Научная статья на тему 'Оценка реализации Стратегии ЕЭК ООН в области образования в интересах устойчивого развития в мире'

Оценка реализации Стратегии ЕЭК ООН в области образования в интересах устойчивого развития в мире Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
482
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ / EDUCATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT / ANALYSIS OF FULFILLMENT OF COMMITMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мельник Татьяна Евгеньевна

В статье анализируются достижения и проблемы в реализации стратегии ЕЭК ООН в области образования в интересах устойчивого развития в мире. На основе полученных результатов приводятся рекомендации по совершенствованию данного направления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мельник Татьяна Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION IMPLEMENTATION OF THE UNECE STRATEGY FOR EDUCATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT IN THE WORLD

The article analyzes the achievements and problems in the implementation of the UNECE Strategy for education for sustainable development in the world. On the basis of the results, the recommendations are given for improvement of this direction

Текст научной работы на тему «Оценка реализации Стратегии ЕЭК ООН в области образования в интересах устойчивого развития в мире»

УДК 14.01.11

ОЦЕНКА РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ЕЭК ООН В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В МИРЕ

UDC 14.01.11

EVALUATION IMPLEMENTATION OF THE UNECE STRATEGY FOR EDUCATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT IN THE WORLD

Мельник Т атьяна Евгеньевна к.э.н.

ФГБОУВПО «Орловский государственный университет» Орел, Россия

В статье анализируются достижения и проблемы в реализации стратегии ЕЭК ООН в области образования в интересах устойчивого развития в мире. На основе полученных результатов приводятся рекомендации по совершенствованию данного направления

Ключевые слова: ОБРАЗОВАНИЕ В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ, АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ЕЭК ООН В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Melnik T atyana Evgenyevna Cand.Econ.Sci.

Federal State Educational Establishment of Higher Education the «Orel State University» Orrl, Ruusia

The article analyzes the achievements and problems in the implementation of the UNECE Strategy for education for sustainable development in the world.

On the basis of the results, the recommendations are given for improvement of this direction

Keywords: EDUCATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT, ANALYSIS OF FULFILLMENT OF COMMITMENTS, RECOMMENDATIONS FOR EFFECTIVE IMPLEMENTATION OF UNECE STRATEGY FOR EDUCATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT

С 20 по 22 июня 2012 года в Рио-де-Жанейро прошла Конференция Организации Объединенных Наций (ООН) по устойчивому развитию (РИО+20), на которой присутствовали президенты и главы правительств около ста стран мира, а также представители частного сектора и неправительственных организаций, эклоги, бизнесмены и того почти пятьдесят тысяч делегатов. В качестве главной цели встречи на высшем уровне было заявлено «обеспечить мобилизацию политической воли для устойчивого развития, оценить прогресс и остающиеся пробелы в осуществлении ранее достигнутых договоренностей на высшем уровне по устойчивому развитию, и решение новых и возникающих задач» [5]. В первую очередь речь шла об анализе выполнения обязательств, взятых на себя правителями государств-членов ООН при подписании документа «Повестка дня на ХХ! век» [1] в 1992 году в Бразилии (Конференция РИО) и ряд вытекающих из нее международных соглашений направленных на достижение устойчивого развития общества.

На основании того, что одним из главных инструментов формирования устойчивого развития общества признано образование, основное внимание уделим мониторингу и оценке итогов реализации образования в интересах устойчивого развития (ОУР). И действительно, в современном глобализированном, быстро меняющемся мире для результативного функционирования во всех сферах человеческой деятельности с учетом экономических, экологических, социальных и культурных аспектов в едином русле необходимы новые кадры. Это специалисты, обладающие такими качествами как критическое и междисциплинарное мышление, способность к самостоятельному принятию обдуманных и ответственных решений, анализ ценностей и норм этики в едином понимании всех элементов формирующих устойчивое развитие общества. Причем, данными чертами должны обладать не только руководители и служащие высшего звена. Только тогда, когда в умах всех людей на земле (или, по крайней мере, большей ее части) будет ясное представление, что именно от их профессиональной и повседневной деятельности зависит будущее нашей планеты, тогда мы сможем говорить об устойчивом, неразрушающем развитии человечества. Именно такое образование, соответствующее всем перечисленным требованиям, принято называть образованием для устойчивого развития общества.

