УДК 37.0+316.7
Корякина Наталья Ивановна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, natalia.koriakina@gmail.com, Санкт-Петербург
ОБРАЗОВАНИЕ ДЛя УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИя: МОДЕЛИ И СТРАТЕГИИ ВНЕДРЕНИИ
Аннотация. Работа посвящена перспективам продвижения образования для устойчивого развития в школе. На основе анализа отечественного и зарубежного опыта предлагаются три основные модели осуществления ОУР в школах, анализируются их достоинства и недостатки.
В работе показано, что оптимальной для достижения целей ОУР является общешкольная модель. Раскрываются основные направления ее осуществления в школе.
Ключевые слова: образование для устойчивого развития, зарубежный опыт, общешкольный подход, модели образования для устойчивого развития, стратегии образования для устойчивого развития.
Koryakina Natalia Ivanovna
The Candidate of the Pedagogical Science, Docent of The chair of Pedagogics of the environment, security and human health, St. Petersburg Academy of Postdegree Pedagogical Education, natalia.koriakina@gmail.com, Saint-Petersburg
EDUCATION FOR SUSTANABLE DEVELOPMENT: MODELS AND STRATEGIES OF IMPLEMENTATION
Abstract. The paper examines international practice of Education for sustainable development (ESD) in schools. Three dominant models of EfS in existing practice are described and discussed. It is shown that the whole-school model is needed for the EfS to achieve its goals. The paper also discusses the major strategies used in different countries to introduce EfS into schools and considers the ways to adapt then for the Russian education system.
Keywords: education for sustainable development, international experience, whole school approach, sustainability education models, strategies for education for sustainable development.
В текущем году человечество отмечает 20 лет конференции по окружающей среде и развитию, благодаря которой во многом и получила распространение идея образования в интересах устойчивого развития. Подходит к концу и объявленная ЮНЕСКО крупная международная образовательная инициатива - Десятилетие ООН по образованию в интересах устойчивого развития (2005-2014 гг). Декада призвана активизировать и консолидировать усилия международного сообщества по трансформации традиционного образования в образование для устойчивого развития (далее - ОУР). Одним из наиболее концептуально проработанных документов Десятилетия стала Стратегия Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН, разработанная в 2004 г. и при-
нятая на Совещании представителей министерств охраны окружающей среды и образования региона ЕЭК (Вильнюс, 2005 г.). Символично, что Россия вместе со Швецией является сопредседателем рабочей группы по ОУР в ЕЭК.
В Стратегии указывается, что на Втором этапе ее реализации осуществление основных положений должно идти полным ходом. Подобный прогресс наблюдается лишь в небольшом количестве стран, в число которых Россия, к сожалению, не входит. Уже вполне очевидно, что, следуя нынешним неспешным курсом, к окончанию Декады Россия в лучшем случае добьется некоторой модернизации экологического образования в рамках традиционной системы образования, продолжающей
транслировать ценности неустойчивого развития.
Одной из проблем становления ОУР в России, с нашей точки зрения, является недостаточная популяризация его идей среди широкого круга образовательных учреждений и слабый обмен опытом с зарубежными странами, во многих из которых внедрение ОУР идет гораздо более динамично. Данная статья посвящена анализу возможных моделей осуществления ОУР в школе и стратегий его внедрения на основе интеграции зарубежного и российского опыта.
Образование для устойчивого развития -интегративное направление образования, которое объединяет общей идеей вопросы экологии, экономики, общества. ОУР можно рассматривать как процесс и результат прогнозирования и формирования человеческих качеств (знаний, умений, отношений, компетенций, черт личности, стиля деятельности людей и сообществ), обеспечивающие повышение качества жизни в пределах естественной емкости природных экосистем [1].
Образование для устойчивого развития направлено на достижение изменений в сознании и поведении человека. Любые личностные изменения возможны только при условии активной включенности личности в деятельность и общение. В силу личностной ориентированности целей образования для устойчивого развития, для его эффективной реализации требуются особое содержание и особенно технологии и методы осуществления. Этого же требует и сама природа устойчивого развития, с его ориентацией на будущее, широтой, противоречивостью и отсутствием универсальных рецептов. Продвижение идеи устойчивого развития с помощью традиционной дидактики, склонной как раз к предоставлению готовых однозначных ответов кратчайшим путем, контрпродуктивно, если не абсурдно. В то же время, использование исследовательского, интерактивного подхода способствует развитию способности всесторонне рассматривать разнообразие вариантов, внимания и уважения к чужой точке зрения, и, что еще важнее - способствует формированию критически мыслящей личности, умеющей принимать ответственные решения.
