ОЦЕНКА ПРОГРЕССА И ПЕРСПЕКТИВЫ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В РОССИИ
Д.С. Ермаков
Кафедра психологии и педагогики Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
В статье представлены результаты оценки прогресса в области образования для устойчивого развития в России за период 1990—2009 гг. на всех уровнях образования — от дошкольного до послевузовского.
Ключевые слова: образование для устойчивого развития.
57-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН (2002 г.) объявила десятилетие 2005—2014 гг. Декадой образования в интересах устойчивого развития (образования для устойчивого развития) ООН. Целью декады является продвижение общественного понимания важности обучения и подготовки кадров для устойчивого развития (УР).
Резолюция 57/254 Генеральной Ассамблеи ООН формулирует основные задачи Декады образования для устойчивого развития (ОУР): 1) содействовать переходу к УР; 2) акцентировать и укрепить ведущую роль образования в осознании и понимании УР; 3) способствовать взаимодействию и сотрудничеству между всеми заинтересованными группами в ОУР; 4) способствовать повышению качества преподавания и учения в процессе ОУР; 5) на всех уровнях разрабатывать стратегии внедрения и повышения эффективности ОУР. Для выполнения этих задач предлагается использовать следующие стратегии: разработка политики ОУР, всесторонние консультации, развитие партнерств и сетей, развитие потенциала и повышение квалификации кадров, поддержка научно-методических исследований и инновационных подходов, распространение информации посредством информационно-коммуникационных технологий, мониторинг и оценка.
На V Конференции министров окружающей среды «Окружающая среда для Европы» (Киев, 2003 г.) было принято решение о разработке Стратегии образования для устойчивого развития. Швеция и Россия совместно взяли на себя координацию и председательство в процессе подготовки этого документа. Стратегия Европейской экономической комиссии ООН для образования в интересах устойчивого развития (Стратегия) была разработана в 2004 г. и принята на Совещании представителей министерств охраны окружающей среды и образования региона ЕЭК (Вильнюс, 2005 г.).
Реализация Стратегии предусматривает три основных этапа: 1) создание основы для начала осуществления Стратегии (до 2007 г.); 2) реализация положений Стратегии на практике (до 2010 г.); 3) существенный прогресс в осуществлении ОУР (до 2015 г. и далее).
На VI конференции министров «Окружающая среда для Европы» (Белград, 2007 г.) Российской Федерацией был представлен Доклад о ходе осуществления
Стратегии ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития [1], в котором проведена самооценка прогресса в решении шести основных задач по следующим основным индикаторам.
1. Обеспечение того, чтобы механизмы политики, нормативно-правовая база OSP содействовали поощрению ОУР
1.1. Принятие необходимых предварительных мер, способствующих поощрению ОУР
1.2. Содействие, оказываемое политическими механизмами, нормативно-правовой базой и функциональными рамками поощрению ОУР
1.3. Содействие развитию взаимодействия между процессами, связанными с УР и ОУР, в рамках национальной политики
2. Содействие УР через посредство формального и неформального образования и просвещения
2.1. Рассмотрение ключевых тем УР в рамках формального образования
2.2. Четкое определение стратегий осуществления ОУР
2.3. Поощрение использования общеинституционального подхода к ОУР/УР
2.4. Учет вопросов ОУР в рамках систем оценки/повышения качества образования
2.5. Наличие методов и инструментария ОУР в областях неформального образования и просвещения, позволяющих провести оценку изменений в уровне знаний, отношении и практической деятельности
2.6. Организация ОУР с участием широкого круга заинтересованных сторон
3. Освоение педагогами знаний, позволяющих включать вопросы УР в преподаваемые ими предметы
3.1. Включение вопросов ОУР в программы подготовки преподавателей
3.2. Наличие у преподавателей возможностей для сотрудничества в области ОУР
4. Обеспечение доступа к надлежащим учебным материалам и учебно-методическим пособиям по ОУР
4.1. Выпуск учебных средств и учебно-методических пособий по ОУР
4.2. Наличие механизмов контроля за качеством учебных материалов и учебно-методических пособий по ОУР
4.3. Наличие доступа к учебным материалам и учебно-методическим пособиям по ОУР
5. Содействие научным исследованиям в области ОУР и развитию ОУР
5.1. Содействие научным исследованиям в области ОУР
5.2. Содействие развитию ОУР
5.3. Содействие распространению результатов исследований в области ОУР
6. Укрепление сотрудничества в области ОУР на всех уровнях в пределах региона ЕЭК
6.1. Укрепление международного сотрудничества в области ОУР в регионе ЕЭК ООН и за его пределами Степень выполнения каждого индикатора определяется по трехбалльной шкале: 0 — деятельность не начата; 1 — деятельность осуществляется; 2 — деятельность развивается; 3 — деятельность завершена.
