УДК 502.131.1:378
Melnikova O.Yu. REALIZATION OF EEC OON STRATEGY FOR EDUCATION IN THE INTEREST OF STABLE DEVELOPMENT ON THE REGIONAL LEVEL (ON THE EXAMPLE OF ELABORATION OF THE SYSTEM OF ECOLOGICAL EDUCATION AT NON-CORE EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION). The paper deals with the historical prerequisites of forming EEC OON strategy for education in the interest of stable development. Ecological education in the light of the conception of stable development as an integrating factor of education in general is described. The example of the realization of the strategy on the regional level is given. The topicality of making the system of ecological education at non-core educational institution of higher education is shown.
Key words: sustinible development; ecological education; innovative programme; competences.
О.Ю. Мельникова, канд. биол. наук, доц. ОмЭИ, г. Омск, E-mail: [email protected]
РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ ЕЭК ООН ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ РАЗРАБОТКИ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НЕПРОФИЛЬНОМ ВУЗЕ)
В работе рассматриваются исторические предпосылки создания стратегии ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития. Описывается экологическое образование в свете концепции устойчивого развития как интегрирующий фактор образования в целом. Приводится пример реализации стратегии на региональном уровне. Показана актуальность создания системы экологического образования в непрофильном вузе.
Ключевые слова: устойчивое развитие, экологическое образование, инновационная программа, компетенции.
В значительном количестве случаев человек является источником большего числа техногенных катастроф, что показывает его слабость в производственной, научной и управленческой деятельности. Неприемлемое, противоречащее здравому смыслу хозяйственное, организационное и политическое поведение человека наглядно иллюстрирует глубинное невежество человечества в понимании процессов функционирования биосферы и осознания себя как части природы.
Потребительская экономика привела к варварскому природопользованию, которое способствовало развитию неустойчивости биосферы, так как в процессе своей хозяйственной деятельности человек смог подорвать процессы самовосстановления, лежащие в основе функционирования экосистем.
В 1992 г. человечество озаботилось вопросами дальнейшего развития и безопасного существования на планете в Рио-де-Жанейро, где на конференции по окружающей среде были согласованы основные принципы устойчивого развития [1, 2]. В настоящее время модель неустойчивого развития, основанная на доминировании экономической эффективности, замещается моделью устойчивого развития, ориентированной на реализацию трех совместимых целей - на обеспечение экономической эффективности, достижение социальной справедливости и следование экологическим императивам, что в совокупности должно дать синергетический эффект устойчивой безопасности [3].
Основы теории устойчивого развития были заложены в работах русской философско-научной школы (Д.И. Менделеев, К.А. Тимирязев, К.Э Циолковский, В.И. Вернадский). Работы, созданные в конце XIX - начале XX ориентируют на разумное взаимодействие человека, природы и общества. По мнению академика Н.Н. Моисеева, переход к новой цивилизации должен осуществляться через коэволюцию (совместную взаимосвязанную эволюцию) человеческого общества и биосферы. Данный подход призван разрешить противоречие между экологией, стремлением к потреблению и политикой.
Так как в действительности мы видим, что темпы эволюции биосферы и человека сильно различаются, то в основе должно лежать глубинное изменение поведенческой стратегии человека по отношению к природе. Термин «sustinible development» Н.Н. Моисеевым рассматривается как стратегия переходного периода к такому состоянию природы и общества, которое можно обозначить «коэволюция или эпоха ноосферы» [4, с. 291].
Ряд ученых отмечает, что переход к устойчивому развитию - процесс глобальный, и невозможен в пределах одной
страны. А.Д. Урсул и А.Л. Романович указывают на необходимость использования процесса глобализации и его экономической, социальной и экологической составляющей на реализацию целей устойчивого развития [5]. Обратимся к истории появления концепции устойчивого развития.
К середине XX столетия человечество столкнулось с рядом глобальных проблем, решение которых выходит за рамки компетенций отдельного государства. Научно-техническая революция многократно усилила отрицательное воздействие человека на природу, что привело к нарушению экологического равновесия на планете. На первое место среди глобальных экологических проблем выходят следующие:
• исчерпание природных ресурсов,
• истощение озонового слоя,
• возрастание в атмосфере концентрации углекислого газа,
• деградация земель,
• значительное сокращение биоразнообразия.