Однако фактическая ситуация по переориентации современной системы образования с использованием инновационных методов и подходов, обеспечивающих комплексный охват экономических, экологических и социальных компонентов в их единстве и взаимосвязи остается плачевной. Решение данной проблемы видится в изучении достигнутых результатов и возникших сложностей при практическом претворении в реальность идеи образования для устойчивого развития

общества. И далее на основании анализа выработать рекомендаций, позволяющие устранить обнаруженные препятствия.

После конференции в Рио-де-Жанейро в 1992 году тема образования в интересах устойчивого развития обсуждалась на большом количестве всемирных конгрессов, конференций, саммитов и совещаний министров, занимая центральное место в глобальных дискуссиях мировых лидеров. Столь высокая и пристальная заинтересованность общественности к образованию для устойчивого развития в очередной раз подчеркивает высокую актуальность и теоретическую значимость анализа ключевых успехов и обозначившихся препятствий при переходе общества на систему ОУР.

В декабре 2002 года Генеральная ассамблея ООН в своей 57 резолюции объявила период 2005-2014 г.г. десятилетием образования в интересах устойчивого развития. В 2004 году была разработана «Стратегия ЕЭК ООН в области образования в интересах устойчивого развития» (далее Стратегия) в поддержку которой высказались 55 стран-членов Европейской Экономической Комиссии (ЕЭК) ООН из 56. Основополагающая цель разработанной Стратегии состоит «...в поощрении государств-членов ЕЭК ООН к развитию и включению образования в интересах устойчивого развития в свои системы формального образования в рамках всех соответствующих учебных дисциплин.» [3]. В качестве теоретической основы в документе

изложены принципы и методики образования для устойчивого развития, обозначены определяющие задачи с характеристикой мероприятий и средств по их достижению. Для определения эффективности внедрения Стратегии экспертной группой ЕЭК ООН были разработаны индикаторы, которые отражают весь спектр решающих вопросов ОУР. Индикаторы послужили основой для создания формата доклада о ходе осуществления Стратегии [2], с помощью которого государствам-членам ЕЭК ООН было

предложено информировать соответствующие органы об итогах претворения в жизнь идеи образования в интересах устойчивого развития. Временные границы предоставления отчетности в виде доклада определены датами: 2007, 2010 и 2015 г.г.

На основании анализа уже предоставленных национальных докладов в 2007 и 2010 г.г.[6, 7] проведем оценку мировых достижений в образовании для устойчивого развития и выявим преобладающие сложности, с которыми столкнулись страны.

1. Главную роль в исполнении Стратегии в области образования для устойчивого развития играют министерство охраны окружающей среды и министерство образования. Кроме того, для решения поставленных задач в ОУР нередко привлекаются и другие государственные ведомства занимающиеся, например, молодежью, развитием и инновациями, природными ресурсами, культурой и т.д. Столь широкий диапазон охвата ОУР со стороны государственных органов власти, безусловно, является положительным примером в ряде государств. Однако налаженное эффективное сотрудничество, между ними встречается довольно редко, что обусловлено наличием разногласий в отношении приоритетов, в используемой терминологии и толковании фундаментальных понятий.

2. Первоочередными шагами в процедуре преобразования существующей системы образования к новым требованиям современности должны были стать создание нормативно-правовой базы, политических и организационных механизмов в сфере ОУР и большее количество стран серьезно продвинулись в данном вопросе. К сожалению, на этом вмешательство государственных органов власти в анализируемый процесс закончилось. На субиндикатор 1.2.7. «Выделяются ли ассигнования из государственного бюджета и (или) предусмотрены ли экономические стимулы непосредственно для поддержки ОУР?» положительно ответила только одна страна [4]. Экономическая стимуляция тех или иных

государственных программ имеет первоочередное влияние на эффективность их функционирования, поэтому нельзя игнорировать или недооценивать этот рычаг и в воплощении Стратегии в области образования в интересах устойчивого развития.

3. Образование для устойчивого развития направленно на формирование компетентности студентов позволяющих поощрять устойчивые изменения в поведении и решения существующих глобальных проблем, чему способствует изучение ключевых тем устойчивого развития на различных уровнях системы формального образования. Переход от секторального экологического образования (в рамках которого особое внимание уделяется окружающей среде и экологии) к более всеобъемлющему устойчивому развитию (где в равной степени затрагиваются аспекты окружающей среды, экологии, социальноэкономического, этического и культурного развития) не произошел. В значительной степени превалирует экологический компонент, а внимание к экономической концептуализации процесса устойчивого развития уделяется недостаточно. К примеру, Германия указывает, что стабильное включение вопросов устойчивого развития в систему формального образования весьма затруднительно, и все еще воспринимается как дополнительный элемент учебных планов, а не в качестве междисциплинарного подхода.

