УДК 37
Т.П. НИКОЛАЕВА, доктор экономических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств, e- mail: [email protected] И.Б. БИЧЕВА, кандидат педагогических наук, доцент, НГПУ им. К.Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, e- mail:[email protected]
ОБРАЗОВАНИЕ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ДОСТИЖЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ И ОСНОВА БУДУЩЕГО ПРОГРЕССА
T.P. Nikolaeva, I.B. Bicheva
EDUCATION AS A PREREQUISITE ACHIEVE SUSTAINABLE DEVELOPMENT AND A BASIS FOR FUTURE PROGRESS
В статье обосновывается актуальность образования как ключевого фактора создания более устойчивого общества и особо подчеркивается роль образования как важнейшего инструмента эффективного управления и развития демократии, необходимых для достижения устойчивого развития.
В данной статье раскрыты научно-теоретические аспекты и ведущие тенденции концепции образования для устойчивого развития (ОУР), дано терминологическое понятие «Образование в интересах устойчивого развития», выделены цели и основополагающие принципы образования, отвечающие требованиям устойчивого развития общества. В публикации говорится о том, что образование и устойчивое развитие - два процесса, направленные в будущее и призванные обеспечить качественную жизнь нынешним и будущим поколениям. Цель образования для устойчивого развития - непрерывное профессионально личностное развитие человека, помогающее ему понять свои потенциальные возможности, сформировать способности разрешать жизненные и профессиональные ситуации, обеспечивающее повышение качества его жизни, необходимые для достижения гармонии между результатами общества, государства, обучающимися и требованиями устойчивого развития.
Определены возможности и ограничения образования в интересах устойчивого развития с позиции его сохранения и развития.
Ключевые слова: устойчивое развитие, образование для устойчивого развития (ОУР), цель, принципы, сохранение, развитие.
Relevance of education as key factor of creation of steadier society and the education role as the most important instrument of effective management and development of democracy necessary for achievement of a sustainable development is highlighted locates in article.
In this article scientific-theoretical aspects and the leading tendencies of the concept of education for a sustainable development (OUR) are opened, the terminological concept "Education in Interests of a Sustainable Development" is given, the purposes and the fundamental principles of the education meeting the requirements of a sustainable development of society are allocated. In the publication it is said that education and a sustainable development - two processes directed to the future and urged to provide qualitative life to present and future generations. The education purpose for a sustainable development - the continuous professional and personal development of the person helping it to understand the potential opportunities, to create abilities to resolve life and professional situations, the providing improvement of quality of his life, harmonies, necessary for achievement, between the results of society, state which are trained and requirements of a sustainable development.
Opportunities and restrictions of education in interests of a sustainable development from a position of its preservation and development are defined.
Keywords: sustainable development, education for a sustainable development (OUR), the purpose, the principles, preservation, development.
Определение устойчивого развития было сформулировано в докладе Международной комиссии по окружающей среде и развитию «Наше общее будущее» [13]:
Устойчивое развитие - это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Оно включает два ключевых понятия: первая группа понятий: потребность и возможность, необходимые для существования, то есть для сохранения и развития общества. Вторая группа понятий: ограничения, обусловленные состоянием технологий и организацией общества, накладываемых на возможности удовлетворять потребности общества.
В докладе подчеркивается, что с развитием связано прогрессивное преобразование экономики и общества, а устойчивость может быть обеспечена лишь при условии, что при разработке политики развития уделяется внимание таким вопросам, как изменения в доступе к ресурсам и в распределении затрат и доходов между различными слоями населения.
В соответствии с рекомендацией Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию Генеральная Ассамблея ООН (57 сессия ГА ООН, 2002 г.) провозгласила, начиная с 1 января 2005 года, Десятилетие образования в интересах устойчивого развития (ДОУР) и назначила ЮНЕСКО ведущим учреждением по вопросам его проведения. В докладе «Образование: сокрытое сокровище», представленном в адрес ЮНЕСКО Международной комиссией по образованию для XXI века (1996 год), особо подчеркивается роль образования для создания демократического и стабильного будущего. Основополагающими факторами образования для будущего выделены четыре фактора: обучение для жизни вместе, обучение знаниям, обучение навыкам и обучение жизни.
