Научная статья на тему 'Образование для устойчивого развития в России: концептуальные основы, реалии и перспективы'

Образование для устойчивого развития в России: концептуальные основы, реалии и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1319
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юг России: экология, развитие
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / EDUCATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT / ENVIRONMENTAL EDUCATION / SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Азизова А. Н.

Статья посвящена теме государственной политики в области экологического образования или образования для устойчивого развития. Здесь говорится о необходимости развития концепции экологического образования, приоритетах его содержания, исходящих из основной его цели: содействовать личностному росту и развитию каждого члена общества для сохранения единой системы «природа общество». К настоящему времени разработаны «Национальная стратегия образования для устойчивого развития России» и «План действий по образованию для устойчивого развития», подготовкой которых занималась рабочая группа под руководством член-корр. РАН Н.С. Касимова. К сожалению, они до сих пор не приняты на государственном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Азизова А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT IN RUSSIA: CONCEPTUAL FOUNDATIONS, REALITIES AND PROSPECTS

The present work reveals the foundations, realities and perspectives of education for sustainable development in Russia. In recent years, the Russian Federation passed a series of measures to introduce ideas of education for sustainable development in educational practice, including at a high political level. To date developed the "National strategy for education for sustainable development" and the "Plan of action on education for sustainable development" prepared by the working group under the leadership of the Member-correspondent of the Russian Academy of Sciences N.S. Kasimov. But unfortunately they have not yet been adopted at the State level.

Текст научной работы на тему «Образование для устойчивого развития в России: концептуальные основы, реалии и перспективы»

Общие вопросы Юг России: экология, развитие, 2015, Том 10 № 1

General problems The South of Russia: ecology, development, 2015 Vol. 10 N 1

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

УДК 574

2015, Том 10, Номер 1, с 7-12 2015, Volume 10, Issue 1, рр. 7-12

ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В РОССИИ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ, РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Азизова А.Н.

ГБОУ ВПО «Дагестанская государственная медицинская академия» МЗ РФ

ул. Ленина, 1, Махачкала, 367001, Россия

Резюме: Статья посвящена теме государственной политики в области экологического образования или образования для устойчивого развития. Здесь говорится о необходимости развития концепции экологического образования, приоритетах его содержания, исходящих из основной его цели: содействовать личностному росту и развитию каждого члена общества для сохранения единой системы «природа - общество». К настоящему времени разработаны «Национальная стратегия образования для устойчивого развития России» и «План действий по образованию для устойчивого развития», подготовкой которых занималась рабочая группа под руководством член-корр. РАН Н.С. Касимова. К сожалению, они до сих пор не приняты на государственном уровне.

Ключевые слова: образование для устойчивого развития, экологическое образование, устойчивое развитие

EDUCATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT IN RUSSIA: CONCEPTUAL FOUNDATIONS, REALITIES AND PROSPECTS

Azizova A.N.

Dagestan State Medical Academy 1 Lenina Street, Makhachkala, 367001 Russia

ABSTRACT. Aim. The present work reveals the foundations, realities and perspectives of education for sustainable development in Russia. In recent years, the Russian Federation passed a series of measures to introduce ideas of education for sustainable development in educational practice, including at a high political level. To date developed the "National strategy for education for sustainable development" and the "Plan of action on education for sustainable development" prepared by the working group under the leadership of the Member-correspondent of the Russian Academy of Sciences N.S. Kasimov. But unfortunately they have not yet been adopted at the State level. Location. Russian Federation Methods. Analytical review of current scientific, technical, normative and methodological literature that raises the issue of education for sustainable development. Results. The formation of a system of education for sustainable development involves a transition from traditional teaching to an environmentally oriented model, based on a broad interdisciplinary knowledge and on an integrated approach to the development of society, economy and environment. Main conclusions. Environmental education must be multi-level and continuous. It begins in the family and preschool, continues in mid-

7

Общие вопросы Юг России: экология, развитие, 2015, Том 10 № 1

General problems The South of Russia: ecology, development, 2015 Vol. 10 N 1

dle school, followed by stages of University and postgraduate education. In connection with this, we believe, necessary to analyze in detail the situation in the field of education for sustainable development separately for pre-school, school, University and postgraduate levels of education.

