Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования системы экологического образования и воспитания студентов непрофильного вуза'

Педагогические условия формирования системы экологического образования и воспитания студентов непрофильного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
408
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ / ENVIRONMENTAL EDUCATION / EDUCATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT / ECONOMIC SPECIALIZATION STUDENTS PREPARATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мельникова Оксана Юрьевна

В процессе создания стратегии образования для устойчивого развития неоднократно обсуждался вопрос соотношения экологического образования (ЭО) и образования для устойчивого развития (ОУР). Основой ОУР, охватывающего связанные между собой экономические, социальные и экологические проблемы, должна стать экологическая составляющая, так как отражает широкий круг вопросов устойчивого развития. В статье представлен комплекс педагогических условий, обеспечивающий эффективное формирование системы экологического образования и воспитания студентов непрофильного вуза, что является особенно актуальным при подготовке управленческих и экономических кадров для инновационной экономики региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мельникова Оксана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical conditions of environmental education system formation for non-specialized Higher Educational Institution students

While creating the strategy for educational development the problem of coordination between environmental education (EE) and Education for Sustainable Development (ESD) is discussed several times. The basis of ESD must become the ecological component which unites economic, social and ecological problems, as this reflects the wide range of issues of sustainable development. This article presents the complex of pedagogical conditions which provides effective formation of students environmental education and breeding system in a non-specialized Higher Educational Institutions, that is especially essential in the process of preparation of managerial and economic stuff for the regional innovative economics.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования системы экологического образования и воспитания студентов непрофильного вуза»

УДК 378502 О. Ю. МЕЛЬНИКОВА

Омский экономический институт

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ НЕПРОФИЛЬНОГО ВУЗА___________________________________________

В процессе создания стратегии образования для устойчивого развития неоднократно обсуждался вопрос соотношения экологического образования (ЭО) и образования для устойчивого развития (ОУР). Основой ОУР, охватывающего связанные между собой экономические, социальные и экологические проблемы, должна стать экологическая составляющая, так как отражает широкий круг вопросов устойчивого развития. В статье представлен комплекс педагогических условий, обеспечивающий эффективное формирование системы экологического образования и воспитания студентов непрофильного вуза, что является особенно актуальным при подготовке управленческих и экономических кадров для инновационной экономики региона.

Ключевые слова: устойчивое развитие, экологическое образование, образование для устойчивого развития, подготовка студентов экономических специальностей.

Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 годы, Соглашение № 14. В 37.21.1537.

«Сегодня угроза выживанию вызвана быстрой деградацией природной среды вследствие человеческой деятельности. Эта угроза имеет глобальный характер и затрагивает все страны» — так звучит оценка состояния взаимоотношения Природы и Человека, которая была дана на конференции в Рио-де-Жанейро в 1992 г. [1].

В связи с чем экологическое образование официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных систем. Не следует считать, что экологическое образование появилось только в ХХ веке. Обратимся к истории вопроса становления экологического образования в России.

До XVIII века в России представления о природе черпались преимущественно из литературы церковного содержания, сведений, изложенных монахами по разным переводам. Естественнонаучные знания перемежались с вымыслами, переводы и многократные переписывания от руки часто приводили к полной потере смысла, заложенного в первоисточнике.

Начиная с XVIII века, Екатерина II разрабатывает программу освоения природных ресурсов, в связи, с чем вводится преподавание естествознания. В российскую школу пришел учебник, написанный академиком В. Ф. Зуевым — «Начертание естественной истории, изданное для народных училищ Российской империи по высочайшему повелению царствующей императрицы Екатерины Второй».

Против узкого практицизма и утилитаризма, а также формального изучения и бездушного отношения к природе выступали русские просветители: В. Г. Белинский (1842 г.), А. И. Герцен (1844 г.), Н. А. Добролюбов (1858 г.) , Д. И. Писарев (1861 г.), Н. Г. Чернышевский (1863 г.) . Они ратовали за введение в школу полноценных знаний о природе, подчеркивая их влияние на формирование моральных качеств лич-

ности, которые определяют поведение детей в природе [2].

К. Д. Ушинский горячо призывал расширить общение ребенка с природой и сетовал: «странно, что воспитательное влияние природы... так мало оценено в педагогике» [3]. В советской школе передовые учителя старались использовать то лучшее, что создали классики педагогики. Советский педагог Н. К. Крупская подчеркивала, что формирование отношений к реальной действительности, в том числе к природной среде, протекает в процессе деятельности по охране природы. Этому положению соответствовало массовое развитие юннатского движения в нашей стране. Выдающийся советский педагог В. А. Сухом-линский неоднократно отмечал, что сама природа не воспитывает, воспитывает только активное воздействие в ней [4].

