Научная статья на тему 'Проектирование модели школы устойчивого развития'

Проектирование модели школы устойчивого развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1363
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / ОБЩЕШКОЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ШКОЛЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / ШКОЛА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корякина Наталья Ивановна

Работа посвящена перспективам продвижения образования для устойчивого развития в школе. На основе анализа отечественного и зарубежного опыта предлагаются основные компоненты модели школы устойчивого развития, анализируются их особенности. В работе показано, что оптимальной для достижения целей ОУР является общешкольная модель. Раскрываются основные направления ее осуществления в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корякина Наталья Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектирование модели школы устойчивого развития»

модернизация общего образования

УДК 373,091.

Корякина Наталья Ивановна

Кандидат педагогических наук, доцент, natalia.koriakina@gmail.com, Санкт-Петербург.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ШКОЛЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИя

Аннотация. Работа посвящена перспективам продвижения образования для устойчивого развития в школе. На основе анализа отечественного и зарубежного опыта предлагаются основные компоненты модели школы устойчивого развития, анализируются их особенности. В работе показано, что оптимальной для достижения целей ОУР является общешкольная модель. Раскрываются основные направления ее осуществления в школе.

Ключевые слова: образование для устойчивого развития, общешкольная модель школы устойчивого развития, школа устойчивого развития.

Koryakina Natalia Ivanovna

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, natalia.koriakina@gmail.com, Saint-Petersburg

EDUCATION FOR SUSTANABLE DEVELOPMENT AT SCHOOL: MODELS AND STRATEGIES OF IMPLEMENTATION

Abstract. The paper examines international practice of Education for sustainable development (ESD) schools. Three dominant models of EfS in existing practice are described and discussed. It is shown that the whole-school model is needed for the EfS to achieve its goals. The paper also discusses the major strategies used in different countries to introduce EfS into schools and considers the ways to adapt them for the Russian educational system.

Keywords: education for sustainable development, international experience, whole school approach, sustainability education models, strategies for education for sustainable development.

Образование в интересах устойчивого развития сегодня рассматривают на международном уровне как одно из магистральных направлений модернизации образования, приведения его в соответствие с требованиями 21-го века. В свете образовательных реформ России идеи образования для устойчивого развития (ОУР) приобретают особое значение.

Федеральные государственные стандарты второго поколения ориентируют школу не только на предметные, но и на метапредмет-ные и личностные образовательные результаты. Это все острее ставит вопрос поиска соответствующих инновационных форм организации образовательного процесса, технологий обучения.

Образование в интересах устойчивого развития является ценным источником такого инновационного опыта. Отметим

несколько черт образования в интересах устойчивого развития, которое делает его особенно актуальным в свете перемен в нашем государстве и обществе.

- ОУР направлено в будущее. Это направленность не является абстрактной и декларативной, а проявляется как в его целях и задачах, так и в самом содержании.

- Стремясь формировать новую культуру и экологическое сознание, ОУР постоянно обращается к инновационным педагогическим технологиям. Здесь накоплен богатый опыт использования интерактивных технологий, способствующих развитию коммуникативных качеств, критического мышления, вовлекающих учащихся в практическую деятельность.

- ОУР предлагает системно рассматривать вопросы экономического и социального развития и увязывать их воедино с сохране-

нием и восстановлением окружающей среды. Такой системный подход важен для достижения метапредметных результатов.

Особенно полезным для любой школы нам видится то, что образование для устойчивого развития объединяет множество разрозненных направлений обучения и воспитания общей идеей улучшения качества жизни настоящего и будущего поколений без ущерба для окружающей среды. Здесь интегрируются темы традиционного экологического образования, экономические и социальные проблемы, отечественный и зарубежный опыт. Все необходимые компоненты и технологии школы будущего уже не только существуют, но и апробированы.

