Научная статья на тему 'Феномен футуризации в образовании для устойчивого развития'

Феномен футуризации в образовании для устойчивого развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
815
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / ANTICIPATORY EDUCATION / ENVIRONMENTAL EDUCATION / FUTURIZATION / SUSTAINABLE EDUCATION / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / SUSTAINABLE DEVELOPMENT GOALS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Урсул А. Д., Урсул Т. А.

В статье показано, что образование в интересах устойчивого развития становится не только предпосылкой достижения устойчивого развития, но и приоритетно-ключевым его средством. Переход к устойчивому развитию фактически начинается со становления образования в интересах устойчивого развития. Оно выступает в качестве одного из опережающих и главных «механизмов» достижения 17-ти Целей устойчивого развития, которые вошли в Повестку дня в области устойчивого развития до 2030 года. Тем самым образование в интересах устойчивого развития как глобальный процесс должен опережать становление устойчивого будущего в его «полном формате». Эта темпоральная особенность образования в интересах устойчивого развития осознана не только как дальнейшая экологизация образования, но и его футуризация, то есть смещение акцентов на изучение и моделирование будущего. Опережающий механизм, футуризирующий образование, складывается из включения в образование проблемы будущего, а также гораздо более ускоренного (по сравнению с другими видами человеческой деятельности) развития. По мере выявления наиболее кардинальных и приоритетных характеристик устойчивого развития они должны осваиваться образованием в интересах устойчивого развития, присоединяться к уже существующим его компонентам, тем самым будет осуществляться системно-эволюционный синтез этой новой перспективной формы образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHENOMENON OF FUTURIZATION IN EDUCATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT

The article shows that education for sustainable development (ESD) as a global process should outstrip the formation of a sustainable future in its "full format". This temporal feature of ESD is realized not only as a further ecologization of education, but also its futurization, i.e. shifting emphasis on studying and modeling the future. The leading mechanism, the futurization of education, consists of the inclusion in the formation of the problem of the future, as well as the much more accelerated development (in comparison with other types of human material activity.

Текст научной работы на тему «Феномен футуризации в образовании для устойчивого развития»

ГЛОБАЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ

УДК 37

Феномен футуризации в образовании для устойчивого развития

А. Д. Урсул

Академик АН Молдавии, доктор философских наук, профессор, профессор факультета глобальных процессов МГУ имени М. В. Ломоносова, директор Центра глобальных исследований E-mail: [email protected] Arkadiy D. Ursul Doctor of Philosophy, Professor, Honored worker of science of the Russian Federation, Academician of the Academy of Sciences of Moldova, Director of the Center for global studies and professor of the Faculty of global processes, Lomonosov Moscow State University

Т. А. Урсул

Доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой социальных наук и технологий Национального исследовательского технологического университета

МИСиС

E-mail: [email protected] Tatiana А. Ursul

Doctor of Philosophy, Professor, Honored worker of higher professional education of the Russian Federation, Head of the Department of social sciences and technology, National Research Technological University "MISiS"

В статье показано, что образование в интересах устойчивого развития становится не только предпосылкой достижения устойчивого развития, но и приоритетно-ключевым его средством. Переход к устойчивому развитию фактически начинается со становления образования в интересах устойчивого развития. Оно выступает в качестве одного из опережающих и главных «механизмов» достижения 17-ти Целей устойчивого развития, которые вошли в Повестку дня в области устойчивого развития до 2030 года. Тем самым образование в интересах устойчивого развития как глобальный процесс должен опережать становление устойчивого будущего в его «полном формате». Эта темпоральная особенность образования в интересах устойчивого развития осознана не только как дальнейшая экологизация образования, но и его футуризация, то есть смещение акцентов на изучение и моделирование будущего. Опережающий механизм, футуризиру-ющий образование, складывается из включения в образование проблемы будущего, а также гораздо более ускоренного (по сравнению с другими видами человеческой деятельности) развития. По мере выявления наиболее кардинальных и приоритетных характеристик устойчивого развития они должны осваиваться образованием в интересах устойчивого развития, присоединяться к уже существующим его компонентам, тем самым будет осуществляться системно-эволюционный синтез этой новой перспективной формы образовательного процесса.