Развитию программ и методики изучения природы, работе с детьми по овладению ими практическими природоведческими знаниями уделяли особое внимание А. Н. Бекетов, К. А. Тимирязев, К. К. Сент-Илер, А. Я. Герд, Д. Н. Кайгородов, В. В. Половцев, Б. В. Всесвятский, Н. М. Верзилин, В. М. Корсунская и др. В течение длительного времени экологическое образование школьников связывалось преимущественно с приобретением ими знаний при изучении биологических и географических дисциплин. С другой стороны, в бывшем СССР педагогам предписывалось выполнять методические установки, которые, «с позиций марксистского материализма, картезианства, формируют у школьников антропоцентрическое сознание» [5].

В настоящее время в экологической доктрине и других основополагающих документах формирование целостного мировоззрения и экологической культуры закреплены в качестве приоритетов национальной образовательной системы, отмечается, что

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012

Основные компоненты устойчивого развития экономики и общества

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА

ЭКОНОМИКА ОБЩЕСТВО

Изменение неустойчивых моделей производства и потребления на новые технологии Искоренения нищеты и обеспечения справедливости демографической политики

Правильное использование природных ресурсов Жизнь в гармонии с природой, ответственность перед будущими поколениями

Открытые экономические системы, основанные на справедливых рыночных условиях Сотрудничество между государствами в отношении законов, информации, науки

для повышения экологической культуры населения целесообразно «включение вопросов экологии, рационального природопользования, охраны окружающей среды и устойчивого развития Российской Федерации в учебные планы на всех уровнях образовательного процесса» [6].

Последние десятилетия стали во многих странах мира временем бурного развития экологического образования: в университетах возникали кафедры Environmental Science или Environmental Studies. В Европе и Америке было создано Environmental Education — образование в области окружающей среды. В России такое образование называется экологическим, включающим три аспекта — экологическое воспитание, экологическое просвещение и экологическое образование. В 2002 году главы стран (Йоханнесбург, 2002 г.) приняли решение широко распространять гуманистические идеи Концепции устойчивого развития через национальные системы образования и просвещения.

Во многих основополагающих документах (Всемирном форуме по вопросам образования; саммите по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (2002 г.); в решении 57-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН по десятилетию (2005 — 2014 гг.); в декаде образования в интересах устойчивого развития) образование объявляется ключевым фактором перемен. При этом экологическое образование объявляется основным средством гармонизации отношений человека и природы.

С 2005 года ООН объявила Всемирное десятилетие образования в интересах устойчивого развития (ОУР). Россия подписала стратегию Европейской экономической комиссии (ЕЭК ООН) образования в этой области. Этот документ ориентирует подписавшие ее государства до 2015 года провести реформирование задач образования: «перейти от передачи знаний и навыков, необходимых для существования в современном обществе, к формированию у молодежи готовности жить в мало предсказуемом будущем мире, в быстро меняющихся экологических и социоприродных условиях» [7].

Многие развитые страны (Германия, Великобритания, Нидерланды и др.) уже имеют свои государственные программы ОУР. В странах Восточной, Южной Европы и Центральной Азии, где системы экологического образования еще формируются, ОУР должно вырасти из ЭО.

В процессе создания стратегии образования для устойчивого развития (ОУР) для Европы представители разных стран неоднократно обсуждали проблему соотношения экологического образования (ЭО) и ОУР. Очевидным признается, что понятие ОУР шире понятия ЭО, т.е. первое — социально более активный вид образования.

В Стратегии подчеркивается, что ОУР требует переориентации основного внимания с обеспечения знаний на проработку проблем и отыскание возможных решений, что должно отразиться на методах преподавания и структуре учебных программ, открывая возможности для более многостороннего и системного подхода.

Основная цель Стратегии — содействие освоению знаний и специальных навыков в области УР, повышение их компетентности, расширение возможности вести здоровый и плодотворный образ жизни в гармонии с природой, проявлять заботу о социальных ценностях, равноправии полов и культурном многообразии. В описании принципов ОУР пункт 20 конкретно говорит, что «высшее образование должно вносить существенный вклад в ОУР в процессе формирования соответствующего багажа знаний и компетентности».