Терминологическое понятие «Образование в интересах устойчивого развития» рассматривается в рамках ООН в качестве концептуального подхода, включающего такие совокупные компоненты, как:
1. Образование, дающее учащимся возможность приобрести навыки, способность действовать, представления и знания, необходимые для обеспечения устойчивого развития.
2. Образование на всех уровнях и во всех общественных ячейках (семья, школа, рабочее место, коллектив и т.д.).
3. Образование с целью формирования социально ответственных граждан и укрепления демократии, при которой отдельные граждане или их объединения пользуются своими правами, выполняя при этом и свои гражданские обязанности.
4. Образование, содействующее получению знаний в течение всей жизни.
5. Образование, направленное на гармоничное развитие личности.
Образование для устойчивого развития - это развивающаяся концепция, направленная на обеспечение понимания взаимосвязи между вопросами устойчивого развития и развитием знаний, навыков, перспектив и ценностей, которые дадут возможность людям любого возраста принять на себя обязательства по созданию устойчивого будущего и обладанию им.
В Европейской стратегии образования в интересах устойчивого развития (ОУР) отмечается, что образование и устойчивое развитие - два процесса, направленные в будущее и призванные обеспечить качественную жизнь нынешним и будущим поколениям. Особо подчеркивается роль образования как одной из предпосылок для достижения устойчивого развития и важнейшего инструмента эффективного управления и развития демократии.
Суть стратегии состоит в том, чтобы перейти от образования знаний и навыков к образованию, обеспечивающего готовность действовать и жить в быстроменяющихся условиях, учиться планировать социально-экономическое развитие на перспективу, предвосхищая возможные последствия для устойчивости природных экосистем и
социальных структур. Основополагающими принципами образования в интересах устойчивого развития Стратегия определяет [19]:
- непрерывность образования, продолжающегося всю жизнь, на всех его уровнях: от дошкольного до высшего и образования для взрослых, включая формальное, неформальное и неофициальное обучение;
- учет меняющегося характера устойчивого развития;
- переориентирование образования (на всех уровнях) в направлении устойчивого развития;
- повышение информированности общественности и поощрение профессиональной подготовки;
- применение целостного, комплексного и междисциплинарного подходов;
- воспитание уважения к различным культурам и их понимание;
- учет различий местных, национальных и региональных условий в глобальном контексте, обеспечение равновесия между глобальными и местными интересами;
- инициатива развития культуры взаимодействия, взаимоуважения и толерантности;
- использование инновационных технологий и методов активного социально-профессионального обучения.
Принятие Боннской декларация (Бонн, 2009г.) является центральным событием Десятилетия образования для устойчивого развития. В ней обращается внимание на то, что образование для устойчивого развития должно обеспечивать ценности, знание, навыки и компетентности для устойчивого существования и участия в жизни общества и для достойной работы, реализации жизненных шансов и стремлений, устойчивого будущего для молодых людей [3, п.4].
Образование для устойчивого развития в XXI-м веке рассматривается как новое направление образования и обучения для всех [3, п.6]. Через системный и комплексный подход ОУР способствует созданию гибкого, здорового и устойчивого общества, привносит в систему образования и обучения новые основания, качество, значение и цели. Оно основано на таких ценностях, как справедливость, равенство, терпимость, достаточность и ответственность, на таких принципах и методах, которые необходимы, чтобы эффективно ответить на существующие и возникающие вызовы. ОУР связано с различными потребностями и конкретными условиями жизни людей и дает навыки, необходимые для решения проблем, привлекая методы и знания, свойственные местным традиционным культурам, а также новые идеи и технологии. ОУР уделяет особое внимание формированию творческого и критического подходов, перспективного и инновационного мышления, а также расширению возможностей для действий в условиях неопределенности и для решения сложных проблем.
Образование для устойчивого развития - это то направление, которое поможет принять ценности, развить знания и умения, которые позволят в дальнейшем принимать решения для улучшения качества жизни, без угрозы для будущего планеты (С.В. Алексеев, 2008).
Признавая образование как основу будущего прогресса и необходимое условие достижения устойчивого развития, необходимо определить возможности и ограничения образования и понять, что должно сохраняться и, что должно изменяться в системе образования (рисунок 1).