Ключевые слова: опережающее образование, образование для устойчивого развития,

Как цитировать статью: Урсул А. Д., Урсул Т. А. Феномен футуризации в образовании для устойчивого развития // Ценности и смыслы. 2017. № 6 (52). С.8-20.

устойчивое развитие, футуризация, цели устойчивого развития, экологическое образование.

На будущие формы, парадигмы и модели образования будет влиять эволюция цивилизации, а образование как ее важная глобальная составляющая должно способствовать тем формам развития, которые в наибольшей степени будут реализовывать стратегию выживания человечества и сохранения «естественного фундамента его проживания» — биосферы. В образовании ожидаются трансформации, которые будут тесно сопряжены с эволюционными изменениями всего цивили-зационного процесса и взаимодействия общества и природы.

Образование, выступая как важный процесс и составная часть ци-вилизационного развития, отражает и транслирует основные черты и универсалии этого развития от прошлых поколений к нынешним. Однако уже наступил тот исторический момент, когда образование вместе с наукой должно уже не только транслировать полученные знания, но и с опережением формировать будущее развитие, которое во все большей степени будет становиться устойчивым развитием.

В книге «Наше общее будущее», широко известной как доклад Г. Х. Брундтланд, посвященной научному обоснованию необходимости перехода к устойчивому развитию, было дано определение этого понятия: «Устойчивое развитие — это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности» [3, с. 59]. Это определение стало наиболее распространенным после его фактического принятия на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в 1992 г. в Рио-де-Жанейро (ЮНСЕД). Такое определение выражает глубинную сущность новой модели (формы) человеческого развития, которое не должно прерываться какой-либо глобальной катастрофой антропогенного происхождения в обозримом будущем.

Устойчивое развитие после его принятия в качестве стратегии будущего развития мирового сообщества стало рассматриваться в ракурсе системной взаимосвязи экономики, экологии и социальной сферы (именуемой иногда «УР-триадой» или «треугольником»). Само по себе образование обычно относят к социальной сфере. Однако это не совсем точно, поскольку как форма деятельности образование выступает в качестве информационного взаимодействия личности, общества и природы. Причем авторы исходят из существования тесной взаимосвязи между

наукой, образованием и обществом (а также природой), учитывая, что эта связь имеет особенности своего проявления в различные периоды развития цивилизации и культуры [2; 9; 12].

Образование выходит за пределы только как одна из составных частей социальной сферы в процессе перехода к устойчивому развитию.

Оно относится, как минимум, ко всем составляющим «УР-триады». Его можно либо добавить к составляющим триады в качестве приоритетного четвертого компонента, тем самым трансформируя «треугольник» в «квадрат», либо поставить впереди всех составляющих «триады», что представляется более приемлемым для развития концепции устойчивого развития.

Устойчивое развитие — это не просто одна из предполагаемых глобальных стратегий цивилизационного процесса, а развертывающееся общепланетарное движение, от которого зависит будущее всего человечества, его судьба в третьем тысячелетии [4; 5; 6; 11]. Это совершенно новая форма (модель) развития всего мирового сообщества, которое становится на путь снижения экзистенциальных рисков и своего выживания.

Ключевой процесс в глобальном переходе к устойчивому развитию

Начавшийся общемировой переход к УР-цивилизации и ее коэволю-ционному взаимодействию с природой ставит вопрос о кардинальных преобразованиях всех форм и направлений социальной деятельности, в том числе (и прежде всего) — образования. Образование в его ориентации на устойчивое развитие и сам глобальный процесс устойчивого развития будут интегрироваться таким образом, что сформируется единый, целостный процесс устойчивого саморазвития, в котором наука и образование станут играть приоритетно-ключевую роль. Специфика образования в интересах устойчивого развития на данном этапе «устойчивого движения» в том, что оно оказывается главным процессом в глобальном переходе к устойчивому развитию.

Причем понятно, что содержание образования в интересах устойчивого развития зависит от видения стратегии реализуемой глобальной устойчивости, поэтому в настоящее время важно очертить контуры новой системной концепции устойчивого развития, которая будет использоваться в образовании [11]. Взаимная связь устойчивого развития и образования в интересах устойчивого развития налицо: образование должно активно и решающим образом содействовать воплощению

устойчивого развития, а это последнее должно в содержании образования быть представлено наиболее адекватным образом.

