УДК 378.14.015.62
Мельникова Оксана Юрьевна
кандидат биологических наук, доцент
Омский экономический институт
meloksana@mail .ru
Oksana Yu. Melnikova
candidate of the Biological Sciences, docent
Omsk economic Institute
meloksana@mail .ru
Формирование экологической компетентности студентов экономических направлений подготовки в контексте образования
для устойчивого развития
Formation of environmental competence of students of economic areas of training in the context of education for sustainable development
Аннотация. В данной статье рассмотрено значение и место экологической подготовки в становлении устойчивого развития цивилизации, значительное внимание уделяется формированию экологической компетентности студентов при подготовке кадров для инновационной экономики, так как основой концепции устойчивого развития цивилизации являются экологические знания. Проведен анализ понятия экологической компетентности в рамках современных тенденций образования, включения основных вопросов устойчивого развития во ФГОС высшего профессионального образования по экономическим направлениям подготовки.
Ключевые слова: федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования; концепция устойчивого развития цивилизации; образование для устойчивого развития; компетенции; экологическая компетентность.
Annotation. This article discusses the importance and place of environmental training in the development of sustainable development of civilization , considerable attention is given to ecological competence of students in training for the innovation economy, as the basis for sustainable development of civilization are ecological knowledge . The analysis of the concept of environmental expertise within the modern trends of education, inclusion of key sustainable development issues in the Federal state educational standards of higher education in economic areas of training.
Keywords: Federal state educational standards of higher education; The concept of sustainable development of civilization; education for sustainable development; competence; environmental competence.
Образование выступает как один из ключевых механизмов, обеспечивающих устойчивое развитие общества и, следовательно, проблема качества образования может выступать как социально-педагогическая проблема
[1]. Концепция устойчивого развития подразумевает глобальную перестройку сознания человека с позиций традиционной экономики на новую модель социально-экономического устройства общества. А.Д. Урсул отводит в этой связи большое значение образованию, подчеркивая, что система образования должна внедрять в сознание людей основные идеи концепции устойчивого развития [2].
Несмотря на то, что уже несколько лет идет переход к инновационной форме образования - образования для устойчивого развития, вопрос его содержания до сих пор остается дискуссионным. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, принятая в 1996 году, до сих пор не отменена. В этом документе одна из задач перехода России к устойчивому развитию гласит: «добиться коренного улучшения состояния окружающей среды за счет экологизации экономической деятельности в рамках институциональных и структурных преобразований, позволяющих обеспечить становление новой модели хозяйствования и широкое распространение экологически ориентированных методов управления» [3] .
В системе высшего профессионально образования компетентностный формат федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования предусматривает оценку качества профессиональной подготовки через компетенции выпускника. Будучи интегральным результатом освоения студентом образовательной программы, компетенции обеспечивают успешность работы и конкурентоспособность выпускника в избранной профессиональной сфере, что особенно актуально при подготовке специалистов для инновационной экономики региона. Эффективное образование - основа устойчивого развития общества, а именно компетентностный подход отвечает требованиям образования для устойчивого развития, необходимости существовать в быстроменяющихся социоприродных условиях и постиндустриальной экономике. Государственный социальный заказ, воплощенный в образовательном стандарте, предъявляет комплекс требований к обучающимся с целью эффективного развития общества в экономическом и социальном плане. Присоединение России к Болонскому процессу также определяет необходимость перехода описания образовательного процесса в терминах компетентностного подхода.
В исследованиях в области сравнительного образования ЮНЕСКО выделена следующая ключевая компетенция - «способность человека понять и рассматривать ситуацию относительно «глобальной картины», то есть действовать и принимать решения в рамках большого исторического, культурного или экологического контекста, понимать свое положение в этом контексте, уметь мыслить и действовать на глобальном уровне, предвидеть долгосрочные и косвенные последствия своих действий» [4].
Исходя их этого определения, нами было сформулировано определение экологической компетентности студентов непрофильных направлений подготовки, для которых информация о взаимодействии с окружающей средой выходит за рамки профессиональных компетенций и является комплексным
междисциплинарным понятием, опосредованным социокультурной средой вуза.