Первым шагом на пути перехода человечества к новому
экологическому мышлению стали доклады Римского клуба. Одна из первых работ «Пределы роста» стала наиболее популярной публикацией на Западе. В публикации представлена мировая модель развития, разработанная с помощью методов математического моделирования. «...Наша мировая модель была построена специально для исследования пяти основных глобальных процессов: быстрой индустриализации, роста численности населения, увеличивающейся нехватки продуктов питания, истощения запасов невозобновимых ресурсов и деградации природной среды. Построенная нами модель, как и любая другая, несовершенна, чрезмерно упрощена и остается незавершенной. Понимая предварительный характер нашей работы, мы все же сочли важным опубликовать результаты работы модели и сделанные нами выводы сейчас» [6, с. 47].
Итак, прогноз математической модели оказался недвусмысленным: через 75 лет сырьевые ресурсы будут исчерпаны, а нехватка продовольствия станет катастрофической, если немедленно не свести экономическое развитие мира к простому воспроизводству и не поставить под жесткий контроль прирост населения Земли.
Следующим шагом было принятие Концепции устойчивого развития (известной как «Повестка дня на XXI век») большинством стран на Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.). В Концепции показано, что главную роль в разрешении наметившегося глобаль-
ного социоприродного конфликта могут сыграть согласованные действия по переходу человечества к устойчивому развитию: когда сбалансировано учитываются социальные и экономические интересы и экологические возможности природы по их удовлетворению. Принятие этого документа обозначило понимание мировым сообществом фундаментального значения учета экологических императивов для выживания человека на Земле. Это выдвинуло на первый план проблему формирования экологической культуры как неотъемлемой части всей культуры цивилизации XXI века во всем многообразии ее элементов и пластов. Ее главное направление - нерасточительное потребление на основе учета предельной емкости экосистем и биосферы в целом; право будущих поколений пользоваться ресурсами природы и жить в экологически здоровой окружающей среде.
По мнению многих исследователей, подчинение природы, получение одномоментной выгоды, веками закрепляемое в культуре привело к нарушению взаимоотношений в системе «человек - природа» [7].
Устойчивое развитие требует изменения способов деятельности и потребления, смены приоритетов, предполагает глубокую перестройку экономики, политики, трансформацию ценностей культуры и воспитания. Таким образом, требуется радикальное изменение типа развития цивилизации. Фактически, переход к концепции устойчивого развития цивилизации говорит о зарождении в культуре современного человечества - культуры экологического мышления.
В период между конференциями (Рио-де-Жанйро, 1992 г. и Йоханесбург, 2002 г.) в России был разработан ряд государственных документов в области развития национальной стратегии устойчивого развития. К ним относятся:
• Основные положения государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития (1994 г);
Указ Президента от 01.04.1996 г. О «Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию»;
• Национальный план действий по охране окружающей среды Российской Федерации на 1999 - 2001 г.; Экологическая доктрина Российской Федерации (2002 г);
• Национальная стратегия и Основные направления национального плана действий по сохранению биоразнообразия (2001 г);
• Обзор национальных приоритетов охраны живой природы России, одобренный МПР России и его территориальными органами (2003 г);
• Энергетическая стратегия Российской Федерации (2003 г) и другие документы.
Проблема управления переходом России к устойчивому развитию рассматривается в одном из важнейших документов «Концепции перехода РФ к устойчивому развитию» [8]. При этом роль показателя перехода к устойчивому развитию отводится здоровью населения и качеству окружающей среды. В концепции отражено, что удовлетворение материальных и духовных потребностей населения (качество жизни) обеспечивается при соблюдении обязательного требования по обеспечению безопасности человека и окружающей среды.
В 2002 году главы стран (Йоханесбург, 2002 г) приняли решение широко распространять гуманистические идеи Концепции устойчивого развития через национальные системы образования и просвещения. По мнению Н.М. Мамедова, «Экологическое образование» в свете концепции устойчивого развития приобретает статус интегрирующего фактора образования в целом, определяет его стратегическую цель и ведущие направления. Общеобразовательные цели экологического образования связаны с определением духовных, теоретико-познавательных предпосылок и условий решения экологической проблемы» [9, с. 51].