Приемлемое состояние
Рисунок 1 - Образование - ключевой фактор устойчивого развития
Цель образования для устойчивого развития можно определить как непрерывное профессионально-личностное развитие человека, помогающее ему понять свои потенциальные возможности, сформировать способности разрешать жизненные и профессиональные ситуации, обеспечивающие повышение качества его жизни, необходимые для достижения гармонии между результатами общества, государства, обучающимися и требованиями устойчивого развития.
Сохранение качественных характеристик обеспечивается инвариантной составляющей образования, прежде всего, фундаментальными научными открытиями в области философии, физики, математики, естествознания, химии. Сохраняется самое ценное в знаниях из всего, что накоплено человечеством: системность, прочность, полнота, созидательность, их доказательность, надежность, дающие возможность удовлетворения потребностей обучаемых в качественном обучении сегодня и в будущем.
Развитие, как непрерывное изменение количественных величин, обеспечивается вариативной составляющей образования, предоставляя возможность выбора, опережающий характер и инновационность содержания в соответствии с изменяющимися образовательными потребностями и возможностями, а также личностными предпочтениями.
Образование для устойчивого развития сочетает в себе совокупность двух оснований: базисных и вариативных. Базисные основания определяют сущностные свойства личности, которые обеспечивают ее сохранение и инвариантность. Вариативные основания являются потенциальными возможностями личности для творческого преобразования в профессиональной деятельности и обеспечивают ее развитие.
Таким образом, образование, направленное на реализацию задач устойчивого развития человечества, представляет собой интегративное направление по проектированию и осуществлению образовательного процесса и способствует подготовке обучающихся к жизни сообразно потребностям времени по сохранению мира, решению социальных, экономических и экологических проблем, бескризисного развития человечества в пределах емкости биосферы и анализа реальной жизни.
Важной особенностью образования для устойчивого развития является его ориентация на перспективу, проработку проблем и поиск возможных решений, а не просто констатации и передачи имеющихся знаний и существующих проблем. Следовательно, преподавателю недостаточно быть просто информатором, передающим знания и опыт, а обучающимся получателями готовых знаний. Необходима организация такой образовательной среды, которая обеспечивает развитие самостоятельности, инициативности, стремление к самосовершенствованию, формирует навыки критического восприятия информации, умение делать обоснованный выбор между альтернативами, способность взаимодействовать и др.
В заключении следует отметить, что образование как социальная система должно быстро адаптироваться к социальным, экологическим и экономическим изменениям современного мира и, как следствие, постоянно развиваться.
Поэтому образование для устойчивого развития можно рассматривать как образовательную парадигму прогрессивного развития личности человека и общества в целом, методологическим основанием которой является концепция устойчивого развития, определяющая потребности, возможности и ограничения, необходимые для сохранения и развития общества.
Образование как механизм формирования будущего цивилизации обладает определённым потенциалом и возможностями на основе усвоения специальных научных знаний, ориентированных на ценностное мировоззренческое знание, основанное на этике ответственности за состояние окружающей среды.
Рассматривая образование как ключевой фактор устойчивого развития, в статье показано, что в условиях быстроменяющегося мира сохранение образования обеспечивается качественными характеристиками, прежде всего, фундаментальными научными открытиями.
Развитие, как непрерывное изменение количественных величин, обеспечивает общность и единство педагогического процесса, оптимальные условия организации педагогического пространства и взаимодействия преподавателя с обучающимися, способствует системному освоению студентами содержания предметной области и непрерывному овладению культурой через освоение совокупности необходимых предметных знаний, способностей в конкретной области, позволяющих органично включать их в свою жизнедеятельность.
Образование в контексте концепции устойчивого развития ставит перед педагогическим сообществом новые целевые ориентиры осуществления профессиональной деятельности, поиска нового содержания образования, инновационных технологий обучения, результатом которых должно стать сформированное концептуальное мышление обучающихся, возможность учиться, делая, решая проблемы, критически анализируя разнообразные точки зрения.
Образовательное пространство должно обеспечивать развитие общественного и индивидуального сознания, основанного на творческом познании общечеловеческой культуры, включающей в себя формирование ценностных ориентаций, развитие способностей, формирование персональной ответственности за свое поведение и деятельность, позволяющих личности жить в постоянно меняющемся мире.