Экологическая компетентность - это способность человека понимать и рассматривать ситуацию с позиции «глобальной картины природы», то есть действовать и принимать решения в рамках экологического контекста, понимать свое положение в этом контексте, уметь мыслить и действовать на глобальном уровне, предвидеть долгосрочные и косвенные последствия своих действий. Способствовать устойчивому развитию общества в различных аспектах своей жизнедеятельности. Выделим основные компоненты содержания экологической компетентности:
Таблица 1
Компоненты экологической компетентности
Компоненты экологической компетентности
онтологический когнитивный социальный аксиологический праксеологич еский
Понимание идей общецивилиза-ционого развития Понятие о естественнонаучной картине мира Выражение комплексного личностного понимания мира, демонстрация солидарности с другими в соответствии с идеями устойчивого развития Понимание необходимости ограничения потребностей в свете концеции устойчивого развития Реализация ценностей в различных аспектах жизнедятель- ности
Понимание взаимосвязи культуры и природы Знания о процессах и явлениях, протекающих в природе Способность взаимодейство-вать в команде в ходе решения комплексных экологических задач Эмоциональное переживание экологических проблем и формирование активной жизненной позиции Умение предвидеть последствия своей хозяйственной деятельности
Осознание роли и места человека в мироздании Анализ и оценка результатов деятельности человека в социоприродной среде Расширение личностного опыта индивида в процессе решения разнообразных теоретических, практических и творческих задач способствующих выработке экологической культуры и здоровьесбере-гающих стратегий. Мотивационная установка на экологически целесообразное поведение в профессиональ-ной области Понимание ответственности за принятые решения, осознание их влияния на биосферу
В образовательных стандартах российских вузов выделяют общекультурные и профессиональные компетенции. В вузах экономического профиля экологическая компетентность студентов будет относиться к категории общекультурных. В ФГОС высшего профессионального образования по экономическим направлениям подготовки экологическая компетентность
представлена в виде фрагментарных элементов, включенных в разные общекультурные компетенции укрупненной группы направлений подготовки 38.00.00 «Экономика и управление» (таблица 2). Прослеживается общность общекультурных компетенций независимо от направления подготовки, в связи с тем, что они относятся в целом к социокультурными аспектами жизнедеятельности личности.
Таблица 2
Элементы экологической компетентности в ФГОС ВПО укрупненной _группы направлений подготовки 38.00.00 «Экономика и управление»_
Код компет енции
Общекультурная компетенция
Элементы экологической компенентности
Направление подготовки 080100 «Экономика» Направление подготовки 080500 «Бизнес - информатика»
ОК-2
Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы_
понимание сущности
концепции ноосферы
ОК-4
Способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем_
осознание
процесса устойчивого развития и проблем развития биосферы
ОК-8
Способен находить
организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность
Понимание ответственности за принятые решения, осознание их влияния на биосферу
Направление подготовки 080200 «Менеджмент»
ОК-1
Знание базовых ценностей мировой культуры и готовности опираться на них в своем личностном и культурном развитии
Осознание самоценности природы, понимание
необходимости ограничения потребностей в различных аспектах жизнедеятельности
ОК-2
Знание и понимание законов развития природы, общества и мышления и умение оперировать этими понятиями в профессиональной сфере_
Понятие естественнонаучной картины мира, знание основных законов развития природы
ОК-8
Способен находить
организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность
принятие экологически
оправданных решений в профессиональной деятельности
ОК-12
Осознание социальной значимости своей_будущей_профессии,
Понимание ответственности за принятые решения, осознание
обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности их влияния на биосферу
Направление подготовки 080400 «Управление персоналом»
ОК-1 Знание базовых ценностей мировой культуры и готовности опираться на них в своем личностном и культурном развитии Осознание самоценности природы, понимание необходимости ограничения потребностей в различных аспектах жизнедеятельности
ОК-2 Знание и понимание законов развития природы, общества и мышления и умение оперировать этими понятиями в профессиональной сфере Понятие естественнонаучной картины мира, знание основных законов развития природы
ОК-13 Осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности Понимание ответственности за принятые решения, осознание их влияния на биосферу
Направление подготовки 081100 «Государственное и муниципальное управление»
ОК-3 Знание базовых ценностей мировой культуры и готовности опираться на них в своем личностном и культурном развитии Осознание самоценности природы, понимание необходимости ограничения потребностей в различных аспектах жизнедеятельности
ОК-4 Знание законов развития природы, общества и мышления и умение принимать эти знания в профессиональной деятельности; умение анализировать и оценивать социально-значимые явления, события, процессы... Понятие естественнонаучной картины мира, знание основных законов развития природы. Умение предвидеть последствия своей хозяйственной деятельности
ОК-15 Способность принимать участие в разработке управленческих решений и нести ответственность за реализацию этих решений в пределах своих должностных обязанностей, умение оценивать последствия решений Мотивационная установка на экологически целесообразное поведение в профессиональной области.
Многие авторы отмечают слабую разработанность вопросов практической реализации модели образования для устойчивого развития в
системе вузовского образования. В связи с основными мировыми тенденциями, образование для устойчивого развития экономических направлений подготовки - это, прежде всего, экологизация процесса. Содержание экологической подготовки и методика преподавания отражают комплекс проблем, вызванных процессами интеграции, глобализации, устойчивого развития и проявляются в:
• междисциплинарном подходе, основанном на изучении социально-
эколого-экономической модели мира
• практико-ориентированной модели опережающего образования
• компетентностном подходе.
Достижение цели происходит в рамках применения интерактивных методик преподавания, холистического подхода, информационных и коммуникационных технологий. Схема формирования компонентов экологической компетентности у студентов непрофильного вуза через различные виды деятельности представлена на рис. 1.