Важную роль в этом процессе уже сыграло Десятилетие образования для устойчивого развития (2005-2014 гг.). Цель Десятилетия, как было декларировано ЮНЕСКО, — это провозглашение образования в качестве фундамента создания более устойчивого общества людей и интеграция устойчивого развития в системе образования на всех его уровнях. Это также укрепление международного сотрудничества в области развития и обмена инновационными методами обучения по программам, практике и политике устойчивого развития. Как отмечается в недавно принятой Глобальной программе действий по образованию в интересах устойчивого развития, пришедшей на смену упомянутому Десятилетию, «Образование позволяет людям понять характер и масштаб проблем в области устойчивого развития; оно дает возможность сформировать критический, нестандартный и творческий подход, необходимый для поиска новых, более эффективных решений общемировых проблем; оно позволяет людям понять суть тех мощных факторов, которые определяют неустойчивый образ жизни; и оно может помочь людям выработать уверенность в себе, организационные навыки и оптимизм, который позволит им действовать по отдельности и коллективно во благо интересов устойчивого будущего» [1].

Особую и весьма важную роль сыграла Стратегия Европейской экономической комиссии ООН для образования в интересах устойчивого развития [7]. Стратегия явилась первым официальным документом в области создания новой модели образования, способной обеспечить выживание цивилизации, который подписали более 25% стран — членов ООН.

На 70-ой Генеральной ассамблее ООН в рамках Саммита по устойчивому развитию (СУР) в сентябре 2015 г. была принята Повестка дня в области устойчивого развития до 2030 года, в которую были включены новые 17 глобальных Целей устойчивого развития. По мнению руководителей ООН, принятие официального документа «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» [6] знаменует новый исторический этап перехода к устойчивому развитию всего мирового сообщества. Цели устойчивого развития являются продолжением как целевых ориентиров всех предыдущих документов ООН по устойчивому развитию, так и Целей развития тысячелетия, в которых было выделено в качестве приоритетных восемь

международных целей развития и которые были приняты государствами — членами ООН в 2000 году и в основном завершены к 2015 году.

Среди целей устойчивого развития в качестве четвертой была выделена цель «Обеспечить всеохватное и справедливое качественное образование и поощрять возможности обучения на протяжении всей жизни для всех». Эта цель в ООН и ЮНЕСКО представляется в качестве новой концепции мирового образования, которая заключается в преобразовании жизни людей с помощью образования, причем акцентируется внимание на важной роли образования в качестве основной движущей силы развития и в достижении других предлагаемых целей устойчивого развития [2; 18].

В «Информационной записке о Всемирной конференции по образованию в интересах устойчивого развития в 2014 году» отмечается, что образование в интересах устойчивого развития позволяет каждому приобрести ценности, компетенции, навыки и знания, необходимые для построения будущего в соответствии с задачами устойчивого развития. Образование в интересах устойчивого развития предполагает интеграцию содержания, касающегося устойчивого развития, в рамки образования и использование таких облегчающих освоение навыков методов обучения и преподавания, как критическое осмысление и самостоятельная мотивация для осуществления деятельности в интересах построения лучшего будущего [3].

Важное значение имели принятые в процессе подготовки Конференции ООН в 2012 г. «Рио+20» «Обязательства учреждений высшего образования в отношении практики обеспечения устойчивости в связи с Конференцией ООН по устойчивому развитию» (НБ81), согласно которым руководители вузов и их подразделений обязуются поддерживать международные усилия по переходу к устойчивому развитию (кстати, в них приняли участие восемь вузов России, включая МГИМО и МГУ имени М. В. Ломоносова в «лице» факультета глобальных процессов [15]). В общей сложности 272 организации в 47 странах взяли на себя обязательства НБ81 в июне 2012 г., включая университеты из всех шести регионов ООН. Это пока очень мало, однако начало глобальному процессу формального вовлечения с помощью ООН высшего образования в ОУР положено, и создаваемая сеть университетов фактически начинает играть роль особого транснационального актора, на международном политическом уровне принимающего на себя ряд обязательств, способствующих реализации глобальной устойчивости.