ЛИТЕРАТУРА
1. Афанасьев, Ю.Н. Может ли образование быть негуманитарным? / Ю.Н. Афанасьев // Вопросы философии. - 2000. - №7. - С. 37-42.
2. Беляков, С.А. Организационно-экономический механизм устойчивого развития системы высшего профессионального образования в условиях формирования национальных университетов, системообразующих и инновационных вузов / С.А. Беляков. - М.: МАКС Пресс, 2007. - 136 с.
3. Введение в теорию устойчивого развития: курс лекций / Отв. ред. Н.М. Мамедов. - М.: Ступени, 2002. - 240 с.
4. Всемирная конференция ЮНЕСКО по образованию в целях устойчивого развития [Электронный ресурс]. - Бонн, Германия, 2009. - URL: www.esd-world-conference-2009.org (дата обращения: 19.10.2014).
5. Доклад регионального совещания министров ЕЭК ООН по Всемирной встрече на высшем уровне по устойчивому развитию [Электронный ресурс]. - URL: http://www.unece.org/fileadmin/DAM/env/documents/2001/ece/ac22/ece.ac.22.2001.2.r.pdf (дата обращения: 22.10.2014).
6. Доклад о ходе осуществления стратегии ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития [Электронный ресурс]. - URL: www.unece.org/env/esd/Implementa-tion/reportsGov/Rus.Federation.Ru.pdf (дата обращения: 19.10.2014).
7. Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию [Электронный ресурс] / Документы Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию в Йоханнесбурге. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl conv/declarations/pdf/decl wssd.pdf (дата обращения: 15.10.2014).
8. Кузнецов, О.Л. Устойчивое развитие: научные основы проектирования в системе природа - общество - человек / О.Л. Кузнецов. - Санкт-Петербург: Гуманистика, 2001. - 616 с.
9. Кумбс, Ф. Г. Кризис образования в современном мире: Системный анализ / Ф.Г. Кумбс. -М.: Прогресс, 1970. - 293 с.
10. Михалев, А.С. Кризис мировой образовательной системы / А.С. Михалев // Инновационные образовательные технологии. - 2005. - №1. - С. 5-14.
11. Модернизация российского образования: документы и материалы / под ред. Э.Д. Днепрова. - М.: ГУ ВШЭ, 2002. - 332 с.
12. Наше общее будущее: Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР). М.: Прогресс, 1989. - 372 с.
13. Образование для устойчивого развития: материалы Всероссийского совещания «Образование для устойчивого развития» / под ред. Н.С. Касимова, В.С. Тикунова. -Смоленск: Манжента, 2003. - 160 с.
14. Образование в интересах устойчивого развития: тез. докл. и презентаций XV Междунар. конф. - Санкт-Петербург: ООО «Открытый мир», 2009. - 386 с.
15. Россия на пути к образованию для устойчивого развития / под ред. Н.С. Касимова и С.М. Малхазовой. - М.: Геос, 2006. - 206 с.
16. Стратегия ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития. - Вильнюс,
2005. - 22 с. [Электронный ресурс] / UNECE Information Service URL: http://www.unece.org/env/esd/Strategy&Framework.htm (дата обращения: 19.10.2014).
17. Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI веке / под ред. А.Г. Гранберга, В.И. Данилова-Данильяна, М.М. Циканова, Е.С. Шопхоева. - М.: Экономика, 2002. - 414 с.
18. Урсул, А.Д. Концепция опережающего образования и устойчивое развитие / А.Д. Урсул // Наука и образование в интересах устойчивого развития: сб. науч. тр. - МГАДА Москва,
2006. С.180-187.
19 Урсул, А.Д. Образование для устойчивого развития: инновационно-опережающие процессы [Электронный ресурс] / А.Д. Урсул // Официальный сайт Гуманитарно-экологического института. URL: http://www.mgeu.ru/razvitie/ursul (дата обращения: 10.11.2014).
20. Худин, А.Н. Устойчивое развитие образовательного процесса в высшем учебном заведении / А.Н. Худин // Мир образования - образование в мире. - 2005. - №4. - С. 146-158.
© Николаева Т.П., Бичева И.Б., 2014