Человечество стоит перед необходимостью реализации безопасного экологического развития. Для этого необходимы новые знания об окружающей среде, новые технологии, новые нормы поведения. «Экологические знания не только об-
нажают неизвестные стороны действительности, но и призваны вносить предписывающие функции по отношению к человеческой деятельности. Выполнение их становится показателем освоения норм новой экологической культуры» [10, с.256].
Практически в каждом регионе появилась за последние годы своя концепции экологического образования, которая отмечает необходимость включения и рассмотрения экологических проблем во все учебные программы, так как экологическое образование стало приоритетным направлением государственной стратегии устойчивого развития.
В целом, документы, принятые на конференциях международного уровня по вопросам окружающей среды (Рио-де-Жанейро, 1992 г.; Каир. 1994 г.; Йоханнесбург, 2002 г.), предлагают решение экологических проблем, основываясь на научно-техническом прогрессе, быстром создании и реализации новых технологий. Но такой подход, по сути, не предполагает коренную перестройку человеческого сознания, считая, что биосфера способна еще достаточно долго выдерживать разрушение окружающей среды. Такой подход лишь откладывает неизбежность наступления экологического кризиса. С другой стороны, радикальная позиция отказа от экономического роста как главного фактора разрушения биосферы - фундамента жизни человека и всех организмов тоже не является выходом из сложившейся ситуации. Современная цивилизация подошла к порогу, за которым нужны новые знания и новая система ценностей. Кардинальное изменение парадигмы развития требует не менее кардинальных изменений в сфере образования и науки [11].
С 2005 года ООН объявила Всемирное десятилетие образования в интересах устойчивого развития (ОУР). Россия подписала Европейскую стратегию (ЕЭК ООН) образования в этой области. Этот документ ориентирует подписавшие ее государства до 2015 года провести реформирование задач образования: «перейти от передачи знаний и навыков, необходимых для существования в современном обществе, к формированию у молодежи готовности жить в мало предсказуемом будущем мире, в быстро меняющихся экологических и социоприродных условиях» [12, с. 12].
Вопросы экологического образования и воспитания достаточно полно представлены в работах Н.М. Верзилина, Я.Г. Габеева, А.М. Захлебного, И.Д. Зверева, В.А. Игнатовой, Д.Н. Кавтарадзе, Л.П. Салеевой, Г.П. Сикорской, И.Т. Сураве-гиной, З.И. Тюмасевой, Н.М. Черновой, которые первыми среди российских ученых-педагогов предложили концепцию общего экологического образования. При этом, на стадии высшего образования данное направление работы требует более детальной проработки с выделением приоритетных задач и индивидуального подхода при разработке концепции экологического образования и воспитания для различных профессиональных областей.
Следует вспомнить, что стратегия ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития (март 2005 г) определяет образование для устойчивого развития (ОУР) как процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни, начиная с раннего детства до получения высшего образования и образования для взрослых, и выходит за пределы формального образования. Даются рекомендации по его внедрению в учебные программы всех уровней, включая профессиональное образование.
В описании принципов ОУР пункт 20 конкретно говорит, что «Высшее образование должно вносить существенный вклад в ОУР в процессе формирования соответствующего багажа знаний и компетентности».
Для примера реализации стратегии ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития на региональном уровне приведем АНО ВПО «Омский экономический институт». В октябре 2009 года Ученым советом института был одобрен План стратегического развития института на период до 2015 года. Были утверждены 3 приоритетных направления развития инновационной деятельности вуза. Одним из направлений стало развитие экологического образования. Данные направления определены, исходя из следующего:
Система экологического образования и воспитания студентов непрофильного вуза
Ориентация на стандарты третьего поколения (в рамках компетентно- ориентированного подхода)
Виды деятельности, способствующие формированию экологического мировоззрения
Аудиторная деятельность
(включение ключевые темы УР в дисциплины естественнонаучного и профессиональных циклов)
Внеаудиторная деятельность
(мероприятия экологической направленности)
1. Общекультурные компетенции
обеспечивают общемировоззренческий экокультурный контекст образовательной среды, понимание идей
общецивилизационного развития.
