УДК 37.016:574
© А. Н. Захлебный, Е. Н. Дзятковская
Зарубежный опыт включения идей устойчивого развития в содержание учебных предметов
В статье представлен анализ барьеров реализации ОУР в зарубежном образовании. Отмечается нечеткость понятийно-терминологического аппарата ОУР, факультативный статус образования для устойчивого развития, его несистематичность. Отмечается важность разработки теории ОУР и технологии его взаимодействия с учебными предметами. Поставлена проблема придания содержанию ОУР «чувствительности» к национальному и культурному контенту страны.
Ключевые слова: образование для устойчивого развития, зарубежный опыт, барьеры реализации.
A. N. Zakhlebnyi, E. N. Dziatkovskaja
Foreign experience of incorporating of sustainable development ideas in the content of school subjects
The article presents an analysis of barriers to the implementation of ESD in education abroad. Specialists emphasize the vagueness of conceptual and terminological apparatus ESD, optional status of education for sustainable development, its unsystematic. The article notes the importance of developing the theory of ESD and technology of its interaction with academic subjects. The authors set the problem of «sensitivity» of content ESD to the national and cultural content of the country.
Keywords: education for sustainable development, international experience, barriers to implementation.
Историческая справка.
Образование в интересах устойчивого развития (ОУР) было инициировано специалистами вне образовательной системы (общественными деятелями, учеными в области естественных и социо-гуманитарных наук, экономистами, политиками). Основной толчок ОУР дали дискуссии на международных политических и экономических форумах (ООН, Организация экономического сотрудничества и развития и других). По мере становления и развития концепции устойчивого развития, обсуждения и формулировок ее ключевых положений, становилось все более очевидным, что широкое образование и просвещение разных слоев населения — ключ к пониманию идей устойчивости.
Отметим, что в ряде стран стратегия и содержание ОУР еще и сегодня разрабатываются вне системы образования (Министерствами здравоохранения или окружающей среды). Слабое участие специалистов образования в разработке психолого-педагогических основ ОУР, проектировании его содержания, структуры и технологий реализации — это проблема, признаваемая как международными организациями, так и в национальных системах образования. Впервые вопрос о трудностях реализации ОУР, как новом глобальном процессе, был поставлен во время подготовки к Всемирному Самми-
ту по устойчивому развитию, который состоялся в Йоханнесбурге (2002, ЮАР). В его рекомендациях предлагалось разработать международный проект скоординированных действий по развитию ОУР. Серьезный шаг по международной координации действий в этой области был сделан в мае 2003 года. Министры окружающей среды 55 стран Европы, Северной Америки и Центральной Азии на 5-й Конференции «Окружающая среда для Европы» (в Киеве), приняли Заявление министров окружающей среды стран ЕЭК ООН. Этим документом предлагалось разработать региональную Стратегию в области ОУР. Министры окружающей среды пригласили министров образования и заинтересованных специалистов к участию в совместной работе над этим документом под эгидой европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН. На первом региональном совещании по образованию в интересах устойчивого развития (Женева, февраля 2004 г.) был принят «Проект Стратегии ОУР». А 23 марта 2005 года ЕЭК ООН опубликовала документ «Стратегии для образования в интересах устойчивого развития». Прежний документ «Проекта Стратегии ОУР», был подвергнут обстоятельной редакции.
В октябре 2005 года ЮНЕСКО опубликовала Международную схему выполнения (International Implementation Scheme на период 2005 — 2014 г.г.) для организации и проведения Всемирного десятилетия ОУР. При этом ЮНЕСКО опиралась на достигнутые ранее соглашения и документы по развитию образования, в частности, на документ «Дакарские рамки действий. Образование для всех: выполнение наших общих обязательств», принятый Всемирным форумом по образованию (Дакар, Сенегал, 26-28 апреля 2000 г.)
Как подчеркивалось в документе Стратегии ЕЭК ООН, образование для устойчивого развития — это не просто передача знаний об устойчивом развитии и глобальных проблемах, о взаимосвязи жизни общества с экологическим состоянием окружающей среды, об угрозе надвигающейся глобальной катастрофы и способах ее решения. Вся эта информация может быть лишь средством для достижения цели ОУР.