Россия так же включилась в разработку общемировой идеи ОУР. И хотя концепция перехода к устойчивому развитию была принята в 1996 г., она, к сожалению, не привела к каким бы то ни было результатам.

Несмотря на то что понятие ОУР гораздо шире понятия экологического образования (ЭО), очевидно, что практика и продвижение ОУР во многом зависят от усилий преподавателей, занимающихся вопросами экологического образования [8]. При продвижении ОУР не следует преуменьшать важность качественного экологического образования, что отмечалось в исследовании, проводимом консорциумом НПО (Эко-Согласие, Россия; «Living Earth Foundation», Соединенное Королевство; «Borrowed Nature», Болгария) под эгидой Европейского ЭКО-Форума для Целевой группы по ОУР в феврале 2004 г. [9].

Эта же точка зрения рассматривается в монографии Степанова С. А., где отмечено, что вопросы модернизации современного образования в мире и в России должны решаться в направлении экологизации образования в интересах устойчивого развития [10]. Обобщая все вышесказанное, основой ОУР охватывающего связанные между собой экономические, социальные и экологические проблемы должна стать экологическая составляющая, так как она отражает широкий круг вопросов устойчивого развития (табл. 1).

Если вопросы экологического образования и воспитания достаточно полно представлены в работах

Н. М. Верзилина, Я. Г. Габеева, А. М. Захлебного, И. Д. Зверева, В. А. Игнатовой, Д. Н. Кавтарадзе, Л. П. Салеевой, Г. П. Сикорской, И. Т. Суравегиной, З. И. Тюмасевой, Н. М. Черновой, которые первыми среди российских ученых-педагогов предложили концепцию общего экологического образования.

То на стадии высшего образования данное направление работы требует более детальной прора-

ботки с выделением приоритетных задач и индивидуального подхода при разработке концепции экологического образования и воспитания для различных профессиональных областей.

В поручении Президента РФ Правительству РФ от 27 мая 2010 года, предусматривается «... принять меры по ... включению экологического образования в число обязательных учебных предметов образовательных учреждений системы общего и профессионального образования, предусмотрев разработку соответствующих государственных образовательных стандартов и учебно-методических пособий» [11].

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования предусматривают углубленную экологическую подготовку лишь в рамках профессионально-экологического образования, тогда как гуманитарные и экономические направления подготовки практические не включают в обязательный компонент дисциплины экологической направленности.

Учитывая приведенные выше данные, можно сказать о существовании актуальной проблемы, заключающейся в разработке системы экологического образования и воспитания студентов непрофильного вуза.

Исходя из анализа научных исследований и пси-холого-педагогической литературы, приходится констатировать, что, с одной стороны, экологическая культура чаще всего определяется как культура использования окружающей среды на основе познания естественных законов природы в процессе преподавания экологических дисциплин. Цикл этих дисциплин в системе высшего образования изучается студентами естественнонаучных факультетов, в то время как на остальных преподается в ознакомительном плане [12].

Кроме того, современная экологическая подготовка даже на естественнонаучных факультетах часто дает поверхностное представление об окружающей среде. Формирование экологической культуры студента вуза должно строиться интегративно с использованием всех циклов учебных дисциплин, а так же целесообразно разработать такие условия последовательного и целостного экологического обучения и воспитания, при котором идея системности и непрерывности была бы выдержана полностью.

Привлечение студентов к непосредственному общению с природными объектами способствуют выстраиванию личностных отношений с окружающей действительностью, подчеркивают единство и синтез эмоционально-чувственного и ответственного отношения к природе и человеку как ее части.

В связи с чем необходимо выявить, теоретически обосновать и апробировать комплекс педагогических условий, направленных на эффективное формирование системы экологического образования и воспитания студентов, обучающихся по управленческим и экономическим направлениям подготовки.

Как отмечено в работах Ю. К. Бабанского любая система может функционировать и развиваться при соблюдении определенных условий, поэтому необходимо выявить условия, соответствующие педагогической системе формирования экологического образования и воспитания студентов непрофильного вуза.

Комплекс педагогических условий обеспечивает эффективное формирование системы экологического образования и воспитания студентов и включает в себя:

1) разработку содержания дисциплин экологической направленности с учетом концепции устойчивого развития;

2) вовлечение студентов в эмоционально-ценностные отношения с миром природы, которые должны выступать основой их экоцентрического сознания;

3) будущие экономисты и управленцы вовлекаются в различные виды эколого-направленной деятельности на этапах их профессионального обучения.