В основном это обязательства разработки тех или иных аспектов

устойчивого развития, развития образования в интересах устойчивого развития и обсуждения проблем устойчивого развития на научных форумах. Подписание руководителями образовательных учреждений многих стран мира Обязательства о содействии методам обучения, которые помогут студентам приобрести знания, умения и навыки, необходимые для создания более устойчивого общества, будут стимулировать исследования проблем устойчивого развития и распространяться на другие вузы. Прежде всего речь идет о тех вузах, где было достаточно серьезно развито экологическое образование и где образование в интересах устойчивого развития становится стартовой площадкой для внедрения всего комплекса идей устойчивого развития в образовательный процесс. Но для этого необходимы были не только объективные условия, но и субъективные, а именно — понимание конкретными коллективами ученых и педагогов важности внедрения «устойчивых инноваций» в образовательный процесс.

Спасение человечества и планеты зависит теперь от образования. Выживание и дальнейшее развитие через образование — новый девиз грядущей эволюции цивилизации [17; 18].

Экологическое образование для устойчивого развития

После Конференции ООН по окружающей среде в 1972 г. в Стокгольме в мировом образовании появились новые элементы (направления) и системные взаимосвязи, которые выразились в развитии профессионального экологического образования и экологизации других направлений и форм образования (хотя это направление оказалось менее развитым, чем первое). Эти направления еще в конце прошлого столетия начали базироваться на идее и стратегии устойчивого развития. Роль экологического образования станет усиливаться в общей системе образования по мере того как последняя будет превращаться вначале в экологическое образование для устойчивого развития, а затем в более целостную систему образования в интересах устойчивого развития. Вместе с тем важно уже сейчас осознать, что экологическое образование в том виде, в котором оно представлено в настоящее время, и то, чем должно стать в модели устойчивого развития — это существенно разные виды образования [2; 9; 13].

Реально экологическое образование пока не приобрело достаточно высокого статуса и его развитие происходит, несмотря на отдельные успехи, по остаточному принципу, оно все еще продолжает отторгаться

как системой образования, так и самим обществом. И эта ситуация мало будет изменяться до тех пор, пока не начнется активный переход к устойчивому развитию и в других сферах деятельности. Роль экологического образования будет усиливаться в мировом образовании по мере того, как это последнее будет превращаться в систему образования для устойчивого развития [2; 9; 13; 14].

Решение экологических проблем, в том числе и с помощью экологического образования, оказалось инновационным прорывом в будущее, связанным с устойчивым развитием. Экологический «мост» от современного неустойчивого развития к модели и стратегии устойчивого развития не может сформироваться без экологического образования в его широком понимании. Причем следует согласиться с тем, что даже в модели неустойчивого развития экологическое образование должно иметь приоритетный статус, отражая растущую значимость экологической проблемы в выживании цивилизации и сохранении биосферы. И все же, утверждая это, мы вынуждены констатировать явное противоречие модели неустойчивого развития и проблем экологии, т.е. экофобную сущность современной цивилизационной модели.

Между тем опережающий характер экологического и других видов образования для устойчивого развития следует из того, что экологические (особенно глобальные) проблемы и их негативно-катастрофические последствия можно только предотвратить, то есть конечное их решение имеет принципиально упреждающий характер. Ведь ликвидировать последствия планетарной социально-экологической либо иной планетарной катастрофы будет просто некому, поэтому единственный способ их не допустить — это опережающими решениями и действиями предотвратить их в глобальном масштабе. Тем самым глобальная ориентация деятельности одновременно ведет ее к ее футуризации.

Если в модели неустойчивого развития самый распространенный способ реагирования на чрезвычайные ситуации, кризисы и катастрофы — это ликвидация их последствий (когда они носят локальный характер), то достижение устойчивого развития предполагает предотвращение кризисов и катастроф (что, кстати, на порядок дешевле в экономическом плане). Продолжение существования и дальнейшего цивилизационного развития требует от антропогенной деятельности использования опережающих механизмов.

Экологическое образование даже в его ориентации на устойчивое

развитие не может подменить образования в интересах устойчивого развития, которое теперь видится как некоторый комплекс, а в перспективе — как система различных направлений и моделей, которые постепенно будут наполнять «устойчивое образовательное пространство».