В многочисленных публикациях по вопросам определения ОУР преобладают различного рода политизированные формулировки, далекие от их педагогической интерпретации. Например. «Образование для устойчивого развития призвано развить такие знания, умения и ценности, которые позволят людям принимать индивидуальные и коллективные решения локального и глобального характера для улучшения качества жизни без угрозы для будущего планеты». Что является содержанием, «предметом изучения» ОУР? Вот спектр ответов.
1. Взаимосвязи в обществе, экономике и природе: на локальном, региональном и глобальном уровнях.
2. Гражданственность, права и ответственность.
3. Потребности и права будущих поколений.
4. Разнообразие культурное, социальное и биологическое.
5. Качество жизни, равноправие и социальная справедливость.
6. «Устойчивые» изменения — развитие в рамках несущей возможности
экосистем.
7. Будущее — прогнозируемое и непредсказуемое [10,19].
Из этого списка становится очевидным, что в основе образования для устойчивого развития лежит не столько экологическое (классически естественнонаучное), сколько социо-гуманитарное образование. Также явно, что частью современной концепции ОУР является гражданское образование. Как отмечается в ряде публикаций, чтобы системы образования в странах более отвечали современным социальным требованиям и в опережающем режиме готовили будущих граждан к реальной жизни. Они нуждаются в радикальной реформе, а не в косметическом ремонте в виде обязательного введения во все предметы «экологической компоненты», которая нередко сводится к запугиванию учащихся экологической катастрофой.
В рекомендательных международных документах приводятся характеристики того, что понадобится учащимся для более качественной и осознанной жизни по созданию устойчивого и гармоничного мира (другими словами, для воплощения в жизнь концепции устойчивого развития). Среди них:
- принятие общечеловеческих ценностей;
- осознание того, что наш сегодняшний образ жизни влияет на будущие поколения;
- понимание взаимосвязей в обществе и в окружающей среде;
- понимание того, что наши действия на местном уровне оказывают влияние на глобальные процессы;
- умение анализировать изменения в обществе и в окружающей среде и прогнозировать последствия этих изменений;
- умение применять имеющиеся знания к разнообразным жизненным ситуациям;
- навыки сотрудничества в решении разнообразных проблем;
- способность к аналитическому, критическому, творческому мышлению;
- уважительное отношение к разнообразию в природе и обществе [2,4].
Анализ международных документов позволяет обобщить представления
об ОУР. С одной стороны, ОУР — это межпредметная область знаний, включающая естественнонаучные, социальные и экономические дисциплины. С другой стороны, оно включает в себя процесс обучения, воспитания, саморазвития, самореализации личности. Оно ориентировано на формирование критически мыслящих, духовно состоятельных и социально активных граждан, которые будут строить свои практические действия на принципах экологической этики, проявлять заботу о сохранении гармоничного состояния природной среды, стремиться к получению знаний об окружающей среде и содействовать решению существующих и предупреждению новых социальных, экономических и экологических рисков и угроз.
Реальная образовательная практика.
Содержанием образования для устойчивого развития, в соответствии со Стратегией ОУР является:
- концепция устойчивого развития, ее культурный смысл, неизбежность ее
появления, как этапа исторического развития стихийного взаимодействия человечества с биосферой;
- проблемы современности (локальные и глобальные), которые препятствуют продвижению идей устойчивого развития в практику повседневной жизни;
- способы решения этих проблем и так далее.
Однако четкого представления о содержании ОУР в последних документах ЮНЕСКО пока нет, так как еще не сложилась четкая концепция устойчивого развития. Ученые находятся на этапе кристаллизации понимания ее сути, как генерального пути дальнейшего развития человечества на планете Земля. По существу, речь идет о разработке теории (модели) управляемой коэволюции человечества и биосферы. «Мы не сможем перестроить систему, которая полностью раздроблена. Добавление крыльев к гусенице не создаст бабочку — это создаст лишь неуклюжую и нелепую гусеницу. Бабочки появляются через трансформацию...», — пишет Стефани Пэйс Маршалл в книге «Хаос, комплексность и стадное чувство: метафоры для обучения». Активные действия международного сообщества по продвижению в массовое сознание идей устойчивого развития уже знаменует начало осознания научной, общественной и политической элитой реальной потребности в практической разработке гипотезы академика В.И. Вернадского о ноосфере. Концепция устойчивого развития общества и природы, по сути, является первым осознанным мировым сообществом этапом движения к ноосфере [12].