Keywords: education for sustainable development, environmental education, sustainable development

Уже обсуждалось, что абсолютное большинство стран активно участвует в объявленном ООН Десятилетии образования для устойчивого развития. Это участие проявляется в различных формах и отражает специфику отдельных стран, исторические особенности развития систем образования, приоритеты национальной политики и другие факторы. Однако общим для большинства из них стало формирование стратегического планирования в форме инфраструктуры образования для устойчивого развития, важную роль в которой играют национальные стратегии и планы действий по формированию образования для устойчивого развития. Подобные документы уже приняты во многих странах мира и стали важным организующим фактором внедрения инновационных образовательных технологий, соответствующих вызовам нашего времени (Образование для УР..., 2008).

Россия не осталась в стороне от этих глобальных инноваций, но и не достигла больших успехов в этом направлении. У нас до сих пор нет еще зрелой, сложившейся системы образования в области устойчивого развития. Однако, несомненно, движение в названном направлении, равно как и успешное функционирование отдельных элементов складывающейся системы. В последние годы в нашей стране прошел ряд мероприятий по внедрению идей образования для устойчивого развития в образовательную практику, в том числе - на высоком политическом уровне. Так в мае 2006 г. в Государственной Думе Федерального Собрания РФ прошли парламентские слушания «Об участии Российской Федерации в реализации Стратегии Европейской экономической комиссии ООН для образования в интересах устойчивого развития». В принятых Рекомендациях этих слушаний отмечалось, что «Россия находится к настоящему времени в начальной стадии формирования системы образования для устойчивого развития. Отдельные инициативы, мероприятия и проекты постепенно формируют новую сферу образования, возникновение которой обусловлено как вызовами времени, так и возможностями использования потенциала отечественных научных и педагогических достижений. Однако названные инновации носят преимущественно стихийный и фрагментарный характер, снижающий их общую потенциально возможную эффективность» (Рекомендации парламентских слушаний..., 2006).

Участники парламентских слушаний отметили, что в России исторически сложились благоприятные предпосылки для развития ОУР, которые основаны как на предшествовавших достижениях государственной системы образования, так и на научных школах ряда выдающихся ученых. Становление ОУР в России опирается на:

• систему классического и инженерного экологического образования, а также смежные системы географического, биологического, геологического, экономического образования;

• действующие образовательные стандарты средней и высшей школы, включающие императивы устойчивого развития;

• наличие первых элементов будущей системы институционального обеспечения образования для устойчивого развития (Комиссия по устойчивому развитию Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации, Учебно-методический совет по экологии и устойчивому развитию УМО классических университетов и др.);

• положительный опыт первых учебно-научных центров по устойчивому развитию (кафедр, лабораторий и т.п.) в вузах страны;

• практику ежегодных экологических и других олимпиад на региональном и федеральном уровне;

• активное участие представителей Российской Федерации в создании Стратегии образования для устойчивого развития региона Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН);

• разработанные интерактивные методы обучения принятия решений в интересах

8

Общие вопросы

General problems

Юг России: экология, развитие, 2015, Том 10 № 1

The South of Russia: ecology, development, 2015 Vol. 10 N 1

устойчивого развития;

• широкий спектр успешно реализуемых проектов и программ в области ОУР, осуществляемых российскими университетами и неправительственными организациями;

• тесное сотрудничество школ и вузов с неправительственными организациями

Участники парламентских слушаний считают, что участие России в реализации принятого ЕЭК ООН документа соответствует национальным интересам развития страны

К настоящему времени разработаны «Национальная стратегия образования для устойчивого развития России» и «План действий по образованию для устойчивого развития», подготовкой которых занималась рабочая группа под руководством член-корр. РАН Н.С. Касимова. К сожалению, они до сих пор не приняты на государственном уровне.