Проблема и процесс футуризации образования

К важным особенностям развития образования в интересах устойчивого развития в России следует отнести ту черту, что здесь впервые было осознано, что наиболее существенной тенденцией развития образования в интересах устойчивого развития является не только дальнейшая экологизация образования, но и его футуризация, то есть смещение акцентов на изучение и моделирование будущего. И понятно почему: модель устойчивого развития является пока лишь нормативным прогнозом, который еще предстоит реализовать. Поэтому, наряду с другими характеристиками, в образовании в интересах устойчивого развития в качестве особенностей, отличающих новую форму образования от современной, выделяются опережающие механизмы развертывания образовательного процесса. Опережающий процесс, футуризирующий образование, складывается из включения в содержание образования проблемы будущего, а также из гораздо более ускоренного развития образования по сравнению с другими видами человеческой деятельности.

Действительно, устойчивому развитию как модели сбалансированного социоприродного развития должна соответствовать та форма образования, которую называют опережающим образованием [2; 9]. Идея опережающего образования как «темпорального ядра» образования в интересах устойчивого развития УР заключается в формировании нового сознания человека и человечества в целом, которое не отставало бы от бытия, а в значительной степени его опережало. В последние же десятилетия формирование сознания человека и социума, причем такого сознания, которое может эффективно содействовать переходу к УР, оказалось под угрозой. Отстающее от бытия сознание — это «историческая норма» и «глобальное состояние» человека и всего общества в современной модели неустойчивого развития.

Другого пути перехода к устойчивому развитию, кроме формирования опережающего сознания у той части населения планеты, которое принимает глобально-международные и государственные решения либо влияет на них, не существует. Это возможно и необходимо сделать лишь

с помощью науки и образования (а также просвещения), которые повернут сознание отдельного человека и значительной части населения планеты в сторону будущего, прежде всего в его нормативно-устойчивой форме.

Идея опережающего образования как «ядра» образования в интересах устойчивого развития заключается в формировании такого сознания человека и человечества в целом, которое не отставало бы от бытия, а опережало его (разумеется, в какой-то его части). Будущие поколения людей, сформировавшие с помощью образования в интересах устойчивого развития опережающее «устойчивое мировоззрение», смогут более эффективно осуществлять переход к устойчивому развитию, и эта модель нового цивилизационного развития из виртуально-периферийной, какой она является в настоящее время, станет основой дальнейшего существования и эволюции человечества.

Формирование коллективного, а в перспективе глобального сознания, в существенной степени опережающего социальное бытие, а не отстающего от него, произойдет в полной мере лишь на пути созидания общепланетарного информационного общества и в перспективе — сферы разума (ноосферы). Такое соотношение становящегося глобального сознания и ускоряющего темпы человеческого бытия возможно лишь в будущей ноосфере, которая будет формироваться через переход к устойчивому развитию и становление информационной цивилизации. Именно в ноосфере приоритетное место займет не просто разум, а опережающий целостно-коллективный интеллект всего человечества, сформировавшего эту целостность благодаря глобализации через устойчивое развитие и использование новейших информационно-коммуникационных технологий. Это станет возможным, если на приоритетное место будут выходить все процессы, связанные с интеллектуально-информационной деятельностью и будет формироваться интегральный ноосферный интеллект цивилизации [2; 10; 19].

Для образования XXI в. нужна также футуризованная (опережающая) наука, которая не только должна развиваться ускоренными темпами, но и быть ориентированной на нормативный прогноз в форме устойчивого развития (что не исключает разработку поисковых прогнозов, альтернативных сценариев, гипотез и т.д.) [2; 9; 10; 12; 16; 19]. Если наука всерьез займется будущим и включит его в сферу своей деятельности столь же полноправно, как она это делает с настоящим и прошлым, то ее ждет «шок будущего», о котором для других областей деятельности

писал почти полвека тому назад Э. Тоффлер в «Футурошоке» [8].

Переход к устойчивому развитию имеет принципиально и потенциально планетарный характер как в силу целостности и сильных экологических взаимосвязей компонентов биосферы, так и формирования в ходе глобализации целостности человеческой цивилизации. Предполагая решение глобальной социально-экологической проблемы при переходе на путь устойчивого развития, нам стало очевидным, что выход на «устойчивую траекторию» не может состояться из-за существенной взаимосвязи с другими глобальными проблемами. Вот почему возникла необходимость от преимущественно экологического видения устойчивого развития перейти на глобальный уровень, как более высокий и системный.