Известно, что документы международных организаций по вопросам ОУР носят рекомендательный характер. Каждая страна стремится их выполнять в меру своих возможностей. Они концентрируются вокруг двух направлений: научно-педагогических разработок и обобщения педагогического опыта практической деятельности творческих педагогов своей страны.
В ряде стран широкое распространение получила образовательная деятельность по выполнению интегрированных проектов по тематике устойчивого развития, которые был подготовлены международными организациями.
Среди них проекты: «Лола», «Здесь и сейчас», «Дерево земли», «Международный европейский дневник», «Потребности и желания», «Потребительские права и права человека» и др. [13,15,17]
Кто же занимается определением содержания ОУР? В соответствии со Стратегией — это страны, вернее их правительства, точнее министерства, используя кросс-министерский подход при условии подключения к процессу всей системы госуправления и госвлияния, научно-педагогического сообщества, частного сектора и всех «аппендиксов» общества. Это отдельно взятая личность (мыслитель, художник, писатель, исследователь-статист, философ и пр.) или группа личностей (организация формальная или неформальная), которые не могут самостоятельно определять содержания ОУР, но могут, в соответствии со Стратегией, обозначить свой интерес и свое участие в предоставленном им поле деятельности по этому вопросу. Принятие Стратегии вынуждает госсектор если не гарантировать, то хотя бы проявлять формальный
интерес к инициативам или новой информации, относящимся к этому качественно новому общекультурному направлению образования.
В свете изложенного, предметом изучения была выбрана информация, в которой характеризовались барьеры, тормозящие продвижение образования в интересах устойчивого развития.
Одним из важных барьеров, который имеет место быть и в нашей стране, является нечеткость понятийно-терминологического аппарата. Этот вопрос поднимают педагоги ряда стран, особенно постсоветского пространства, где централизовано велась работа по экологическому образованию (ЭО). Так педагоги Республики Беларусь пишут «у нас в стране пока еще термин «Образование для устойчивого развития» воспринимается либо как синоним, либо как современное (модное) название экологического образования и воспитания». При этом, отмечается, что ОУР продвигают лица, работающие в классическом естественнонаучном экологическом образовании. Но очень немногие полагают, что ЭО должно быть основным предметом, несущим идеи устойчивого развития. Ряд педагогов считает ошибочным рассматривать ОУР просто как переориентацию классического экологического образования. Отмечают, что необходимо выйти за рамки традиционных «зеленых» вопросов и сместить равновесие в сторону экономических и социальных вопросов. Ряд данных свидетельствуют о том, что информация о негативных тенденциях вместе с прогнозами о близкой глобальной катастрофе вызывают у учащихся чувство бессилия, агрессию или безразличие. Все это — не то, что нужно «строителю устойчивого будущего». Обсуждение такого рода «страшилок» помогает выявить сомнения, озвучить их, выразить свои чувства, мысли, сравнить их с тем, что думают и чувствуют другие. Но, следует учесть, что рефлексия или дискуссия сами по себе не всегда мотивируют человека к реальным действиям. Наиболее распространенный эффект от такого рода обсуждений — поговорили и разошлись.
Стратегия ЕЭК ООН рекомендует использовать фасилитационный подход, стимулировать развитие критического образа мышления, использовать активные методы обучения. Но, в целом, вопрос «как?» остается открытым, хотя подходы, принципы и «педагогические инструменты», в общем виде, обозначены в тексте Стратегии ОУР. Например, там часто говорится о сотрудничестве, диалоге, партнерстве и демократии. Все эти моменты подразумевают взаимодействие.