Примером практической реализации разработанного подхода может служить система экологического образования и воспитания в Омском экономическом институте. Структурно-функциональная модель системы экологического образования и воспитания базируется на деятельности научно-исследовательского центра экологии и технологии продуктов питания (НИЦ) как комплекса, координирующего решение научных, образовательных, культурно-просветительских и других задач [5]. Обеспечивает работу НИЦ профессорско-преподавательский состав кафедр ОмЭИ по утвержденным научно-исследовательским темам. Кроме того, создаются временные научные коллективы, нацеленные на выполнение мини научных проектов.
Цель деятельности научно-исследовательского Центра - интеграция образовательного процесса и научно-производственной деятельности, проведение научных исследований, внедрение научных и инновационных разработок в производственную деятельность и учебный процесс. Можно выделить следующие приоритетные направления функционирования Центра:
1. Научное направление
2. Учебное направление
3. Практическое направление
4. Воспитательно-просветительское направление
1. Онтологический компонент обеспечивает общемировоззренческий экокультурный контекст образовательной среды, понимание идей общецивилизационного развития.
2. Когнитивный компонент включает развитие готовности и способности студентов к самостоятельному анализу, интерпретации, систематизации и критической оценке получаемой информации с позиций решаемой задачи и будущей профессиональной деятельности
ой
х
3. Социальный компонент направлен на преодоление экологического нигилизма посредством вовлечения студентов в разработку и проведение экологических мероприятий (НИРС, экскурсии, тренинги, праздники и т. д.).
4. Аксиологический компонент способствует развитию эмпатии, сопереживания при личном общении с компонентами природной среды.
5. Праксеологический компонент направлен на формирование активной жизненной позиции и культуры поведения в современных экологических условиях при решении ситуационных задач, в которых студенты демонстрируют сформированную жизненную позицию, личную точку зрения.
Можно сказать, что очень высокая степень значимости экологических аспектов социально-экономической деятельности в современном обществе показывает своевременность разрабатываемой темы.
Особенно актуальным представляется организация экологической подготовки в системе высшего образования непрофильных направлений подготовки (экономических, управленческих), которые в своей профессиональной деятельности будут принимать решения, оказывающие непосредственное воздействие на биосферу планеты.
Их профессионализм и компетентность определяют возможность преодоления экологического кризиса и выстраивание взаимодействия природы и общества с позиций устойчивого развития. Но на сегодняшний день исследования в данной области представлены недостаточным количеством работ, рассматривающих отдельные аспекты проблемы. Следовательно, выявление и анализ теоретических, методологических основ экологической подготовки студентов непрофильного вуза в рамках образования для устойчивого развития имеет высокую научную и практическую значимость.
Литература:
1. Бордовский Г.А., Нестеров А.А., Трапицын С.Ю. Управление качеством образовательного процесса: Монография. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2001. - 359 с.
2. Урсул А.Д. Наука и образование в стратегии устойчивого развития // Экологическое образование: концепции и технологии. - Волгоград: Перемена, 1996. - С.7-13.
3. Указ Президента РФ от 01.04.1996 N 440 "О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию" /Электронный ресурс: Гарант. Информационно-правовое обеспечение. http://www.garant.ru
4. Развитие ключевых компетенций в образовании: некоторые уроки из международного опыта / Электронный ресурс: Сайт ООН по вопросам образования, науки и культуры www. ibe.unesco. org, 2002.
5. Мельникова О.Ю. Реализация принципов устойчивого развития через создание исследовательских центров в вузе: монография / О.Ю. Мельникова, А.И. Барановский, Н.О. Герасимова, Н.М. Глебова, А.Н. Королёв, С.И. Ускова. - Омск: Изд-во АНО ВПО «Омский экономический институт», 2012. -124 с.
Literature:
1 . Bordovskii G. A., Nesterov A.A. Trapitsyn of Page Yu. Quality management of educational process: Monograph. - SPb. : RGPU publishing house of A. I. Herzen, 2001. - 359 pages.
2 . Ursule A.D. Science and education in strategy of a sustainable development//Ecological education: concepts and technologies. - Volgograd: Change, 1996. - Page 7-13.
3 . The decree of the Russian President of 01.04.1996 N 440 "About the Concept of transition of the Russian Federation to a sustainable development" / the Electronic resource: Guarantor. Information legal support. http://www.garant.ru
4 . Development of key competences of education: some lessons from the international experience / the Electronic resource: UN site concerning education, sciences and cultures of www.ibe.unesco.org, 2002.
5 . Melnikova O. Yu. Realization of the principles of a sustainable development through creation of the research centers in higher education institution: monograph / Island Yu. Melnikova, A.I. Baranovsky, N. O. Gerasimova, N. M. Glebova, A.N. Korolyov, S. I. Uskova. - Omsk: Publishing house of Autonomous Non-Commercial Organization VPO Omsky ekonomichesky institut, 2012. -124pages.