4. Анализ используемых методов обучения устойчивому развитию показал широкое применение современных инновационных подходов к данному вопросу и перечисление всех часто упоминаемых методов будет нецелесообразно, необходимо подчеркнуть лишь высокий уровень профессионализма учителей и преподавателей, позволяющий активно внедрять в процесс обучения передовые методики. Педагогическое мастерство подтверждают и результаты оценки различных подходов в учете тематики устойчивого развития, среди которых выделяют:

- в рамках существующих предметов;

- межпредметный подход;

- организацию специальных тематических курсов и программ;

- самостоятельный проект;

- общеинституциональный подход.

Практически все страны применяют первые четыре подхода в учете тематики устойчивого развития и 63% стран сообщают о применении общеинституционального подхода.

Наряду с названными позитивными тенденциями много стран отмечают недостаточный уровень компетентности среди педагогов в сфере устойчивого развития. Это узкое место выделили респонденты при определении трудностей на пути успешного осуществления Стратегии ОУР. Изменение существующего положения дел возможно в трех направлениях: базовая подготовка преподавателей, без отрыва от работы и подготовка руководящего персонала. И хотя значительная часть стран выполняют подготовку преподавателей по вопросам устойчивого развития без отрыва от работы, по всей вероятности данных усилий недостаточно для развития высокого уровня компетентности преподавателей в области устойчивого развития.

5. Для внутреннего учета и оценки результативности образования для устойчивого развития, учебные заведения должны разрабатывать собственные показатели ОУР адаптированные к их местному контексту. Их разработка способна выполнять роль самостоятельного учебного проекта, как для педагогов, так и для студентов. Большая же часть учебных заведений пользуется показателями (индикаторами) разработанными экспертами ЕЭК ООН в рамках предоставления докладов о ходе осуществления Стратегии.

6. Широкое распространение получили методы и инструменты неформального и информального обучения. Первое направление связанно

с обучением вне рамок формальной системы образования в виде курсов повышения квалификации, дополнительных программ, кружков, семинаров и т.д. Второе направление подразумевает естественную часть повседневной жизни не носящую целенаправленный характер: общение, чтение, посещение учреждений культуры, путешествия, средства массовой информации и т.д. Данные инструментарии получили массовое распространение в ОУР в большинстве анализируемых стран, превзойдя систему формального образования.

7. Значительный прогресс достигнут странами и в научных исследованиях затрагивающих содержание образования в интересах устойчивого развития. Видимо возросло число публикаций. Тем не менее, полученные сдвиги можно считать малоэффективными в связи с отсутствием государственной поддержки обмена результатами научных исследований и передовой практики, отсутствием единой информационной базы в образовании для устойчивого развития. Знания должны работать, а не лежать мертвым грузом, тогда они будут способны оказать огромное влияние на процесс перестройки образования в направлении устойчивости.

Безусловно, перечисленные успехи и сложности реформирования образования на путь устойчивого развития являются далеко не полными, и в каждой отдельной стране разнятся. Внимания заслужили только превалирующие по частоте упоминаний. Вместе с тем урегулирование лишь выделенных вопросов позволит значительно усовершенствовать ОУР в каждой отдельной стране.

Подытоживая проведенный анализ, необходимо отметить что, несмотря на общую положительную тенденцию в продвижении Стратегии в области образования для устойчивого развития отчеты за 2010 г. были представлены 36 странами из 56. Нельзя однозначно утверждать, что страны, не предоставившие свои доклады, совсем не ведут никакой работы в данном направлении. Так, в России ведущие вузы Москвы и Санкт-

Петербурга занимаются вопросами включения в учебный план тем устойчивого развития, проведения конференций и семинаров по указанной проблематике, достигнуты определенные результаты в научной сфере. Но это лишь малая доля тех мероприятий, которые должны быть реализованы в образовании для устойчивого развития и уже на местном и региональном уровне наблюдается недостаточная степень информированности о простейших принципах устойчивого развития. Чем видимо и обоснованно отсутствие доклада России.