В нынешнем году заканчивается объявленное ООН Десятилетие образования в интересах устойчивого развития. Россия наряду со Швецией выступила инициатором Десятилетия, которое было призвано активизировать внедрение ОУР в образовательные системы стран мира. К сожалению, в России Десятилетие не оказало заметного влияния ни на образовательную систему в целом, ни на развитие экологического образования в русле идей ОУР. Ситуация емко резюмирована академиком Н. С. Каси-мовым: «Идеология ОУР в России в целом не отрицается, но и не воспринимается как универсальная образовательная парадигма, объективно отражающая вызовы времени. Продвижение ОУР в России объективно соответствует интересам страны, однако на деле тормозится» [2].

Возможно, причина неудачи состоит и в том, что большинство моделей ОУР предлагали его реализацию как отдельного, нередко изолированного направления работы. В результате внедрение ОУР явно требует значительных дополнительных человеческих ресурсов в период, когда школьные коллективы и без того загружены работой, связанной с магистральными направлениями образовательных реформ.

Чтобы ОУР достигло своих целей, необходимо, чтобы оно стало неотъемлемым и повсеместно реализуемым направлением образования, а жизнеспособной любая модель ОУР будет только в случае, если она будет способна ответить на все актуальные запросы современной школы. В школе ОУР различные направления обучения и воспитания

(гражданственность, толерантность, здоро-вьесбережение, патриотизм, экологическое образование, и др.) должны выстраиваться вокруг крупной системообразующей идеи.

Целью работы является построение постоянно развивающейся образовательной среды, которая позволит каждому участнику раскрыть свой личностный потенциал в различных областях, стать активным гражданином на местном, национальном и глобальном уровне.

Поскольку устойчивое развитие - это своеобразный образ, идеал, а не готовый рецепт, для достижения этого образа молодежи понадобятся не только (а может, и не столько) знания из различных областей, но и ряд важных личностных качеств и опыт решения проблем и практической деятельности. Среди них:

- умение анализировать изменения в окружающей среде и прогнозировать последствия этих изменений;

- умение применять имеющиеся знания к разнообразным жизненным ситуациям;

- навыки сотрудничества в решении разнообразных проблем;

- способность к аналитическому, критическому, творческому мышлению;

- уважительное отношение к разнообразию в природе и обществе.

Содержание ОУР по своей сути межпредметно и ценностно-ориентировано. В 2000 г. в процессе ознакомления педагогической общественности России с идеями ОУР нами были предложены следующие содержательные линии образования для устойчивого развития [там же]:

- взаимосвязи (в обществе, экономике и природе; между ними, на локальном и глобальном уровнях);

- гражданственность, права и ответственность;

- потребности и права будущих поколений;

- разнообразие - культурное, социальное и биологическое;

- качество жизни, равноправие и социальная справедливость;

- «устойчивые» изменения (развитие в рамках несущей способности экосистем).

- будущее прогнозируемое и непредсказуемое.

При этом самое большое значение имеет содержание, интегрирующее в себе все

указанные линии. Источником подобного содержания не может быть экстраполяция какой-либо науки.

На первый план в современном ОУР должно выйти обсуждение образов экологически устойчивого будущего и способов его достижения. Дети на упрощенных примерах должны познакомиться с идеями низкоуглеродной экономики; промышленных экосистем и агроэкосистем; альтернативной энергетики; различными вариантами секве-стрирования углерода; показательными (и привлекательными для детей) примерами конкретных «зеленых» технологий (например, гибридные машины, «умная энергетическая сеть», «умные дома» и др.).