2. Предметно-специализированные
компетенции включают развитие готовности и способности студентов к самостоятельному анализу,
интерпретации, систематизации и критической оценке получаемой информации с позиций решаемой задачи и к будущей профессиональной деятельности
1. Аксиологические компетенции
способствуют преодолению экологического нигилизма посредством вовлечения студентов в разработку и проведение экологических мероприятий (НИРС,
экскурсии, тренинги, праздники и т. д.).
2. Коммуникативные компетенции
формируют развитие эмпатии,
сопереживания при личном общении с компонентами природной среды
Рис.1. Схема реализации стратегии ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития на региональном уровне
в АНО ВПО «Омский экономический институт».
- особенностей деятельности института в настоящее время и на ближайшую перспективу;
- соответствия их приоритетным направлениям развития науки и техники, обеспечивающим модернизацию экономики, определенных Президентом России;
- выбор направлений подготовки, с учетом факторов, обусловливающих развитие экономики региона.
В системе высшего профессионально образования ком-петентностный формат федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования предусматривает оценку качества профессиональной подготовки через компетенции выпускника. Будучи интегральным результатом освоения студентом образовательной программы, компетенции обеспечивают успешность работы и конкурентоспособность выпускника в избранной профессиональной сфере, что особенно актуально при подготовки специалистов для инновационной экономики Омского региона.
В рамках развития экологического образования студентов АНО ВПО «Омский экономический институт» решаются такие проблемы устойчивого развития как: воспитание субъективного отношения к природе; ответственной гражданской позиции, опирающейся на понимание характера взаимодействия человека с окружающей средой; формирование научно обоснованных представлений о целостной природной среде, о закономерностях ее развития и функционирования; раскрытие современной научной системы взглядов на проблему единства живого вещества биосферы; формирование умений ра-
ционального использования природных ресурсов (включая водные, земельные, минеральные, ископаемое топливо и т.п.) в рамках профессиональной деятельности; развитие представлений об экологических аспектах здоровья ( качество продуктов питания, загрязнение среды и т.п.). Общая схема развития экологического образования студентов представлена на рисунке 1.
ОУР все еще продолжает формироваться в качестве обширной и всеобъемлющей концепции, охватывая связанные между собой экологические, экономические и социальные проблемы. Она расширяет концепцию экологического образования (ЭО), которая во все большей степени ориентируется на широкий круг вопросов развития.
В свете современной цивилизационной парадигмы формирование системы экологического образования и воспитания становится наиболее адекватной моделью нового типа образования для устойчивого развития, ибо предполагает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие личности. При этом главная задача научно-образовательной деятельности - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и Государства. Разрабатываемая программа позволяет использовать комплексный подход в решении проблемы экологического образования и воспитания обучаемых в системе непрофильного вуза.
Методика формирования экологического мировоззрения студентов предполагает аудиторную и внеаудиторную работу в разнообразных видах деятельности, включающую работу по выработке экологической информированности, экологической грамотности, экологической компетентности при решении профессиональных задач. Основные направления работы включают учебную работу, научные исследования, а так же проведение мероприятий, воспитательной направленности.
В программы подготовки бакалавров предполагается включать ключевые темы устойчивого развития, учитывать особенности различных профилей подготовки и актуальность этих тем для их областей работы. Особое внимание следует уделять дисциплинам, экологической направленности в рамках кото-
рых формируются профессиональные компетенции специалистов конкретного профиля, которые способные в дальнейшем влиять в рамках своей деятельности на социально-экономические условия и состояние окружающей среды.
Для реализации программы в институте создан Научноисследовательский Центр экологии и технологии продуктов питания. Структурно-функциональная модель экологического образования и воспитания в институте базируется на деятельности центра как комплекса, координирующего решение научных, образовательных, культурно-просветительских и других задач. В таблице 2 представлены основные задачи, которые стоят перед подразделениями института, участвующих в формировании системы экологического образования и воспитания студентов непрофильного вуза.