Причем опережающие решения и действия должны распространяться не только на проблемы окружающей среды, но и на все другие глобальные (а в перспективе даже на космические) проблемы, ведь именно на их решение и рассчитан переход к устойчивому развитию.

Это уже не просто «вызов-ответ», а предвидение опасностей и опережающая «реакция» на них, т.е. принципиально иная схема футу-ризированной и глобальной деятельности, в том числе и в области глобально-ориентир ов анного образов ания.

Формирование глобального мира сопряжено с появлением новых угроз и опасностей общепланетарного масштаба, которые могут вызвать антропогенную глобальную катастрофу. Возникает необходимость воздействия на глобализацию и другие глобальные процессы через переход к устойчивому развитию, ориентированному на всестороннее обеспечение безопасности и выживание цивилизации. В будущем глобальном мире с устойчивым развитием национальная и глобальная безопасность будут обеспечиваться главным образом не через защиту, а преимущественно через этот тип наиболее безопасного развития, что будет содействовать утверждению позитивных и снижению негативных тенденций и последствий глобального развития.

Образование в интересах устойчивого развития становится ключевым «механизмом» грядущего перехода к устойчивому развитию, принимающему глобальные масштабы. Процессы глобализации и футуризации, сопровождающие переход к устойчивому развитию, означают, что человечество перестает быть «локально-пространственной» земной цивилизацией и становится «планетарно-футуристической», претендующей

на космическое продолжение своего существования. От современной глобализации, мыслимой чаще всего в пространственных координатах и измерениях, намечается переход к глобализации через устойчивое развитие как «темпорально-опережающему» процессу, когда единство социоприродной системы в перспективе предстает как пространственно-временная эволюционная целостность [2; 10; 19].

***

Ясно, что образование не должно оставаться на периферии глобального развития в качестве традиционно отстающей составляющей этого процесса, а обязано стать его особенно важным опережающим «катализатором». Более того, можно считать, что без специальным образом организованных науки, образования и просвещения человечество в принципе не сможет перейти к устойчивому развитию и следующим за ним формам цивилизационного процесса, гарантирующим его выживание и неопределенно долгое существование.

Образование, мыслимое как непрерывный инновационный процесс, должно будет не только модернизироваться, но и в существенной степени футуризироваться, становиться во все большей степени опережающим образованием, не отстающим от современной жизни, а эффективно прокладывающим путь в наше общее глобальное и устойчивое будущее. Опережающее образование в некотором смысле тоже оказывается «дистанционным» образованием, уже не только в пространственных координатах, но и во временном измерении, реализуя вектор футуризации.

Образование в интересах устойчивого развития как опережающее должно будет не только быстрее развиваться относительно практической, особенно преобразующей деятельности, но и фокусировать внимание на будущем в самом содержании обучения, развития и воспитания, исходить из эволюционного по своей сути принципа темпоральной целостности как системной взаимосвязи трех периодов времени — прошлого, настоящего и будущего (взаимодействие темпомиров). Очевиден и темпоральный динамизм и вектор эволюции опережающего образования — периоды будущего в этом темпоральном целом будут расширяться.

Можно ожидать, что формирование образования в интересах устойчивого развития, наряду с развитием науки, обратившей свои взоры к ноосферно-устойчивому будущему, станет главным процессом в ми-

ровом образовании уже в текущем столетии. В принципе, ожидается новая «образовательная революция», которую в какой-то степени можно именовать «устойчивой революцией» в образовании. Наука и образование при переходе к устойчивому развитию будут в ускоренном темпе и во все больших масштабах соединяться в общий глобальный научно-образовательный процесс (и систему), работающий на созидание общества с УР, мыслимого в перспективе в качестве глобальной сферы разума (ноосферы) [2; 9-13; 19].

Хотя экологическая составляющая (и соответствующая модель) образования в настоящее время превалирует в той форме образования в России, которым сейчас именуется ОУР-образованием в интересах устойчивого развития, но это пока лишь начальный этап формирования новой системно-целостной модели образования в интересах устойчивого развития. К экологической составляющей образования в интересах устойчивого развития уже начинает добавляться модель ОУР как опережающего образования, концепции глобализации образования и различных форм глобального образования, а в дальнейшем будут синтезированы и другие модели образования (например, начавшийся процесс косми-зации образования и становления космического образования на базе астрономии, космонавтики и космизированной науки, онтологическая модель образования на базе глобального эволюционизма и т.д.).