Суммарная оценка России составляет 11 баллов, других стран региона: Австрия — 25; Азербайджан — 8; Армения — 3; Грузия — 5; Казахстан — 12; Кыргызстан — 9; Латвия — 18; Литва 21; Молдова — 4; Нидерланды — 30; Узбекистан — 9; Украина — 10; Швеция — 38; Эстония — 18.
Реализация Стратегии ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития в нашей стране началась Парламентскими слушаниями Г осударственной думы Российской Федерации «Об участии Российской Федерации в реализации Стратегии Европейской экономической комиссии ООН для образования в интересах устойчивого развития» (2006 г.). В настоящее время разработаны два важных документа: Национальная стратегия [2] и Национальный план действий по формированию и развитию ОУР [3].
Инициативные проекты в сфере ОУР реализуются на всех уровнях образования.
С 1992 г. в ряде детских садов реализуется проект «Повестка дня на XXI век для дошкольных образовательных учреждений (ДОУ)». Концепция проекта рассматривает ДОУ с его территорией, помещениями, обитателями и потоками ресурсов как систему, которая призвана стать платформой для объединения на местах усилий администрации и общественных организаций по осуществлению конкретных мер и акций, смысл и содержание которых будут доноситься до местных жителей и способствовать повышению качества жизни. Проект призван обеспечить в ДОУ экологическую безопасность; здоровую среду для роста и развития; необходимые условия для формирования основ экологической культуры.
Реализация ОУР в российских ДОУ ведется также в рамках международной программы «Эко-школы / Зеленый флаг». Эта программа проводится международной организацией по экологическому образованию (Foundation or Environmental Education). Экологический символ «Зеленый флаг» (и сертификат к нему) вручается образовательным учреждениям (школам, детским садам, учреждениям дополнительного образования) за вклад в улучшение качества окружающей среды и пропаганду устойчивого развития. Методология программы основана на стандартах экологической оценки и менеджмента ISO 14001 и имеет четыре темы: «Вода», «Энергия», «Мусор», «Изменение климата».
Семь шагов программы предполагают: 1) создание экологического совета школы; 2) исследование экологической ситуации в школе и ее ближайшем окружении; 3) разработку плана действий; 4) мониторинг и оценку выполнения плана; 5) включение экологической тематики в школьные курсы; 6) предоставление информации и сотрудничество с другими образовательными учреждениями, библиотеками, общественными организациями, научно-исследовательскими институтами, коммерческими фирмами, местной администрацией, СМИ и т.д.; 7) принятие экологического кодекса. Решение о присуждении Зеленого флага принимается на национальном уровне, на основании сданного школой отчета, и утверждается международным координатором.
Программа реализуется в России с 2002/2003 учебного года. В настоящее время в ней участвуют детские сады, центры дополнительного образования, школы, техникумы Санкт-Петербурга, Петрозаводска, Калининграда, Братска, Кирова, Ленинградской, Калининградской, Тверской обл. [4].
Однопредметная модель ОУР реализована в проекте Ассоциации «Экологическое образование» (АсЭкО). В 2002—2005 гг. разработана программа элективного курса для 10—11-х классов, учебное пособие и рабочая тетрадь для учащихся, методическое пособие для учителя, сборник интерактивных упражнений и игр. Курс построен во взаимосвязи основных содержательных линий: 1) сущность концепции устойчивого развития как стратегии управления окружающей средой, направленной на повышение качества жизни ныне живущих и будущих поколений; 2) знания и навыки, необходимые для разработки планов действия по устойчивому развитию местных сообществ («Повестка XXI»), повышению качества жизни и улучшению состояния окружающей среды на основе учета интересов различных секторов общества (государственного, предпринимательского, общественного) с учетом их потребностей на основе демократических механизмов. Практическая часть курса предполагает разработку и реализацию «Повестки XXI» для школы [5]. Методический аппарат курса основан на интерактивных методах обучения.
Обязательный курс «Экология Москвы и устойчивое развитие» для 10—11-х классов введен в столице в рамках регионального компонента учебного плана [6]. Курс охватывает широкий круг проблем как естественно-научного, так и гуманитарного, аксиологического, культурологического аспектов (идеи природного и культурного наследия, культуры мира) и базируется на принципах системности, научности, социальной значимости. В комплект входят учебное пособие для учащихся, а также курс лекций и рабочая книга для учителя.