Между тем в России накоплен оригинальный опыт развития экологического образования, сделаны первые шаги в сфере образования в области устойчивого развития. В них воплотились как отечественные традиции образования и достижения российской науки, так и опыт зарубежных коллег. Последний, однако, несмотря на его ценность и перспективность для отечественной практики, нередко заимствуется спонтанно и зачастую бессистемно. В связи с этим возникает необходимость оценить восприятие зарубежных инноваций в отечественной теории и практике применительно к интересам развития образования в России. Особую актуальность приобретает разработка рекомендаций по адаптации этих инноваций к реалиям отечественной практики образования (Касимов, Глазовский и др., 2005).

Экологическое образование сыграло ключевую роль стартового механизма создания ОУР, оно является его важнейшим составным элементом и представляет собой его предметную и концептуальную базу. В Советском Союзе и затем в России экологическое образование поначалу имело природоохранную направленность. Это нашло отражение в создании в середине 1980-х гг. специальности «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов», по которой шла подготовка в технических вузах, а также на географических и экологических факультетах.

В начале 1990-х гг. в связи с начавшимся процессом перехода на многоступенчатую систему образования создалась благоприятная возможность организационно оформить создаваемое экологическое образование в классических и технических университетах. Стало ясно, что целесообразно иметь две основные системы экологического образования. Первая из них реализуется в классических университетах и имеет естественнонаучный характер. Поэтому в Учебно-методическом объединении (УМО) классических университетов в 2002 г. был создан Учебно-методический совет по экологическому образованию, который разработал первые государственные образовательные стандарты по направлению «Экология и природопользование» и специальностям «Экология», «Геоэкология» и «Природопользование», основанные на междисциплинарном (экология, география, геология, почвоведение, химия, экономика и др.) подходе к обучению по вопросам, связанным с окружающей средой.

Вторая система инженерно-экологического образования со специальностями «Безопасность жизнедеятельности» и «Защита окружающей среды» реализуется в технических университетах. Количественно это уже достаточно разветвленные системы, обладающие существенной динамикой (Касимов, 2006). Поэтому можно утверждать, что в России сейчас создано реально действующее экологическое образование и основные задачи заключаются в его дальнейшей модернизации, особенно в связи с внедрением образовательных стандартов третьего поколения. Но, как уже отмечалось, образование для устойчивого развития существенно шире собственно экологического образования.

Как указывает Н.С. Касимов, этот вид образования, скорее, представляет собой новую форму «проникающего» обучения, охватывающего практически все предметные области естественных, гуманитарных и технических наук (Касимов, 2006) (рис. 1).

(НПО).

9

Общие вопросы Юг России: экология, развитие, 2015, Том 10 № 1

General problems The South of Russia: ecology, development, 2015 Vol. 10 N 1

Есткганимаучяое образование Гуманитариши

Гуыш! арцое убрв'юшие "tolOl IMIEJIIH

Твиичеекмобрязошк Z> 11 Гуммнгарййцш и экшогн'щия

Включение идей развиты пффеетивлого усилении »существующие обра»овательнис стандарты и tipoipaimnu

Рис. 1. Изменение содержания образования (Мазуров, 2003, Касимов, Глазовский, 2005)

Figure 1 Changing the content of education (Mazurov, 2003, Kasimov, Glazovskii, 2005)

Важнейшей предпосылкой становления ОУР в России явилось осознание необходимости изменения базовых основ современного образования. Основные тенденции трансформации существующей ситуации в плане целей политики и практики можно представить следующим образом (рис. 2).

«Где мы сейчас» «Куда должны ши и я

ЦЕЛЬ Образование как Образование как основа

подготовка —S .■inn enUiMiHs устойчивого

Д.ЧЯ >(сономической жрчнп обшестьэ, зконОгяикн

и окружающей среды

ПОЛИТИКА Образование как Образование как

продукт => процесс сования

(кцйЛ|ц|>икаиня я др.) компетентности

ПРАКТИКА ООрлкшш1е как Образование как

инструкция => соучастие аобучент!

Рис. 2. Цели, политика и практика образования для устойчивого развития

(Касимов, 2006)

Figure 1 Objectives, policies and practices in education for sustainable development

(Kasimov, 2006)

Формирование системы образования для обеспечения устойчивого развития предполагает переход от традиционного обучения к экологически ориентированной модели, в основе которой должны лежать широкие междисциплинарные знания, базирующиеся на комплексном подходе к развитию общества, экономики и окружающей среды.