Широта содержания ОУР позволяет внести вклад в его осуществление практически всем предметам школьного цикла. В тех предметах, где внедрение содержания ОУР будет скорее искусственным (например, литература), работа может осуществляться методами, способствующими развитию личностных качеств, важных для воплощения в жизнь идей устойчивого развития. Уже давно стало очевидно, что для перехода общества к ОУР недостаточно сообщить людям набор экологический знаний, обучить их конкретным навыкам и сформировать готовность принимать или одобрять какие-либо конкретные решения тоже явно недостаточно. Важно научить людей критически и системно мыслить, для того чтобы они смогли постоянно анализировать действия на индивидуальном и других уровнях и принимать наиболее адекватные решения как потребители, управленцы или избиратели. Людям также понадобится опыт решения проблем и практической деятельности.

В этой связи особенно актуальными оказываются формы работы, вовлекающие школьников в продуктивное общение и деятельность: групповые, диалоговые формы работы на уроке, клубные формы работы во внеклассной работе и в дополнительном образовании. Среди перспективных технологий ОУР - технология развивающего экологического образования [3], технология ценностно-ориентированного интерактивного обучения [4], технология проектной деятельности. Характерной особенностью вышеперечисленных технологий является гибкость, позволяющая варьировать содер-

жание и методы работы в зависимости от конкретных образовательных задач.

Проектная деятельности особенно органично вписывается в модель школы устойчивого развития, ведь именно она предоставляет широкие возможности для рассмотрения комплексных систем или проблем развития общества с различных точек зрения - естественнонаучной, культурологической, этической и др. В этой области уже накоплено много интересного опыта как в России, так и за рубежом. Конкретные педагогические методы, актуальные для ОУР: структурированные дискуссии, ролевые и имитационные игры, метод «активных ценностей», методы эмоционально-чувственного восприятия природы, обсуждение случаев из жизни (кейсов).

В ШУР используется синергетический подход к развитию и управлению, заключающийся в предоставлении подразделениям и сотрудникам ответственной самостоятельности в пределах их компетенции, поддержании единства понимания целей и ценностей школы, содействие процессам творческой самоорганизации через поддержку разнообразных инициатив внутри школы, поощрение непрерывного профессионального развития.

За прошедшие годы в Петербурге была разработана система Индикаторов качества образования в интересах устойчивого развития [5], предложена система интерактивных семинаров-тренингов для согласования ценностных позиций членов педколлектива, помощи педагогам в поиске своей роли в процессе становления модели ОУР [6]. Особую роль в Школе устойчивого развития имеет социальное партнерство. От других вариантов совместной работы с бизнесом и другими заинтересованными сторонами, по нашему мнению, социальное партнерство отличает работа на уровне местного сообщества во имя общей разделяемой идеи [7]. Социальное партнерство может быть реализовано в участии представителей местного сообщества в управлении школой, предоставлении школе дополнительных образовательных возможностей (например, участие экспертов из бизнеса и местных общественных организаций в проведении школьных мероприятий; организация практики школьников и др.).

По-настоящему эффективное ОУР невозможно в стенах здания, которое демонстрирует детям отсутствие интереса взрослых к применению идей устойчивого развития на практике. В то же время здание может стать и ресурсом ОУР, позволяющим решить многие задачи ОУР не введением специальных уроков или курсов, а через демонстрацию детям особенностей функционирования здания, знакомством с современными технологиями управления школой как организацией. «Зеленое» здание - это не совокупность символических решений, а система, которая разрабатывается специалистами. Среди черт устойчивой школы можно перечислить:

- технологии «умная школа» по аналогии с умным домом;

- умное диодное освещение;

- по-возможности, натуральные материалы при строительстве и оформлении;

- озеленение как средство повышение настроения, оздоровления климата и как наглядный материал;

- «зеленая крыша», которая может служить дополнительной территорией для изучения биологии и экотехнологий.

«Зеленое здание» станет не только наглядным пособием. Оно позволяет экономить на затратах на функционировании, сохранять здоровье, оптимизировать психологический климат и самочувствие. Это уже показано в соответствующих исследованиях [9].

