVII. Глобалистика и геополитика. 2011. № 1.
Ильин И.В., Урсул А.Д. В.И. Вернадский — основоположник глобальных исследований // Вестн. Моск. ун-та. Сер. XXVII. Глобалистика и геополитика. 2013. № 1.
Ильин И.В., Урсул А.Д. Глобальные исследования и эволюционный подход. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2013.
Ильин И.В., Урсул А.Д., Урсул Т.А. Глобальный эволюционизм: Идеи, проблемы, гипотезы. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2012.
Ильин И.В., Урсул А.Д., Урсул Т.А. Глобалистика и глобальные исследования. Глобальная революция в науке. Саарбрюкен: Dictus Publishing, 2014.
Коукер К. Сумерки Запада. М.: МШПИ, 2000.
Урсул А.Д. Путь в ноосферу (Концепция выживания и устойчивого развития цивилизации). М.: Луч, 1993.
Урсул А.Д. Глобалистика и политические науки: Становление эволюционного подхода // Право и политика. 2010. № 12.
Урсул А.Д. Переход человечества к устойчивому развитию: Проблемы и перспективы // Философские науки. 2010. № 11.
Урсул А.Д. Перспективы образовательной революции в XXI веке // Современное русское зарубежье. Т. 6. Социология. М.: МИСКП, 2010.
Урсул А.Д. Природа информации. М.: Политиздат. 1968; 2-ое изд. Челябинск: ЧГАКИ, 2010.
Урсул А.Д. Глобальное знание и глобальное образование (эволюционный подход). Красноярск: СФУ, 2011.
Урсул А.Д. Космоглобалистика: Генезис и основные направления // Век глобализации. 2012. № 2.
Урсул А.Д. На пути к информационной глобалистике: Междисциплинарный подход // Политика и общество. 2012. № 2.
Урсул А.Д. Перспективы образования в XXI веке: Глобально-эволюционный подход // "E&M smart education" International scientific journal for the European intellectual elite. 2012. № 1.
Урсул А.Д. От глобальных к космическим процессам // Пространство и время. 2012. № 2.
Урсул А.Д. Информация и глобальные процессы: Междисциплинарные исследования // Знание. Понимание. Умение. 2013. № 1-3.
Урсул А.Д. «Научная мысль как планетное явление» (К 150-летию со дня рождения В.И. Вернадского) // Философия и культура. 2013. № 5.
Урсул А.Д. Космоглобалистика: Взаимосвязь глобальных и космических процессов // Философская мысль. 2013. № 4.
Урсул А.Д. Становление глобального направления науки (К 150-летию со дня рождения В.И. Вернадского) // Безопасность Евразии. 2013. № 2.
Урсул А.Д., Урсул Т.А. Универсальный эволюционизм (концепции, подходы, принципы, перспективы). М.: РАГС, 2007.
Урсул А.Д., Урсул Т.А. Глобальные исследования: От глобализации знаний к становлению глобального знания // Философия и культура. 2010. № 8.
Урсул А.Д., Урсул Т.А. Информационный критерий развития и культура // Вестн. Челяб. гос. акад. культуры и искусств. 2011. № 1.
Урсул А.Д., Урсул Т.А. Глобальное мировоззрение и глобальные исследования // Социодинамика. 2012. № 1.
Урсул А.Д., Урсул Т.А. Универсальный (глобальный) эволюционизм и глобальные исследования // Философская мысль. 2012. № 01.
Урсул А.Д., Урсул Т.А. Эволюционные парадигмы и модели образования XXI века // Современное образование. 2012. № 1.
Урсул А.Д., Урсул Т.А., Иванов А.В. Проблема безопасности в перспективе устойчивого развития. М.: Университетская книга, 2014.
Урсул А.Д., Урсул Т. А., Иванов А.В., Маликов А.Н. Экология, безопасность, устойчивое развитие. М.: Университетская книга, 2012.
Чумаков А.Н. Глобальный мир: Проблема управления // Век глобализации. 2010.
№ 1.
Enciclopedia of Global Stadies / Ed. by H.K. Anheier, M. Juergensmeyr. Los Angeles, L. and others, 2012.
Ilyin I.V., Ursul A.D. Global studies and globalistics. The evolutionary dimension. Saarbrücken: LAMBERT Academic Publishing, 2014.
UrsulA.D., Ursul T.A. Cosmoglobalistics: Interrelation of Global and Cosmic Processes // Philosophy&Cosmology. 2014. Vol. 12.