В настоящее время ни специалисты, ни общественность практически не сомневаются в актуальности и даже необходимости образования в области УР. В последние годы мы стали свидетелями его решительного вхождения в отечественную образовательную практику на различных уровнях и в самых разнообразных формах. И это вполне естественно, так как фактически сама жизнь сделала заказ педагогам на обучение устойчивости во всех сферах развития. Однако развитие образования в области УР зачастую происходит стихийно, вследствие чего нередко снижается его потенциально возможный эффект (Касимов, 2008).

10

Общие вопросы

General problems

Юг России: экология, развитие, 2015, Том 10 № 1

The South of Russia: ecology, development, 2015 Vol. 10 N 1

Соответствующие структуры существующей системы образования России, в том числе академические и методические, оказались не вполне готовы к обеспечению становления образования в области УР в соответствии с требованиями времени. В стране не решен вопрос об учебниках и методических рекомендациях по внедрению концепции УР в образование. Однако специалистами признается, что наряду с учебными и методическими пособиями необходима - и это в первую очередь - признаваемая профессиональным сообществом и общественностью идеология такого рода образования. В рамках этой идеологии должны быть сформулированы ответы на вопросы «чему учить», «в каких формах» и «кого именно учить», для того чтобы в итоге обеспечить усвоение учащимися идей и навыков идеологии УР (Марфенин, 2008).

Система «Учитель» Н.Н. Моисеева - это практически психолого-педагогическая парадигма устойчивого развития, методологическая база экологического образования и образования для устойчивого развития, а также четко обоснованные подходы к перестройке отечественного образования с эколого-политологической доминантой (Степанов, 2010).

Под системой «Учитель», Н.Н. Моисеев подразумевал «не только педагогов, работающих в средней или высшей школе, а саму систему формирования, сохранения и развития коллективных знаний, нравственности и памяти народа, передачи всего накопленного следующим поколениям и всем тем людям, которые ее создают и которые способны внести в мир элементы душевной тревоги за их будущность и будущность своего народа, а в нынешних условиях - и будущность планетарной цивилизации» (Моисеев, 2010).

Но для того чтобы система «Учитель» была способна сделаться истинным движителем цивилизации наступающего века и содействовать процветанию нации, все те, кто ее создает и обеспечивает ее функционирование, должны четко представлять потребности страны и те трудности, с которыми столкнется человечество уже в ближайшее время. А предсказать многие особенности того, что нас ожидает, почти невозможно. Значит, развитие этой системы не может следовать каким-либо раз и навсегда данным стандартам, а должно непрерывно корректироваться изменениями условий жизни. Система «Учитель» должна сочетать положительный опыт традиций с все время возникающими новыми потребностями, и по мере того, как растет скорость изменения условий жизни, должна расти и скорость поиска новых форм образования и воспитания, должны происходить включение в систему новых знаний и отбраковывание старых. Творческое начало в процессах образования и разнообразие типов обучения тоже должны развиваться во все большей степени (Моисеев, 2010).

Сейчас заметная согласованная активность в области ОУР проявляется лишь на уровне высшего профессионального образования. В работе со школьниками и населением ОУР развивается, в основном, в рамках системы дополнительного и неформального (общественного) образования. Пока лишь в отдельных регионах (например, в С.Петербурге) (Стратегия образования..., 2002) удается перевести работу с уровня отдельных экспериментальных школ на муниципальный уровень с привлечением органов управления образованием и природопользованием, общественных организаций, производственных предприятий.

При этом финансирование образовательных проектов в России осуществляется внебюджетными, в том числе зарубежными, фондами. К примеру, у неправительственной общественной организации «Российский Зеленый крест» (РЗК), созданной в 1994 г., успешно реализуется программа «Экологическое просвещение и образование», которая является ведущей в его деятельности. В основе программы лежит Концепция экологического образования в России, разработанная основателем и первым президентом РЗК -Н.Н. Моисеевым. Согласно этой концепции, экологическое образование должно носить многоуровневый и непрерывный характер. Начинается оно в семье и дошкольных учреждениях, продолжается в средней школе, затем следуют этапы университетского и постдипломного образования (Моисеев, 2010).

