Научная статья на тему 'Ценностная парадигма образования для устойчивого развития'

Ценностная парадигма образования для устойчивого развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
635
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ / УНИВЕРСАЛИЗМ / EDUCATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT / ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS / VALUES / VALUE-SENSE ORIENTATION / UNIVERSALISM / PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF THE EDUCATION PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шмелёва И. А.

Обсуждаются проблемы психологического и философского обеспечения образования для устойчивого развития (ОУР) в контексте целей Стратегии образования для устойчивого развития ЕЭК ООН. Изменение ценностных ориентиров и приоритетов рассматривается как ключевая задача психологического и философского обеспечения ОУР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Values paradigm of education for sustainable development

The problems of the psychological and philosophical maintenance of education for Sustainable Development in the context of the purposes of Strategy for ESD adopted by the United Nations European Commission for Europe are discussed. Changes in the values priorities are considered to be the core issues of the psychological and philosophical maintenance of education for sustainable development.

Текст научной работы на тему «Ценностная парадигма образования для устойчивого развития»

ЦЕННОСТНАЯ ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

И.А. Шмелёва

Кафедра мировой политики Факультет международных отношений Санкт-Петербургский государственный университет Ул. Смольного, 1/3, 8 подъезд, Санкт-Петербург, Россия, 191060

Обсуждаются проблемы психологического и философского обеспечения образования для устойчивого развития (ОУР) в контексте целей Стратегии образования для устойчивого развития ЕЭК ООН. Изменение ценностных ориентиров и приоритетов рассматривается как ключевая задача психологического и философского обеспечения ОУР.

Ключевые слова: образование для устойчивого развития, психологическое обеспечение образовательного процесса, экологическое сознание, ценности, ценностно-смысловые ориентиры, универсализм.

Генеральная ассамблея ООН в 2002 г. объявила период с 2005 по 2014 г. десятилетием образования для устойчивого развития (ОУР) под эгидой ЮНЕСКО. Стратегия ЕЭК ООН для ОУР [10] была принята в Вильнюсе в 2005 г. на Совещании представителей министерств по охране окружающей среды и образования. Она обозначила в качестве основной цели включение ОУР в системы формального образования в рамках всех существующих дисциплин, а также повышение роли неформального образования, просвещения и поддержки научных исследований в области ОУР, что должно содействовать устойчивому развитию (УР) человеческого сообщества.

В стратегии отмечается, что образование является одной из предпосылок для достижения УР и важнейшим инструментом эффективного управления, обоснованного принятия решений, развития демократии, а ОУР может способствовать изменению взглядов людей, развитию критического мышления и повышению информированности, давая им возможность сделать наш мир более безопасным, более здоровым и более процветающим, тем самым повысить качество жизни. Такой подход, как полагает А.Д. Урсул [12], повысит компетентность людей и уверенность в себе, даст возможность вести здоровый образ жизни в гармонии с природой и проявлять заботу о социальных ценностях, гендерном равенстве и культурном разнообразии.

Как отмечал В.И. Данилов-Данильян, «на тех людях, кому доступно понимание экологического вызова, лежит особая ответственность перед человечеством за правильный выбор стратегии его развития, в связи с чем необходимы экстраординарные усилия в области образования и воспитания, чтобы этот выбор был реализован» [3]. Основу всех этих мер должна составлять работа по экологизации общественного сознания. Культурная эволюция, согласно А. Печчеи [11], является важнейшей целью и основой человеческого развития. Экологическая культура понимается как новое качество культуры, как отражение целостного мира на ос-

нове его практического, интеллектуального и духовного постижения [7]. Возможность перехода человечества к УР определяется всеми людьми, желающими и умеющими приложить свои знания и усилия к решению насущных проблем человечества, а также политиками, которые принимают на себя ответственность за решения на локальном и глобальном уровнях.

Стратегия декларирует, что ОУР — это процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни человека, с раннего детства и до получения высшего образования, и далее выходящий за пределы формального образования и существующий в виде непрерывного образования специалистов. Поскольку система ценностей, образ жизни и жизненные установки формируются в раннем детстве и юности, непрерывное образование создает условия для развития экологического сознания, формирования экологической культуры, а развитие экологического сознания, экологического мировоззрения выступает как цель образования для УР [3—9; 15—17; 23]. В стратегии ОУР подчеркивается особая роль высшего образования в формировании соответствующего багажа знаний и компетенций. Задачи, перечисленные в стратегии, определенно указывают на роль гуманитарных аспектов образования в продвижении идей устойчивого развития.