Очевидно, что на экологизацию всех зданий российских школ уйдут десятилетия. Однако и существующие здания смогут стать ресурсом ОУР - здание, например, может рассказать школьникам о своей нагрузке на окружающую среду через систему надписей около электрических выключателей, кранов, батарей. Оно может показать заботу администрации об экологических проблемах через ознакомление школьников с планом расходования средств на ремонт: на что хватает денег, каковы приоритеты и почему они выстроены именно так. «Экологизация» школьного здания может стать предметом большого количества индивидуальных и групповых проектов школьников.

Изложенные выше идеи были обобщены в разработанной под нашим руководством концепции «Школа устойчивого развития - школа для всех», которая вошла в число финалистов конкурса концепций «Школа

Сколково», осуществлявшегося в конце 2011

- начале 2012 гг. [8].

В качестве механизмов перехода к модели «Школа устойчивого развития» можно предложить следующие.

1. На уровне педагогического коллектива

- повышение квалификации всего педагогического коллектива школы через систему интерактивных семинаров-тренингов. По окончании обучения педагоги подвергают ревизии содержание и методы своей работы так, чтобы она лучше отвечала идеям ОУР. Там, где нет возможности провести обучение всего коллектива, формируются т.н. школьные команды.

2. На уровне всего учреждения - разработка внутреннего Плана действий по ОУР на основе системы индикаторов Образования для устойчивого развития. В 2000-2002 гг. была создана, апробирована и распространена во все школы города Стратегия образования для устойчивого развития, включающая систему «индикаторов качества» образования для устойчивого развития. Индикаторы, описания ключевых параметров состояния ОУР в школах, были разбиты на следующие направления: ОУР в образовательном процессе, ОУР и образовательная среда школы, социальное партнерство, управление школой, ресурсы. Заинтересованным школам было предложено проанализировать текущую ситуацию, выбрать то из направлений, которое нуждается в наибольшем внимании и далее спланировать и осуществить проект, призванный улучшить состояние ОУР по конкретным индикаторам. Проекты были поддержаны системой небольших грантов.

В 2012 году в ряде школ Петербурга начата опытно-экспериментальная работа по проектированию и внедрению различных элементов модели школы устойчивого развития.

Библиографический список

1. Вебстер К., Жевлакова М. А., Кириллов П. Н., Корякина Н. И. От экологического образования к образованию для устойчивого развития. - СПб.: Наука, САГА, 2005. - 137 с.

2. Касимов Н. С. Экологическое образование. Доклад на III Всероссийской Конференции по экологическому образованию. [Электронный ресурс]. URL: http://greenlight-int.org/files/ (дата обращения: 10.01.2014).

3. Кириллов П. Н. Экологические ориентации учащихся и их формирование в условиях интерактивного обучения: автореф. дис. ... канд.пси-хол. наук. - Санкт-Петербург, 2003. - 20с.

4. Корякина Н. И. Методика развивающего образования в клубе натуралистического профиля: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Санкт-Петербург, 2002. - 20с.

5. Образование для устойчивого развития: поиск стратегии, подходов, технологий. СПб., РОО «АсЭкО - Санкт-Петербург»,2000. - 130 с.

6. Образование для устойчивого развития в Санкт-Петербурге. Материалы международного проекта «Интеграция ключевых идей образования для устойчивого развития в систему образования Санкт-Петербурга», СПб., РОО «АсЭкО -

Санкт-Петербург», 2002. - 80 с.

7. Социальное партнерство в интересах образования для устойчивого развития.//Социальное партнерство в экологическом образовании в интересах устойчивого развития. Материалы Всероссийской научно-практической конференции и Пленума Научного Совета по проблемам экологического образования при Президиуме РАО. - СПб: ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», 2008. - С. 33-37.

8. Эффективное оценивание // Управление школой. - №3 (551). М., Издательский дом «Первое сентября», 2012.- С. 52-53.

9. Lwss0e J. at al. Climate Change and Sustainable Development: The Response from Education. Crossnational report. - Aarhus: IALEI, 2009. - P. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.