Другой барьер — слабое взаимодействие (социальное партнерство) или чаще его отсутствие, как важного элемента образовательной среды, отмечают педагоги многих стран. В связи со сложностью целей и задач ОУР, применение педагогики эмпауэрмента в этой области представляется весьма уместным. Основные принципы педагогики эмпауэрмента заключаются в создании условий для повышения уверенности, возникновения энтузиазма и чувства удовлетворения от групповой и индивидуальной работы и от ее результатов, а также чувства ответственности и умения контролировать ситуацию обучения. В связи со сложностью целей и задач ОУР, применение педагогики эм-
пауэрмента в этой области представляется весьма уместным. Основные принципы педагогики эмпауэрмента заключаются в создании условий для повышения уверенности, возникновения энтузиазма и чувства удовлетворения от групповой и индивидуальной работы и от ее результатов, а также чувства ответственности и умения контролировать ситуацию обучения. Педагогика эмпауэрмента сосредоточена скорее на решениях и последствиях решений, чем на проблемах и их последствиях. Учащиеся черпают мотивацию к обучению из внутреннего видения того, в каком окружении и сообществе они хотят жить, а не из страха перед последствиями экологических проблем.
Барьер привычных стереотипов. Как отмечается в международных документах и педагогических публикациях специалистов многих стран, большинство вопросов, касающихся устойчивого развития, связано с этикой. Их решение зачастую требует отказа от привычных стереотипов и норм, принятых в антропоцентрическом обществе. Следовательно, содержание ОУР должно подразумевать и включать обсуждение этических вопросов. Например, курс «Моральные дилеммы» из Программы «ЭкоЛоджик!». Она была разработана в Швеции еще тогда, когда концепция ОУР не была оформлена. За последнее десятилетие прошлого века эта программа нашла широкое применение в формальном и неформальном образовании в этой стране. «ЭкоЛоджик!» может служить хорошим примером применения подходов ОУР к разным темам. Она позволяет учащимся составить целостное представление о самих себе и об окружающей среде, дает методы работы с ценностями и мотивацией, ориентирована на решение проблем. Содержание учебных курсов этой программы междисциплинарно, оно затрагивает такие темы, как деньги и вещи, жизнь и чувства, окружающая среда, питание, отходы. Поскольку все эти темы рассматриваются с разных перспектив — экологической, экономической и социальной — их можно смело использовать на любом школьном предмете для достижения целей ОУР. Методические пособия построены по принципу «мозаики»: любая часть мозаики может стать основой, от которой отталкивается педагог. Он может переделать, убрать некоторые части мозаики или добавить «недостающие» части в зависимости от поставленных целей.
По оценкам педагогов Беларуси, изучавших опыт работы шведских коллег, элементы программы «ЭкоЛоджик!» могут служить основой для разработки общей программы по вопросам образования в интересах устойчивого развития [1].
В целом, за период Всемирного десятилетия образования в интересах устойчивого развития, в большинстве европейских стран разработано и распространено в практику разных уровней образования большое разнообразие программ и проектов направленных на ОУР. К Белградской конференции «Окружающая среда Европы» подготовлен обзор лучших практик образования в интересах устойчивого развития «Передовая практика в ОУР в регионе ЕЭК ООН: Good Practices in Education for Sustainable Development, 2007» [14]. В нем приводятся инициативы, имеющие прямое отношение к ОУР.
ЮНЕСКО разработан специальный практический курс для учителей по
образованию в интересах устойчивого развития (http://www.unesco.org/ educatюn/tlsf/TLSF/theme_d/uncofrm_d.htm).
Международным секретариатом инициативы «Хартия Земли» издано методическое пособие «Нести устойчивость в класс» (на английском языке), которое содержит описание подходов к насыщению различных школьных дисциплин элементами теории устойчивого развития и примерами устойчивых практик. Для изучения 16-ти принципов «Хартии Земли» это пособие рекомендует методику изучения одного принципа устойчивого развития в течение одного месяца с использованием выполнения мини-проектов и самостоятельную работу учащихся, оформление классных комнат и т.п. В книге приводятся также примеры образовательных проектов в интересах устойчивого развития в разных странах.
Но все эти программы имеют факультативный статус. Специалисты рассматривают это как главный барьер на пути продвижения ОУР в массовую образовательную практику.
Как подчеркивалось в материалах четвертой Международной конференции ЮНЕСКО по экологическому образованию «Конференция Тбилиси + 30» «администраторы образования и учителя в разных странах сталкиваются с проблемой того, как найти место элементам ОУР в ширящейся череде учебных предметов, насыщающих учебные планы школ». Именно поэтому многие участники конференции единодушно подчеркивали, что «образование для устойчивого развития должно стать системообразующей надпредметной надстройкой, определяющей уклад школьной жизни и содержание всех учебных предметов [4,5,7,9].