Присоединяясь к мнению, что экологические проблемы человечества создавались и создаются людьми, а главная работа по их решению должна начинаться с работы над сознанием человека, мы полагаем, что именно психологии, как науке о человеческом сознании и поведении, а также философии, как интеллектуальной деятельности, направленной на постановку и разрешение наиболее общих проблем, касающихся сущности знания, человека и мира, должны быть отведены ведущие роли в гуманитарном обеспечении образования для устойчивого развития. К сожалению, некоторые авторы при рассмотрении проблем ОУР в России не затрагивают гуманитарный аспект проблемы, а также вопросы формирования экологической культуры, ценностно-смысловые аспекты ОУР [16].

Образование для УР предполагает развитие мировоззрения. Формирование экологического мировоззрения, по мнению А.А. Брудного и Д.Н. Кавтарадзе [1], задает установку для формирования конструктивно экологического подхода к реальности. Экологическая картина мира строится на осознании человеком себя как части всего живого и позволяет ему определить для себя приоритеты в мире общечеловеческих ценностей.

Как известно, существуют два подхода к изменению образа мысли и образа жизни людей в сторону дружественных по отношению к окружающей среде: а) через распространение знаний и информации; б) через пропаганду ценностей и социальных норм. Понимание, по мнению А.А. Брудного [2], достигается длительным путем приобретения личного и общественного опыта и стоит отдельно по отношению к «информации» и «знанию». Устойчивое мировоззрение по своей природе многомерно и включает этические и научные принципы взаимодействия человека с окружающей средой и биосферой. Экологоориентированное мировоззрение личности вбирает сущность отношений личности к окружающему природному миру, его сохранению, разумному преобразованию, определению своего ме-

ста в нем [5]. Мировоззренческий смысл ОУР оказывается в центре ценностных образований личности.

В то же время механизмы переориентации сознания по принципу «отставания от бытия и запоздалому выявлению истины» неприемлемы для решения проблем окружающей человека среды и продвижения идей устойчивого развития [12]. Как подчеркивает А.Д. Урсул, здесь на первый план выступают функции адекватного реагирования на современные изменения, их моментальное и долгосрочное предвидение, обеспечение экологической безопасности. При этом трансляция знаний должна уходить на периферию, и акцент должен смещаться из области усвоения суммы знаний в область развивающегося мышления, овладения методами принятия опережающих, творческих решений и опережающего антикризисного моделирования, что невозможно без смены ценностной парадигмы. Из современной мировой практики нам известно, что такие крупные международные организации, как ООН, ЮНЕСКО, Мировой банк и др., регулярно обучают своих сотрудников взаимодействию, системному мышлению, долгосрочному планированию.

Для реализации новой парадигмы ОУР необходимо психологическое обеспечение образовательного процесса, которое, по нашему мнению, включает в себя два взаимосвязанных компонента:

1) психологическое и философское осмысление проблем и задач устойчивого развития, глобальных экологических проблем, обеспечения экологической безопасности, причин и последствий экологических конфликтов, стратегий экологической политики и глобального управления через включение в учебные планы специальных гуманитарных дисциплин, например, психологии устойчивого развития или философских аспектов осмысления глобальной экологической безопасности;

2) научное психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, включающего диагностику уровня развития экологического сознания, исследование ценностей, установок про-экологического поведения.

Основными задачами психологического обеспечения OУР необходимо считать:

— изменение ценностных ориентиров с целью их влияния на мотивационную структуру, развитие смысловой сферы личности;

— трансляцию идей социальной ответственности в науке, в бизнесе, в политике;

— развитие системного мышления, творческого мышления, рефлексии и антиципации;

— развитие лидерских качеств и лидерского потенциала;

— морально-нравственное развитие, основанное на модели «морального субъекта» (базирующейся на нормах и ценностях) и предпочтении ее «модели рационального агента» (базирующейся на знаниях и информации);

— развитие психологической устойчивости личности, способной эффективно и безопасно разрешать проблемы будущей профессиональной деятельности;

— формирование экологических установок поведения и деятельности;

— сопровождение развития экологической культуры и управления экологическим поведением;

— развитие умений коллективного взаимодействия при принятии управленческих решений и разрешения конфликтов; выработку стратегий эффективного группового взаимодействия;

— формирование установок толерантного сознания.