Таблица 2
Характеристика отдельных компонентов системы экологического образования и воспитания в институте
Название компонента структурно- функциональной модели Цель деятельности подразделения Основные задачи подразделения Прогнозируемый педагогический результат работы подразделения
1 2 3 4
Научноисследовательская лаборатория менеджмента, маркетинга и предпринимательства Мониторинг этапов формирования системы экологического образования и воспитания в рамках диагностической коррекции и анализа результатов работы - проведение психологопедагогической диагностики Психологопедагогическое обоснование и анализ результатов ЭО, выявление причин негативных моментов в ЭО и определение путей их устранения
Кафедры технологического факультета Развитие экологических компетенций в рамках циклов общематематических и естественнонаучных дисциплин и общепрофессиональных дисциплин. - Создание программ экологического образования; -отработка форм, методов и педагогических технологий образовательного процесса Система экологического образования, обеспечивающая решение информационной задачи ЭО
Институтские кафедры Использование гуманитарных, экономических, технических элементов ЭО в рамках преподавания специальных дисциплин - отработка форм, методов и педагогических технологий образовательного процесса в целях интеграции ЭО Система экологического образования, обеспечивающая решение информационной задачи ЭО
Научноисследовательский центр экологии и технологии продуктов питания Развитие мотивационной и когнитивной сферы личности студентов с целью формирования целостной естественнонаучной картины мира - Проведение научных программ экологической направленности; - проведение мероприятий, направленных на формирование экологической культуры студентов - Разработка и проведение общественных акций, праздников для популяризации экологических знаний Система экологического образования, обеспечивающая решение воспитательной и мировоззренческой задач ЭО Методическое и научное обоснование апробированных форм, методов и педагогических технологий, адекватных целям ЭО
Таким образом, приведенный краткий теоретический анализ проблемы выявил недостаточность включения учреждений высшего образования в формирование системы образования для устойчивого развития. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования предусматривают углубленную экологическую подготовку лишь в рамках профессионально-экологического образования, тогда как гуманитарные направления подготовки практические не включают в обязательный компонент дисциплины
экологической направленности, а так же направленные на решение вопросов устойчивого развития. Особенно актуально вопрос экологического образования управленческих и экономических кадров стоит на региональном уровне. Выпускник должен четко осознавать свою ответственность при принятии профессиональных решений, так как от этого зависит будущее региона и всего человечества в целом. Глобальные вопросы решаются, прежде всего, на локальном уровне.
Примером практической реализации стратегии ЕЭК ООН зование различных форм, методов работы как аудиторной,
для образования в интересах устойчивого развития на регио- так и внеаудиторной, создание в вузах научно-исследователь-
нальном уровне является система экологического образова- ских центров для развития экологического мировоззрения)
ния студентов АНО ВПО «Омский экономический институт». может быть применим и в других вузах с учетом региональ-
Данные инновационный подход при решении задач фор- ных особенностей экономики.
мирования образования для устойчивого развития (исполь-
Библиографический список
1. Когтюг, В.А. Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро. Июль 1992 г.): информационный обзор. - Новосибирск, 1992.
2. Комаров, И.К. Модель развития цивилизации надо менять // Обозреватель- Observer. - 2001. - № 7-8.
3. Ващекин, Н.М. Устойчивое развитие и открытое общество: путь к сфере разума / Н.М. Ващекин, Н.М., М.А. Мунтян, А.Д. Урсул.
- М., 2000.
4. Моисеев, Н.Н. Стратегия переходного периода // Вестник Российской академии наук. - 1995. - Т. 65. - № 1.
5. Урсул А.Д. Концепция устойчивого развития и проблема безопасности / А.Д. Урсул, А.Л. Романович [Э/р]. - Р/д: http//www.philosophy.nsc.ru
6. Пределы роста: доклад по проекту Римского клуба «Сложное положение человечества» / Д.Х. Медоуз, Д.Л. Медоуз, Й. Рэндерс [и др.]. - М., 1991.
7. Диалог культур в глобализирующем мире: мировоззренческие аспекты: сб. ст. / под ред. В.С. Степина, А.А. Гусейнова. - М., 2005.
8. Концепция перехода России к устойчивому развитию. Указ президента РФ от 1 апреля 1996 г. № 440.
9. Мамедов, Н.М. Культура, экология, образование. - М.,1996.
10.Мамедов, Н.М. Основы социальной экологии: уч. пособие. - М., 2003.
11. Мунасингхе, М. Экономическая политика и окружающая среда. Опыт и выводы. Публикации Всемирного банка по проблемам окружающей среды / М. Мунасингхе, В. Круз. - Вашингтон, 1995. - Вып.10.