Анализ имеющихся материалов показывает, что в европейских странах, несмотря на все реформаторские призывы сделать ОУР «системообразующей надпредметной надстройкой», разработка и адаптация идей ОУР ведется с учетом сложившихся национальных систем общего образования.
Например, во Франции для введения экологического образования в интересах устойчивого развития в школьных заведениях была проведена экспериментальная апробация на базе 84 школьных заведений общей программы экологического воспитания с целью устойчивого развития.
Эта программа базируется на следующих критериях:
1) Она должна соответствовать национальной воспитательной политике, которая владеет педагогическими методами и инструментами, позволяющими осуществлять постепенное и последовательное обучение экологической культуре и устойчивому развитию с первого по выпускной класс.
2) Программа должна постоянно оцениваться и пересматриваться представителями образовательной системы, а также местными органами, которые будут оценивать приобретенные знания и поведение учащихся как следствие применения данной программы. При этом предусматривается гармоничное изменение школьных программ для введения элементов устойчивого развития, соответствующая подготовка воспитателей и постоянная разработка новых образовательных модулей. По итогам эксперимента в сентябре 2004 года
программа была утверждена как обязательная для всех французских общеобразовательных учебных заведений.
В Венгрии успешно осуществляется проект «Экошколы как экспериментальные центры для будущих поколений за лучший мир».
В Словакии разработана концепция экологического образования в интересах устойчивого развития для всех типов школ. В рамках ее реализации планируется разработать новые учебные программы по ОУР, которые будут затем включены в учебные программы школ всех уровней и типов, а также в университетские программы.
В Великобритании создан специальный веб-сайт для школьников и учителей — www.schoolsfootprint.co.uk, — который позволяет получить набор инструментов и определить так называемый «Экологический след».
В Финляндии реализуется проект «ОСО — Окружающая среда он-лайн — Глобальная виртуальная школа и портал по устойчивому развитию» ОСО является глобальной Интернет-школой (http://eno.joensuu.fi), в рамках которой на протяжении всего учебного года учащиеся раз в неделю изучают темы, связанные с устойчивым развитием. Прямыми активными пользователями в настоящее время являются 300 школ в 90 странах мира, около 30 тысяч учащихся и две тысячи учителей [16,18].
Нидерланды предлагают интересный опыт по формированию эффективной системы ОУР. В рамках проектов «Школы для устойчивости» и «Кодовое название — Будущее» стимулируют учителей, региональные администрации, местные органы власти и бизнес. Создана постоянная учебная программа для учеников и студентов в возрасте от 4 до 24 лет. Создан специальный портал по вопросам устойчивого развития — www.kennisnet.nl, — доступный для учеников начальных и средних школ и технического обучения и их учителей.
В Беларуси также имеется опыт внедрения элементов ОУР в отдельных учреждениях школьного образования — средней школе № 12 г. Новополоцка, в экологической гимназии № 19 г. Минска и др., а также в учреждениях внешкольного образования — Республиканский экологический центр детей и юношества. В них реализуются проекты по ОУР. В 2003 году при содействии Представительства ООН в Республике Беларусь был издан комплект образовательных материалов по устойчивому развитию «Адукацыйныя матэрыялы па устойтвым развщщ», в который вошли иллюстрированные пособия для детей дошкольного возраста в виде сказок, экологическая азбука, включающая полезные советы для подростков и взрослых по реализации практических для устойчивого развития и по гармоничному взаимодействию человека и природы, а также сборник ролевых игр для подростков по тематике устойчивого развития.
В последние годы в странах Центральной Азии — Казахстане, Кыргызстане и Узбекистане изданы учебные пособия и реализуются многочисленные проекты по внедрению элементов ОУР в учебный процесс на уровне средней школы.