С нашей точки зрения, ОУР, в особенности адаптированное для российского образовательного пространства, должно строиться в соответствии с двумя парадигмами: ценностно-смысловой и междисциплинарной. Ценностная парадигма имеет глубокие корни в европейской культуре и русской философской традиции, задает ориентиры на осмысление и понимание глобальных проблем окружающей среды через призму ценностей, смысла, этики, ответственности, рефлексии причин и последствий действий и поступков по отношению к окружающей среде, к миру. В то же время УР задает направление новой образовательной парадигме, поскольку и образование, и устойчивое развитие — процессы, направленные в будущее и призванные обеспечить качественную жизнь нынешнему и будущим поколениям. Междисциплинарная парадигма предполагает обсуждение экологических, экономических, политических, институциональных, мировоззренческих, социальных и психологических проблем на междисциплинарном уровне, вне зависимости в контекст какой преподаваемой дисциплины они встраиваются.

Аксиологический компонент в развитии и формировании экологического сознания представляется нам наиболее значимым, поскольку ценности и нормы, являясь частью индивидуального и общественного сознания, задают ориентиры выбора целей и способа действий, регулируют поведение людей и групп в обществе. Как показал выполненный нами анализ теоретических воззрений и эмпирических исследований [13], именно аксиология является ключевым аспектом формирования и развития экологического сознания.

Ценности и нормы являются частью сознания как отдельного человека, так и группы людей, они являются ключом к пониманию культуры, следовательно, они могут изучаться и измеряться как на уровне индивидуальных различий, так и на уровне культуры, проявляясь в социальных нормах, обычаях и традициях социальных групп.

Как полагает Ш. Шварц, ценности — это мотивационный конструкт, имеющий отношение к задуманным целям, которые люди намереваются достигнуть [20]. Ценности действуют как общий генератор непротиворечивости, формируя модели аттитюдов и поведения. Именно ценности трансформируют проблемы окружающей среды в нечто субъективно значимое для человека [20]. Известно, что будущая успешность профессиональной деятельности во многих аспектах зависит не от приобретенных знаний и умений, а от определенных мотивационных целей [14]. Как показывают результаты многочисленных исследований, важность ценностей в определении установок сознания и поведения значительно больше важности знаний об окружающей среде. Без сомнения, социальные, психологические и философские вопросы должны стать определяющими в преподавании кур-

сов экономики, юриспруденции, геоэкологии, экологической геологии, биоразнообразия, политологии и международных отношений в системе ОУР.

Теория ценностей Ш. Шварца [20] определяет десять основных ценностей в соответствии с тем мотивационным типом, который лежит в их основании. Согласно данной теории, ценности являются универсальными для всех культур, поскольку имеют корни в единых условиях человеческого существования, к которым относятся: потребности индивидуумов как биологических организмов; то, что необходимо для координации социальных взаимодействий и потребности для выживания и благополучия социальной группы.

Наиболее значимой ценностью с позиции целей ОУР является универсализм, мотивационной целью которого выступает понимание, терпимость, защита благополучия всех людей и природы, потребность в выживании индивидуумов и групп. С ценностью универсализма ассоциируются такие понятия, как защита окружающей среды, мир, красота, единение с природой, широта мышления, социальная справедливость, равенство, мирное сосуществование, внутренняя гармония, здравый смысл, мудрость. Корреспондирующей ценностью является доброта. Универсализм лежит в основе ценностной структуры более высокого порядка — трансцендентности. Именно универсализм как основа трансцендентности, по мнению большинства исследований, может рассматриваться как экологическая ценность, определяющая основные установки экологического сознания и мотивацию про-экологического поведения. Во многих исследованиях показана зависимость между ценностями, установками (аттитюдами) по отношению к различным проблемам окружающей среды и про-экологическим поведением [19; 21; 23]. Масштабные международные исследования продемонстрировали устойчивый результат: индивидуумы, которые оценивали цели самотрансцендентности (ценности универсализма и доброты) выше, оказывались более озабоченными проблемами окружающей среды.

Проведенное нами исследование ценностей по методике Ш. Шварца, а также обобщение результатов комплексных исследований, выполненных на разных факультетах Санкт-Петербургского университета с использованием той же методики, позволило получить картину ценностей, разделяемых студентами разных специальностей, в том числе и тех, которые формируют установки по отношению к окружающей среде [13].

Как ни парадоксально, ценность универсализма оказалась отвергаемой ценностью в среде студентов-психологов и студентов-юристов. Это, несомненно, заставляет задуматься о необходимости включения вопросов глобальных экологических проблем в программы подготовки специалистов-гуманитариев, целесообразности философского и психологического обеспечения программ ОУР, реализуемых в классическом университете, включения дисциплин «Психология взаимодействия с окружающей средой» и «Психология устойчивого развития» в программы подготовки специалистов-психологов.

Пример Санкт-Петербургского государственного университета демонстрирует, что в систему экологического образования и ОУР в СПбГУ вовлечены более

12 факультетов, в том числе и факультет международных отношений, где в 2006 г. открылась новая и пока единственная в России магистерская программа «Международное сотрудничество в области окружающей среды и развития».