Без централизованного управления со стороны государственной власти достичь значимых результатов в любом национальном проекте невозможно, особенно когда затрагивается столь серьезное социальное направление стратегического развития страны как образование. Поэтому в качестве основной рекомендации для успешного внедрения Стратегии ОУР, необходимо обозначить создание государственного органа власти регулирующего данный процесс. Положительным примером может служить Координационный совет по образованию в интересах устойчивого развития при Министерстве образования республики Беларусь, с помощью которого стране удалось значительно продвинуться в обозначенном вопросе.

Функционирование специализированного органа государственной власти позволит решить сразу несколько из названных проблем тормозящих становление образования для устойчивого развития. В первую очередь исчезнут трудности связанные с взаимодействием между министерствами, так как совет будет координировать и объединять усилия всех заинтересованных министерств, ведомств, научных институтов, неправительственных организаций и СМИ для продвижения Стратегии на национальном уровне. Привлечение целевых средств для финансирования мероприятий по модификации системы образования также должны входить в круг обязанностей органа, позволяя ориентировать все

заинтересованные стороны в направлении устойчивого развития. Выполняя функцию единого информационного центра,

специализированный орган государственной власти по образованию для устойчивого развития способен решить проблему по накоплению и распространению передового опыта, научных исследований и разработок выступая в качестве авторитетной базы данных.

Занимаясь законотворчеством в сфере образования в интересах устойчивого развития специализированный орган государственной власти, должен разрабатывать нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы включения экономических, экологических и социальных тем в учебные планы, обеспечивая применение целостного и трансдисциплинарного подхода, заключающегося в рассмотрении концепции устойчивого развития вне рамок какой-либо одной научной дисциплины.

Кроме того, специализированному органу законодательной власти по ОУР на основе обобщения передовых разработок и с учетом рекомендаций группы экспертов ЕЭК ООН следует разработать компетенции преподавателей позволяющих вести свою профессиональную деятельность с ориентацией на устойчивое развитие. Организация системной и всеохватывающей программы переподготовки педагогов даст возможность в достаточно короткие сроки освоить не только созданные компетенции, но и современные методы образования в интересах устойчивого развития.

Таким образом, все выявленные сложности реализации Стратегии ЕЭК ООН в области образования в интересах устойчивого развития эффективно решаются с помощью создания специализированного органа государственной власти наделенного достаточными полномочиями и ответственностью для результативного внедрения образования в интересах устойчивого развития в систему формального, неформального и информального образования. При этом орган должен выполнять

организационные, законодательные, координационные, регулирующие, информационные, контрольные и стимулирующие функции.

Можно предположить, что в тех странах, где данный орган уже организован и обозначенные проблемы существуют, реорганизация системы образования согласно принципам устойчивого развития не обозначена в качестве приоритетного и стратегического направления развития страны.

Список литературы:

1. Доклад Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей

среде и развитию. A/CONF.151/26/REV.1 (VOL. 0) [Электронный ресурс]. - Рио-де-Жанейро: ЕЭК ООН, 1992. - 528 с.- Режим доступа:

http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=A/CONF.151/26/REV.1%28VOL.I%29

2. Индикаторы для образования в интересах устойчивого развития. Формат

доклада. ECE/CEP/AC.13/2006/5/Add.1 [Электронный ресурс]. - Женева: ЕЭК ООН, 2006. -31 с.- Режим доступа:

http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=ECE/CEP/AC.13/2006/5/Add.1

3. Стратегия ЕЭК ООН в области образования в интересах устойчивого развития. CEP/AC.13/2005/3/Rev.1[Электронный ресурс]. - Вильнюс: ЕЭК ООН, 2005. -22 с.- Режим доступа: http://documents.un.org/results.asp

4. Учимся друг у друга: достижения, проблемы и направления дальнейших действий ECE/CEP/AC.13/2012/3 [Электронный ресурс]. - Женева: ЕЭК ООН, 2011. -31 с.- Режим доступа: http://documents.un.org/mother.asp

5. United Nations Conference on Sustainable Development RIO +20. Themes.

[Электронный ресурс].- Режим доступа:

http://www.uncsd2012.org/rio20/objectiveandthemes.html

6. UNECE. Environmental Policy. Areas of Work. Education for Sustainable

Development (ESD). About Us. Implementation Status. National Implementation Reports 2007 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.unece.org/env/esd/implement.gov.html

7. UNECE. Environmental Policy. Areas of Work. Education for Sustainable Development (ESD). About Us. Implementation Status. National Implementation Reports 2010 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.unece.org/?id=24447

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.