Исследование, проведенное в Австралии, сообщает о тонкостях преобра-
зований, обнаруженных в начальных школах: «В этом исследовании мы видим учителей, которые готовы взять на себя риск переосмыслить педагогику и учебную программу. Эти программы дают не только возможность реализации инновационных (устойчивость) учебной программы идей, но «шанс изменить пути, по которым дети учатся и учителя учат. Педагогически эта работа нарушает традиционные дискурсы. Учителя позиционируются как посредники, а не носители знаний. Дети учатся думать и действовать критически на протяжении всей их учебной деятельности». Эти примеры иллюстрируют сложность процессов преподавания и обучения ОУР. Поэтому во многих школьных системах набирает силу преподавание во внеклассных мероприятиях. Некоторые школы организуют мероприятия, направленные на устойчивое развитие, и на решение экологических, социальных и экономических проблем местного сообщества [8].
Важную помощь в распространении идей ОУР, особенно его экологической составляющей, оказывают различные экологические организации. Например, Региональный экологический центр для Центральной и Восточной Европы при финансовой поддержке фирмы «Тойота» разработал и внедрил во многих странах Центральной и Восточной Европы, а также в регионе ВЕКЦА специальное пособие под названием «Зеленый Пакет». Это комплект образовательных материалов по устойчивому развитию, в состав которого входит пособие для учителей, содержащее планы уроков, мультимедийные средства обучения для учителей и школьников, анимационные клипы, экологические фильмы и игры, а также интерактивный диск CD-ROM с обширной информацией по более чем двадцати темам, касающимся окружающей среды и устойчивого развития.
Норвежское общество охраны природы многие годы обеспечивает реализацию международной образовательной программы для школьников SPARE / ШПИРЭ — Школьный проект использования ресурсов и энергии.
Как видно из выше приведенных примеров, многие страны включили ОУР-темы в образовательную практику начальной и средней школы — хотя и в разных направлениях. Это, несомненно, позитивная тенденция. Но в анализируемых материалах пока очень мало говорится об эффективности программ ОУР или практике преподавания. Многие проблемы преподавания остаются. Например, важные условия — знания учителя о составляющих устойчивого развития и структурировании опыта обучения вокруг тем УР. Кроме того, педагогика по вопросам образования в интересах устойчивого развития, как правило, поощряет отказ от традиционных педагогических подходов и переход к новым технологиям, в которых учащихся стимулируются задавать вопросы, анализировать, мыслить критически и принимать решения. Действительно, результаты ОУР становятся более эффективными, когда преподаватели используют инновационные педагогические практики [11,12, 16,18].
В заключение следует отметить, с началом Всемирного десятилетии по образованию в интересах устойчивого развития (с 2005 г.) в различных стра-
нах мира разрабатывался и апробировался большой и разнообразный массив инициатив ОУР для учащихся начальных и средних классов общеобразовательных школ. Эти инициативы варьируются от крупных транснациональных программ и национальных реформ до инициатив педагогов в отдельных школах. Многие инициативы SD в школах, прежде всего, сосредоточились на экологических компонентах ОУР; которых немало было рождено предыдущими программами в области экологического образования. К настоящему времени охват, масштабы и глубина внедрения ОУР в школьные программы значительно увеличились.
Где можно встретить содержания, связанные с ОУР, в учебных программах начальных и средних школ? Определение ОУР узко с точки зрения экологического образования или образования в области изменения климата, можно было бы ожидать в курсах, относящихся к естественным наукам, географии и социальных исследований. В некоторых случаях это может быть отдельный предмет
ОУР в широком смысле будет включать элементы, относящиеся к экономическим, социальным и культурным аспектам ОУР. Опора на широкое определение ОУР есть в предметах обязательных или факультативных, а также в социальных исследованиях, воспитания гражданственности, общественных науках, нравственном воспитании, реже — в воспитании в духе мира, образовании в области прав человека, образовании в области глобального гражданства, ВИЧ / СПИД, поликультурном образовании. Кроме того, в стороне от возможного включения ОУР в содержание учебных предметов или в качестве междисциплинарной темы, ОУР также может быть реализовано в качестве общей платформы для всей школы или системы образования, чтобы пересмотреть их отношение к окружающей среде, экономике и сообществу.