12.Стратегия ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития: офиц. текст. Совещание высокого уровня представителей министерств охраны окружающей среды и образования. - Вильнюс, 2005.
Bibliography
1. Kogtyug, V.A. Konferenciya OON po okruzhayutheyj srede i razvitiyu (Rio-de-Zhaneyjro. lyulj 1992 g.): informacionnihyj obzor. -Novosibirsk, 1992.
2. Komarov, I.K. Modelj razvitiya civilizacii nado menyatj // Obozrevatelj- Observer. - 2001. - № 7-8.
3. Vathekin, N.M. Ustoyjchivoe razvitie i otkrihtoe obthestvo: putj k sfere razuma / N.M. Vathekin, N.M., M.A. Muntyan, A.D. Ursul. - M., 2000.
4. Moiseev, N.N. Strategiya perekhodnogo perioda // Vestnik Rossiyjskoyj akademii nauk. - 1995. - T. 65. - № 1.
5. Ursul A.D. Koncepciya ustoyjchivogo razvitiya i problema bezopasnosti / A.D. Ursul, A.L. Romano-vich [Eh/r]. - R/d: http//www.philosophy.nsc.ru
6. Predelih rosta: doklad po proektu Rimskogo kluba «Slozhnoe polozhenie chelovechestva» / D.Kh. Medouz, D.L. Medouz, Yj. Rehnders [i dr.]. - M., 1991.
7. Dialog kuljtur v globaliziruyuthem mire: mirovozzrencheskie aspektih: sb. st. / pod red. V.S. Stepina, A.A. Guseyjnova. - M., 2005.
8. Koncepciya perekhoda Rossii k ustoyjchivomu razvitiyu. Ukaz prezidenta RF ot 1 aprelya 1996 g. № 440.
9. Mamedov, N.M. Kuljtura, ehkologiya, obrazovanie. - M.,1996.
10.Mamedov, N.M. Osnovih socialjnoyj ehkologii: uch. posobie. - M., 2003.
11. Munasingkhe, M. Ehkonomicheskaya politika i okruzhayuthaya sreda. Opiht i vihvodih. Publikacii Vse-mirnogo banka po problemam okruzhayutheyj sredih / M. Munasingkhe, V. Kruz. - Vashington, 1995. - Vihp.10.
12.Strategiya EEhK OON dlya obrazovaniya v interesakh ustoyjchivogo razvitiya: ofic. tekst. Sovethanie vihsokogo urovnya predstaviteleyj ministerstv okhranih okruzhayutheyj sredih i obrazovaniya. - Viljnyus, 2005.
Статья поступила в редакцию 29.10.11
УДК 378.4:004
Orazalina Z.Z. UNIVERSITY TEACHERS' PROFESSIONAL OPERATIONS IN THE USE OF NETWORK ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES. The article deals with the electronic components of the educational content of the University, systematic and comprehensive measures to ensure the successful implementation of electronic resources in the learning process in credit programs are described.
Key words: information and communication technologies, information and educational environment, e-learning resources.
3.3. Оразалина, ст. преп. каф. информатики ВКГУ им. С. Аманжолова, г. Усть-Каменогорск, Казахстан, E-mail: [email protected]
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ УНИВЕРСИТЕТА В УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ СЕТЕВЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ РЕСУРСОВ
В статье рассматриваются компоненты электронного образовательного контента университета, описаны системность и комплексность мер, гарантирующих успешное внедрение электронных ресурсов в учебный процесс в условиях кредитных технологий обучения.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, информационно-образовательная среда, электронные учебные ресрурсы.
Информационно - коммуникационные технологии по сво- тении знаний, работе с различными источниками информа-
им дидактическим свойствам активно воздействуют на все ции [1]. Одним из продуктивных способов получения новых
компоненты системы обучения: цели, содержание, методы знаний является просмотр информационных страниц веб-про-
и организационные формы обучения, позволяя решать слож- странства, но, к сожалению, остро встает проблема качества
ные и актуальные задачи педагогики - развитие у обучающе- образовательного контента. Образовательные ресурсы, пред-
гося интеллектуального, творческого потенциала, аналитичес- ставленные в телекоммуникационных сетях, должны соответ-
кого, критического мышления, самостоятельности в приобре- ствовать определенным условиям надежности, достовернос-