Стратегия образования для УР предполагает, что интеграция принципов УР и практического опыта реализации концепции УР через все возможные аспекты образования и обучения приведет в конечном итоге к изменениям в поведении человека через осознание единства окружающей человека среды и человеческого сообщества, которые должны, проявляя свою экономическую жизнеспособность, быть сохранены для настоящих и будущих поколений.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Брудный А.А., Кавтарадзе Д.Н. Основы экологического мировоззрения как задача образования для устойчивого развития // Вестник Минобразования РФ. — 1993. — № 3.

[2] Брудный А.А. Психологическая герменевтика. — М.: Лабиринт, 2005.

[3] Данилов-Данильян В.И. Наука, образование и воспитание в современном мире. 2002. http://www.igrunov.ru/vin/vchk-vin-discipl/ecology

[4] Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. — Ростов на Дону, 1996.

[5] Иващенко А.В., Панов В.И., Гагарин А.В. Экологоориентированное мировоззрение личности. — М.: Изд-во РУДН, 2008.

[6] Кавтарадзе Д.Н. Образование для устойчивого развития — государственная задача управления // 4-я Российская конференция по экологической психологии: Материалы. — М., 2005.

[7] Мазур И.И., Козлова О.Н., Глазачев С.Н. Путь к экологической культуре. — М.: Горизонт, 2001.

[8] Постановление правительства СПб от 7 февраля 2006 г. № 122 «О Концепции формирования экологической культуры населения». — СПб., 2006.

[9] Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. — СПб.: Питер, 2007.

[10] Стратегия образования для устойчивого развития. http://www.unece.org/env/documents/ 2005/cep/ac.13/cep.ac.13.2005.3 .rev. 1 .r.pdf

[11] Печчеи А. Человеческие качества. — М.: Прогресс, 1985.

[12] Урсул А.Д. Становление образования для устойчивого развития в Российской Федерации // Устойчивое развитие и экологический менеджмент: Материалы международной научнопрактической конференции. 17—18 ноября 2005 г. — СПб., 2005. — С. 84—103.

[13] Шмелева И.А. Психология экологического сознания. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006.

[14] Шмелева И.А. Ценности и профессиональная мотивация как одна из проблем психологического обеспечения образования для устойчивого развития // Устойчивое развитие и экологический менеджмент: Материалы международной научно-практической конференции. 17—18 ноября 2005 г. — СПб., 2005. — С. 243—251.

[15] Яницкий О.Н. Экологическая культура. Очерки взаимодействия науки и практики. — М.: Наука, 2007.

[16] Ясвин В.А. Психология отношения к природе. — М., 2000.

[17] Bretting S. Sustainable Development / Environmental education and Action Competition / In: Critical Environmental and Health education. — Copenhagen, 2000. — P. 151—166.

[16] Kasimov N.S. Environmental Education for Sustainable Development in Russia // Journal of Geography in Higher Education. — Vol. 29. — № 1. — March 2005. — P. 49—59.

[19] Raudsepp M. Values and Environmentalism // Trames. Journal of Humanities and Social Sciences. — 2001.— Vol 55/50. — № 3. — P. 211—233.

[20] Schwartz S.H. Basic Human Values. Their Content and Structure across Countries // Valores e comportamento nas organizacoes [Values and Behavior in Organizations] / Ed. A. Tamayo, J.B. Porto. Brazil: Petropolis. Vozes 2005. — P. 21—64

[21] Schultz W.P., Zelezny L. Values as Predictors of Environmental Attitudes: evidence for Consistency Across 14 Countries // Journal of Environmental Psychology. — 1998. — Vol. 19. — P. 255—265.

[22] Schultz W.P. et al. Values and their Relationship to Environmental Concern and Conservation Behavior // Journal of Cross-Cultural Psychology. — 2005. — Vol. 36. — N 4. — P. 457—475.

[23] Webster K. Rethink, refuse, reduce. Education for sustainability in a Changing world, 2004, FSC UK.

VALUES PARADIGM OF EDUCATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT

I.A. Shmeleva

Department of World Politics School of International Relations Saint Petersburg State University Smolny str., 1/3, Entrance 8, Saint Petersburg, Russia, 191060

The problems of the psychological and philosophical maintenance of education for Sustainable Development in the context of the purposes of Strategy for ESD adopted by the United Nations European Commission for Europe are discussed. Changes in the values priorities are considered to be the core issues of the psychological and philosophical maintenance of education for sustainable development.

Key words: education for sustainable development, ecological consciousness, values, value-sense orientation, universalism, psychological support of the education process

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.