Целостная интеграция ОУР в школу будет иметь разные последствия от того, чему учим и как учим, а также от того какая деятельность детей будет требоваться. Наличие ОУР в таких школах, вероятно, будет менее заметной, при кросс-национальных сравнениях. Сегодня, 64 страны имеют включение задач образования в области окружающей среды среди общих целей и задач образования. Наиболее подчеркнем цели, относятся к роли образования, способствующего развитию и совершенствованию приверженности учащихся к охране окружающей среды — в ряде случаев все эти аспекты упоминаются — и в содействии экологической устойчивости или устойчивого развития
Ожидается, что экология и устойчивое развитие будут интегрированы в процесс обучения с использованием междисциплинарного подхода и, в дополнение к теоретическим аспектам, будет акцент на деятельности, построенной на реальных жизненных ситуациях, вне школы, при реализации проектов в области устойчивого развития с привлечением местного сообщества, тематических исследований и опросов, совместной работы в группах, с принятием образцов устойчивого образа жизни.
Литература
1. Рябикова Н., Новикова Т. Обучение демократии. В поисках гармонии. Образование для устойчивого развития. — Минск: Экодом, 2007 — 104 с.
2. Abstract Book. 10th International JTEFS/BBCC Conference
Sustainable development. Culture. Education. Reorientation of Teacher Education towards Sus-tainability through Theory and Practice. Savonlinna, Finland, 2012.
3. Breiting, S. & Wickenberg, P. (2010). The progressive development of environmental education in Sweden and Denmark. Environmental Education Research, 2010, 16(1).
4. Breiting Soren, Michela Mayer and Finn Mogensen Quality Criteria for ESD-Schools Guidelines to enhance the quality of Education for Sustainable Development. UNESCO, 2005.
5. Brundtland, G (ed.) Our Common Future: The World Commission on Environment and Development, Oxford University Press, Oxford, 1987.
6. Comhar, SDC Recommendations on the Review of the National Sustainable Development Strategy, Dublin, 2007.
7. Dahlbeck, Johan. On Childhood and the Good Will. Thoughts on Ethics and Early Childhood Education. Dissertation in the National Research School of Childhood, Learning and Didactics, 2012, No. 2.
8. Department of the Environment and Heritage. Caring for Our Future: The Australian Government Strategy for the UNDESD 2005-2014.
9. ECO-UNESCO Research Project on Education for Sustainable Development in Ireland, commissioned by Comhar SDC, Dublin, 2007.
10. Education for All. 2000-2015:Achievements and Challenges. UNESCO, 2015.
11. Finnish National Commission on Sustainable Development. Strategy for Education and Training for Sustainable Development and Implementation Plan 2006-2014, Finland, 2006.
12. Good Practices in Education for Sustainable Development: Teacher Education Institutions // Education for Sustainable Development in Action
Good Practices N°1. UNESCO. Section for Education for Sustainable Development (ED/UNP/ESD). Paris, 2007
13. HERE and NOW! Education for Sustainable Consumption. Recommendations and Guidelines UNEP DTIE. France, 2010.
14. ISCED Operational Manual Guidelines for classifying national education programmes and related qualifications European Union, UNESCO-UIS 2011.
15. National Core Curriculum for Basic Education. National core curriculum for basic education intended for pupils in compulsory education. Helsinki: Finnish National Board of Education, 2004.
16. Summary report of the 2013 UIS innovation data collection. Canada, Montreal, 2015.
17. The Sustainable Development Education Panel. Learning to Last: The Government's Sustainable Development Education Draft Strategy for England, London, 2003.
18. Uitto, Anna & Saloranta, Seppo. The contribution of secondary school subject teachers to the education for sustainable development/ University of Helsinki, Finland, 2010.
19. United Nations Decade of Education for Sustainable Development (DESD, 2005-2014). — UNESCO, 2009.
Захлебный Анатолий Никифорович, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО. E-mail: [email protected]
Дзятковская Елена Николаевна, доктор биологических наук, член-корреспондент РАЕН. Е-mail: Елена Николаевна Дзятковская <[email protected]>
Zahlebniji Anatoliji Nikiforovich, doctor of pedagogical science, member-correspondent of the Russian Academy of Education. E-mail: [email protected]
Dziatkovskaja Elena Nikolaevna, doctor of biological science, member-correspondent of the Russian Academy of Natural Science. E-mail: Елена Николаевна Дзятковская <[email protected]>