Едва ли кто-нибудь сможет точно рассказать, как будет выглядеть «мир устойчивого
развития». Устойчивое развитие - это своеобразный образ, идеал, а не готовый рецепт. Для достижения этого образа молодежи понадобятся не только знания из различных областей, но - ряд важных личностных качеств. Коллектив авторов монографии «От экологического образования - к образованию для устойчивого развития» [2] считает важными следующие:
- умение анализировать изменения в окружающей среде и прогнозировать последствия этих изменений;
- умение применять имеющиеся знания к разнообразным жизненным ситуациям;
- навыки сотрудничества в решении разнообразных проблем;
- способность к аналитическому, критическому, творческому мышлению;
- уважительное отношение к разнообразию в природе и обществе.
Следует отметить, что развитие вышеперечисленных способностей и умений важно не только в рамках реализации ОУР, но и отвечает вызовам 21-го века, которые сегодня стоят перед образованием в целом [3].
На основе анализа отечественной и зарубежной практики ОУР можно выделить три основные модели реализации ОУР:
- «естественнонаучная» (ОУР рассматривается как часть естественнонаучной программы);
- «междисциплинарная» (ОУР, реализуемое во всех предметах школьной программы);
- «общешкольная» (ОУР как основополагающий принцип образования).
«Естественнонаучная» модель образования для устойчивого развития связана с рассмотрением ОУР как «правопреемника» экологического образования (в традиционном варианте - преподавания экологии), что делает закономерной идею реализации ОУР через предметы естественнонаучного цикла. Например, учащимся предлагается интегрированный курс «Экология и устойчивое развитие», а другие предметы естественнонаучного цикла дополняются соответствующим содержанием.
«Междисциплинарная» модель образования для устойчивого развития_получает большее распространение вследствие углубления анализа особенностей ОУР. Содержание ОУР явно выходит за рамки естественнонаучных дисциплин, кроме того,
оно имеет ценностно-эмоциональный компонент. Вследствие этого, место в осуществлении ОУР найдется практически каждому предмету школьного цикла. «Междисциплинарная» модель ОУР фигурирует в национальных и региональных документах чаще, чем описанная выше. Так, в Японии в 2003 году был подробно пересмотрен Национальный учебный план с целью включения тематики ОУР во все соответствующие школьные предметы. Чтобы хоть как-то компенсировать неизбежное расчленение целостного содержания на предметные фрагменты, были введены т. н. периоды интегрированного обучения. Эти периоды структурируются на основе междисциплинарных тем -таких, как консьюмеризм, вода, отходы и пр. Гораздо чаще возможность определить роль отдельных предметов в реализации ОУР предоставляется образовательным учреждениям. С этой целью национальные или региональные координирующие организации предлагают им набор основополагающих принципов или содержательных линий, которые позволяют педагогам найти место ОУР в своем предмете.
«Общешкольная» модель образования для устойчивого развития развивается необходимость инновационных, трансформирующих подходов, методов, способов организации процесса образования, которые должны существенно изменить традиционное образование, подвергнуть «ОУР-транс-формации» (т. е. использовать идеи образования для устойчивого развития для ревизии всех аспектов жизни школы) [4].
Именно общешкольный подход рассматривается как стратегическое направление осуществления ОУР во многих государственных планах и национальных образовательных приоритетах. Характерно яркое высказывание премьер-министра Великобритании Тони Блэра: «Устойчивое развитие не будет просто предметом изучения в школе: оно станет ее плотью и кровью и проявится даже в том, как школа использует, а возможно, и генерирует энергию. Мы не будем рассказывать детям про устойчивое развитие - они будут видеть его и существовать в этом процессе, в живом, непрерывно обучающемся месте, которое позволит увидеть, что же означает устойчивый образ жизни»
[5].