На школьном уровне весьма активно развивается ОУР в системе дополнительного образования детей. В сотрудничестве с зарубежными партнерами реализуются проекты в Республике Бурятия, Омской области и др. Научно-методическим центром в данной сфере может служить консорциум Детского экологического центра ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» и Санкт-Петербургской общественной организации содействия экологическому образованию «ЭкО». В рамках сотрудничества этими организациями (а ранее — Санкт-Петербургским отделением Ассоциации «Экологическое образование») реализована на основе социального партнерства органов государственной власти, производственно-предпринимательского сектора и общественности Стратегия образования для устойчивого развития в Санкт-Петербурге, подготовлено одно из первых отечественных методических пособий по ОУР [7], разработан ряд эффективных учебно-методических материалов, издана монография [8].
Важная роль в процессе ОУР принадлежит университетам. В 2003 г. в федеральный компонент государственных образовательных стандартов экологических специальностей была введена дисциплина «Устойчивое развитие человечества», предусматривающая изучение следующих тем: исторические предпосылки появления концепции УР и ее социальная миссия; основные положения и общенаучные основы УР; геоэкологические, экономико-географические, социальногеографические и политико-географические аспекты УР; глобализация и регионализация; пространственный базис УР; географические проблемы перехода России к УР. Изданы соответствующие учебники [9; 10].
Тем не менее в настоящее время в Российской Федерации менее 5% вузов реализуют либо разрабатывают профессиональные образовательные программы в области устойчивого развития, как дополнительные, так и основные. Лидируют Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Международный университет природы, общества и человека «Дубна», Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, Международный независимый эколого-полито-логический университет и др.
На уровне послевузовского образования (аспирантура, докторантура) продвижение идей УР идет малоактивно. Действующая номенклатура специальностей научных работников не предусматривает подготовку кандидатов и докторов наук непосредственно в данной области. Единственной наиболее близкой является специальность 23.00.04 «Политические проблемы международных отношений и глобального развития (политические, юридические науки)».
По данным Российской государственной библиотеки, в период с 1997 г. защищено 317 диссертаций по различным аспектам УР. Подавляющее число исследований выполнено по экономическим наукам (88,5%). Имеются также отдельные работы по политологии (0,6%), юриспруденции (0,8%), культурологии (0,3%), географии (2,8%), сельскохозяйственным (0,6%) и техническим наукам (1,4%). Философское осмысление проблематики УР также недостаточно (2,5%), как и разработка правовых аспектов (0,8%) научно-методических основ ОУР в рамках педагогики (0,8%).
При этом УР не входит в число приоритетных направлений развитий науки и технологий и техники в Российский Федерации, а также не относится к критическим технологиям Российской Федерации. Таким образом, оснований говорить о становлении концепции устойчивого развития как междисциплинарной области научного знания пока недостаточно.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Доклад о ходе осуществления стратегии ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития. — http://www.unece.org/env/esd/Implementation/reportsGov/ Rus.Federation.Ru.pdf
[2] Национальная стратегия образования для устойчивого развития в Российской Федерации // Образование для устойчивого развития в высшей школе России: научные основы и стратегия развития / Под ред. Н.С. Касимова. — М., 2008.
[3] План действий по формированию и развитию образования для устойчивого развития в Российской Федерации // Образование для устойчивого развития в высшей школе России: научные основы и стратегия развития / Под ред. Н.С. Касимова. — М., 2008.
[4] Мадисон О. Программа «Эко-школы / Зеленый флаг»: Пример международного сотрудничества в области образования для устойчивого развития // Волна. — 2008. — № 1. — С. 51—56.
[5] Калинин В.Б., Ермаков Д.С., Гайворон Т.Д., Лапшина С.Ю. Общество, экология, экономика: устойчивое развитие: Программы элективных курсов. География. 10—11 кл. — М.: Дрофа, 2005.
[6] Экология Москвы и устойчивое развитие / Под ред. Г.А. Ягодина. — М., 2008.
[7] Корякина Н.И., Жевлакова М.А., Кириллов П.Н. Образование для устойчивого развития: поиск стратегии, подходов, технологии / Под общ. ред. С.В. Алексеева. — СПб.: Союз художников, 2000.
[8] Вебстер К., Жевлакова М.А., Кириллов П.Н., Корякина Н.И. От экологического образования — к образованию для устойчивого развития. — СПб.: Наука; САГА, 2005.
[9] Марфенин Н.Н. Устойчивое развитие человечества. — М.: Изд-во МГУ, 2006.
[10] Наумова Л.Г., Миркин Б.М. Устойчивое развитие: вводный курс. — М.: Университетская книга, 2006.
ESTIMATION OF PROGRESS AND PROSPECT OF EDUCATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT IN RUSSIA
D.S. Ermakov
Psychology and pedagogics chair The Russian university of friendship of the people
Mikluho-Maklaja str., 6, Moscow, Russia, 117198
In this article the results of an estimation of progress of education for sustainable development in Russia during 1990—2000th have been presented. The all educational levels from preschool to postgraduate have been considered.
Key words: education for sustainable development.