Предлагаемая система позволит разработать комплексный подход в решении проблемы экологического образования и воспитания обучаемых в системе непрофильного вуза, направленную на развитие теоретических, мировоззренческих и профессиональных компетенций молодых специалистов [13] (рис. 1).

Анализируя основные индикаторы (разработанные Экспертной группой в соответствии с решением, принятым на совещании высокого уровня представителей министерств охраны окружающей среды и образования (март 2005 года, Вильнюс) характеризующие различные аспекты образования для устойчивого развития можно отметить, что кафедрами института ключевые проблемы устойчивого развития включены в учебные программы различных циклов. Социальные аспекты довольно полно представлены дисциплинами гуманитарного цикла (политология, социология, конфликтология, философия), например:

— вопросы демократии, международного права и значения организации объединенных наций для достижения УС;

— права человека (в том числе равноправие полов и возрастных групп; расовое и культурное разнообразие);

— сотрудничество между цивилизациями и народами мира, независимо от расы, инвалидности, религии, языка, культуры или традиций;

— нетерпимость и подстрекательство к расовой, этнической, религиозной и другой ненависти.

Экономический аспект концепции устойчивого развития формируется в рамках профессионального цикла.

Экологическая составляющая концепции устойчивого развития представлена в различных видах деятельности (аудиторной, внеаудиторной), способствующей осознанию студентами своей ответственности перед окружающей средой в процессе будущей профессиональной деятельности.

Преподаватели кафедры экологии и естественнонаучных дисциплин активно используют в своей деятельности методы опережающего образования в различных формах занятий. Например, бинарное занятие по дисциплине КСЕ в форме лекции-дискуссии «Естественнонаучная и гуманитарная культуры: развитие взаимоотношений в системе «человек-природа». Такая форма проведения занятия подразумевает взаимодействие преподавателей естественнонаучной и гуманитарной направленности и студентов не только в процессе слушания и обсуждения темы, но и в совместной более плотной работе: проведении дискуссии, обсуждении и выработке мировоззренческой позиции по актуальным вопросам взаимодействия в системе «человек —природа». Регулярно проводятся экологические акции, праздники: конкурс творческих работ «Дары золотой осени», конкурсы плакатов по экологической тематике, студенческий праздник «День черемухи» и др. Привлечение студентов к непосредственному общению с природными объектами способствуют выстраиванию личностных отношений с окружающей действительностью, подчеркивают единство и синтез

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

188

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОМСКИИ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (112) 2012

Система экологического образования и воспитания студентов непрофильного вуза

Ориентация на стандарты третьего поколения (в рамках компетентно- ориентированного подхода)

Виды деятельности, способствующие формированию экологического мировоззрения

Аудиторная деятельность

(включение ключевых тем УР в дисциплины естественнонаучного и профессиональных циклов)

Внеаудиторная деятельность

(мероприятия экологической направленности)

1. Общекультурные компетенции обеспечивают общемировоззренческий экокультурный контекст образовательной среды, понимание идей общецивилизационного развития.

2. Предметно-специализированные компетенции включают развитие готовности и способности студентов к самостоятельному анализу, интерпретации, систематизации и критической оценке получаемой информации с позиций решаемой задачи и к будущей профессиональной деятельности.

1. АкСИОЛОГИЧеСКИе КОМПетеНЦИИ способствуют преодолению экологического нигилизма посредством вовлечения студентов в разработку и проведение экологических мероприятий (НИРС, экскурсии, тренинги, праздники и т. д.).

2. Коммуникативные компетенции формируют развитие эмпатии, сопереживания при личном общении с компонентами природной среды.

Рис. 1. Педагогические условия реализации системы экологического образования и воспитания в АНО ВПО «Омский экономический институт»

эмоционально-чувственного и ответственного отношения к природе и человеку как ее части.

В современном мире особо значимой является экологическая база будущих профессионалов в экономической сфере, на плечах которых лежит ответственность за здоровье среды и человека, их дальнейшее развитие. На сегодняшнем этапе развития общества, ставится цель обучения студентов, живущих в изменяющихся условиях, которые прервут утилитарную традицию получения выгоды от природной среды и будут способны грамотно относиться к возможностям и резервам среды обитания.

Таким образом, можно отметить, что при подготовке экономических и управленческих кадров в контексте образования для устойчивого развития необходимо создавать такие педагогические условия, которые будут способствовать усилению экологической составляющей данной концепции. Примером практической реализации стратегии ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития на региональном уровне является система экологического образования и воспитания студентов АНО ВПО «Омский экономический институт». Данная система может быть использована в других вузах, что является особенно актуальным при подготовке кадров для инновационной экономики региона.