Несмотря на отсутствие апробированных примеров образовательных учреждений, реализующих общешкольный подход к ОУР, просматривается ряд направлений педагогического поиска, которые позволят, при накоплении необходимого опыта, синтезировать их в стройную модель устойчивой школы.
Работа по развитию общешкольного подхода к ОУР/УР просматривается по следующим направлениям:
- снижение экологической нагрузки школьного здания и внедрение элементов экологического менеджмента в управлении школой;
- вовлечение учащихся в принятие решений по управлению школой и в практическую деятельность по УР;
- усиление связей с местным сообществом, интеграция школы в систему принятия решений по управлению местной окружающей средой;
- повышение осведомленности персонала по вопросам устойчивого развития и ОУР с тем, чтобы интегрировать идеи устойчивого развития в учебную, внеклассную и внешкольную деятельность;
- пересмотр руководящих документов школы с тем, чтобы сделать ОУР центральным принципом ее работы.
Учитывая отечественный и зарубежный опыт, в Санкт-Петербурге в течение 20002011 гг. была разработана и апробирована интегративная модель реализации ОУР на общешкольном уровне. В качестве механизмов такой ОУР-трансформации можно выделить следующие.
1. На уровне педагогического коллектива: повышение квалификации всего педагогического коллектива школы через систему интерактивных семинаров-тренингов. По окончании обучения педагоги подвергают ревизии содержание и методы своей работы так, чтобы она лучше отвечала идеям ОУР. Там, где нет возможности провести обучение всего коллектива, формируются т. н. школьные команды.
2. На уровне всего учреждения: разработка внутреннего Плана действий по ОУР на основе системы индикаторов Образования для устойчивого развития [6]. В 2000-2005 гг. была создана, апробирована и распространена во все школы города Стратегия образования для устойчивого развития, вклю-
чающая систему «индикаторов качества» образования для устойчивого развития. Индикаторы - описания ключевых параметров состояния ОУР в школах, были разбиты на следующие направления: «ОУР в образовательном процессе», «ОУР и образовательная среда школы», «Социальное партнерство», «Управление школой», «Ресурсы».
Заинтересованным школам было предложено проанализировать текущую ситуацию, выбрать то из направлений, которое нуждается в наибольшем внимании, и далее спланировать и осуществить проект, призванный улучшить состояние ОУР по конкретным индикаторам. Проекты были поддержаны системой небольших грантов. Таким образом, в предложенной схеме были учтены положительные моменты стратегий внедрения ОУР «ЭкоШкола» и «Школьная МП-21», которые сочетались с более традиционной в России опытно-экспериментальной работой и внедрением интегративных курсов по тематике ОУР.
Мы уверены, что репликация изложенной выше схемы позволит шире внедрить образование для устойчивого развития в практику российских школ. Образование для устойчивого развития может и должно превратиться его из своеобразной «педаго-
гической экзотики» в повседневную практику всех образовательных учреждений, что позволит интегрировать общей масштабной идеей все часто разрозненные «прилагательные образования» (экологическое, ва-леологическое, гражданское и др.) и «воспитания» (патриотическое, нравственное, эстетическое).
Библиографический список
1. Ермаков Д. А. Образование для устойчивого развития //Педагогика, 2006. - №9. - C. 23-29.
2. Вебстер К., Жевлакова М. А., Кириллов П. Н., Корякина Н. И. От экологического образования - к образованию для устойчивого развития. - СПб.: Наука; САГА, 2005. - 137 с.
3. Сластенин В. А. Педагогическое образование: вызовы XXI века // Сибирский педагогический журнал, 2011. - № 3. - С. 23-27.
4. Breiting, S0ren; Jeppe Lwss0e, Karsten Schnack and Simon Rolls. Climate Change and Sustainable Development: The Response from Education. Aarhus: University of Aarhus, 2009. - P. 19.
5. Blair, T. PM speech on climate change. The Guardian: 15 September 2004 - http://www.guard-ian.co.uk/politics/2004/sep/15/greenpolitics.uk
6. Образование в интересах устойчивого развития: приоритеты и практика в регионе ЕЭК ООН // Образование в интересах устойчивого развития в международных документах и соглашениях. - М.: “ЭКО-Согласие”, 2005. - С. 122-143.