В связи, с чем считаем, необходимым детально проанализировать ситуацию в области ОУР отдельно для дошкольного, школьного, вузовского и послевузовского уровней образования.

11

Общие вопросы Юг России: экология, развитие, 2015, Том 10 № 1

General problems The South of Russia: ecology, development, 2015 Vol. 10 N 1

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Касимов Н.С, Глазовский Н.Ф., Мазуров Ю.Л., Тикунов B.C. География и образование для устойчивого развития. Вестник Московского университета. Серия География. Москва, 2005. N1. С.38-49.

2. Касимов Н.С. Образование для устойчивого развития в высшей школе России: научные основы и стратегия развития. М.: Изд. Геогр. фак-т Моск. гос. ун-та, 2008. 238с.

3. Касимов Н.С. Рекомендации парламентских слушаний на тему «Об участии Российской Федерации в реализации стратегии ЕЭК ООН образования в интересах устойчивого развития». В кн.: На пути к образованию для устойчивого развития в России. М.: ГЕОС, 2006. С.64-70.

4. Марфенин Н.Н. О научных основах образования для устойчивого развития. В кн.: Образование для устойчивого развития в высшей школе России: научные основы и стратегия развития. Под ред. академика РАН Н.С. Касимова. М.: Изд. Геогр. фак-т Моск. гос. ун-та, 2008. С.34-46.

5. Моисеев Н.Н. Новая цивилизация начинается с образовательных программ. Вестник экологического образования в России. Москва, 2010. N1 (55). С. 6-9.

6. Степанов С.А. Люди должны воспринимать себя не господами, а частью Природы... Вестник экологического образования в России. Москва, 2010. N1(55). С. 2-4.

REFERENCES

1. Kasimov N.S, Glazovskii N.F., Mazurov Yu.L., Tikunov B.C. Geography and education for sustainable development. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya Geografiya [Bulletin of Moscow University. Series Geography]. 2005, no. 1, pp. 38-49. (in Russ.)

2. Kasimov N.S. Obrazovanie dlya ustoichivogo razvitiya v vysshei shkole Rossii: nauchnye osnovy i strategiya razvitiya [Education for sustainable development at the higher school of Russia: scientific basis and development strategy]. Moscow, Geography faculty of MSU Publ., 2008, 238 p.

3. Moiseev N.N. New civilization begins with educational programs. Vestnik ekologicheskogo obrazovaniya v Rossii [Bulletin of environmental education in Russia]. 2010. no. 1(55) pp. 6-9. (in Russ.)

4. Kasimov N.S. Na puti k obrazovaniyu dlya ustoichivogo razvitiya v Rossii [Towards education for sustainable development in Russia]. Moscow, GEOS Publ., 2006, pp.64-70.

5. Marfenin N.N. Obrazovanie dlya ustoichivogo razvitiya v vysshei shkole Rossii: nauchnye osnovy i strategiya razvitiya [Education for sustainable development at the higher school of Russia: scientific basis and development strategy]. Moscow, Geography faculty of MSU Publ., 2008, pp. 34-46.

6. Stepanov S.A. People need to see themselves not masters, but a part of Nature. Vestnik ekologicheskogo obrazovaniya v Rossii [Bulletin of environmental education in Russia]. 2010, no. 1 (55), pp.2-4 (in Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Азизова А.Н. - кандидат исторических наук, доцент, (8722) 67-07-94, Дагестанская государственная медицинская академия, ул. Ленина, 1, г. Махачкала, 367000, Россия, е-mail: eco-dag@rambler.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Azizova A.N. - Candidate of Historical Sciences, Assistant professor, Dagestan State Medical Academy, 1 Lenina Street, Makhachkala, 367001, Russia, tel. +7 (8722) 67-07-94, е-mail: ecodag@rambler.ru

12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.