Библиографический список

1. Коптюг, В. А. Итоги конференции ООН по окружающей среде и развитию [Рио-де-Жанейро, 3 — 14 июня 1992 г.] /

B. А Коптюг // Мир науки. — 1992. — Т. 36, № 4. — С. 1 — 7.

2. Мурманцев, В. С. «Распалась цепь времен...» / В. С. Мур-манцев, Э. П. Мишевцева // Вестник высшей школы. — 1989. — № 6. — С. 31—34.

3. Ушинский, К. Д. Педагогические сочинения. В 6 т. Т 4 / К. Д. Ушинский. — М. : Педагогика, 1988. — С. 116.

4. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухом-линский. — Киев : Радянська школа, 1974. — 288 с.

5. Дерябо, С. Д. Экологическая педагогика и психология /

C. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. — Ростов-на-Дону : Феникс, 1996. — 480 с.

6. Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы // Материалы II Межрегиональной научно-

практической конференции 6—7 ноября 2008 г. — Томск, 2008. — 320 с.

7. Стратегия ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития: офиц. текст. Совещание высокого уровня представителей министерств охраны окружающей среды и образования. — Вильнюс, 2005 — С. 12.

8. Пономарёва, Л. И. Устойчивость и кризисность как факторы развития эколого-валеологических образовательных систем. / Л. И. Пономарёва // Известия Уральского государственного университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. - 2009. - Т. 62. - № 1-2. - С. 141-148.

9. Эко-Согласие. Центр по проблемам окружающей среды и устойчивого развития [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ecoaccord.org/edu/InterimReport-Rus-Final. htm (дата обращения: 18.03.2012).

10. Степанов, С. А. Глобализация. Устойчивое развитие. Образование. Концептуальные основы экологического образования в высшей школе для устойчивого развития : моногр. /

С. А. Степанов. - М. : Изд-во МНЭПУ, 2009. - 286 с.

11. О мерах по совершенствованию организации исполнения поручений и указаний Президента Российской Федерации : указ Президента Российской Федерации от 28 марта 2011 г. № 352 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base. garant.ru/55170890/ (дата обращения 18.03.2012).

12. Кушникова, Г. И. Педагогические технологии формирования экологической культуры студентов / Г. И. Кушникова // Современные проблемы науки и образования. - 2006. -№1 - С. 62-62. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.science-education.ru/9-72 (дата обращения: 18.03.2012).

13. Мельникова, О. Ю. Реализация стратегии ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития на региональном уровне (на примере разработки системы экологического образования в непрофильном вузе) / О. Ю. Мельникова // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - № 6 (31). - С. 27-31.

МЕЛЬНИКОВА Оксана Юрьевна, кандидат биологических наук, доцент кафедры экологии и естественнонаучных дисциплин.

Адрес для переписки: ше1ок8апа@шаі1.т

Статья поступила в редакцию 22.05.2012 г.

© О. Ю. Мельникова

Книжная полка

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Куровская, С. Н. Конфликтология в социально-педагогической деятельности : учеб. пособие для вузов / С. Н. Куровская. - Мн. : Изд-во Гревцова, 2012. - 336 с. - Гриф МО Республики Беларусь. - ISBN 978-985-6954-50-7.

В учебном пособии рассматриваются вопросы конфликтологии в социально-педагогической деятельности; представлен теоретический, практический и методический материал по разрешению конфликтов в семье, группе, социально-педагогическом процессе. Адресуется студентам педагогических специальностей, руководителям школ, учителям, социальным педагогам, психологам, воспитателям, практикующим работникам сферы образования, а также всем интересующимся этой проблемой.

Личко, А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков : моногр. / А. Е. Личко. - М.: Речь, 2013. - 256 с. - ISBN 978-5-9268-1383-5.

Первая часть книги — одна из самых известных монографий А. Е. Личко «Психопатии и акцентуации характера у подростков», за которую он был удостоен Почетного диплома им. В. М. Бехтерева Академии медицинских наук СССР и которая стала настольной книгой многих поколений отечественных психиатров и психологов. Вторая часть книги — руководство по использованию методики «Патохарактерологический диагностический опросник для подростков (ПДО)», разработанной А. Е. Личко и дополненной впоследствии его учениками.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.