Образование в интересах устойчивого развития в гораздо более целостном виде появится в будущем (как и более системная концепция самого устойчивого развития [11; 19]), но важно выявить его основные принципы и закономерности развития, влияние этого типа образования на все образование в целом, оценить возможности и сроки превращения образования в «устойчивое образование» в глобальной перспективе. Главное, чтобы в процессе своей эволюции образование в интересах устойчивого развития выполняло свою наиболее важную функцию — опережающим образом и во все расширяющихся масштабах активно участвовало в реализации новой цивилизационной модели (формы) развития и тем самым превратилось бы в реальное средство спасения планеты и человечества от надвигающихся глобальных и других катастроф.

Образование с этой точки зрения — это не только трансляция знаний и культуры от прошлых поколений к нынешним и будущим, но и опережающая подготовка человека к эффективным действиям по переходу к устойчивому развитию. При этом, как сказано в Концепции перехода РФ

к устойчивому развитию (1996 г.), «движение человечества к устойчивому развитию в конечном счете приведет к формированию предсказанной В. И. Вернадским сферы разума (ноосферы), когда мерилом национального и индивидуального богатства станут духовные ценности и знания Человека, живущего в гармонии с окружающей средой» [4].

Литература

1. Глобальная программа действий по образованию в интересах устойчивого развития [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.geogr.msu.ru/science/projects/ our/docs/index.php (дата обращения: 01.11.2017).

2. Ильин И. В., Урсул А. Д. Образование, общество, природа: Эволюционный подход и глобальные перспективы / предисловие В. А. Садовничего. М.: Издательство Московского университета, 2016. 556 с.

3. Информационная записка о Всемирной конференции по образованию в интересах устойчивого развития в 2014 году [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. geogr.msu.ru/science/projects/our/docs/index.php (дата обращения: 01.11.2017).

4. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ecology.gpntb.ru/usefullinks/oficialdoc/ zakonrf/zakons_ukaz/zakons_264_(дата обращения: 01.11.2017).

5. Наше общее будущее: доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию / пер. с англ. М.: Прогресс. 1989. 376 с.

6. Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sustainabledevelopment.un.org/post2015 (дата обращения: 01.11.2017).

7. Стратегия ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.geogr.msu.ru/science/projects/our/ docs/index.php (дата обращения: 01.11.2017).

8. Тоффлер Э. Футурошок / пер. с англ. М.: АСТ. 2002. 557c.

9. Урсул А. Д. Опережающее образование. От модернизации к футуризации. Saarbrücken: Dictus Publishing, 2015. 304 с.

10. Урсул А. Д. Феномен ноосферы: Глобальная эволюция и ноосферогенез. М.: Ленанд, 2015. 336 с.

11. Урсул А. Д., Урсул Т. А. Векторы достижения устойчивого будущего // Философские науки. 2017. № 7. С. 139-149.

12. Урсул А. Д., Урсул Т. А. Глобальный вектор науки и образования // Alma mater. Вестник высшей школы. 2017. № 9. С. 17-21.

13. Экологическое образование и устойчивое развитие / под ред. А. Д. Урсула. М.: Луч, 1996. 235 с.

14. Higher education and sustainable development / Eds. B. Scott and S. Gouph. L.: Routledge, 2007.194 p.

15. Higher Education Sustainability Initiative for Rio+20 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.uncsd2012.org/index.php?page=view&nr=341&type=12&me nu=35_(дата обращения: 01.11.2017).

16. Ilyin I. V., Ursul A. D. Global Knowledge Revolution. Globalistics and Globalization Studies. Aspects & Dimensions of Global Views. Volgograd: Uchitel, 2014. Р. 5-47.

17. Sustainable Development Begins with Education. How education can contribute to the proposed post-2015 goals. Paris: UNESCO. 2014. 20 p.

18. Ursul A. D., UrsulT. A. New Goals ofSustainable Future // Philosophy and Cosmology. 2017. Vol. 18. Р. 37-50.

19. Ursul A. D., UrsulT. A. Towards a global sustainable future // Philosophy and Cosmology. 2015. Vol. 15. Р. 110-160.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.